Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Общие положения трудового законодательства/ Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.09.2024 г. N ПП-345 "О мерах по дальнейшему совершенствованию Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.09.2024 г.
N ПП-345
О МЕРАХ
ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
В целях развития Национальной системы квалификаций, обеспечения взаимной интеграции рынка труда и образования, правового и институционального регулирования спроса к квалификациям, а также расширения возможности обучения на протяжении всей жизни и последовательного продолжения трудовой деятельности:
1. Определить основными направлениями реформирования Национальной системы квалификаций:
совершенствование нормативно-правовых, институциональных и методических основ Национальной системы квалификаций;
разработку и развитие Национального классификатора занятий, профессий и должностей на основе международных стандартов;
разработку, внедрение и развитие квалификационных рамок, профессиональных стандартов и квалификационных требований на основе требований работодателей;
регулирование трудовых отношений, совершенствование программ высшего и профессионального образования, а также поднятие системы подготовки кадров на качественно новый уровень на основе профессиональных стандартов нового поколения;
обеспечение международного признания квалификаций и интеграции уровней национальных квалификаций с уровнями квалификаций передовых зарубежных государств;
внедрение системы признания неформально и информально приобретенных навыков и квалификаций ("Recognition of Prior Learning");
разработку и внедрение средств и методологий прогнозирования навыков ("skills anticipation"), анализа потребностей в навыках ("skills needs analysis"), изучения недостатков, связанных с навыками ("skills gap analysis");
разработку стратегических планов полноценного внедрения Национальной системы квалификаций и расширение участия частного сектора;
ведение мониторинга процессов развития Национальной системы квалификаций, изучение общественного мнения и эффективное налаживание обмена данными.
2. Утвердить:
Национальную рамку квалификаций Республики Узбекистан согласно приложению N 1;
Состав Республиканского совета по развитию профессиональных квалификаций (далее - Республиканский совет) согласно приложению N 2;
Основные задачи Республиканского совета по развитию профессиональных квалификаций согласно приложению N 3;
Перечень министерств и ведомств, ответственных за организацию деятельности отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций (далее - отраслевые советы), согласно приложению N 4;
Основные задачи отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций согласно приложению N 5;
План-график разработки профессиональных стандартов в 2025-2026 годах согласно приложению N 6;
"Дорожную карту" по кардинальной модернизации Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан и внедрению передового зарубежного опыта в данной сфере согласно приложению N 7.
3. Одобрить предложения Министерства занятости и сокращения бедности, а также Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования" (далее - Проектный офис), предусматривающие:
образование при Проектном офисе Института развития Национальной системы квалификаций (далее - Институт) за счет сокращения 40 штатных единиц Института исследований рынка труда при Министерстве занятости и сокращения бедности;
передачу Институту соразмерной сокращаемым штатным единицам части материально-технической базы, зданий и сооружений, а также автотранспортных средств Института исследований рынка труда.
4. Установить, что:
Институт является государственным учреждением со статусом юридического лица;
финансирование деятельности Института осуществляется в 2024 году за счет целевых отчислений, выделяемых из Фонда содействия занятости, с 2025 года - средств, предусматриваемых в параметрах Государственного бюджета, путем соразмерного сокращения бюджетных отчислений в Фонд содействия занятости;
Институту на основе права безвозмездного пользования выделяется полностью третий этаж (со всеми помещениями) здания Центра профессионального обучения, расположенного по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица Умид, дом 16.
5. Утвердить:
Порядок организации деятельности Института развития Национальной системы квалификаций согласно приложению N 8;
Основные целевые показатели деятельности Института развития Национальной системы квалификаций на 2025-2026 годы согласно приложению N 9.
6. Проектному офису (Худайкулов А.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
а) в срок до 1 февраля 2025 года организовать в Институте курсы повышения квалификации по развитию Национальной системы квалификаций;
б) в срок до 1 сентября 2025 года:
подготовить аналитическую информацию и предложения по потребностям в навыках в целях обеспечения интеграции рынка труда и образования;
разработать методические пособия по выработке ориентированных на результат образовательных программ на основе профессиональных стандартов;
разработать основные критерии оценки в целях методической поддержки центров оценки квалификаций;
в) в срок до 1 ноября 2025 года обеспечить разработку и внедрение на практике единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций, предоставляющей в том числе следующие возможности:
свободный доступ и использование сведений об отраслевых советах, национальной и отраслевых квалификационных рамках, Национальном классификаторе занятий, утвержденных профессиональных стандартах, реестре прошедших экспертизу и внедренных на практике образовательных программ, центрах оценки квалификаций, а также нормативно-правовых актах и методических пособиях о развитии Национальной системы квалификаций;
разработка, проведение обсуждения и согласование с заинтересованными сторонами проектов профессиональных стандартов;
направление претендентами заявлений об оценке и признании квалификаций, получение сведений о результатах экзаменов и подача апелляции на решения центров оценки квалификаций;
свободный доступ к сведениям о выданных или аннулированных документах по оценке и признанию профессиональной квалификации;
г) в срок до 1 декабря 2026 года обеспечить разработку и внедрение на практике профессиональных стандартов по 1 800 профессиям на основе передового зарубежного опыта.
7. Определить, что:
рабочими органами отраслевых советов могут быть подразделения по развитию и управлению человеческими ресурсами, крупные отраслевые предприятия, профильные научно-исследовательские и образовательные организации;
рабочие органы вправе создавать экспертные рабочие группы с учетом специфики профессиональных стандартов и иных документов, разрабатываемых по согласованию с отраслевыми советами;
министерства и ведомства, ответственные за организацию деятельности отраслевых советов, могут выплачивать денежное вознаграждение работникам и экспертам, привлекаемым к деятельности экспертных рабочих групп, за счет собственных средств.
8. Министерствам и ведомствам, ответственным за организацию деятельности отраслевых советов, в двухнедельный срок ввести в структуру своего центрального аппарата отдельную должность главного специалиста по развитию профессиональных квалификаций (далее - ответственный специалист) в пределах их общей штатной численности согласно приложению N 4 к настоящему постановлению.
Возложить на ответственного специалиста следующие задачи:
выполнение задач секретаря отраслевого совета, обобщение материалов и предложений по вопросам формирования и исполнения его плана работы;
обеспечение представления на экспертизу материалов и документов по вопросам, входящим в компетенцию отраслевого совета;
создание малых рабочих групп по разработке отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов совместно с членами отраслевого совета;
осуществление взаимодействия с экспертами, заинтересованными образовательными организациями и научными учреждениями;
координацию деятельности ответственных работников и экспертов, прикрепленных к отраслевым советам.
Установить, что сокращение выделенных для ответственных специалистов штатных единиц осуществляется по согласованию с Республиканским советом.
9. Республиканскому совету (Арипов А.) обеспечить:
в месячный срок утверждение составов отраслевых советов, в которых не менее 50 процентов составляют представители работодателей;
в двухмесячный срок прикрепление к отраслевым советам крупных работодателей - организаций, хозяйственных объединений и базовых образовательных учреждений по отраслевой принадлежности;
в срок до конца 2024 года разработку и внедрение на практике отраслевых рамок квалификаций на основе передового зарубежного опыта;
в срок до конца 2025 года разработку профессиональных стандартов по наиболее востребованным сферам (видам) профессиональной деятельности в разрезе всех отраслей.
10. Узбекскому агентству по техническому регулированию (Жуманазаров А.) совместно с Министерством занятости и сокращения бедности (Захидов Б.), Министерством высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.) и Проектным офисом (Худайкулов А.), а также иными заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить:
в срок до 1 декабря 2024 года пересмотр и утверждение в установленном порядке Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих на основе международного опыта и стандартов;
в срок до 1 августа 2025 года разработку и утверждение в установленном порядке Национального классификатора занятий исходя из Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-2008).
Определить, что указанные классификаторы регулярно обновляются Министерством занятости и сокращения бедности на основе предложений отраслевых советов и анализа рынка труда.
11. Министерству высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.), Министерству экономики и финансов (Фозилкаримов О.) в двухмесячный срок принять меры по выделению грантов в рамках государственных научных программ для разработки Национального классификатора занятий и создания единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций.
12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана (Джурабаев А.) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана (Кучимов А.) принять меры по системной подготовке и опубликованию в средствах массовой информации информационно-аналитических обзоров, содержащих конкретные показатели и результаты реализации настоящего постановления.
13. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года N ПП-4939 "О мерах по кардинальному совершенствованию системы оценки квалификаций и обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами".
14. Министерству занятости и сокращения бедности совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
15. Возложить на директора Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования" Худайкулова А.Ю., министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К.А., а также министра занятости и сокращения бедности Захидова Б.Э. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Контроль за исполнением настоящего постановления, а также осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
СОСТАВ
Республиканского совета по развитию
профессиональных квалификаций
1. |
Арипов А.Н. |
- |
Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Республиканского совета
|
2. |
Худайкулов А.Ю. |
- |
директор Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования", заместитель председателя Республиканского совета
|
3. |
Ходжаева М.И. |
- |
председатель Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по труду и социальным вопросам
|
4. |
Рафиков К.М. |
- |
председатель Федерации профсоюзов Узбекистана
|
5. |
Вахобов Д.А. |
- |
председатель Торгово-промышленной палаты Узбекистана
|
6. |
Нурмуратов М.Б. |
- |
председатель Центрального банка
|
7. |
Шарипов К.А. |
- |
министр высшего образования, науки и инноваций
|
8. |
Умарова Х.У. |
- |
министр дошкольного и школьного образования
|
9. |
Захидов Б.Э. |
- |
министр занятости и сокращения бедности
|
10. |
Кудратов Л.Ш. |
- |
министр инвестиций, промышленности и торговли
|
11. |
Ташкулов А.Ж. |
- |
министр юстиции
|
12. |
Худаяров А.А. |
- |
и.о. министра здравоохранения
|
12. |
Шерматов Ш.Х. |
- |
министр цифровых технологий
|
14. |
Хидоятов Ш.С. |
- |
и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства
|
15. |
Абдурахмонов И.Ю. |
- |
министр сельского хозяйства
|
16. |
Хамраев Ш.Р. |
- |
министр водного хозяйства
|
17. |
Мирзамахмудов Ж.Т. |
- |
министр энергетики
|
18. |
Назарбеков О.А. |
- |
министр культуры
|
19. |
Икрамов А.И. |
- |
министр спорта
|
20. |
Махкамов И.Р. |
- |
министр транспорта
|
21. |
Абдухакимов А.А. |
- |
министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата
|
22. |
Исламов Б.Ф. |
- |
министр горнодобывающей промышленности и геологии
|
23. |
Абдуллаев С.С. |
- |
заместитель директора Национального агентства социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан
|
24. |
Кудбиев Ш.Д. |
- |
председатель Налогового комитета при Кабинете Министров
|
25. |
Норкулов И.И. |
- |
первый заместитель министра экономики и финансов
|
26. |
Жуманазаров А.Р. |
- |
директор Узбекского агентства по техническому регулированию
|
27. |
Зупаров C.Т. |
- |
первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям
|
28. |
Розукулов У.У. |
- |
председатель правления АО "Узавтосаноат"
|
29. |
Мухамеджанов Т.Р. |
- |
и.о. председателя правления АО "Узкимёсаноат"
|
30. |
Султонов М.М. |
- |
и.о. председателя Ассоциации "Узтекстильпром"
|
31. |
Юнусов М.М. |
- |
председатель Ассоциации "Узэлтехсаноат"
|
32. |
Султонов А.А. |
- |
и.о. председателя Ассоциации "Узчармсаноат"
|
33. |
Бобокулов Б.Б. |
- |
врио председателя Ассоциации "Узпромстройматериалы"
|
34. |
Маргешвили Э.С. |
- |
исполнительный директор Конфедерации работодателей Узбекистана
|
35. |
Умаров М. |
- |
председатель Ассамблеи экономики Узбекистана
|
36. |
Жураев Ф.Н. |
- |
председатель правления Ассоциации развития и популяризации рабочих профессий "WORLDSKILLS UZBEKISTAN" |
37. |
По должности |
- |
директор Института развития Национальной системы квалификаций, секретарь Республиканского совета |
Примечания.
1. При переходе членов Республиканского совета на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности, либо лица, на которых возложено выполнение соответствующих функций.
2. Председателю Республиканского совета по развитию профессиональных квалификаций предоставляется право вносить изменения и дополнения в состав настоящего Совета.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
Республиканского совета по развитию
профессиональных квалификаций
а) определение государственной политики в сфере внедрения и развития Национальной системы квалификаций;
б) мониторинг, оценка и стратегическое планирование внедрения Национальной системы квалификаций;
в) вовлечение республиканских органов исполнительной власти, работодателей, высших и профессиональных образовательных учреждений, научных организаций, а также общественных объединений в процесс развития и внедрения Национальной системы квалификаций и координация их деятельности;
г) организация и координация деятельности отраслевых советов по профессиональной квалификации;
д) утверждение отраслевых квалификационных рамок, макетов и проектов профессиональных стандартов, мониторинг их разработки и координация постоянного обновления;
е) усиление взаимной интеграции требований работодателей с содержанием образовательных программ, подготовка предложений по внедрению действенных механизмов повышения качества образования;
ж) организация проведения аккредитации деятельности центров оценки квалификаций;
з) принятие мер по обеспечению признания на международном уровне Национальной системы квалификаций;
и) цифровизация Национальной системы квалификаций и широкое внедрение в систему информационно-коммуникационных технологий;
к) обеспечение качественной разработки и применения профессиональных стандартов на практике.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ПЕРЕЧЕНЬ
министерств и ведомств, ответственных
за организацию деятельности отраслевых советов
по развитию профессиональных квалификаций
N |
Наименования отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций
|
Сфера охвата |
Ответственные министерства и ведомства |
Количество ответственных специалистов |
Образовательные организации, прикрепляемые к отраслевым советам |
1 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере образования и науки |
Сфера дошкольного и общего среднего образования
|
Министерство дошкольного и школьного образования |
1 |
Национальный институт педагогического мастерства имени А. Авлони
|
Сфера среднего специального, профессионального, высшего и послевузовского образования
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций |
1 |
Центр исследований развития высшего образования, Институт развития профессионального образования
|
||
2 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере здравоохранения и фармацевтики |
Сфера здравоохранения и фармацевтики |
Министерство здравоохранения
|
1 |
Ташкентская медицинская академия |
Агентство по развитию фармацевтической отрасли
|
1 |
||||
3 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере информационных технологий и связи
|
Сферы информационных технологий и связи, в том числе телерадиосвязи
|
Министерство цифровых технологий |
1 |
Ташкентский университет информационных технологий |
4 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах сельского хозяйства и ветеринарии |
Сферы сельского хозяйства, ветеринарии и продовольствия |
Министерство сельского хозяйства
|
1 |
Ташкентский государственный аграрный университет |
Комитет ветеринарии и развития животноводства
|
1 |
||||
5 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере водного хозяйства |
Сфера ирригации и мелиорации |
Министерство водного хозяйства |
1 |
Национальный исследовательский университет "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства"
|
6 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства и промышленности строительных материалов |
Сферы строительства, архитектуры, кадастра и жилищно-коммунального хозяйства |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства
|
1 |
Ташкентский архитектурно-строительный университет |
Ассоциация "Узпромстройматериалы"
|
1 |
||||
7 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах транспорта и автомобилестроения |
Сферы автомобильного, железнодорожного, воздушного и других видов транспорта, логистики, дорожного хозяйства
|
Министерство транспорта
|
1 |
Ташкентский государственный транспортный университет |
АО "Узавтосаноат"
|
1 |
||||
8 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере энергетики
|
Сферы электроэнергии, энергосбережения и энергоаудита, нефти и газа |
Министерство энергетики |
1 |
Ташкентский государственный технический университет |
9 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах горнодобывающей промышленности, геологии и минеральных ресурсов
|
Сферы горнодобывающей промышленности, геологии, геофизики и минеральных ресурсов |
Министерство горнодобывающей промышленности и геологии |
1 |
Университет геологических наук |
10 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах экологии, лесного хозяйства, гидрометеорологии
|
Сферы экологии, охраны окружающей среды, лесного хозяйства, гидрометеорологии, утилизации и переработки отходов |
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата |
1 |
Центрально-Азиатский университет изучения окружающей среды и изменения климата (Green University)
|
11 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере туризма
|
Сферы туризма, гостиничного дела и общественного питания |
Комитет по туризму |
1 |
Научно-исследовательский институт развития туризма
|
12 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах права, архива и государственных услуг
|
Сферы юстиции, права, архива, государственного управления и услуг |
Министерство юстиции |
1 |
Ташкентский государственный юридический университет |
13 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах инвестиций, банка и торговли
|
Сфера инвестиций, банка, лизинга, внешней и внутренней торговли |
Министерство инвестиций, промышленности и торговли |
1 |
Ташкентский государственный экономический университет |
14 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах экономики, финансов, налогов и страхования
|
Сферы экономики, финансов, аудита, налогов и страхования |
Министерство экономики и финансов |
1 |
|
15 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере средств массовой информации
|
Сфера средств массовой информации, рекламы, кино, видео, телевизионных программ
|
Агентство информации и массовых коммуникаций |
1 |
Университет журналистики и массовых коммуникаций Узбекистана
|
16 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере вспомогательных межотраслевых видов трудовой и профессиональной деятельности
|
Сфера трудовых отношений, развития трудовых ресурсов и другие смежные отрасли |
Министерство занятости и сокращения бедности |
1 |
Институт исследований рынка труда |
17 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере социальной защиты
|
Сфера социальной защиты |
Национальное агентство социальной защиты |
1 |
Центр повышения квалификации работников системы социальной защиты
|
18 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере культуры
|
Сферы культуры, искусства, развлечений и отдыха, художеств, резьбы по дереву и ганчу
|
Министерство культуры |
1 |
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
|
19 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере физического воспитания и спорта
|
Сфера физического воспитания и спорта |
Министерство спорта |
1 |
Университет физической культуры и спорта |
20 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
Сфера чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
1 |
Академия Министерства по чрезвычайным ситуациям |
21 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах стандартизации и технического регулирования
|
Сферы технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия, метрологии |
Узбекское агентство по техническому регулированию |
1 |
Научно-исследовательский институт стандартизации, сертификации и технического регулирования
|
22 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах текстильной, швейной и кожевенной промышленности
|
Сферы производства текстильной, швейной, шелковой и кожевенной продукции |
Ассоциация "Узтекстильпром" и "Узчармсаноат" |
1 |
Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности
|
23 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах электротехнической и машиностроительной промышленности |
Сферы производства электроприборов, бытовой электротехники, кабелей и проволочной продукции, машиностроения и приборостроения, нанотехнологий и микроэлектроники
|
Ассоциация "Узэлтехсаноат" |
1 |
Учебный центр "ELTECH-MALAKA" по повышению квалификации и оценке работников предприятий электротехнической промышленности
|
24 |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере химической промышленности
|
Сферы химической и биотехнологической промышленности
|
АО "Узкимёсаноат" |
1 |
Ташкентский химико-технологический институт |
Примечание: Республиканскому совету по развитию профессиональных квалификаций предоставляется право вносить изменения и дополнения в данный перечень на основе предложений соответствующих министерств и ведомств в рамках общей штатной численности.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
отраслевых советов по развитию
профессиональных квалификаций
а) определение тенденций и потребностей в квалификациях отраслей на основе мониторинга рынка труда;
б) разработка, внедрение и совершенствование отраслевых квалификационных рамок по соответствующим сферам с учетом требований рынка труда и результатов обучения (learning outcomes);
в) разработка и совершенствование профессиональных стандартов;
г) создание центров оценки квалификаций в отрасли, а также обеспечение разработки средств оценки квалификаций и проведение экспертизы;
д) принятие мер по недопущению коррупции в процессах оценки квалификаций;
е) подготовка предложений по оценке и совершенствованию соответствия образовательных программ профессиональным стандартам;
ж) изучение рынка труда, разработка предложений по внесению в Классификатор ожидаемых новых профессий;
з) организация сотрудничества с представителями частного сектора в деятельности Отраслевого совета, процессе разработки и обсуждений отраслевых квалификационных рамок и профессиональных стандартов;
и) осуществление других задач, определяемых Республиканским советом по развитию профессиональных квалификаций.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ПЛАН-ГРАФИК
разработки профессиональных стандартов
в 2025-2026 годах
N |
Наименование отраслевых советов по развитию профессиональных квалификаций
|
Количество профессиональных стандартов, разрабатываемых по сферам (видам) профессиональной деятельности
|
Минимальное количество охватываемых профессий |
Ответственные министерства и ведомства |
||
Всего |
Из них
|
|||||
2025 год
|
2026 год |
|||||
1. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере образования и науки |
15 |
5 |
10 |
60 |
Министерство дошкольного и школьного образования
|
Министерство высшего образования, науки и инноваций, Академия наук
|
||||||
2. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере здравоохранения и фармацевтики
|
20 |
5 |
15 |
80 |
Министерство здравоохранения |
3. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере информационных технологий и связи
|
35 |
10 |
25 |
140 |
Министерство цифровых технологий |
4. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах сельского хозяйства и ветеринарии
|
25 |
10 |
15 |
100 |
Министерство сельского хозяйства |
5. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере водного хозяйства
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Министерство водного хозяйства |
6. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах строительства, жилищно-коммунального хозяйства и промышленности строительных материалов
|
30 |
10 |
20 |
120 |
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Ассоциация "Узпромстройматериалы" |
7. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах транспорта и автомобилестроения
|
50 |
10 |
40 |
200 |
Министерство транспорта, АО "Узавтосаноат" |
8. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере энергетики
|
40 |
10 |
30 |
160 |
Министерство энергетики |
9. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах горнодобывающей промышленности, геологии и минеральных ресурсов
|
30 |
10 |
20 |
120 |
Министерство горнодобывающей промышленности и геологии |
10. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах экологии, лесного хозяйства, гидрометеорологии
|
10 |
5 |
5 |
40 |
Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата |
11. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере туризма
|
25 |
10 |
15 |
100 |
Комитет по туризму |
12. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах права, архива и государственных услуг
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Министерство юстиции |
13. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах инвестиций, банков и торговли
|
10 |
5 |
5 |
40 |
Министерство инвестиций, промышленности и торговли, Торгово-промышленная палата, Центральный банк
|
14. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах экономики, финансов, налогов и страхования
|
10 |
5 |
5 |
40 |
Министерство экономики и финансов, Налоговый комитет |
15. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере средств массовой информации
|
10 |
5 |
5 |
40 |
Агентство информации и массовых коммуникаций |
16. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере вспомогательных межотраслевых видов трудовой и профессиональной деятельности
|
30 |
10 |
20 |
120 |
Министерство занятости и сокращения бедности |
17. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере социальной защиты
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Национальное агентство социальной защиты |
18. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере культуры
|
15 |
5 |
10 |
60 |
Министерство культуры |
19. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере физического воспитания и спорта
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Министерство спорта |
20. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Министерство по чрезвычайным ситуациям |
21. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах стандартизации и технического регулирования
|
10 |
5 |
5 |
40 |
Узбекское агентство по техническому регулированию |
22. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах текстильной, швейной и кожевенной промышленности
|
5 |
2 |
3 |
20 |
Ассоциации "Узтекстильпром" и "Узчармсаноат" |
23. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сферах электротехнической и машиностроительной промышленности
|
40 |
10 |
30 |
160 |
Ассоциация "Узэлтехсаноат" |
24. |
Отраслевой совет по развитию профессиональных квалификаций в сфере химической промышленности
|
15 |
5 |
10 |
60 |
АО "Узкимёсаноат" |
Всего
|
450 |
147 |
303 |
1800 |
Примечание: Республиканскому совету по развитию профессиональных квалификаций предоставляется право вносить изменения и дополнения в данный план-график.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
по кардинальной модернизации Национальной системы
квалификаций Республики Узбекистан и внедрению
передового зарубежного опыта в данной сфере
N |
Наименование мероприятий
|
Механизмы реализации |
Сроки исполнения |
Источники финансирования |
Ответственные исполнители |
I. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
|
|||||
1. |
Разработка Концепции развития Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан до 2030 года на основе передового международного опыта. |
1. Разработка проекта Концепции развития Национальной системы квалификаций в Республике Узбекистан до 2030 года на основе передового международного опыта.
|
Декабрь 2025 года |
Гранты, выделяемые на проведение научных изысканий в рамках государственных программ научной деятельности, средства, выделенные Проектному офису, гранты и целевые средства международных финансовых институтов и организаций-доноров
|
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов), Министерство занятости и сокращения бедности, (Б. Захидов), Торгово-промышленная палата (Д. Вахабов) |
2. Согласование проекта Концепции с министерствами и ведомствами в установленном порядке и внесение в Кабинет Министров в соответствии с установленным регламентом. |
Март 2026 года |
||||
2. |
Укрепление нормативно-правовых основ системы независимой оценки квалификаций. |
1. Проведение анализа текущей деятельности центров оценки квалификаций.
|
Декабрь 2024 года |
Собственные средства исполнителей |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство занятости и сокращения бедности, (Б. Захидов), Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов), Торгово-промышленная палата (Д. Вахабов), отраслевые советы |
2. Разработка и внесение в Кабинет Министров нормативных актов по независимой оценке квалификаций (типовое положение о центрах оценки квалификаций, порядок оценки и признания профессиональной квалификации претендентов, порядок разработки средств оценки квалификаций и другие).
|
Январь 2025 года |
||||
3. Налаживание полноценной деятельности как минимум одного центра оценки квалификации со стороны каждого отраслевого совета по развитию профессиональных квалификаций (далее - отраслевой совет), охватывающим в общей сложности 36 сфер.
|
Май 2025 года |
||||
3. |
Внедрение системы вертикального управления и внешнего контроля по обеспечению качества образования. |
1. Разработка предложений по мониторингу реализации принципов, инструментов и стандартов обеспечения качества образования.
|
Ноябрь 2024 года |
- |
Проектный офис (А. Худойкулов), Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов), Министерство дошкольного и школьного образования (Х. Умарова) |
2. Разработка проекта нормативно-правового акта по обеспечению качества образования.
|
Декабрь 2024 года |
||||
3. Согласование проекта нормативно-правового акта с министерствами и ведомствами в установленном порядке и внесение в Кабинет Министров в соответствии с установленным регламентом.
|
Январь 2025 года |
||||
4. |
Пересмотр и утверждение Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих на основе требований международных стандартов. |
1. Формирование рабочих групп, состоящих из квалифицированных специалистов отраслевых советов. 2. Полный пересмотр рабочими группами Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих на основе требований международных стандартов. 3. Утверждение новой редакции Классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих.
|
Ноябрь 2024 года |
Внебюджетные средства Узбекского агентства по техническому регулированию |
Узбекское агентство по техническому регулированию (А. Жуманазаров), Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов), Институт развития Национальной системы квалификаций, отраслевые советы |
5. |
Разработка Национального классификатора занятий исходя из Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-2008). |
1. Разработка Национального классификатора занятий исходя из Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ-2008).
|
Май 2025 года |
Гранты, выделяемые на проведение научных изысканий в рамках государственных программ научной деятельности |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов), Узбекское агентство по техническому регулированию (А. Жуманазаров), Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов), другие заинтересованные министерства и ведомства
|
2. Согласование проекта классификатора с соответствующими министерствами и ведомствами в установленном порядке и утверждение классификатора в качестве национального стандарта. |
Июль 2025 года |
||||
|
|||||
6. |
Совершенствование порядка и требований, связанных с разработкой профессиональных стандартов. |
1. Пересмотр порядка и требований к разработке, обновлению и внедрению профессиональных стандартов на основе передового зарубежного опыта.
|
Ноябрь 2024 года |
- |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов), Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) |
2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие разработку, обновление и внедрение профессиональных стандартов.
|
Декабрь 2024 года |
||||
7. |
Совершенствование Общегосударственного классификатора экономических видов деятельности Республики Узбекистан. |
1. Формирование рабочей группы для разработки предложений по совершенствованию Общегосударственного классификатора экономических видов деятельности Республики Узбекистан (ОКЭД).
|
Март 2025 года |
Средства Агентства статистики |
Агентство статистики (Б. Бегалов), Министерство экономики и финансов (И. Норкулов), Налоговый комитет (Ш. Кудбиев) |
2. Совершенствование ОКЭД на основе разработанных предложений.
|
Май 2025 года |
||||
3. Внедрение ОКЭД на узбекском и русском языках для всеобщего пользования.
|
Июль 2025 года |
||||
II. ВНЕДРЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ И РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
|
|||||
8. |
Проведение анализа внедрения и применения отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов. |
1. Проведение анализа внедрения и применения в отраслях отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов. 2. Подготовка и внесение предложений в Республиканский совет по развитию профессиональных квалификаций (далее - Республиканский совет) на основе результатов анализа.
|
Начиная с 2025 года ежеквартально |
- |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов) |
9. |
Внедрение системы повышения квалификации специалистов, ответственных за развитие Национальной системы квалификаций и независимую оценку квалификаций. |
1. Разработка программ повышения квалификации специалистов, ответственных за развитие Национальной системы квалификаций и независимую оценку квалификаций, а также организация соответствующих курсов. 2. Внедрение на системной основе повышения квалификации специалистов, ответственных за развитие Национальной системы квалификаций и независимую оценку квалификаций.
|
Январь 2025 года |
Средства заинтересованных министерств, ведомств, организаций и центров оценки квалификаций |
Институт развития Национальной системы квалификаций, отраслевые советы, центры оценки квалификаций |
10. |
Разработка методологии прогнозирования квалификаций и навыков, образующихся на рынке труда в ближайшей и долгосрочной перспективе. |
1. Разработка средств и методологий прогнозирования навыков ("skills anticipation"), анализа потребности в навыках ("skills needs analysis"), изучения недостатков, связанных с навыками, ("skills gap analysis") на основе зарубежного опыта и внесение в Республиканский совет на утверждение.
|
Май 2025 года |
- |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов), Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов) |
2. Внедрение на практике разработанных средств и методологий.
|
Июль 2025 года |
||||
11. |
Проведение обсуждения результатов деятельности по внедрению Национальной системы квалификаций совместно с отраслевыми советами.
|
Организация обсуждения результатов внедрения Национальной системы квалификаций совместно с отраслевыми советами. |
Начиная с 2025 года ежеквартально |
- |
Институт развития Национальной системы квалификаций, отраслевые советы |
III. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КВАЛИФИКАЦИЙ
|
|||||
12. |
Запуск единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций. |
1. Разработка технического задания и концепции единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций на основе зарубежного опыта.
|
Январь 2025 года |
Гранты, выделяемые на проведение научных изысканий в рамках государственных программ научной деятельности, средства, выделенные Проектному офису, гранты и целевые средства международных финансовых институтов и организаций-доноров |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство цифровых технологий (Ш. Шерматов), Министерство высшего образования, науки и инноваций (К. Шарипов), Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов) |
2. Разработка и внедрение на практике единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций.
|
Ноябрь 2025 года |
||||
3. Интеграция базы данных единого открытого портала профессиональных стандартов "profstandart.uz" с единой цифровой платформой Национальной системы квалификаций.
|
Декабрь 2025 года |
||||
13. |
Размещение Института развития Национальной системы квалификаций и выделение средств для организации деятельности Института. |
1. Выделение всего третьего этажа (со всеми помещениями) здания Центра профессионального обучения, расположенного по адресу: город Ташкент, Алмазарский район, улица Умид, дом 16, на основе права безвозмездного пользования.
|
Октябрь 2024 года |
Средства Государственного фонда содействия занятости |
Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов), Министерство экономики и финансов (И. Норкулов) |
2. Выделение средств для организации деятельности Института.
|
Ноябрь 2024 года |
||||
14. |
Совершенствование материально-технической базы Института развития Национальной системы квалификаций. |
1. Ремонт и оснащение переданных Институту зданий и сооружений, обеспечение их необходимыми материально-техническими средствами и средствами связи.
|
Декабрь 2024 года |
Средства Государственного фонда содействия занятости |
Институт развития Национальной системы квалификаций, Министерство занятости и сокращения бедности (Б. Захидов) |
2. Размещение Института. |
Апрель 2025 года
|
||||
15. |
Организация деятельности Института развития Национальной системы квалификаций. |
1. Организация работ по разработке, утверждению и государственной регистрации в установленном порядке учредительных документов Института.
|
Ноябрь 2024 года |
- |
Проектный офис (А. Худойкулов), Институт развития Национальной системы квалификаций |
2. Комплектование Института высококвалифицированными кадрами, соответствующими современным требованиям, на конкурсной основе в установленном порядке.
|
На постоянной основе |
||||
16. |
Привлечение к развитию Национальной системы квалификаций и процессам исследований международных проектов и экспертов. |
1. Привлечение международных проектов и экспертов к деятельности Института развития Национальной системы квалификаций.
|
Апрель 2025 года |
Средства международных финансовых институтов и организаций-доноров |
Министерство инвестиций, промышленности и торговли (Л. Кудратов), Министерство экономики и финансов (И. Норкулов), Институт развития Национальной системы квалификаций
|
2. Привлечение средств международных финансовых институтов и организаций-доноров на совершенствование Национальной системы квалификаций.
|
На постоянной основе |
Примечание: Республиканскому совету по развитию профессиональных квалификаций предоставляется право на внесение изменений и дополнений в настоящую "Дорожную карту".
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ПОРЯДОК
организации деятельности Института развития
Национальной системы квалификаций
1. Определить основными направлениями деятельности Института развития Национальной системы квалификаций (далее - Институт):
выполнение функции рабочего органа Республиканского совета по развитию профессиональных квалификаций (далее - Республиканский совет);
организационно-методическое, экспертное и аналитическое обеспечение деятельности Республиканского совета, отраслевых советов и центров оценки квалификаций;
осуществление общего контроля по разработке отраслевых квалификационных рамок, профессиональных стандартов и средств оценки, координацию деятельности по проведению их экспертизы и внедрению;
выдачу заключений на соответствие надлежащим профессиональным стандартам или квалификационным требованиям образовательных программ;
проведение аккредитации, мониторинг деятельности центров оценки квалификаций, ведение их реестра и при необходимости оказание методической помощи;
внедрение единой цифровой платформы Национальной системы квалификаций, техническую поддержку, интеграцию с другими информационными системами, а также внесение, анализ и обработку данных по вопросам Национальной системы квалификаций;
разработку предложений и рекомендаций по развитию и совершенствованию Национальной системы квалификаций, а также оказание методологических услуг в этом направлении;
повышение квалификации членов отраслевых советов и работников центров оценки квалификаций;
формирование и ведение реестра профессиональных стандартов и национального реестра лиц с утвержденной квалификацией;
координацию деятельности специалистов в министерствах и ведомствах, ответственных за развитие профессиональных квалификаций, и оказание им практической помощи.
2. Установить, что:
общая предельная штатная численность управленческого и научного персонала Института, финансируемая из Государственного бюджета, составляет 40 единиц и комплектуется за счет штатных единиц Института исследований рынка труда при Министерстве занятости и сокращения бедности;
директор Института и его заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности директором Проектного офиса "Центр проектов в сфере образования" (далее - Проектный офис);
директору Проектного офиса предоставляется право при необходимости вносить изменения в структуру Института в рамках утвержденной общей предельной численности работников Института и фонда оплаты труда;
на работников Института распространяются условия оплаты труда и материального стимулирования, установленные для соответствующих должностей научно-исследовательских учреждений Академии наук Республики Узбекистан;
в целях выполнения своих функций Институт наделяется полномочием организации временных научных групп с привлечением профессорско-преподавательского состава соответствующих высших образовательных и научных организаций, молодых ученых и одаренных студентов, а также зарубежных специалистов;
Институтом оказываются платные услуги по экспертизе отраслевых квалификационных рамок, профессиональных стандартов и средств оценки на основе договора по заявкам хозяйствующих субъектов, а также по аккредитации центров оценки квалификаций. При этом размеры платежей за данные услуги устанавливаются Институтом по согласованию с Проектным офисом в установленном порядке.
3. Определить источниками финансирования деятельности Института:
целевые отчисления, выделяемые из Фонда содействия занятости в 2024 году;
с 2025 года - средства, ежегодно предусматриваемые в параметрах Государственного бюджета (путем сокращения отчислений из бюджета в соответствующем размере в Фонд содействия занятости);
средства, выделяемые из Фонда развития высших образовательных учреждений при Министерстве высшего образования, науки и инноваций;
гранты, выделяемые Министерством высшего образования, науки и инноваций для реализации государственных программ по научной деятельности;
средства, поступающие от ведения хозяйственной деятельности и оказания услуг на договорной основе;
гранты международных финансовых институтов и других зарубежных организаций;
иные источники, не запрещенные актами законодательства.
4. Институту предоставить право на:
разработку проектов нормативно-правовых актов в сфере развития Национальной системы квалификаций;
участие в процессах реализации перспективных проектов в сфере развития Национальной системы квалификаций;
установление уровня квалификаций по направлениям образования, не предусмотренным в Национальной рамке квалификаций Республики Узбекистан;
внесение предложений в Республиканский совет по рассмотрению вопроса ответственности должностных лиц министерств и ведомств, не выполняющих возложенные на них задачи в качестве участников системы квалификаций.
5. Директору Института по согласованию с Проектным офисом разрешаются за счет внебюджетных средств Института:
привлечение и оплата труда зарубежных специалистов, в том числе соотечественников за рубежом, для работы в Институте на основе контракта;
материальное стимулирование работников Института в порядке, устанавливаемом Проектным офисом.
6. Средства, высвобожденные по причине неукомплектования штатных единиц Института, а также сэкономленные из фонда оплаты труда работников, направляются на материальное стимулирование работников Института.
Порядок материального стимулирования и вознаграждения работников Института, а также использования внебюджетных средств Института утверждаются Проектным офисом.
7. Институт может размещать временно свободные внебюджетные средства, в том числе средства в иностранной валюте, на депозиты в коммерческих банках Республики Узбекистан и распоряжаться полученными доходами.
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
ОСНОВНЫЕ
целевые показатели деятельности Института
развития Национальной системы квалификаций
на 2025-2026 годы
N
|
Наименование показателя |
Единица измерения |
2025 год |
2026 год |
1. |
Проведение экспертизы профессиональных стандартов
|
количество |
147 |
303 |
2. |
Проведение аккредитации деятельности центров оценки квалификаций
|
количество |
24 |
30 |
3. |
Проведение экспертизы средств оценки квалификаций
|
количество |
48 |
60 |
4. |
Повышение квалификации членов отраслевых советов и работников центров оценки квалификаций и экспертов
|
единиц |
60 |
80 |
5. |
Организация семинаров, конференций и "круглых столов" по развитию Национальной системы квалификаций с участием отраслевых советов, международных экспертов, работодателей, образовательных и научно-исследовательских организаций
|
количество |
3 |
4 |
6. |
Разработка методических пособий по развитию Национальной системы квалификаций
|
количество |
3 |
5 |
7. |
Проведение экспертизы отраслевых квалификационных рамок
|
количество |
24 |
36 |
8. |
Разработка предложений по развитию Национальной системы квалификаций и совершенствованию профессиональных стандартов
|
количество |
2 |
4 |
9. |
Изучение и разработка аналитических материалов о деятельности отраслевых советов по состоянию внедрения Национальной системы квалификаций
|
количество |
10 |
24 |
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 октября 2024 г.