ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Июль, 2024 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 25.06.2024 г. N 21 "О некоторых вопросах рассмотрения судами экономических дел в ревизионном порядке"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.06.2024 г.

N 21



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ДЕЛ В РЕВИЗИОННОМ ПОРЯДКЕ



В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Экономический процессуальный кодекс Республики Узбекистан и в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, руководствуясь статьей 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Разъяснить, что пересмотр экономических дел в ревизионном порядке является важным правовым институтом, обеспечивающим законность и обоснованность актов судов нижестоящих инстанций, правильности применения ими норм материального права и соблюдения требований процессуального закона.


2. Приведенный в статье 307 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК) перечень лиц, имеющих право обжалования (опротестования) судебного акта в ревизионном порядке, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

В случае выбытия одного из лиц, участвующих в деле, в спорном или установленном судебным актом правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка права требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) правопреемник этого лица также вправе обратиться с жалобой в ревизионном порядке.

К жалобе в ревизионном порядке, поданной правопреемником, должны быть приложены документы, подтверждающие факт перехода прав и обязанностей.


3. Разъяснить судам, что в соответствии с частью первой статьи 50 ЭПК государственные органы и иные лица (например, органы юстиции, советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель и т.п.) вправе обжаловать в ревизионном порядке судебный акт лишь в том случае, если иск предъявлен ими.

В случаях, предусмотренных законодательством, Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства в интересах предпринимателя и Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан, ее территориальные подразделения в интересах членов Палаты вправе обжаловать в ревизионном порядке судебный акт независимо от того, подано или не подано ими исковое заявление (заявление) в суд.


4. Согласно статье 308 ЭПК жалоба (протест) в ревизионном порядке рассматривается:

Судебной коллегией по экономическим делам Суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов;

Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан;

Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан.

Судебной коллегией по экономическим делам Суда Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского судов в ревизионном порядке рассматриваются жалобы (протесты) на вступившие в законную силу решения, определения, постановления межрайонных, районных, городских экономических судов по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, а также на постановления суда апелляционной или кассационной инстанции.

Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан рассматриваются жалобы (протесты) на судебные акты, принятые Судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами по делам, рассмотренным в ревизионном порядке, и на судебные акты, принятые этими судами по первой инстанции по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, а также на судебные акты, принятые Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке.

Президиум Верховного суда Республики Узбекистан рассматривает протесты председателя Верховного суда и Генерального прокурора Республики Узбекистан на судебные акты по делам, рассмотренным в ревизионном порядке, а также на судебные акты, принятые в ревизионном порядке Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.

При этом под судебными актами по делам, рассмотренным в ревизионном порядке, в данном случае следует понимать акты Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, принятые по результатам рассмотрения дела по существу.

Под судебными актами, принятыми в ревизионном порядке Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, также следует понимать определения об оставлении жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения, о прекращении производства по жалобе (протесту) в ревизионном порядке, о приостановлении производства по делу, о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и другие определения, обжалование которых предусмотрено ЭПК. Исключением являются определения судьи Верховного суда Республики Узбекистан о возвращении жалобы, об отказе в принятии жалобы к производству и об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, которые могут быть отменены председателем Верховного суда Республики Узбекистан или его заместителем на основании заявления лица, подавшего жалобу (протест) в ревизионном порядке.

Наряду с судебными актами, указанными в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, Генеральный прокурор Республики Узбекистан также вправе принести в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан протест на определения судьи Верховного суда об отказе в принятии к производству и возвращении протеста в ревизионном порядке (часть третья статьи 324-12 ЭПК).


5. В соответствии с законом жалоба (протест) в ревизионном порядке, адресуемая Суду Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентскому городскому судам, подается в суд, принявший решение, а жалоба (протест) в ревизионном порядке, адресуемая Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, и протест, адресуемый в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан, подается непосредственно в Верховный суд Республики Узбекистан (статья 309 ЭПК).


6. Согласно части первой статьи 310 ЭПК жалоба (протест) в ревизионном порядке может быть подана в течение одного года со дня вступления в законную силу решения, определения, постановления суда первой инстанции.

Если окончание годового срока приходится на месяц без соответствующей даты, то срок истекает в последний день этого месяца. Если последний день приходится на нерабочий день, срок заканчивается в следующий рабочий день.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока, а решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и о применении меры правового воздействия - по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если оно не обжаловано (не опротестовано) в апелляционном порядке. Обжалованное (опротестованное) в апелляционном порядке решение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции (статьи 192, 203-5, 222, часть вторая статьи 262 ЭПК).

Если решение, определение обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке, срок подачи жалобы в ревизионном порядке, указанный в части первой статьи 310 ЭПК, исчисляется со дня принятия постановления суда апелляционный инстанции.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке, исчисление годичного срока подачи жалобы в ревизионном порядке начинается с даты вступления решения в законную силу, независимо от того, было ли решение изменено или отменено и принято новое решение судом кассационной инстанции.

Обратить внимание судов, что определения, постановления суда первой инстанции, не обжалованные в апелляционном порядке, также вступают в законную силу по истечении месячного срока со дня вынесения, за исключением определения о приостановлении или прекращении исполнительного производства и определения суда, вынесенного по результатам рассмотрения разногласий в деле о неплатежеспособности, которые вступают в законную силу по истечении десяти дней с момента их вынесения (статья 345 ЭПК, часть вторая статьи 61 Закона Республики Узбекистан "О неплатежеспособности").

Если жалоба (протест) в ревизионном порядке отправлена по почте до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным. В этом случае дата подачи жалобы (протеста) определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием корреспонденции.

Если жалоба и приложенные к ней документы были отправлены в виде электронного документа, переданы в соответствующий орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок также не считается пропущенным.


6.1. Следует иметь в виду, что в случае истечения годичного срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке в Суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суды до принятия постановления судом кассационной инстанции, жалоба (протест) в ревизионном порядке может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия постановления судом кассационной инстанции. Если же срок подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан истек до принятия Судом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским судами постановления по результатам рассмотрения дела в ревизионном порядке, жалоба (протест) в ревизионном порядке может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия постановления по результатам рассмотрения дела этими судами (части вторая и третья статьи 310 ЭПК).


6.2. Пропущенный срок подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке может быть восстановлен судьей суда ревизионной инстанции по ходатайству заинтересованного лица, если оно заявлено не позднее трех месяцев со дня истечения срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке и причины пропуска срока судом признаны уважительными (часть пятая статьи 310 ЭПК).

Обратить внимание судов, что срок считается пропущенным, если жалоба в ревизионном порядке подана по истечении года со дня вступления решения (определения, постановления) суда первой инстанции в законную силу, а в случаях, предусмотренных частями второй и третьей статьи 310 ЭПК, по истечении трех месяцев со дня принятия постановления судами кассационной или ревизионной инстанций.

Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке подается вместе с жалобой (протестом). Ходатайство о восстановлении данного процессуального срока также может содержаться непосредственно в жалобе (протесте) в ревизионном порядке.

Ходатайство, поданное после истечения трехмесячного срока, установленного частью пятой статьи 310 ЭПК, является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке. Жалоба (протест) в ревизионном порядке подлежит отказу в принятии к производству, если в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке отказано (пункт 6 части первой статьи 316 ЭПК).

Если жалоба (протест) в ревизионном порядке, поданная после истечения установленного законом срока обжалования (опротестования), была ошибочно принята к производству судом ревизионной инстанции, то производство по ней подлежит прекращению применительно к пункту 2 части первой статьи 324-2 ЭПК.


6.3. Следует иметь в виду, что к уважительным причинам пропуска срока обжалования (опротестования) могут быть отнесены обстоятельства, объективно препятствовавшие совершению процессуальных действий (например, тяжелое заболевание физического лица, участвущего в деле, чрезвычайные ситуации, наводнения, эпидемии, пандемия, карантин, неосведомленность лица, не привлеченного к участию в деле, о правах и обязанностях которого суд принял решение в судебном акте).

