Внимание!

NB! Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Июнь, 2024 год / Законодательные основы деятельности государственных органов / Регулирование деятельности и структуры министерств и ведомств /

Закон Республики Узбекистан от 05.06.2024 г. N ЗРУ-931 "О конфликте интересов" (Принят Законодательной палатой 25.10.2022 г., одобрен Сенатом 01.06.2023 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

05.06.2024 г.

N ЗРУ-931



О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ


Принят Законодательной палатой 25 октября 2022 года

Одобрен Сенатом 1 июня 2023 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Цель и сфера действия настоящего Закона


Целью настоящего Закона является регулирование отношений, связанных с конфликтом интересов.

Действие настоящего Закона распространяется на государственные органы и органы государственной власти на местах, государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, государственные целевые фонды, а также на акционерные общества с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более (далее - государственные органы или иные организации).

Действие настоящего Закона в отношении:

юридических лиц с совокупной долей государственных органов или иных организаций в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более;

юридических лиц с совокупной долей организаций, указанных в абзаце втором части третьей настоящей статьи, в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более, распространяется только к отношениям, осуществляемым ими в сфере государственных закупок.



Статья 2. Законодательство о конфликте интересов


Законодательство о конфликте интересов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Законами, регулирующими ведение досудебного производства по уголовным делам, а также отношения, возникающие при ведении судебного производства, могут быть установлены иные правила урегулирования отношений, связанных с конфликтом интересов.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о конфликте интересов, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


сотрудник государственного органа или иной организации - работник управленческого персонала, осуществляющий трудовую (служебную) деятельность в государственных органах или иных организациях на основании трудового договора (контракта) либо на избираемых или назначаемых должностях;


конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных или служебных обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства;


специальное подразделение по урегулированию конфликта интересов (далее - специальное подразделение) - подразделения внутреннего антикоррупционного контроля и (или) кадровые подразделения государственных органов или иных организаций;


личная заинтересованность - любая выгода или преимущество, которую может получить сотрудник государственного органа или иной организации или связанные с ним лица, в результате непосредственного либо косвенного принятия им решения или иного его участия в этом процессе;


близкие родственники - родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов.



Статья 4. Основные принципы регулирования

отношений, связанных с конфликтом интересов


Основными принципами регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов являются:

законность;

приоритетность законных интересов граждан, организаций, общества и государства;

открытость и прозрачность;

объективность;

нетерпимость к коррупции.



Статья 5. Связанные лица сотрудника

государственного органа или иной организации


Связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации признаются следующие лица:

близкие родственники сотрудника государственного органа или иной организации;

юридическое лицо, акциями или долями уставного фонда (уставного капитала) которого владеют сотрудник государственного органа или иной организации и (или) его близкие родственники;

юридическое лицо, в котором сотрудник государственного органа или иной организации или его близкие родственники являются руководителями или членами органа управления.



Статья 6. Права и обязанности сотрудника

государственного органа или иной организации

при регулировании отношений, связанных

с конфликтом интересов


Сотрудник государственного органа или иной организации при регулировании отношений, связанных с конфликтом интересов имеет право:

обращаться за консультацией в специальное подразделение;

предоставлять дополнительные сведения помимо сведений, которые должны быть представлены в декларации о потенциальном конфликте интересов в электронной или письменной форме.

Сотрудник государственного органа или иной организации обязан:

добросовестно выполнять свои должностные обязанности или служебные полномочия и воздерживаться от любых действий, связанных с его личными интересами, которые влияют или могут повлиять на их выполнение;

не допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов при выполнении должностных обязанностей или служебных полномочий;

в случае возникновения реального конфликта интересов уведомлять своего непосредственного руководителя (руководителя организации - вышестоящего руководителя) или специальное подразделение до принятия решения по документам, находящимся в его делопроизводстве;

не принуждать находящихся в его непосредственном подчинении сотрудников или иных сотрудников к действиям (бездействию), прямо или косвенно преследующих его личные интересы;

сообщить в течение одного рабочего дня о случае поступления предложений о приеме на работу от организации или ее структурного подразделения, находящегося под контролем государственного органа или иной организации, где он сам осуществляет трудовую (служебную) деятельность;

сообщать об известных ему случаях конфликта интересов в отношении других сотрудников;

предоставлять сведения по запросу специального подразделения в целях урегулирования потенциальных конфликтов интересов.

Сотрудник государственного органа или иной организации может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 7. Права и обязанности связанных лиц

сотрудника государственного органа или иной

организации при регулировании отношений,

связанных с конфликтом интересов


Связанные лица сотрудника государственного органа или иной организации при вступлении в отношения с государственным органом или иной организацией, в котором осуществляет трудовую (служебную) деятельность данный сотрудник, имеют право:

получать бесплатную консультацию от специального подразделения для предотвращения конфликта интересов;

обжаловать действия (бездействие) или решения государственного органа или иной организации по урегулированию конфликта интересов.

Связанные лица сотрудника государственного органа или иной организации при вступлении в отношения с государственным органом или иной организацией, в котором осуществляет трудовую (служебную) деятельность данный сотрудник, обязаны:

не допускать конфликт интересов в личных интересах;

заполнять декларацию о потенциальном конфликте интересов в электронной или письменной форме, не вносить в нее заведомо ложные и недостоверные сведения.

Представление связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации заведомо ложных или недостоверных сведений в декларации о потенциальном конфликте интересов может повлечь правовые последствия, установленные настоящим Законом.



Статья 8. Ограничения по предупреждению

конфликта интересов в деятельности сотрудника

государственного органа или иной организации


В целях предупреждения конфликта интересов сотрудник государственного органа или иной организации не вправе:

получать личную выгоду путем злоупотребления служебным положением;

скрывать сведения либо предоставлять заведомо ложную или недостоверную информацию при раскрытии информации о конфликте интересов;

работать по совместительству в организациях, одна из которых подчинена или подконтрольна другой, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

быть учредителем (акционером, участником) коммерческих организаций, за исключением случаев владения до десяти процентов свободно обращающихся акций акционерных обществ;

владеть акциями или долями в уставном фонде (уставном капитале) субъекта предпринимательской деятельности, находящегося под контролем государственного органа или иной организации, где он осуществляет трудовую (служебную) деятельность, а также быть членом органа управления данных субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в законах Республики Узбекистан и решениях Президента Республики Узбекистан или когда это является его должностными обязанностями в соответствии с законодательством. При этом, в случаях занятия должности сотрудника государственного органа или иной организации лицом, владеющим акциями или долями в уставном фонде (уставном капитале) подконтрольных субъектов предпринимательской деятельности либо являющимся членом органов управления данных субъектов предпринимательской деятельности, данное лицо должно в течение одного месяца реализовать эти акции или доли, выйти из членства органов управления в порядке, установленном законодательством;

участвовать в качестве представителя в рассмотрении дел, касающихся его или связанных с ним лиц, в государственных органах или иных организациях, где он сам осуществляет трудовую (служебную) деятельность, если в соответствии с законодательством он не является законным представителем;

участвовать в покупке или получении в аренду имущества организации, где он сам осуществляет трудовую (служебную) деятельность.

Сотрудник государственного органа или иной организации, с которым был прекращен трудовой договор или уволенный со службы, в течение двух лет принимается на работу организациями или их структурными подразделениями, над которыми он прямо или косвенно осуществлял контроль в последнем месте работы, на основании заключения должностного лица, осуществляющего функции подразделения антикоррупционного контроля организации, где он сам осуществлял трудовую (служебную) деятельность.

Ограничение, указанное в абзаце пятом части первой настоящей статьи, распространяется только на сотрудников государственных органов, органов государственной власти на местах, государственных целевых фондов, руководителей государственных учреждений и государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более.

Ограничение, указанное в абзаце восьмом части первой настоящей статьи, распространяется также на связанные лица сотрудника государственного органа или иной организации.

Для целей настоящего Закона под словом "контроль" в настоящей статье признается право сотрудника государственного органа или иной организации проверять деятельность соответствующей организации лично или через лицо, находящееся в его подчинении, либо применять в отношении ее любые льготы (преференции), установленные законодательством, или привлекать ее к любой ответственности (инициировать привлечение к ответственности), либо выдавать ей лицензии и другие документы разрешительного характера (принимать уведомления).

С учетом специфики должностных обязанностей или служебных полномочий сотрудника государственных органов или иных организаций к нему могут быть применены иные ограничения, установленные законодательством.



ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНФЛИКТОМ ИНТЕРЕСОВ


Статья 9. Полномочия Агентства по противодействию

коррупции Республики Узбекистан в сфере регулирования

отношений, связанных с конфликтом интересов


Агентство по противодействию коррупции Республики Узбекистан является специально уполномоченным государственным органом в сфере регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов (далее - специально уполномоченный государственный орган).

Специально уполномоченный государственный орган:

запрашивает и изучает информацию и материалы, связанные с конфликтом интересов, от государственных органов или иных организаций;

координирует деятельность государственных органов или иных организаций в сфере урегулирования отношений, связанных с конфликтом интересов;

изучает деятельность государственных органов или иных организаций в сфере урегулирования отношений, связанных с конфликтом интересов, в том числе на основании обращений физических и юридических лиц;

при выявлении обстоятельств, связанных с конфликтом интересов, вносит в государственные органы или иные организации представление о прекращении сделки, изменении или отмене решения и иного документа либо вносит в суд иск о признании их недействительными;

утверждает типовые формы Реестра учета конфликта интересов, уведомления о реальном конфликте интересов и декларации о потенциальном конфликте интересов;

объявляет методические рекомендации по урегулированию конфликта интересов для государственных органов или иных организаций;

осуществляет контроль за достижением полного возмещения ущерба интересам граждан, организаций, общества или государства причиненных в результате конфликта интересов;

организует систематическое повышение квалификации сотрудников специальных подразделений, обучение, направленное на формирование у них соответствующих навыков;

в соответствии с законодательством об административной ответственности составляет протокол об административном правонарушении, связанном с несоблюдением требований законодательства о конфликте интересов и направляет его для рассмотрения в суд.

Специально уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия государственных органов

или иных организаций в сфере регулирования

отношений, связанных с конфликтом интересов


Государственные органы или иные организации в сфере регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов:

организуют систему информирования сотрудниками о реальном конфликте интересов;

размещают установленную форму декларации о потенциальном конфликте интересов и уведомление о реальном конфликте интересов на своих официальных веб-сайтах;

изменяют или отменяют в установленном порядке решения, принятые с допущением конфликта интересов;

изменяют или отменяют сделки, совершенные с допущением конфликта интересов, либо в установленном порядке обращаются в суд с исками о признании таких сделок недействительными;

организуют деятельность по урегулированию отношений, связанных с конфликтом интересов, комиссий по этике и специальных подразделений;

определяют внутриведомственный порядок по предупреждению конфликта интересов в государственных органах или иных организациях;

обеспечивают объективность организации служебной проверки по выявленному конфликту интересов и рассмотрение ее результатов комиссиями по этике;

принимают меры по поощрению сотрудников, показывающих пример в предупреждении конфликта интересов;

принимают меры по обеспечению возмещения ущерба, причиненного гражданам, организациям, обществу или государству в результате конфликта интересов, а также по восстановлению доверия населения к соответствующему государственному органу или иной организации.

Государственные органы или иные организации могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия комиссии по этике

государственных органов или иных организаций

в сфере регулирования отношений, связанных

с конфликтом интересов


Контроль за соблюдением требований настоящего Закона сотрудником государственного органа или иной организации осуществляет комиссия по этике, созданная в этом государственном органе или иной организации.

Комиссия по этике:

принимает меры по обеспечению соблюдения сотрудником государственного органа или иной организации требований, установленных настоящим Законом;

рассматривает вопросы о достаточности (правильности) мер, принимаемых по урегулированию конфликта интересов;

осуществляет коллегиальный контроль за случаями, связанными с реальным конфликтом интересов;

по результатам служебной проверки выносит заключение о наличии (отсутствии) нарушений требований, установленных настоящим Законом, сотрудниками государственного органа или иной организации;

вносит руководителю государственного органа или иной организации предложение о привлечении к ответственности сотрудника, не сообщившего о конфликте интересов, предоставившего заведомо ложную или недостоверную информацию либо скрывшего такую информацию.

Комиссия по этике может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия специального подразделения

в сфере регулирования отношений, связанных

с конфликтом интересов


Специальное подразделение:

обобщает информацию о выявленных случаях конфликта интересов сотрудником государственного органа или иной организации;

проводит служебную проверку в отношении сотрудника государственного органа или иной организации, нарушившего требования настоящего Закона;

проводит разъяснительную работу по предупреждению конфликта интересов среди сотрудников государственного органа или иной организации в соответствии с законодательством;

рассматривает декларации о потенциальном конфликте интересов, а также уведомление о реальном конфликте интересов, по результатам которых вносит предложения в комиссию по этике;

дает заключение о наличии или отсутствии конфликта интересов в связи с сообщениями о конфликте интересов сотрудником государственного органа или иной организации;

анализирует случаи конфликта интересов, выявленные в государственных органах или иных организациях, и разрабатывает предложения по их урегулированию;

готовит и обеспечивает размещение ежегодных отчетов о состоянии соблюдения требований настоящего Закона в государственных органах или иных организациях на его официальном веб-сайте.

Специальное подразделение может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ

О КОНФЛИКТЕ ИНТЕРЕСОВ И ВЫЯВЛЕНИЮ

КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ


Статья 13. Раскрытие информации о конфликте интересов


Раскрытие информации о конфликте интересов осуществляется путем представления сотрудником государственного органа или иной организации уведомления о реальном конфликте интересов и декларации о потенциальном конфликте интересов.

Раскрытие информации о конфликте интересов связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации осуществляется путем представления ими декларации о потенциальном конфликте интересов.



Статья 14. Уведомление о реальном конфликте интересов


Уведомление о реальном конфликте интересов должно содержать следующие сведения:

фамилию, имя, отчество и должность сотрудника государственного органа или иной организации, сообщающего о реальном конфликте интересов, а также персональный идентификационный номер физического лица;

фамилию, имя, отечество близкого родственника сотрудника государственного органа или иной организации, с которым возникает конфликт интересов, персональный идентификационный номер физического лица (при наличии) или наименование связанного лица сотрудника государственного органа или иной организации и его идентификационный номер налогоплательщика;

информацию о реальном конфликте интересов.

Уведомление о реальном конфликте интересов должно содержать указание на принятые меры по урегулированию конфликта интересов, удостоверено собственноручной подписью или электронной цифровой подписью сотрудника государственного органа или иной организации и (или) его непосредственным руководителем (в отдельных случаях - его заместителем).



Статья 15. Порядок представления уведомления

о реальном конфликте интересов


Сотрудник государственного органа или иной организации обязан заполнить и представлять уведомление о реальном конфликте интересов в установленной форме своему непосредственному руководителю (руководителю организации - вышестоящему руководителю) или специальному подразделению в течение одного рабочего дня с момента, когда ему стало известно о реальном конфликте интересов в следующих случаях, если:

на работу приняты близкие родственники с непосредственной подчиненностью (за исключением случаев принятия на работу на должность, входящую в политическую группу должностей государственной гражданской службы) или к его работе на основании гражданско-правового договора привлечены связанные с ним лица;

он участвует в принятии решений по вопросам, касающимся связанных с ним лиц;

близкий родственник работает в качестве ответственного должностного лица по направлению проверки в проверяемом объекте (юридическое лицо) или данный объект (юридическое лицо) проверки является связанным с ним лицом;

ему стало известно о любых иных реальных конфликтах интересов.



Статья 16. Порядок рассмотрения уведомления

о реальном конфликте интересов


Руководящий сотрудник государственного органа или иной организации и руководитель специального подразделения считаются ответственными за урегулирование конфликта интересов.

Руководитель структурного подразделения государственных органов или иных организаций обязан в течение одного рабочего дня предоставить специальному подразделению информацию о принятых в рамках его полномочий мерах по урегулированию реального конфликта интересов.

Специальное подразделение в течение трех дней представляет информацию в комиссию по этике для рассмотрения вопроса о достаточности (правильности) принятых мер.



Статья 17. Декларация о потенциальном конфликте интересов


Декларация о потенциальном конфликте интересов должна содержать следующие сведения:

должность сотрудника государственного органа или иной организации и его фамилию, имя, отчество, а также его персональный идентификационный номер физического лица;

фамилию, имя и отчество близких родственников сотрудника государственного органа или иной организации, их персональный идентификационный номер физического лица (при его наличии), а также место работы и должность;

официальное наименование акционерного общества, акционером которого является сотрудник государственного органа или иной организации, или его близкие родственники и его идентификационный номер налогоплательщика;

официальное наименование юридического лица, учредителем (участником), членом органа управления которого являются близкие родственники сотрудника государственного органа или иной организации, а также его идентификационный номер налогоплательщика.

Декларация о потенциальном конфликте интересов должна быть удостоверена собственноручной подписью или электронной цифровой подписью заполнившим ее сотрудником государственного органа или иной организации.



Статья 18. Порядок представления декларации

о потенциальном конфликте интересов


Сотрудник государственного органа или иной организации при изменении персональных данных должен заполнить и предоставить декларацию о потенциальном конфликте интересов в специальное подразделение ежегодно не позднее 15 января.

Кандидат в сотрудники государственного органа или иной организации при принятии на работу, а также сотрудник, переведенный на другую работу, должен заполнить и предоставить декларацию о потенциальном конфликте интересов установленной формы.

Специальное подразделение:

обобщает и анализирует ежегодную декларацию о потенциальном конфликте интересов ежегодно до 15 февраля;

вносит предложение в комиссию по этике ежегодно до 1 марта для обеспечения достаточности (правильности) мер по урегулированию потенциального конфликта интересов;

вносит предложение непосредственному руководителю сотрудника государственного органа или иной организации либо вышестоящему руководителю государственного органа или иной организации о принятии мер по урегулированию потенциального конфликта интересов на основании заключения, принятого комиссией по этике.

После предоставления кандидатом в сотрудники государственного органа или иной организации при приеме на работу или сотрудником государственного органа или иной организации при переводе на другую работу декларации о потенциальном конфликте интересов специальным подразделением в пятидневный срок проводится работа, предусмотренная частью третьей настоящей статьи.



Статья 19. Декларация о потенциальном конфликте

интересов, представляемая связанными лицами

сотрудника государственного органа

или иной организации


Декларация о потенциальном конфликте интересов, представляемая связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации, должна содержать следующие сведения:

фамилию, имя, отчество, персональный идентификационный номер физического лица или наименование и идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, которые являются связанными лицами сотрудника государственного органа или иной организации;

фамилию, имя и отчество, должность сотрудника государственного органа или иной организации;

сведения о родстве с сотрудником государственного органа или иной организации;

сведения о связанности юридического лица с сотрудником государственного органа или иной организации.

Декларация о потенциальном конфликте интересов должна быть удостоверена собственноручной подписью или электронной цифровой подписью заполнившего ее физического лица или представителя юридического лица (доверенного лица).



Статья 20. Выявление конфликта интересов


Выявление конфликта интересов осуществляется посредством изучения сведений, полученных из следующих источников:

декларации о потенциальном конфликте интересов, предусмотренной в статье 17 настоящего Закона;

предложений, полученных в процессе государственных закупок, протоколов заседаний закупочной комиссии, заключенных договоров;

обращений или сообщений физических и юридических лиц о реальном конфликте интересов или потенциальном конфликте интересов в деятельности сотрудника государственного органа или иной организации;

списков аффилированных лиц и конечных выгодоприобретателях (бенефициарах) коммерческих организаций;

модуля регистрации субъектов предпринимательства Единого портала интерактивных государственных услуг Республики Узбекистан;

информационной системы "Единый электронный архив ЗАГС";

межведомственного аппаратно-программного комплекса "Единая национальная система труда";

Центрального депозитария ценных бумаг;

представления, внесенного по результатам изучения, проведенного специально уполномоченным государственным органом.

Получение сведений из источников, указанных в абзацах пятом - девятом части первой настоящей статьи, осуществляется по запросу руководителя специального подразделения.

Обстоятельства реальных конфликтов интересов или потенциальных конфликтов интересов сотрудника государственного органа или иной организации, размещенные в средствах массовой информации, в том числе во всемирной информационной сети Интернет, устанавливаются путем сбора и изучения сведений о них.

Изучение сведений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, осуществляется специальным подразделением.



ГЛАВА 4. РАССМОТРЕНИЕ И ПРОВЕРКА МЕР,

ПРИНЯТЫХ ПО УРЕГУЛИРОВАНИЮ

КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ


Статья 21. Меры, принимаемые по отношению

к случаям конфликта интересов


Для урегулирования случаев конфликта интересов с учетом его особенностей следует принять одну из следующих мер:

перевод сотрудника государственного органа или иной организации, непосредственно подчиненного руководителю, по отношению к которому возник конфликт интересов, к другому руководителю, с которым не возникнет конфликт интересов;

добровольный самоотвод или принудительное отстранение сотрудника государственного органа или иной организации из состава коллегиального органа, где может возникнуть конфликт интересов;

пересмотр круга должностных обязанностей или служебных полномочий сотрудника государственного органа или иной организации;

установление ограничения на использование сотрудником государственного органа или иной организации информации и документов государственного органа или иной организации, которые могут привести к конфликту интересов;

обеспечение коллегиального контроля за осуществлением сотрудником государственного органа или иной организации полномочий по принятию решений в индивидуальном порядке в соответствии с законодательством;

представление предложений сотруднику государственного органа или иной организации об устранении у него личной заинтересованности в соответствии с законодательством;

отказ сотрудником от личной заинтересованности, противоречащей интересам государственного органа или иной организации, в которой он осуществляет трудовую (служебную) деятельность;

в случае невозможности принятия мер по устранению личной заинтересованности сотрудника государственного органа или иной организации, перевод его на другую должность, равнозначную предыдущей, или расторжение трудового договора (контракта) на общих основаниях с его согласия.

Меры по урегулированию конфликта интересов должны приниматься с согласия сотрудника государственного органа или иной организации.

При принятии мер по урегулированию конфликта интересов государственными органами или иными организациями не допускается отдавать предпочтение, приоритет каким-либо лицам, группам или организациям либо дискриминировать сотрудников государственных органов или иных организаций, а также граждан.

Государственные органы или иные организации могут по взаимному согласию со своим сотрудником принять другие меры по урегулированию конфликта интересов, не запрещенные законодательством.



Статья 22. Обеспечение конфиденциальности

документов, связанных с конфликтом интересов


Не допускается разглашение персональных данных лиц, которые доверены сотрудникам, участвующим в урегулировании и выявлении конфликта интересов, или стали им известными в связи с исполнением профессиональных, служебных или трудовых обязанностей.

Защита персональных данных при урегулировании конфликта интересов в деятельности сотрудника государственного органа или иной организации осуществляется в соответствии с законодательством о персональных данных.



Статья 23. Рассмотрение обращений и сообщений

физических и юридических лиц о случаях

конфликта интересов


Каждое обращение или сообщение, поступившее в государственные органы и иные организации от физических и юридических лиц о реальном или потенциальном конфликте интересов у сотрудника, рассматривается и проверяется в порядке и сроки, установленные законодательством.

Сведения о случаях, связанных с допущением конфликта интересов, выявленные в ходе проверки, рассматриваются комиссией по этике в течение десяти рабочих дней после их представления специальным подразделением.

Комиссия по этике вносит предложение руководителю государственного органа или иной организации о принятии мер по устранению конфликта интересов либо привлечении сотрудника к соответствующей ответственности.



Статья 24. Ведение учета информации

о конфликте интересов


Государственные органы или иные организации ведут Реестр учета конфликта интересов.

Реальные или потенциальные конфликты интересов включаются в Реестр учета конфликта интересов по следующим основаниям при:

выявлении реального конфликта интересов на основе представленной декларации кандидатом при приеме на работу в государственные органы или иные организации;

уведомлении сотрудником государственного органа или иной организации о своем реальном конфликте интересов в случае перевода на другую работу;

выявлении реального конфликта интересов на основе ежегодной декларации о потенциальном конфликте интересов, представляемой сотрудником государственного органа или иной организации;

представлении уведомления о реальном конфликте интересов;

представлении декларации о потенциальном конфликте интересов;

выявлении конфликта интересов у сотрудника государственного органа или иной организации посредством официальных электронных баз данных;

подтверждении наличия конфликта интересов у сотрудника государственного органа или иной организации на основании поступившего обращения или сообщения;

выявлении конфликта интересов у сотрудника государственного органа или иной организации в результате служебных и других видов проверок, проводимых в установленном законодательством порядке.

Помимо оснований, указанных в части второй настоящей статьи, в Реестр учета конфликта интересов включаются следующие сведения:

сведения о принятых мерах по урегулированию реальных или потенциальных конфликтов интересов;

сведения о мерах воздействия, принятых в отношении сотрудника государственного органа или иной организации, предоставившего заведомо ложную или недостоверную информацию либо сокрывшего такую информацию при раскрытии конфликта интересов.

Специальное подразделение является ответственным за своевременное и полное ведение учета выявленных случаев конфликта интересов.



Статья 25. Рассмотрение мер, принятых

для урегулирования случаев конфликта интересов


Комиссия по этике государственных органов или иных организаций каждые полгода принимает заключение о реальных или потенциальных конфликтах интересов и рассматривает достаточность (правильность) принимаемых мер по их урегулированию.

Комиссия по этике государственных органов или иных организаций совместно со специальным подразделением анализирует выявленные случаи конфликта интересов и проводит разъяснительную работу среди сотрудников государственного органа или иной организации.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 26. Принятие решений или заключение

сделок с допущением конфликта интересов


Принятые решения или заключенные сделки с допущением конфликта интересов признаются недействительными в судебном порядке.

В случае признания принятого решения или заключенной сделки с допущением конфликта интересов недействительным, прибыль, полученная в результате принятия этого решения или заключения сделки, обращается в доход государства в судебном порядке без требования о возврате всего полученного по сделке. При этом расходы, связанные с исполнением такой сделки, признанной недействительной, возмещается за счет лица, допустившего конфликт интересов.

В результате признания принятого решения или заключенной сделки с допущением конфликта интересов недействительным, ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам, в том числе государственным органам или иным организациям, может быть взыскан с виновных сотрудников государственного органа или иной организации в регрессном порядке.



Статья 27. Обжалование решений государственных

органов или иных организаций, принятых

по урегулированию конфликта интересов


Сотрудник государственного органа или иной организации вправе обжаловать в вышестоящую организацию в порядке подчиненности, специально уполномоченный государственный орган или суд решения по урегулированию конфликта интересов, принятые государственными органами или иными организациями.



Статья 28. Разрешение споров


Споры, возникающие в сфере регулирования отношений, связанных с конфликтом интересов в деятельности государственных органов или иных организаций, разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 29. Ответственность за нарушение

законодательства о конфликте интересов


Лица, виновные в нарушении законодательства о конфликте интересов, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 30. Внесение изменений и дополнений в некоторые

законодательные акты Республики Узбекистан


1. Внести в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, утвержденный Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 года N 2015-XII (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1995 г., N 3, ст. 6; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 193, N 12, ст. 269; 1996 г., N 5-6, ст. 69, N 9, ст. 144; 1997 г., N 2, ст. 56, N 4-5, ст. 126, N 9, ст. 241; 1998 г., N 3, ст. 38, N 5-6, ст. 102, N 9, ст. 181; 1999 г., N 1, ст. 20, N 5, ст. 124, N 9, ст. 229; 2000 г., N 5-6, ст. 153, N 7-8, ст. 217; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст.ст. 165, 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67, N 9-10, ст. 149; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; 2005 г., N 1, ст. 18; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2005 г., N 9, ст. 312, N 12, ст.ст. 413, 417, 418; 2006 г., N 6, ст. 261, N 9, ст. 498, N 10, ст. 536, N 12, ст.ст. 656, 659; 2007 г., N 4, ст.ст. 158, 159, 164, 165, N 9, ст.ст. 416, 421, N 12, ст.ст. 596, 604, 607; 2008 г., N 4, ст.ст. 181, 189, 192, N 9, ст.ст. 486, 488, N 12, ст.ст. 640, 641; 2009 г., N 1, ст. 1, N 9, ст.ст. 334, 335, 337, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 462, 468, 470, 472, 474; 2010 г., N 5, ст.ст. 175, 179, N 6, ст. 231, N 9, ст.ст. 335, 339, 341, N 10, ст. 380, N 12, ст.ст. 468, 473, 474; 2011 г., N 1, ст. 1, N 4, ст.ст. 104, 105, N 9, ст.ст. 247, 252, N 12/2, ст. 365; 2012 г., N 4, ст. 108, N 9/1, ст. 242, N 12, ст. 336; 2013 г., N 4, ст. 98, N 10, ст. 263; 2014 г., N 1, ст. 2, N 5, ст. 130, N 9, ст. 244, N 12, ст.ст. 341, 343; 2015 г., N 6, ст. 228, N 8, ст.ст. 310, 312, N 12, ст. 452; 2016 г., N 1, ст. 2, N 4, ст. 125, N 9, ст. 276, N 12, ст.ст. 383, 385; 2017 г., N 4, ст. 137, N 6, ст. 300, N 9, ст. 510, N 10, ст. 605; 2018 г., N 1, ст.ст. 1, 4, 5, N 4, ст. 224, N 7, ст.ст. 430, 431, 432, N 10, ст.ст. 671, 673, 679; 2019 г., N 1, ст.ст. 1, 3, 5, N 2, ст. 47, N 3, ст.ст. 161, 165, 166, N 5, ст.ст. 259, 261, 267, 268, N 7, ст. 386, N 8, ст.ст. 469, 471, N 9, ст.ст. 591, 592, N 10, ст.ст. 674, 676, N 11, ст.ст. 787, 791, N 12, ст.ст. 880, 891; 2020 г., N 1, ст. 4, N 3, ст.ст. 203, 204, N 7, ст. 449, N 9, ст.ст. 539, 540, N 10, ст.ст. 593, 596, N 11, ст. 651, N 12, ст. 691; 2021 г., N 1, ст.ст. 5, 7, 12, 13, 14, N 2, ст. 142, N 3, ст. 217, N 4, ст.ст. 290, 293, приложение к N 4, N 8, ст.ст. 800, 802, 803, N 9, ст. 903, N 10, ст.ст. 966, 967, 968, 973, N 11, ст. 1066; 2022 г., N 1, ст.ст. 1, 2, N 2, ст.ст. 80, 81, N 3, ст.ст. 215, 216, N 4, ст. 337, N 5, ст.ст. 464, 465, 466, 467, N 8, ст. 787), следующие изменение и дополнения:


1) из части четвертой статьи 175-8 слова "и конфликте интересов" исключить;


2) дополнить статьей 193-4 следующего содержания:


"Статья 193-4. Невыполнение требований

законодательства о конфликте интересов


Несообщение должностным лицом или сотрудником государственного органа или иной организации о наличии конфликта интересов, предусмотренного законодательством о конфликте интересов, -

влечет наложение штрафа от трех до пяти базовых расчетных величин.

То же правонарушение, совершенное повторно в течение года после применения административного взыскания, -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти базовых расчетных величин.

Непринятие мер по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов, о которых стало известно должностному лицу государственного органа или иной организации, предусмотренных законодательством о конфликте интересов, -

влечет наложение штрафа от пяти до десяти базовых расчетных величин.

Совершение правонарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, повторно в течение года после применения административного взыскания -

влечет наложение штрафа от десяти до пятнадцати базовых расчетных величин.

Совершение правонарушений, предусмотренных частями первой и третьей настоящей статьи, в сфере государственных закупок -

влечет наложение штрафа на должностных лиц от двадцати до тридцати базовых расчетных величин";


3) часть первую статьи 245 после цифры "193-3" дополнить цифрой "193-4";


4) в части первой статьи 245-10 слова "в статье 215-7" заменить словами "в статьях 193-4 и 215-7".


2. Внести в Гражданский кодекс Республики Узбекистан, утвержденный законами Республики Узбекистан от 21 декабря 1995 года N 163-I и от 29 августа 1996 года N 256-I (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к N 2, N 11-12; 1997 г., N 2, ст. 56, N 9, ст. 241; 1998 г., N 5-6, ст. 102; 1999 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 229; 2001 г., N 1-2, ст. 23, N 9-10, ст. 182; 2002 г., N 1, ст. 20, N 9, ст. 165; 2003 г., N 1, ст. 8, N 5, ст. 67; 2004 г., N 1-2, ст. 18, N 5, ст. 90, N 9, ст. 171; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., N 4, ст. 154, N 9, ст.ст. 494, 498; 2007 г., N 1, ст.ст. 3, 5, N 4, ст.ст. 156, 164, N 8, ст. 367, N 9, ст. 416, N 12, ст.ст. 598, 608; 2008 г., N 4, ст. 192, N 12, ст. 640; 2009 г., N 9, ст. 337; 2010 г., N 9, ст.ст. 335, 337, 340; 2011 г., N 12/2, ст.ст. 363, 364, 365; 2012 г., N 4, ст.ст. 106, 109, N 12, ст. 336; 2013 г., N 10, ст. 263; 2014 г., N 5, ст. 130, N 12, ст. 343; 2015 г., N 8, ст.ст. 310, 312; 2016 г., N 4, ст. 125; 2017 г., N 4, ст. 137, N 9, ст. 510, N 12, ст. 773; 2018 г., N 1, ст. 4, N 4, ст. 224, N 7, ст. 433, N 10, ст. 673; 2019 г., N 3, ст.ст. 161, 166, N 5, ст. 267, N 10, ст. 671, N 12, ст.ст. 880, 886; 2020 г., N 1, ст.ст. 3, 4, N 10, ст. 593; 2021 г., приложение к N 4, N 8, ст. 801, N 10, ст. 968; 2022 г., N 2, ст. 79, N 3, ст.ст. 217, 218, N 4, ст. 3, N 5, ст. 46, N 6, ст.ст. 570, 577), следующие дополнения:


1) статью 114 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

"В случае признания сделки, заключенной с допущением конфликта интересов, недействительной, прибыль, полученная в результате заключения этой сделки, обращается в доход государства в судебном порядке без требования о возврате всего полученного по сделке. Расходы, связанные с исполнением такой сделки, возмещаются за счет лица, допустившего конфликт интересов.

В случае признания сделки, заключенной с допущением коррупции, недействительной, ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам в результате его заключения, возмещается виновными лицами в судебном порядке";


2) статью 116 дополнить частью второй следующего содержания:

"Сделка, заключенная с допущением коррупции, в том числе конфликта интересов, признается недействительной в судебном порядке".


3. Абзац четвертый статьи 3 Закона Республики Узбекистан от 3 января 2017 года N ЗРУ-419 "О противодействии коррупции" (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., N 1, ст. 1; 2019 г., N 1, ст. 5, N 5, ст. 267; 2021 г., приложение к N 4) изложить в следующей редакции:

"конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им своих должностных или служебных обязанностей и при которой возникает (реальный конфликт интересов) либо может возникнуть (потенциальный конфликт интересов) противоречие между личной заинтересованностью и правами, законными интересами граждан, организаций, общества или государства".



Статья 31. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона


Агентству по противодействию коррупции, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 32. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом


Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 июня 2024 г.


















































Время: 0.2336
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск