Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 03.10.2024 г. N ЗРУ-970 "О креативной экономике" (Принят Законодательной палатой 30.09.2024 г., одобрен Сенатом 30.09.2024 г.)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.10.2024 г.
N ЗРУ-970
О КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Принят Законодательной палатой 30 сентября 2024 года
Одобрен Сенатом 30 сентября 2024 года
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является поддержка, развитие креативной экономики и регулирование отношений в данной области.
Статья 2. Законодательство о креативной экономике
Законодательство о креативной экономике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о креативной экономике, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
креативная индустрия - совокупность видов экономической деятельности, связанных с созданием, производством, хранением, распространением и продвижением товаров (работ, услуг), основанных на приоритете творчества, интеллектуальных способностей, а также интеллектуальной собственности и имеющих экономическую ценность;
парк креативной индустрии - организационно-правовое формирование, действующее на принципах экстерриториальности в пределах территории Республики Узбекистан с целью создания благоприятных условий для развития сферы креативной индустрии;
субъекты креативной индустрии - физические и юридические лица, занимающиеся созданием, производством, хранением, распространением и продвижением креативного продукта;
креативная экономика - отрасль экономики, направленная на создание товаров (работ, услуг) с экономической ценностью в результате человеческого потенциала, основанного на творчестве, интеллектуальных способностях, а также инновациях и технологиях;
креативный продукт - товары (работы, услуги), имеющие экономическую ценность, а также другие объекты гражданско-правовых сделок в области креативной экономики.
Статья 4. Основные принципы в области
креативной экономики
Креативная экономика основывается на следующих принципах:
законность;
открытость и прозрачность;
свобода творчества;
равенство;
правовая охрана креативного продукта.
Отношения в области креативной экономики должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.
Статья 6. Принцип открытости и прозрачности
Информация в области креативной экономики должна быть открытой и прозрачной. Информация, составляющая государственные секреты и разглашение которой ограничено законом, является исключением.
Государственные органы обязаны создавать субъектам креативной индустрии условия для получения и свободного использования информации способами, предусмотренными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления, а также о гарантиях и свободе доступа к информации.
Статья 7. Принцип свободы творчества
Креативная экономика основывается на свободе научного, технического и художественного творчества.
Все лица свободны в выборе и осуществлении деятельности в одной или нескольких сферах креативной индустрии, а также в создании креативного продукта.
Свобода творчества не должна направляться на действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации других лиц, побуждающие или пропагандирующие незаконные действия, и не должна противоречить общественной нравственности.
Субъекты креативной индустрии равны в осуществлении своей деятельности, включая использование предоставляемых государством мер поддержки и инфраструктуры.
Статья 9. Принцип правовой охраны
креативного продукта
Креативная продукция является результатом интеллектуальной и творческой деятельности и охраняется в соответствии с законодательством.
Статья 10. Сферы креативной индустрии
Для целей настоящего Закона сферы креативной индустрии включают:
литературное творчество;
прикладное искусство и ремесленничество;
архитектуру, проектирование и урбанистику;
аудиовизуальное искусство;
исполнительское искусство;
организацию концертно-зрелищной деятельности и культурно-массовых мероприятий;
моду и искусство дизайна;
деятельность музеев, художественных галерей (выставок) и информационно-библиотечную деятельность;
творческую деятельность в издательстве и типографии;
творческую деятельность в сфере средств массовой информации и творческую деятельность, осуществляемую путем передачи через всемирную информационную сеть Интернет;
продюсерскую деятельность;
творческую деятельность в сфере цифровых технологий;
творческую деятельность в сфере рекламы;
деятельность по сохранению предметов искусства и объектов культурного наследия;
изобразительное искусство.
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
В ОБЛАСТИ КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 11. Основные направления государственной
политики в области креативной экономики
Основными направлениями государственной политики в области креативной экономики являются:
создание необходимых условий для проявления гражданами своего творческого и интеллектуального потенциала в сфере креативной индустрии;
увеличение оборота креативной продукции путем превращения креативной индустрии в одну из активных отраслей экономики;
создание субъектам креативной индустрии равных возможностей в государственной поддержке;
развитие малого и среднего бизнеса посредством поддержки сфер креативной индустрии;
поддержка науки и научной деятельности в области креативной экономики и содействие в реализации креативных идей и проектов;
создание необходимой инфраструктуры для субъектов креативной индустрии;
обеспечение использования научных и технологических достижений и инновационных подходов при создании креативных продуктов;
совершенствование системы образования, внедрение современных образовательных программ в сфере креативной индустрии с целью развития компетенций в данной сфере;
устранение ограничений по реализации творческого потенциала и возможностей субъектов креативной индустрии;
обеспечение широкого признания национальной культуры и национальных брендов на международной арене.
Статья 12. Стратегии развития креативной экономики
Стратегии развития креативной экономики разрабатываются и реализуются на основе современных достижений в целях развития человеческого капитала, страны, проведения единой государственной политики в области креативной экономики.
Стратегии развития креативной экономики могут быть приняты на ближайшую и долгосрочную перспективу.
Стратегии развития креативной экономики определяют цели и задачи, стоящие перед государством и обществом, целевые индикаторы на соответствующий период, а также планы действий по их реализации.
Проекты стратегий развития креативной экономики разрабатываются на основе предложений государственных органов, научных организаций, субъектов креативной индустрии, негосударственных некоммерческих организаций и экспертов.
ГЛАВА 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ
КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 13. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области креативной экономики
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области креативной экономики;
определяет меры государственной поддержки креативной экономики и порядок их оказания;
определяет виды экономической деятельности в сферах креативной индустрии;
утверждает стратегии развития креативной экономики и государственные программы;
принимает нормативно-правовые акты в области креативной экономики;
принимает меры по созданию необходимой инфраструктуры в области креативной экономики;
определяет порядок создания парков креативной индустрии и организации их деятельности;
координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти в области креативной экономики;
определяет порядок деятельности Республиканского совета по развитию креативной экономики.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Республиканский совет по развитию
креативной экономики
Республиканский совет по развитию креативной экономики (далее - Республиканский совет) является действующим на общественных началах консультативным органом по вопросам развития сфер креативной индустрии.
Состав Республиканского совета включает представителей соответствующих государственных органов и институтов гражданского общества, ведущих предпринимателей в сферах креативной индустрии, а также международных и местных экспертов и утверждается Президентом Республики Узбекистан.
Республиканский совет:
разрабатывает предложения по развитию креативной экономики и поддержке сфер креативной индустрии;
разрабатывает предложения по определению видов экономической деятельности в сферах креативной индустрии;
определяет перспективные направления и точки роста креативной индустрии;
разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности парков креативной индустрии и заслушивает информацию об их деятельности.
Рабочим органом Республиканского совета является Фонд развития культуры и искусства при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
Статья 15. Полномочия республиканских органов
исполнительной власти в области креативной экономики
Республиканские органы исполнительной власти в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики в области креативной экономики;
обеспечивают исполнение законодательства о креативной экономике;
участвуют в формировании креативных продуктов и в финансовой поддержке в области креативной экономики;
координируют деятельность субъектов креативной индустрии, находящихся в их ведении, по созданию, производству, хранению и распространению креативной продукции.
Республиканские органы исполнительной власти сотрудничают с другими государственными органами и организациями по развитию креативной экономики.
Республиканские органы исполнительной власти могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 16. Полномочия органов государственной власти
на местах в области креативной экономики
Органы государственной власти на местах в пределах своих полномочий:
участвуют в реализации единой государственной политики в области креативной экономики в регионах;
реализуют меры по развитию креативной экономики в регионах;
утверждают региональные программы в области креативной экономики и обеспечивают их реализацию;
содействуют деятельности субъектов креативной индустрии.
Органы государственной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 17. Участие негосударственных некоммерческих
организаций в деятельности, связанной с развитием
креативной экономики
Негосударственные некоммерческие организации:
оказывают содействие субъектам креативной индустрии в реализации своего творческого потенциала;
разрабатывают инициативы и предложения по развитию креативной экономики;
участвуют в осуществлении общественного контроля в области креативной экономики.
ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 18. Направления государственной
поддержки креативной экономики
Государство всесторонне поддерживает развитие креативной экономики и создание благоприятных инвестиционных и деловых условий в сферах креативной индустрии.
Государственная поддержка креативной экономики включает следующие меры:
предоставление льгот субъектам креативной индустрии в порядке, предусмотренном налоговым законодательством;
оказание финансовой поддержки через систему государственных субсидий, государственных грантов и государственных социальных заказов;
предоставление льгот при использовании инфраструктуры и государственной собственности;
информационное обеспечение субъектов креативной индустрии;
защита имущества субъектов креативной индустрии, регистрация объектов интеллектуальной собственности, упрощение процедур в сфере интеллектуальной собственности.
Порядок принятия мер государственной поддержки определяется законодательством.
Статья 19. Льготы и преференции субъектам
креативной индустрии
Государство может предоставлять субъектам креативной индустрии льготы и преференции по налогам и другим платежам и тарифам.
Статья 20. Поддержка образования в области
креативной экономики
Поддержка образования в области креативной экономики осуществляется в следующих формах:
совершенствование государственных образовательных стандартов и образовательных программ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сферах креативной индустрии;
поддержка деятельности образовательных организаций в сфере креативной индустрии;
поддержка дуального образования в сферах креативной индустрии, в том числе обеспечение интеграции теоретических знаний и практических навыков;
создание специализированных программ дополнительного образования по профильной тематике совместно с ведущими международными образовательными организациями;
создание учебно-методической, научной и практической литературы.
Поддержка образования в области креативной экономики может осуществляться и в других формах, предусмотренных законодательством.
Статья 21. Государственная поддержка популяризации
национальных и общечеловеческих ценностей
при создании креативных продуктов
Государство поддерживает создание креативного продукта, направленного на популяризацию национальных и общечеловеческих ценностей, сохранение и обогащение духовного и культурного потенциала народа Узбекистана, охрану культурного наследия, а также формирование у молодежи чувств патриотизма и любви к Родине.
КРЕАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья 22. Состав инфраструктуры креативной экономики
Инфраструктура креативной экономики включает комплекс экономических, социальных, культурных и цифровых ресурсов, направленных на поддержку и развитие сферы.
Инфраструктура креативной экономики может быть в форме парков креативной индустрии, кластеров креативной индустрии, арт-резиденций, центров креативной индустрии, инновационного оборудования и технологий, цифровых программ и платформ и в других формах.
Статья 23. Кластеры креативной индустрии
Кластер креативной индустрии - организационно-правовое формирование, представляющее собой совокупность субъектов креативной деятельности, участвующих в создании креативных продуктов на соответствующей территории, образуемое с целью эффективного взаимодействия, совместного использования мощностей, обмена знаниями и компетенциями.
Кластеры креативной индустрии могут создаваться с участием государственных или частных инвестиций.
Основными направлениями деятельности кластеров креативной индустрии являются:
объединение потенциала субъектов креативной индустрии для создания товаров (работ, услуг), востребованных на внутреннем и внешнем рынках;
организация образовательных, консультационных и информационных услуг для субъектов креативной индустрии;
совместное продвижение результатов креативной деятельности на рынке.
Кластеры креативной индустрии могут осуществлять деятельность и в других направлениях, не запрещенных законодательством.
Статья 24. Фонды поддержки креативной экономики
Фонды поддержки креативной экономики создаются в целях финансирования расходов, связанных с созданием, производством, хранением, распространением и продвижением проектов в сферах креативной индустрии на внутреннем и внешнем рынках.
Основными направлениями использования средств фондов поддержки креативной экономики являются:
осуществление мероприятий в области креативной экономики;
финансирование и коммерциализация проектов в сферах креативной индустрии;
финансовое стимулирование субъектов креативной индустрии, повышение квалификации кадров и укрепление их материально-технической базы.
Фонды поддержки креативной экономики могут выделять средства на условиях возвратности или безвозмездно, а также выступать поручителем по обязательствам субъектов креативной индустрии.
Создание, реорганизация и ликвидация фондов поддержки креативной экономики осуществляются в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 6. ПАРК КРЕАТИВНОЙ ИНДУСТРИИ
Статья 25. Порядок создания, организации
деятельности, мониторинга и оценки деятельности
парка креативной индустрии
Порядок создания и организации деятельности парка креативной индустрии определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Управление парком креативной индустрии осуществляется дирекцией.
Республиканский совет осуществляет мониторинг и оценку деятельности парка креативной индустрии.
Дирекция парка креативной индустрии предоставляет Республиканскому совету информацию о своей деятельности и результатах не реже двух раз в год.
Статья 26. Задачи парка креативной индустрии
Задачами парка креативной индустрии являются:
создание благоприятных условий для развития сфер креативной индустрии;
привлечение инвестиций в креативную экономику;
обеспечение наличия необходимых ресурсов и инфраструктуры для резидентов парка креативной индустрии;
развитие экосистемы для увеличения оборота и экспорта продуктов креативной индустрии, включая создание электронных платформ и онлайн-рынков, а также их интеграция в международные платформы;
создание рабочих мест в сферах креативной индустрии;
проведение анализа рынка труда в сферах креативной индустрии, и содействие в подготовке кадров в данной сфере, повышении их квалификации, включая гармонизацию теоретических и практических знаний и навыков;
стимулирование инноваций и творчества в сферах креативной индустрии.
Статья 27. Права и обязанности резидентов
парка креативной индустрии
Резиденты парка креативной индустрии имеют право:
использовать инфраструктуру парка креативной индустрии, включая общие рабочие места и оборудование;
получать консультационные услуги по развитию предпринимательства и охране интеллектуальной собственности;
участвовать в программах по принятию мер (акселерации) по совершенствованию и укреплению образования и новых идей, организованных дирекцией парка креативной индустрии.
Резиденты парка креативной индустрии обязаны:
соблюдать законодательство Республики Узбекистан;
рационально использовать ресурсы парка креативной индустрии;
организовывать мастер-классы по соответствующим сферам креативной индустрии.
Резиденты парка креативной индустрии могут иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 28. Резиденты парка креативной индустрии
Резидентами парка креативной индустрии могут быть субъекты креативной индустрии, бизнес-план в области креативной индустрии которых одобрен дирекцией парка креативной индустрии, а также чей доход от деятельности в сфере креативной индустрии составляет не менее восьмидесяти процентов от общего полученного годового дохода.
Юридические лица с государственной долей в уставном фонде (уставном капитале) не могут быть резидентами парка креативной индустрии.
На резидентов парка креативной индустрии могут быть наложены и иные требования, предусмотренные актами законодательства.
Статья 29. Взаимодействие парка креативной
индустрии с другими субъектами
Парк креативной индустрии может сотрудничать с образовательными и научными организациями, бизнес-инкубаторами и акселераторами.
Дирекция парка креативной индустрии может заключать соглашения с отечественными и международными партнерами для обмена опытом, привлечения инвестиций и других целей в порядке, установленном законодательством.
ГЛАВА 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Формирование и использование
показателей креативной экономики
Органы статистики ведут учет показателей, отражающих состояние креативной экономики, включая:
долю креативной экономики в валовом внутреннем продукте, в том числе объемы производства, продажи и внешнеторгового оборота креативных продуктов;
количество субъектов креативной индустрии;
занятость в сферах креативной индустрии;
объем инвестиций в креативные стартапы и проекты.
Оценка эффективности государственной политики в области креативной экономики осуществляется с использованием системы показателей креативной экономики.
Статья 31. Международное сотрудничество
Международное сотрудничество в области креативной экономики осуществляется путем установления и развития сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями.
Споры, возникающие в области креативной экономики, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 33. Ответственность за нарушение
законодательства о креативной экономике
Лица, виновные в нарушении законодательства о креативной экономике, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 34. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству юстиции, Министерству экономики и финансов, Министерству культуры Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 35. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 октября 2024 г.
"Народное слово", 4 октября 2024 г.