Нахождение представителя юридического лица в командировке, отпуске, отсутствие сотрудника юридической службы, отсутствие денежных средств для оплаты помощи представителя или уплаты государственной пошлины и т.п. не могут рассматриваться в качестве уважительной причины пропуска срока обжалования юридическим лицом.


6.4. Вопрос о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке разрешается при принятии к производству жалобы (протеста) в ревизионном порядке.

Определение об отказе в принятии жалобы (протеста) в ревизионном порядке в связи с пропуском срока обжалования (опротестования) может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, предусмотренном статьей 324-12 ЭПК.


6.5. Согласно части четвертой статьи 310 ЭПК протест Председателя Верховного суда, Генерального прокурора Республики Узбекистан может быть принесен в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан в течение трех месяцев со дня поступления обращения лиц, указанных в абзацах втором и третьем части первой статьи 307 настоящего Кодекса, но не более шести месяцев со дня принятия постановления Судебной коллегией по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан по результатам рассмотрения дела в ревизионном порядке.


7. Поскольку статьей 311 ЭПК установлены требования к форме и содержанию жалобы (протеста) в ревизионном порядке, судья в каждом случае должен проверить соблюдение лицом, подавшим жалобу (протест), указанных в законе требований.


7.1. Следует иметь в виду, что направление или вручение лицам, участвующим в деле, копии жалобы (протеста) в ревизионном порядке и приложенных к ней документов законом отнесено к обязанности лица, подавшего жалобу (протест), что должно подтверждаться квитанцией об отправлении заказного письма, распиской об их получении и т.п.


7.2. Согласно части третьей статьи 311 ЭПК в жалобе в ревизионном порядке лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным актом.

Несоблюдение данного требования является основанием для возвращения жалобы на основании пункта 2 части первой статьи 317 ЭПК. В случае если в жалобе лица, не принимавшего участия в деле, указаны права, свободы или законные интересы этого лица, которые лицо считает нарушенными вступившим в законную силу судебным актом, но на самом деле они не нарушены этим судебным актом, то жалоба подлежит отказу в принятии к производству на основании пункта 1 части первой статьи 316 ЭПК.

Если это обстоятельство будет выявлено после принятия жалобы к производству, производство по жалобе подлежит прекращению на основании пункта 1 части первой статьи 324-2 ЭПК.


7.3. При подписании жалобы в ревизионном порядке не допускается использование факсимиле, за исключением случаев, установленных законодательством.

Если при принятии жалобы у судьи возникнут сомнения в наличии у лица, подписавшего жалобу, права на ее подписание в соответствии с учредительными документами, судья принимает жалобу в ревизионном порядке к производству и предлагает заявителю жалобы представить доказательства, подтверждающие его полномочия на подписание жалобы. Если такие доказательства не будут представлены, суд ревизионной инстанции оставляет жалобу без рассмотрения на основании части первой статьи 324-1 ЭПК.


7.4. По смыслу статьи 311 ЭПК жалоба (протест) в ревизионном порядке подается на судебные акты, принятые по одному делу.

В связи с этим, если жалоба (протест) в ревизионном порядке подана на судебные акты, принятые по нескольким делам, жалоба (протест) подлежит возврату на основании пункта 2 части первой статьи 317 ЭПК.


8. При решении вопроса о соблюдении лицом, подавшим жалобу в ревизионном порядке, требования об уплате государственной пошлины в установленных законом порядке и размерах судье следует руководствоваться пунктом 2 статьи 5, статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О государственной пошлине" и приложением к указанному Закону "Размеры ставок государственной пошлины".

Ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины разрешается судьей при принятии жалобы.


9. Вопрос о принятии, отказе в принятии к производству или возвращении жалобы (протеста) в ревизионном порядке разрешается судьей Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов единолично не позднее пяти дней со дня поступления в суд жалобы (протеста) вместе с материалами дела (статья 314 ЭПК).

В определении об отказе в принятии жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству и о ее возвращении должны быть указаны конкретные основания, предусмотренные соответственно в части первой статьи 316 и части первой статьи 317 ЭПК.

Отказ в принятии к производству или возврат жалобы (протеста) в ревизионном порядке по основаниям, не предусмотренным статьями 316 и 317 ЭПК, не допускается.

