ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Новое в базе / Июль, 2025 год / Правоохранительные, правоприменительные органы /

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 23.06.2025 г. N 13 "О некоторых вопросах применения экономическими судами норм Закона Республики Узбекистан "О неплатежеспособности"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.06.2025 г.

N 13



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ

ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СУДАМИ

НОРМ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

"О НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ"



В целях устранения возникающих в судебной практике проблем, обеспечения правильного и единообразного применения норм Закона Республики Узбекистан "О неплатежеспособности", на основании статьи 22 Закона "О судах" Пленум Верховного суда Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Целью Закона Республики Узбекистан "О неплатежеспособности" (далее - Закон) является регулирование отношений в сфере неплатежеспособности юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей и его действие не распространяется на государственные учреждения и другие некоммерческие организации, за исключением юридических лиц, осуществляющих деятельность в форме потребительского кооператива или общественного фонда (статья 1 Закона).

При этом под государственным учреждением понимается организация, созданная собственником государственного имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично из государственного бюджета, а под негосударственной некоммерческой организацией - самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и (или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами).


2. В соответствии со статьей 210 Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее - ЭПК) и частью третьей статьи 6 Закона дела о неплатежеспособности должника рассматриваются экономическим судом (далее - суд) по правилам, предусмотренным ЭПК, с учетом особенностей, установленных Законом.


3. Дело о неплатежеспособности рассматривается судом по месту государственной регистрации должника - юридического лица, а также по месту жительства должника - физического лица и (или) индивидуального предпринимателя (статья 36 ЭПК, часть вторая статьи 6 Закона).

При этом под местом жительства должника - физического лица и индивидуального предпринимателя следует понимать место, где он постоянно или преимущественно проживает.

Обратить внимание судов, что заявление иностранного лица о возбуждении дела о неплатежеспособности рассматривается по месту государственной регистрации или по месту жительства должника соответственно судом Республики Каракалпакстан, областным и Ташкентским городским судами.

Заявление, поданное в нарушение указанных правил подсудности, подлежит возврату на основании пункта 3 части первой статьи 155 ЭПК.

В случае, если после возбуждения судом дела о неплатежеспособности будет установлено, что место государственной регистрации должника - юридического лица, место жительства должника - физического лица и (или) индивидуального предпринимателя изменилось до возбуждения данного дела, судам следует на основании пункта 1 части второй статьи 39 ЭПК передать дело на рассмотрение в суд, к подсудности которого оно относится.

В случае, если после возбуждения судом дела о неплатежеспособности место государственной регистрации должника - юридического лица, место жительства должника - физического лица и (или) индивидуального предпринимателя изменится, дело подлежит рассмотрению данным судом по существу (часть первая статьи 39 ЭПК).


4. Согласно части первой статьи 211 ЭПК с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности в суд вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица.

Под иными заинтересованными лицами следует понимать органы государственной налоговой и таможенной службы, которые вправе обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности должника в связи с неисполнением им обязанностей по уплате налогов и сборов, другие уполномоченные органы, осуществляющие контроль за взысканием в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды налогов и сборов, а также уполномоченный государственный орган по делам о неплатежеспособности - Агентство по управлению государственными активами Республики Узбекистан и его территориальные управления (далее - уполномоченный государственный орган) - в отношении юридических лиц, в уставном фонде (уставном капитале) которых имеется доля государства, и (или) которые имеют задолженность перед Республикой Узбекистан по денежным обязательствам (часть третья статьи 7 Закона).

Обратить внимание судов, что предусмотренное частью первой статьи 148 ЭПК правило о возбуждении судом дела на основании заявления прокурора, государственных органов и иных лиц в случаях, когда по закону они имеют право на обращение в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц, граждан, интересов общества и государства, к делам о неплатежеспособности не применяется.

В связи с этим, в случае обращения указанных лиц в интересах должника, кредитора или органа государственной налоговой и таможенной службы с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности должника, заявление подлежит возвращению применительно к пункту 2 части первой статьи 155 ЭПК, а если заявление принято к производству, - оно подлежит оставлению без рассмотрения применительно к пункту 3 статьи 107 ЭПК.


5. В соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственной пошлине" заявления органа государственной налоговой и таможенной службы и уполномоченного государственного органа о возбуждении дела о неплатежеспособности должника принимаются судом к производству без оплаты государственной пошлины.

Данным Законом судебный управляющий в целях осуществления своих прав и обязанностей в рамках дела о неплатежеспособности также освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковыми заявлениями и иными заявлениями.

Аналогичная норма содержится и в части первой статьи 23 Закона.

Однако, законодательством не предусмотрено освобождение указанных лиц от уплаты почтовых расходов.

В связи с этим, при непредставлении документов, подтверждающих уплату почтовых расходов в установленном порядке и размере, заявление и приложенные к нему документы подлежат возврату на основании пункта 6 части первой статьи 155 ЭПК.


6. Должник вправе обратиться в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности при наличии признаков, предусмотренных частью первой статьи 5 Закона, а при наличии оснований, предусмотренных статьей 9 Закона, должник (руководитель должника - юридического лица, ликвидационная комиссия или ликвидатор, физическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязаны обратиться в суд с таким заявлением.


7. Законом предусмотрено, что должник и кредитор могут указать в заявлении о возбуждении дела о неплатежеспособности необходимость применения процедур восстановления платежеспособности должника либо ликвидационного производства (часть вторая статьи 7 Закона).

В связи с этим судам следует иметь в виду, что отсутствие в заявлении о возбуждении дела о неплатежеспособности указания на применение той или иной процедуры неплатежеспособности не является основанием для отказа в принятии заявления к производству или возвращения заявления.

Отсутствие в заявлении указания о возбуждении дела о неплатежеспособности и указания о признании должника банкротом или неплатежеспособным также не является основанием для отказа в принятии заявления к производству или возвращения заявления.


8. К заявлению должника или кредитора о возбуждении дела о неплатежеспособности прилагаются документы, предусмотренные статьями 40, 43, 198 Закона и статьей 151 ЭПК. В случае непредставления указанных документов, заявление и приложенные к нему документы подлежат возвращению на основании статьи 155 ЭПК и части шестой статьи 46 Закона, за исключением случаев, когда обращение с заявлением является обязательным для руководителя должника и к заявлению не приложены документы, предусмотренные статьей 40 настоящего Закона. В этом случае заявление принимается судом к производству, а недостающие документы истребуются в порядке подготовки дела о неплатежеспособности к судебному разбирательству.

К заявлению должника - юридического лица о возбуждении в отношении него дела о неплатежеспособности также прилагается решение учредителей (участников) или собственника имущества должника об обращении должника в суд с заявлением о возбуждении в отношении него дела о неплатежеспособности (абзац шестой части второй статьи 40 Закона).

Обратить внимание судов, что, исходя из содержания абзаца второго и четвертого части первой, а также части второй статьи 9 Закона, для обращения в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности по указанным в данных нормах закона основаниям, принятие решения учредителей (участников) или собственника имущества должника - юридического лица о возбуждении в отношении него дела о неплатежеспособности не является обязательным, и приложение к заявлению такого решения не требуется.


9. Согласно части восьмой статьи 12 Закона, если на собрании кредиторов принято решение о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства, суд, учитывая заключение временного управляющего о наличии возможности для восстановления деятельности должника, вправе ввести в отношении должника одну из процедур по восстановлению его платежеспособности.

При этом следует иметь в виду, что суд может ввести в отношении должника одну из процедур по восстановлению его платежеспособности лишь при наличии оснований, предусмотренных в части третьей статьи 92 и части первой статьи 108 Закона.


10. Судам следует иметь в виду, что основанием для подачи органом государственной налоговой и таможенной службы заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника являются принятые меры по взысканию задолженности по налогам и сборам, в связи с чем к заявлению должны быть приложены доказательства принятия мер по взысканию задолженности по налогам и сборам в соответствии с законодательством (часть шестая статьи 37, часть вторая статьи 45 Закона).

В абзаце втором пункта 1 постановления Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2019 года N ПП-4146 "О мерах по дальнейшему упрощению процедуры банкротства и коренному совершенствованию деятельности судебных управляющих" предусмотрено, что органы налоговой службы обращаются в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника не позднее 30 дней со дня возвращения исполнительных документов в связи с невозможностью взыскания задолженности по налогам и сборам.

В связи с этим, если к заявлению органа государственной налоговой службы о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника не приложено решение государственного исполнителя о возвращении исполнительных документов в связи с невозможностью взыскания задолженности по налогам и сборам, заявление подлежит возвращению на основании части шестой статьи 46 Закона и пункта 7 части первой статьи 155 ЭПК, а если заявление принято к производству, - оно подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 5 статьи 107 ЭПК.

Это правило применяется и к заявлению органа государственной таможенной службы.


11. В соответствии с частью первой статьи 12 Закона при применении процедур неплатежеспособности интересы всех кредиторов защищает собрание кредиторов или комитет кредиторов и со дня принятия к производству судом заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника кредиторы не вправе обращаться к должнику с целью удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке, за исключением требований о признании права собственности, компенсации морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возврате неосновательного обогащения, о признании сделок недействительными и применении последствий их недействительности, о применении мер правового воздействия, а также требований по текущим платежам.

В случае, если после возбуждения дела о неплатежеспособности в суд поступит исковое заявление (заявление о выдаче судебного приказа) кредитора о взыскании с должника задолженности, возникшей до подачи заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности, исковое заявление (заявление) подлежит отказу в принятии к производству на основании пункта 1 части первой статьи 154 ЭПК.

Если указанные обстоятельства установлены после принятия искового заявления к производству, то исковое заявление (заявление) подлежит оставлению без рассмотрения на основании пункта 9 статьи 107 ЭПК.

Это правило применяется и в том случае, если при рассмотрении судом первой инстанции дела о взыскании задолженности в отношении ответчика в суд подано заявление о возбуждении дела о неплатежеспособности и оно принято судом к производству.


12. Обратить внимание судов, что решение собрания кредиторов может быть обжаловано не только кредитором, который не участвовал в голосовании или проголосовал против соответствующего решения, но и другими лицами, участвующими в деле о неплатежеспособности.

Заявление о признании недействительным решения собрания кредиторов может быть подано в течение двадцати дней со дня, когда кредитор и (или) другое лицо, участвующее в производстве по делу о неплатежеспособности, узнал или должен был узнать о решении.

Такое заявление рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 60 Закона.

Решение комитета кредиторов также может быть обжаловано в том же порядке.

Отказ заявителя от заявления о признании недействительным решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, а также от других заявлений (жалоб), предусмотренных статьей 60 Закона, влечет прекращение производства по заявлению применительно к пункту 6 статьи 110 ЭПК.

Судам следует иметь в виду, что в собрании кредиторов или комитете кредиторов вправе участвовать без права голоса представитель работников должника, судебный управляющий, представитель учредителей (участников) должников или собственника имущества должника. Однако, их неучастие не является основанием для признания недействительным решения собрания кредиторов или комитета кредиторов.


13. Обратить внимание судов, что перечень лиц, участвующих в деле о неплатежеспособности, приведенный в статье 38 Закона, не является исчерпывающим.

Так, согласно Закону лицами, участвующим в деле о неплатежеспособности, также являются:

лицо, привлекаемое к субсидиарной ответственности на основании заявления, поданного в суд в рамках дела о неплатежеспособности (часть первая статьи 72 Закона);

в деле о неплатежеспособности сельскохозяйственного предприятия - орган государственной власти на местах (часть вторая статьи 177 Закона);

в деле о неплатежеспособности банка - Центральный банк Республики Узбекистан и Фонд гарантирования вкладов граждан в банках (статья 181 Закона);

в деле о неплатежеспособности страховщика - специально уполномоченный государственный орган в области регулирования страховой деятельности (статья 182 Закона);

в деле о неплатежеспособности профессионального участника рынка ценных бумаг - уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг (статья 186 Закона);

в деле о неплатежеспособности застройщика по долевому строительству - уполномоченный государственный орган в области регулирования строительной деятельности (часть вторая статьи 190 Закона).


13.1. В соответствии с частью второй статьи 38 Закона представитель работников должника - юридического лица, представитель учредителей (участников) или собственник имущества должника, представитель должника - индивидуального предпринимателя, представитель собрания кредиторов (комитета кредиторов) и иные лица также могут участвовать в деле о неплатежеспособности, т.е. могут быть лицами, участвующими в деле о неплатежеспособности.

Обратить внимание судов, что основанием для участия в рассмотрении дела о неплатежеспособности представителя работников должника является протокол собрания работников должника, на котором он избран в качестве представителя, а для представителя учредителей (участников) должника - протокол собрания учредителей (участников).


14. Во время подготовки дела о неплатежеспособности к рассмотрению в судебном заседании судья должен одновременно решить вопрос о введении процедуры наблюдения (статьи 49 и 78 Закона). О введении процедуры наблюдения указывается в определении суда о принятии заявления к производству и возбуждении дела о неплатежеспособности.

При подаче в суд заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника - юридического лица, у которого имеется имущество, в нем указывается кандидатура временного управляющего. Если же в заявлении не указана кандидатура временного управляющего, то суд запрашивает у заявителя или уполномоченного государственного органа либо общественного объединения судебных управляющих представления соответствующей кандидатуры.

Процедура наблюдения применяется к должнику - юридическому лицу с момента принятия заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности до следующей процедуры, в целях обеспечения сохранности имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Выполнение этих функций возлагается на временного управляющего.

Эти правила не применяются по делам о возбуждении дела о неплатежеспособности физического лица и индивидуального предпринимателя, а также должника при упрощенной процедуре.


15. Подготовка дела о неплатежеспособности к судебному разбирательству производится судьей в порядке, предусмотренном главой 19 ЭПК, с учетом особенностей, установленных статьей 49 Закона.

При решении вопроса о принятии заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника к производству судье необходимо проверить наличие предусмотренного частью первой статьи 37 Закона основания для обращения в суд с указанным заявлением.

В случае отсутствия такого основания судья отказывает в принятии к производству заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности на основании части пятой статьи 46 Закона. Если данное обстоятельство выявлено после возбуждении дела о неплатежеспособности, суд принимает решение об отказе в признании должника банкротом (абзац второй части первой статьи 55 Закона).

Заявление о признании физического лица неплатежеспособным также подлежит отказу в принятии к производству на основании части пятой статьи 46 Закона, если отсутствуют признаки неплатежеспособности, предусмотренные статьей 195 Закона.


16. Дело о неплатежеспособности должно быть рассмотрено в судебном заседании в срок, не превышающий двух месяцев со дня вынесения определения о принятии заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности к производству.

В исключительных случаях рассмотрение дела о неплатежеспособности может быть продлено председателем суда на срок не более одного месяца на основании статьи 50 Закона.

Судам следует иметь в виду, что предусмотренные статьей 50 Закона сроки рассмотрения дела о неплатежеспособности не применяются при рассмотрении дела о признании отсутствующего должника банкротом.


17. В соответствии с частями первой и второй статьи 22 Закона судебными управляющими могут быть назначены лица, имеющие высшее образование, стаж работы не менее двух лет и прошедшие аттестацию в уполномоченном государственном органе, а также адвокаты, отвечающие указанным требованиям и имеющие лицензию по специализации ведения гражданских и экономических судебных дел.

Уполномоченный государственный орган ведет единый реестр судебных управляющих и представляет сведения из него в Верховный суд Республики Узбекистан в электронном виде посредством межведомственного обмена информацией.

При разрешении вопроса о назначении судебного управляющего суд должен получить сведения об аттестате из единного реестра и приобщить к материалам дела.


18. Не могут быть назначены судебными управляющими: заинтересованные лица в отношении должника или кредиторов; лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость; лица, признанные судом недееспособными; индивидуальные предприниматели или физические лица, в отношении которых введена процедура неплатежеспособности; лица, ранее при исполнении обязанностей судебного управляющего причинившие ущерб должнику, кредиторам и не возместившие указанный ущерб; лица, срок действия аттестата судебного управляющего которых был прекращен (аннулирован) и (или) временно приостановлен (на срок временного приостановления) по решению уполномоченного государственного органа; лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (лица, лишенные права занятия такой деятельностью).

По указанным основаниям суд должен отказать в назначении предложенного кандидата на должность судебного управляющего или освободить судебного управляющего от выполнения своих обязанностей.

Обратить внимание судов, что под заинтересованными лицами в отношении должника и кредиторов понимаются лица, указанные в статье 21 Закона.


19. Основанием для освобождения судебного управляющего от исполнения обязанностей являются систематическое или однократное грубое нарушение законодательства, а также другие случаи, предусмотренные Законом.

Закон не предусматривает разрешение вопроса об освобождении судебного управляющего от исполнения обязанностей в судебном заседании. Однако суд может рассмотреть данный вопрос и в судебном заседании.

Одновременно с освобождением судебного управляющего от исполнения обязанностей суд назначает нового судебного управляющего в порядке, предусмотренном Законом. Данным определением суда на освобожденного судебного управляющего от исполнения обязанностей может быть возложена обязанность передать имеющиеся у него документы новому судебному управляющему.

Определение суда об освобождении судебного управляющего от исполнения его обязанностей с одновременным назначением нового судебного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано (опротестовано). Обжалование (опротестование) указанного определения не приостанавливает его исполнение.


20. В случае причинения ущерба должнику, кредиторам и третьим лицам в результате неправомерных действий (бездействия) судебного управляющего, данный ущерб может быть взыскан с судебного управляющего в судебном порядке.


21. Лица, участвующие в деле о неплатежеспособности, в ходе любой процедуры, применяемой в рамках такого дела, вправе обращаться в суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков, свидетельствующих о лженеплатежеспособности, сокрытии неплатежеспособности или преднамеренной неплатежеспособности (часть третья статьи 38 Закона).

Если по результатам экспертизы выявлены признаки, указывающие на лженеплатежеспособность, сокрытие неплатежеспособности или преднамеренную неплатежеспособность, судам следует на основании части пятой статьи 200 ЭПК направить сообщение об этом прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела с приложением соответствующих материалов.

В соответствии с требованиями законодательства о неплатежеспособности судебный управляющий обязан осуществлять действия и принимать меры по выявлению признаков лженеплатежеспособности, сокрытия неплатежеспособности или преднамеренной неплатежеспособности и сообщать о них собранию кредиторов, суду, уполномоченному государственному органу, а также правоохранительным органам.

Согласно пункту 9 Правил по выявлению признаков лженеплатежеспособности, сокрытия неплатежеспособности и преднамеренной неплатежеспособности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 августа 2013 года N 224 (далее - Правила), определение признаков лженеплатежеспособности производится судебным управляющим во всех случаях возбуждения экономическим судом дела о неплатежеспособности по заявлению должника, и осуществляется в ходе процедуры наблюдения.

В связи с этим в определении о возбуждении в отношении должника дела о неплатежеспособности и введении процедуры наблюдения на основании его заявления следует на временного управляющего возложить обязанность о представлении в суд заключения о наличии или отсутствии признаков лженеплатежеспособности.

В соответствии с пунктом 21 Правил признаки сокрытия неплатежеспособности определяются судебным управляющим в течение периода, предшествующего возбуждению дела о неплатежеспособности, а также в процессе процедур неплатежеспособности.

Обратить внимание судов, что согласно пункту 25 Правил определение признаков преднамеренной неплатежеспособности производится ликвидационным управляющим после признания экономическим судом должника неплатежеспособным и открытия ликвидационного производства, при наличии оснований предполагать, что неправомерные действия лиц, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, вызвали неплатежеспособность.


22. Размер и порядок выплаты вознаграждения судебному управляющему устанавливаются собранием кредиторов и утверждаются определением или решением суда, за исключением случаев, предусмотренных частями второй, четвертой и пятой статьи 26 Закона.

При определении размера вознаграждения судебного управляющего должны быть учтены стоимость имущества должника и объем подлежащих выполнению им работ.

Решением собрания кредиторов судебному управляющему может быть установлено дополнительное вознаграждение по итогам его деятельности в случаях и в размере, установленных Законом.

Вознаграждение и дополнительное вознаграждение судебного управляющего возмещаются за счет имущества должника, если иное не предусмотрено соглашением с кредиторами.

Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью третьей статьи 59 Закона в случае принятия судом решения об отказе в признании должника банкротом в связи с неустановлением признаков неплатежеспособности, судебные расходы, включая расходы по государственной пошлине, срок оплаты которой был отсрочен или рассрочен, расходы на публикацию предусмотренных статьями 53 и 54 Закона сведений в средствах массовой информации, расходы на выплату вознаграждения судебным управляющим относятся на кредиторов, обратившихся в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности должника, и распределяются между ними пропорционально их требованиям.

Данное правило применяется и в случае отсутствия имущества у должника или недостаточности его для покрытия указанных расходов.


23. Разъяснить судам, что публикация в средствах массовой информации необходимых сведений, предусмотренных статьями 53 и 54 Закона, в соответствии с пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 июня 2009 года N 160 осуществляется в экономической газете "Biznes-Daily "Биржа" и (или) на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа.


24. Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в порядке и сроки, установленные частью первой статьи 87 Закона. При этом размер денежных обязательств и обязательных платежей, вносимых в реестр требований кредиторов, определяется на дату принятия судом к производству заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника.

В реестр требований кредиторов включаются те требования кредиторов, перед которыми обязательства должника возникли до принятия судом заявления о возбуждении дела о его неплатежеспособности и срок исполнения которых наступил до введения соответствующей процедуры неплатежеспособности.

Кредиторы, обязательства должника перед которыми возникли после принятия судом заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника, в реестр требований кредиторов не включаются, и обязательства должника перед ними выполняются вне очереди. При этом под обязательством следует понимать обязательство по сделке, заключенной после принятия судом заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника к производству, а также обязательство по ранее заключенной сделке, срок исполнения которого наступил после принятия судом заявления к производству или наступило событие, влекущее обязанность должника совершить определенные действия (например, передать вещь, выплатить денежные средства и другое).

В реестр требований кредиторов включаются требования, которые признаны должником и (или) судебным управляющим либо подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами (решение, постановление, приговор, определение, судебный приказ), а также требования, установленные актами государственных органов.

Кроме основного долга, в реестр требований кредиторов включаются неустойка (штраф, пеня), а также экономические (финансовые) санкции (проценты), подтвержденные вышеуказанными актами.

Размер возникших до возбуждения дела о неплатежеспособности денежных обязательств и обязательных платежей, срок исполнения которых наступил после принятия судом заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности должника, определяется на дату введения соответствующей процедуры неплатежеспособности (судебной санации или внешнего управления).

При признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства размер требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам определяется на дату открытия ликвидационного производства, независимо от срока наступления исполнения денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением требований, предусмотренных частью первой статьи 150 Закона.

Согласно части второй статьи 18 Закона учет требований кредиторов в реестре ведется в национальной валюте Республики Узбекистан. Требования кредиторов, выраженные в иностранной валюте, учитываются в реестре, по официальному курсу Центрального банка Республики Узбекистан на день проведения собрания кредиторов в порядке, установленном законодательством, если иное не предусмотрено договором, заключенном между кредитором и должником.

Обратить внимание судов, что под днем проведения собрания кредиторов следует понимать дату принятия собранием кредиторов решения об обращении в суд с ходатайством о введении соответствующей процедуры неплатежеспособности.

Денежные обязательства и (или) налоги и сборы, возникшие после возбуждения дела о неплатежеспособности должника и срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры неплатежеспособности, признаются текущими платежами и не подлежат включению в реестр требований кредиторов.


25. Приостановление производства по делу о неплатежеспособности допускается при наличии оснований, предусмотренных статьями 101 и 102 ЭПК.

Производство по делу о неплатежеспособности приостанавливается также в случае возбуждения уголовного дела в отношении руководителя или учредителей (участников) либо собственника предприятия, индивидуального предпринимателя и (или) физического лица за действия (бездействие), приведшие к неплатежеспособности. Возобновление производства по делу о неплатежеспособности в этом случае производится после вступления в законную силу судебного акта, вынесенного судом по возбужденному уголовному делу, или после завершения следственных действий.

Судам следует иметь в виду, что производство по делу о неплатежеспособности может быть приостановлено не только до принятия одного из судебных актов, указанных в части первой статьи 51 Закона, но также и до принятия решения по апелляционной (кассационной) жалобе (протесту) и жалобе (протесту) в ревизионном порядке.

В случае приостановления производства по делу о неплатежеспособности суд не вправе выносить судебные акты, указанные в части первой статьи 51 Закона. При этом введенная судом процедура неплатежеспособности продолжает осуществляться, а за судебным управляющим сохраняется право на получение вознаграждения за исполнение своих обязанностей.


26. В соответствии со статьей 51 Закона решения и определения суда по делу о неплатежеспособности подлежат немедленному исполнению. Однако они могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ЭПК.

Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 61 Закона определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения разногласий в деле о неплатежеспособности, вступает в законную силу по истечении десяти дней с момента его вынесения, если оно не обжаловано (опротестовано) в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы (протеста) определение, если оно не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления суда апелляционной инстанции.


27. Судебные акты по делам о неплатежеспособности могут быть пересмотрены в порядке, установленном ЭПК, с учетом особенностей, предусмотренных Законом.

Определения, вынесенные судом в рамках дела о неплатежеспособности, которые не предусмотрены ЭПК, могут быть обжалованы (опротестованы) лишь в случаях и в порядке, установленных Законом, за исключением определений, предусмотренных статьей 51, частью второй статьи 95, частью второй статьи 108 и частью четвертой статьи 140 Закона, которые могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном ЭПК.

В частности, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений и жалоб, указанных в статье 60 Закона, определения суда могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке и сроки, установленные Законом. Апелляционная жалоба (протест) на указанные определения суда подается в течение десяти дней с момента их вынесения, кассационная жалоба на определение суда, не рассмотренное в апелляционном порядке, подается в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу (статья 61 Закона).

Определение суда о признании недействительным решения собрания кредиторов может быть обжаловано (опротестовано) в таком же порядке (часть пятая статьи 17 Закона).

Определения о назначении (освобождении, замене) судебных управляющих могут быть обжалованы (опротестованы) в порядке, предусмотренном Законом. Если санирующий управляющий или внешний управляющий назначен одновременно с введением процедуры судебной санации или внешнего управления, а ликвидационный управляющий - одновременно с признанием должника банкротом и открытием ликвидационного производства, и если сведения об их назначении указаны в определении о введении судебной санации или внешнего управления либо в решении суда о признании должника банкротом, лица, участвующие в деле о неплатежеспособности, вправе обжаловать судебный акт в части назначения судебного управляющего в порядке, предусмотренном Законом.

Обратить внимание судов, что согласно Закону определение суда о завершении ликвидационного производства не подлежит обжалованию (опротестованию). Однако, такое определение может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам при наличии оснований, предусмотренных статьей 327 ЭПК, в том числе и в случае, если после завершения ликвидационного производства будет выявлено имущество должника. В случае отмены определения о завершении ликвидационного производства по вновь открывшимся обстоятельствам, в определении суда указывается о восстановлении ликвидационного производства.


28. В соответствии со статьей 55 Закона решение суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случае неустановления признаков неплатежеспособности, удовлетворения заявленных требований кредиторов до принятия судом решения по делу о неплатежеспособности, установления лженеплатежеспособности и в других случаях, предусмотренных Законом.

Судам следует иметь в виду, что если должник признан банкротом на основании его заявления и в ходе ликвидационного производства будет установлена лженеплатежеспособность, данное обстоятельство может явиться основанием для пересмотра решения суда о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства по вновь открывшимся обстоятельствам на основании заявления лиц, участвующих в деле. В случае отмены решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам по результатам рассмотрения дела в установленном общем порядке принимается решение об отказе в признании должника банкротом.


29. Согласно части третьей статьи 55 Закона, при наличии доказательств, свидетельствующих о наличии у должника ликвидного имущества в достаточном объеме, суд вправе по ходатайству должника отложить рассмотрение дела о неплатежеспособности, предложив должнику погасить требования кредиторов в установленный судом срок, который не может превышать тридцати дней.

Судам следует иметь в виду, что в случае непогашения должником требований кредиторов в установленный судом срок и установления признаков неплатежеспособности, предусмотренных частью первой статьи 5 Закона, при отсутствии оснований для введения одной из восстановительных процедур неплатежеспособности, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о неплатежеспособности, суд принимает решение о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства.


30. В соответствии со статьей 57 Закона определением суда производство по делу о неплатежеспособности прекращается в случаях: восстановления платежеспособности должника в ходе судебной санации или внешнего управления; заключения мирового соглашения и утверждения его судом; отказа всех кредиторов, участвующих в деле о неплатежеспособности, от заявленных требований; удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры неплатежеспособности.

При этом судам следует иметь в виду, что в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедуры наблюдения, на основании абзаца третьего части первой статьи 55 Закона суд принимает решение об отказе в признании должника банкротом.

Если имеется решение суда о признании должника банкротом либо должник ликвидирован и исключен из государственного реестра, производство по делу о неплатежеспособности подлежит прекращению на основании пункта 2 или 4 статьи 110 ЭПК соответственно.

Производство по делу о неплатежеспособности подлежит прекращению также на основании части третьей статьи 62 Закона.


30.1. Обратить внимание судов, что при наличии в уставном фонде (уставном капитале) должника государственной доли, суд должен уведомить уполномоченный государственный орган о возбуждении дела о неплатежеспособности. Уполномоченный государственный орган в двухнедельный срок со дня получения уведомления должен представить суду свое мнение о целесообразности или нецелесообразности проведения досудебной санации (статья 62 Закона).

В случае поступления в суд сообщения уполномоченного государственного органа о целесообразности проведения досудебной санации, временный управляющий должен созвать собрание кредиторов в порядке, установленном статьей 15 Закона.

Решение о даче согласия на предложение уполномоченного государственного органа о проведении досудебной санации принимается большинством голосов от числа присутствующих на собрании кредиторов, имеющих право голоса.

Принятие такого решения является основанием для прекращения производства по делу на основании части третьей статьи 62 Закона.

В случае, если уполномоченный государственный орган в двухнедельный срок со дня получения уведомления о возбуждении дела о неплатежеспособности не представит суду свое мнение о целесообразности или нецелесообразности проведения досудебной санации, разбирательство дела о неплатежеспособности продолжается в порядке, установленном Законом.


30.2. Обратить внимание судов, что в случае удовлетворения в ходе ликвидационного производства всех требований кредиторов, включенных в реестр, и при наличии возможности продолжения хозяйственной деятельности должника, суд, по результатам рассмотрения представленного ликвидационным управляющим отчета, выносит определение о прекращении производства по делу о неплатежеспособности, указав в нем, что решение суда о признании должника банкротом не подлежит исполнению.


31. Суд оставляет заявление о возбуждении дела о неплатежеспособности без рассмотрения, если:

заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение или фамилия и инициалы которого не указаны (на основании пункта 3 статьи 107 ЭПК);

к заявлению органа государственной налоговой службы и иного уполномоченного органа о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника не приложены доказательства принятия мер по возвращению задолженности по налогам и сборам в соответствии с законодательством и заявление было ошибочно принято судом к производству (на основании пункта 5 статьи 107 ЭПК).

Определение суда об оставлении заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности без рассмотрения может быть обжаловано (опротестовано).

Обратить внимание судов, что неявка лица, обратившегося в суд с заявлением о возбуждении дела о неплатежеспособности должника, на первое заседание суда и не заявление им о рассмотрении дела без его участия не является основанием для оставления заявления без рассмотрения в соответствии с пунктом 6 статьи 107 ЭПК, упрощенная процедура неплатежеспособности является исключением из этого.


32. Помимо оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Республики Узбекистан (далее - ГК), сделки могут быть признаны недействительными судом также по основаниям, установленным статьями 63 - 66, частью второй статьи 120, частью седьмой статьи 140, статьей 169, частью пятой статьи 219 и частью первой статьи 231 Закона.

Правом на подачу иска о признании недействительной заключенной должником сделки (оспоримой или ничтожной) и (или) о применении последствий ее недействительности обладают судебный управляющий, кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов, иные лица, чьи права или законные интересы нарушены либо затронуты такой сделкой.

Срок исковой давности по таким искам, исчисляется со дня, когда указанные лица узнали или должны были узнать о наличии оснований для признания сделки недействительной.

Исковые заявления о признании недействительными заключенных должником сделок подлежат рассмотрению вне рамок дела о неплатежеспособности, с соблюдением общих правил подведомственности и подсудности дел, установленных процессуальным законодательством.

По правилам статьи 63 Закона сделки могут быть признаны недействительными, если они были заключены должником или его представителем в течение трех лет до возбуждения дела о неплатежеспособности, если иное не предусмотрено Законом. Указанные сделки могут быть оспорены также и после введения процедур неплатежеспособности.

Сделка, совершенная должником - юридическим лицом после возбуждения дела о неплатежеспособности или в течение тридцати шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности, связанная с выплатой (выделом) доли в имуществе участнику должника в связи с его выходом из состава участников должника, также может быть признана судом недействительной.

Судам следует иметь в виду, что Законом предусмотрена возможность оспаривания также крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, заключенных без согласия судебного управляющего, собрания кредиторов или комитета кредиторов.

При этом к крупным сделкам относятся сделки, влекущие распоряжение недвижимым имуществом или иным имуществом должника, балансовая стоимость которого на момент заключения сделки превышает десять процентов балансовой стоимости активов должника.

Сделками, в совершении которых имеется заинтересованность, признаются сделки, стороной которых являются лица, заинтересованные в отношении внешнего управляющего или кредитора (часть третья и четвертая статьи 118 Закона).


33. Основанием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности являются:

непредставление руководителем должника, членами ликвидационной комиссии или ликвидатором в суд заявления о возбуждении дела о неплатежеспособности в отношении должника, когда обращение с таким заявлением является обязательным (статья 10 Закона);

невозможность возврата стоимости имущества при признании судом сделки, заключенной должником,  недействительной и применении последствий недействительности этой сделки (часть четвертая статьи 67 Закона);

если неплатежеспособность юридического лица вызвана неправомерными действиями лица как учредителя (участника), имеющего право давать обязательные указания для данного юридического лица, или собственника имущества юридического лица либо лица, управляющего делами должника, в случае недостаточности имущества юридического лица (часть третья статьи 48 ГК, часть первая статьи 70 Закона);

если незаконные действия нескольких лиц, управляющих делами должника, сделают невозможным полное удовлетворение требований кредиторов (часть третья статьи 70 Закона);

неисполнение обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств, вытекающих из предоставленного обеспечения, в срок, установленный в части первой статьи 107 Закона (часть вторая статьи 107 Закона);

неправомерные действия (бездействие) учредителей (участников), собственника и (или) руководителя застройщика, которые привели к неплатежеспособности, в случае недостаточности имущества застройщика (статья 193 Закона).


33.1. Обратить внимание судов, что при наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности лица, участвующие в деле о неплатежеспособности, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением как в рамках, так и вне рамок дела о неплатежеспособности (статьи 71 и 76 Закона).


33.2. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, поданное в рамках дела о неплатежеспособности рассматривается судом в порядке, установленном Законом (статья 73 Закона).

По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, в котором указывает общую сумму, подлежащую взысканию с лица, привлеченного к субсидиарной ответственности, в том числе в пользу каждого из кредиторов, выбравших способ, предусмотренный частью второй статьи 74 Закона, а также в пользу должника - в оставшейся части. На основании определения выдается исполнительный лист для принудительного исполнения судебного акта.

Денежные средства, поступившие в ходе исполнения судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности, подлежат направлению на удовлетворение требований кредиторов (часть вторая статьи 75 Закона).


33.3. Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности вне рамок дела о неплатежеспособности может быть подано в суд в течение трех лет со дня, когда лицо, участвующие в деле о неплатежеспособности, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет с даты вынесения определения суда о завершении ликвидационного производства должника.


33.4. Если заявление о привлечении к субсидиарной ответственности подано вне рамок дела о неплатежеспособности и в нем не указаны лица, заинтересованные в привлечении, управляющих должником лиц к субсидиарной ответственности, суд оставляет такое заявление без движения и предоставляет заявителю право ознакомиться с материалами дела о неплатежеспособности с целью выявления заинтересованных лиц.

При этом суд не позднее пяти дней со дня поступления заявления должен известить истца (заявителя) о его праве на ознакомление с материалами дела о неплатежеспособности с целью выявления заинтересованных лиц и представления в суд списка заинтересованных лиц, с указанием их реквизитов, для чего устанавливает разумный срок.

Если истец (заявитель) в установленный срок не представит список заинтересованных лиц, суд возвращает заявление и приложенные к нему документы на основании пункта 1 части первой статьи 155 ЭПК.


34. В соответствии с частью второй статьи 92 Закона, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур неплатежеспособности либо в суд не представлено ни одного из его решений в срок, установленный статьей 16 Закона, суд при наличии признаков постоянной неплатежеспособности принимает решение о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства, если иное не предусмотрено этой же статьей. При отсутствии признаков постоянной неплатежеспособности суд возвращает представленные материалы для рассмотрения на собрании кредиторов вопроса о введении одной из восстановительных процедур в отношении должника.

Судам следует иметь в виду, что о возвращении представленных материалов выноситься определение, в котором устанавливается срок, в течение которого собрание кредиторов должно рассмотреть вопрос о введении одной из восстановительных процедур в отношении должника. В случае, если в установленный судом срок собранием кредиторов не будет принято решение о применении одной из процедур неплатежеспособности либо в суд не будет представлено ни одного из его решений, суд принимает решение о признании должника банкротом и начале ликвидационного производства.


35. Согласно Закону, кандидатура санирующего управляющего представляется суду собранием кредиторов либо лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств (часть первая статьи 97 Закона).

В случае, если собранием кредиторов либо лицами, предоставившими обеспечение исполнения обязательств, не представлена кандидатура санирующего управляющего, суду следует назначать санирующего управляющего из числа кандидатур, предложенных по его запросу уполномоченным государственным органом или общественным объединением судебных управляющих.


36. В соответствии с частями двадцатой и двадцать первой статьи 100 Закона, если какой-либо кредитор выступает против полного или частичного освобождения должника от долгов или их изменения, остальные кредиторы вправе предложить ему выкупить требования в соответствии с реестром требований кредиторов и он обязан принять условие, предложенное остальными кредиторами.

При этом предложение кредиторов должно содержать срок, в течение которого такой кредитор обязан выкупить требования в соответствии с реестром требований кредиторов. В случае, если в указанный срок кредитор не примет условие, предложенное остальными кредиторами, считается, что он согласен с полным или частичным освобождением должника от долгов либо их изменением.


37. Обратить внимание судов, что согласно статье 149 Закона удовлетворение требований кредиторов, обеспеченных имуществом должника, производится за счет средств, поступивших после продажи этого имущества на торгах в форме электронного онлайн-аукциона.

При признании торгов и (или) повторных торгов в форме электронного онлайн-аукциона несостоявшимися данное имущество предлагается кредиторам, требования которых обеспечены данным имуществом, для принятия его в зачет своих требований в установленном порядке. Если рыночная стоимость принятого имущества должника, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств, больше требований кредиторов, обеспеченных этим имуществом, то возникшая при этом разница возмещается в денежной форме кредиторами, принимающими указанное имущество в зачет своих требований.

В соответствии с частью первой статьи 7 Закона Республики Узбекистан "Об оценочной деятельности" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют в своих интересах разумно и без принуждения, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, включая обязанность для одной из сторон вступить в данную сделку.

Аналогичная норма содержится и в пункте 76 Единого национального стандарта оценки Республики Узбекистан, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 28 декабря 2023 года N 3487.

В связи с этим, в случае признания торгов и (или) повторных торгов в форме электронного онлайн-аукциона несостоявшимися, имущество предлагается кредиторам, требования которых обеспечены данным имуществом, для принятия его в зачет своих требований в установленном порядке, по цене, установленной на последних торгах.


38. В соответствии с частью первой статьи 108 Закона внешнее управление вводится судом на основании ходатайства собрания кредиторов, заявления уполномоченного государственного органа по предприятиям, в уставном фонде которых имеется доля государства, если установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника.

Внешнее управление может вводиться на срок от двенадцати (не менее) до двадцати четырех месяцев. Совокупный срок судебной санации и внешнего управления не может превышать тридцати месяцев. Если в отношении должника не вводилась судебная санация, то общий срок внешнего управления не должен превышать двадцати четырех месяцев (исключение составляют градообразующие и приравненные к ним предприятия).

Сокращение или продление срока, установленного для внешнего управления, допускается в пределах сроков, предусмотренных частью четвертой статьи 108 Закона, по ходатайству собрания кредиторов, решению уполномоченного государственного органа или заявлению внешнего управляющего. Вопрос о сокращении или продлении срока внешнего управления рассматривается судом с извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.


39. Согласно статье 110 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и (или) обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, за исключением денежных обязательств и (или) обязательных платежей, возникших после введения в отношении должника наблюдения и (или) судебной санации.

На требования по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, мораторий не распространяется.


40. Согласно статье 140 Закона, срок ликвидационного производства не может превышать двенадцати месяцев. Исходя из этого, в решении суда о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства следует устанавливать конкретный срок представления ликвидационным управляющим отчета о результатах проведения ликвидационного производства.

При необходимости по ходатайству лица, участвующего в деле о неплатежеспособности, либо по инициативе суда этот срок может быть продлен определением суда не более чем на три месяца при наличии оснований, предусмотренных в части третьей статьи 140 Закона.


41. В соответствии с абзацем девятым части первой статьи 141 Закона с момента принятия судом решения о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства исполнение исполнительных документов прекращается. Исполнительные документы подлежат передаче государственными исполнителями ликвидационному управляющему в порядке, установленном законодательством. Исполнительные документы о взыскании судебных расходов судом также направляются ликвидационному управляющему.

Со дня назначения ликвидационного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника и распоряжению имуществом должника.

В связи с этим органы управления должника (внешний управляющий) в том числе руководитель должника - юридического лица, должник - индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней со дня назначения ликвидационного управляющего обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов (при наличии печатей и штампов), материальных и других ценностей ликвидационному управляющему (часть шестая статьи 144 Закона).

Должник - физическое лицо в течение трех рабочих дней со дня назначения финансового управляющего должен передать все принадлежащее ему имущество, в том числе документы, подтверждающие право собственности на данное имущество, финансовому управляющему, за исключением имущества, на которое согласно законодательству не может быть обращено взыскание (часть шестая статьи 219 Закона).

В случае уклонения от исполнения обязанностей, предусмотренных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, ликвидационный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о возложении на органы управления должника (внешнего управляющего) - юридического лица и должника - физического лица обязанности передать имущество и документы, предусмотренные частью шестой статьи 144 и частью шестой статьи 219 Закона. Такое заявление ликвидационного управляющего следует рассмотреть не позднее следующего дня после его поступления в суд без извещения лиц, участвующих в деле, и по результатам вынести определение.

Исполнение определения суда осуществляется соответствующим отделом Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан на основании выданного судом исполнительного лица.


42. Порядок (очередность) удовлетворения требований кредиторов установлен статьями 150, 185, 192, 221, 236 Закона. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, также считаются погашенными, исключением из этого являются обязательства должника, обеспеченные другими лицами.

Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационным управляющим, если кредитор не обращался в суд либо такие требования признаны судом необоснованными.


43. Имущество должника, предложенное к продаже, но нереализованное в ходе ликвидационного производства, ликвидационным управляющим предлагается кредиторам для принятия в счет погашения кредиторских задолженностей по цене, установленной на последних торгах.

Если исполнительный орган кредитора уведомил ликвидационного управляющего о необходимости внести данный вопрос на рассмотрение наблюдательного совета или общего собрания учредителей (участников) в предусмотренных законом или уставом кредитора случаях, ликвидационный управляющий предоставляет кредитору разумный срок для представления решения наблюдательного совета или общего собрания учредителей (участников). Непредставление кредитором решения в установленный срок приравнивается к отказу в принятии имущества.

Если кредитор выразит согласие на принятие данного имущества и стоимость имущества больше требований кредитора, то возникшая при этом разница возмещается в денежной форме кредитором, принимающим указанное имущество в зачет своих требований.

В случае, если кредиторы отказались от принятия указанного имущества в погашение своих требований или в установленный срок не поступит сообщение от них, ликвидационный управляющий в письменной форме уведомляет органа государственной власти на местах о принятии имущества на баланс.

В случае отказа или уклонения органа государственной власти на местах от принятия имущества ликвидационный управляющий вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении соответствующего органа к принятию указанного имущества.

Судам следует рассмотреть заявление ликвидационного управляющего не позднее следующего дня после его поступления в суд без извещения лиц, участвующих в деле, и по результатам вынести определение. Определением суда на орган государственной власти на местах возлагается обязанность о принятии имущества должника.

В случае уклонения органа государственной власти на местах от исполнения определения суда, оно исполняется государственным исполнителем в установленном законом порядке на основании исполнительного листа, выданного на основании определения суда.


43.1. В соответствии с Законом ликвидационный управляющий должен принять меры по взысканию дебиторской задолженности.

Разъяснить судам, что право взыскания дебиторской задолженности может быть реализовано на торгах в форме электронного онлайн-аукциона.

Предложенное к продаже, но не реализованное в ходе ликвидационного производства право взыскания дебиторской задолженности, ликвидационным управляющим предлагается кредиторам для принятия в счет погашения кредиторских задолженностей. В случае согласия кредиторов на принятие указанного права в счет погашения кредиторских задолженностей, право взыскания дебиторской задолженности переходит к кредиторам на основании соглашения об уступке права требования (глава 23 ГК).


44. Отчет о результатах проведения процедуры ликвидационного производства, представленного ликвидационным управляющим в соответствии со статьей 158 Закона, в случае необходимости рассматривается судом в судебном заседании с соблюдением требований части первой статьи 168 ЭПК. Если отчет ликвидационного управляющего признан обоснованным, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства, а если отчет признан необоснованным, суд выносит определение об отказе в завершении ликвидационного производства. В этом случае вопрос о завершении ликвидационного производства рассматривается после устранения недостатков и предоставления нового отчета.

Судам следует иметь в виду, что при принятии кредиторами имущества должника, предложенного к продаже, но нереализованного в ходе ликвидационного производства, в определении суда о завершении ликвидационного производства должны быть указаны наименование кредиторов и имущество, которое ими принято в счет погашения кредиторских задолженностей.


45. Обратить внимание судов, что в соответствии с частью первой статьи 232 Закона при принятии заявления о признании должника - индивидуального предпринимателя неплатежеспособным судья также должен вынести определение о наложении ареста на его имущество, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.


46. После завершения расчетов и полного погашения всех требований кредиторов должника - индивидуального предпринимателя суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

В случае недостаточности имущества должника - индивидуального предпринимателя для удовлетворения требований всех кредиторов государственный исполнитель возвращает исполнительный лист об обращении взыскания на имущество должника суду в соответствии с правилами, установленными статьями 37 и 39 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов". После рассмотрения документов о возвращении исполнительного листа, суд выносит определение о завершении ликвидационного производства.

Если же в соответствии с частью второй статьи 234 Закона судом был назначен ликвидационный управляющий, то завершение ликвидационного производства производится по правилам, установленным статьей 160 Закона.


47. При рассмотрении дел о неплатежеспособности отдельных категорий юридических лиц, индивидуального предпринимателя, физического лица, ликвидируемого юридического лица и отсутствующего должника, если иное не предусмотрено законодательством, применяются общие правила Закона.


48. В случае отмены решения суда о признании должника - юридического лица банкротом и принятии нового решения об отказе в признании должника банкротом судам следует в решении указывать о восстановлении полномочий органа управления должника и на необходимость передачи ликвидационным управляющим в течение трех дней со дня принятия решения бухгалтерской и иной документации, печати и штампов, материальных и других ценностей органу управления должника.


49. Условия мирового соглашения, заключенного в соответствии с Законом, распространяются только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о его заключении.

Кредиторы, требования которых не были включены в реестр требований кредиторов, вправе в общем порядке предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу о неплатежеспособности, без учета условий мирового соглашения.

Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении вопроса о заключении мирового соглашения правом голоса на собрании кредиторов обладают первая, вторая и третья группы кредиторов и решение считается принятым, если за него проголосовало большинство голосов от числа присутствующих на собрании кредиторов указанных групп.


50. Об утверждении мирового соглашения суд выносит определение, в котором должно быть указано о прекращении производства по делу о неплатежеспособности.

В случае заключения мирового соглашения в ходе производства по делу о неплатежеспособности физического лица, прекращается исполнение плана реструктуризации его долгов, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов (часть четвертая статьи 225 Закона).

Если в процедуре наблюдения полномочия органа управления должника - юридического лица определением суда были прекращены и возложены на временного управляющего, то мировое соглашение от имени должника подписывает временный управляющий.

В случае утверждения мирового соглашения, заключенного в ходе ликвидационного производства, суд должен указать в определении, что решение о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства не подлежит исполнению на основании части пятой статьи 161 Закона, а производство по делу о неплатежеспособности подлежит прекращению на основании пункта 7 статьи 110 ЭПК.

Обратить внимание судов, что наличие задолженности по заработной плате является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения.

В случае неисполнения должником условий мирового соглашения кредиторы вправе предъявить исковое заявление в суд с соблюдение правил о подведомственности дела. При этом объем требований кредиторов определяется условиями мирового соглашения.

В случае возобновления производства по делу о неплатежеспособности физического лица в связи с нарушением условий мирового соглашения вводится процедура признания физического лица банкротом и продажи его имущества (часть шестая статьи 225 Закона).

В случае возбуждения в отношении должника нового дела о неплатежеспособности должника объем требований кредиторов, в отношении которых заключено мировое соглашение, определяется условиями, предусмотренными мировым соглашением (часть вторая статьи 171 Закона).


51. Оказание финансовой поддержки должнику путем предоставления ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долгов, причитающихся кредиторам, следует рассматривать как предмет мирового соглашения, а не как меру по восстановлению финансового положения должника в процессе другой процедуры неплатежеспособности.


52. При рассмотрении заявлений о возбуждении дела о неплатежеспособности градообразующего и приравненного к нему предприятия судам следует руководствоваться Положением о порядке отнесения предприятий к числу градообразующих и приравненных к ним предприятий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 апреля 2015 года N 107.


53. В соответствии со статьей 194 Закона к отношениям, связанным с неплатежеспособностью физического лица, подлежат применению соответствующие положения общего характера, содержащиеся в главах 1, 2, 3, 5, 6 и 7 Закона, если иное не предусмотрено специальными нормами главы 14, регулирующей неплатежеспособность физического лица.

К отношениям, связанным с неплатежеспособностью индивидуального предпринимателя, в соответствии со статьей 227 Закона применяются положения общего характера, содержащиеся в главах 1, 2, 4 и 5 Закона, если иное не предусмотрено специальными нормами главы 15 Закона, регулирующей неплатежеспособность индивидуального предпринимателя.

Положения главы 15 Закона применяются также к отношениям неплатежеспособности физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, в связи с обязательствами, вытекающими из предыдущей их предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что дело о неплатежеспособности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя может быть возбуждено судом только при наличии признаков, предусмотренных статьями 195 и 228 Закона.

При рассмотрении дела о неплатежеспособности физического лица применяются процедуры, предусмотренные частью второй, а индивидуального предпринимателя - частью третьей статьи 30 Закона.

В соответствии со статьями 219 и 230 Закона в ликвидационную массу не включается имущество должника - физического лица, в том числе должника - индивидуального предпринимателя, на которое в соответствии со статье 52 Закона Республики Узбекистан "Об исполнении судебных актов и актов иных органов" не может быть обращено взыскание.

При рассмотрении дел о неплатежеспособности физических лиц и индивидуальных предпринимателей судам следует учитывать необходимость обеспечения справедливого баланса между имущественными интересами кредиторов и конституционными, в том числе личными, правами должника.


54. Обратить внимание судов, что для принятия заявления о признании должника банкротом по упрощенной процедуре неплатежеспособности (ликвидируемого или отсутствующего должника) размер кредиторской задолженности не имеет значения.

Исходя из содержания статьи 238 Закона, при обращении в суд с заявлением о признании ликвидируемого должника - юридического лица неплатжеспособным к заявлению должно быть приложено решение о его ликвидации, несмотря на отсутствие прямого указания на это в тексте указанной статьи.

Если к заявлению не приложено решение о ликвидации должника, такое заявление принимается судом, а решение о ликвидации должника истребуется в порядке подготовки дела о неплатежеспособности к судебному разбирательству.

В случае, когда должник - индивидуальный предприниматель, прекративший свою деятельность, либо руководитель ликвидируемого юридического лица отсутствуют и установить их местонахождение (местожительство) не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника неплатежеспособным может быть подано кредитором, уполномоченным государственным органом, органом государственной налоговой службы или иным уполномоченным органом (статья 241 Закона).

При подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом в суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие отсутствие должника - индивидуального предпринимателя, прекратившего свою деятельность, либо руководителя ликвидируемого юридического лица, а также невозможность установления их местонахождения. Такими доказательствами могут быть: справка, выданная адресным бюро о выписке и выезде лица за пределы региона; акт, составленный при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья о непроживании лица по месту прописки.

Под отсутствующим должником следует понимать не только факт отсутствия руководителя, но и отсутствие имущества хозяйствующего субъекта. Данное обстоятельство может быть подтверждено соответствующим актом по месту нахождения (почтовому адресу) должника, составленного при участии представителей органа самоуправления граждан, товарищества собственников жилья, собственника жилого или нежилого помещения и (или) судебного управляющего либо постановлением государственного исполнителя о возвращении исполнительного документа без исполнения в связи с отсутствием у должника имущества.

При подаче заявления о признании банкротом ликвидируемого юридического лица, кандидатура ликвидационного управляющего указывается заявителем.

При рассмотрении дела о неплатежеспособности отсутствующего должника, кандидатуру ликвидационного управляющего представляет уполномоченный государственный орган, в недельный срок со дня получения решение суда.

По ходатайству ликвидационного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры неплатежеспособности и переходе к общим процедурам неплатежеспособности, предусмотренным Законом (часть пятая статьи 242 Закона).

Под имуществом отсутствующего должника следует понимать все находящиеся в его собственности материальные и нематериальные объекты гражданских прав, которые могут отчуждаться (в том числе ценные бумаги, земля, дебиторская задолженность). Выявление наличия дебиторской задолженности не является основанием для прекращения упрощенной процедуры неплатежеспособности и перехода к общим процедурам неплатежеспособности.


55. В целях обеспечения своевременного и правильного разрешения дел о неплатежеспособности рекомендовать областным и приравненным к ним судам, Судебной коллегии по экономическим делам Верховного суда Республики Узбекистан регулярно обобщать судебную практику рассмотрения данной категории дел.



Председатель

Верховного суда

Республики Узбекистан                                                         Б. Исламов



Секретарь Пленума,

судья Верховного суда                                                           Н. Хакимова



Национальная база данных законодательства (www.lex.uz)





















































Время: 0.1242
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск