ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Август, 2024 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /Постановление Министерства цифровых технологий от 08.07.2024 г. N 268-mh и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре от 01.07.2024 г. N 20 "О внесении изменений и дополнений в постановление "Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для операторов, провайдеров почтовой связи" (Зарегистрировано МЮ 09.08.2024 г. N 3061-5)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
09.08.2024 г.
N 3061-5
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 08.07.2024 г. N 268-mh |
ДЕПАРТАМЕНТА ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ПРИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН 01.07.2024 г. N 20 |
О внесении изменений и дополнений
в постановление "Об утверждении Правил внутреннего
контроля по противодействию легализации доходов,
полученных от преступной деятельности, финансированию
терроризма и финансированию распространения оружия
массового уничтожения для операторов,
провайдеров почтовой связи"
В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О почтовой связи" Министерство цифровых технологий и Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести изменения и дополнения в постановление Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций и Департамента по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года NN 176-мх, 28 (рег. N 3061 от 28 августа 2018 года) "Об утверждении Правил внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для операторов, провайдеров почтовой связи" (Национальная база данных законодательства, 29.08.2018 г., N 10/18/3061/1807) согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр Ш. Шерматов
Начальник Департамента С. Сохибназаров
к Постановлению
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
вносимые в постановление "Об утверждении
Правил внутреннего контроля по противодействию
легализации доходов, полученных от преступной
деятельности, финансированию терроризма
и финансированию распространения оружия
массового уничтожения для операторов,
провайдеров почтовой связи"
1. В наименовании и пункте 1 постановления слова "операторов, провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи".
2. В Правилах:
1) в наименовании слова "операторов, провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
2) в преамбуле и подпункте "а" пункта 2 приложения 2 слова "операторов, провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
3) в пункте 1:
абзац третий изложить в следующей редакции:
"внутренний контроль - деятельность национального оператора почтовой связи, осуществляющего пересылку почтовых переводов денежных средств, по надлежащей проверке пользователей, управлению рисками легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространении оружия массового уничтожения, выявлению подозрительных операций, а также операций, участниками которых являются лица, участвующие или подозреваемые в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения;";
в абзаце тринадцатом слова "операторами, провайдерами" заменить словами "национальным оператором";
в абзаце семнадцатом слова "операторов, провайдеров" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
"почтовый перевод денежных средств (далее - денежный перевод) - почтовое отправление, посредством которого отправитель поручает выплатить адресату уплаченную им национальному оператору почтовой связи сумму денежных средств;";
в абзаце двадцать пятом слова "операторов, провайдеров" заменить словами "национального оператора";
в абзаце двадцать восьмом слово "уничтожения"." заменить словом "уничтожения";".
дополнить абзацем следующего содержания:
"иностранная структура без образования юридического лица - организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления).";
4) абзац третий пункта 2 изложить в следующей редакции:
"недопущение умышленного или неумышленного вовлечения национального оператора почтовой связи в преступную деятельность;";
5) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Система внутреннего контроля организуется национальным оператором почтовой связи с учетом особенностей его функционирования, уровня рисков, связанных с пользователями и их операциями.";
6) в пункте 5:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"5. Национальный оператор почтовой связи должен создать соответствующую структуру системы внутреннего контроля.";
в абзаце втором слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
7) в пункте 6:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"6. Структура системы внутреннего контроля включает соответствующее подразделение или ответственных сотрудников, а также работников почтовой связи национального оператора.";
в абзаце втором слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Руководитель структуры системы внутреннего контроля должен иметь высшее образование и опыт руководства подразделением национального оператора почтовой связи, связанным с осуществлением денежного перевода, не менее двух лет либо стаж работы в структуре системы внутреннего контроля не менее одного года.";
8) пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Требования к квалификации и деловой репутации, предъявляемые к руководителю и ответственным сотрудникам структуры системы внутреннего контроля, определяются руководителем национального оператора почтовой связи с учетом требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.";
9) в абзаце втором пункта 9 текста на узбекском языке слова "қонун ҳужжатлари" заменить словами "қонунчилик ҳужжатлари";
10) в пункте 10:
в абзацах пятом, восьмом и девятом слова "оператора, провайдера" заменить словами "национального оператора";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"разрабатывают и вносят на рассмотрение руководителю национального оператора почтовой связи предложения об устранении выявленных недостатков и нарушений в части несоблюдения работниками почтовой связи требований законодательства, настоящих Правил и внутренних правил о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;";
11) в абзаце четвертом пункта 11 слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
12) в пункте 13:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"13. Национальный оператор почтовой связи, исходя из требований настоящих Правил, должен разрабатывать внутренние правила, в которых должны отражаться:";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"порядок предоставления ответственными сотрудниками информации о фактах нарушений законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, руководителю национального оператора почтовой связи;";
текст на узбекском языке дополнить абзацем четырнадцатым следующего содержания:
"ички назорат тизимининг максад ва вазифаларига эришиш максадида ички назорат тизими рахбари, масъул ходимлари ва почта алокаси ходимлари уртасида функционал вазифаларни таксимлаш;";
в тексте на узбекском языке абзацы четырнадцатый - шестнадцатый считать соответственно абзацами пятнадцатым - семнадцатым;
в абзаце семнадцатом слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
13) дополнить пунктом 13-1 следующего содержания:
"13-1. В случае, если одно юридическое лицо или несколько юридических лиц находятся под контролем либо значительным влиянием национального оператора почтовой связи, внутренние правила должны разрабатываться на основе группового подхода и включать в себя следующее:
правила и процедуры обмена данными, необходимыми для управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и (или) финансированием распространения оружия массового уничтожения, и надлежащей проверки пользователей;
обеспечение на уровне группы комплаенс контроля, аудита и (или) функций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, получения в случаях, необходимых для целей противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, сведений от филиалов и дочерних предприятий об их пользователях и операциях;
защита конфиденциальности и использования данных на достаточном уровне.";
14) пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14. Национальный оператор почтовой связи ежегодно до 15 января предоставляет в Министерство цифровых технологий Республики Узбекистан и Инспекцию списки руководителей и ответственных сотрудников структуры системы внутреннего контроля, с приложением их анкетных данных.";
15) пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15. Национальный оператор почтовой связи до 5 числа, следующего за кварталом месяца, представляет квартальные отчеты в Инспекцию о работе по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.";
16) в пункте 16:
в абзаце первом слова "операторов и провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
в абзаце шестом слова "операторов, провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
17) абзац первый пункта 17 изложить в следующей редакции:
"17. Национальный оператор почтовой связи должен принимать меры по надлежащей проверке пользователей.";
18) в пункте 20:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"20. Национальный оператор почтовой связи обязан использовать системы управления рисками в целях определения того, является ли пользователь или бенефициарный собственник публичным должностным лицом, и вместе с принятием указанных в пункте 19 настоящих Правил мер по надлежащей проверке пользователя в отношении публичных должностных лиц, выступающих в качестве пользователя или бенефициарного собственника:";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Национальный оператор почтовой связи обязан применять вышеуказанные меры также к членам семей публичных должностных лиц или лицам, близким к публичным должностным лицам.";
19) в пункте 20-1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"20-1. Национальный оператор почтовой связи может доверять результатам надлежащей проверки пользователя, проведенной третьими сторонами, по мерам надлежащей проверки, указанным в абзацах третьем - четвертом пункта 19 настоящих Правил. В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке пользователя несет национальный оператор почтовой связи. При этом национальный оператор почтовой связи должен удостовериться:";
абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"В случае несоблюдения одного из требований, предусмотренных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, национальный оператор почтовой связи должен самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке пользователей.
Национальный оператор почтовой связи принимает решение о вступлении в деловые отношения с пользователем самостоятельно, исходя из риска, а также вправе принимать меры по надлежащей проверке.";
20) в пункте 22:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"22. При единовременном или многократном обращении пользователя с поручением об осуществлении операций по пересылке денежных средств национальный оператор почтовой связи обязан:";
текст на русском языке дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществлять пересылку денежных переводов после надлежащей проверки пользователей.";
в тексте на русском языке абзац седьмой считать абзацем восьмым;
21) в пункте 23:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"23. Национальный оператор почтовой связи должен уделять особое внимание и проводить тщательный анализ операций, связанных с международными денежными переводами:";
абзац шестой исключить;
абзац седьмой считать абзацем шестым;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
"В случае отсутствия полных сведений об отправителях национальный оператор почтовой связи должен иметь возможность получения дополнительной информации об отправителях денежных средств в течение трех рабочих дней от операторов, провайдеров почтовой связи иностранных государств, в соответствии с составленными с ними договорами. В случае отсутствия такой возможности необходимо рассмотреть вопрос расторжения договора с оператором, провайдером почтовой связи.";
22) в пункте 23-1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"23-1. Национальный оператор почтовой связи, оказывающий услуги по пересылке международных денежных переводов, должен:";
в абзаце шестом слова "операторами, провайдерами почтовой связи" заменить словами "национальным оператором почтовой связи";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"Национальному оператору почтовой связи запрещается осуществлять пересылку денежных средств, если денежный перевод не соответствует требованиям, установленным настоящим пунктом.";
23) абзац второй пункта 27 изложить в следующей редакции:
"При невозможности выявления бенефициарного собственника соответствующими мерами, национальный оператор почтовой связи должен идентифицировать руководителя пользователя и принять обоснованные меры по проверке его личности.";
24) дополнить пунктами 27-1 и 27-2 следующего содержания:
"27-1. К иностранным структурам без образования юридического лица применяются требования, установленные настоящими Правилами для юридических лиц.
27-2. Зарубежные дочерние предприятия и филиалы национального оператора почтовой связи (при наличии таковых) при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать внутренние правила национального оператора почтовой связи, в случае если актами законодательства страны пребывания предусмотрены менее строгие меры внутреннего контроля, по сравнению с внутренними правилами национального оператора почтовой связи.";
25) дополнить пунктом 28-1 следующего содержания:
"28-1. Национальный оператор почтовой связи, при наличии подозрений в достоверности полученной(ых) информации (документов), должен осуществлять меры по проверке (верификации) этой (этих) информации (документов). В таком случае национальный оператор почтовой связи вправе обращаться в соответствующие организации с запросом для выяснения достоверности (подлинности) информации (документов) о пользователях.";
26) абзац второй пункта 30 изложить в следующей редакции:
"В случае установления полного совпадения всех идентификационных данных пользователя, бенифициарного собственника или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень, национальный оператор почтовой связи должен принять меры, установленные в главе 8 настоящих Правил.";
27) в пункте 31:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"31. Национальный оператор почтовой связи должен отказать пользователю в осуществлении операций в случае:";
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"В этих случаях национальный оператор почтовой связи должен направить сообщение в специально уполномоченный государственный орган.";
28) в пункте 33:
абзацы первый и второй изложить в следующей редакции:
"33. Национальный оператор почтовой связи обязан в своей деятельности систематически, не менее одного раза в год проводить изучение, анализ и выявление возможных рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма, документально фиксировать результаты изучения и принимать соответствующие меры по снижению выявленных рисков.
Национальный оператор почтовой связи должен определять уровень риска и требуемый уровень его снижения, разработать и реализовать соответствующую программу мер в зависимости от типа и уровня риска.";
29) пункте 35 дополнить подпунктом "и-1" следующего содержания:
"и-1) иностранные структуры без образования юридического лица;";
30) пункты 36 - 38 изложить в следующей редакции:
"36. При отнесении операции к категории высокого уровня риска национальный оператор почтовой связи должен принимать усиленные меры по надлежащей проверке пользователя и осуществлять постоянный мониторинг совершаемых им операций.
37. По мере изменения характера проводимых пользователем операций национальный оператор почтовой связи должен пересматривать уровень риска с учетом собранных сведений по результатам надлежащей проверки пользователя.
38. Национальный оператор почтовой связи должен вести учет всех пользователей, отнесенных к категории высокого уровня риска, в соответствии с порядком, установленным внутренними правилами. Сведения о пользователях, отнесенных к категории высокого уровня риска, заносятся в специальный журнал.";
31) в пункте 39:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"39. Национальный оператор почтовой связи должен принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях национальный оператор почтовой связи должен определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:";
абзацы пятый - седьмой изложить в следующей редакции:
"При этом определение и оценка данного риска должны осуществляться подразделением национального оператора почтовой связи, непосредственно внедряющим новые виды услуг (новую технологию), совместно с ответственными сотрудниками структуры системы внутреннего контроля.
Данное подразделение национального оператора почтовой связи и ответственные сотрудники структуры системы внутреннего контроля должны принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.
Информация о результатах осуществленных мер должна предоставляться руководителю национального оператора почтовой связи.";
32) абзац второй пункта 40-1 изложить в следующей редакции:
"Национальный оператор почтовой связи может внедрять индикаторы раннего выявления подозрительных операций на основании методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством цифровых технологий Республики Узбекистан по согласованию со специально уполномоченным государственным органом и имеющих рекомендательный характер.";
33) пункт 48 слова изложить в следующей редакции:
"48. Сообщение о подозрительной операции передается оператором, провайдером почтовой связи в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с требованиями Положения о порядке предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2021 года N 402.";
34) пункты 49 - 50 изложить в следующей редакции:
"49. Национальный оператор почтовой связи должен также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.
50. Национальный оператор почтовой связи при проведении операций обязан сверять идентификационные данные их участников с Перечнем.";
35) пункт 52 изложить в следующей редакции:
"52. Национальный оператор почтовой связи при приостановлении операции и (или) замораживании денежных средств лица, включенного в Перечень, обязан не позднее трех часов направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган, с указанием суммы замороженного имущества.";
36) в пункте 55 слова "Операторы, провайдеры почтовой связи" заменить словами "Национальный оператор почтовой связи";
37) абзац первый пункта 58 изложить в следующей редакции:
"58. Национальный оператор почтовой связи размораживает денежные средства и возобновляет проведение приостановленной операции только в случае получения соответствующей информации от специально уполномоченного государственного органа об:";
38) пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. Национальный оператор почтовой связи возобновляет проведение приостановленной операции и предоставляет доступ к замороженному имуществу в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 3327 от 19 октября 2021 года).";
39) в пункте 60 слова "операторов, провайдеров почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
40) пункт 61 изложить в следующей редакции:
"61. Национальный оператор почтовой связи предоставляет дополнительную информацию по письменным запросам специально уполномоченного государственного органа.";
41) пункт 61-1 изложить в следующей редакции:
"61-1. Национальный оператор почтовой связи на основании предписания специально уполномоченного государственного органа должен своевременно и без предварительного уведомления пользователя приостанавливать на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами для осуществления мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.";
42) пункт 63 изложить в следующей редакции:
"63. Национальный оператор почтовой связи обязан хранить информацию об операциях с денежными переводами, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке пользователей, включая деловую переписку и результаты любого проведенного анализа в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операций или прекращения отношений с пользователями.";
43) пункт 67 изложить в следующей редакции:
"67. Национальный оператор почтовой связи ограничивает доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивает ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган.
Национальный оператор почтовой связи обеспечивает неразглашение (либо неиспользование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.";
44) в пункте 68:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"68. Национальный оператор почтовой связи проводит постоянный мониторинг и оценку эффективности системы внутреннего контроля, с учетом изменяющихся внутренних и внешних обстоятельств, а также укрепляет ее по мере необходимости для обеспечения эффективной работы.";
в абзаце втором слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
45) в пункте 69:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"69. Мониторинг и контроль за соблюдением национальным оператором почтовой связи требований настоящих Правил осуществляются Инспекцией, при необходимости совместно со специально уполномоченным государственным органом.";
в абзаце втором слова "оператора, провайдера почтовой связи" заменить словами "национального оператора почтовой связи";
46) пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71. Национальный оператор почтовой связи, в том числе руководитель национального оператора почтовой связи, руководитель и ответственные сотрудники структуры системы внутреннего контроля, работники почтовой связи за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с законодательством.".
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 12 августа 2024 г.