ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Август, 2024 год / Банковское законодательство /Указ Президента Республики Узбекистан от 12.08.2024 г. N УП-109 "О мерах по ускоренному развитию рынка факторинговых услуг"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УКАЗ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
12.08.2024 г.
N УП-109
О МЕРАХ
ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ РЫНКА
ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ
В целях дальнейшего увеличения возможностей обеспечения непрерывности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса путем развития в стране инструментов финансирования предпринимательской деятельности на основе движимых активов:
1. Принять к сведению, что Центральным банком совместно с Международной финансовой корпорацией на основе Модельного закона о факторинге Международного института по унификации частного права (UNIDROIT) разработан проект закона, направленный на развитие рынка факторинговых услуг в Узбекистане.
2. Согласиться с предложением Центрального банка об образовании факторинговых организаций, осуществляющих деятельность финансирования под уступку денежного требования (далее - факторинг).
Определить, что деятельность факторинговой организации осуществляется после прохождения в Центральном банке учетной регистрации, проводимой посредством внесения в реестр в качестве небанковской кредитной организации.
3. Установить, что с 1 января 2025 года:
а) разрешается:
осуществление факторинговых операций в иностранной валюте, в случае, если контрагентом клиента является нерезидент;
кредитным организациям перепродавать (рефакторинг) денежные требования, приобретенные по договорам факторинга;
б) отменяется ответственность за нарушение запрета по уступке денежного требования;
в) в целях обеспечения приоритета требований на уступленные права уведомления об уступке денежного требования регистрируются в залоговом реестре;
г) не допускается изменять валюту денежного обязательства и страну платежа без согласия должника.
Кабинету Министров в месячный срок внести соответствующий проект закона в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан исходя из требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего Указа.
4. Одобрить предложение Центрального банка о внедрении Электронной платформы факторинговых услуг (далее - Факторинговая платформа).
Предусмотреть в факторинговой платформе следующие возможности:
внесение субъектами предпринимательства информации и документов о денежных требованиях для пользования факторинговыми услугами;
автоматизацию процесса финансирования путем осуществления проверки подлинности документов, являющихся основанием денежных требований, а также обеспечения оперативного сбора информации о должниках и ее анализа в режиме реального времени;
предоставление удобной, быстрой и безопасной технологической инфраструктуры для оказания кредитными организациями факторинговых услуг участникам цепочки поставок.
5. В целях создания на факторинговой платформе возможностей проверки подлинности денежных требований, их регистрации, оценки платежеспособности должника и осуществления факторинга, в частности международного:
а) нижеследующим совместно с Центральным банком и Министерством цифровых технологий обеспечить осуществление интеграции и налаживание обмена информацией с Факторинговой платформой посредством межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство":
Налоговому комитету - базы данных электронных счетов-фактур, системы электронных товарно-транспортных накладных и электронной базы данных налогоплательщиков с возможностью получения финансовой отчетности юридических лиц;
Министерству инвестиций, промышленности и торговли и Таможенному комитету - Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО).
При этом определить необходимость интеграции информационных систем и баз данных других министерств и ведомств с Факторинговой платформой по запросу Центрального банка;
б) Центральному банку обеспечить подключение кредитных организаций к Факторинговой платформе и оказание цифровых факторинговых услуг посредством данной платформы;
в) министерствам и ведомствам, осуществляющим функции акционера (участника, учредителя) на предприятиях, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 процентов и более, обеспечить подключение этих предприятий к Факторинговой платформе и размещение на платформе счетов-фактур по договорам, заключенным путем проведения тендера или отбора наилучших предложений, а также предусматривающим отсрочку платежа.
6. Определить, что требования к безопасности, кибербезопасности и проведению IT-аудита информационных систем электронных факторинговых платформ, созданных лицами, не являющимися кредитными организациями, устанавливаются Центральным банком.
7. В целях популяризации и развития факторинговых услуг, разработки отраслевых стандартов, укрепления связей между участниками рынка факторинга поддержать инициативу коммерческих банков и микрофинансовых организаций о создании Национальной ассоциации факторинга (далее - Ассоциация).
Центральному банку совместно с Ассоциацией обеспечить принятие мер по развитию факторинга, а также решение отраслевых вопросов в рамках полномочий с проведением анализа последних тенденций на отечественном и международном рынках.
Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Торгово-промышленной палатой, международными финансовыми институтами оказать содействие в развитии международного сотрудничества в сфере факторинга, а также установлении связей с ведущими зарубежными банками и факторинговыми компаниями.
8. Установить, что в целях создания возможностей по широкому применению факторинга при осуществлении внешнеторговых операций:
а) с 1 января 2025 года на основании договора по приобретению дебиторской задолженности по экспортному контракту:
в случае, если кредитные организации, предоставляющие факторинговые услуги (далее - финансовые агенты), являются резидентами, сведения о них вносятся в ЕЭИСВО в качестве получателя валютных средств по экспортному контракту и на этих финансовых агентов переходит обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов;
в случае, если финансовые агенты являются нерезидентами, обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов остается за экспортером. При этом при поступлении денежных средств по экспортным контрактам от финансового агента-нерезидента на основании договора по приобретению дебиторской задолженности требование о репатриации активов считается исполненным;
премия (дисконт) в размере не более 10 процентов от суммы денежного требования, удерживаемая финансовыми агентами за оказанные услуги, не рассматривается в качестве дебиторской задолженности;
б) при предоставлении финансовым агентом денежных средств в национальной валюте за счет денежных требований экспортера к нерезиденту (должнику) в иностранной валюте, вытекающих из экспортного контракта, сохраняется действующий порядок налоговых льгот, предусмотренных для экспортеров.
9. Утвердить "Дорожную карту" развития рынка факторинговых услуг согласно приложению, предусматривающую:
организацию краткосрочных учебных курсов по повышению знаний и профессиональных навыков в области факторинговых услуг работников коммерческих банков и микрофинансовых организаций, реализацию мер по популяризации факторинговых услуг;
осуществление Торгово-промышленной палатой разъяснительных работ по повышению осведомленности субъектов предпринимательства о факторинговых услугах и преимуществах факторинга;
предоставление Центральным банком разъяснений кредитным организациям по ведению учета факторинговых операций, регистрации в залоговом реестре, работе на Факторинговой платформе, а также публикацию обзора состояния рынка факторинга;
разработку Торгово-промышленной палатой, Министерством инвестиций, промышленности и торговли и Таможенным комитетом руководств по регистрации международных факторинговых операций в ЕЭИСВО, налаживание сотрудничества с иностранными банками и факторинговыми компаниями.
10. Определить в качестве основных целевых показателей развития рынка факторинговых услуг:
увеличение в течение 3 лет объема факторинговых услуг в 10 раз;
доведение до конца 2026 года доли факторинговых услуг, оказываемых банками с государственной долей, до 3 процентов от общего объема финансирования.
11. Центральному банку совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и председателя Центрального банка Нурмуратова М.Б.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Указу Президента РУз
от 12.08.2024 г. N УП-109
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
развития рынка факторинговых услуг
N |
Наименование мер |
Механизм реализации |
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители |
Совершенствование правовой базы рынка факторинговых услуг в Узбекистане |
Внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на развитие отношений по финансированию под уступку денежного требования (факторинга)", предусматривающего: разрешение осуществления факторинговых операций в иностранной валюте, если контрагентом клиента является нерезидент; разрешение кредитным организациям на перепродажу (рефакторинг) денежных требований, приобретенных по договорам факторинга; отмену ответственности за нарушение запрета по уступке денежного требования; в целях обеспечения приоритета требований на уступленные права осуществление регистрации уведомлений об уступке денежного требования в залоговом реестре; определение недопущения изменения валюты денежного обязательства и страны платежа без согласия должника; предоставление Центральному банку полномочия по установлению требований к безопасности и проведению IT-аудита информационных систем факторинговых электронных платформ, созданных лицами, не являющимися кредитными организациями, и осуществлению надзора за их выполнением; организация деятельности факторинговой организации и отражение других критериев и норм по развитию факторинговых услуг. |
Сентябрь 2024 года |
Кабинет Министров |
|
2. |
Внедрение электронной платформы факторинговых услуг (далее - Факторинговая платформа) |
1. Разработка совместно с Международной финансовой корпорацией технического задания по внедрению Факторинговой платформы. |
Декабрь 2024 года |
Центральный банк (Сайдуллаев) |
2. Отбор разработчиков Факторинговой платформы и начало разработки платформы. |
Февраль 2025 года |
|||
3. Запуск факторинговой платформы. |
Август -декабрь 2025 года |
|||
4. Интеграция в Факторинговую платформу следующих электронных платформ и систем: база данных электронных счетов-фактур, система электронных товарно-транспортных накладных и электронная база данных налогоплательщиков с возможностью получения финансовой отчетности юридических лиц; Единая электронная информационная система внешнеторговых операций. |
Август 2025 года |
Налоговый комитет (Кудбиев), Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов), Центральный банк (Сайдуллаев), Министерство цифровых технологий (Шерматов) |
||
5. Обеспечение подключения к Факторинговой платформе предприятий, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 процентов и более, а также размещения на платформе счетов-фактур по договорам, заключенным на основании тендера и отбора наилучших предложений, а также предусматривающим отсрочку платежа. |
Август 2025 года |
Агентство по управлению государственными активами (Ортиков), Министерство экономики и финансов (Мустафаев), министерства и ведомства |
||
6. Обеспечение подключения кредитных организаций к Факторинговой платформе и налаживание предоставления цифровых факторинговых услуг через данную платформу. |
Август 2025 года |
Центральный банк (Сайдуллаев) |
||
7. Предоставление разъяснений кредитным организациям по вопросам осуществления операций на Электронной факторинговой платформе. |
Постоянно |
Центральный банк (Сайдуллаев) |
||
3. |
Введение минимальных требований к электронным платформам, оказывающим факторинговые услуги |
1. Разработка совместно с Международной финансовой корпорацией требований к безопасности информационных систем и проведению IT-аудита факторинговых электронных платформ, создаваемых лицами, не являющимися кредитными организациями. 2. Утверждение правлением Центрального банка разработанных требований. |
В месячный срок после принятия закона, указанного в пункте 1 |
Центральный банк (Турдалиев) |
4. |
Создание возможности широкого применения факторинга во внешнеторговых операциях |
Внесение в Кабинет Министров проекта постановления Правительства, предусматривающего усовершенствование Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО). В проекте постановления на основании договора по приобретению дебиторской задолженности по экспортному контракту предусмотреть: в случае, если финансовые агенты являются резидентами, сведения о них вносятся в ЕЭИСВО в качестве получателя валютных средств по экспортному контракту и на этих финансовых агентов переходит обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов; в случае, если финансовые агенты являются нерезидентами, обязанность по обеспечению выполнения требования о репатриации активов остается за экспортером. При этом при поступлении денежных средств по экспортным контрактам от финансового агента-нерезидента на основании договора по приобретению дебиторской задолженности требование о репатриации активов считается исполненным; премия (дисконт) в размере не более 10 процентов от суммы денежного требования, удерживаемая финансовыми агентами за оказанные услуги, не рассматривается в качестве дебиторской задолженности. |
Октябрь 2024 года |
Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов), Центральный банк (Абубакиров) |
5. |
Развитие международного факторинга |
1. Разработка и размещение на официальных веб-сайтах руководств по регистрации международных факторинговых операций в ЕЭИСВО кредитными организациями и субъектами предпринимательства. |
Январь 2025 года |
Торгово-промышленная палата (Вахабов), Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов) |
2. Проведение переговоров, установление сотрудничества и привлечение иностранных банков и факторинговых компаний из государств, с которыми Узбекистан имеет высокий внешнеторговый оборот. |
2024-2025 годы |
|||
3. В целях сдерживания рисков в международном факторинге разработка механизмов оценки надежности предпринимателей, являющихся резидентами государств, имеющих высокий внешнеторговый оборот с Узбекистаном, в первую очередь из Китая, России и Казахстана. |
Август 2025 года |
|||
6. |
Обучение и повышение квалификации работников кредитных организаций, оказывающих факторинговые услуги |
1. Утверждение плана-графика по организации краткосрочных учебных курсов для повышения знаний и профессиональных навыков работников кредитных организаций по вопросам факторинговых услуг. |
Сентябрь 2024 года |
Центральный банк (Сайдуллаев) |
2. Организация краткосрочных учебных курсов по обучению работников кредитных организаций. При этом привлечение иностранных консультантов с опытом работы в данной сфере. |
2024-2025 годы, на основании графика |
Коммерческие банки, микрофинансовые и факторинговые организации, Ассоциация банков Узбекистана |
||
7. |
Расширение масштабов факторинговых услуг в коммерческих банках |
1. Определение в банках с государственной долей заместителя председателя, ответственного за развитие факторинга. |
Сентябрь 2024 года |
АО "Узмиллийбанк" (Мирсоатов), АК "Халк банки" (Атабаев), АКБ "Агробанк" (Маматкулов), АКБ "Микрокредит банк" (Бутаев), АО "Асакабанк" (Туляганов), АКБ "Узсаноаткурилиш банк" (Акбаржонов), АКБ "Туронбанк" (Мирзаев), АКБ "Банк развития бизнеса" (Аннакличев), АК "Алокабанк" (Ирисбекова) |
2. Реализация маркетинговых и иных мер по популяризации факторинговых услуг. |
Сентябрь 2024 года, постоянно |
|||
3. Создание факторинговых организаций при учредительстве государственных банков с привлечением передовых иностранных партнеров в сфере факторинга. При этом обеспечение привлечения квалифицированных зарубежных партнеров к деятельности факторинговой организации. |
2024-2025 годы |
|||
4. Доведение доли факторинговых услуг, оказываемых банками с государственной долей, до 3 процентов от общего объема финансирования. При этом определение ежеквартальных целевых показателей для банков |
Декабрь 2026 года |
|||
8. |
Проведение анализа рынка факторинга и предоставление разъяснений |
1. Публикация обзора состояния рынка факторинга, предусматривающего: ставки дисконтирования, применяемые участниками рынка факторинга; сферы, по которым оказаны факторинговые услуги; рекомендации по устранению рисков, возникающих при оказании факторинговых услуг. |
Ежеквартально с апреля 2025 года |
Центральный банк (Турдалиев) |
2. Предоставление разъяснений кредитным организациям по вопросам учета факторинговых операций, регистрации их в залоговом реестре, а также осуществления операций в Факторинговой платформе. |
Постоянно |
|||
9. |
Широкое внедрение цифровых решений в факторинг |
1. Налаживание предоставления грантов в рамках государственных научных программ для финансирования стартап- и IТ-проектов в сфере факторинга. |
Январь 2025 года |
Агентство инновационного развития (Ражаббаев) |
2. Внесение в Правительство предложений по внедрению механизмов стимулирования разработки и реализации стартап-проектов в сфере электронного факторинга резидентами "IT-park". |
Январь 2025 года |
Министерство цифровых технологий (Шерматов) |
||
10. |
Популяризация пользования факторинговыми услугами среди субъектов предпринимательства |
1. Утверждение графика проведения семинаров и "круглых столов", направленных на повышение осведомленности субъектов предпринимательства о факторинговых услугах и разъяснение преимуществ факторинга при финансировании предпринимательской деятельности. |
Сентябрь 2024 года |
Торгово-промышленная палата (Вахабов), Центральный банк (Турдалиев), отраслевые ассоциации |
2. Проведение семинаров и "круглых столов" на основе плана-графика. |
Постоянно |
|||
11. |
Повышение осведомленности участников рынка и государственных органов по вопросам обращения взыскания на заложенное движимое имущество |
1. Установление взаимного сотрудничества между Верховным судом и Центральным банком по совершенствованию системы обращения взыскания на заложенное, в том числе движимое имущество. |
Октябрь 2024 года |
Верховный суд (Исламов), Центральный банк (Нурмуратов) |
2. Создание возможности поиска на веб-странице "public.sud.uz" решений по рассмотренным судами исковым делам, связанным с финансированием под обеспечение движимым имуществом. |
Ноябрь 2024 года |
Верховный суд (Исламов) |
||
3. Обобщение практики рассмотрения споров, связанных с финансированием под обеспечение движимым имуществом, в экономических судах и разработка предложений по устранению проблем. |
Ежегодно до 1 марта |
|||
4. Выявление проблем обращения взыскания на заложенное движимое имущество, разработка предложений по их устранению и внесение их в Центральный банк и Кабинет Министров. |
Декабрь 2025 года |
Бюро принудительного исполнения (Эгамбердиев) |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 августа 2024 г.