ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Банки. Кредитование. Валютное регулирование / Кредитование / Кредитование фермерских хозяйств и субъектов малого бизнеса /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 02.04.2024 г. N ПП-149 "О дополнительных мерах по совершенствованию финансирования бизнес-инициатив населения в рамках программ развития семейного предпринимательства"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.04.2024 г.

N ПП-149



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСИРОВАНИЯ

БИЗНЕС-ИНИЦИАТИВ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ

ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


В целях системного продолжения мер по обеспечению занятости и финансовой поддержке деятельности населения, направленной на получение дохода:


1. Принять к сведению, что:

проекты в рамках программ развития семейного предпринимательства в 2024 году (далее - программы) финансируются за счет погашения кредитов, выделенных в предыдущие годы, а также направления дополнительных средств;

ресурсы, сформированные за счет погашенных кредитов в рамках программ, направляются в первую очередь на финансирование проектов на данной территории;

целевые фонды для финансирования проектов и ресурсы Фонда реконструкции и развития размещаются в коммерческих банках по основной ставке Центрального банка;

в случае снижения основной ставки Центрального банка ресурсные средства и процентная ставка по кредиту пропорционально снижаются, а при увеличении - остаются без изменений.


2. Определить, что начиная с 1 апреля 2024 года кредиты в рамках программ выделяются самозанятым физическим лицам (за исключением лиц, имеющих основное место работы):

а) до 33 миллионов сумов, спустя один год - дополнительно до 50 миллионов сумов на револьверной основе при эффективности предпринимательской деятельности данного кредитополучателя, целевом использовании займа и при необходимости с ходатайством группы (не менее 3 граждан);

б) для использования данных кредитов в нескольких направлениях развития приусадебного хозяйства (птицеводство, кролиководство, животноводство, пчеловодство, рыбоводство и компактная теплица);

в) владельцам приусадебных земель, имеющим более 10 соток земельной площади, и арендаторам - до 50 миллионов сумов без залога;

г) для создания компактных теплиц на 10 сотках и организации рыбоводческой деятельности - до 100 миллионов сумов без залога.

При этом кредиты могут быть выделены наличными деньгами:

в направлении развития животноводства на покупку действительно доставленного скота (крупного рогатого скота, овец, коз) и идентифицированного (методом прикрепления бирки) районным (городским) отделом ветеринарии;

в направлении налаживания бизнеса на приусадебной земле населения с использованием им внутренних возможностей - гражданам, желающим заниматься предпринимательством, на строительство теплиц, выращивание скота, посев сезонных посевов на приусадебной земле на основе поручительства банка, прикрепленного по кредиту, и помощника хокима по осуществлению данных мер.

Прикрепленный к махалле банк и помощник хокима являются в равной мере заинтересованными и ответственными за результативность проектов семейного предпринимательства, реализуемых в махалле за счет кредитов.


3. Комитету по развитию конкуренции и защите прав потребителей совместно с Торгово-промышленной палатой и Налоговым комитетом в целях обеспечения прозрачности при поставке продукции (услуг) за счет кредитов в рамках программ осуществлять усиленный контроль за формированием конкурентной среды на свободной торговой площадке "маркетплейс", недопущением искусственного завышения цен, обеспечением своевременной и качественной поставки продукции (услуг) предприятиями-поставщиками.


4. Агентству по работе махаллабай и развитию предпринимательства совместно с уполномоченными банками начиная с 1 июля 2024 года внедрить механизм осуществления мониторинга за целевым использованием кредитов, выделенных в рамках программ в махаллях, а также оценки их эффективности.


5. Министерству экономики и финансов направить средства, выделенные для финансирования целевых программ из республиканского бюджета Республики Узбекистан АКБ "Халк банки" в размере 2 027 миллиардов сумов и АКБ "Микрокредитбанк" - 790 миллиардов сумов, а также Фондом реконструкции и развития - АКБ "Халк банки" - 1 837 миллиардов сумов и АКБ "Микрокредитбанк" - 1 233 миллиардов сумов, на повышение уставного капитала данных банков.


6. С 1 апреля 2024 года имеющиеся средства и средства, формируемые за счет погашения ранее выделенных кредитов в рамках программ "Развитие ремесленничества", "Поддержка женского предпринимательства", "Поддержка молодежного предпринимательства", "Yoshlar - kelajagimiz", направить на программу "Каждая семья - предприниматель".


7. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению.


8. Центральному банку совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.


9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению Президента РУз

от 02.04.2024 г. N ПП-149



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления Президента

Республики Узбекистан и Правительства

Республики Узбекистан



1. Абзац второй пункта 9 постановления Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2018 года N ПП-3777 "О реализации программы "Каждая семья - предприниматель" изложить в следующей редакции:

"до 33 миллионов сумов - самозанятым физическим лицам (за исключением лиц, имеющих основное место работы) и субъектам малого предпринимательства, прошедшим государственную регистрацию в установленном порядке, на основе рекомендаций помощника хокима, закрепленного за каждой махаллей".


2. В пункте 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 20 декабря 2021 года N ПП-55 "О дополнительных мерах по развитию семейного предпринимательства и расширению источников доходов населения":


а) в подпункте "б":

абзац второй изложить в следующей редакции:

"самозанятым лицам (за исключением лиц, имеющих основное место работы) и субъектам предпринимательства, изъявившим желание заняться семейным предпринимательством, определенной трудовой деятельностью, направленной на получение дохода, и расширить вид деятельности, - сроком от трех до четырех лет, включая льготный период от шести месяцев до одного года";

абзац третий изложить в следующей редакции:

"для животноводства (разведение крупного рогатого скота, овец, коз), рыбоводства и птицеводства (направление - производство яиц) сроком от трех до четырех лет, включая льготный период до одного года";

в абзаце шестом слова "на срок до 3 лет" заменить словами "сроком от трех до четырех лет";


б) подпункт "г" изложить в следующей редакции:

"г) кредиты в направлении развития животноводства выделяются для разведения скота (крупного рогатого скота, овец, коз), ввезенного из-за рубежа или локализованного (выращенного в племенных хозяйствах) и идентифицированного (методом прикрепления бирки) отделом ветеринарии".


3. Из абзаца седьмого пункта 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 31 января 2023 года N ПП-39 "О дополнительных мерах по поднятию на новый этап поддержки бизнес-инициатив населения в рамках программ развития семейного предпринимательства" слова "(с ограничением возможности обналичивания)" исключить.


4. Пункт 10 постановления Президента Республики Узбекистан от 14 сентября 2023 года N ПП-306 "О мерах финансовой и институциональной поддержки развития малого бизнеса" изложить в следующей редакции:

"10. Установить, что с 1 января 2024 года кредиты в рамках программ развития семейного предпринимательства предоставляются на срок от 3 до 4 лет, включая льготный период от 6 месяцев до 1 года, с годовой ставкой, превышающей основную ставку Центрального банка на 4 процентных пункта".


5. В тексте на государственном языке постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2024 года N ПП-89 "О дополнительных мерах по созданию благоприятных условий для предпринимателей Хорезмской области" абзац второй пункта 1 после слов "ушбу маблағлар" дополнить словами "оилавий тадбиркорликни ривожлантириш дастурлари, шунингдек,".


6. В абзаце первом пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 7 марта 2024 года N ПП-122 "О дополнительных мерах по поддержке организации и развития женского предпринимательства" слова "на срок 5 лет, включая льготный период 2 года" заменить словами "на срок 7 лет, включая льготный период 3 года".


7. В тексте на государственном языке постановления Кабинета Министров от 8 июля 2022 года N 373 "Об утверждении Положения о порядке предоставления кредитов через единую электронную платформу программ развития семейного предпринимательства":


а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Камбағалликни қисқартириш ва бандлик вазирининг ўринбосари ҳоким ёрдамчилари билан биргаликда дастурлар доирасида ажратилган кредитлардан мақсадли фойдаланилишини ва уларнинг самарадорлигини мониторинг қилиб бориш ҳамда кредитларнинг ўз вақтида қайтарилиши бўйича сектор раҳбарлари билан биргаликда тегишли чораларни кўришга масъул этиб белгилансин";


б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5. Мазкур қарорнинг бажарилишини назорат қилиш Ўзбекистон Республикаси Бош вазирининг ўринбосари - иқтисодиёт ва молия вазири Ж.А. Қўчқоров зиммасига юклансин";


в) в приложении:


абзац девятый пункта 5 изложить в следующей редакции:

"бино ва иншоотлар сотиб олиш ва қуриш (Ҳунармандчиликни ривожлантириш дастури, Фермер, деҳқон хўжаликлари ва томорқа ер эгаларини қўллаб-қувватлаш дастури доирасида дала дўкони, уруғлик, минерал ўғит ва кўчат дўконлари ташкил қилиш ҳамда енгил конструкцияли бино ва иншоотлар қуриш, кичик ишлаб чиқариш ва хизмат кўрсатиш йўналишида қурилиши 25-30 фоиз якунига етказилмаган бинолар қурилишини якунига етказиш, тадбиркорлик фаолияти билан боғлиқ биноларни таъмирлаш бундан мустасно) учун ажратилмайди";


абзац третий пункта 7 заменить абзацами третьим и четвертым следующего содержания:

"Чорвачиликни ривожлантириш йўналишидаги кредитлар четдан келтирилган ёки маҳаллийлаштирилган (наслчилик хўжаликларида етиштирилган) ва ветеринария бўлими томонидан идентификация қилинган (биркалаш усули) чорва молларини (қорамол, қўй, эчки) боқиш учун ўзини ўзи банд қилган шахсларга ажратилади.

Бунда, кредитлар томорқасида бизнесни йўлга қўйиш учун ўзларининг ички имкониятларидан фойдаланган ҳолда тадбиркорлик қилиш истагини билдирган аҳолига иссиқхона қуриш, чорва моллари боқиш, томорқага мавсумий экинлар экиш учун бериладиган кредитлар бириктирилган банк ва ҳоким ёрдамчисининг ушбу тадбирлар амалга оширилиши борасидаги кафиллиги асосида нақд пулда берилиши мумкин";


в пункте 13:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"13. Ўзини ўзи банд қилган жисмоний шахсларга (асосий иш жойига эга шахслар бундан мустасно) ҳамда белгиланган тартибда давлат рўйхатидан ўтган кичик тадбиркорлик субъектларига 33 миллион сўмгача бўлган миқдорда кредит ажратилишида ҳоким ёрдамчисининг тавсияномаси асос ҳисобланади. Бунда тижорат банклари ўз маблағлари ҳисобидан кредитнинг қайтмаслик хатарини суғурталайди";

дополнить абзацем вторым следующего содержания:

"Бир йилдан сўнг ушбу қарз олувчининг тадбиркорлик фаолияти самарадорлиги, қарзнинг мақсадли ишлатилганлиги ҳамда заруратга қараб гуруҳ кафиллиги (камида 3 нафар фуқаро) билан қўшимча 50 млн сўмгача револьвер асосида кредит ажратилади";

абзац второй считать абзацем третьим;


в пункте 30-4:

из абзаца первого слова "(нақдлаштириш имкониятини чеклаган ҳолда)" исключить;

из абзаца третьего слова "нақдлаштириш имкониятисиз тегишли" исключить;


дополнить пунктами 30-8 - 30-11 следующего содержания:

"30-8. Аҳолига ушбу кредитлардан томорқани ривожлантиришнинг бир нечта йўналишларида (паррандачилик, қуёнчилик, чорвачилик, асаларичилик, балиқчилик ва ихчам иссиқхона) фойдаланишга рухсат этилади.

30-9. Ер майдони 10 сотихдан ортиқ бўлган томорқа ер эгаларига 50 млн сўмгача гаровсиз кредитлар ажратилади.

30-10. 10 сотихли ихчам иссиқхоналарни барпо этиш ва балиқчилик фаолиятини ташкил этиш учун ташаббускорларга 100 млн сўмгача гаровсиз кредитлар ажратилади.

30-11. Маҳсулот етказиб берувчи томонидан маҳсулотга тегишли зарур маълумотлар (мотороллер, мотокультиватор, тикув машиналарининг мотор, двигатель ёки кузов серия рақами) шартномага киритилмаса, маркетплейс тизимида шартнома расмийлаштириш имконияти автоматик тарзда чекланади";


из пункта 40 слова "шартнома суммасининг 0,1 фоизидан ошмаган, лекин БҲМнинг 1 фоизидан кам бўлмаган миқдорда" исключить;


пункт 44 изложить в следующей редакции:

"44. Туман (шаҳар) марказлари қуйидаги ҳолларда маҳсулот етказиб берувчини маркетплейс тизимида иштирок этишдан четлатади ва Ноҳалол таъминотчилар реестрига киритади:

маҳсулот етказиб берувчи ва қарз олувчи ўзаро келишган ҳолда кредит маблағини нақдлаштириш орқали мақсадсиз ишлатганлиги аниқланганда;

ўзига нисбатан тўловга қобилиятсизлик тартиб-таомиллари жорий этилган бўлса;

маҳсулот етказиб берувчи томонидан таклиф этилаётган маҳсулот ва хизматлар малака, техник ва тижорат талабларига жавоб бермаса;

маҳсулот етказиб берувчи кредитни ажратиш ва (ёки) маҳсулотларни танлаш (етказиб бериш) жараёнида қарз олувчилар томонидан бирор-бир хатти-ҳаракатнинг содир этилишига, қарор қабул қилинишига ёки бирор-бир харид қилиш тартиб-таомилининг қўлланилишига таъсир ўтказиш мақсадида қарз олувчининг, тижорат банкларининг ёки бошқа давлат органининг исталган ҳозирги ёки собиқ мансабдор шахсига ёки ходимига ҳар қандай шаклдаги ҳақни, ишга ёллаш тўғрисидаги таклифни ёхуд исталган бошқа қимматбаҳо ашёни ёки хизматни бевосита ёхуд билвосита таклиф қилса, берса ёки беришга розилик билдирса;

маҳсулот етказиб берувчи рақобатга қарши ҳаракатларни содир этса ёки қонунчиликни бузган ҳолда манфаатлар тўқнашувини келтириб чиқарса.

Маҳсулот етказиб берувчилар қуйидаги ҳолларда маркетплейс тизимида автоматлаштирилган ҳолда Ноҳалол таъминотчилар реестрига киритилади:

солиқ ҳисоботида тегишли маҳсулот кирим бўлмаганда;

унда солиқлар ва йиғимларни тўлаш бўйича муддати ўтган қарздорлик мавжуд бўлса;

маҳсулот етказиб берувчи 5 ва ундан ортиқ шартнома бўйича маҳсулотлар етказиб берилганлиги тўғрисида ҳисоб-фактура расмийлаштирилган, бироқ ҳоким ёрдамчиси томонидан ҳақиқатда маҳсулот етказиб берилмаганлиги тўғрисида далолатнома расмийлаштирилганда;

ушбу Низомнинг 43-бандига мувофиқ хизмат кўрсатилган фуқароларнинг 30 фоизидан кўпи томонидан салбий баҳоланганда".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 3 апреля 2024 г.

















































Время: 0.0339
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск