Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
03.02.2025 г.
N ЗРУ-1023
О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Принят Законодательной палатой 18 октября 2024 года
Одобрен Сенатом 23 января 2025 года
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере продовольственной безопасности.
Законодательство о продовольственной безопасности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о продовольственной безопасности, то применяются правила международного договора.
Действие настоящего Закона распространяется на обеспечение безопасного питания населения продуктами питания, обладающими пищевой ценностью, формирование эффективных рыночных механизмов и производство пищевых продуктов и сырья.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
государственный резерв - часть государственного материального резерва, состоящая из основных видов социально значимых продуктов питания, закупаемых, хранящихся и не подлежащих сокращению для государственных нужд;
основные виды социально значимых продуктов питания - продукты питания, составляющие по составу и количеству основу рациона безопасного питания населения и определяемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
продовольственный баланс - система оценки и расчета перспектив обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания с указанием источников покрытия внутреннего потребительского спроса страны;
оборотный резерв продуктов питания и сырья - хранение пищевых продуктов и сырья в переменных объемах в целях стабильного поддержания рынка продовольствия;
дефицит продуктов питания - состояние нехватки некоторых видов продуктов питания на всей территории или в определенном регионе страны;
продовольственная безопасность - полное и бесперебойное обеспечение основными видами социально значимых продуктов питания для здоровой и активной жизни населения;
безопасное питание - полноценное обеспечение в физиологическом отношении человека продуктами питания, обладающими питательной ценностью, в соответствии с энергетическими и биохимическими потребностями организма, которые могут обеспечить стабильность внутренней среды тела и противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды в различных условиях, поддерживать функциональную активность организма человека;
сырье - сельскохозяйственная и лесная продукция и пищевые ингредиенты, используемые в производстве продуктов питания.
Статья 5. Основные принципы в сфере
продовольственной безопасности
Основными принципами в сфере продовольственной безопасности являются:
стабильность обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания;
прозрачность и открытость (гласность) информации о продовольственной безопасности;
рациональное использование продуктов питания;
недопущение дискриминации при обеспечении населения основными видами социально значимых продуктов питания.
Статья 6. Основные направления государственной
политики в сфере продовольственной безопасности
Основными направлениями государственной политики в сфере продовольственной безопасности являются:
формирование оборотного резерва продуктов питания и сырья в соответствии с минимальными нормами потребления продуктов питания;
расширение возможностей адекватного и бесперебойного обеспечения населения основными видами социально значимых продуктов питания;
поощрение производства продуктов питания в соответствии с санитарными, ветеринарными, ветеринарно-санитарными, фитосанитарными правилами и нормами, установленными актами законодательства;
активизация внешнеэкономической деятельности, а также поддержание надлежащего баланса между экспортом и импортом основных видов социально значимых продуктов питания;
обеспечение эффективности деятельности в сфере продовольственной безопасности и безопасного питания населения;
осуществление постоянного мониторинга потребностей рынка продуктов питания и сырья.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Органы, осуществляющие деятельность
в сфере продовольственной безопасности
Органами, осуществляющими деятельность в сфере продовольственной безопасности, являются:
Кабинет Министров Республики Узбекистан;
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан;
Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан;
Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан;
Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан;
органы исполнительной власти на местах.
Республиканские органы исполнительной власти и иные организации, не указанные в части первой настоящей статьи, участвуют в деятельности в сфере продовольственной безопасности в порядке, установленном законодательством.
Статья 8. Полномочия Кабинета Министров Республики
Узбекистан в сфере продовольственной безопасности
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере продовольственной безопасности;
определяет оперативные меры по обеспечению продовольственной безопасности в случае возникновения дефицита продуктов питания в Республике Узбекистан;
утверждает и организует реализацию государственных программ в сфере продовольственной безопасности, а также обеспечивает контроль за их выполнением;
определяет приоритетные инновационные методы совершенствования процесса от производства продуктов питания до их доставки потребителю;
определяет меры по комплексной поддержке отраслей производства продуктов питания и сырья, а также хозяйствующих субъектов в сфере продовольственной безопасности;
осуществляет управление и контроль за процессами предотвращения рисков в сфере продовольственной безопасности;
принимает решения об экономической поддержке и стимулировании хозяйствующих субъектов в сфере продовольственной безопасности;
утверждает продовольственные балансы на следующий год;
определяет порядок формирования и ведения базы данных о продовольственной безопасности.
Кабинет Министров Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 9. Полномочия Министерства сельского
хозяйства Республики Узбекистан в сфере
продовольственной безопасности
Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в сфере продовольственной безопасности (далее - уполномоченный государственный орган).
