Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды/ Утратившие силу акты/ Законодательство о недрах/ Закон Республики Узбекистан от 23.09.1994 г. N 2018-XII "О недрах" (Старая редакция)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
23.09.1994 г.
N 2018-XII
О НЕДРАХ
Задачами настоящего Закона является регулирование отношений, возникающих при владении, пользовании и распоряжении недрами (горные отношения), в целях обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье, подземных водах и других нужд, охраны недр, окружающей природной среды и безопасности ведения работ при пользовании недрами, защиты интересов государства и граждан, а также охрана прав пользователей недр.
Горные отношения регулируются настоящим Законом и иными актами законодательства.
Горные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, поверхностных вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством.
Недра являются общенациональным достоянием и исключительной собственностью Республики Узбекистан.
Государственный фонд недр составляют как используемые, так и неиспользуемые участки недр, а также техногенные образования (отходы добычи и переработки минерального сырья).
Статья 5. Международные договоры
и соглашения
Если международными договорами или соглашениями Республики Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные законодательством Республики Узбекистан о недрах, то применяются положения международного договора или соглашения.
РАЗДЕЛ II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 6. Задачи государственного
регулирования горных отношений
Основными задачами государственного регулирования горных отношений являются:
обеспечение развития минерально-сырьевой базы;
определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и перспективу;
установление платы за пользование недрами и цен на отдельные виды минерального сырья;
установление норм и правил в области геологического изучения и охраны недр, рационального, комплексного использования минеральных ресурсов, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недр;
организация системы контроля и надзора за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов.
Статья 7. Государственное управление
в области горных отношений
Государственное управление в области горных отношений осуществляется Президентом Республики Узбекистан, Кабинетом Министров, местными органами власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами.
Специально уполномоченными государственными органами управления в области горных отношений являются Государственный комитет по охране природы, Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору, Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.
Статья 8. Компетенция Кабинета Министров
в области горных отношений
К компетенции Кабинета Министров относятся:
распоряжение государственным фондом недр;
разработка государственных программ развития минерально-сырьевой базы, охраны недр, рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, контроль за их реализацией;
организация системы лицензирования пользования недрами;
организация государственного учета и государственной регистрации работ, связанных с пользованием недрами;
определение порядка создания и ведения государственного фонда геологической информации, распоряжения информацией, полученной за счет государственных средств, пользование информацией, полученной юридическими и физическими лицами, финансировавшими проведение работ, связанных с пользованием недрами;
определение порядка утверждения разведанных запасов и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных образований, осуществления мониторинга недр;
установление перечня общераспространенных полезных ископаемых;
организация и координация государственного контроля и надзора за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов;
определение порядка и условий взимания платы за право пользования недрами;
установление порядка и условий выделения участков недр иностранным юридическим и физическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями для проведения геолого-разведочных работ, добычи и переработки минерального сырья, а также строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
решение иных вопросов в области регулирования горных отношений, предусмотренных актами законодательства.
Статья 9. Компетенция местных органов
власти в области горных отношений
К компетенции местных органов власти в области горных отношений относится:
участие в разработке и реализации на своей территории государственных программ развития минерально-сырьевой базы, охраны недр, рационального и комплексного использования минеральных ресурсов, осуществление контроля за их реализацией;
предоставление земельных отводов;
контроль и надзор за использованием и охраной недр;
приостановление работ по пользованию недрами в случае нарушения требований настоящего Закона.
Недра предоставляются в пользование для:
геологического изучения;
добычи полезных ископаемых;
строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа, других веществ и материалов, захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;
сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов;
обеспечения иных государственных и общественных потребностей.
Пользователями недр могут быть юридические и физические лица.
Пользование недрами может быть бессрочным и срочным.
Бессрочным признается пользование недрами без заранее установленного срока.
В срочное пользование недра предоставляются на срок, устанавливаемый лицензией. При необходимости этот срок может быть продлен.
Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование.
Статья 13. Предоставление недр для
геологического изучения
Недра для геологического изучения предоставляются на основании проекта на геологическое изучение, утвержденного в установленном порядке.
Государственная регистрация работ по геологическому изучению недр и разрешения на занятие земельных участков являются основанием для начала работ по геологическому изучению недр.
Иностранным юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями недра для геологического изучения предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.
Статья 14. Предоставление недр в пользование
для добычи полезных ископаемых и иных целей
Недра для добычи полезных ископаемых и иных целей, а также техногенные образования предоставляются в пользование на основании специальных разрешений (лицензий).
Перечень видов минеральных ресурсов, разработка которых подлежит лицензированию, порядок выдачи лицензий на право пользования недрами, а также порядок предоставления горных отводов определяются Кабинетом Министров.
Лицензия удостоверяет право ее владельца на проектирование предприятия, связанного с пользованием недрами, получение горного отвода и на его основе добычу полезных ископаемых, использование техногенных образований, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, захоронение вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства на определенном участке недр при соблюдении предусмотренных в лицензии условий и требований.
Допускается выдача лицензий юридическим и физическим лицам одновременно на несколько видов пользования недрами.
Лицензия является основанием для пользования недрами.
Выдача лицензии на право пользования недрами является основанием для предоставления земельного отвода. Предоставление земельного отвода производится в соответствии с земельным законодательством.
Горные отводы предоставляются Агентством по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.
На участки недр, предоставляемые в пользование в соответствии с лицензией для опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых (за исключением месторождений нефти и газа), добычи пресных подземных вод, сбора образцов камнесамоцветного сырья, палеонтологических остатков и других геологических коллекционных материалов, горный отвод не требуется.
Юридические и физические лица, финансировавшие геолого-разведочные работы, имеют исключительное право на получение лицензии для разработки разведанного месторождения.
Статья 15. Пользование недрами
для хозяйственных и бытовых нужд
Землевладельцы и землепользователи имеют право пользования недрами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и строительства подземных сооружений без предоставления лицензий в порядке, устанавливаемом законодательством.
экологическая экспертиза
Государственной экологической экспертизе подлежат проекты на проведение работ, связанных с пользованием недрами и переработкой минерального сырья.
Перечень работ, не требующих государственной экологической экспертизы, утверждается Государственным комитетом по охране природы.
Статья 17. Ограничение пользования
недрами
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в пределах установленных границ населенных пунктов, пригородных зеленых зон, объектов промышленности, транспорта, связи, водозаборов подземных вод и их охранных зон, а также иных особо охраняемых природных территорий.
Статья 18. Основные права и обязанности
пользования недрами
Пользователи недр имеют право использовать:
земельные участки для работ по геологическому изучению недр в порядке, устанавливаемом земельным законодательством;
результаты своей деятельности, включая полученную информацию о недрах, а также добытое минеральное сырье. В отдельных случаях Кабинет Министров может временно установить особые условия распоряжения добытым минеральным сырьем;
техногенные образования, полученные в процессе добычи полезных ископаемых и переработки минерального сырья, если иное не установлено лицензией.
Пользователи недр обязаны обеспечить:
пользование недрами в соответствии с целевым назначением;
производство работ в соответствии с проектом на пользование недрами;
полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр;
недопущение выборочной отработки богатых участков месторождений, сверхнормативных потерь полезных ископаемых при добыче и переработке минерального сырья;
учет состояния и движения запасов, потерь и разубоживания полезных ископаемых, а также своевременный пересчет, переутверждение запасов и их списание;
сохранение и учет попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых;
проведение наблюдений за режимом подземных вод на участках водозаборов и прилегающих к ним территорий;
немедленное извещение органов, осуществляющих контроль за охраной подземных вод, об изменениях состояния подземных вод;
безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами, разработку планов ликвидации аварий;
охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе пользования недрами и ее сохранности;
представление информации о недрах, а также данных о состоянии и движении запасов полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах в Государственный геологический фонд при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам (далее - Государственный геологический фонд);
приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
своевременное внесение платежей за пользование недрами.
Статья 19. Основания для прекращения
права пользования недрами
Право пользования недрами прекращается в случаях:
истечения установленного срока;
отказа пользователя от права на пользование недрами;
ликвидации предприятия либо иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование.
Право пользования недрами может быть достаточно прекращено, приостановлено или ограничено в случаях:
возникновения явной угрозы жизни или здоровью работников и населения, а также состоянию окружающей природной среды;
если пользователь недр в течение одного года не приступил к пользованию недрами;
систематического невнесения платежей за пользование недрами;
нарушения пользователем недр основных условий лицензии;
необходимость изъятия участков недр для других государственных или общественных нужд;
невыполнения положений, предусмотренных статьями 24, 30 и 33 настоящего Закона.
Землевладельца и землепользователи могут быть лишены права пользования недрами в случае нарушения требований законодательства.
пользования недрами
Право пользования недрами прекращается путем аннулирования соответствующими органами выданных ими лицензии и акта на горный отвод.
Вмешательство органов государственного управления, местных органов власти в деятельности пользователей недр не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Споры об обоснованности решения о приостановке, ограничении или прекращении права пользования недрами, а также о возмещении убытков рассматриваются судом.
Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством. Убытки, причиненные пользователю недр необоснованными приостановкой, ограничением или прекращением права пользования недрами, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона.
Плата взимается в виде налога за пользование недрами. Размеры, порядок исчисления и уплаты, а также льготы по нему устанавливаются законодательством.
ИЗУЧЕНИЕ НЕДР
Статья 24. Основные требования
к геологическому изучению недр
Пользователи недр, осуществляющие геологическое изучение, обязаны обеспечивать:
полноту геологического изучения недр, горно-технических, геолого-экономических и других условий разработки разведуемых месторождений, участков недр, предоставляемых в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также для захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;
достоверность определения количества и качества запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, техногенных образований, исследование свойств вскрышных и вмещающих пород для использования их в производстве и проведении работ по рекультивации земель, радиационно-гигиеническую оценку минерального сырья;
ведение работ по геологическому изучению недр методами и способами, исключающими неоправданные потери полезных ископаемых и снижение их качества;
изучение и выбор участков под размещение извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых, исключающее их вредное влияние на окружающую природную среду;
сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных производственных и хозяйственных целях, ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию;
сохранность геологической и исполнительно-технической документации, образцов горных пород и руд, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Статья 25. Передача разведанных месторождений полезных
ископаемых для промышленного освоения
Передаче для промышленного освоения подлежат только разведанные месторождения или их участки, запасы полезных ископаемых по которым утверждены в установленном порядке.
Разведанные месторождения полезных ископаемых, для которых не разработаны эффективные технологические схемы обогащения и переработки, а также не решены вопросы водообеспечения и складирования отходов, подлежат консервации и в промышленное освоение не передаются.
Статья 26. Первооткрыватели месторождений
полезных ископаемых
Лица, открывшие, разведавшие неизвестное ранее месторождение полезных ископаемых, имеющее промышленную ценность, а также выявившие дополнительные запасы полезных ископаемых или новое минеральное сырье в ранее известном месторождении, существенно увеличивающее его промышленную ценность, признаются первооткрывателями.
Первооткрывателями месторождений полезных ископаемых имеют право на вознаграждение. Порядок вознаграждения определяется Кабинетом Министров.
на информацию о недрах
Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, их технологических и иных свойствах, об условиях разработки месторождений полезных ископаемых, содержащаяся в геологических отчетах, картах и других материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы. Информация о недрах, полученная за счет средств государственного бюджета или внебюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также собственных средств пользователей недр, безвозмездно в обязательном порядке представляется по установленной форме в Государственный геологический фонд для учета, хранения и систематизации. Государственный геологический фонд обеспечивает конфиденциальность поступающей информации.
Порядок и условия использования информации о недрах устанавливается Кабинетом Министров.
Право собственности на информацию о недрах охраняется законом.
РАЗДЕЛ V. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ,
СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ
Статья 28. Особенности проектирования предприятий,
связанных с пользованием недрами
Проектирование предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, производится на основе утвержденных запасов и изучения недр на участке предполагаемого строительства с учетом обеспечения технической безопасности и экологического состояния района.
Проектирование подземных сооружений, связанных с захоронением вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства, допускается только при наличии геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических и иных данных, обосновывающих возможность захоронения.
Статья 29. Основные требования к проектированию
предприятий, связанных с пользованием недрами
В проектах на строительство предприятий по добыче полезных ископаемых и переработке минерального сырья должны быть предусмотрены:
эколого-экономическое обоснование проектируемых предприятий;
способы вскрытия и системы разработки месторождений полезных ископаемых, обеспечивающие наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также безопасность работников и населения;
рациональное использование вскрышных пород, а также их размещение с учетом свойств пород и требований рекультивации земель;
складирование, учет и сохранение попутно добываемых, но временно не используемых полезных ископаемых и техногенных образований;
геологическое изучение недр, вскрываемых в процессе строительства и эксплуатации подземных сооружений;
оценка воздействия на окружающую природную среду;
наиболее полное использование отходов переработки;
способы переработки, обезвреживания, утилизации, захоронения и временного складирования вредных веществ, радиоактивных и других отходов производства, сточных вод, содержащих вредные вещества, обеспечивающие предотвращение загрязнения окружающей природной среды;
меры по локализации вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства, сточных вод в строго определенных границах, обеспечивающие предотвращение их проникновения в соседние участки недр, подземные воды, на земную поверхность и в атмосферу.
РАЗДЕЛ VI. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, ПЕРЕРАБОТКЕ
МИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ И БЕЗОПАСНОМУ ВЕДЕНИЮ РАБОТ
Статья 30. Основные требования к разработке
месторождений полезных ископаемых и
переработке минерального сырья
Разработка месторождений полезных ископаемых производится в соответствии с утвержденными проектами предприятий по добыче полезных ископаемых, планами развития горных работ, проектами и схемами разработки месторождений нефти, газа и подземных вод и правилами технической эксплуатации, согласованными со специально уполномоченными государственными органами управления в области горных отношений.
При разработке месторождений полезных ископаемых и переработке минерального сырья должны быть обеспечены:
недопущение порчи разрабатываемых и соседних с ними месторождений полезных ископаемых и других участков недр в результате проводимых горных работ, а также сохранение запасов полезных ископаемых, консервируемых в недрах;
проведение инструментальных наблюдений за процессами сдвижения горных пород, деформациями земной поверхности, зданий, сооружений, устойчивостью уступов и бортов карьеров;
учет и контроль распределения и степени извлечения полезных компонентов на различных стадиях переработки минерального сырья;
соблюдение положений, изложенных в части второй статьи 18, статьях 28 и 29 настоящего Закона.
Статья 31. Ликвидация и консервация предприятий,
связанных с пользованием недрами
Предприятие по добыче полезных ископаемых или его часть, а также подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат полной или частичной ликвидации и (или) консервации в случаях:
истечения сроков пользования недрами;
досрочного прекращения права пользования недрами;
полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых при отсутствии перспектив их прироста и невозможности вовлечения в эксплуатацию забалансовых запасов;
экономической нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения или его участка;
возникновения угрозы затопления или разрушения горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, предотвращение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно;
минования надобности в использовании подземных сооружений, не связанных с пользованием недрами.
Ликвидация и (или) консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в установленном законодательством порядке.
До завершения процесса ликвидации и при консервации пользователь недр несет все обязанности по пользованию недрами и всю полноту ответственности в соответствии с лицензией и настоящим Законом.
Статья 32. Обеспечение безопасного ведения работ,
связанных с пользованием недрами
При строительстве, реконструкции и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, при выполнении работ по геологическому изучению недр и иных работ, связанных с пользованием недрами, должна быть обеспечена безопасность работников, населения и окружающей природной среды.
Ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на руководителей предприятий.
Статья 33. Основные требования по обеспечению
безопасного ведения работ, связанных
с пользованием недрами
Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются:
изучение и выполнение норм и правил по безопасному ведению работ, а также планирование и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий;
допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию;
обеспечение лиц, занятых на горных, буровых и иных работах, специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям норм и правил безопасности и санитарных норм;
учет, надлежащее хранение и расходование взрывчатых веществ и средств взрывания, а также правильное и безопасное их использование;
проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, необходимых и достаточных для обеспечения технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций;
систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей;
своевременное пополнение технической документации и планов ликвидации аварий данными, уточняющими границы зон безопасного ведения работ;
соблюдение проектных систем разработки месторождений твердых полезных ископаемых, проектов и технологических схем разработки и обустройства месторождений нефти, газа и подземных вод.
Запрещается ведение работ, связанных с пользованием недрами, если их состояние представляет опасность для жизни и здоровья людей.
Статья 34. Горноспасательные части и службы
по предупреждению и ликвидации открытых
нефтяных и газовых фонтанов
Горноспасательные части, а также службы по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов образуются для обслуживания пользователей недр.
Положение о горноспасательных частях и службах по предупреждению и ликвидации открытых нефтяных и газовых фонтанов утверждаются Кабинетом Министров.
Статья 35. Обязанности местных органов власти
и пользователей недр при ликвидации аварий
Местные органы власти, а также пользователи недр в случае аварий на предприятиях, связанных с пользованием недрами, обязаны предоставлять транспортные средства, материалы и оборудование, средства связи и медикаменты и оказывать другие виды помощи в ликвидации аварий.
ОХРАНА НЕДР
Статья 36. Основные требования по рациональному
использованию и охране недр
Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:
соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
обеспечение полноты геологического изучения, рационального, комплексного использования и охраны недр;
запрещение разработки месторождений полезных ископаемых и пользования недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, за пределами горных отводов;
обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно сними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых, а также полезных компонентов при переработке минерального сырья;
обеспечение рационального и комплексного извлечения из добытого минерального сырья содержащихся в нем компонентов, имеющих промышленное значение;
охрана месторождений полезных ископаемых от истощения, загрязнения, затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;
предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства;
соблюдение установленного порядка ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предупреждение необоснованной и самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения;
недопущение вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, на сохранность запасов полезных ископаемых, эксплуатируемых, консервируемых горных выработок, буровых скважин и подземных сооружений;
обеспечение безопасности работников и населения, охраны окружающей природной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Статья 37. Условия застройки площадей
залегания полезных ископаемых
Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешается только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых (кроме общераспространенных) и размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются в исключительных случаях по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления в области горных отношений при условии обеспечения возможности извлечения из недр полезных ископаемых.
Застройка площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускаются только с разрешения местных органов власти при наличии заключения специально уполномоченных государственных органов управления в области горных отношений.
Указанное заключение не требуется в тех случаях, когда объекты строительства размещаются в границах, предусмотренных утвержденными проектами застройки и планировки.
Застройка больших площадей залегания общераспространенных полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания крупных подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут производиться в исключительных случаях по решению Кабинета Министров.
Статья 38. Условия застройки площадей, прилегающих
к месторождениям полезных ископаемых
Не подлежат застройке без согласования со специально уполномоченными государственными органами управления в области горных отношений:
прилегающие к месторождениям полезных ископаемых площади, которые могут быть использованы при эксплуатации месторождений;
прилегающие к месторождениям полезных ископаемых площади, на которые может распространяться опасное и вредное влияние взрывных работ и оползней, образующихся при разработке этих месторождений.
Статья 39. Охрана участков недр, представляющих
особую научную или культурную ценность
Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке государственными заповедниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников и памятников, запрещается.
В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических обнажений и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом заинтересованным государственным органам.
Изъятие участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность, под государственные заповедники либо памятники природы или культуры производится в соответствии с законодательством.
РАЗДЕЛ VIII. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ РАБОТ,
СВЯЗАННЫХ С ПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕДРАМИ
Статья 40. Государственный учет и государственная
регистрация работ по геологическому
изучению недр
Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр.
Государственный учет и государственная регистрация работ проводятся Государственным геологическим фондом.
Производство работ по геологическому изучению недр без их государственной регистрации запрещается.
Статья 41. Государственный учет и
государственная регистрация участков недр,
предоставленных в пользование
Участки недр, предоставленные в пользование для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений и для иных целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, подлежат государственному учету и государственной регистрации по единой системе в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров.
Статья 42. Государственный кадастр месторождений,
проявлений полезных ископаемых и
техногенных образований
Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных образований должен содержать сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горно-технические, технологические, гидрогеологические и другие условия разработки месторождений и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых.
По техногенным образованиям кадастр должен содержать сведения по каждому складируемому объекту, характеризующие пит или вид техногенных образований с указанием их количественно-качественных показателей и горно-технических условий хранения.
Государственный кадастр месторождений, проявлений полезных ископаемых и техногенных образований ведется Государственным геологическим фондом.
Статья 43. Государственный баланс
запасов полезных ископаемых
Государственный баланс запасов полезных ископаемых должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, их размещение, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
Государственный баланс запасов месторождений полезных ископаемых ведется Государственным геологическим фондом.
Статья 44. Утверждение запасов
полезных ископаемых
Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасы полезных ископаемых, дополнительно разведанных в процессе разработки месторождений, подлежат утверждению.
В зависимости от вида, количества и качества минерального сырья запасы месторождений полезных ископаемых утверждаются Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Кабинете Министров или Центральной комиссией по запасам полезных ископаемых при Государственном комитете по геологии и минеральным ресурсам.
полезных ископаемых
Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при следующих геолого-разведочных работах или разработке месторождения, подлежат списанию с баланса пользователя недр с внесением соответствующих изменений в государственный баланс запасов полезных ископаемых.
Списание с учета пользователя недр запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, либо не подтвердившихся при последующих геолого-разведочных работах или разработке месторождения, производится органами, утвердившими запасы полезных ископаемых, при наличии заключений Государственного комитета по геологии и минеральным ресурсам и Агентства по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.
Списание с учета пользователя недр добытых и потерянных в процессе добычи полезных ископаемых производится Агентством по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору.
Мониторинг недр представляет собой систему наблюдений за состоянием недр для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Кабинетом Министров.
РАЗДЕЛ IX. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ НЕДР, ГЕОЛОГИЧЕСКИМ
ИЗУЧЕНИЕМ НЕДР И РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
МИНЕРАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 47. Задачи государственного контроля и надзора за
использованием и охраной недр, геологическим изучением недр
и рациональным использованием минеральных ресурсов
Государственный контроль и надзор за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов имеют своей задачей обеспечить соблюдение всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, их геологического изучения, требований по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также правил ведения государственного учета и отчетности.
Статья 48. Органы, осуществляющие государственный
контроль и надзор за использованием и охраной недр,
геологическим изучением недр и рациональным
использованием минеральных ресурсов
Государственный контроля и надзор за использованием и охраной недр, геологическим изучением недр и рациональным использованием минеральных ресурсов осуществляются местными органами власти, а также специально уполномоченными государственными органами управления в области горных отношений в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 49. Ведомственный контроль за
использованием и охраной недр
Ведомственный контроль за использованием и охраной недр осуществляется геологическими, маркшейдерскими или техническими службами пользователей недр.
Типовые положения о геологических и маркшейдерских службах утверждаются Кабинетом Министров.
РАЗДЕЛ X. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ
Статья 50. Рассмотрение споров по вопросам
использования и охраны недр
Споры по вопросам использования и охраны недр рассматриваются судом в порядке, устанавливаемом законодательством.
Статья 51. Ответственность за нарушение
законодательства о недрах
Лица, виновные в нарушении законодательства о недрах, несут ответственность в соответствии с законом.
Президент Республики Узбекистан |
И. Каримов |
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1994, N 10, ст. 252