язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм/ Утратившие силу акты/ Физическая культура и спорт/ Положение о Министерстве по делам культуры и спорта Республики Узбекистан (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 05.04.2005 г. N 96)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 05.04.2005 г. N 96



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве по делам культуры и спорта

Республики Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Министерство по делам культуры и спорта Республики Узбекистан (далее - Министерство) является органом государственного управления в области культуры и спорта.

Министерство в своей деятельности подотчетно Кабинету Министров Республики Узбекистан.


2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также настоящим Положением.


3. В систему Министерства входят Министерство по делам культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управления по делам культуры и спорта областей и города Ташкента, районные (городские) отделы по делам культуры и спорта, Творческо-производственное объединение "Узбектеатр", Эстрадное объединение "Узбекнаво", Объединение национального танца "Узбекракс", Республиканское объединение "Узбекгосцирк", Республиканский фонд "Узбекмузей" и другие подведомственные Министерству культурные, спортивные и образовательные учреждения.

Территориальные подразделения Министерства находятся в двойном подчинении и подотчетны Министерству и соответствующему органу государственной власти на местах.

Территориальные подразделения Министерства представляют отчет об исполнении сметы расходов по бюджетным и внебюджетным средствам в соответствующие финансовые органы в объемах и сроки, установленные финансовыми органами, и копии - Министерству.


4. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, общественными объединениями и другими организациями.


5. Финансирование деятельности Министерства, его территориальных подразделений осуществляется за счет средств государственного бюджета, а также других источников, не запрещенных законодательством.


6. Министерство, его территориальные подразделения, другие организации, входящие в систему Министерства, являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.


II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МИНИСТЕРСТВА


7. Основными задачами и направлениями деятельности Министерства являются:

осуществление комплексных мер по реализации единой государственной политики в области культуры и массового спорта, возрождению богатого культурного наследия народа, всемерному развитию веками формировавшейся высокой духовности, народных традиций и обычаев, воспитанию физически здоровых, духовно богатых и гармонично развитых личностей;

исходя из идеи национальной независимости, культурных и духовно-нравственных традиций народа Узбекистана, осуществление культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, более полное удовлетворение культурных и эстетических потребностей людей;

дальнейшее развитие театрального, музыкального, хореографического, изобразительного, циркового, народно-прикладного и эстрадного искусства, повышение их идейно-художественного и нравственного уровня, оказание всемерного содействия творческим коллективам в создании произведений, отражающих наиболее яркие страницы истории народа и его современной жизни, свободного демократического развития страны;

обеспечение наполнения культурно-массовых и праздничных мероприятий глубоким идейным содержанием, налаживание тесного сотрудничества с творческими союзами и общественными организациями республики, оказание всесторонней поддержки творческой молодежи, создание необходимых условий для полноценного проявления ими своих талантов и дарований;

осуществление мер по развитию физического воспитания и массового спорта, формированию у населения, в первую очередь среди молодежи и детей, понимания необходимости занятия спортом, привитию стремления к здоровому образу жизни и любви к спорту, подготовке молодежи к труду и службе в вооруженных силах республики;

оказание поддержки и создание необходимых условий, включая укрепление материально-технической базы спортивно-образовательных учреждений для подготовки спортсменов, в том числе высокого класса, способных достойно представлять Узбекистан и добиваться высоких спортивных результатов на Олимпийских, паралимпийских и сурдолимпийских играх, чемпионатах мира и Азиатского континента, международных спортивных соревнованиях;

оказание содействия в развитии детского спортивного движения в республике;

организация и проведение игр трехступенчатой системы непрерывных спортивных соревнований "Умид нихоллари", "Баркамол авлод" и "Универсиада";

организация и проведение народных игр, спортивных соревнований по национальным видам спорта;

активное взаимодействие и оказание содействия государственным и общественным организациям, учебным заведениям, местным органам власти в организации культурно-просветительской деятельности, культурного и физического воспитания населения, проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в жилых районах и махаллях;

расширение и укрепление межгосударственных и международных культурных и спортивных связей, проведение конференций, выставок и спортивных соревнований, организация работы по привлечению в сферу культуры, искусства и спорта иностранных инвестиций и грантов;

развитие и укрепление материально-технической базы культурно-просветительских и спортивно-оздоровительных учреждений, объектов и сооружений, обеспечение максимального и эффективного их использования;

организация подготовки и переподготовки кадров в области культуры и спорта, обеспечение высококвалифицированными кадрами культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных учреждений, учебных заведений республики;

осуществление широкой пропаганды профессионального, народного и самодеятельного творчества, массовой физической культуры и спорта, популярных культурно-просветительских и спортивных программ, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в области культуры и спорта.


