Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Труд и занятость населения/ Общие положения трудового законодательства/ Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению Президента РУз от 30.09.2024 г. N ПП-345)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению Президента РУз
от 30.09.2024 г. N ПП-345
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
Республики Узбекистан
1. Национальная рамка квалификаций Республики Узбекистан (далее - Национальная рамка квалификаций) является средством, связывающим рынок труда и систему образования, определяет обобщенную характеристику и основные пути достижения уровней квалификаций на территории Республики Узбекистан.
2. Национальная рамка квалификаций является составной частью Национальной системы квалификаций Республики Узбекистан и основой для разработки Национальной системы оценки результатов обучения.
3. Национальная рамка квалификаций служит основой для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных программ, а также механизмов достижения и признания квалификаций для всех уровней образования на национальном и международном уровне.
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
4. Внедрение Национальной рамки квалификаций предоставляет возможность:
разработки профессиональных стандартов и образовательных программ на основе единой методологии;
единого описания требований, предъявляемых к результатам обучения, квалификациям и компетенциям;
определения квалификационных требований при приеме на работу, вертикального и горизонтального перемещения работников внутри и между организациями;
разработки порядка определения средств оценки и квалификации выпускников на всех этапах обучения;
формирования общей стратегии развития рынка труда и системы образования, в том числе планирования разных образовательных траекторий, способствующих достижению определенной квалификации, повышению уровня квалификации и карьерному росту.
5. Национальная рамка квалификаций включает в себя восемь уровней квалификаций, соответствующих Европейской рамке квалификаций и Закону Республики Узбекистан "Об образовании", а также основные пути достижения надлежащих уровней квалификаций.
6. Национальная рамка квалификаций представлена в виде таблицы, в которой определены знания, навыки и умения, ответственность и самостоятельность, требуемые для осуществления профессиональной деятельности по каждому уровню квалификации, а также пути достижения соответствующего уровня квалификации, а их подробное описание - отображается в отраслевых рамках квалификаций и профессиональных стандартах.
7. Национальная рамка квалификаций применяется с учетом следующих принципов:
комплексность - охват всех видов обучения, в том числе процессов неформального и информального обучения, и отображение современных видов квалификаций;
прозрачность и сопоставимость - выполнение функции руководства для международного сравнения;
от простого к сложному отображение роста и усложнения результатов обучения при переходе от нижнего к более высокому уровню;
гибкость - предоставление возможности разрабатывать и легко интегрировать в квалификационную рамку новые виды квалификаций, появляющиеся на рынке труда.
8. Характеристика показателей Национальной рамки квалификаций:
а) показатель "знания" - устанавливает требования к знаниям, применяемым в профессиональной деятельности, и включает:
объем и сложность используемой информации;
инновационность применяемых знаний;
соотношение теоретических и практических знаний;
б) показатель "навыки (умения)" - устанавливает требования к навыкам и включает:
разнообразие (вариативность) путей решения профессиональных задач;
необходимость выбора или выработки путей решения профессиональных задач;
в) показатель "ответственность и самостоятельность" - определяет общую компетенцию работника и включает:
деятельность под руководством;
самостоятельную исполнительскую дисциплину;
управленческую деятельность;
масштаб деятельности - широту полномочий и ответственности, непосредственную ответственность, последствия возможных ошибок в профессиональной деятельности;
г) показатель "пути достижения уровня квалификации" определяется как гибкость и разнообразие путей достижения соответствующего уровня квалификации во взаимосвязи с профессиональным обучением, образованием и практическим опытом работы.
9. Отраслевые советы по развитию профессиональных квалификаций совместно с объединениями работодателей разрабатывают отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты на основе Национальной рамки квалификаций.
ГЛАВА 3. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ
РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ
Уровни квалификации
|
Знания |
Навыки (умения) |
Ответственность и самостоятельность |
Пути достижения уровня квалификации |
1 |
Элементарные или начальные общие знания в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Навыки, необходимые для выполнения стандартных и простых задач в соответствии с установленными правилами |
Ответственность за свои действия и результаты работы; деятельность под непосредственным контролем и наблюдением сторонних лиц |
начальное образование + краткосрочное обучение на рабочем месте (инструктаж) или краткосрочные курсы или практический опыт
|
2 |
Общие практические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Выполнение стандартных задач с помощью простых правил и инструментов, а также практические и когнитивные навыки, необходимые для действий по инструкции |
Ответственность за свои действия и результаты работы; выполнение стандартных и простых задач под контролем |
1) общее среднее образование 2) базовое среднее образование + краткосрочное обучение на рабочем месте (инструктаж) или краткосрочные курсы или практический опыт
|
3 |
Общие практические и профессиональные знания в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Практические и когнитивные навыки, необходимые для отбора и использования основных методов, средств, материалов и данных для выполнения установленных задач и решения проблем |
Ответственность за свои действия, результаты работы и действия сторонних лиц; при необходимости принятие самостоятельных решений по устранению проблем |
1) начальное профессиональное образование 2) среднее специальное образование 3) общее среднее образование + неформальное (информальное) образование или практический опыт
|
4 |
Комплексные практические и теоретические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Практические и когнитивные навыки, необходимые для решения проблем, требующих оценки состояния труда и его предсказуемых изменений |
Ответственность за свои действия и результаты работы; самостоятельное планирование и организация своей деятельности в сфере учебной или профессиональной деятельности |
1) среднее профессиональное образование 2) общее среднее (среднее специальное) образование или начальное профессиональное образование + неформальное (информальное) образование или практический опыт
|
5 |
Специализированные теоретические и практические знания в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Комплексные практические и когнитивные навыки, необходимые для разработки творческого решения проблем |
Ответственность за действия и результаты работы прикрепленных работников; самостоятельное управление и контроль за трудовыми процессами в сфере учебной или профессиональной деятельности, проверка и развитие труда прикрепленных работников |
1) среднее специальное профессиональное образование 2) начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование + неформальное (информальное) образование или практический опыт
|
6 |
Обширные и интегрированные знания, в том числе научные основы, практическое применение научных и теоретических проблем, а также наиболее актуальные теории и методы в сфере учебной или профессиональной деятельности |
Навыки, необходимые для разработки новых подходов, оценки деятельности, методов и их результатов с учетом различных стандартов и часто изменяемых требований |
Ответственность за решения, принятые в атмосфере непрогнозируемой учебной или профессиональной деятельности, а также управление профессиональным развитием прикрепленных работников; взятие на себя принятия решений и ответственности в сфере учебной или профессиональной деятельности, управление сложной технической и профессиональной деятельностью и проектами, руководство профессиональным развитием прикрепленных работников и решение проблем в коллективе
|
1) бакалавриат 2) среднее специальное профессиональное образование и практический опыт |
Высокоспециализированные знания в сфере учебной или профессиональной деятельности, основанные на инновационных подходах и/или научных исследованиях, а также взаимосвязанные знания касательно одной или разных сфер |
Специальные профессиональные навыки, необходимые для решения проблем, в том числе стратегических проблем в научных исследованиях и/или инновациях для разработки новых знаний и технологий, объединения знаний в разных сферах |
Принятие решения в непредсказуемых условиях, а также ответственность за рассмотрение стратегической деятельности коллективов; управление, проектирование и изменение сложной, непрогнозируемой профессиональной деятельности или учебной среды, требующих новых стратегических подходов |
1) магистратура 2) дополнительное образование высокого уровня (интернатура, ординатура, бизнес-управление, государственное управление и другое международно признанное послевузовское образование) 3) специальность (специалитет) 4) бакалавриат и практический опыт
|
|
8 |
Наиболее передовые инновационные и специализированные знания в сфере научной и профессиональной деятельности, требуемые для критического анализа, оценки и синтеза сложных идей |
Наиболее передовые и специальные навыки, необходимые для исследования, разработки и реализации проектов, ориентированных на новые знания и подходы, прогнозирования результатов научной и инновационной деятельности, осуществления широкомасштабных изменений в профессиональной деятельности и социальной сфере, управления сложными промышленными и научными процессами, выявления новых проблем и поиска решений в сфере специализированных научных исследований, разработок и инноваций |
Ответственность за результаты своих исследований и исследований научного коллектива, а также их экономическую эффективность в промышленности на государственном и международном уровне; принятие решений и определение стратегий на уровне крупных институциональных структур, принятие стратегических решений по управлению сложными социальными, промышленными и научными процессами, критическому анализу, оценке и синтезу новых и сложных идей, техническому, социальному и культурному развитию общества |
1) докторантура (PhD, DSc), приравненные к ним и более высокие ученые степени зарубежных государств 2) магистратура или послевузовское образование, ориентированное на получение ученого звания + практический опыт 3) дополнительное образование высокого уровня (интернатура, ординатура, бизнес-управление, государственное управление и другое международно признанное послевузовское образование) и практический опыт
|
Примечание:
1) образование, полученное в период до 2005 года в техникумах, а также профессиональных колледжах, средних профессионально-технических училищах и профессионально-технических училищах, приравнивается к среднему профессиональному образованию, в технических училищах - к начальному профессиональному образованию, неоконченный этап бакалавриата - к среднему специальному профессиональному образованию;
2) Республиканский совет по развитию профессиональных квалификаций наделяется правом внесения изменений и дополнений в данную таблицу.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 5 октября 2024 г.