язык интерфейса
Комментарий к документу - NB! Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Сельское и водное хозяйство/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 03.02.2025 г. N ЗРУ-1023 "О продовольственной безопасности" (Принят Законодательной палатой 18.10.2024 г., одобрен Сенатом 23.01.2025 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

03.02.2025 г.

N ЗРУ-1023



О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Принят Законодательной палатой 18 октября 2024 года

Одобрен Сенатом 23 января 2025 года


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере продовольственной безопасности.



Статья 2. Законодательство о продовольственной безопасности

Законодательство о продовольственной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о продовольственной безопасности, то применяются правила международного договора.



Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на обеспечение безопасного питания населения продуктами питания, обладающими пищевой ценностью, формирование эффективных рыночных механизмов и производство пищевых продуктов и сырья.



Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


государственный резерв - часть государственного материального резерва, состоящая из основных видов социально значимых продуктов питания, закупаемых, хранящихся и не подлежащих сокращению для государственных нужд;


основные виды социально значимых продуктов питания - продукты питания, составляющие по составу и количеству основу рациона безопасного питания населения и определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан;


продовольственный баланс - система оценки и расчета перспектив обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания с указанием источников покрытия внутреннего потребительского спроса страны;


оборотный резерв продуктов питания и сырья - хранение пищевых продуктов и сырья в переменных объемах в целях стабильного поддержания рынка продовольствия;


дефицит продуктов питания - состояние нехватки некоторых видов продуктов питания на всей территории или в определенном регионе страны;


продовольственная безопасность - полное и бесперебойное обеспечение основными видами социально значимых продуктов питания для здоровой и активной жизни населения;


безопасное питание - полноценное обеспечение в физиологическом отношении человека продуктами питания, обладающими питательной ценностью, в соответствии с энергетическими и биохимическими потребностями организма, которые могут обеспечить стабильность внутренней среды тела и противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды в различных условиях, поддерживать функциональную активность организма человека;


сырье - сельскохозяйственная и лесная продукция и пищевые ингредиенты, используемые в производстве продуктов питания.



Статья 5. Основные принципы в сфере

продовольственной безопасности

Основными принципами в сфере продовольственной безопасности являются:

стабильность обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания;

прозрачность и открытость (гласность) информации о продовольственной безопасности;

рациональное использование продуктов питания;

недопущение дискриминации при обеспечении населения основными видами социально значимых продуктов питания.



Статья 6. Основные направления государственной

политики в сфере продовольственной безопасности

Основными направлениями государственной политики в сфере продовольственной безопасности являются:

формирование оборотного резерва продуктов питания и сырья в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания;

расширение возможностей адекватного и бесперебойного обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания;

поощрение производства продуктов питания в соответствии с санитарными, ветеринарными, ветеринарно-санитарными, фитосанитарными правилами и нормами, установленными актами законодательства;

активизация внешнеэкономической деятельности, а также поддержание надлежащего баланса между экспортом и импортом основных видов социально значимых продуктов питания;

обеспечение эффективности деятельности в сфере продовольственной безопасности и безопасного питания населения;

осуществление постоянного мониторинга потребностей рынка продуктов питания и сырья.



ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ СФЕРЫ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 7. Органы, осуществляющие деятельность

в сфере продовольственной безопасности

Органами, осуществляющими деятельность в сфере продовольственной безопасности, являются:

Кабинет Министров Республики Узбекистан;

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан;

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан;

Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан;

Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан;

органы исполнительной власти на местах.

Республиканские органы исполнительной власти и иные организации, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в деятельности в сфере продовольственной безопасности в порядке, установленном законодательством.



Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики

Узбекистан в сфере продовольственной безопасности

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере продовольственной безопасности;

определяет оперативные меры по обеспечению продовольственной безопасности в случае возникновения дефицита продуктов питания в Республике Узбекистан;

утверждает и организует реализацию государственных программ в сфере продовольственной безопасности, а также обеспечивает контроль за их выполнением;

определяет приоритетные инновационные методы совершенствования процесса от производства продуктов питания до их доставки потребителю;

определяет меры по комплексной поддержке отраслей производства продуктов питания и сырья, а также хозяйствующих субъектов в сфере продовольственной безопасности;

осуществляет управление и контроль за процессами предотвращения рисков в сфере продовольственной безопасности;

принимает решения об экономической поддержке и стимулировании хозяйствующих субъектов в сфере продовольственной безопасности;

утверждает продовольственные балансы на следующий год;

определяет порядок формирования и ведения базы данных о продовольственной безопасности.

Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9. Полномочия Министерства сельского

хозяйства Республики Узбекистан в сфере

продовольственной безопасности

Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в сфере продовольственной безопасности (далее - уполномоченный государственный орган).

