ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Август, 2024 год / Банковское законодательство /

Указ Президента Республики Узбекистан от 12.08.2024 г. N УП-109 "О мерах по ускоренному развитию рынка факторинговых услуг"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.08.2024 г.

N УП-109



О МЕРАХ

ПО УСКОРЕННОМУ РАЗВИТИЮ РЫНКА

ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ


В целях дальнейшего увеличения возможностей обеспечения непрерывности деятельности субъектов малого и среднего бизнеса путем развития в стране инструментов финансирования предпринимательской деятельности на основе движимых активов:


1. Принять к сведению, что Центральным банком совместно с Международной финансовой корпорацией на основе Модельного закона о факторинге Международного института по унификации частного права (UNIDROIT) разработан проект закона, направленный на развитие рынка факторинговых услуг в Узбекистане.


2. Согласиться с предложением Центрального банка об образовании факторинговых организаций, осуществляющих деятельность финансирования под уступку денежного требования (далее - факторинг).

Определить, что деятельность факторинговой организации осуществляется после прохождения в Центральном банке учетной регистрации, проводимой посредством внесения в реестр в качестве небанковской кредитной организации.


3. Установить, что с 1 января 2025 года:

а) разрешается:

осуществление факторинговых операций в иностранной валюте, в случае, если контрагентом клиента является нерезидент;

кредитным организациям перепродавать (рефакторинг) денежные требования, приобретенные по договорам факторинга;

б) отменяется ответственность за нарушение запрета по уступке денежного требования;

в) в целях обеспечения приоритета требований на уступленные права уведомления об уступке денежного требования регистрируются в залоговом реестре;

г) не допускается изменять валюту денежного обязательства и страну платежа без согласия должника.

Кабинету Министров в месячный срок внести соответствующий проект закона в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан исходя из требований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящего Указа.


4. Одобрить предложение Центрального банка о внедрении Электронной платформы факторинговых услуг (далее - Факторинговая платформа).

Предусмотреть в факторинговой платформе следующие возможности:

внесение субъектами предпринимательства информации и документов о денежных требованиях для пользования факторинговыми услугами;

автоматизацию процесса финансирования путем осуществления проверки подлинности документов, являющихся основанием денежных требований, а также обеспечения оперативного сбора информации о должниках и ее анализа в режиме реального времени;

предоставление удобной, быстрой и безопасной технологической инфраструктуры для оказания кредитными организациями факторинговых услуг участникам цепочки поставок.


5. В целях создания на факторинговой платформе возможностей проверки подлинности денежных требований, их регистрации, оценки платежеспособности должника и осуществления факторинга, в частности международного:

а) нижеследующим совместно с Центральным банком и Министерством цифровых технологий обеспечить осуществление интеграции и налаживание обмена информацией с Факторинговой платформой посредством межведомственной интеграционной платформы системы "Электронное правительство":

Налоговому комитету - базы данных электронных счетов-фактур, системы электронных товарно-транспортных накладных и электронной базы данных налогоплательщиков с возможностью получения финансовой отчетности юридических лиц;

Министерству инвестиций, промышленности и торговли и Таможенному комитету - Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО).

При этом определить необходимость интеграции информационных систем и баз данных других министерств и ведомств с Факторинговой платформой по запросу Центрального банка;

б) Центральному банку обеспечить подключение кредитных организаций к Факторинговой платформе и оказание цифровых факторинговых услуг посредством данной платформы;

в) министерствам и ведомствам, осуществляющим функции акционера (участника, учредителя) на предприятиях, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 процентов и более, обеспечить подключение этих предприятий к Факторинговой платформе и размещение на платформе счетов-фактур по договорам, заключенным путем проведения тендера или отбора наилучших предложений, а также предусматривающим отсрочку платежа.


6. Определить, что требования к безопасности, кибербезопасности и проведению IT-аудита информационных систем электронных факторинговых платформ, созданных лицами, не являющимися кредитными организациями, устанавливаются Центральным банком.


7. В целях популяризации и развития факторинговых услуг, разработки отраслевых стандартов, укрепления связей между участниками рынка факторинга поддержать инициативу коммерческих банков и микрофинансовых организаций о создании Национальной ассоциации факторинга (далее - Ассоциация).

Центральному банку совместно с Ассоциацией обеспечить принятие мер по развитию факторинга, а также решение отраслевых вопросов в рамках полномочий с проведением анализа последних тенденций на отечественном и международном рынках.

Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Торгово-промышленной палатой, международными финансовыми институтами оказать содействие в развитии международного сотрудничества в сфере факторинга, а также установлении связей с ведущими зарубежными банками и факторинговыми компаниями.


8. Установить, что в целях создания возможностей по широкому применению факторинга при осуществлении внешнеторговых операций:

а) с 1 января 2025 года на основании договора по приобретению дебиторской задолженности по экспортному контракту:

в случае, если кредитные организации, предоставляющие факторинговые услуги (далее - финансовые агенты), являются резидентами, сведения о них вносятся в ЕЭИСВО в качестве получателя валютных средств по экспортному контракту и на этих финансовых агентов переходит обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов;

в случае, если финансовые агенты являются нерезидентами, обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов остается за экспортером. При этом при поступлении денежных средств по экспортным контрактам от финансового агента-нерезидента на основании договора по приобретению дебиторской задолженности требование о репатриации активов считается исполненным;

премия (дисконт) в размере не более 10 процентов от суммы денежного требования, удерживаемая финансовыми агентами за оказанные услуги, не рассматривается в качестве дебиторской задолженности;

б) при предоставлении финансовым агентом денежных средств в национальной валюте за счет денежных требований экспортера к нерезиденту (должнику) в иностранной валюте, вытекающих из экспортного контракта, сохраняется действующий порядок налоговых льгот, предусмотренных для экспортеров.


9. Утвердить "Дорожную карту" развития рынка факторинговых услуг согласно приложению, предусматривающую:

организацию краткосрочных учебных курсов по повышению знаний и профессиональных навыков в области факторинговых услуг работников коммерческих банков и микрофинансовых организаций, реализацию мер по популяризации факторинговых услуг;

осуществление Торгово-промышленной палатой разъяснительных работ по повышению осведомленности субъектов предпринимательства о факторинговых услугах и преимуществах факторинга;

предоставление Центральным банком разъяснений кредитным организациям по ведению учета факторинговых операций, регистрации в залоговом реестре, работе на Факторинговой платформе, а также публикацию обзора состояния рынка факторинга;

разработку Торгово-промышленной палатой, Министерством инвестиций, промышленности и торговли и Таможенным комитетом руководств по регистрации международных факторинговых операций в ЕЭИСВО, налаживание сотрудничества с иностранными банками и факторинговыми компаниями.


10. Определить в качестве основных целевых показателей развития рынка факторинговых услуг:

увеличение в течение 3 лет объема факторинговых услуг в 10 раз;

доведение до конца 2026 года доли факторинговых услуг, оказываемых банками с государственной долей, до 3 процентов от общего объема финансирования.


11. Центральному банку совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего Указа.


12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и председателя Центрального банка Нурмуратова М.Б.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Указу Президента РУз

от 12.08.2024 г. N УП-109



"ДОРОЖНАЯ КАРТА"

развития рынка факторинговых услуг


   

N

Наименование мер

Механизм реализации

Сроки

исполнения

Ответственные исполнители

1.

Совершенствование правовой базы рынка факторинговых услуг в Узбекистане

Внесение в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проекта закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на развитие отношений по финансированию под уступку денежного требования (факторинга)", предусматривающего:

разрешение осуществления факторинговых операций в иностранной валюте, если контрагентом клиента является нерезидент;

разрешение кредитным организациям на перепродажу (рефакторинг) денежных требований, приобретенных по договорам факторинга;

отмену ответственности за нарушение запрета по уступке денежного требования;

в целях обеспечения приоритета требований на уступленные права осуществление регистрации уведомлений об уступке денежного требования в залоговом реестре;

определение недопущения изменения валюты денежного обязательства и страны платежа без согласия должника;

предоставление Центральному банку полномочия по установлению требований к безопасности и проведению IT-аудита информационных систем факторинговых электронных платформ, созданных лицами, не являющимися кредитными организациями, и осуществлению надзора за их выполнением;

организация деятельности факторинговой организации и отражение других критериев и норм по развитию факторинговых услуг.


Сентябрь

2024 года

Кабинет Министров

2.

Внедрение электронной платформы факторинговых услуг (далее - Факторинговая платформа)

1. Разработка совместно с Международной финансовой корпорацией технического задания по внедрению Факторинговой платформы.

Декабрь

2024 года


Центральный банк (Сайдуллаев)


2. Отбор разработчиков Факторинговой платформы и начало разработки платформы.


Февраль

2025 года



3. Запуск факторинговой платформы.


Август -декабрь

2025 года



4. Интеграция в Факторинговую платформу следующих электронных платформ и систем:

база данных электронных счетов-фактур, система электронных товарно-транспортных накладных и электронная база данных налогоплательщиков с возможностью получения финансовой отчетности юридических лиц;

Единая электронная информационная система внешнеторговых операций.


Август

2025 года

Налоговый комитет (Кудбиев), Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов), Центральный банк (Сайдуллаев), Министерство цифровых технологий (Шерматов)


5. Обеспечение подключения к Факторинговой платформе предприятий, в уставном капитале которых государственная доля составляет 50 процентов и более, а также размещения на платформе счетов-фактур по договорам, заключенным на основании тендера и отбора наилучших предложений, а также предусматривающим отсрочку платежа.


Август

2025 года

Агентство по управлению государственными активами (Ортиков), Министерство экономики и финансов (Мустафаев), министерства и ведомства

6. Обеспечение подключения кредитных организаций к Факторинговой платформе и налаживание предоставления цифровых факторинговых услуг через данную платформу.


Август

2025 года


Центральный банк (Сайдуллаев)

7. Предоставление разъяснений кредитным организациям по вопросам осуществления операций на Электронной факторинговой платформе.


Постоянно


Центральный банк (Сайдуллаев)

3.

Введение минимальных требований к электронным платформам, оказывающим факторинговые услуги

1. Разработка совместно с Международной финансовой корпорацией требований к безопасности информационных систем и проведению IT-аудита факторинговых электронных платформ, создаваемых лицами, не являющимися кредитными организациями.


2. Утверждение правлением Центрального банка разработанных требований.


В месячный срок после принятия закона, указанного в пункте 1

Центральный банк (Турдалиев)

4.

Создание возможности широкого применения факторинга во внешнеторговых операциях

Внесение в Кабинет Министров проекта постановления Правительства, предусматривающего усовершенствование Единой электронной информационной системы внешнеторговых операций (далее - ЕЭИСВО).

В проекте постановления на основании договора по приобретению дебиторской задолженности по экспортному контракту предусмотреть:

в случае, если финансовые агенты являются резидентами, сведения о них вносятся в ЕЭИСВО в качестве получателя валютных средств по экспортному контракту и на этих финансовых агентов переходит обязанность по обеспечению исполнения требования о репатриации активов;

в случае, если финансовые агенты являются нерезидентами, обязанность по обеспечению выполнения требования о репатриации активов остается за экспортером. При этом при поступлении денежных средств по экспортным контрактам от финансового агента-нерезидента на основании договора по приобретению дебиторской задолженности требование о репатриации активов считается исполненным;

премия (дисконт) в размере не более 10 процентов от суммы денежного требования, удерживаемая финансовыми агентами за оказанные услуги, не рассматривается в качестве дебиторской задолженности.


Октябрь

2024 года

Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов), Центральный банк (Абубакиров)

5.

Развитие международного факторинга

1. Разработка и размещение на официальных веб-сайтах руководств по регистрации международных факторинговых операций в ЕЭИСВО кредитными организациями и субъектами предпринимательства.


Январь

2025 года


Торгово-промышленная палата (Вахабов), Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов), Таможенный комитет (Мавлонов)

2. Проведение переговоров, установление сотрудничества и привлечение иностранных банков и факторинговых компаний из государств, с которыми Узбекистан имеет высокий внешнеторговый оборот.


2024-2025 годы


3. В целях сдерживания рисков в международном факторинге разработка механизмов оценки надежности предпринимателей, являющихся резидентами государств, имеющих высокий внешнеторговый оборот с Узбекистаном, в первую очередь из Китая, России и Казахстана.


Август

2025 года


6.

Обучение и повышение квалификации работников кредитных организаций, оказывающих факторинговые услуги

1. Утверждение плана-графика по организации краткосрочных учебных курсов для повышения знаний и профессиональных навыков работников кредитных организаций по вопросам факторинговых услуг.


Сентябрь

2024 года


Центральный банк (Сайдуллаев)


2. Организация краткосрочных учебных курсов по обучению работников кредитных организаций. При этом привлечение иностранных консультантов с опытом работы в данной сфере.


2024-2025 годы,

на основании графика


Коммерческие банки, микрофинансовые и факторинговые организации, Ассоциация банков Узбекистана


7.

Расширение масштабов факторинговых услуг в коммерческих банках

1. Определение в банках с государственной долей заместителя председателя, ответственного за развитие факторинга.


Сентябрь

2024 года


АО "Узмиллийбанк" (Мирсоатов), АК "Халк банки" (Атабаев), АКБ "Агробанк" (Маматкулов), АКБ "Микрокредит банк" (Бутаев), АО "Асакабанк" (Туляганов), АКБ "Узсаноаткурилиш банк" (Акбаржонов), АКБ "Туронбанк" (Мирзаев), АКБ "Банк развития бизнеса" (Аннакличев), АК "Алокабанк" (Ирисбекова)


2. Реализация маркетинговых и иных мер по популяризации факторинговых услуг.


Сентябрь

2024 года,

постоянно


3. Создание факторинговых организаций при учредительстве государственных банков с привлечением передовых иностранных партнеров в сфере факторинга.

При этом обеспечение привлечения квалифицированных зарубежных партнеров к деятельности факторинговой организации.


2024-2025 годы


4. Доведение доли факторинговых услуг, оказываемых банками с государственной долей, до 3 процентов от общего объема финансирования. При этом определение ежеквартальных целевых показателей для банков


Декабрь

2026 года


8.

Проведение анализа рынка факторинга и предоставление разъяснений

1. Публикация обзора состояния рынка факторинга, предусматривающего:

ставки дисконтирования, применяемые участниками рынка факторинга;

сферы, по которым оказаны факторинговые услуги;

рекомендации по устранению рисков, возникающих при оказании факторинговых услуг.


Ежеквартально

с апреля

2025 года


Центральный банк (Турдалиев)

2. Предоставление разъяснений кредитным организациям по вопросам учета факторинговых операций, регистрации их в залоговом реестре, а также осуществления операций в Факторинговой платформе.


Постоянно


9.

Широкое внедрение цифровых решений в факторинг

1. Налаживание предоставления грантов в рамках государственных научных программ для финансирования стартап- и IТ-проектов в сфере факторинга.


Январь

2025 года


Агентство инновационного развития (Ражаббаев)


2. Внесение в Правительство предложений по внедрению механизмов стимулирования разработки и реализации стартап-проектов в сфере электронного факторинга резидентами "IT-park".


Январь

2025 года


Министерство цифровых технологий (Шерматов)


10.

Популяризация пользования факторинговыми услугами среди субъектов предпринимательства

1. Утверждение графика проведения семинаров и "круглых столов", направленных на повышение осведомленности субъектов предпринимательства о факторинговых услугах и разъяснение преимуществ факторинга при финансировании предпринимательской деятельности.


Сентябрь

2024 года


Торгово-промышленная палата (Вахабов), Центральный банк (Турдалиев), отраслевые ассоциации


2. Проведение семинаров и "круглых столов" на основе плана-графика.


Постоянно


11.

Повышение осведомленности участников рынка и государственных органов по вопросам обращения взыскания на заложенное движимое имущество

1. Установление взаимного сотрудничества между Верховным судом и Центральным банком по совершенствованию системы обращения взыскания на заложенное, в том числе движимое имущество.


Октябрь

2024 года


Верховный суд (Исламов), Центральный банк (Нурмуратов)


2. Создание возможности поиска на веб-странице "public.sud.uz" решений по рассмотренным судами исковым делам, связанным с финансированием под обеспечение движимым имуществом.


Ноябрь

2024 года


Верховный суд (Исламов)


3. Обобщение практики рассмотрения споров, связанных с финансированием под обеспечение движимым имуществом, в экономических судах и разработка предложений по устранению проблем.


Ежегодно

до 1 марта



4. Выявление проблем обращения взыскания на заложенное движимое имущество, разработка предложений по их устранению и внесение их в Центральный банк и Кабинет Министров.


Декабрь

2025 года


Бюро принудительного исполнения (Эгамбердиев)


          


Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 14 августа 2024 г.













































Время: 0.0147
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск