ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Июнь, 2024 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /Указ Президента Республики Узбекистан от 10.06.2024 г. N УП-89 "О мерах по дальнейшему усилению гарантий надежной защиты прав и свобод личности в оперативно-розыскной и следственной деятельности"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
10.06.2024 г.
N УП-89
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ УСИЛЕНИЮ
ГАРАНТИЙ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ
И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ОПЕРАТИВНО-
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В нашей стране проводится широкомасштабная работа, направленная на поднятие на новый уровень системы защиты прав человека на основе принципа "Во имя чести и достоинства человека", усиление гарантий защиты прав и свобод личности в деятельности судебных и правоохранительных органов, а также укрепление доверия населения к правоохранительной системе.
Вместе с тем судебно-следственная практика показывает неполное задействование эффективных механизмов обеспечения гарантий защиты прав и свобод человека, а также наличие необходимости усиления мер по надежному обеспечению судом конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность лица, обвиняемого в совершении преступления.
Исходя из приоритетных направлений, определенных в Стратегии "Узбекистан - 2030", в целях повышения эффективности судебной деятельности, обеспечения на практике принципа равенства и состязательности сторон в досудебном производстве, а также достижения эффективной защиты прав и свобод лица в оперативно-розыскной и следственной деятельности:
1. Согласиться с предложениями Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы государственной безопасности и Министерства юстиции, предусматривающими с 1 января 2025 года:
внедрение порядка рассмотрения вопроса выдачи санкции на процессуальные решения на стадии досудебного производства по уголовным делам отдельными судьями - следственными судьями в районных, городских судах по уголовным делам;
введение должности следственного судьи в районных, городских судах по уголовным делам;
определение порядка единоличного пересмотра санкций на процессуальные решения, выданных следственным судьей на стадии досудебного производства по уголовным делам судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами, Военным судом Республики Узбекистан, только в апелляционной инстанции;
предоставление следственным судьям полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях;
сохранение действующего порядка пересмотра дел об административных правонарушениях, рассматриваемых следственными судьями, в вышестоящих инстанциях.
2. Наделить следственного судью полномочием рассмотрения следующих уголовных материалов, в частности вопроса применения санкций и мер принуждения:
а) санкций по:
ходатайству, связанному с применением меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста;
ходатайству, связанному с продлением срока содержания под стражей или домашнего ареста;
ходатайству о приостановлении действия паспорта (проездного документа);
ходатайству об эксгумации трупа;
ходатайству об аресте почтово-телеграфных отправлений;
ходатайству о производстве обыска;
ходатайству о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других телекоммуникационных устройств, снятии передаваемой по ним информации;
ходатайству об аресте имущества;
б) мер принуждения по:
ходатайству об отстранении обвиняемого от должности;
ходатайству о помещении лица в медицинское учреждение;
ходатайству о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении;
ходатайству о продлении срока задержания до сорока восьми часов;
в) ходатайств прокурора о предварительном закреплении показаний свидетеля и потерпевшего (гражданского истца).
3. Определить основными направлениями деятельности следственного судьи:
справедливое и объективное выполнение обязанностей, возложенных на следственного судью в порядке, предусмотренном законодательством;
обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия;
эффективная защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в судебном порядке.
4. Определить, что:
следственный судья осуществляет свою деятельность независимо и подчиняется только закону, не допускается возложение на следственного судью любых обязанностей, не связанных с осуществлением правосудия;
назначение на должность и освобождение от должности следственных судей, а также формирование судейского корпуса осуществляются согласно порядку, установленному законом;
руководство организационной деятельностью следственного судьи осуществляется соответственно председателями суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, Военного суда Республики Узбекистан.
5. Сформировать штатную численность для должности следственного судьи за счет действующих штатных единиц судов, а также дополнительных штатных единиц, выделяемых на 2025-2027 годы.
Председателю Верховного суда Исламову Б. установить предельную численность выделяемых штатных единиц исходя из объема работы районных, городских судов по уголовным делам.
6. Высшему судейскому совету совместно с Верховным судом в срок до 1 января 2025 года обеспечить укомплектование судов, в которых вводится должность следственного судьи, высококвалифицированными и ответственными кадрами.
7. Верховному суду совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
8. Возложить на председателя Верховного суда Исламова Б.Д. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 11 июня 2024 г.