Внимание!
NB! Пункт 1 и подпункт "б" пункта 3 приложения N 2 к настоящему постановлению вступают в силу с 1 октября 2024 года.
ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Июль, 2024 год / Социальное обеспечение /Постановление Президента Республики Узбекистан от 16.07.2024 г. N ПП-257 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы установления инвалидности"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
16.07.2024 г.
N ПП-257
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВАЛИДНОСТИ
В целях внедрения эффективных механизмов установления инвалидности, совершенствования системы службы медико-социальной экспертизы, а также создания необходимых условий для участия лиц с инвалидностью в жизни общества:
1. Определить основными направлениями совершенствования системы установления инвалидности:
повышение ответственности специалистов первичной медико-санитарной помощи за раннее выявление и профилактику инвалидности;
искоренение бюрократических барьеров и коррупциогенных факторов в сфере путем повышения прозрачности процессов установления инвалидности;
внедрение системы установления инвалидности с учетом результатов оценки активности и участия (далее - функциональности) лиц в повседневной жизни;
правильное и своевременное выявление потребностей лиц с инвалидностью для улучшения качества их жизни и социализации.
2. Внедрить порядок установления инвалидности, в соответствии с которым:
а) поэтапно в порядке эксперимента начиная с 1 сентября 2024 года - в городе Ташкенте и в районах (городах) Навоийской области, в срок до 1 сентября 2025 года - в остальных регионах республики:
для граждан создается возможность обращения к семейным врачам по установлению инвалидности посредством Единого портала интерактивных государственных услуг, центров социальных услуг "Инсон" или социальных работников;
отправка медицинских документов граждан для освидетельствования в медико-социальных экспертных комиссиях (далее - МСЭК) осуществляется семейными врачами в электронной форме. При этом врачебно-консультативные комиссии (далее - ВКК) оказывают методическое содействие в своевременной отправке семейными врачами медицинских документов в правильно оформленном виде;
внедряется порядок оценки функциональности лиц в возрасте 18 лет и старше работниками центров социальных услуг "Инсон" (далее - центры "Инсон") на основе критериев шкалы оценки инвалидности Всемирной организации здравоохранения, адаптированных к местным особенностям и условиям. При этом до 1 сентября 2025 года результаты оценки не признаются основанием для установления инвалидности;
при невозможности личной явки лиц в центры "Инсон" по состоянию здоровья оценка состояния их здоровья и функциональности проводится на дому или в стационаре по месту их лечения;
б) начиная с 1 октября 2024 года отменяется порядок установления инвалидности специализированными (психиатрическими, фтизиатрическими и пульмонологическими, педиатрическими) МСЭК, установление инвалидности осуществляется межрайонными и районными (городскими) МСЭК;
в) начиная с 1 апреля 2025 года:
требование по действующим срокам лечения, необходимого для направления граждан на освидетельствование в МСЭК, отменяется и устанавливается отдельно исходя из протекания и вида каждого заболевания;
порядок выдачи МСЭК рекомендаций по профессии, спорту и обучению отменяется и функции МСЭК по продлению срока листка временной нетрудоспособности и определению пригодности к управлению специально оборудованным транспортным средством упраздняются путем их передачи государственным медицинским учреждениям;
при установлении инвалидности лицам старше 18 лет сведения о сроке и причинах инвалидности, медико-реабилитационных мероприятиях, нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации формируются в информационной системе "Единая национальная социальная защита" исходя из характера клинико-функциональных нарушений лица;
г) начиная с 1 сентября 2025 года порядок установления инвалидности межрайонными и районными (городскими) МСЭК исключительно на основании медицинских документов отменяется, внедряется порядок установления инвалидности исходя из состояния здоровья и результатов оценки функциональности лиц в электронной форме. При этом:
при выявлении расхождений между состоянием здоровья и результатами оценки функциональности лица установление инвалидности либо отказ в установлении инвалидности осуществляются МСЭК Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;
центрами "Инсон" после первичного установления инвалидности граждан разрабатываются индивидуальные планы оказания социальных услуг и помощи в их образовательной и профессиональной ориентации, обеспечении занятости, привлечении к спорту, психологической поддержке и ведется мониторинг исполнения этих планов.
3. В центральном аппарате Министерства здравоохранения за счет штатных единиц организаций в системе Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее - Агентство):
а) ввести должность советника министра по координации процесса оказания медицинских услуг лицам с инвалидностью. При этом назначение на должность и освобождение от должности советника министра осуществляются по согласованию с директором Агентства;
б) создать сектор из 3 штатных единиц, определить его основными задачами:
координацию реализации мер по профилактике инвалидности;
координацию процесса направления лиц для прохождения медико-социальной экспертизы в целях установления инвалидности;
организацию повышения квалификации и координацию деятельности врачей ВКК и семейных врачей;
координацию процесса цифровизации отправки семейными врачами медицинских документов для освидетельствования в МСЭК и процесса ее интеграции с соответствующими информационными системами;
координацию системы оказания медицинских услуг лицам с инвалидностью, в том числе медицинских реабилитационных услуг.
4. Министерству здравоохранения:
а) в срок до 15 августа 2024 года:
в городе Ташкенте и Навоийской области обеспечить семейных врачей информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми для своевременной отправки медицинских документов граждан в МСЭК в электронной форме, принять меры по краткосрочному обучению семейных врачей без отрыва от работы в целях повышения их квалификации;
совместно с Министерством цифровых технологий внедрить обмен данными между необходимыми информационными системами и информационной системой "Единая национальная социальная защита" посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство" в целях отправки медицинских документов граждан на освидетельствование в МСЭК, а также сведений о листах нетрудоспособности в электронной форме;
б) в срок до 1 марта 2025 года совместно с Агентством:
обеспечить определение необходимых сроков лечения отдельно по каждому заболеванию исходя из течения и вида болезней до направления граждан на освидетельствование в МСЭК;
пересмотреть медицинские критерии, учитываемые при установлении инвалидности лицам старше 18 лет, и обеспечить формирование сведений о сроках и причинах инвалидности, медико-реабилитационных мероприятиях, нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации в информационной системе "Единая национальная социальная защита";
разработать порядок продления срока листка временной нетрудоспособности, определения пригодности к управлению специально оборудованным транспортным средством лиц с инвалидностью;
в) начиная с 1 апреля 2025 года:
принять меры по повышению квалификации специалистов МСЭК по новому порядку установления инвалидности;
внедрить систему поощрения или привлечения к дисциплинарной ответственности семейных врачей исходя из результатов своевременной и качественной отправки медицинских документов граждан в МСЭК.
5. Согласиться с предложениями Агентства, Министерства здравоохранения, а также Министерства экономики и финансов о дальнейшем повышении эффективности деятельности медико-социальной экспертизы, предусматривающими:
а) начиная с 1 октября 2024 года:
внедрение системы поощрения работников МСЭК исходя из выполнения ими ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) за счет средств Государственного фонда социальной защиты при Агентстве;
упразднение специализированных (психиатрических, фтизиатрических и пульмонологических, педиатрических) МСЭК с передачей их задач и штатных единиц МСЭК Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, межрайонным и районным (городским) МСЭК;
выделение штатных единиц "педиатр", "психиатр" и "фтизиатр" МСЭК Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента, межрайонным и районным (городским) МСЭК за счет штатных единиц упраздняемых специализированных МСЭК;
б) начиная с 1 апреля 2025 года:
формирование состава районных (городских) и межрайонных МСЭК из врача-эксперта для взрослых, врача-эксперта педиатра и реабилитолога;
создание отдельного структурного подразделения по координации деятельности МСЭК в центральном аппарате Агентства без образования юридического лица в рамках штатных единиц организаций в системе Агентства.
6. В срок до 1 апреля 2025 года возложить ответственность за разработку порядка профессиональной, образовательной и спортивной ориентации лиц с инвалидностью исходя из их категории инвалидности и возраста на следующие министерства и ведомства:
Министерство дошкольного и школьного образования - за воспитание и образовательную ориентацию;
Министерство высшего образования, науки и инноваций - за подготовку к профессиям и профориентацию;
Министерство занятости и сокращения бедности - за обеспечение занятости;
Министерство спорта, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана и Министерство здравоохранения - за ориентацию на массовый спорт и параспорт.
7. Межведомственному совету по делам лиц с инвалидностью (Оллоёров М.) регулярно заслушивать отчеты министерств и ведомств, ответственных за исполнение задач, установленных настоящим постановлением, вносить предложения о проводимой работе в Администрацию Президента Республики Узбекистан.
8. Утвердить План мер по совершенствованию системы установления инвалидности согласно приложению N 1.
9. Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласно приложению N 2.
Установить, что пункт 1 и подпункт "б" пункта 3 приложения N 2 к настоящему постановлению вступают в силу с 1 октября 2024 года.
10. Агентству совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами внести в Кабинет Министров:
в месячный срок проект постановления Правительства по установлению порядка определения функциональности лица;
в двухмесячный срок предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления;
в срок до 1 сентября 2025 года предложения о внедрении порядка установления инвалидности исходя из состояния здоровья и результатов определения функциональности ребенка.
11. Возложить на советника Президента Республики Узбекистан - директора Агентства Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 16.07.2024 г. N ПП-257
ПЛАН МЕР
по совершенствованию системы
установления инвалидности
N |
Наименование мер
|
Механизмы реализации |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Ответственные исполнители |
1. |
Разработка временного порядка оценки активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц старше 18 лет. |
1. Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: порядок отправки семейными врачами медицинских документов граждан на освидетельствование в медико-социальные экспертные комиссии; порядок проведения оценки активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц старше 18 лет работниками центров социальных услуг "Инсон" путем собеседования; непризнание до 1 сентября 2025 года в качестве основания для установления инвалидности результатов определения активности и участия (функциональности) в повседневной жизни, а также состояния здоровья лиц старше 18 лет. 2. Внесение проекта в Кабинет Министров в установленном порядке.
|
Август 2024 года |
Не требует средств |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения |
2. |
Анализ процесса оценки активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц и подготовка предложений по его результатам. |
1. Обобщение и анализ совместно с зарубежными экспертами результатов определения активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц, а также подготовка соответствующего отчета путем сопоставления с действующим порядком установления инвалидности.
|
Март 2025 года |
Не требует средств |
Национальное агентство социальной защиты |
2. Подготовка предложения о целесообразности распространения в последующем данной практики также на другие регионах республики исходя из результатов оценки.
|
Апрель 2025 года |
||||
3. |
Повышение квалификации работников центров социальных услуг "Инсон", специалистов медико-социальных экспертных комиссий и семейных врачей по установлению инвалидности исходя из результатов определения активности и участия (функциональности) в повседневной жизни, а также состояния здоровья лиц. |
1. Краткосрочное обучение работников центров социальных услуг "Инсон", осуществляющих деятельность в городе Ташкенте и Навоийской области, определению активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц, семейных врачей - порядку формирования и отправки медицинских документов в МСЭК.
|
Август 2024 года |
Не требует средств |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения |
2. Организацию в Центре развития профессиональной квалификации медицинских работников при Министерстве здравоохранения: |
Апрель - май 2025 года |
Министерство здравоохранения |
|||
переподготовки врачей-экспертов медико-социальных экспертных комиссий по специальности "реабилитолог" на бесплатной основе; повышения квалификации специалистов медико-социальных экспертных комиссий и семейных врачей на бесплатной основе.
|
Сентябрь 2025 года, в дальнейшем на постоянной основе |
||||
3. Повышение квалификации работников центров социальных услуг "Инсон" по вопросам определения активности и участия (функциональности) в повседневной жизни лиц в Центре повышения квалификации работников системы социальной защиты при Национальном агентстве социальной защиты.
|
Сентябрь 2025 года, в дальнейшем на постоянной основе |
Национальное агентство социальной защиты |
|||
4. |
Внедрение системы отправки семейными врачами медицинских документов на освидетельствование в МСЭК для установления инвалидности, а также повышение их ответственности. |
1. Создание возможности полного отражения данных путем пересмотра формы направления (088/у), отправляемого в МСЭК для установления инвалидности.
|
Август 2024 года |
Средства, выделенные на программы развития Министерства здравоохранения, средства Государственного целевого фонда развития медицины (по соответствующим расчетам) |
Министерство здравоохранения |
2. Обеспечение семейных врачей в городе Ташкенте и Навоийской области необходимыми информационно-коммуникационными технологиями.
|
Август 2024 года |
||||
3. Внедрение системы поощрения либо привлечения к дисциплинарной ответственности семейных врачей путем установления своевременной отправки медицинских документов граждан в МСЭК одним из ключевых показателей эффективности их деятельности.
|
Март 2025 года |
||||
5. |
Дальнейшее повышение эффективности деятельности работников МСЭК. |
Внедрение системы поощрения работников МСЭК исходя из выполнения ими ключевых показателей эффективности деятельности (KPI) за счет средств Государственного фонда социальной защиты.
|
Сентябрь 2024 года |
Средства Государственного фонда социальной защиты (по соответствующим расчетам)
|
Национальное агентство социальной защиты |
6. |
Стандартизация службы медико-социальной экспертизы и цифровизация направления обмена данными по установлению инвалидности. |
1. Определение необходимых сроков лечения в зависимости от течения и вида болезней до направления граждан на освидетельствование в МСЭК.
|
Март 2025 года |
Средства, выделенные на программы развития Министерства здравоохранения, средства Государственного целевого фонда развития медицины, средства Государственного фонда социальной защиты (по соответствующим расчетам) |
Министерство здравоохранения, Министерство цифровых технологий, Национальное агентство социальной защиты |
2. Пересмотр медицинских критериев, учитываемых при установлении инвалидности, цифровизация процесса определения сроков и причин инвалидности, медико-реабилитационных мероприятий, нуждаемости в протезно-ортопедических изделиях и технических средствах реабилитации.
|
Март 2025 года |
||||
3. Организация электронного обмена данными между амбулаторными и стационарными медицинскими учреждениями и первичными медико-санитарными учреждениями, а также интеграция соответствующих информационных систем медицинских учреждений с информационной системой "Единая национальная социальная защита" посредством Межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство".
|
Сентябрь 2025 года |
||||
7. |
Внесение изменений и дополнений в акты законодательства по дальнейшему повышению эффективности деятельности медико-социальной экспертизы. |
Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего внесение изменений и дополнений в акты законодательства. При этом предусматриваются: определение задач, функций, прав и ответственности, а также порядка организации деятельности медико-социальных экспертных комиссий; упразднение деятельности специализированных (психиатрических, фтизиатрических и пульмонологических, педиатрических) медико-социальных экспертных комиссий; проведение освидетельствования граждан медико-социальными экспертными комиссиями не позднее двадцати календарных дней; внесение изменений в перечень межрайонных и районных (городских) медико-социальных экспертных комиссий.
|
Октябрь 2024 года |
Не требует средств |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство экономики и финансов, Министерство здравоохранения, заинтересованные министерства и ведомства |
8. |
Изучение опыта государств, перешедших на биопсихосоциальную модель установления инвалидности. |
Организация служебных командировок в развитые зарубежные страны, перешедшие на биопсихосоциальную модель установления инвалидности (Португалия, Швейцария, Франция, Великобритания, Швеция, Тайвань, Латвия), в целях изучения их опыта.
|
Сентябрь - декабрь 2024 года |
Средства Государственного фонда социальной защиты (по соответствующим расчетам) |
Национальное агентство социальной защиты, Министерство здравоохранения |
9. |
Создание единой национальной системы реабилитации после инфаркта, инсульта и хирургического вмешательства. |
1. Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: порядок направления и оказания реабилитационных услуг больным, перенесшим инфаркт, инсульт и хирургическое вмешательство; стандарты реабилитации больных, перенесших инфаркт, инсульт и хирургическое вмешательство; порядок оценки эффективности оказанных реабилитационных услуг.
|
Октябрь 2024 года |
Не требует средств |
Министерство здравоохранения, Национальное агентство социальной защиты |
2. Внесение проекта в установленном порядке в Кабинет Министров.
|
Ноябрь 2024 года |
||||
10. |
Разработка критериев образовательной и профессиональной ориентации и привлечения к спорту лиц с инвалидностью. |
1. Разработка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего: порядок воспитания и образовательной ориентации лиц с инвалидностью исходя из категории их инвалидности и возраста; порядок подготовки к профессиям и профориентации лиц с инвалидностью исходя из категории их инвалидности и возраста; порядок обеспечения занятости лиц с инвалидностью исходя из категории их инвалидности и возраста; порядок ориентации на массовый спорт и параспорт лиц с инвалидностью исходя из категории их инвалидности и возраста; порядок продления срока листка временной нетрудоспособности, а также определения пригодности к управлению специально оборудованным транспортным средством лиц с инвалидностью.
|
Февраль 2025 года |
Не требует средств |
Министерство здравоохранения, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Министерство дошкольного и школьного образования, Министерство занятости и сокращения бедности, Министерство спорта, Национальный паралимпийский комитет Узбекистана, Министерство юстиции |
2. Обобщение предложений и внесение единого проекта нормативно-правового акта в Кабинет Министров.
|
Март 2025 года |
||||
11. |
Включение учебных занятий по медико-социальной экспертизе в учебные программы государственных медицинских высших образовательных учреждений. |
Включение с 2025/2026 учебного года учебных занятий по установлению инвалидности путем проведения оценки активности и участия (функциональности) в повседневной жизни и состояния здоровья лиц, а также по основам реабилитологии в учебные программы бакалавриата, клинической ординатуры и магистратуры государственных медицинских высших образовательных учреждений.
|
Сентябрь 2025 года |
Средства Государственного бюджета (по соответствующим расчетам) |
Министерство здравоохранения, Министерство высшего образования, науки и инноваций, Национальное агентство социальной защиты |
12. |
Дальнейшее укрепление материально-технической базы медико-социальных экспертных комиссий и обеспечение своевременного оказания населению качественных услуг. |
Обеспечение автотранспортными средствами медико-социальных экспертных комиссий за счет средств Государственного бюджета, выделенных Национальному агентству социальной защиты, а также средств Государственного фонда социальной защиты.
|
Декабрь 2024 года |
Средства Государственного фонда социальной защиты, Средства Государственного бюджета (по соответствующим расчетам)
|
Национальное агентство социальной защиты, Министерство экономики и финансов |
к Постановлению Президента РУз
от 16.07.2024 г. N ПП-257
ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в некоторые постановления
Президента Республики Узбекистан
1. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 27 ноября 2021 года N ПП-22 "О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности службы медико-социальной экспертизы и системы установления инвалидности детям":
а) пункты 4 и 5 признать утратившими силу;
б) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Создать дополнительно по одной межрайонной медико-социальной экспертной комиссии в Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Хорезмской и Наманганской областях";
в) пункт 7 признать утратившим силу;
г) из пункта 12 слова "образуемых новых педиатрических и" исключить;
д) позицию 14 приложения исключить.
2. В пункте 2 постановления Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2022 года N ПП-230 "О дополнительных мерах по материальной поддержке слоев населения, нуждающихся в социальной защите и помощи":
абзац четвертый исключить;
абзац пятый считать абзацем четвертым.
3. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 27 февраля 2023 года N ПП-74 "О дополнительных мерах по совершенствованию системы поддержки лиц с инвалидностью":
а) абзац второй пункта 2 исключить;
б) из пункта 7 слово "педиатрическими" исключить.
4. В графе "Механизмы реализации" позиции 14 приложения N 2 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2023 года N ПП-319 "О мерах дальнейшего совершенствования системы оказания социальных услуг и помощи населению" слова "от медицинской модели к социальной модели оценки и установления инвалидности" заменить словами "к системе установления инвалидности исходя из результатов оценки функциональности лица".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 17 июля 2024 г.