Уполномоченный государственный орган:

реализует единую государственную политику в сфере продовольственной безопасности;

участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;

принимает участие в реализации оперативных мер по обеспечению продовольственной безопасности в случае возникновения дефицита продуктов питания в Республике Узбекистан;

координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах в сфере продовольственной безопасности;

готовит предложения по поддержке деятельности, связанной с производством продуктов питания и сырья, и представляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан;

разрабатывает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии совершенствования и развития процессов производства продуктов питания на основе изучения факторов, негативно влияющих на продовольственную безопасность;

осуществляет сбор и анализ информации о состоянии дел в сфере продовольственной безопасности;

разрабатывает меры, направленные на стабилизацию рынка продуктов питания и сырья, смягчение колебаний цен на продукты питания и сырье, а также их негативных последствий;

готовит предложения по развитию производства продуктов питания и выращиванию сырья, а также по предотвращению роста цен на продукты питания и сырье;

разрабатывает прогнозные объемы потребности в основных видах социально значимых продуктов питания и сырье на следующий год, принимает меры по их выполнению;

совершенствует механизмы организации государственного резерва и оборотного резерва продуктов питания и сырья;

разрабатывает предложения по расширению ассортимента на рынке продуктов питания и сырья, диверсификации производства импортозамещающих продуктов питания и сырья;

разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан продовольственный баланс на следующий год;

реализует научно-практические и инновационные проекты в сфере продовольственной безопасности;

реализует научные разработки, направленные на расширение сельскохозяйственных площадей и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, снижение потерь при производстве продуктов питания;

формирует и ведет базу данных о продовольственной безопасности;

организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере продовольственной безопасности;

развивает международное сотрудничество в сфере продовольственной безопасности.

Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия Министерства экономики

и финансов Республики Узбекистан в сфере

продовольственной безопасности

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан:

участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;

разрабатывает меры по развитию внутреннего потребительского рынка и поддержанию стабильности цен на продукты питания и сырье;

участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;

осуществляет управление государственным резервом, совершенствует систему его хранения, использования и обновления;

подготавливает предложения по установлению норм пищевой продукции, хранящейся в государственном резерве и оборотном резерве продуктов питания и сырья;

осуществляет сбор, анализ и оценку уровня обеспеченности населения основными видами социально значимых продуктов питания.

Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 11. Полномочия Министерства инвестиций,

промышленности и торговли Республики Узбекистан

в сфере продовольственной безопасности

Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан:

участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;

участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;

анализирует производственные мощности, показатели потребления, импорта и экспорта основных видов социально значимых продуктов питания;

привлекает инвестиции в сферу продовольственной безопасности;

при необходимости, готовит предложения по пересмотру ставок таможенных пошлин на продукты питания совместно с уполномоченным государственным органом на основе регулярного изучения спроса на внутреннем рынке.

Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Комитета санитарно-эпидемиологического

благополучия и общественного здоровья при Министерстве

здравоохранения Республики Узбекистан в сфере

продовольственной безопасности

Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан:

участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;

участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;

разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в сфере продовольственной безопасности;

участвует в обеспечении безопасности пищевых продуктов, в том числе осуществляет контроль за продуктами питания, произведенными с использованием генетически модифицированных организмов;

разрабатывает и реализует меры по соблюдению показателей безопасности при производстве сырья, добавок химического и биологического синтеза;

разрабатывает и утверждает научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов;

осуществляет мониторинг и анализ воздействия изменений в сфере продовольственной безопасности на показатели безопасного питания и здоровья населения;

проводит научные исследования по внедрению технологий производства продуктов питания, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний, связанных с питанием населения, повышение качества и безопасности продуктов питания.

Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия органов исполнительной власти

на местах в сфере продовольственной безопасности

Органы исполнительной власти на местах:

участвуют в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;

разрабатывают и реализуют целевые территориальные программы в сфере продовольственной безопасности;

организуют формирование оборотного резерва продуктов питания и сырья на основе утвержденных норм;

участвуют в разработке и реализации продовольственного баланса.

Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Участие негосударственных некоммерческих

организаций в мероприятиях по обеспечению

продовольственной безопасности

Негосударственные некоммерческие организации:

участвуют в разработке программ в сфере продовольственной безопасности;

осуществляют общественный контроль в сфере продовольственной безопасности.

Негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в других мероприятиях по обеспечению продовольственной безопасности.



ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

СФЕРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 15. Меры, принимаемые государством

по недопущению дефицита продуктов питания

Республиканские органы исполнительной власти и органы исполнительной власти на местах, в пределах своих полномочий, принимают меры по недопущению дефицита продуктов питания.

Меры, принимаемые государством по недопущению дефицита продуктов питания, включают:

создание государственного резерва;

создание оборотного резерва продуктов питания и сырья;

регулирование ввоза на территорию Республики Узбекистан или вывоза с нее отдельных видов продуктов питания и сырья;

обеспечение объема производства основных видов социально значимых продуктов питания в размере не менее восьмидесяти процентов от годовых потребностей населения.



Статья 16. Цель и основные направления государственной

поддержки в сфере продовольственной безопасности

Целью государственной поддержки в сфере продовольственной безопасности является удовлетворение потребностей населения страны в основных видах социально значимых продуктов питания за счет производства местных пищевых продуктов и сырья.

Основными направлениями государственной поддержки в сфере продовольственной безопасности являются:

развитие материально-технической базы производителей продуктов питания и сырья с учетом эффективности применения сельскохозяйственной техники и оборудования, осуществления мелиоративных мероприятий и управления ирригационными системами;

финансирование программ обеспечения пищевой промышленности инновационными технологиями и разработками, совершенствование ее организационных и экономических механизмов;

широкое внедрение ресурсосберегающих технологий в процессы производства, переработки и хранения продуктов питания и сырья;

развитие инфраструктуры хранения и транспортировки продуктов питания и сырья;

проведение мониторинга продовольственной безопасности и других мероприятий в сфере продовольственной безопасности в соответствии с законодательством.



Статья 17. Формирование продовольственного баланса

Нормы потребления продуктов питания пересматриваются каждые три года на основе демографических, социальных и экономических показателей страны.

Уполномоченный государственный орган совместно с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями разрабатывает продовольственный баланс путем анализа прогнозных показателей и состояния производства востребованных продуктов питания на основе норм потребления продуктов питания.

Продовольственный баланс включает в себя:

уровень обеспеченности населения основными видами социально значимых продуктов питания;

максимальный и оптимальный уровень обеспеченности рынка продуктов питания и сырья оборотными запасами продуктов питания и сырья.



Статья 18. База данных о продовольственной безопасности

С целью оценки продовольственной безопасности в режиме реального времени и прогнозирования возможных рисков с учетом численности населения, пола, возраста и территориальных условий формируется база данных о продовольственной безопасности.

База данных о продовольственной безопасности формируется и ведется уполномоченным государственным органом.

В базе данных о продовольственной безопасности отражается следующее:

информация о продовольственном балансе;

состояние производства продуктов питания и сырья;

сведения об экспорте и импорте продуктов питания и сырья;

динамика потребления продуктов питания и сырья;

выполнение целевых программ в сфере продовольственной безопасности;

нормативно-правовые акты, технические регламенты и стандарты в сфере продовольственной безопасности.

Информация, содержащаяся в базе данных о продовольственной безопасности, должна быть доступной для всех, за исключением информации, разглашение которой ограничено законом.



ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ   СУБЪЕКТОВ   В   СФЕРЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 19. Права и обязанности потребителей

в сфере продовольственной безопасности

Потребители имеют право:

получать необходимую, достоверную и доступную информацию о приобретаемых продуктах питания;

обращаться в соответствующие органы по поводу необоснованного повышения цен на продукты питания и сырье, возникновения искусственного дефицита;

свободно выбирать продукты питания для удовлетворения своей физиологической потребности в питании, качество которых не представляет угрозы для их жизни и здоровья;

информировать соответствующие государственные контролирующие органы об опасных для его жизни и здоровья продуктах питания;

на возмещение материального ущерба, компенсацию морального вреда, причиненных вследствие потребления ими продуктов питания опасных для жизни и здоровья, а также незаконными действиями (бездействием) производителя (продавца) продуктов питания;

обращаться в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов.

Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Потребители обязаны:

рационально использовать продукты питания;

соблюдать требования законодательства о продовольственной безопасности, а также правила хранения и использования продуктов питания.

Потребители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 20. Права и обязанности хозяйствующих

субъектов в сфере продовольственной безопасности

Хозяйствующие субъекты имеют право:

на свободный выбор ассортимента продукции собственного производства;

получать достоверную информацию о продовольственном балансе;

получать информацию об оборотных резервах продуктов питания и сырья;

получать информацию о динамике потребления продуктов питания и сырья;

на свободную реализацию произведенной продуктов питания.

Хозяйствующие субъекты обязаны:

использовать ресурсосберегающие и безопасные технологии при производстве продуктов питания и переработке сырья;

обеспечивать при производстве и введении в оборот продуктов питания их соответствие требованиям актов законодательства и технических регламентов;

осуществлять совместно с государственными органами меры по снижению или устранению рисков, связанных с поставляемыми потребителям продуктами питания;

своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о производимых (реализуемых) ими продуктах питания.

Хозяйствующие субъекты могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.



ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Разрешение споров

Споры в сфере продовольственной безопасности разрешаются в порядке, установленном законодательством.



Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства

о продовольственной безопасности

Лица, виновные в нарушении законодательства о продовольственной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.



Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения,

разъяснения сути и значения настоящего Закона

Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.



Статья 24. Приведение законодательства

в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить Порядок формирования и ведения базы данных о продовольственной безопасности, предусмотренный абзацем десятым части первой статьи 8 настоящего Закона;

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.



Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.



Президент

Республики Узбекистан                                                      Ш. Мирзиёев



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 февраля 2025 г.