язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Денежная и бюджетная система. Внебюджетные фонды/ Утратившие силу акты/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 14.12.2000 г. N 158-II "О бюджетной системе"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

14.12.2000 г.

N 158-II

О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные задачи настоящего Закона

Настоящий Закон определяет:

- основы устройства и управления бюджетной системы Республики Узбекистан;

- принципы построения и структуру Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее - Государственный бюджет);

- порядок составления, рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета;

- принципы формирования доходов и осуществления расходов Государственного бюджета;

- взаимоотношения между бюджетами, входящими в структуру Государственного бюджета;

- порядок учета, отчетности и контроля при осуществлении операций со средствами Государственного бюджета.

Статья 2. Законодательство о бюджетной системе

Законодательство о бюджетной системе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о бюджетной системе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


бюджетный процесс - регламентированный актами законодательства процесс составления, рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета, контроля, подготовки и утверждения отчета о его исполнении, а также взаимоотношения между бюджетами, входящими в структуру Государственного бюджета;


бюджетная дотация - денежные средства, безвозмездно выделяемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий для покрытия разницы между расходами и доходами нижестоящего бюджета при недостаточности собственных доходов и других средств бюджетного регулирования;


бюджетные ассигнования - денежные средства, выделяемые бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств из Государственного бюджета в порядке, предусмотренном законодательством;


профицит бюджета - сумма превышения доходов бюджета над его расходами за определенный период;


бюджетная ссуда - средства, выделяемые на возвратной основе из вышестоящего бюджета в нижестоящий либо из республиканского бюджета юридическому лицу-резиденту или иностранному государству;


бюджетная субвенция - денежные средства, безвозмездно выделяемые из вышестоящего бюджета в нижестоящий, с условием их расходования на определенные цели в порядке, предусмотренном законодательством;


бюджетный запрос - запрос о формировании поступлений и выделении бюджетных ассигнований по бюджетной классификации;


бюджетная организация - министерство, государственный комитет, ведомство, государственная организация, для которой в Государственном бюджете предусмотрены бюджетные ассигнования, являющиеся основным источником финансирования ее деятельности, связанной с выполнением возложенных на нее задач и функций;


дефицит бюджета - сумма превышения расходов бюджета над его доходами за определенный период;


бюджетный трансферт - денежные средства, безвозмездно выделяемые из бюджета юридическому или физическому лицу непосредственно либо через уполномоченный орган;


Государственный бюджет - централизованный фонд денежных средств государства (включая средства государственных целевых фондов), предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года;


государственный внутренний долг - совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственных внутренних заимствований;


государственные целевые фонды - фонды, консолидируемые в составе Государственного бюджета, для каждого из которых законодательством определены источники средств, нормы и условия поступления средств из каждого источника, а также цели, на которые эти средства могут быть использованы;


государственный внешний долг - совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственных внешних заимствований;


государственное внутреннее заимствование - привлечение активов из внутренних источников (юридических и физических лиц-резидентов), по которым возникают обязательства Республики Узбекистан как заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами Республики Узбекистан;


государственное внешнее заимствование - привлечение активов из внешних источников (иностранных государств, юридических лиц-нерезидентов и международных организаций), по которым возникают обязательства Республики Узбекистан как заемщика или гаранта погашения кредитов (займов) заемщиками-резидентами Республики Узбекистан;


государственный долг - совокупность обязательств Республики Узбекистан, возникших в результате государственных внутренних и внешних заимствований;


местный бюджет - часть Государственного бюджета, составляющая фонд денежных средств соответствующей области, района, города, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года;


финансовый год - период времени с первого января по тридцать первое декабря включительно;


оборотная кассовая наличность - устанавливаемый законодательством минимально допустимый размер денежных средств, находящихся на счетах республиканского бюджета, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов на финансовый год;

республиканский бюджет - часть Государственного бюджета, используемая на финансирование мероприятий общегосударственного характера, предусматривающая источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года;


бюджет Республики Каракалпакстан - часть Государственного бюджета, составляющая фонд денежных средств Республики Каракалпакстан, предусматривающий источники доходов и размеры поступлений из них, а также направления расходования и размеры средств, выделяемых на конкретные цели в течение финансового года.

II. УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМОЙ

Статья 4. Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов разных уровней и получателей бюджетных средств, организацию и принципы построения бюджетов, взаимоотношения между ними, а также между бюджетами и получателями бюджетных средств, возникающие в ходе бюджетного процесса.

Формирование, рассмотрение, принятие и учет исполнения бюджетов всех уровней на финансовый год осуществляется в национальной валюте Республики Узбекистан - сумах.

Статья 5. Основные принципы бюджетной системы

Основными принципами бюджетной системы являются:

- единство построения системы бюджетной классификации, учетно-бюджетной документации и бюджетного процесса;

- соответствие бюджетного устройства административно-территориальному устройству Республики Узбекистан;

- взаимосвязь бюджетов разных уровней;

- сбалансированность Государственного бюджета;

- планирование государственных доходов по конкретным источникам и расходов по направлениям (статьям);

- осуществление расходов Государственного бюджета в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и на цели, указанные в сметах расходов;

- самостоятельность бюджетов всех уровней.

Статья 6. Компетенция Кабинета Министров

Республики Узбекистан в области управления

бюджетной системой

Кабинет Министров Республики Узбекистан:

- организует разработку проекта Государственного бюджета и представляет его в Олий Мажлис Республики Узбекистан;

- организует исполнение Государственного бюджета;

- координирует и контролирует работу Министерства финансов Республики Узбекистан и других органов государственного управления по исполнению Государственного бюджета;

- определяет порядок формирования и использования средств государственных целевых фондов;

- вносит на утверждение в Олий Мажлис Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета в установленном порядке;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 7. Компетенция органов государственной власти

Республики Каракалпакстан и органов государственной власти

на местах в области управления бюджетной системой

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и представительные органы власти на местах:

- принимают соответственно бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты, а также утверждают отчеты об их исполнении;

- устанавливают размеры местных налогов и других обязательных платежей, предоставляют льготы по местным налогам в соответствии с законодательством;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимы:

- представляют для принятия соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и представительными органами власти на местах проекты бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов и составляют отчеты об их исполнении;

- организуют контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет и целевым расходованием бюджетных средств;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 8. Компетенция Министерства финансов

Республики Узбекистан в области управления

бюджетной системой

Министерство финансов Республики Узбекистан:

- подготавливает проект Государственного бюджета;

- определяет порядок и осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств Государственного бюджета;

- осуществляет расходы республиканского бюджета;

- регистрирует сметы расходов и штатные расписания бюджетных организаций;

- принимает нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок использования средств Государственного бюджета получателями бюджетных средств, а также другие нормативно-правовые акты общеобязательного характера;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

Статья 9. Структура Государственного бюджета

Государственный бюджет включает в себя:

- республиканский бюджет;

- бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты.

В составе Государственного бюджета консолидируются государственные целевые фонды.

Бюджет Республики Каракалпакстан включает в себя республиканский бюджет Республики Каракалпакстан и бюджеты районов и городов республиканского (Каракалпакстан) подчинения.

Бюджет области включает в себя областной бюджет, бюджеты районов и городов областного подчинения.

Бюджет города, имеющего районное деление, включает в себя городской бюджет и бюджеты районов, входящих в состав города.

Бюджеты районов, имеющие города районного подчинения, включают в себя районный бюджет и бюджеты городов районного подчинения.

Статья 10. Бюджетная классификация

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов, входящих в структуру Государственного бюджета, а также источников финансирования его дефицита.

Бюджетная классификация используется для систематизации бюджетных данных с целью формирования, рассмотрения, принятия и исполнения Государственного бюджета и обеспечивает сопоставимость бюджетных данных с аналогичными данными международных классификационных систем.

Бюджетная классификация включает в себя:

- классификацию доходов Государственного бюджета;

- функциональную, организационную и экономическую классификации расходов Государственного бюджета;

- классификацию источников финансирования дефицита Государственного бюджета.

Классификация доходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по видам и источникам в соответствии с законодательством.

Функциональная классификация расходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по основным функциям, исполняемым органами государственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими бюджетными организациями.

Организационная классификация расходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по видам хозяйствующих субъектов и мероприятий, отражающих распределение бюджетных ассигнований между их непосредственными получателями.

Экономическая классификация расходов Государственного бюджета представляет собой их группировку по экономическому назначению и видам платежей.

Классификация источников финансирования дефицита Государственного бюджета представляет собой их группировку по внутренним и внешним источникам финансирования.

Бюджетная классификация разрабатывается и утверждается Министерством финансов Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Статья 11. Доходы Государственного бюджета

Доходы Государственного бюджета формируются за счет:

1) налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, установленных законодательством;

2) доходов от размещения, предоставления в пользование и продажи государственных финансовых и других активов;

3) денежных средств, перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;

4) безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;

5) платежей в счет погашения бюджетных ссуд, выданных юридическим лицам-резидентам и иностранным государствам;

6) других доходов, не запрещенных законодательством.

Статья 12. Расходы Государственного бюджета

Расходы Государственного бюджета осуществляются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в форме:

1) текущих расходов получателей бюджетных средств;

2) текущих бюджетных трансфертов;

3) капитальных расходов на:

- приобретение и воспроизводство для государственных нужд основных фондов и средств (включая связанные с ними работы и услуги);

- приобретение для государственных нужд земли и другого имущества за рубежом;

- приобретение для государственных нужд прав на землю и других нематериальных активов;

- создание государственных резервов;

4) бюджетных трансфертов юридическим лицам на покрытие капитальных расходов;

5) бюджетных ссуд юридическим лицам-резидентам и иностранным государствам;

6) бюджетных дотаций и бюджетных ссуд государственным целевым фондам;

7) выплат по погашению и обслуживанию государственного долга;

8) других расходов, не запрещенных законодательством.



Статья 13. Отнесение к доходам и расходам средств,

распределенных между бюджетами

Между бюджетами, входящими в структуру Государственного бюджета, могут распределяться средства, являющиеся расходами бюджетов, из которых они направляются, и одновременно доходами бюджетов, в которые эти средства поступают в форме:

- бюджетных дотаций и бюджетных субвенций (в пределах утвержденных размеров);

- бюджетных ссуд и их возврата;

- прочих взаиморасчетов, осуществляемых в соответствии с настоящим Законом и принятым Государственным бюджетом на соответствующий год.

Статья 14. Финансирование дефицита

Государственного бюджета

Дефицит Государственного бюджета финансируется за счет:

- государственных внутренних и внешних заимствований;

- остатков средств республиканского бюджета на начало финансового года;

- других источников в соответствии с законодательными актами.

Статья 15. Доходы республиканского бюджета

Доходы республиканского бюджета формируются за счет:

1) общегосударственных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в порядке и по нормативам, установленным законодательством;

2) доходов от размещения, предоставления в пользование и продажи государственных финансовых и других активов по нормативам, установленным законодательством;

3) денежных средств, перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;

4) безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;

5) платежей в счет погашения бюджетных ссуд, выданных юридическим лицам-резидентам и иностранным государствам;

6) других доходов, не запрещенных законодательством.

Статья 16. Расходы республиканского бюджета

Расходы республиканского бюджета осуществляются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в форме:

1) текущих расходов получателей бюджетных средств, финансируемых из республиканского бюджета;

2) текущих бюджетных трансфертов;

3) капитальных расходов на:

- приобретение и воспроизводство для государственных нужд основных фондов и средств (включая связанные с ними работы и услуги);

- приобретение для государственных нужд земли и иного имущества за рубежом;

- приобретение для государственных нужд прав на землю и других нематериальных активов;

- создание государственных резервов;

4) бюджетных трансфертов юридическим лицам на покрытие капитальных расходов;

5) бюджетных дотаций, бюджетных субвенций и бюджетных ссуд бюджету Республики Каракалпакстан и местным бюджетам;

6) бюджетных ссуд юридическим лицам-резидентам и иностранным государствам;

7) бюджетных дотаций и бюджетных ссуд государственным целевым фондам;

8) выплат по погашению и обслуживанию государственного долга;

9) других расходов, не запрещенных законодательством.

Статья 17. Финансирование дефицита

республиканского бюджета

Дефицит республиканского бюджета финансируется за счет:

- государственных внутренних и внешних заимствований;

- остатков средств республиканского бюджета на начало финансового года;

- других источников в соответствии с законодательными актами.

Статья 18. Доходы бюджета Республики

Каракалпакстан и местных бюджетов

Доходы бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов формируются за счет:

1) местных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, направляемых в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;

2) общегосударственных налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, направляемых в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты в соответствии с нормативами, установленными законодательством;

3) доходов от размещения, предоставления в пользование объектов государственной собственности в соответствии с нормативами, установленными законодательством;

4) денежных средств, перешедших в собственность государства по праву наследования, дарения в соответствии с законодательством;

5) бюджетных дотаций, бюджетных субвенций и бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;

6) безвозмездных денежных поступлений от юридических и физических лиц, а также иностранных государств;

7) других доходов, не запрещенных законодательством.

Статья 19. Расходы бюджета Республики

Каракалпакстан и местных бюджетов

Расходы бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов осуществляются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований в форме:

1) текущих расходов бюджетных организаций, финансируемых из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов;

2) текущих бюджетных трансфертов;

3) капитальных расходов на:

- приобретение и воспроизводство для государственных нужд основных фондов и средств (включая связанные с ним работы и услуги);

- приобретение для государственных нужд прав на землю и других нематериальных активов;

4) других расходов, не запрещенных законодательством.

Статья 20. Государственные целевые фонды

К государственным целевым фондам относятся:

- Республиканский дорожный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

- Специальный счет Государственного комитета Республики Узбекистан по управлению государственным имуществом;

- Государственный фонд содействия занятости;

- внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан Республики Узбекистан.

Создание государственных целевых фондов, порядок формирования и использования средств фондов определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

 

IV. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ

Статья 21. Перераспределение средств

Государственного бюджета между бюджетами

Средства Государственного бюджета перераспределяются между бюджетами разных уровней путем:

- предоставления нижестоящим бюджетам бюджетных дотаций и бюджетных субвенций из вышестоящих бюджетов;

- направления средств из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет, а также из нижестоящего в вышестоящий бюджет по взаиморасчетам, возникшим в процессе исполнения бюджета;

- выделения бюджетных ссуд.

Бюджетные дотации и бюджетные субвенции из республиканского бюджета в бюджет Республики Каракалпакстан, бюджеты областей и города Ташкента выделяются в пределах принятого Государственного бюджета.

Бюджетные дотации и бюджетные субвенции из бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента в бюджеты районов и городов выделяются в пределах соответствующих принятых бюджетов.

Возникающий в бюджете Республики Каракалпакстан и местных бюджетах временный разрыв между доходами и расходами покрывается за счет оборотной кассовой наличности, бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов, остатков неиспользованных бюджетных средств.

По решению Кабинета Министров Республики Узбекистан Министерство финансов Республики Узбекистан может направить в республиканский бюджет доходы, зачисляемые в бюджеты нижестоящих уровней, для целевого финансирования отдельных расходов, предусмотренных в бюджете Республики Каракалпакстан, бюджетах областей и города Ташкента.

Статья 22. Финансирование расходов

из республиканского бюджета

Из республиканского бюджета в порядке, установленном законодательством, финансируются расходы на:

1) науку, образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт (по бюджетным организациям республиканского подчинения);

2) социальное обеспечение;

3) обеспечение обороны, национальной безопасности и общественного порядка;

4) обеспечение деятельности судов и органов прокуратуры;

5) создание и содержание государственного и мобилизационного резервов;

6) осуществление государственных централизованных инвестиций;

7) обеспечение деятельности органов государственной власти и управления, дипломатических представительств и миссий Республики Узбекистан за рубежом;

8) содержание бюджетных организаций республиканского подчинения различных отраслей экономики;

9) осуществление целевых государственных программ и мероприятий по развитию отраслей экономики в соответствии с решениями Кабинета Министров Республики Узбекистан;

10) реализацию землеустроительных, мелиоративных, природоохранных и противоэпизоотических мероприятий;

11) борьбу с сельскохозяйственными вредителями;

12) гидрометеорологию, противоградовые мероприятия;

13) другие цели, предусмотренные законодательством.

Статья 23. Финансирование расходов из бюджета

Республики Каракалпакстан и местных бюджетов

Из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов в порядке, установленном законодательством, финансируются расходы на:

1) науку, образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру и спорт (по бюджетным организациям, финансируемым из бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента);

2) социальное обеспечение;

3) социальную защиту населения;

4) обеспечение деятельности органов государственной власти и управления Республики Каракалпакстан и органов государственной власти на местах;

5) содержание бюджетных организаций Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента различных отраслей экономики;

6) осуществление целевых программ и мероприятий по развитию отраслей экономики в соответствии с законодательством;

7) другие цели, предусмотренные законодательством.

Статья 24. Ограничения, налагаемые на бюджет

Республики Каракалпакстан и местные бюджеты

Бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты должны иметь сбалансированные доходы и расходы. Дефицит бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается.

При принятии и исполнении бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов не допускается:

1) создание фондов за счет источников, не предусмотренных законодательством;

2) осуществление заимствований, за исключением получения бюджетных ссуд из вышестоящих бюджетов;

3) осуществление расходов сверх утвержденных бюджетных ассигнований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом;

4) выдача финансовых гарантий и поручительств за счет средств бюджета в пользу других лиц;

5) выдача бюджетных ссуд юридическим и физическим лицам, за исключением случаев выдачи ссуд из бюджета товариществам частных собственников жилья на ремонтно-восстановительные работы.

 

V. ПОДГОТОВКА. РАССМОТРЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Статья 25. Бюджетный запрос

Министерство финансов Республики Узбекистан ежегодно в сроки, установленные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, направляет бюджетный запрос на следующий финансовый год:

- Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента, органам-распорядителям государственных целевых фондов - для подготовки проектов соответствующих бюджетов и государственных целевых фондов;

- получателям бюджетных средств, финансируемым из республиканского бюджета, - для составления заявок на получение бюджетных ассигнований.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей и города Ташкента в трехдневный срок после получения бюджетного запроса принимают решения о составлении проектов соответствующих бюджетов, установлении порядка и сроков подготовки этих проектов.

Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые органы областей и города Ташкента в трехдневный срок после принятия решений, указанных в части второй настоящей статьи, направляют бюджетные запросы:

- хокимам районов и городов - для подготовки проектов соответствующих бюджетов;

- получателям бюджетных средств, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан, областных бюджетов и бюджета города Ташкента, - для составления заявок на получение бюджетных ассигнований из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов.

Хокимы городов областного подчинения, районов, входящих в состав Республики Каракалпакстан и областей, и районов, входящих в состав городов, в трехдневный срок после получения запросов принимают решения о составлении проектов соответствующих бюджетов, установлении порядка и сроков подготовки этих проектов.

Финансовые органы хокимиятов районов и городов в трехдневный срок после принятия решений, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляют бюджетные запросы получателям бюджетных средств, финансируемым из бюджетов этих районов и городов, - для составления обоснованных заявок на получение бюджетных ассигнований из бюджетов районов и городов.

Форма заявки на получение бюджетных ассигнований и порядок ее составления определяются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 26. Сроки подготовки проекта

Государственного бюджета

Заявки на получение бюджетных ассигнований на следующий финансовый год представляются:

- получателями бюджетных средств, финансируемыми из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, - в соответствующие финансовые органы не позднее первого июня текущего года;

- получателями бюджетных средств, финансируемыми из республиканского бюджета, - в Министерство финансов Республики Узбекистан не позднее первого июля текущего года.

Проекты соответствующих бюджетов на следующий финансовый год представляются:

- финансовыми органами хокимиятов районов и городов - в вышестоящие финансовые органы в порядке и сроки, установленные представительными органами власти на местах, но не позднее двадцать пятого июня текущего года;

- Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента, органами-распорядителями государственных целевых фондов - в Министерство финансов Республики Узбекистан в порядке и сроки, установленные Кабинетом Министров Республики Узбекистан, но не позднее первого июля текущего года.

Министерство финансов Республики Узбекистан подготавливает проект Государственного бюджета на следующий финансовый год, до пятнадцатого сентября текущего года направляет его в Счетную палату Республики Узбекистан и представляет проект Государственного бюджета вместе с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан в Кабинет Министров Республики Узбекистан до первого октября текущего года.

Статья 27. Подготовка проекта

Государственного бюджета

Министерство финансов Республики Узбекистан подготавливает проект Государственного бюджета в соответствии с представленными заявками получателей бюджетных средств и проектами бюджетов, входящих в структуру Государственного бюджета.

Проект Государственного бюджета на следующий финансовый год содержит:

1) доходы и расходы Государственного бюджета, отражаемые в соответствии с бюджетной классификацией;

2) нормативы отчислений от общегосударственных налогов в бюджеты Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также размеры доходов, включая бюджетные дотации и бюджетные субвенции, и расходов указанных бюджетов;

3) размеры оборотной кассовой наличности бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента;

4) размеры резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан, резервных фондов бюджетов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, в пределах которых средства соответствующих бюджетов могут направляться на покрытие непредвиденных расходов;

5) предельный размер дефицита Государственного бюджета и источники его финансирования;

6) предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга, выдаваемых государством кредитов, гарантийного фонда.

Координацию и контроль за процессом подготовки проекта Государственного бюджета на следующий финансовый год осуществляет Премьер-министр Республики Узбекистан.

Статья 28. Бюджетное послание

Министерство финансов Республики Узбекистан совместно с уполномоченными министерствами, государственными комитетами, ведомствами, а также соответствующими организациями разрабатывает и до первого октября вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект бюджетного послания, который содержит:

1) основные итоги социально-экономического развития страны за прошлый год и прогнозную оценку итогов социально-экономического развития страны текущего года;

2) отчет об исполнении Государственного бюджета за прошлый год с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан и оценку ожидаемого исполнения Государственного бюджета за текущий год;

3) основные макроэкономические показатели на следующий год, на которых построен проект Государственного бюджета на следующий год;

4) проект основных направлений бюджетной и налоговой политики страны на следующий год с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан;

5) комментарии к основным направлениям бюджетной и налоговой политики страны на следующий год;

6) сведения о состоянии внутреннего и внешнего государственного долга и расходов по нему;

7) проект Государственного бюджета на следующий финансовый год с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан.

Бюджетное послание вносится Кабинетом Министров Республики Узбекистан в Олий Мажлис Республики Узбекистан не позднее пятнадцатого октября текущего года.

Статья 29. Принятие Государственного бюджета

Государственный бюджет принимается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

В соответствии с Государственным бюджетом принимаются:

- бюджет Республики Каракалпакстан, бюджеты областей и города Ташкента - соответственно Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и представительными органами власти областей и города Ташкента в двухнедельный срок после принятия Государственного бюджета;

- бюджеты районов и городов, входящих в состав Республики Каракалпакстан и областей, - представительными органами власти района, города в недельный срок после принятия бюджетов Республики Каракалпакстан и областей;

- бюджеты районов, входящих в состав городов, и бюджеты городов районного подчинения - вышестоящими представительными органами власти на местах в установленные сроки.

Статья 30. Доведение Государственного бюджета

до получателей бюджетных средств

Министерство финансов Республики Узбекистан после принятия Государственного бюджета доводит до сведения:

- Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента объемы доходов и расходов бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента, а также объемы бюджетных дотаций и бюджетных субвенций, предоставляемых им из республиканского бюджета на следующий финансовый год, и другие бюджетные показатели - в трехдневный срок;

- Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан утвержденные объемы доходов Государственного бюджета - в недельный срок;

- организаций, финансируемых из республиканского бюджета, а также органов-распорядителей государственных целевых фондов объемы установленных для них доходов и расходов - в десятидневный срок.

После принятия бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов соответствующие финансовые органы в недельный срок доводят до сведения:

- соответствующих органов государственной налоговой службы на местах - утвержденные объемы доходов бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов;

- организаций, финансируемых из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, - объемы установленных для них бюджетных ассигнований.

VI. ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

И КОНТРОЛЬ ЗА ЕГО ИСПОЛНЕНИЕМ

Статья 31. Формирование доходов Государственного бюджета

Доходы Государственного бюджета формируются в соответствии с настоящим Законом, налоговым, таможенным законодательством и иными актами законодательства.

Доходы, начисленные, но не уплаченные в Государственный бюджет до тридцать первого декабря текущего года, подлежат зачислению в Государственный бюджет в следующем году.

Статья 32. Расходование средств Государственного бюджета

Расходы получателей бюджетных средств оплачиваются в пределах бюджетных ассигнований на основе утвержденной сметы расходов на финансовый год путем оформления сертификата назначения на определенный период и сумму, а также зарегистрированного в соответствии с настоящим Законом договора получателя бюджетных средств с поставщиком товара (выполняющим работу, оказывающим услугу):

по организациям, финансируемым из республиканского бюджета, - Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан или его территориальными подразделениями в порядке, установленном законодательством;

по организациям, финансируемым из бюджета Республики Каракалпакстан или местных бюджетов, - территориальными подразделениями Казначейства Министерства финансов Республики Узбекистан.

Порядок подготовки, оформления, выдачи, исполнения и учета сертификатов назначения устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан.

Остатки бюджетных средств на едином казначейском счете республиканского бюджета, бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов всех уровней направляются на формирование оборотной кассовой наличности в утвержденном размере.

Остатки бюджетных средств республиканского бюджета в части, превышающей утвержденный размер оборотной кассовой наличности, расходуются в порядке, установленном законодательством.

Остатки бюджетных средств бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов всех уровней в части, превышающей утвержденный размер оборотной кассовой наличности, могут быть направлены на осуществление дополнительных расходов по решению Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов.

Бюджетные средства, сэкономленные бюджетной организацией, имеющей статус юридического лица, за исключением средств, предусмотренных на финансирование капитальных вложений, изъятию не подлежат и зачисляются в Фонд развития бюджетной организации. Порядок формирования и использования средств Фонда развития бюджетной организации устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 33. Порядок исполнения бюджета

при отсутствии принятого Государственного бюджета

Если Государственный бюджет на следующий финансовый год не принят до его начала, то на период до принятия Государственного бюджета государственные расходы осуществляются с соблюдением следующих условий:

- расходы в начавшемся финансовом году осуществляются ежемесячно в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и размерах, не превышающих одной третьей части бюджетных ассигнований последнего квартала предыдущего финансового года, с уточнением их на сумму расходов, не планируемых к осуществлению в начавшемся финансовом году;

- расходы получателей бюджетных средств осуществляются на основе временной ежеквартальной сметы расходов с помесячной разбивкой и зарегистрированного в соответствии с настоящим Законом договора получателя бюджетных средств с поставщиком товара (выполняющим работу, оказывающим услугу);

- бюджетные расходы, которые не производились в предыдущем финансовом году, не осуществляются;

- порядок налогообложения и осуществления обязательных платежей, действовавший в предыдущем финансовом году, не утрачивает свою силу до принятия Государственного бюджета.


При принятии Государственного бюджета после начала финансового года общая сумма расходов в течение финансового года должна быть приведена в соответствие с принятым Государственным бюджетом.

Статья 34. Изменения бюджетных ассигнований

Изменения бюджетных ассигнований в течение финансового года производятся в порядке, предусматривающем уменьшение бюджетных ассигнований для одного получателя бюджетных средств с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований для другого получателя бюджетных средств:

1) до десяти процентов от объема утвержденных бюджетных ассигнований:

- для получателей бюджетных средств, указанных в Государственном бюджете, - Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Министерства финансов Республики Узбекистан;

- для получателей бюджетных средств, финансируемых из республиканского бюджета, - Министерством финансов Республики Узбекистан;

- для получателей бюджетных средств, финансируемых из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, - Советом Министров Республики Каракалпакстан и соответствующими хокимами по представлению соответствующих финансовых органов, согласованному с Министерством финансов Республики Узбекистан (кроме статей капитальных вложений);

2) более десяти процентов от объема утвержденных бюджетных ассигнований:

- для получателей бюджетных средств, указанных в Государственном бюджете, - Олий Мажлисом Республики Узбекистан;

- для получателей бюджетных средств, финансируемых из республиканского бюджета, - Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Министерства финансов Республики Узбекистан в порядке, определяемом Олий Мажлисом Республики Узбекистан;

- для получателей бюджетных средств, финансируемых из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, - Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и соответствующими представительными органами власти на местах по представлению соответствующих финансовых органов, согласованному с Министерством финансов Республики Узбекистан (кроме статей капитальных вложений).

По запросу получателя бюджетных средств объемы предусмотренных для него на финансовый год бюджетных ассигнований по отдельным статьям (за исключением статей капитальных вложений) могут быть увеличены до пятнадцати процентов от первоначального объема при уменьшении на равную величину бюджетных ассигнований по другим статьям и сохранении общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных для данного получателя бюджетных средств. Указанные изменения вносятся в бюджетные ассигнования:

1) из республиканского бюджета - Министерством финансов Республики Узбекистан;

2) из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов - соответствующими финансовыми органами в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан.

Статья 35. Исполнение Государственного бюджета

в пределах установленных параметров

Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и представительные органы власти на местах не вправе предпринимать какие-либо действия, сокращающие доходы или увеличивающие расходы Государственного бюджета, если такие действия приведут к превышению его дефицита над предельным уровнем, установленным законодательством.

В течение финансового года после принятия бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов решение Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и соответствующего представительного органа власти на местах, приводящее к сокращению доходов бюджета по отдельным видам, может быть принято и введено в действие только в том случае, если в нем предусмотрено увеличение доходов по другим видам, и (или) статьи расходов бюджета подлежат сокращению на соответствующую величину.

При принятии в течение финансового года после принятия бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов решения Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан и соответствующего представительного органа власти на местах, приводящего к сокращению расходов и (или) увеличению доходов соответствующего бюджета, образующийся излишек средств подлежит изъятию в бюджет того уровня, которым принималось данное решение, для перераспределения средств в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в течение финансового года после принятия Государственного бюджета принимаются решения об увеличении (уменьшении) бюджетных ассигнований из Государственного бюджета, Министерством финансов Республики Узбекистан, финансовыми органами Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента вносятся изменения в объемы бюджетов соответствующих уровней. Увеличение расходов или их сокращение осуществляется путем взаимных расчетов между бюджетами. Порядок проведения взаимных расчетов между бюджетами устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан.

Доходы, дополнительно поступившие в бюджет Республики Каракалпакстан и местные бюджеты сверх утвержденных показателей в результате принятых мер по укреплению налоговой и бюджетной платежной дисциплины, могут направляться на расходы сверх принятого бюджета при условии сохранения оборотной кассовой наличности в размере не ниже утвержденного. Решения по данному вопросу принимаются Советом Министров Республики Каракалпакстан и соответствующими хокимами.

Статья 36. Управление доходами и расходами

Государственного бюджета

Министерство финансов Республики Узбекистан и другие финансовые органы несут ответственность за исполнение Государственного бюджета и входящих в его структуру бюджетов в пределах параметров, установленных законодательством. Управление доходами и расходами Государственного бюджета осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан.

Если имеет место значительное сокращение государственных доходов в течение года и прогнозируемый дефицит Государственного бюджета превышает предельный размер, установленный законодательством, Кабинет Министров Республики Узбекистан вносит в Олий Мажлис Республики Узбекистан предложение о сокращении расходов Государственного бюджета по отдельным статьям в порядке, предусмотренном законодательством.

В целях выравнивания временного разрыва между доходами и расходами бюджетов разных уровней в течение финансового года им могут выделяться бюджетные ссуды из соответствующих бюджетов. Предельные сроки и порядок предоставления бюджетных ссуд устанавливаются Министерством финансов Республики Узбекистан.

Временный разрыв между доходами и расходами бюджетов разных уровней может покрываться в течение финансового года за счет оборотной кассовой наличности с восстановлением ее на конец финансового года до утвержденной величины, остатков неиспользованных бюджетных средств, а также за счет выпуска в установленном законодательством порядке краткосрочных государственных ценных бумаг.

Статья 37. Кассовое исполнение Государственного бюджета

Организация кассового исполнения Государственного бюджета, а также учет его государственных доходов и расходов осуществляются Министерством финансов Республики Узбекистан совместно с Центральным банком Республики Узбекистан. Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения обеспечивают кассовое исполнение Государственного бюджета. Банки по поручению Центрального банка Республики Узбекистан выполняют операции по кассовому исполнению Государственного бюджета.

Расходы получателей бюджетных средств осуществляются по платежным поручениям в пределах остатков бюджетных ассигнований на их лицевых счетах, открытых в Казначействе Министерства финансов Республики Узбекистан или его территориальных подразделениях.

Статья 38. Контроль за исполнением

Государственного бюджета

Министерство финансов Республики Узбекистан и другие финансовые органы при осуществлении контроля за исполнением Государственного бюджета:

- рассматривают итоги исполнения бюджетов разных уровней;

- получают от налоговых и таможенных органов, органов -распорядителей государственных целевых фондов информацию о поступлении средств в бюджеты разных уровней;

- регистрируют в соответствии с настоящим Законом договор получателя бюджетных средств с поставщиком товара (выполняющим работу, оказывающим услугу), а также договор заказчика на капитальное строительство за счет средств Государственного бюджета;

- осуществляют платежи от имени получателей бюджетных средств непосредственно на счет поставщика товара (выполняющего работу, оказывающего услугу);

- в соответствии с законодательством получают от банков сведения о движении бюджетных средств;

- в пределах своей компетенции проводят ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств.


Кабинет Министров Республики Узбекистан ежеквартально рассматривает итоги исполнения Государственного бюджета, которые представляет Министерство финансов Республики Узбекистан.

Статья 39. Отчет об исполнении

Государственного бюджета

Получатели бюджетных средств, финансируемые из республиканского бюджета, представляют отчеты об использовании бюджетных ассигнований за отчетный период в Министерство финансов Республики Узбекистан в установленные им сроки.

Получатели бюджетных средств, финансируемые из бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов, представляют отчеты об использовании бюджетных ассигнований за отчетный период в соответствующие финансовые органы в сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан.

Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальные подразделения составляют отчет об исполнении Государственного бюджета в сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан, и представляют этот отчет соответственно Министерству финансов Республики Узбекистан, Министерству финансов Республики Каракалпакстан, финансовым органам областей, города Ташкента, районов и городов.

Финансовые органы районов, городов республиканского (Каракалпакстан), областного подчинения представляют отчеты об исполнении бюджета города, района за отчетный период в соответствующие хокимияты, а также в вышестоящие финансовые органы в сроки, установленные Министерством финансов Республики Узбекистан.

Министерство финансов Республики Каракалпакстан, финансовые органы областей и города Ташкента представляют отчеты об исполнении соответствующих бюджетов за отчетный период соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан и соответствующие хокимияты, а также в Министерство финансов Республики Узбекистан в установленные им сроки.

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, города Ташкента, районов и городов после рассмотрения и одобрения отчетов об исполнении бюджетов представляют их соответственно в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан и соответствующие представительные органы власти на местах в сроки, установленные законодательством.

Государственный налоговый комитет, Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан представляют ежемесячно в Министерство финансов Республики Узбекистан отчет о поступлениях налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в Государственный бюджет за отчетный период в сроки, установленные законодательством.

Органы государственной налоговой службы на местах ежемесячно представляют соответствующим финансовым органам отчет о поступлениях налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей в Государственный бюджет за отчетный период в сроки, установленные законодательством.

Органы-распорядители государственных целевых фондов представляют Министерству финансов Республики Узбекистан отчеты о поступлении и использовании средств государственных целевых фондов за отчетный период в установленные им сроки.

Министерство финансов Республики Узбекистан представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета до первого апреля года, следующего за отчетным.

Кабинет Министров Республики Узбекистан направляет в Счетную палату Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета до пятого апреля года, следующего за отчетным, для проведения ею внешнего аудита и оценки.

Счетная палата Республики Узбекистан не позднее десятого мая года, следующего за отчетным, представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан заключение к отчету об исполнении Государственного бюджета.

Кабинет Министров Республики Узбекистан представляет в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан отчет об исполнении Государственного бюджета вместе с соответствующим заключением Счетной палаты Республики Узбекистан не позднее пятнадцатого мая года, следующего за отчетным.

Отчет об исполнении Государственного бюджета рассматривается и утверждается Олий Мажлисом Республики Узбекистан.

Отчеты об исполнении бюджета Республики Каракалпакстан и местных бюджетов рассматриваются и утверждаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан и соответствующими представительными органами власти на местах.

VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 40. Государственные заимствования

При принятии Государственного бюджета на следующий финансовый год Олий Мажлис Республики Узбекистан утверждает предельные размеры государственного внутреннего и внешнего долга.

Государственные внутренние и внешние заимствования и другие действия, приводящие к увеличению государственного долга, осуществляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.

Государственные внутренние и внешние заимствования могут осуществляться для:

1) финансирования приоритетных направлений развития экономики, в том числе государственных инвестиционных программ;

2) выравнивания внутригодового разрыва между доходами и расходами Государственного бюджета, вызванного несоответствием по времени поступлений;

3) рефинансирования существующего долга;

4) финансирования бюджетного дефицита;

5) покрытия потребности в средствах, обусловленной стихийными бедствиями или другими чрезвычайными ситуациями.

При осуществлении государственных внутренних и внешних заимствований могут быть использованы следующие виды долговых обязательств:

1) краткосрочные (выпускаемые на период до одного года), среднесрочные (выпускаемые на период от одного года до пяти лет) и долгосрочные (выпускаемые на период свыше пяти лет) государственные ценные бумаги;

2) кредиты (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные);

3) гарантии Республики Узбекистан;

4) краткосрочные ссуды для покрытия временного разрыва между доходами и расходами бюджета;

5) другие виды, предусмотренные законодательством. Министерство финансов Республики Узбекистан представляет Центральному банку Республики Узбекистан информацию обо всех произведенных государственных заимствованиях.

При осуществлении государственных заимствований Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченный им орган может заключать с банками, финансовыми организациями договоры на выполнение ими функций агентов по обслуживанию государственного долга и осуществлению контроля за своевременностью и правильностью расчетов по государственным заимствованиям.

Статья 41. Гарантии Республики Узбекистан

Гарантии Республики Узбекистан по обязательствам юридических лиц-резидентов предоставляются Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом. По обязательствам физических лиц гарантии Республики Узбекистан не предоставляются. Порядок предоставления гарантий, а также взимания платы с получателя гарантий за их предоставление устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 42. Гарантийный фонд

В целях создания условий для своевременного осуществления выплат по государственному долгу и аккумулирования средств для осуществления платежей, обусловленных обязательствами Республики Узбекистан по государственным внутренним и внешним заимствованиям, в составе республиканского бюджета формируется гарантийный фонд.

Порядок создания и использования гарантийного фонда устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 43. Ответственность за нарушение

законодательства о бюджетной системе

Лица, виновные в нарушении законодательства о бюджетной системе, несут ответственность в установленном законом порядке.

Президент

Республики Узбекистан                                                   И. Каримов


          

"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2000 г., N 11, ст. 151


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2001, N 1-2, ст. 6