ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Июнь, 2024 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /

Постановление Президента Республики Узбекистан от 21.06.2024 г. N ПП-229 "О мерах по организации научно-исследовательской деятельности в сфере цифровой криминалистики"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

П  Р  Е  З  И  Д  Е  Н  Т  А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

21.06.2024 г.

N ПП-229



О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ КРИМИНАЛИСТИКИ


В последние годы в рамках развития цифровой экономики ведется масштабная работа по обеспечению безопасности при пользовании услугами электронной коммерции и цифровыми услугами.

Наряду с этим своевременное выявление и эффективное расследование преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, требуют применения специальных цифровых методов и средств, выработки техники работы с цифровыми доказательствами, подготовки высококвалифицированных специалистов и создания системной научно-исследовательской базы в данном направлении.

В целях создания в стране эффективных механизмов своевременного и наиболее полного раскрытия преступлений, безусловной реализации принципа неотвратимости ответственности, в том числе дальнейшего совершенствования процессов доказывания вины лиц с использованием обоснованных с научно-технической точки зрения достоверных доказательств:


1. Возложить на Правоохранительную академию Республики Узбекистан (далее - Академия) следующие дополнительные задачи:

осуществление инновационных исследований в сфере цифровой криминалистики, анализ и внедрение на практике больших объемных данных ("Big Data"), искусственного интеллекта и иных передовых технологий;

оказание практической помощи правоохранительным органам в части цифровой криминалистики в проведении оперативно-розыскных мероприятий, доследственной проверки и следственных действий по выявлению, изъятию, хранению и исследованию цифровых следов преступлений;

внедрение современных технологий и средств цифровой экспертизы;

внедрение современных технологий и средств поиска, сбора и анализа цифровых данных, а также выявления преступлений, совершенных с использованием крипто-активов, "облачных технологий" и других методов, в рамках расследования преступлений;

участие в развитии международного научно-технического сотрудничества, реализацию научно-технических и инновационных проектов в сфере борьбы с киберпреступностью совместно с зарубежными партнерами;

подготовку квалифицированных кадров, обладающих знаниями и навыками в сфере борьбы с киберпреступностью и использования современных технологий;

разработку и совершенствование методик проведения судебных экспертиз по цифровой криминалистке;

выявление имеющихся проблем в практике раскрытия и расследования преступлений, совершенных с использованием цифровых технологий, а также разработку предложений по их устранению.


2. В целях эффективной организации исполнения дополнительных задач, возложенных на Академию, образовать Научно-исследовательский институт цифровой криминалистики (далее - Институт) на базе Научно-методического центра цифровой криминалистики Академии.


3. Установить, что:

Институт входит в структуру Академии и создается без статуса юридического лица;

в составе Института осуществляют деятельность такие подразделения, как Специализированный центр цифровых исследований, Отдел содействия цифровому следствию, Отдел оказания методической помощи и Лаборатория цифровой криминалистики;

в целях полноценной организации деятельности Института дополнительно выделяются 10 штатных единиц;

расходы, связанные с содержанием деятельности Института за счет бюджета, осуществляются в 2024 году - в рамках средств республиканского бюджета Республики Узбекистан, выделенных Генеральной прокуратуре в качестве распределителя бюджетных средств первого уровня, начиная с 2025 года - предусматриваются в параметрах Государственного бюджета.


4. Утвердить:

Структуру Научно-исследовательского института цифровой криминалистики Правоохранительной академии Республики Узбекистан согласно приложению N 1;

"Дорожную карту" по эффективной организации деятельности Научно-исследовательского института цифровой криминалистики Правоохранительной академии Республики Узбекистан согласно приложению N 2.


5. Наделить с 1 августа 2024 года Институт следующими правами:

проводить судебные экспертизы и исследования по цифровой криминалистике;

выявлять, изымать, хранить и исследовать цифровые следы преступлений, а также осуществлять подготовку заключений по изученным данным;

проводить обучение по дистанционной и традиционной формам специалистов, осуществляющих деятельность в сфере цифровой криминалистики, современным видам экспертизы по цифровой криминалистике;

привлекать квалифицированных отечественных и зарубежных специалистов к осуществлению деятельности по цифровой криминалистике и эффективной организации работы специальных лабораторий цифровой криминалистики на договорной основе;

использовать коллекции устройств цифровых носителей информации (мобильных телефонов, смартфонов, планшетов, компьютерной техники, видеорегистраторов, жестких дисков, флэш-памяти и внешних накопителей), ведение которых осуществляется в Министерстве внутренних дел, для применения в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также в качестве технических средств и комплектующих запасных частей;

запрашивать от министерств и ведомств на безвозмездной основе статистическую и иную информацию, необходимую для осуществления научно-исследовательской деятельности.


6. Институту:

в целях расширения масштаба судебно-экспертной деятельности до конца 2024 года наладить проведение экспертизы больших объемных данных ("Big Data");

совместно с другими государственными судебно-экспертными учреждениями регулярно принимать меры по созданию видов экспертиз по исследованию цифровых доказательств преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий.


7. Одобрить предложения Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Службы государственной безопасности о внедрении Межведомственной автоматизированной системы "Единый реестр цифровых доказательств" (далее - Реестр), включающей сведения, не связанные с государственными секретами, ее пилотной версии - до 1 марта 2025 года, полной версии - до 1 августа 2025 года.

Предусмотреть в качестве основных задач Реестра:

сбор, учет, хранение и исследование поступающих из правоохранительных органов материалов по уголовным делам, не связанных с государственными секретами, в целях раскрытия преступлений, повышения эффективности следствия и оперативного выявления организованных преступных групп;

сбор не отнесенных к государственным секретам фотоснимков, видео-, аудиозаписей, адресов электронных кошельков, криптоактивов, IP-адресов, интернет-адресов (доменов), учетных записей (аккаунтов), данных о месте и времени выявления, а также других важных признаках цифровых доказательств;

обеспечение в базе цифровых доказательств надежности механизмов хранения, обработки и защиты данных, не отнесенных к государственным секретам, инфраструктуры данных, а также резерва баз данных.


8. Определить, что:

разработка Реестра и закупка необходимого оборудования осуществляются за счет бюджетных и внебюджетных средств государственных органов, наделенных полномочием проведения дознания и предварительного следствия;

внесение цифровых доказательств в Реестр осуществляется дознавателями и следователями органов прокуратуры и внутренних дел, Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов, а также экспертами государственных судебно-экспертных учреждений, подразделений экспертизы государственных органов;

Реестр хранится на серверах Академии, которая несет ответственность за обеспечение его непрерывного функционирования и информационной безопасности.


9. Генеральной прокуратуре:

в месячный срок совместно с Министерством экономики и финансов внести изменения в смету расходов и штатное расписание Академии в соответствии с настоящим постановлением;

в трехмесячный срок укомплектовать Институт квалифицированными кадрами, способными на высоком профессиональном уровне выполнять возложенные на них задачи, в первую очередь из числа специалистов в сфере информационных технологий и права;

обеспечить Институт, его подразделения и работников мебелью, компьютерной техникой, средствами связи, специальными аппаратами, аппаратно-программными и программными средствами в сфере цифровой криминалистики;

регулярно организовывать в Академии краткосрочные курсы повышения квалификации по выявлению, хранению и анализу цифровых доказательств для сотрудников, осуществляющих следствие и дознание, а также прокуроров, ответственных за надзор в области следствия, в том числе прокуроров-криминалистов.


10. Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению N 3.


11. Возложить на Генерального прокурора Республики Узбекистан Йулдошева Н.Т. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения мер, установленных настоящим постановлением.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на советника Президента Республики Узбекистан Кадирова Д.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 21.06.2024 г. N ПП-229



СТРУКТУРА

Научно-исследовательского института цифровой

криминалистики Правоохранительной академии

Республики Узбекистан

       





Начальник института































Отдел содействия цифровому следствию

4



Специализированный центр цифровых исследований

4

























Отдел оказания методической помощи

2



Лаборатория цифровой криминалистики

3







        

Примечание. Общая предельная численность управленческого персонала - 14 единиц.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению Президента РУз

от 21.06.2024 г. N ПП-229



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

по эффективной организации деятельности

Научно-исследовательского института цифровой

криминалистики Правоохранительной академии

Республики Узбекистан

 

N

Наименование мер

Форма реализации

Срок

исполнения

Источники

финансирования

Ответственные

исполнители

1.

Разработка и утверждение Положения о Научно-исследовательском институте цифровой криминалистики (далее - Институт) Правоохранительной академии (далее - Академия).


Ведомственный акт

Август

2024 года

-

Генеральная прокуратура (Самадов С.)

2.

Оснащение Института компьютерами, устройствами цифровой криминалистики и специальным аппаратно-программным обеспечением.

Программа организационных мер

Август

2024 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры


Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство цифровых технологий (Шерматов Ш.)


3.

Создание и оснащение исследовательских лабораторий (киберлабораторий) в Институте.

Подготовка киберполигонов для организации учебной деятельности.


Программа организационных мер

Март

2025 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Служба государственной безопасности (Азизов А.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), Министерство цифровых технологий (Шерматов Ш.)


4.

Приобретение для Института беспилотных летательных аппаратов-(дронов), предоставление разрешения на их использование и хранение в установленном порядке.


Проект нормативно-правового акта

Октябрь

2024 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры


Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), заинтересованные министерства и ведомства

5.

Определение порядка и внедрение практики проведения Институтом судебных экспертиз и исследований по цифровой криминалистике.


Ведомственный акт

Октябрь

2024 года

-

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.)

6.

Создание возможности пользования отчетами по криминалистике и информационно-поисковыми системами правоохранительных органов для оказания практической помощи в проведении Институтом научно-исследовательских работ, раскрытии преступлений и проведении следствия в сфере цифровой криминалистики.


Программа организационных мер

Ноябрь

2024 года

-

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), Министерство юстиции

(Ташкулов А.), Таможенный комитет (Мавлонов А.)


7.

Обеспечение Института специальными учебными пособиями и литературой, научными изданиями, учебно-методическими, научно-методическими пособиями, а также создание условий для доступа к передовым электронным базам данных.


Программа организационных мер

Февраль

2025 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры

Генеральная прокуратура (Самадов С.)

8.

Установление научно-практического сотрудничества в целях создания возможностей для обмена опытом, получения консультаций экспертов, пользования передовыми разработками на основе партнерства с ведущими зарубежными и отечественными инновационными и научно-технологическими структурами (IT-парками, технопарками, инновационными центрами и другими).


Программа организационных мер

На постоянной основе

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры


Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство цифровых технологий (Шерматов Ш.), Министерство иностранных дел (Саидов Б.)

9.

Принятие мер для участия Института в международных и государственных грантах, направленных на раскрытие преступлений, совершенных в киберпространстве, а также научное и методическое исследование современной деятельности по цифровой криминалистике.

Программа мер

На постоянной основе

Гранты, международные гранты, выделяемые на основании результатов конкурсов по научно- исследовательским проектам, проводимым Министерством высшего образования, науки и инноваций


Генеральная прокуратура (Самадов С.), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.)

10.

1. Разработка и утверждение проекта Положения по созданию и ведению Межведомственной автоматизированной системы "Единый реестр цифровых доказательств".


Ведомственный акт


Сентябрь

2024 года


Бюджетные и внебюджетные средства государственных органов, уполномоченных проводить дознание и предварительное следствие

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), Служба государственной безопасности (Азизов А.), Министерство юстиции (Ташкулов А.), Министерство цифровых технологий (Шерматов Ш.), заинтересованные министерства и ведомства

2. Разработка технического задания по внедрению Межведомственной автоматизированной системы "Единый реестр цифровых доказательств" и закупка необходимого оборудования.


Организационные мероприятия


Ноябрь

2024 года


3. Запуск тестовой версии Межведомственной автоматизированной системы "Единый реестр цифровых доказательств".


Организационные мероприятия


Март

2025 года


4. По результатам испытаний устранение недостатков в Межведомственной автоматизированной системе "Единый реестр цифровых доказательств" и внедрение его полной версии.


Организационные мероприятия


Август

2025 года


11.

В целях расширения масштаба судебно-экспертной деятельности и внедрения практики применения в нашей стране передовых достижений современной науки и техники внедрение проведения Институтом экспертизы большого объема данных ("Big Data").


Программа организационных мер

Декабрь

2024 года

-

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство юстиции (Ташкулов А.), заинтересованные министерства и ведомства

12.

В целях обмена опытом в сфере цифровой криминалистики:

установление партнерских связей с ведущими зарубежными научно-исследовательскими институтами, центрами и лабораториями в сфере цифровой криминалистики и борьбы с киберпреступностью;

организация обучения сотрудников Института и профессоров-преподавателей Академии на краткосрочных учебных курсах по современной цифровой криминалистике и ведению цифрового следствия в ведущих профильных ведомствах, центрах и высших образовательных учреждениях зарубежных стран;

реализация научно-исследовательских проектов в данной сфере совместно с другими образовательными учреждениями республики, подготовка практических баз для студентов.


Организационные меры

В течение

2024 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерство иностранных дел (Саидов Б.)

13.

Проведение на высоком уровне международных научно-практических мероприятий, посвященных адаптации к современным угрозам и перспективам развития сферы цифровой криминалистики на основе передовых достижений.

Программа мер

На постоянной основе

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры


Генеральная прокуратура, (Самадов С.), Служба государственной безопасности (Азизов А.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), Министерство иностранных дел (Саидов Б.), заинтересованные министерства и ведомства


14.

В целях оказания помощи правоохранительным органам в проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий по выявлению цифровых следов, осмотру и изъятию цифровых доказательств обеспечение выделения и закупки в установленном порядке для Института одного автотранспортного средства в качестве передвижной лаборатории цифровой криминалистики, оснащенного современными технологиями, а также объемами автобензина и дизельного топлива, необходимых для указанного автотранспортного средства.


Комплекс организационных мер

Май

2025 года

Средства Государственного бюджета

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Министерство экономики и финансов (Кучкаров Д.)

15.

Внедрение ежегодного проведения в нашей стране Международной конференции по борьбе с киберпреступностью с участием представителей правоохранительных органов Республики Узбекистан, Европола и Интерпола.


Организационные меры

На постоянной основе

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры

Генеральная прокуратура (Самадов С.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), Министерство иностранных дел (Саидов Б.), заинтересованные министерства и ведомства


16.

Разработка и поэтапное обеспечение "специальным комплектом", состоящим из технических средств цифровой криминалистики, для эффективной работы дознавателей, следователей и прокуроров с цифровыми доказательствами.

Организационные меры

Сентябрь

2025 года

Внебюджетные средства государственных органов, уполномоченных проводить дознание и предварительное следствие


Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), Служба государственной безопасности (Азизов А.), Министерство внутренних дел (Бобожонов П.), заинтересованные министерства и ведомства

17.

Принятие организационных мер по учреждению в Институте Международного научно-практического журнала "Цифровая криминалистика".

Организационные меры

Ноябрь

2025 года

Внебюджетные средства Академии и органов прокуратуры


Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.), заинтересованные министерства и ведомства


18.

Разработка предложений по внедрению эффективной системы достойной оплаты труда и социальной поддержки работников Академии.


Аналитические материалы

Декабрь

2024 года


-

Генеральная прокуратура (Йулдошев Н.)

    


Примечание. Мероприятия, предусмотренные в "Дорожной карте", могут пересматриваться, а также объединяться в единый документ в зависимости от сферы и предмета соответствующих мер. При объединении двух или более мероприятий последним сроком их исполнения является срок, установленный для исполнения объединенного мероприятия. В процессе разработки проектов нормативно-правовых актов могут учитываться и другие вопросы, соответствующие содержанию мероприятий, указанных в "Дорожной карте".






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению Президента РУз

от 21.06.2024 г. N ПП-229



ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,

вносимые в некоторые постановления Президента

Республики Узбекистан и Правительства

Республики Узбекистан



1. В пункте 27 Положения о прохождении службы в органах и учреждениях прокуратуры Республики Узбекистан, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2013 года N ПП-2036:

абзац седьмой после слов "старшие преподаватели и старшие прокуроры" дополнить словами ", а также старшие прокуроры-криминалисты";

абзац восьмой после слов "преподаватели и прокуроры" дополнить словами ", а также прокуроры-криминалисты".


2. В графе "Наименования должности" приложения N 1 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 13 ноября 2013 года N ПП-2065 "О мерах по усилению материального стимулирования и социальной защиты работников органов прокуратуры Республики Узбекистан":

в позиции 5 слова "(управления, факультета, отдела, центра)" заменить словами "(института, управления, лаборатории, факультета, отдела, центра)";

в позиции 7 слова "старший преподаватель, старший прокурор отдела (управления, факультета, центра)" заменить словами "старший преподаватель, старший прокурор-криминалист, старший прокурор отдела (управления, лаборатории, факультета, центра)";

в позиции 8 слова "преподаватель, прокурор отдела (управления, факультета, центра)" заменить словами "преподаватель, прокурор-криминалист, прокурор отдела (управления, лаборатории, факультета, центра)".


3. В тексте на государственном языке Перечня должностей государственных служащих, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 3 июля 1997 года N 339, раздел "Ўзбекистон Республикаси Ҳуқуқни муҳофаза қилиш академияси" изложить в следующей редакции:

"Ўзбекистон Республикаси Ҳуқуқни муҳофаза қилиш академияси

Бошлиқ

Бошлиқнинг биринчи ўринбосари

Бошлиқ ўринбосари

Бошлиқ ёрдамчиси

Кафедра (институт, бошқарма, факультет, бўлим, марказ, лаборатория) бошлиғи

Профессор

Доцент

Катта ўқитувчи

Ўқитувчи

Бўлим (бошқарма, факультет, марказ) катта прокурори

Бўлим (лаборатория) катта прокурори-криминалисти

Бўлим (бошқарма, факультет, марказ) прокурори

Бўлим (лаборатория) прокурори-криминалисти

Бош мутахассис

Етакчи мутахассис

1-тоифали мутахассис

2-тоифали мутахассис".



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 22 июня 2024 г.












































Время: 0.0047
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск