язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства/ Положение о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе (Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.10.2005 г. N 225)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 12.10.2005 г. N 225



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке возбуждения и рассмотрения дел

о нарушениях законодательства о конкуренции,

о естественных монополиях, о защите прав

потребителей и о рекламе

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с законами Республики Узбекистан "О конкуренции", "О естественных монополиях", "О защите прав потребителей", "О рекламе" устанавливает организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе (далее - нарушение законодательства) Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган).

2. Антимонопольный орган в пределах своей компетенции возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства хозяйствующими субъектами, органами государственного управления и органами государственной власти на местах, а также физическими лицами за нарушения законодательства о конкуренции.

3. Рассмотрение дел о нарушениях законодательства должностными лицами хозяйствующих субъектов, органов государственного управления и органов государственной власти на местах осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.

Рассмотрение дел о применении административных взысканий в отношении физических лиц в случаях, установленных законодательством о конкуренции, также осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.


II. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛ

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


4. Дело о нарушении законодательства возбуждается соответствующим антимонопольным органом по месту его нахождения в отношении физического лица, хозяйствующего субъекта, государственного органа управления и органа государственной власти на местах.

Центральный аппарат Госкомконкуренции на основании решения председателя Госкомконкуренции вправе:

принять к своему рассмотрению дела, отнесенные к компетенции территориальных органов;

направить материалы собственных проверок и изучений в территориальный орган для рассмотрения в установленном порядке.

5. Основанием для возбуждения дел о нарушении законодательства являются:

непосредственное обнаружение в ходе осуществления в установленном порядке контрольных функций, а также изучения антимонопольным органом достаточных данных, указывающих на наличие признаков правонарушения;

поступившая информация от государственных органов, органов государственной власти на местах и иных органов, а также заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации (далее - заявление), содержащие данные, указывающие на наличие признаков правонарушения.


6. Заявление подается в антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах (признаках) нарушений законодательства.

В заявлении должны содержаться сведения о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление, описание фактов (признаков) нарушения законодательства.


7. Антимонопольный орган предварительно рассматривает заявление, поданное с соблюдением настоящего Положения, и изучает документы и материалы, представленные вместе с заявлением.

При предварительном рассмотрении заявления и изучении других документов и материалов антимонопольный орган:

определяет компетенцию антимонопольного органа по решению данного вопроса;

устанавливает наличие признаков нарушения законодательства;

определяет достаточность материалов для возбуждения дела;

определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле;

решает иные вопросы, необходимые для правильного и всестороннего рассмотрения дела.


8. В ходе предварительного рассмотрения заявления и материалов антимонопольный орган вправе:

запрашивать у хозяйствующих субъектов, органов государственного управления, органов государственной власти на местах и граждан необходимые материалы и документы для ознакомления, снимать копии и приобщать их к материалам дела;

проводить собеседования с заявителем, а также с физическим лицом, представителями хозяйствующего субъекта, государственных органов управления и органов государственной власти на местах, в отношении которых подано заявление;

получать от заявителя и лиц, в отношении которых подано заявление, письменные или устные объяснения по фактам (признакам), послужившим поводом для обращения с заявлением;

принимать другие меры, необходимые для всестороннего, полного и объективного рассмотрения;

привлекать компетентных экспертов или специалистов для дачи заключений и разъяснений по материалам предварительного рассмотрения заявления.

9. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства в антимонопольном органе создаются специальные комиссии по рассмотрению нарушения законодательства (далее - комиссия) из ответственных работников антимонопольного органа. В состав комиссии могут быть включены представители других органов государственного управления и негосударственных некоммерческих организаций в сфере защиты прав потребителей и обеспечения гарантий свободы деятельности субъектов предпринимательства в целях обеспечения общественного контроля за принимаемыми решениями комиссии.

Председатель и состав комиссии утверждается приказом руководителя антимонопольного органа.

При рассмотрении конкретного дела участвуют не менее двух третей членов комиссии, включая председателя.


10. По результатам предварительного рассмотрения заявления, на основании представленных материалов, председатель комиссии решает вопрос:

о возбуждении дела о нарушении законодательства;

об отказе в возбуждении дела в связи с тем, что рассмотрение вопросов, указанных в обращении, не относится к компетенции антимонопольного органа, либо в связи с отсутствием признаков нарушения.


11. О возбуждении дела по факту (признаку) нарушения законодательства или об отказе в возбуждении дела председателем комиссии выносится определение.

Определение направляется участникам производства по делу заказным письмом с уведомлением о вручении. Определение участникам производства по делу также может вручаться под расписку в антимонопольном органе или по месту их нахождения.

В случае необходимости определение о возбуждении дела по фактам (признакам) нарушения законодательства может быть направлено по факсимильной связи, электронной почте или с использованием иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт его получения адресатом.



III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ

О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


12. Участниками производства по делу о нарушении законодательства являются:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу о нарушении законодательства;

представители юридических, физических лиц, заинтересованных в деле;

свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и иные заинтересованные лица.

13. Участники производства по делу о нарушении законодательства со дня вынесения определения о возбуждении дела вправе:

знакомиться с материалами дела (за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну) и делать выписки из них;

давать устные и письменные объяснения;

предоставлять доказательства и участвовать в их исследовании;

задавать вопросы другим участникам производства по делу;

заявлять ходатайства;

возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

пользоваться другими правами, предусмотренными настоящим Положением.


14. Рассмотрение дела на заседании комиссии ведется председателем таким образом, чтобы обеспечить наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, устранение и предупреждение нарушений законодательства, соблюдение прав и интересов лица, в отношении которого ведется производство по делу о нарущениях законодательства, а также иных заинтересованных лиц.


15. Дело о нарушении законодательства рассматривается в месячный срок с момента поступления заявления или возбуждения дела по результатам осуществления контрольных функций и изучений. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

О времени и месте рассмотрения дела извещаются физические лица, хозяйствующие субъекты, органы управления и органы государственной власти на местах, в отношении которых возбуждено дело, другие лица, которые привлекаются к участию в деле.

16. Рассмотрение дела начинается с объявления состава комиссии. Председательствующий в заседании комиссии объявляет, какое дело подлежит рассмотрению и называет лицо, в отношении которого ведется производство по делу.

Участникам производства по делу разъясняются их права.


17. При рассмотрении дела комиссия непосредственно исследует доказательства по делу, в том числе:

заслушивает объяснения участников производства по делу, заключения специалистов, показания свидетелей и иных заинтересованных лиц;

знакомится с письменными доказательствами и оглашает их.

При недостаточности или отсутствии доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии нарушения законодательства, у участников производства по делу могут быть затребованы дополнительные материалы.


18. Рассмотрение дела может быть отложено комиссией с указанием даты и времени очередного заседания комиссии:

в связи с мотивированным ходатайством субъекта об отложении рассмотрения дела по причине невозможности явки представителя на заседание;

в связи с ходатайством субъекта о добровольном устранении нарушения без выдачи предписания;

в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств;

в связи с неявкой кого-либо из участников производства по делу или отсутствия у представителя стороны доверенности;

в связи с необходимостью привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, обязательно;

когда разрешение дела невозможно на данном заседании.


19. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:

нахождения на рассмотрении в местном государственном антимонопольном органе, суде другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения;

необходимости проведения экспертизы или получения заключения соответствующего эксперта или специалиста;

возникновения обстоятельств, требующих дополнительного изучения и запроса материалов.

Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.


20. Производство по делу может быть прекращено комиссией полностью или в части в случаях:

неподтверждения фактов нарушения законодательства;

ликвидации хозяйствующего субъекта или смерти физического лица, в отношении которого возбуждено дело о нарушении законодательства;

добровольного устранения нарушения законодательства хозяйствующим субъектом и физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело;

принятия судом решения по рассматриваемому антимонопольным органом делу о нарушении законодательства.

21. Об отложении, приостановлении, возобновлении и прекращении рассмотрения дела выносится определение, подписываемое председателем и членами комиссии, копия которого направляется участникам производства по делу в порядке, предусмотренном пунктом 11 настоящего Положения.

22. По результатам рассмотрения дела по существу комиссия принимает решение:

об установлении факта нарушения законодательства и принятии соответствующих мер правового воздействия;

о прекращении производства по делу.

23. Решение принимается комиссией в отсутствие лиц, приглашенных к участию рассматриваемого дела, открытым голосованием, большинством голосов. В случае равенства голосов голос председателя комиссии является решающим.

Председатель и члены комиссии не имеют права воздержаться от голосования. Председатель комиссии голосует последним.

Если председатель или член комиссии не согласен с решением, он обязан подписать его и вправе изложить особое мнение, которое приобщается к делу.


24. Решение, принятое комиссией, подлежит немедленному оглашению по окончании рассмотрения дела. При этом оглашается только его резолютивная часть, а его текст приобщается к делу.


25. Решение подписывается председателем и членами комиссии.

Датой принятия решения является дата заседания комиссии, где была оглашена резолютивная часть решения.


26. На заседании комиссии ведется протокол, который составляется одним из членов комиссии или специалистом антимонопольного органа, привлеченным председателем комиссии специально для составления протокола.

В протоколе заседания комиссии указывается:

наименование антимонопольного органа, рассматривающего дело;

наименование и номер дела;

год, месяц, число и место проведения заседания;

состав комиссии;

сведения о явке участников производства по делу и проверке документов, удостоверяющих их полномочия;

устные ходатайства участников производства по делу;

возражения участников производства по делу против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле;

объяснения участников производства по делу, пояснения специалистов, сведения об оглашении письменных доказательств;

показания свидетелей;

принятое комиссией решение;

иные сведения.

Протокол заседания подписывается председателем, членами и секретарем заседания комиссии.



IV. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ

И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ИСПОЛНЕНИЕМ


27. На основании решения комиссии в соответствии с законодательством выдается предписание.

Предписание подписывается председателем комиссии.


28. Предписание подлежит исполнению в установленный в нем срок.

Неисполнение в срок решения (предписания) влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

Почтовые или иные документы, свидетельствующие о направлении решения и предписания, приобщаются к материалам дела.

Исполнение предписания подтверждается актом проверки субъекта либо документальным подтверждением устранения нарушения, которые приобщаются к материалам дела.

Дело считается законченным по исполнении предписания.

Если при проверке обнаруживается, что не устранены или не приняты меры по устранению нарушения, указанного в предписании, предписание считается неисполненным.

Предписание считается неисполненным частично в случаях:

неустранения всех нарушений законодательства, которые в соответствии с предписанием должны быть устранены;

неустранения нарушений в отношении всех физических лиц или хозяйствующих субъектов либо органов управления, предусмотренных в предписании.

Под уклонением от исполнения или неисполнением предписаний понимается отказ от исполнения или частичное неисполнение предписания либо несвоевременное исполнение предписания субъектом.

Под несвоевременным исполнением предписаний понимается исполнение предписания с нарушением установленного в нем срока.


29. Физические лица, хозяйствующие субъекты, органы государственного управления и органы государственной власти на местах и их должностные лица могут ходатайствовать о продлении срока исполнения предписания.

Решение вопроса о продлении указанного срока принимает комиссия по рассмотрению нарушения законодательства.

В случае признания комиссией указанных в ходатайстве обстоятельств уважительными  комиссия выносит определение о продлении срока исполнения предписания, но не более чем на три месяца.


30. Антимонопольный орган ведет учет принятых решений и выданных предписаний.



V. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ОПРЕДЕЛЕНИЙ, РЕШЕНИЙ И ПРЕДПИСАНИЙ


31. Комиссия выносит определение в виде отдельного акта.

Определение должно содержать:

полное наименование антимонопольного органа, номер дела, дату вынесения определения, состав комиссии, предмет рассмотрения;

сведения о лице (лицах), в отношении которого ведется производство по делу;

вопрос, по которому выносится определение;

мотивы, по которым комиссия пришла к своим выводам, со ссылкой на акты законодательства;

вывод по рассматриваемому вопросу.


32. Решение комиссии должно содержать:

наименование антимонопольного органа, принявшего решение, состав комиссии, номер дела, дату и место принятия решения, предмет рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу, а также об иных участниках производства по делу;

изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела, доказательств, на которых основаны выводы комиссии об этих обстоятельствах, ссылку на законодательство, предусматривающее ответственность за совершенное правонарушение;

вывод об установлении факта правонарушения, размер финансовой санкции, предусмотренной за данное правонарушение, разъяснение о сроке и порядке добровольной уплаты финансовых санкций;

вывод о выдаче предписания;

сведения о возможности обжалования решения;

иные сведения.

В решении могут быть даны рекомендации о направлении в соответствующие органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, обнаруженных в ходе рассмотрения дела.

33. В предписании должны быть указаны:

полное наименование антимонопольного органа, номер дела, дата выдачи предписания;

сведения о решении, на основании которого выдается предписание;

наименование лица, в отношении которого выносится предписание;

конкретные действия (прекращение, устранение, недопущение впредь нарушений законодательства, возврат потребителям необоснованно полученного дохода, восстановление первоначального положения и другие), которые должны быть выполнены лицом, и сроки исполнения;

разъяснение о порядке обжалования предписания.


34. Образцы определений, решений и предписаний утверждаются Госкомконкуренции.

Определение, решение и предписание комиссии направляется заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается под расписку участникам производства по делу о нарушении законодательства или их представителям.



VI. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ

ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА


35. Лицо, в отношении которого вынесено решение об установлении факта нарушения законодательства, за которое предусмотрено применение финансовой санкции, вправе в течение срока, установленного антимонопольным органом, добровольно уплатить сумму финансовых санкций, установленных законодательством.

В случае добровольной уплаты суммы финансовых санкций платежный документ, подтверждающий их уплату, в течение двух рабочих дней с момента оплаты должен быть представлен в антимонопольный орган.


36. Если лицо, совершившее нарушение законодательства, в течение установленного срока добровольно не уплатит сумму финансовых санкций, предусмотренную законодательством за совершенное им правонарушение, антимонопольный орган обращается в суд о наложении соответствующих финансовых санкций.

В случае если юридическое или физическое лицо, допустившее нарушение законодательства о конкуренции, докажет, что немедленное исполнение решения о наложении штрафа может ухудшить его финансовое положение, антимонопольный орган вправе предоставлять этому лицу возможность уплаты штрафа с отсрочкой или в рассрочку ежемесячными платежами в течение шести месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Взыскание финансовых санкций, превышающих в совокупности 20 процентов суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением ему рассрочки уплаты взыскиваемой суммы ежемесячными платежами в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании.

Уплата финансовых санкций не освобождает от обязанности исполнить решение или предписание антимонопольного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством.



VII. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ

(ПРЕДПИСАНИЙ) АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА


37. Участники производства по делу о нарушении законодательства в случае несогласия с решением (предписанием) антимонопольного органа вправе в месячный срок со дня вынесения решения (предписания) обратиться в суд с заявлением о признании решения (предписания) полностью или частично недействительным либо в Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции с заявлением об отмене или изменении решения (предписания).

Заявления, поданные в Государственный комитет Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции по истечении срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, к рассмотрению не принимаются.

38. Подача заявления приостанавливает действие решения (предписания) антимонопольного органа на время рассмотрения заявления.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2005 г., N 41-42, ст. 317