ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Иные вопросы /Постановление Президента Республики Узбекистан от 01.04.2024 г. N ПП-147 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности творческих школ"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
01.04.2024 г.
N ПП-147
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ШКОЛ
В целях отбора, воспитания и развития таланта творческой молодежи, увлекающейся художественной литературой и другими творческими сферами, подготовки в будущем достойных кадров для узбекской литературы и искусства, средств массовой информации, воспитания нового поколения представителей творчества, преданных национальному самосознанию, Родине и народу:
1. Установить, что начиная с 2024/2025 учебного года в творческих школах системы Агентства специализированных образовательных учреждений (далее - творческие школы):
проводятся мастер-классы с участием общественно и творчески активных литераторов и общественных деятелей, пользующихся уважением среди широкой общественности;
единовременный платеж, выплачиваемый за проведенные мастер-классы, осуществляется за счет Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве специализированных образовательных учреждений, а расходы, связанные с их служебными командировками, - Союзом писателей Узбекистана;
в целях художественного перевода на узбекский язык лучших произведений мировой литературы организуется деятельность клубов "Молодые переводчики";
в целях изучения классической литературы, в том числе богатого научного наследия джадидов-просветителей, оставивших глубокий след в истории Родины, организуются уроки "Текстоведение" в рамках действующего опорного учебного плана;
налаживается практика издания два раза в год сборников учащихся под наименованием "Ижод богидан гулдаста";
в целях развития у учащихся нравственного, социально-эмоционального и эстетического вкуса на базе предмета "Изобразительное искусство и черчение" внедряется предмет "Искусство" ("ART");
в целях поддержки интересов учащихся в направлении искусственного интеллекта и робототехники и формирования в них навыков изобретательства в 7-9-х классах в рамках предмета "Технология" осуществляется обучение основам робототехники;
квалификационные категории педагогических кадров, преподающих предмет "Изобразительное искусство и черчение" и "Музыка", распространяются также на предмет "Искусство" ("ART"), квалификационные категории педагогических кадров, преподающих предмет "Информатика и информационные технологии", - на предмет "Технология";
проводятся практические занятия по обучению учащихся творческих школ коммерциализации результатов своей творческой деятельности, в частности в социальных сетях и на онлайн-платформах.
2. Одобрить предложение Министерства дошкольного и школьного образования и Союза писателей Узбекистана о проведении начиная с 2024/2025 учебного года смотра-конкурса среди учащихся общеобразовательных средних учреждений, направленного на отбор творческой молодежи в области художественной литературы и искусства.
Определить, что:
смотр-конкурс проводится ежегодно на районном (городском) и областном этапах;
учащиеся 6-х классов, занявшие призовые 1-е, 2-е и 3-е места на областном этапе конкурса, принимаются на учебу в творческие школы без экзаменов в рамках общих параметров приема;
расходы, связанные с организацией и проведением конкурса, осуществляются за счет Фонда поддержки одаренной молодежи при Агентстве специализированных образовательных учреждений.
3. Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.):
а) совместно с Союзом писателей Узбекистана (Саидов С.) в целях развития творческих способностей и обеспечения занятости учащихся наладить взаимное сотрудничество между творческими школами и творческими организациями;
б) с 1 сентября 2024 года внедрить практические занятия по обучению учащихся 10-х и 11-х классов творческих школ профессиям, в соответствии с которыми осуществляется подготовка учащихся:
совместно с Агентством культурного наследия (Абдикаримов Б.) - к профессиям гида, редактора и помощника реставратора;
совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана (Джурабаев А.) - к профессиям помощника режиссера на теле- и радиоканалах, ассистента режиссера звукозаписи, помощника редактора, а также репортера;
совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) - к профессиям редактора и дизайнера в печатных изданиях;
совместно с Национальной библиотекой Узбекистана имени Алишера Навои и ее филиалами в регионах - к профессиям в области сканирования и оцифровки, а также обработки оцифрованных ресурсов;
совместно с Министерством культуры (Назарбеков О.) - к профессиям искусствоведа в театрах, актерского искусства, режиссуры, в сфере народного творчества.
Установить, что занятия по обучению профессиям проводятся в рамках учебных часов и (или) внеурочных занятий, выделенных на действующий опорный учебный план.
4. Союзу писателей Узбекистана (Саидов С.) ежегодно:
принимать меры по изданию сборника творческих работ минимум двух учащихся каждой творческой школы в рамках проекта "Менинг биринчи китобим" ("Моя первая книга");
обеспечить участие в традиционном Зааминском семинаре минимум 5 талантливых учащихся из каждой творческой школы.
Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.) обеспечить каждую творческую школу комплектом книг "Туркий адабиётлар дурдоналари", состоящим из 100 томов.
5. Прикрепить творческие школы к высшим образовательным учреждениям и посольствам Республики Узбекистан в зарубежных государствах, указанным в приложении N 1.
Нижеследующим:
а) высшим образовательным учреждениям, указанным в приложении N 1:
до 1 мая 2024 года создать в прикрепленных творческих школах отделений кафедр высших образовательных учреждений по таким направлениям, как "язык", "литература" и "иностранные языки";
до 1 сентября 2024 года на основе традиции "наставник - ученик" принять меры по повышению профессионального и научно-творческого мастерства учащихся творческих школ;
начиная с 2024/2025 учебного года ежегодно организовывать смотры-конкурсы и предметные олимпиады, посвященные представителям творчества, внесшим огромный вклад в развитие сферы;
организовывать для учащихся творческих школ культурно-просветительские вечера, мастер-классы и творческие встречи, направленные на широкую пропаганду национальных ценностей и традиций;
б) посольствам Республики Узбекистан в зарубежных государствах, указанным в приложении N 1:
до 1 сентября 2024 года привлечь в каждую творческую школу минимум по два специалиста по иностранному языку;
оказывать содействие творческим школам в осуществлении программ обмена учащимися с международными школами зарубежных государств;
в течение 2024-2025 годов организовать повышение квалификации минимум 50 преподавателей творческих школ в зарубежных передовых образовательных учреждениях;
привлекать преподавателей и учащихся творческих школ к участию в международных конференциях, симпозиумах, предметных олимпиадах, конкурсах, специализированных выставках в разных направлениях;
до 1 сентября 2024 года принять меры по пополнению библиотечного фонда творческих школ зарубежной литературой, а также оказывать содействие им в установлении связей с ведущими зарубежными информационными библиотеками.
Установить, что меры, предусмотренные в подпункте "а" настоящего пункта, финансируются за счет внебюджетных средств соответствующего высшего образовательного учреждения, мероприятия, предусмотренные в подпункте "б", - за счет средств Фонда развития органов дипломатической службы Республики Узбекистан Министерства иностранных дел.
6. Утвердить:
Целевые показатели развития творческих школ, направленные на улучшение качества образовательно-воспитательного процесса и внеурочных занятий в творческих школах, системную организацию повышения потенциала педагогических кадров, согласно приложению N 2;
"Дорожную карту" по эффективной организации деятельности творческих школ и повышению результативности качества образования согласно приложению N 3.
Возложить на директора Агентства специализированных образовательных учреждений Уббиева А.Т. персональную ответственность за достижение целевых показателей.
7. Министерству дошкольного и школьного образования совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
8. Возложить на министра дошкольного и школьного образования Умарову Х.У. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Контроль за исполнением настоящего постановления, осуществление координации за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 01.04.2024 г. N ПП-147
ПЕРЕЧЕНЬ
высших образовательных учреждений
и посольств Республики Узбекистан в зарубежных
государствах, прикрепленных к творческим школам
в системе Агентства специализированных
образовательных учреждений
N |
Творческие школы |
Высшие образовательные учреждения |
Посольства Республики Узбекистан в зарубежных государствах
|
1. |
Творческая школа имени Халимы Худойбердиевой |
Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени А. Навои, Узбекский государственный университет мировых языков |
Посольство Республики Узбекистан в Китайской Народной Республике |
2. |
Творческая школа имени Хамида Алимджана и Зульфии |
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека, Государственная консерватория Узбекистана |
Посольство Республики Узбекистан в Великобритании |
3. |
Творческая школа имени Ибрагима Юсупова |
Каракалпакский государственный университет имени Бердаха, Государственная академия хореографии Узбекистана |
Посольство Республики Узбекистан в Федеративной Республике Германия |
4. |
Творческая школа имени Мухаммада Юсуфа |
Андижанский государственный институт иностранных языков, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана |
Посольство Республики Узбекистан в Японии |
5. |
Творческая школа имени Абдуллы Орипова |
Каршинский государственный университет, Узбекский национальный институт музыкального искусства имени Юнуса Раджаби |
Посольство Республики Узбекистан в Соединенных Штатах Америки |
6. |
Творческая школа имени Исхокхона Ибрата |
Наманганский государственный университет, Наманганский государственный институт иностранных языков |
Посольство Республики Узбекистан в Республике Корея |
7. |
Творческая школа имени Эркина Вохидова |
Ферганский государственный университет, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана |
Посольство Республики Узбекистан во Французской Республике |
8. |
Творческая школа имени Мухаммада Ризо Огахи |
Ургенчский государственный университет, Ташкентский государственный университет востоковедения |
Посольство Республики Узбекистан в Турецкой Республике |
9. |
Творческая школа имени Абдуллы Кадыри |
Ташкентский государственный университет востоковедения, Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода |
Посольство Республики Узбекистан в Объединенных Арабских Эмиратах |
к Постановлению Президента РУз
от 01.04.2024 г. N ПП-147
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
развития творческих школ
к Постановлению Президента РУз
от 01.04.2024 г. N ПП-147
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по эффективной организации деятельности
творческих школ и повышению результативности
качества образования
N |
Меры |
Механизм реализации |
Срок исполнения
|
Источник финансирования |
Ответственные за исполнение |
1. |
Совершенствование Положения о творческих школах. |
Разработка проекта постановления Правительства, предусматривающего утверждение Положения о творческих школах в системе Агентства специализированных образовательных учреждений. При этом предусмотреть утверждение: проекта Положения о творческих школах; проекта Концепции развития деятельности творческих школ до 2030 года. |
Август 2024 года |
- |
Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Министерство юстиции (А. Тошкулов) |
2. |
Совершенствование системы дополнительного стимулирования труда работников, осуществляющих деятельность в творческих школах. |
1. Разработка порядка использования средств, выделенных Фонду стимулирования работников творческих школ. |
Май 2024 года |
- |
Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Министерство экономики и финансов (О. Фозилкаримов), Министерство юстиции (А. Тошкулов) |
2. Внедрение в практику усовершенствованной системы оплаты труда административно-управленческих, педагогических, учебно-вспомогательных, технических и обслуживающих работников творческих школ. |
Сентябрь 2024 года |
||||
3. |
Утверждение типового штатного расписания творческих школ. |
1. Анализ действующего штатного расписания, а также разработка и утверждение типовых штатных расписаний творческих школ в новой редакции. |
Декабрь 2024 года |
- |
Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Министерство экономики и финансов (О. Фозилкаримов), Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Мусаев) |
2. Внедрение в практику типового штатного расписания творческих школ. |
Январь 2025 года |
||||
4. |
Обеспечение творческой школы имени Ибрагима Юсупова учебниками и учебными пособиями по предметам специализации на каракалпакском языке. |
1. Формирование авторских групп в целях создания нового поколения учебников и учебных пособий на каракалпакском языке. |
Май 2024 года |
Средства Фонда поддержки одаренной молодежи |
Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев) |
2. Поэтапная разработка, регулярное совершенствование нового поколения учебников и учебных пособий с изучением зарубежного опыта. |
Начиная с 2025 года |
||||
3. Поэтапное обеспечение творческой школы учебниками на каракалпакском языке, подготовленными на основе международных требований. |
Начиная с 2025/2026 учебного года |
||||
5. |
Проведение среди учащихся 6-х классов общеобразовательных средних школ смотров-конкурсов, направленных на выявление одаренных детей в области художественной литературы и искусства. |
1. Разработка и утверждение порядка проведения смотров-конкурсов, направленных на выявление одаренных учащихся в области литературы и искусства. При этом предусмотреть: проведение ежегодно районных (городских) и областных этапов; прием учащихся, завоевавших призовые места (1-е, 2-е, 3-е места) на областном этапе конкурса, в творческие школы без вступительных экзаменов в рамках общих параметров приема. |
Октябрь 2024 года |
Средства Фонда поддержки одаренной молодежи |
Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова), Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов) |
2. Организация смотров-конкурсов на высоком уровне, достойное награждение победителей. |
|||||
3. Исходя из результатов конкурса создание базы юных одаренных учащихся в области литературы и искусства. |
Начиная с 2025 года |
||||
6. |
Системная организация проведения в творческих школах мастер-классов с участием общественно и творчески активных литераторов и общественных деятелей, пользующихся уважением среди широкой общественности. |
1. Разработка порядка проведения мастер-классов. 2. Определение требований, предъявляемых к лицам, проводящим мастер-классы. 3. Отбор лиц, ведущих мастер-классы. |
Август 2024 года |
Средства Союза писателей Узбекистана и Фонда поддержки одаренной молодежи |
Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов) |
4. Проведение мастер-классов на системной основе. |
Сентябрь 2024 года |
||||
7. |
Налаживание системы регулярной публикации творческих работ учащихся творческих школ. |
1. Определение порядка издания творческих работ учащихся. |
Май 2024 года |
Средства Союза писателей Узбекистана и Фонда поддержки одаренной молодежи |
Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Союз писателей Узбекистана (С. Саидов) |
2. Формирование рабочей группы по сбору и редакции творческих работ учащихся. |
Ноябрь 2024 года |
||||
3. Издание сборника творческих работ учащихся. |
Ежегодно |
||||
8. |
Формирование здоровой конкуренции среди творческих школ. |
1. Разработка и утверждение критериев и порядка оценки результативности деятельности творческих школ. |
Май 2024 года |
Средства Фонда поддержки одаренной молодежи |
Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев) |
2. Определение рейтинга творческих школ исходя из результативности их деятельности. |
Ежегодно август |
||||
3. Внедрение системы стимулирования руководителей творческих школ, показавших наилучший результат по рейтингу. |
Начиная с 2024/2025 учебного года |
||||
9. |
Приведение образовательных процессов творческих школ в соответствие с требованиями международных образовательных организаций. |
1. Изучение требований международных образовательных организаций с созданием рабочей группы. |
Май 2024 года |
Средства Фонда поддержки одаренной молодежи |
Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев) |
2. Исходя из итогов изучения определение творческих школ, образовательные процессы которых будут приведены в соответствие с требованиями международных образовательных организаций, а также проведение переговоров с соответствующими международными образовательными организациями. |
Август 2024 года |
||||
3. Поэтапное приведение образовательных процессов творческих школ в соответствие с международными требованиями. |
2024-2030 годы |
||||
10. |
Обучение учащихся творческих школ коммерциализации своей творческой деятельности. |
1. Разработка плана обучения учащихся творческих школ коммерциализации своей творческой деятельности и определение ответственных. |
Май 2024 года |
- |
Агентство специализированных образовательных учреждений (А. Уббиев), Агентство по делам молодежи (А. Саъдуллаев) |
2. Организация практических занятий для учащихся на основе плана. При этом предусмотреть коммерциализацию творческой деятельности учащихся в социальных сетях и на онлайн-видеоплатформах. |
Начиная с мая 2024 года |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2024 г.