8. Для выполнения возложенных на него задач Министерство осуществляет следующие функции:

координирует работу министерств, ведомств, общественных организаций и объединений, предприятий, учреждений, организаций в сфере культуры и спорта;

ведет мониторинг за соблюдением законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, разрабатывает предложения по его совершенствованию и в установленном порядке представляет их в Кабинет Министров для рассмотрения;

разрабатывает международные проекты по сотрудничеству в области культуры и спорта, обеспечивает выполнение принятых международных соглашений;

обеспечивает развитие театрального, музыкального, хореографического, эстрадного, циркового и народно-прикладного искусства, оказывает всемерную помощь творческим коллективам в создании произведений, отражающих яркие страницы истории народа, его современной жизни, опыт независимого развития;

организует процесс подготовки кадров в духе национальных и общечеловеческих ценностей, гуманизма и высокой нравственности, проводит работу по стимулированию стремления людей к повышению своего общеобразовательного и культурного уровня, приобщению к лучшим образцам национальной, мировой культуры и искусства;

обеспечивает повышение квалификации, переподготовку, аттестацию, а также стажировку и обучение за рубежом кадров системы Министерства;

обеспечивает создание в музеях созвучных идеям национальной независимости экспозиций, правдиво отражающих богатое культурное наследие узбекского народа, его роль и значение в истории человечества, этапы его развития, а также глубокое изучение перспектив современного развития, осуществление общенациональной политики по музееведению, ведению единого каталога экспонатов, находящихся в фондах музеев;

способствует воспитанию у людей чувства уважения и признания по отношению к общечеловеческим ценностям, богатому национальному культурному наследию посредством широкого ознакомления жителей республики с предметами древности, повествующими об истории народов Узбекистана, которые хранятся за рубежом, а также с уникальными экспонатами, демонстрируемыми в музеях страны;

осуществляет государственный контроль за выполнением юридическими и физическими лицами законодательных актов по охране и использованию объектов культурного наследия;

участвует в разработке государственных программ по защите, охране, пропаганде и использованию объектов культурного наследия;

обеспечивает практическую реализацию государственных программ по реставрации, консервации, реконструкции объектов культурного наследия и их использованию;

обеспечивает установление, регистрацию, защиту, пропаганду и использование объектов культурного наследия;

осуществляет ведение государственного кадастра объектов культурного наследия, организует и проводит их историко-культурную экспертизу;

определяет классификацию предметов, представляющих культурную ценность, в порядке, определенном Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

принимает решения о вывозе, временном вывозе культурных ценностей;

регистрирует вывозимые и ввозимые, а также временно вывозимые и временно ввозимые культурные ценности;

обеспечивает проведение экспертизы культурных ценностей, объявленных к вывозу, временному вывозу, а также возвращенных после временного вывоза;

выдает сертификаты, дающие право на вывоз и временный вывоз культурных ценностей;

принимает от соответствующих государственных органов задержанные или конфискованные в установленном законодательством порядке культурные ценности, проводит их экспертизу и определяет порядок их использования;

организует гастрольно-концертную деятельность, в том числе зарубежную гастрольно-концертную деятельность коллективов и солистов организаций, входящих в систему Министерства;

организует проведение в республике и зарубежных странах фестивалей, смотров-конкурсов профессионального и самодеятельного искусства, а также выставок;

совместно с Советом по развитию и координации эстрадного искусства обеспечивает координацию работы по совершенствованию тематических, репертуарных планов и программ культурно-просветительских и концертных мероприятий, проводимых в центрах культуры и досуга населения, концертных залах и на стадионах республики;

приглашает известных исполнителей и деятелей искусства и спорта, ведущих педагогов-специалистов республики и зарубежных стран для преподавания и проведения мастер-классов в отечественных образовательных учреждениях;

обеспечивает участие творческой молодежи, обучающейся и осуществляющей плодотворную творческую деятельность за рубежом, в проводимых в республике смотрах, конкурсах и фестивалях;

обеспечивает организацию творческих поездок и участие одаренной молодежи и деятелей искусства в смотрах, конкурсах, фестивалях, других форумах, проводимых в области искусства и спорта в международном и республиканском масштабах;

принимает меры по развитию культурологии, театроведения, искусствознания, музыковедения и других научных направлений в данной области, подготовке научных и научно-педагогических кадров в высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях;

осуществляет государственный заказ на создание драматических, музыкальных, музыкально-драматических произведений, произведений изобразительного и прикладного искусства и скульптурных произведений;

обеспечивает подготовку, отправку и прием творческих коллективов, специалистов, деятелей культуры, искусства и спорта, а также спортсменов и других представителей, независимо от их ведомственной принадлежности, для участия в международных конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях и других мероприятиях за рубежом;

определяет приоритеты развития видов спорта в стране;

обеспечивает спортсменов и членов спортивных сборных команд Республики Узбекистан спортивным инвентарем и оборудованием, одеждой и обувью;

осуществляет мониторинг состояния развития культуры и спорта в республике, формирует ежегодные прогнозы по развитию их в стране;

обеспечивает обобщение достижений мирового научно-технического прогресса, передового опыта развития культуры и спорта в зарубежных странах, внедрение этих достижений в отрасль;

совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями содействует развитию научных исследований в области культуры и спорта, а также физического воспитания населения, внедряет результаты научных исследований в практику и координирует проведение этой работы;

участвует в разработке, а также утверждает учебные программы, пособия и другую научно-методическую литературу по культуре и спорту;

разрабатывает и в установленном порядке утверждает целевые программы по развитию культуры и спорта, программно-методические и другие нормативные документы, касающиеся сферы культуры и спорта, обеспечивает их правильное исполнение;

решает совместно с другими органами государственного управления вопросы социальной защиты деятелей культуры и спорта, в том числе спортсменов, тренеров, ветеранов спорта и других специалистов;

способствует развитию деятельности Национального Олимпийского комитета Узбекистана, спортивных федераций (ассоциаций) и других негосударственных некоммерческих организаций в области физической культуры и спорта;

оказывает всестороннее содействие развитию национальных видов спорта и народных игр Узбекистана, в установленном порядке обеспечивает финансирование организации и проведения в стране и за рубежом спортивных соревнований по национальным видам спорта, физкультурно-массовых мероприятий по народным играм, а также широкой пропаганде и развитию национальных видов спорта на международной спортивной арене;

в установленном порядке обеспечивает проведение международных и республиканских спортивных мероприятий и физкультурно-массовых мероприятий, содержание спортсменов, тренеров и других специалистов, организацию подготовки спортсменов, спортивных сборных команд Республики Узбекистан и их участия в Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах, кубках и первенствах мира, Азии и других международных спортивных состязаниях, оплату членских взносов в международные организации;

по ходатайству спортивных федераций (ассоциаций) утверждает и обеспечивает участие спортсменов, спортивных сборных команд Республики Узбекистан по отдельным видам спорта в международных спортивных мероприятиях и физкультурно-массовых мероприятиях, финансируемых за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан;

оказывает содействие государственным и общественным организациям страны в организации и проведении культурных и спортивных мероприятий и физкультурно-массовых мероприятий среди широких слоев населения;

оказывает содействие подведомственным организациям в развитии их материально-технической базы и организации информационного обеспечения, консультирования, подготовки и переподготовки кадров и привлечении других видов помощи;

проводит учет всех имеющихся культурных и спортивных сооружений, библиотек, театров, центров культуры и досуга населения, парков отдыха, музеев и других культурно-просветительских учреждений;

проводит паспортизацию физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения об учреждении премий и присвоении почетных званий Республики Узбекистан за выдающиеся достижения в области культуры и спорта;

осуществляет и развивает международные культурные и спортивные связи;

в установленном порядке обеспечивает за счет средств государственного бюджета финансирование учреждений культуры и спорта;

ведет реестр спортивных федераций (ассоциаций), определяет порядок его ведения;

формирует Календарный план спортивных и физкультурно-массовых мероприятий международного и республиканского уровней и совместно с заинтересованными организациями обеспечивает их финансирование и проведение;

в установленном порядке выдает разрешение на занятие тренерской деятельностью;

утверждает составы спортивных сборных команд Республики Узбекистан и их ближайший резерв, комплектует спортивные делегации Узбекистана, обеспечивает их подготовку и участие в международных спортивных соревнованиях и физкультурно-массовых мероприятиях.

9. Министерство осуществляет возложенные на него задачи и функции непосредственно, а также через свои территориальные подразделения, иные подведомственные ему организации.



III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

МИНИСТЕРСТВА


10. Министерство при осуществлении возложенных на него задач и функций имеет право:

участвовать в переговорах и подписывать по поручению Правительства республики договоры и соглашения по вопросам межгосударственного сотрудничества в сфере культуры и спорта, способствовать установлению прямых контактов подведомственных и других организаций с зарубежными странами на основе взаимовыгодных отношений, а также в пределах своей компетенции заключать договоры, соглашения и другие документы о взаимном сотрудничестве по развитию культуры и спорта с организациями других стран;

получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений сведения, предусмотренные формами отчетности, утвержденными Госкомстатом Узбекистана, по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;

получать часть средств, поступающих от взимания специального сбора за проведение художественной экспертизы культурных ценностей и оформление документов, по которым сметы доходов и расходов согласовываются с Министерством финансов Республики Узбекистан;

подготавливать совместно с соответствующими министерствами и ведомствами и вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства предложения по изменению категории организаций, входящих в систему Министерства;

приглашать на договорной основе для проведения консультаций, научных и экспертных работ, разработки актуальных вопросов по культуре и спорту ученых, высококвалифицированных специалистов министерств, ведомств, хозяйственных объединений, предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений, в том числе зарубежных;

в установленном порядке организовывать проведение всенародных праздников, юбилеев, культурных и физкультурно-спортивных массовых мероприятий;

приобретать в централизованном порядке необходимое осветительное и звукоусилительное оборудование, музыкальные инструменты, спортивное оборудование, инвентарь, спортивную форму и другое необходимое оснащение для спортивных, театрально-зрелищных организаций, культурно-просветительских и образовательных учреждений, входящих в систему Министерства;

выявлять и приобретать для пополнения музейных фондов и выставок различные произведения и материалы кино-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, уникальные древние раритеты, имеющие историко-художественную ценность, а также сценические и музыкальные произведения, песни, издавать единый каталог экспонатов, находящихся в фондах музеев;

приглашать зарубежные коллективы и отдельных исполнителей для участия в проводимых в республике международных конкурсах, смотрах, фестивалях, других мероприятиях;

приглашать высококвалифицированных профессоров и преподавателей, известных отечественных и зарубежных деятелей искусства и спорта для преподавания, а также проведения мастер-классов в учебных заведениях и образовательных учреждениях, входящих в систему Министерства;

выявлять представителей одаренной молодежи в области культуры и спорта, направлять их на учебу за рубеж;

присваивать коллективам художественной самодеятельности, учреждений культуры звания "Народный", "Болалар намунали жамоаси", "Халк музейи", республиканские спортивные звания и категории, награждать кубками, медалями, значками, дипломами, грамотами и призами;

направлять выделяемые Министерству, а также имеющиеся внебюджетные, не запрещенные законодательством, финансовые средства в организации на проведение ими культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных и спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, подготовку и участие деятелей культуры, искусства и спорта в различных конкурсах, спортивных соревнованиях и т. п.;

в установленном порядке создавать, реорганизовывать и ликвидировать предприятия и организации по научно-методическим разработкам в области культуры и спорта, повышению квалификации специалистов отрасли, а также осуществлять строительство предприятий, сооружений культурного и спортивно-оздоровительного назначения;

проводить работу по подготовке спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва, координировать развитие сети и специализацию спортивных школ, клубов и центров спортивной подготовки, независимо от их подчиненности;

награждать победителей, призеров, участников и почетных гостей фестивалей, конкурсов, физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий и физкультурно-массовых мероприятий памятными подарками;

представлять в установленном порядке к награждению кандидатуры наиболее одаренных деятелей искусства, работников сферы культуры и спорта, проявивших особую самоотверженность и трудолюбие.

Министерство имеет также другие права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.


11. Министерство в пределах своей компетенции вправе в установленном порядке принимать нормативно-правовые акты, являющиеся обязательными к исполнению министерствами, государственными комитетами, ведомствами, органами государственной власти на местах, предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Министерство вправе в установленном порядке, в необходимых случаях, издавать с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами совместные постановления и иные нормативные документы.


12. Министерство несет ответственность за обеспечение реализации государственной политики в области культуры и спорта и эффективное выполнение возложенных на него задач.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МИНИСТЕРСТВА


13. Министерство возглавляет министр, утверждаемый и освобождаемый от должности Президентом Республики Узбекистан.

Министр имеет четырех заместителей, в том числе двух первых заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом Республики Узбекистан.

14. Министр:

на основе единоначалия осуществляет общее руководство деятельностью Министерства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач  и  функций;

вносит, при необходимости, изменения в структуру центрального аппарата Министерства в пределах установленной общей численности, утверждает штатное расписание, а также смету расходов центрального аппарата Министерства, организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;

утверждает в установленном порядке положения о структурных и территориальных подразделениях Министерства, положения других организаций и учреждений, входящих в систему Министерства;

назначает и освобождает в установленном порядке от должности работников центрального аппарата Министерства, руководителей территориальных подразделений, других организаций и учреждений, входящих в систему Министерства.

Министр осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.


15. В Министерстве создается коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей (по должности), а также руководителей структурных подразделений Министерства, координирующих основные направления его деятельности.

Численность и персональный состав коллегии утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению министра по делам культуры и спорта.

Коллегия рассматривает вопросы, связанные с:

подготовкой и реализацией основных направлений деятельности Министерства, определенных в настоящем Положении, по дальнейшему осуществлению комплексных мер по реализации единой государственной политики в области культуры и массового спорта, возрождению богатого культурного наследия народа, всемерному развитию веками формировавшейся высокой духовности, народных традиций и обычаев, воспитанию физически здоровых, духовно богатых и гармонично развитых личностей, а также осуществлению культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, более полному удовлетворению культурных и эстетических потребностей людей;

подбором, расстановкой, подготовкой и переподготовкой кадров на должности, входящие в номенклатуру Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан;

укреплением исполнительской дисциплины по реализации задач, определенных в указах, постановлениях и распоряжениях Президента Республики Узбекистан, постановлениях и распоряжениях Кабинета Министров Республики Узбекистан, повышением персональной ответственности руководителей и работников Министерства за обеспечение своевременной и качественной их реализации.

Коллегия вправе также рассматривать и другие вопросы, относящиеся к компетенции Министерства.

На заседания коллегии могут быть приглашены руководители других министерств, государственных комитетов, ведомств, органов государственной власти на местах, предприятий, учреждений, организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Коллегия полномочна, если на ее заседании присутствует более половины ее состава. Решения по рассматриваемым вопросам принимаются простым большинством голосов.

Решения коллегии реализуются приказами министра. В случае разногласий между министром и членами коллегии министр самостоятельно принимает решение, докладывая Кабинету Министров Республики Узбекистан о возникших разногласиях. Члены коллегии могут также сообщить свое мнение Кабинету Министров Республики Узбекистан.

Порядок деятельности коллегии определяется ее регламентом, утверждаемым коллегией.

16. Министерство по делам культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управления по делам культуры и спорта областей и города Ташкента осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными Министерством по согласованию с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента.

Районные (городские) отделы по делам культуры и спорта осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными Министерством по делам культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управлениями по делам культуры и спорта областей и города Ташкента по согласованию с районными (городскими) хокимиятами.

Руководители Министерства по делам культуры и спорта Республики Каракалпакстан, управлений по делам культуры и спорта областей и города Ташкента назначаются министром по представлению соответственно Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

Начальники районных (городских) отделов назначаются соответственно министром по делам культуры и спорта Республики Каракалпакстан, начальниками управлений по делам культуры и спорта областей и города Ташкента по представлению хокима соответствующего района (города).


17. Ликвидация и реорганизация Министерства по делам культуры и спорта осуществляется в порядке, установленном законодательством.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 14, ст. 104