язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Общие положения трудового законодательства/ Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 30.09.2024 г. N ПП-345)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению Президента РУз

от 30.09.2024 г. N ПП-345



НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Республики Узбекистан


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан (далее - Национальная рамка квалификаций) является средством, связывающим рынок труда и систему образования, определяет обобщенную характеристику и основные пути достижения уровней квалификаций на территории Республики Узбекистан.


2. Национальная рамка квалификаций является составной частью Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан и основой для разработки Национальной системы оценки результатов обучения.


3. Национальная рамка квалификаций служит основой для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных программ, а также механизмов достижения и признания квалификаций для всех уровней образования на национальном и международном уровне.



ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ

РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ


4. Внедрение Национальной рамки квалификаций предоставляет возможность:

разработки профессиональных стандартов и образовательных программ на основе единой методологии;

единого описания требований, предъявляемых к результатам обучения, квалификациям и компетенциям;

определения квалификационных требований при приеме на работу, вертикального и горизонтального перемещения работников внутри и между организациями;

разработки порядка определения средств оценки и квалификации выпускников на всех этапах обучения;

формирования общей стратегии развития рынка труда и системы образования, в том числе планирования разных образовательных траекторий, способствующих достижению определенной квалификации, повышению уровня квалификации и карьерному росту.


5. Национальная рамка квалификаций включает в себя восемь уровней квалификаций, соответствующих Европейской рамке квалификаций и Закону Республики Узбекистан "Об образовании", а также основные пути достижения надлежащих уровней квалификаций.


6. Национальная рамка квалификаций представлена в виде таблицы, в которой определены знания, навыки и умения, ответственность и самостоятельность, требуемые для осуществления профессиональной деятельности по каждому уровню квалификации, а также пути достижения соответствующего уровня квалификации, а их подробное описание - отображается в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.


7. Национальная рамка квалификаций применяется с учетом следующих принципов:


комплексность - охват всех видов обучения, в том числе процессов неформального и информального обучения, и отображение современных видов квалификаций;


прозрачность и сопоставимость - выполнение функции руководства для международного сравнения;


от простого к сложному  отображение роста и усложнения результатов обучения при переходе от нижнего к более высокому уровню;


гибкость - предоставление возможности разрабатывать и легко интегрировать в квалификационную рамку новые виды квалификаций, появляющиеся на рынке труда.


8. Характеристика показателей Национальной рамки квалификаций:

а) показатель "знания" - устанавливает требования к знаниям, применяемым в профессиональной деятельности, и включает:

объем и сложность используемой информации;

инновационность применяемых знаний;

соотношение теоретических и практических знаний;

б) показатель "навыки (умения)" - устанавливает требования к навыкам и включает:

разнообразие (вариативность) путей решения профессиональных задач;

необходимость выбора или выработки путей решения профессиональных задач;

в) показатель "ответственность и самостоятельность" - определяет общую компетенцию работника и включает:

деятельность под руководством;

самостоятельную исполнительскую дисциплину;

управленческую деятельность;

масштаб деятельности - широту полномочий и ответственности, непосредственную ответственность, последствия возможных ошибок в профессиональной деятельности;

г) показатель "пути достижения уровня квалификации" определяется как гибкость и разнообразие путей достижения соответствующего уровня квалификации во взаимосвязи с профессиональным обучением, образованием и практическим опытом работы.


9. Отраслевые советы по развитию профессиональных квалификаций совместно с объединениями работодателей разрабатывают отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты на основе Национальной рамки квалификаций.



ГЛАВА 3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ

РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ


  

Уровни квалификации

  

Знания

Навыки

(умения)

Ответственность

и самостоятельность

Пути достижения уровня

квалификации

1

Элементарные или начальные общие знания в сфере учебной или профессиональной деятельности  

Навыки, необходимые для выполнения стандартных и простых задач в соответствии с установленными правилами 

Ответственность за свои действия и результаты работы;

деятельность под непосредственным контролем и наблюдением сторонних лиц

начальное образование

+

краткосрочное обучение на рабочем месте (инструктаж)

или

краткосрочные курсы

или

практический опыт

   

2

Общие практические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности

Выполнение стандартных задач с помощью простых правил и инструментов, а также практические и когнитивные навыки, необходимые для действий по инструкции

Ответственность за свои действия и результаты работы;

выполнение стандартных и простых задач под контролем


1) общее среднее образование


2) базовое среднее образование

+

краткосрочное обучение на рабочем месте (инструктаж)

или

краткосрочные курсы

или

практический опыт

    

3

Общие практические и профессиональные знания в сфере учебной или профессиональной деятельности  

Практические и когнитивные навыки, необходимые для отбора и использования основных методов, средств, материалов и данных для выполнения установленных задач и решения проблем

Ответственность за свои действия, результаты работы и действия сторонних лиц;

при необходимости принятие самостоятельных решений по устранению проблем

1) начальное профессиональное образование


2) среднее специальное образование


3) общее среднее образование

+

неформальное (информальное) образование

или

практический опыт

    

4

Комплексные практические и теоретические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности  

Практические и когнитивные навыки, необходимые для решения проблем, требующих оценки состояния труда и его предсказуемых изменений

Ответственность за свои действия и результаты работы;

самостоятельное планирование и организация своей деятельности в сфере учебной или профессиональной деятельности

1) среднее профессиональное образование


2) общее среднее (среднее специальное) образование или начальное профессиональное образование

+

неформальное (информальное) образование

или

практический опыт

   

5

Специализированные теоретические и практические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности

Комплексные практические и когнитивные навыки, необходимые для разработки творческого решения проблем

Ответственность за действия и результаты работы прикрепленных работников;

самостоятельное управление и контроль за трудовыми процессами в сфере учебной или профессиональной деятельности, проверка и развитие труда прикрепленных работников

1) среднее специальное профессиональное образование


2) начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование

+

неформальное (информальное) образование

или

практический опыт

    

6

Обширные и интегрированные знания, в том числе научные основы, практическое применение научных и теоретических проблем, а также наиболее актуальные теории и методы в сфере учебной или профессиональной деятельности

Навыки, необходимые для разработки новых подходов, оценки деятельности, методов и их результатов с учетом различных стандартов и часто изменяемых требований

Ответственность за решения, принятые в атмосфере непрогнозируемой учебной или профессиональной деятельности, а также управление профессиональным развитием прикрепленных работников;

взятие на себя принятия решений и ответственности в сфере учебной или профессиональной деятельности, управление сложной технической и профессиональной деятельностью и проектами, руководство профессиональным развитием прикрепленных работников и решение проблем в коллективе

   

1) бакалавриат


2) среднее специальное профессиональное образование и практический опыт

7

Высокоспециализированные знания в сфере учебной или профессиональной деятельности, основанные на инновационных подходах и/или научных исследованиях, а также взаимосвязанные знания касательно одной или разных сфер

Специальные профессиональные навыки, необходимые для решения проблем, в том числе стратегических проблем в научных исследованиях и/или инновациях для разработки новых знаний и технологий, объединения знаний в разных сферах

Принятие решения в непредсказуемых условиях, а также ответственность за рассмотрение стратегической деятельности коллективов;

управление, проектирование и изменение сложной, непрогнозируемой профессиональной деятельности или учебной среды, требующих новых стратегических подходов

1) магистратура


2) дополнительное образование высокого уровня (интернатура, ординатура, бизнес-управление, государственное управление и другое международно признанное послевузовское образование)


3) специальность (специалитет)


4) бакалавриат и практический опыт

  

8

Наиболее передовые инновационные и специализированные знания в сфере научной и профессиональной деятельности, требуемые для критического анализа, оценки и синтеза сложных идей

Наиболее передовые и специальные навыки, необходимые для исследования, разработки и реализации проектов, ориентированных на новые знания и подходы, прогнозирования результатов научной и инновационной деятельности, осуществления широкомасштабных изменений в профессиональной деятельности и социальной сфере, управления сложными промышленными и научными процессами, выявления новых проблем и поиска решений в сфере специализированных научных исследований, разработок и инноваций

Ответственность за результаты своих исследований и исследований научного коллектива, а также их экономическую эффективность в промышленности на государственном и международном уровне;

принятие решений и определение стратегий на уровне крупных институциональных структур, принятие стратегических решений по управлению сложными социальными, промышленными и научными процессами, критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей, техническому, социальному и культурному развитию общества

1) докторантура (PhD, DSc), приравненные к ним и более высокие ученые степени зарубежных государств


2) магистратура или послевузовское образование, ориентированное на получение ученого звания

+

практический опыт


3) дополнительное образование высокого   уровня (интернатура, ординатура, бизнес-управление, государственное управление и другое международно признанное послевузовское образование) и практический опыт

   

        


Примечание:


1) образование, полученное в период до 2005 года в техникумах, а также профессиональных колледжах, средних профессионально-технических училищах и профессионально-технических училищах, приравнивается к среднему профессиональному образованию, в технических училищах - к начальному профессиональному образованию, неоконченный этап бакалавриата - к среднему специальному профессиональному образованию;


2) Республиканский совет по развитию профессиональных квалификаций наделяется правом внесения изменений и дополнений в данную таблицу.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 октября 2024 г.