ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Июль, 2024 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 25.06.2024 г. N 19 "О некоторых вопросах рассмотрения судами дел об административных правонарушениях в ревизионном порядке"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

25.06.2024 г.

N 19



О НЕКОТОРЫХ

ВОПРОСАХ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В РЕВИЗИОННОМ ПОРЯДКЕ



В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона, руководствуясь статьей 22 Закона "О судах", Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Обратить внимание судов на то, что рассмотрение дел об административных правонарушениях в порядке ревизии является важным правовым институтом, гарантирующим участникам судебного процесса право на обжалование постановлений суда первой инстанции, рассмотренных в апелляционном или кассационном порядке, а также постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций.


2. В соответствии со статьями 324-24, 324-25 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту - КоАО) право на обжалование (опротестование) постановлений суда первой инстанции по делам, рассмотренным в апелляционном или кассационном порядке, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций по делам об административном правонарушении принадлежит:

лицу, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, его законному представителю, адвокату;

потерпевшему, его законному представителю, адвокату;

органу, составившему протокол об административном правонарушении;

Генеральному Прокурору Республики Узбекистан или его заместителям.

В связи с этим копия постановления суда апелляционной или кассационной инстанции по делу об административном правонарушении в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, органу, составившему протокол об административном правонарушении, а также потерпевшему, прокурору, подавшему протест в апелляционном или кассационном порядке, по их просьбе (статья 324-11, часть тринадцатая статьи 324-19 КоАО).


3. Согласно закону жалоба (протест) в ревизионном порядке подается или направляется в Верховный суд Республики Узбекистан (статья 324-23 КоАО).

Жалобы (протесты) в ревизионном порядке на постановления районных (городских) судов по уголовным делам, территориальных военных судов, рассмотренные в апелляционном или кассационном порядке, а также на постановления судов апелляционной или кассационной инстанции рассматриваются в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Узбекистан.


4. Ревизионная жалоба (протест) на судебное постановление о привлечении лица к административной ответственности, вынесенное при рассмотрении гражданских и экономических дел, подается в порядке и сроки, установленные соответственно Гражданским и Экономическим процессуальными кодексами (статья 315 КоАО).

В соответствии со статьей 324-26 КоАО ревизионная жалоба (протест) может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения постановления суда апелляционной или кассационной инстанции.


5. По ходатайству лица, подавшего ревизионную жалобу (протест), пропущенный по уважительной причине шестимесячный срок подачи жалобы (протеста) может быть восстановлен судом ревизионной инстанции.

Уважительными могут быть признаны следующие обстоятельства:

обстоятельства, объективно препятствующие совершению процессуальных действий (например, чрезвычайные ситуации, наводнения, эпидемии, пандемия, карантин);

болезнь лица, семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи), выявление в деянии лица признаков преступления, выезд одной из сторон за пределы Республики Узбекистан, а также иные обстоятельства, если они исключали либо существенно затрудняли подачу жалобы в ревизионном порядке в установленные законом сроки.

Ходатайство о восстановлении срока подачи жалобы (протеста) в ревизионном порядке рассматривается судьей в судебном заседании в присутствии сторон, а в случае неявки сторон, извещенных о судебном заседании в установленном порядке, - без их участия.

Об отказе или удовлетворении ходатайства выносится определение.

В определении о восстановлении срока обжалования (опротестования) должны быть указаны причины пропуска срока, признанные судом уважительными.


6. В связи с тем, что статьей 324-27 КоАО установлены определенные требования к содержанию жалобы (протеста) в ревизионном порядке, суд ревизионной инстанции обязан проверить, соблюдены ли этих требований лицом, подающим жалобу, протест.

В случае несоответствия ревизионной жалобы (протеста) установленным требованиям суд в соответствии со статьей 324-30 КоАО возвращает ее письмом подавшему лицу без рассмотрения.

Согласно закону жалоба (протест) в ревизионном порядке может быть возвращена письмом также в следующих случаях (статья 324-30 КоАО):

если жалоба (протест) подана лицами, не указанными в статьях 324-24 и 324-25 КоАО;

если жалоба (протест) была подана с пропуском срока обжалования и ходатайство о его восстановлении отсутствует;

в случае поступления заявления об отзыве жалобы (протеста), поданного в ревизионном порядке;

если дело об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в ревизионном порядке.

После устранения обстоятельств, указанных в статьях 324-24, 324-25 и 324-27 КоАО, лицо вправе повторно обратиться с жалобой (протестом) в общем порядке.


7. В соответствии со статьей 324-29 КоАО лицо, подавшее жалобу (протест) в ревизионном порядке, вправе отозвать свою жалобу (протест).

Вместе с этим лицо, в отношении которого вынесено постановление суда по делу об административном правонарушении, праве отозвать также и ревизионную жалобу своего адвоката.

Адвокат, законный представитель лица, привлеченного к административной ответственности, вправе отозвать свою жалобу только с согласия лица, привлеченного к административной ответственности.

Отзыв жалобы (протеста), поданной в ревизионном порядке, допускается до удаления суда ревизионной инстанции в отдельную комнату.

При отзыве жалобы (протеста), поданной в ревизионном порядке до начала судебного разбирательства, суд возвращает ее письмом.

Если жалоба (протест) подана после начала судебного разбирательства, суд согласно пункту 6 статьи 324-38 КоАО выносит постановление о прекращении производства в ревизионном порядке. Если по делу жалоба (протест) в ревизионном порядке подана и другими участниками процесса, суд прекращает ревизионное производство по делу только в отношении лица, отозвавшего жалобу (протест), и продолжает производство в отношении других лиц.

Следует учитывать, что прекращение ревизионного производства по делу в связи с отзывом жалобы (протеста) не препятствует повторному обращению с жалобой (протестом) в сроки, установленные статьей 324-26 КоАО.


8. Поступившая в ревизионную инстанцию жалоба на постановление районного (городского) судов, территориального военного суда по делу, рассмотренному в апелляционном или кассационном порядке, изучается судьей Верховного суда вместе с приложенными к ней материалами, а в случае необходимости - с истребованием материалов дела. Дело об административном правонарушении в случае необходимости может быть истребовано также председателем Верховного суда Республики Узбекистан и его заместителями.

При рассмотрении жалобы следует обратить внимание на то, что в каждом случае, когда изложенные в ней доводы вызывают сомнения в законности, обоснованности и справедливости судебных актов, дело подлежит истребованию.

Дело должно быть истребовано в случае возникновении сомнений в следующих обстоятельствах:

соответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела;

соблюдении норм КоАО;

справедливости назначенного наказания.

Также дело об административном правонарушении должно быть истребовано в тех случаях, когда оно подлежит прекращению на основании статьи 271 КоАО.

Изучение дела об административном правонарушении, сформированного в электронной форме, осуществляется через информационную систему (статья 269-1 КоАО).

Разъяснить, что жалоба (протест), поданная в ревизионном порядке, подлежит рассмотрению в срок до одного месяца, а в случае истребования дела об административном правонарушении - до двух месяцев. При этом срок исчисляется с момента поступления ревизионной жалобы (протеста) в производство судьи, а в случае истребования дела - с момента поступления дела.


9. По смыслу статьи 324-31 КоАО определение об отсутствии оснований к пересмотру судебного акта в ревизионном порядке может быть вынесено лишь по результатам изучения ревизионной жалобы.

В случае отсутствия оснований для возвращения протеста (статья 324-30 КоАО) судья назначает дело для рассмотрения и передает в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда, о чем выносит определение.

В определении о передаче жалобы (протеста) в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда должно быть указано о вызове сторон и других участников процесса в судебное заседание, а также разрешены другие вопросы, предусмотренные статьей 324-33 КоАО.


10. Обратить внимание судов на то, что выполнение требований статьи 324-34 КоАО имеет важное значение для обеспечения прав участников дела об административном правонарушении. В связи с этим лицо, в отношении которого было вынесено судебное постановление по делу об административном правонарушении, потерпевший, их законные представители, адвокат и орган, составивший протокол об административном правонарушении, в течение трех суток должны быть извещены о внесении дела в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Узбекистан для рассмотрения в ревизионном порядке с приложением копии жалобы (протеста) либо с разъяснением возможности ознакомиться с ее электронной копией через интернет-ресурс суда, вынесшего постановление.

В извещении сторонам разъясняется право представить в письменной форме либо в виде электронного документа свои возражения на жалобу (протест), поданную в ревизионном порядке, с указанием срока представления возражений. Поступившие возражения приобщаются к делу.

Непоступление в указанный срок возражений сторон по жалобе (протесту), не является препятствием для рассмотрения дела.


11. Лицо, в отношении которого вынесено постановление, потерпевший, их законные представители, адвокат и орган, составивший протокол об административном правонарушении, в соответствии со статьей 324-35 КоАО должны быть извещены судом о времени рассмотрения дела в ревизионном порядке не позднее трех суток до начала рассмотрения дела. Извещение может быть направлено повесткой по почте или через курьера, телефонограммой, телеграммой, телефаксом или любым другим средством связи. Сведения о надлежащем извещении должны быть приобщены к материалам дела.

Неявка лиц, должным образом извещенных о времени и месте заседания суда ревизионной инстанции, не является препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Разъяснить, что в делах, по которым прокурором принесен протест в ревизионном порядке, должны участвовать Генеральный прокурор Республики Узбекистан, его заместитель или уполномоченный ими прокурор.


12. Лицам, участвующим в деле, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с поступившими возражениями на ревизионную жалобу (протест) и другими материалами дела.


13. Дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению в ревизионном порядке судьей Верховного Суда Республики Узбекистан единолично.


14. Судья рассматривает дела об административных правонарушениях по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции с учетом особенностей производства в ревизионном порядке (статья 324-37 КоАО).


15. Суд ревизионной инстанции при рассмотрении жалобы (протеста), не ограничиваясь приведенными в ней доводами, проверяет дело в полном объеме, исследует имеющиеся в деле, а также представленные суду (истребованные судом) новые доказательства.

По результатам рассмотрения ходатайств, заявленных лицами, участвующими в суде ревизионной инстанции, суд выносит определение. Определения об отводах, иные определения, направляемые для исполнения в другие органы, представления об устранении причин совершения административных правонарушений и условий, им способствующих, выносятся в отдельной комнате, оформляются в виде отдельных актов и подписываются судьей.


16. Суд ревизионной инстанции при рассмотрении жалобы (протеста) в ревизионном порядке проверяет законность, обоснованность и справедливость судебных постановлений, вынесенных по делу об административном правонарушении.

Постановление суда по делу об административном правонарушении признается законным, если оно было вынесено с соблюдением всех требований материального и процессуального закона.

Обоснованным признается постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное на основании доказательств, которые всесторонне, полно и объективно исследованы судом.

Постановление по делу об административном правонарушении признается справедливым, если административное взыскание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и данных о личности правонарушителя.


17. Статья 321 КоАО устанавливает общие основания к отмене и изменению постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении уполномоченным органом (должностным лицом).

Суд ревизионной инстанции в зависимости от конкретных обстоятельств дела может применить эти основания для изменения или отмены постановления.

Основаниями к отмене или изменению постановления суда по делу об административном правонарушении являются:

неполнота или односторонность рассмотрения дела судом;

несоответствие постановления и примененных судом норм закона об административной ответственности, а также других нормативно-правовых актов фактическим обстоятельствам по делу;

существенные нарушения правил производства по делу об административном правонарушении;

несправедливость примененного административного взыскания.


18. По результатам рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке суд принимает одно из следующих постановлений:

об оставлении постановления суда первой инстанции, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, а жалобы (протеста), поданной в ревизионном порядке, без удовлетворения;

об отмене постановления суда апелляционной или кассационной инстанции и оставлении постановления суда первой инстанции без изменения;

об отмене всех судебных постановлений, принятых по делу, и прекращении производства по делу;

об изменении или отмене постановления суда первой инстанции, апелляционной или кассационной инстанции и принятии нового постановления;

об изменении меры взыскания без ее усиления в пределах, предусмотренных законодательным актом об ответственности за административное правонарушение;

о прекращении ревизионного производства по делу в случае отзыва жалобы (протеста), поданной в ревизионном порядке.

В ревизионном порядке также могут быть приняты следующие постановления:

об отказе или удовлетворении частной жалобы (протеста), поданной на определение суда первой, апелляционной или кассационной инстанции об отказе в восстановлении срока обжалования постановления уполномоченного органа о привлечении к административной ответственности;

об отказе или удовлетворении частной жалобы (протеста) на определение об отказе в восстановлении срока апелляционного или кассационного обжалования (опротестования) постановления суда (статья 316, часть третья статьи 324-3, часть четвертая статьи 324-16 КоАО).

Постановление суда ревизионной инстанции оглашается немедленно после его вынесения.


19. Суд ревизионной инстанции оставляет без изменения постановления судов первой, апелляционной или кассационной инстанции, если установит, что обстоятельства дела судом проверены всесторонне, полно и объективно, нарушений норм КоАО не допущено, при квалификации правонарушения нормы материального закона применены правильно, назначенное административное взыскание соответствует требованиям статьи 30 КоАО.


20. Суд ревизионной инстанции при изменении постановлений судов первой, апелляционной или кассационной инстанции вправе:

изменить квалификацию административного правонарушения без изменения меры административного взыскания;

изменить квалификацию административного правонарушения со смягчением меры административного взыскания;

изменить меру административного взыскания в рамках санкции соответствующей статьи Особенной части КоАО;

в случаях нарушения требований статьи 34 КоАО о применении административного взыскания за совершение нескольких правонарушений внести изменения в соответствии с законом;

исключить из постановления определенную статью Особенной части КоАО или эпизоды правонарушения;

увеличить или уменьшить размер материального ущерба, а также решить вопрос о предметах правонарушения.

Суд ревизионной инстанции вправе в соответствии со статьей 33 КоАО применить взыскание ниже низшего предела, предусмотренное санкцией соответствующей статьи КоАО, или другое более мягкое взыскание, которое этой статьей не предусмотрено, с указанием причин и оснований принятия такого постановления.


21. В соответствии со статьей 278 КоАО, если в ходе рассмотрения дела суд ревизионной инстанции придет к выводу о наличии в действиях правонарушителя признаков преступления, отменяет постановления судов первой, апелляционной или кассационной инстанции и направляет материалы дела вместе с мотивированным постановлением прокурору.

Если по результатам изучения и проверки материалов дела орган следствия или дознания придет к выводу об отсутствии в действиях правонарушителя состава преступления, дело об административном правонарушении направляется в суд первой инстанции с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом случае дело об административном правонарушении рассматривается судом первой инстанции.


22. Суд ревизионной инстанции отменяет постановления судов первой, апелляционной или кассационной инстанции и выносит новое постановление, если по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего, его представителя или органа, составившего протокол об административном правонарушении, либо протеста прокурора придет к выводу о необходимости отягчения наказания или переквалификации деяния на статью Особенной части КоАО, предусматривающую более строгую ответственность.


23. Разъяснить судам, что постановления судов подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - прекращению, если в ходе рассмотрения жалобы (протеста) в ревизионном порядке будет установлено одно из предусмотренных статьей 271 КоАО обстоятельств, исключающих административную ответственность (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 10, 10-1).

В соответствии с частью первой статьи 324 КоАО отмена постановления с прекращением производства по делу об административном правонарушении влечет за собой возврат взысканных денежных сумм, возмездно изъятых или конфискованных предметов, а также отмену ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата предмета возмещается его стоимость, а также упущенная выгода, если данные предметы предназначались для предпринимательства. Данное правило не распространяется на пункты 5, 7, 9 статьи 271 КоАО.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконным административным арестом, производится в порядке, установленном законодательством.


24. О выявленных по делу причинах совершения административного правонарушения и условиях, ему способствующих, суд ревизионной инстанции должен внести представление о принятии мер по устранению этих причин и условий на имя руководителя соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Такое представление должно быть вынесено судом ревизионной инстанции и в случаях установления нарушений закона, допущенных соответствующим органом (должностным лицом), ответственным за производство по делу об административном правонарушении.


25. Постановление суда ревизионной инстанции вступает в законную силу с момента оглашения, является окончательным и обжалованию (опротестованию) не подлежит (за исключением вновь открывшихся обстоятельств).


26. Обратить внимание судов, что постановление ревизионной инстанции должно быть направлено вместе с делом в суд первой инстанции в трехдневный срок. Лицу, в отношении которого вынесено постановление, его копия вручается или высылается в течение трех дней с момента оглашения, а также потерпевшему - по его просьбе.

Следует иметь в виду, что копия постановления по делу, по которому применено административное взыскание в виде административного ареста либо административного выдворения, направляется (вручается) органу, исполняющему постановление, а также лицам, участвующим в деле, в день вынесения постановления.


27. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения дел об административных правонарушениях рекомендовать Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда обобщать судебную практику рассмотрения дел в ревизионном порядке.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           Н. Хакимова



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2024 г.
















































Время: 0.0327
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск