язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Внешнеэкономическая деятельность/ Свободные экономические зоны/ Указ Президента Республики Узбекистан от 04.03.2025 г. N УП-41 "О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности специальных экономических и промышленных зон"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УКАЗ

П Р Е З И Д Е Н Т А

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.03.2025 г.

N УП-41



О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗОН



В целях обеспечения исполнения постановления Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2024 года N ПП-179 "О мерах по обеспечению исполнения договоренностей, достигнутых в рамках III Ташкентского Международного инвестиционного форума и очередного заседания Совета иностранных инвесторов", а также дальнейшего совершенствования деятельности специальных экономических и промышленных зон ПОСТАНОВЛЯЮ:


I. Цели.


1. Определить основными целевыми показателями развития специальных экономических и промышленных зон в 2025 году:

(а) в специальных экономических зонах - освоение инвестиций в размере 2,3 миллиарда долларов США, доведение объема экспорта до 1 миллиарда долларов США, обеспечение объема производства в размере, эквивалентном 4,3 миллиарда долларов США и создание 12 тысяч новых постоянных рабочих мест;

(б) в промышленных зонах - освоение инвестиций в размере 800 миллионов долларов США, доведение объема экспорта до 512,2 миллиона долларов США, обеспечение объема производства в размере, эквивалентном 1,8 миллиарда долларов США и создание 17 тысяч новых постоянных рабочих мест.


II. Организация деятельности специальных экономических и промышленных зон.


2. Установить, что новые специализированные зоны создаются только в форме специальной экономической зоны или промышленной зоны.


3. По деятельности специальных экономических зон определить:

(а) создаются для реализации экспортоориентированных, высокотехнологичных проектов на земельных площадях с установленными границами, в которых может вводиться специальный правовой, налоговый и таможенный режим;

(б) могут также создаваться в виде специальной экспортной зоны с огражденной площадью, специализированной исключительно на экспортоориентированных проектах;

(в) земельные участки передаются напрямую в аренду (за исключением зон, специализирующихся на туризме или находящихся в частном управлении, а также случаев, предусмотренных законодательством) на основании постановления Кабинета Министров путем отбора наилучшего предложения Правительственной комиссией по вопросам привлечения инвестиций, развития промышленности и регулирования торговли (далее - Правительственная комиссия);

(г) стоимость права аренды на земельные участки устанавливается в коэффициентах в соотношении с рыночной стоимостью, определяемой оценочной организацией;

(д) разрешается размещение сервисных предприятий, обслуживающих резидентов зоны, (без применения льгот) путем реализации земельных участков на онлайн-аукционе;

(е) отменяются ограничения по срокам функционирования.


4. По деятельности промышленных зон определить:

(а) создаются в целях размещения промышленных, производственных предприятий в одном месте, рациональной эксплуатации инфраструктурных объектов и обеспечения занятости населения;

(б) создаются на основе мастер-плана в соответствии с решением Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, Кенгашей народных депутатов областей и города Ташкента;

(в) выставление на онлайн-аукцион земельных участков, зданий и сооружений осуществляется дирекцией промышленной зоны с определением инвестиционных обязательств и сроков;

(г) в онлайн-аукционе могут участвовать только юридические лица;

(д) земельные участки выставляются на онлайн-аукцион со сроком аренды не менее 10 лет с условием приватизации либо продления срока аренды после выполнения инвестиционных обязательств;

(е) стартовая стоимость аренды земельных участков определяется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в размере не ниже земельного налога;

(ж) средства, поступившие от аренды, направляются дирекции промышленной зоны для разработки генерального плана, улучшения инфраструктуры и материально-технической базы, благоустройства, ремонта зданий и сооружений, оплаты труда и стимулирования работников дирекции.


5. Определить, что:

(а) присвоение статуса специальной экономической зоны административно-территориальным единицам республики не допускается;

(б) новые специальные экономические и промышленные зоны создаются исключительно на землях несельскохозяйственного назначения, обеспеченных либо обеспечение инфраструктурой которых признано экономически обоснованным, на основе бизнес-плана и мастер-плана с рассчитанной финансовой эффективностью по согласованию с Правительственной комиссией;

(в) строительство за счет предпринимателей, передача ими в аренду или реализация на основе промышленной ипотеки и с условием оплаты в рассрочку производственных зданий на территории специальных экономических и промышленных зон осуществляются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров, с определением критериев, предъявляемых к проектам при передаче в аренду и реализации зданий и сооружений в этих зонах;

(г) инвесторам, начинающим свою деятельность в специальных экономических и промышленных зонах, земельные участки могут предоставляться в аренду на срок до сорока девяти лет;

(д) в случае, если участник в течение шести месяцев после решения о его отборе не приступил к выполнению инвестиционных обязательств (по неуважительной причине), договор аренды расторгается, здания, сооружения и земельные участки возвращаются на баланс дирекций.


III. Управление специальными экономическими и промышленными зонами.


6. Организовать управление специальными экономическими зонами в следующем порядке:

(а) Министерство инвестиций, промышленности и торговли является уполномоченным органом по управлению специальными экономическими зонами (за исключением зон, специализирующихся на туризме или находящихся в частном управлении, а также случаев, предусмотренных законодательством);

(б) деятельность специальных экономических зон, переданных в частное управление, координируется Министерством инвестиций, промышленности и торговли.


7. Организовать управление промышленными зонами в следующем порядке:

(а) управление осуществляется органами исполнительной власти на местах;

(б) координация деятельности осуществляется Министерством инвестиций, промышленности и торговли.


8. Установить, что специальные экономические и промышленные зоны могут передаваться в управление частным, включая иностранным, инвесторам в следующем порядке:

(а) частные инвесторы привлекаются к управлению на конкурсной основе с условием строительства необходимой инфраструктуры и выполнения инвестиционных обязательств;

(б) передача специальных экономических и промышленных зон в управление частным (иностранным) инвесторам и выделение им земельных площадей осуществляются на основании предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента, а также министерств и ведомств по согласованию с Правительственной комиссией в порядке, установленном соглашением;

(в) инвесторам разрешается предоставлять в субаренду земельные площади, переданные им в управление на основе права аренды, с разделением на лоты на срок, не превышающий срока аренды, на основании согласованных инвестиционным соглашением условий и критериев.


IV. Создание специальной экспортной зоны "Наманган".


9. Создать специальную экспортную зону "Наманган" (далее - СЭЗ "Наманган") в Наманганской области.


10. Установить, что:

(а) сырье, материалы и комплектующие, ввозимые участниками СЭЗ "Наманган" из-за рубежа, помещаются под таможенный режим "свободная таможенная зона". При этом в целях оплаты таможенных платежей и применения мер экономической политики товары, размещенные на данной территории, рассматриваются как находящиеся за пределами таможенной территории;

(б) в СЭЗ "Наманган" производственные здания возводятся многоэтажными (3-4 этажа), при этом разрешается использование международных норм, одобренных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства;

(в) сырье, материалы, комплектующие, поставленные предприятиями республики, и услуги, оказанные ими участникам СЭЗ "Наманган", приравниваются к экспорту. При этом товары, реализованные участниками СЭЗ "Наманган" на внутреннем рынке, приравниваются к импорту, по ним взыскиваются соответствующие таможенные и налоговые платежи.


11. Кабинету Министров:

(а) в месячный срок внести предложения по определению границ территорий, входящих в состав СЭЗ "Наманган";

(б) в двухмесячный срок принять постановление Правительства по утверждению программы развития СЭЗ "Наманган", установлению трудового, таможенного, налогового режимов и организации деятельности дирекции СЭЗ "Наманган", обеспечению ее необходимой инфраструктурой.


V. Организационные меры.


12. Внедрить с 1 июня 2025 года для участников специальных экономических зон практику таможенного оформления импортируемых сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт, путем их помещения под таможенный режим "переработка товаров на таможенной территории" без оплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление).


13. Определить, что:

(а) дирекции специальных экономических зон (за исключением зон, специализирующихся на туризме или находящихся в частном управлении) передаются в ведение Министерства инвестиций, промышленности и торговли;

(б) дирекции промышленных зон (за исключением промышленных зон, находящихся в частном управлении) передаются в ведение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента;

(в) дирекции специальных экономических и промышленных зон на срок до 1 января 2028 года осуществляют оплату за земельные площади, переданные ими в аренду, в размере одного процента суммы, начисленной по земельному налогу.


14. Министерству инвестиций, промышленности и торговли совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в трехмесячный срок провести инвентаризацию и внести в Кабинет Министров предложения по реорганизации специальных экономических и промышленных зон, включая малые промышленные зоны, молодежные промышленные и предпринимательские зоны, технопарки, а также промышленный хаб машиностроения и электротехники.


15. Предусмотренные законодательством для участников специальных экономических зон льготы сохранить до истечения установленного срока.


16. Заместителю Премьер-министра Кучкарову Д. совместно с хокимиятом Ташкентской области создать рабочую группу с привлечением международных консультантов и внести в срок до 1 августа 2025 года в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект постановления по созданию специальной экономической зоны в Ташкентской области площадью не менее 500 гектаров.


VI. Организация и контроль исполнения Указа.


17. Утвердить:

(а) "Дорожную карту" по мерам совершенствования организационно-правовых основ деятельности специальных экономических и промышленных зон согласно приложению N 1*;

(б) Перечень оптимизируемых территорий и земельных площадей специальных экономических и промышленных зон согласно приложению N 2*;

(в) Перечень земельных площадей, исключаемых из территории специальных экономических и промышленных зон, согласно приложению N 3*.


18. Разрешить АО "Региональные электрические сети" реализацию проектов строительства объектов инфраструктуры организациями системы с проведением экспертизы в ГУП "Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов".


19. Министерству экономики и финансов регулярно выделять из республиканского бюджета Республики Узбекистан дополнительные средства на улучшение инфраструктуры специальных экономических и промышленных зон в 2025-2027 годах.


20. Заместителю Генерального прокурора (Самадов С.) установить надзор за своевременным выделением бюджетных средств на объекты инфраструктуры, а также выполнением строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденными графиками в специальных экономических и промышленных зонах.


21. Возложить на председателя Торгово-промышленной палаты Вахабова Д.А. ответственность за эффективную организацию деятельности СЭЗ "Наманган", в том числе установление взаимодействия с министерствами и ведомствами.


22. Возложить на заместителя Премьер-министра Ходжаева Ж.А. и министра инвестиций, промышленности и торговли Кудратова Л.Ш. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.


23. Осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за исполнение настоящего Указа, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.



Президент

Республики Узбекистан                                                     Ш. Мирзиёев



*) Приложения NN 1 - 3 приводятся на узбекском языке.



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 6 марта 2025 г.