Уполномоченный государственный орган:
реализует единую государственную политику в сфере продовольственной безопасности;
участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;
принимает участие в реализации оперативных мер по обеспечению продовольственной безопасности в случае возникновения дефицита продуктов питания в Республике Узбекистан;
координирует деятельность республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах в сфере продовольственной безопасности;
готовит предложения по поддержке деятельности, связанной с производством продуктов питания и сырья, и представляет их в Кабинет Министров Республики Узбекистан;
разрабатывает краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии совершенствования и развития процессов производства продуктов питания на основе изучения факторов, негативно влияющих на продовольственную безопасность;
осуществляет сбор и анализ информации о состоянии дел в сфере продовольственной безопасности;
разрабатывает меры, направленные на стабилизацию рынка продуктов питания и сырья, смягчение колебаний цен на продукты питания и сырье, а также их негативных последствий;
готовит предложения по развитию производства продуктов питания и выращиванию сырья, а также по предотвращению роста цен на продукты питания и сырье;
разрабатывает прогнозные объемы потребности в основных видах социально значимых продуктов питания и сырье на следующий год, принимает меры по их выполнению;
совершенствует механизмы организации государственного резерва и оборотного резерва продуктов питания и сырья;
разрабатывает предложения по расширению ассортимента на рынке продуктов питания и сырья, диверсификации производства импортозамещающих продуктов питания и сырья;
разрабатывает и представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан продовольственный баланс на следующий год;
реализует научно-практические и инновационные проекты в сфере продовольственной безопасности;
реализует научные разработки, направленные на расширение сельскохозяйственных площадей и повышение урожайности сельскохозяйственных культур, снижение потерь при производстве продуктов питания;
формирует и ведет базу данных о продовольственной безопасности;
организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в сфере продовольственной безопасности;
развивает международное сотрудничество в сфере продовольственной безопасности.
Уполномоченный государственный орган может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 10. Полномочия Министерства экономики
и финансов Республики Узбекистан в сфере
продовольственной безопасности
Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан:
участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;
разрабатывает меры по развитию внутреннего потребительского рынка и поддержанию стабильности цен на продукты питания и сырье;
участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;
осуществляет управление государственным резервом, совершенствует систему его хранения, использования и обновления;
подготавливает предложения по установлению норм пищевой продукции, хранящейся в государственном резерве и оборотном резерве продуктов питания и сырья;
осуществляет сбор, анализ и оценку уровня обеспеченности населения основными видами социально значимых продуктов питания.
Министерство экономики и финансов Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 11. Полномочия Министерства инвестиций,
промышленности и торговли Республики Узбекистан
в сфере продовольственной безопасности
Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан:
участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;
участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;
анализирует производственные мощности, показатели потребления, импорта и экспорта основных видов социально значимых продуктов питания;
привлекает инвестиции в сферу продовольственной безопасности;
при необходимости, готовит предложения по пересмотру ставок таможенных пошлин на продукты питания совместно с уполномоченным государственным органом на основе регулярного изучения спроса на внутреннем рынке.
Министерство инвестиций, промышленности и торговли Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 12. Полномочия Комитета санитарно-эпидемиологического
благополучия и общественного здоровья при Министерстве
здравоохранения Республики Узбекистан в сфере
продовольственной безопасности
Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан:
участвует в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;
участвует в разработке и реализации государственных программ в сфере продовольственной безопасности;
разрабатывает и утверждает санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в сфере продовольственной безопасности;
участвует в обеспечении безопасности пищевых продуктов, в том числе осуществляет контроль за продуктами питания, произведенными с использованием генетически модифицированных организмов;
разрабатывает и реализует меры по соблюдению показателей безопасности при производстве сырья, добавок химического и биологического синтеза;
разрабатывает и утверждает научно обоснованные нормы потребления пищевых продуктов;
осуществляет мониторинг и анализ воздействия изменений в сфере продовольственной безопасности на показатели безопасного питания и здоровья населения;
проводит научные исследования по внедрению технологий производства продуктов питания, направленных на профилактику неинфекционных заболеваний, связанных с питанием населения, повышение качества и безопасности продуктов питания.
Комитет санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан может осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 13. Полномочия органов исполнительной власти
на местах в сфере продовольственной безопасности
Органы исполнительной власти на местах:
участвуют в реализации государственной политики в сфере продовольственной безопасности;
разрабатывают и реализуют целевые территориальные программы в сфере продовольственной безопасности;
организуют формирование оборотного резерва продуктов питания и сырья на основе утвержденных норм;
участвуют в разработке и реализации продовольственного баланса.
Органы исполнительной власти на местах могут осуществлять и иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 14. Участие негосударственных некоммерческих
организаций в мероприятиях по обеспечению
продовольственной безопасности
Негосударственные некоммерческие организации:
участвуют в разработке программ в сфере продовольственной безопасности;
осуществляют общественный контроль в сфере продовольственной безопасности.
Негосударственные некоммерческие организации могут участвовать и в других мероприятиях по обеспечению продовольственной безопасности.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
СФЕРЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 15. Меры, принимаемые государством
по недопущению дефицита продуктов питания
Республиканские органы исполнительной власти и органы исполнительной власти на местах, в пределах своих полномочий, принимают меры по недопущению дефицита продуктов питания.
Меры, принимаемые государством по недопущению дефицита продуктов питания, включают:
создание государственного резерва;
создание оборотного резерва продуктов питания и сырья;
регулирование ввоза на территорию Республики Узбекистан или вывоза с нее отдельных видов продуктов питания и сырья;
обеспечение объема производства основных видов социально значимых продуктов питания в размере не менее восьмидесяти процентов от годовых потребностей населения.
Статья 16. Цель и основные направления государственной
поддержки в сфере продовольственной безопасности
Целью государственной поддержки в сфере продовольственной безопасности является удовлетворение потребностей населения страны в основных видах социально значимых продуктов питания за счет производства местных пищевых продуктов и сырья.
Основными направлениями государственной поддержки в сфере продовольственной безопасности являются:
развитие материально-технической базы производителей продуктов питания и сырья с учетом эффективности применения сельскохозяйственной техники и оборудования, осуществления мелиоративных мероприятий и управления ирригационными системами;
финансирование программ обеспечения пищевой промышленности инновационными технологиями и разработками, совершенствование ее организационных и экономических механизмов;
широкое внедрение ресурсосберегающих технологий в процессы производства, переработки и хранения продуктов питания и сырья;
развитие инфраструктуры хранения и транспортировки продуктов питания и сырья;
проведение мониторинга продовольственной безопасности и других мероприятий в сфере продовольственной безопасности в соответствии с законодательством.
Нормы потребления продуктов питания пересматриваются каждые три года на основе демографических, социальных и экономических показателей страны.
Уполномоченный государственный орган совместно с Министерством экономики и финансов Республики Узбекистан и другими заинтересованными организациями разрабатывает продовольственный баланс путем анализа прогнозных показателей и состояния производства востребованных продуктов питания на основе норм потребления продуктов питания.
Продовольственный баланс включает в себя:
уровень обеспеченности населения основными видами социально значимых продуктов питания;
максимальный и оптимальный уровень обеспеченности рынка продуктов питания и сырья оборотными запасами продуктов питания и сырья.
С целью оценки продовольственной безопасности в режиме реального времени и прогнозирования возможных рисков с учетом численности населения, пола, возраста и территориальных условий формируется база данных о продовольственной безопасности.
База данных о продовольственной безопасности формируется и ведется уполномоченным государственным органом.
В базе данных о продовольственной безопасности отражается следующее:
информация о продовольственном балансе;
состояние производства продуктов питания и сырья;
сведения об экспорте и импорте продуктов питания и сырья;
динамика потребления продуктов питания и сырья;
выполнение целевых программ в сфере продовольственной безопасности;
нормативно-правовые акты, технические регламенты и стандарты в сфере продовольственной безопасности.
Информация, содержащаяся в базе данных о продовольственной безопасности, должна быть доступной для всех, за исключением информации, разглашение которой ограничено законом.
ГЛАВА 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ,
ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 19. Права и обязанности потребителей
в сфере продовольственной безопасности
Потребители имеют право:
получать необходимую, достоверную и доступную информацию о приобретаемых продуктах питания;
обращаться в соответствующие органы по поводу необоснованного повышения цен на продукты питания и сырье, возникновения искусственного дефицита;
свободно выбирать продукты питания для удовлетворения своей физиологической потребности в питании, качество которых не представляет угрозы для их жизни и здоровья;
информировать соответствующие государственные контролирующие органы об опасных для его жизни и здоровья продуктах питания;
на возмещение материального ущерба, компенсацию морального вреда, причиненных вследствие потребления ими продуктов питания опасных для жизни и здоровья, а также незаконными действиями (бездействием) производителя (продавца) продуктов питания;
обращаться в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов.
Потребители могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.
Потребители обязаны:
рационально использовать продукты питания;
соблюдать требования законодательства о продовольственной безопасности, а также правила хранения и использования продуктов питания.
Потребители могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 20. Права и обязанности хозяйствующих
субъектов в сфере продовольственной безопасности
Хозяйствующие субъекты имеют право:
на свободный выбор ассортимента продукции собственного производства;
получать достоверную информацию о продовольственном балансе;
получать информацию об оборотных резервах продуктов питания и сырья;
получать информацию о динамике потребления продуктов питания и сырья;
на свободную реализацию произведенной продуктов питания.
Хозяйствующие субъекты обязаны:
использовать ресурсосберегающие и безопасные технологии при производстве продуктов питания и переработке сырья;
обеспечивать при производстве и введении в оборот продуктов питания их соответствие требованиям актов законодательства и технических регламентов;
осуществлять совместно с государственными органами меры по снижению или устранению рисков, связанных с поставляемыми потребителям продуктами питания;
своевременно предоставлять потребителю необходимую, достоверную и доступную информацию о производимых (реализуемых) ими продуктах питания.
Хозяйствующие субъекты могут иметь и иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством.
Споры в сфере продовольственной безопасности разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 22. Ответственность за нарушение законодательства
о продовольственной безопасности
Лица, виновные в нарушении законодательства о продовольственной безопасности, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 23. Обеспечение исполнения, доведения,
разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 24. Приведение законодательства
в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона разработать и утвердить Порядок формирования и ведения базы данных о продовольственной безопасности, предусмотренный абзацем десятым части первой статьи 8 настоящего Закона;
привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 4 февраля 2025 г.