Следует учитывать, что к протесту прокурора в ревизионном порядке не прилагаются документы, подтверждающие оплату судебных расходов.

В случае отмены определения об отказе в принятии к производству или возврате жалобы (протеста) в ревизионном порядке она считается поданной в суд в день ее первоначальной подачи.


10. Разъяснить, что жалоба в ревизионном порядке государственных органов и иных лиц, за исключением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан, подлежит отказу в принятии к производству на основании пункта 1 части первой статьи 316 ЭПК, если дело возбуждено не на основании их исковых заявлений.

Жалоба в ревизионном порядке, поданная Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства на судебный акт, принятый по спору, возникшему между субъектами предпринимательства, а также по спору, не связанному с предпринимательской деятельностью, также подлежит отказу в принятии к производству по тем же основаниям.

Поскольку по смыслу части первой статьи 50 ЭПК Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления, предъявившие иск в интересах своих членов, пользуются всеми правами и несут обязанности истца, судам следует обратить внимание, что Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан и ее территориальные управления не вправе подавать жалобу в ревизионном порядке в интересах ответчика по заявленным ими искам. В этом случае жалоба подлежит отказу в принятии к производству применительно к пункту 1 части первой статьи 316 ЭПК.


11. Следует иметь в виду, что указание в жалобе (протесте) в ревизионном порядке фамилии без указания имени или отчества лица, подавшего ее, не является основанием для возвращения жалобы (протеста) на основании пункта 1 части первой статьи 317 ЭПК.

Жалоба (протест) в ревизионном порядке может быть подтверждена электронной цифровой подписью.


12. Жалоба (протест) в ревизионном порядке, поданная на судебный акт, не подлежащий обжалованию (опротестованию) в ревизионном порядке, подлежит отказу в принятии на основании пункта 2 части первой статьи 316 ЭПК.


13. В определении о принятия жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству и передаче ее для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан указывается время и место проведения судебного заседания. Если судебное заседание проводится в режиме видео-конференц-связи, об этом указывается в определении о принятии жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству и назначении жалобы (протеста) для рассмотрения в судебном разбирательстве, которое направляется лицам, участвующим в деле, и соответствующему суду, при содействии которого проводится видео-конференц-связь (часть вторая статьи 166 ЭПК).

После принятия жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству все судебные акты принимаются или выносятся коллегиально.


14. Обратить внимание судов, что в отличие от Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов, вопрос об отказе в принятии жалобы в ревизионном порядке к производству или о ее возвращении разрешается судьей Верховного суда Республики Узбекистан единолично не позднее пяти дней со дня поступления жалобы в суд, а вопрос об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан или ее принятии к производству и передаче для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан - не позднее тридцати дней со дня поступления жалобы в Верховный суд Республики Узбекистан (статья 319 ЭПК).

В случае поступления протеста в ревизионном порядке вместе с делом вопрос об отказе в принятии протеста к производству, его возвращении, принятии к производству и передаче вместе с делом для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан решается судьей Верховного суда Республики Узбекистан единолично не позднее пяти дней со дня поступления протеста.


15. В случае отсутствия оснований к отказу в принятии жалобы в ревизионном порядке к производству или ее возвращению судья Верховного суда Республики Узбекистан изучает жалобу в ревизионном порядке вместе с материалами, приложенными к ней. При необходимости судья не позднее пяти дней со дня поступления жалобы в суд истребует из соответствующего суда дело для изучения, о чем направляет запрос (статьи 318 и 319 ЭПК).

По результатам изучения жалобы (протеста) в ревизионном порядке судья Верховного суда Республики Узбекистан выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, если отсутствуют основания для проверки судебных актов в ревизионном порядке или о принятии жалобы (протеста) к производству и передаче ее для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.

Обратить внимание судов, что вопрос о принятии жалобы в ревизионном порядке к производству и передачие ее для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан или об отказе в ее передаче разрешается судьей Верховного суда Республики Узбекистан не позднее тридцати дней со дня поступления жалобы в Верховный суд Республики Узбекистан, а не со дня поступления дела (часть четвертая статьи 319 ЭПК).


16. Определение судьи Верховного суда Республики Узбекистан об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан должно соответствовать требованиям, предусмотренным в части первой статьи 320 ЭПК.

Мотивы, по которым отказано в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, должны быть обоснованными, определение должно содержать выводы судьи по каждому доводу, приведенному в жалобе.

Согласно части третьей статьи 320 ЭПК председатель Верховного суда Республики Узбекистан или его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан и на основании заявления лица, подавшего жалобу в ревизионном порядке, вынести определение о его отмене, принятии жалобы к производству и передаче жалобы в ревизионном порядке вместе с делом для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.

В случае отмены определения судьи об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан и вынесения определения о принятии жалобы к производству и передаче жалобы вместе с делом для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан судья Верховного суда не позднее дня, следующего за днем вынесения данного определения, выносит определение о назначении дела к судебному разбирательству в порядке статьи 321 ЭПК.

При отсутствии оснований к отмене определения судьи Верховного суда об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в судебную коллегию об этом письменно сообщается лицу, подавшему заявление.


17. Определение судьи Верховного суда Республики Узбекистан о принятии жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству и передаче ее для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан должно содержать сведения, предусмотренные статьей 321 ЭПК.

Обратить внимание, что определение должно содержать мотивированное изложение оснований передачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан.


18. В соответствии с частью первой статьи 323 ЭПК судья по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе приостановить исполнение судебных актов до окончания производства по делу в ревизионном порядке.

О приостановлении исполнения судебного акта или об отказе в приостановлении его исполнения судья указывает в определении о принятии жалобы (протеста) в ревизионном порядке к производству либо в отдельном определении.

Если по результатам рассмотрения ревизионной жалобы (протеста) судебный акт оставлен в силе, о возобновлении его исполнения принятие отдельного процессуального акта не требуется и направление письменного указания является достаточным.

Письменное указание направляется сторонам и Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

При необходимости судья (суд) по ходатайству лица, участвующего в деле, вправе принять меры по обеспечению иска, предусмотренные статьей 94 ЭПК, до окончания производства в ревизионном порядке, при наличии оснований, указанных в статье 93 ЭПК.


19. Следует иметь в виду, что законом предусмотрены разные основания к оставлению жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения и к прекращению производства по жалобе (протесту) в ревизионном порядке, существенно отличаются и их юридические последствия.

В случае оставления жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьей 324-1 ЭПК, после устранения обстоятельств, послуживших основанием оставления ее без рассмотрения, жалоба (протест) может быть подана вновь. При прекращении производства по жалобе (протесту) по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 324-2 ЭПК, жалоба (протест) в ревизионном порядке, поданная повторно тем же лицом и по тем же основаниям, подлежит отказу в принятии к производству применительно к пункту 5 части первой статьи 316 ЭПК.

Об оставлении жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения, о прекращении производства по жалобе (протесту) в ревизионном порядке суд выносит определение.

Прекращение производства по жалобе (протесту) в связи с отказом от жалобы (отзывом протеста) не препятствует обращению других лиц, имеющих право обжалования (опротестования) судебного акта, с жалобой (протестом) в ревизионном порядке.

Обратить внимание судов, что в соответствии с частью второй статьи 307 ЭПК судебные акты Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского суда, принятые по первой инстанции и рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке, могут быть обжалованы (опротестованы) в ревизионном порядке в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан. В связи с этим, в случае подачи ревизионной жалобы (протеста) на указанные судебные акты в Суд Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской суд с жалобой (протестом) в порядке ревизии, жалоба (протест) подлежит отказу в принятии к производству применительно к пункту 3 части первой статьи 316 ЭПК, а если жалоба (протест) принята к производству, производство по жалобе (протесту) подлежит прекращению применительно к пункту 2 части первой статьи 324-2 ЭПК.


20. Рассмотрение дела судом ревизионной инстанции осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 324-4 ЭПК.

При рассмотрении дела в ревизионном порядке не применяются, в частности, правила о привлечении к участию в деле другого ответчика (статья 44 ЭПК), о замене ненадлежащего ответчика (статья 45 ЭПК), о привлечении к участию в деле третьих лиц (статьи 47, 48 ЭПК), об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований (статья 157 ЭПК), об объединении дел в одно производство (статья 158 ЭПК), о выделении части требований в отдельное производство (статья 159 ЭПК), о предъявлении встречного иска (статья 161 ЭПК), а также другие правила, установленные законом только для суда первой инстанции.

Поскольку законом установлена обязанность суда известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела в ревизионном порядке, невыполнение этого требования влечет отложение судебного разбирательства. Исключением из этого является рассмотрение дела в ревизионном порядке Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан.

Неявка в заседание суда лица, подавшего жалобу (протест), и других лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.


21. В соответствии со статьей 324-5 ЭПК лицо, подавшее жалобу в ревизионном порядке, вправе отказаться от жалобы, а прокурор, принесший протест, и вышестоящий прокурор - отозвать протест до вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела.

Вопрос о прекращении производства по жалобе (протесту) в связи с отказом от жалобы (отзывом протеста) решается в судебном заседании, назначенном для рассмотрения жалобы (протеста), в котором необходимо проверить полномочия лица, отказавшегося от жалобы (отозвавшего протест).

По смыслу статьи 63 ЭПК представитель лица, участвующего в деле, не вправе отказаться от жалобы в ревизионном порядке, если такое право специально не оговорено в доверенности.

Разъяснить, что при отказе от жалобы (отзыва протеста) производство по жалобе (протесту) в ревизионном порядке прекращается, за исключением случаев наличия по делу другой жалобы (протеста) в ревизионном порядке.


22. Исходя из полномочий суда ревизионной инстанции по проверке судебных актов в полном объеме, данная инстанция вправе исследовать новые доказательства и устанавливать новые факты.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом ревизионной инстанции не рассматриваются, о чем указывается в мотивировочной части постановления (часть вторая статьи 324-6 ЭПК).

При этом под новыми требованиями понимаются требования, не являющиеся предметом иска, предъявленные ответчику или другим лицам, участвующим в деле, либо лицам, не участвующим в деле.


23. По закону при рассмотрении дела в ревизионном порядке выяснению по материалам дела подлежат правильность применения норм материального права и соблюдение требований процессуального закона судами нижестоящих инстанций.

Под нарушением или неправильным применением норм материального права следует понимать неприменение судами нижестощих инстанций закона или иного акта законодательства, подлежащего применению, либо применение закона или иного акта законодательства, не подлежащего применению, либо неправильное истолкование закона или иного акта законодательства.

Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием к отмене судебных актов, если это привело к неправильному разрешению дела, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 6 части пятой статьи 302 ЭПК.

Не может быть отменено правильное по существу решение, постановление или определение суда по одним лишь формальным основаниям. При этом под формальными основаниями понимаются нарушения или неправильное применение норм процессуального права, за исключением предусмотренных в статьях 279 и 302 ЭПК оснований отмены судебного акта.

Следует иметь в виду, что применение судами нижестоящих инстанций утратившего силу акта законодательства не является основанием для отмены судебных решений, если закон допускает применение акта законодательства, действовавшего на момент возникновения правоотношения.


24. Приостановление производства по делу судом ревизионной инстанции осуществляется по основаниям и в порядке, установленным главой 9 ЭПК.

При применении нормы, предусмотренной в пункте 1 части первой статьи 101 ЭПК, следует иметь в виду, что производство по делу в ревизионном порядке не может быть приостановлено, если указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела.

О возобновлении производства по делу суд ревизионной инстанции выносит определение и извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела.


25. По результатам рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке по существу суд ревизионной инстанции принимает постановление.

Постановление суда ревизионной инстанции принимается немедленно по окончании судебного заседания. В некоторых случаях подготовка мотивированного постановления может быть отложена на срок до пяти дней, но резолютивная часть постановления должна быть оглашена судом в заседании, в котором завершилось рассмотрение жалобы (протеста) в ревизионном порядке.

Постановление суда ревизионной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


26. Суд ревизионной инстанции обязан обсудить и привести в своем постановлении каждый довод жалобы (протеста) в ревизионном порядке с изложением вывода о его обоснованности либо несостоятельности.

Резолютивная часть постановления суда ревизионной инстанции должна содержать выводы о результатах рассмотрения дела по жалобе (протесту), а также указание о распределении судебных расходов.

После оглашения резолютивной части постановления суда председательствующий разъясняет лицам, участвующим в судебном заседании, суть принятого постановления, а также срок составления его в полном объеме и направления им.


27. Суд ревизионной инстанции в случаях, предусмотренных статьями 190 и 191 ЭПК, вправе:

разъяснить постановление;

по заявлению лица, участвующего в деле, государственного исполнителя, других органов, на которых возложено исполнение решения суда, или по своей инициативе исправить допущенные в постановлении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.

Указанные вопросы рассматриваются в судебном заседании с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте его проведения. Однако неявка этих лиц не является препятствием для рассмотрения данных вопросов.

При исправлении допущенных описок, опечаток и арифметических ошибок по инициативе суда проведение судебного заседания не требуется.


28. В соответствии со статьями 199 и 324-11 ЭПК определение суда первой инстанции по делу, рассмотренному в суде апелляционной или кассационной инстанции, может быть обжаловано (опротестовано) в ревизионном порядке, если это предусмотрено законом или оно препятствует дальнейшему движению дела.

Подача и рассмотрение жалобы (протеста) в ревизионном порядке на определение суда первой инстанции по делу, рассмотренному в суде апелляционной или кассационной инстанции, осуществляется по правилам, предусмотренным для подачи и рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке на решение суда.

Если в период рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке на судебное определение - судебный акт судом, рассматривающим дело по существу, будет установлено, что обжалованное определение влияет на суть дела, рассмотрение дела по существу подлежит приостановлению в соответствии с пунктом 1 статьи 101 ЭПК.


29. Согласно части четвертой статьи 320 ЭПК заявление об отмене определения об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан может быть подано в пределах срока, установленного для обжалования судебного акта в ревизионном порядке.

Следует принять во внимание, исходя из установленных в частях первой - третьей статьи 310 ЭПК сроков обжалования судебного акта в ревизионном порядке, в случае истечения срока подачи жалобы в ревизионном порядке до вынесения определения об отказе в передаче жалобы в ревизионном порядке для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан заявление об отмене определения может быть подано в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В таком же порядке исчисляется предусмотренный статьей 324-12 ЭПК срок подачи жалобы в ревизионном порядке на определение Суда Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского судов об отказе в принятии к производству, о возвращении жалобы (протеста) в ревизионном порядке, прекращении производства по жалобе (протесту) в ревизионном порядке, об оставлении жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения;

подачи заявления об отмене определения судьи Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан об отказе в принятии жалобы к производству, возвращении жалобы в ревизионном порядке;

принесения протеста Генеральным прокурором в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан на определение судьи Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан об отказе в принятии к производству, возвращении протеста в ревизионном порядке;

принесения протеста Председателем Верховного суда, Генеральным прокурором Республики Узбекистан в Президиум Верховного суда Республики Узбекистан на определение о прекращении производства по жалобе (протесту) в ревизионном порядке, об оставлении жалобы (протеста) в ревизионном порядке без рассмотрения, а также другие определения Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан, обжалование (опротестование) которых предусмотрено ЭПК.

Если срок подачи ревизионной жалобы прошел до вынесения определения суда ревизионной инстанции, жалоба (протест) об отмене определения может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия определения.


30. В случае установления факта нарушения актов законодательства в деятельности государственного или иного органа, организации, должностного лица или гражданина независимо от их участия в судебном процессе, суд ревизионной инстанции вправе вынести частное определение. Если в действиях лиц будут обнаружены признаки преступления, суд сообщает об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением к сообщению соответствующих материалов.

О вынесении частного определения, направлении сообщения прокурору объявляется в судебном заседании и указывается в протоколе судебного заседания.


31. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения экономических дел рекомендовать областным и приравненным к ним судам, Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан обобщать судебную практику рассмотрения дел в ревизионном порядке.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           Н. Хакимова



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)














































Время: 0.1448
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск