ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Новое в базе / Июнь, 2025 год / Природопользование. Охрана окружающей среды /Постановление Президента Республики Узбекистан от 30.05.2025 г. N ПП-197 "О мерах по организации деятельности Агентства по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
П Р Е З И Д Е Н Т А
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.05.2025 г.
N ПП-197
О МЕРАХ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АГЕНТСТВА ПО ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ
И УВЕЛИЧЕНИЮ ЗЕЛЕНЫХ ЗОН,
БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ
В целях эффективного использования ресурсов лесного фонда, расширения покрытых лесом территорий, дальнейшего ускорения создания лесных плантаций и совершенствования мер по борьбе с опустыниванием в республике, а также во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2025 года N УП-90 "О мерах по последовательному продолжению реформ в рамках Общенационального проекта "Яшил макон" и в системе управления лесами, а также расширению зеленых зон" ПОСТАНОВЛЯЮ:
I. Цели
1. Определить основными целевыми показателями эффективного использования ресурсов лесного фонда:
(а) создание лесов, лесовосстановление на 1,5 миллиона гектаров, а также сооружение плантаций лекарственных, пищевых и пряных растений на 3,8 тысячи гектаров земель лесного фонда до 2030 года;
(б) заготовку 9,2 тысячи тонн семян деревьев и кустарников, а также выращивание 919 миллионов саженцев и рассады до 2030 года;
(в) освоение 47,7 тысячи гектаров земель лесного фонда, сооружение защитных лесонасаждений на 18,7 тысячи гектаров, а также ежегодное выращивание 31 тысячи тонн сельскохозяйственной продукции до 2030 года;
(г) посадку саженцев деревьев и кустарников методом "терраса" на 500 гектарах территории горных и предгорных районов в 2025-2026 годах.
II. Лесоразведение и рациональное использование лесов
2. В целях полной цифровизации сферы лесного хозяйства, внедрения технологий "умного" лесного хозяйства" образовать государственное учреждение "Центр цифровизации лесного хозяйства" (далее - Центр) на базе государственного унитарного предприятия "Урмонтехносервис" при Агентстве по лесоразведению и увеличению зеленых зон, борьбе с опустыниванием (далее - Агентство по лесу).
3. Определить, что:
(а) Центр является единым оператором информационной платформы "Умное лесное хозяйство" (Smart forestry), предусматривающей:
(i) цифровизацию процессов управления лесными ресурсами, ведение мониторинга их состояния в режиме реального времени;
(ii) обеспечение эффективного управления деятельностью в сфере лесного хозяйства посредством современных технологий, искусственного интеллекта и интегрированных информационных систем;
(б) Мирзачульское лесничество Джизакского государственного лесного хозяйства специализируется на борьбе с опустыниванием и сооружении защитных лесонасаждений с использованием современных технологий;
(в) Саксанатинское государственное лесное хозяйство специализируется на выращивании лекарственных, пряных, ягодных растений (малины, ежевики, смородины, шиповника и прочих) и саженцев кустарников;
(г) деятельность специализированных государственных лесных хозяйств налаживается на основе цепочки "наука - проекты - практика";
(д) соответствующая часть средств, поступающих во внебюджетные фонды развития бюджетных организаций в системе Агентства по лесу, перечисляется в Экологический фонд и для каждой организации лесного хозяйства открывается отдельный казначейский лицевой счет в целях распределения доходов;
(е) деятельность центрального аппарата Агентства по лесу, а также Научно-производственного центра по выращиванию и переработке лекарственных растений финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Узбекистан и Экологического фонда;
(ж) при возврате лесным хозяйствам после использования земель лесного фонда, полученных для горнодобывающей промышленности и в иных промышленных целях, проводится их полная рекультивация за счет пользователей.
4. Агентству по лесу в срок до 1 ноября 2025 года разработать проект постановления, предусматривающего при предоставлении юридическим и физическим лицам земель лесного фонда (за исключением предоставления земель лесного фонда в аренду) создание лесов на других земельных участках с установлением следующих обязательств:
(а) с 2-кратным коэффициентом взамен земель, покрытых лесом;
(б) с 1,5-кратным коэффициентом взамен земель, не покрытых лесом.
5. Утвердить:
(а) Основные задачи и источники финансирования Государственного учреждения "Центр цифровизации лесного хозяйства" согласно приложению N 1*;
(б) Прогнозные показатели создания лесов и лесовосстановления на 2025-2030 годы согласно приложению N 2*;
(в) Прогнозные показатели сооружения защитных лесонасаждений в целях предупреждения опустынивания и миграции песка, водной и ветровой эрозии почвы, а также улучшения экологической среды на пустынных, горных и предгорных территориях на 2025-2030 годы согласно приложению N 2а*;
(г) Прогнозные показатели заготовки семян деревьев и кустарников на 2025-2030 годы согласно приложению N 3*;
(д) Прогнозные показатели выращивания саженцев и рассады на 2025-2030 годы согласно приложению N 4*;
(е) Прогнозные показатели выращивания лекарственных, пищевых и пряных растений на землях лесного фонда на 2025-2030 годы согласно приложению N 5*;
(ж) Прогнозные показатели сооружения плантаций лекарственных, пищевых и пряных растений на землях лесного фонда на 2025-2030 годы согласно приложению N 5а*;
(з) Прогнозные показатели выращивания сельскохозяйственной продукции на 2025-2030 годы согласно приложению N 6*;
(и) Прогнозные показатели развития пчеловодства совместно с субъектами частного сектора на 2025-2030 годы согласно приложению N 7*;
(к) Прогнозные показатели вводимых в эксплуатацию земель лесного фонда на 2025-2030 годы согласно приложению N 8*;
(л) Перечень государственных лесных хозяйств, специализированных на выращивании саженцев, согласно приложению N 9*;
(м) Перечень горных и предгорных районов, в которых высаживаются саженцы деревьев и кустарников методом "терраса" в 2025-2026 годах, согласно приложению N 10*;
(н) Перечень научно-опытных станций и государственных лесных хозяйств, в которых создаются лаборатории "In-vitro", согласно приложению N 11*.
6. Определить, что директор Агентства по лесу:
(а) утверждает и вносит соответствующие изменения и дополнения в смету расходов Агентства по лесу и организаций в его системе, а также осуществляет эффективное управление имуществом в установленном законодательством порядке в рамках своих полномочий;
(б) организовывает привлечение и координирует эффективное освоение грантовых и заемных средств международных финансовых институтов, зарубежных государств;
(в) привлекает в установленном порядке зарубежных консультантов и экспертов за счет внебюджетных средств.
7. Одобрить предложения Агентства по лесу, предусматривающие увеличение объема производства экологической продукции и расширение видов услуг в государственных лесных хозяйствах, в частности:
(а) в Андижанском, Наманганском и Самаркандском государственных лесных хозяйствах - по производству пиллетов (биотоплива) из отходов древесных материалов (высохших веток и сучьев, корней, опилок, сена, соломы);
(б) в Кокандском и Андижанском государственных лесных хозяйствах - по изготовлению сувенирной продукции из отходов древесных материалов;
(в) в Бостанлыкском, Касансайском, Китабском государственных лесных хозяйствах - по производству и фасовке меда;
(г) в Папском, Яккабагском, Бахмальском, Гиссарском, Шахрисабзском, Ургутском, Галляаральском, Каракульском, Куйичирчикском государственных лесных хозяйствах - по выращиванию лекарственных и ягодных растений;
(д) в Бабатагском, Галляаральском, Сарайкурганском, Каттакурганском, Камашинском, Бахмальском государственных лесных хозяйствах - по выращиванию фисташек и миндаля;
(е) в государственных лесных хозяйствах на территории Республики Каракалпакстан, Навоийской и Бухарской областей - по сооружению питомников редких животных (фазанов, дроф и других) для развития охотничьего и экологического туризма;
(ж) в Ахангаранском, Саксанатинском, Ургутском, Бурчмуллинском, Китабском, Шахрисабзском, Яккабагском, Байсунском, Узунском, Андижанском государственных лесных хозяйствах - по организации услуг экотуризма;
(з) в целях создания запасов сырья для деревообработки:
(i) в Андижанском, Джамбайском, Наманганском, Камашинском государственных лесных хозяйствах - по сооружению плантаций таких видов деревьев, как тополь, павловния и ясень;
(ii) в Узунском, Ташкентском государственных лесных хозяйствах - по сооружению плантаций чинары, в Хорезмском государственном лесном хозяйстве - по сооружению плантаций таких видов деревьев, как карагач, тутовник, джида и айлант;
(и) в Китабском, Бахмальском, Байсунском государственных лесных хозяйствах - по сооружению плантаций промышленных и мебельных видов деревьев.
III. Организация, обеспечение и контроль исполнения постановления
8. Агентству информации и массовых коммуникаций совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана, Национальным информационным агентством Узбекистана, Агентством по лесу и органами исполнительной власти на местах с привлечением экспертов и представителей общественности обеспечить широкое освещение в средствах массовой информации сути и значимости широкомасштабных преобразований, осуществляемых в сфере лесного хозяйства.
9. Возложить на министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А.А. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
10. Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
Президент
Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев
*) Приложения приводятся на узбекском языке.
Национальная база данных законодательства (www.lex.uz), 2 июня 2025 г.