язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Инструкция об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (Новая редакция) (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 20.08.2005 г. N 18/1, зарегистрированным МЮ 26.10.2005 г. N 1518)

Инструкция об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (Новая редакция) (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 20.08.2005 г. N 18/1, зарегистрированным МЮ 26.10.2005 г. N 1518)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением правления ЦБ

от 20.08.2005 г. N 18/1,

зарегистрированным МЮ

26.10.2005 г. N 1518



ИНСТРУКЦИЯ

об организации работы по денежному обращению

банками Республики Узбекистан

(Новая редакция)


Настоящая Инструкция в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2005 года N ПП-147 "О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках" устанавливает порядок организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Центральный банк имеет исключительное право на выпуск денежных знаков в обращение в виде банкнот и монет.


2. Центральный банк Республики Узбекистан с целью хранения не выпущенных в обращение денежных знаков организует резервные фонды в Главных территориальных управлениях Центрального банка Республики Узбекистан (далее - ГТУ ЦБ).


3. Во всех филиалах коммерческих банков и в коммерческих банках, не имеющих филиалов, в обязательном порядке организуются оборотные кассы, а также резерв наличных денег для своевременного удовлетворения спроса клиентов в наличных деньгах.

ГТУ ЦБ устанавливает по каждому филиалу коммерческого банка, а также по каждому коммерческому банку, не имеющему филиалов, лимит максимального остатка наличных денег в оборотной кассе, а по резервам наличных денег совместно с коммерческими банками - лимит минимального остатка наличных денежных средств.



II. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА


4. Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Узбекистан осуществляется путем составления прогноза кассовых оборотов банков Республики Узбекистан.

Центральный банк Республики Узбекистан и ГТУ ЦБ, а также коммерческие банки осуществляют прогноз кассовых оборотов по соответствующей территории и анализ состояния денежного обращения.


5. Прогноз кассовых оборотов банков республики составляется на основе показателей прогнозного расчета экономического и социального развития республики и бюджета республики.


6. Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим основным источникам поступлений и направлениям выдачи наличных денег:

     

Приход

N символов

   

Поступления торговой выручки от продажи потребительских

товаров независимо от каналов их реализации


02

Поступления выручки железнодорожного

и воздушного транспорта

  

05

Поступления выручки местного транспорта


06

Поступления квартирной платы и коммунальных платежей

  

08

Поступления выручки зрелищных предприятий

  

09

Поступления выручки предприятий бытового обслуживания

  

11

Поступления налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей

  

12

Поступления от субъектов сельскохозяйственной деятельности

  

13

Поступления вкладов

        

16

Поступления от предприятий почтовой связи

      

17

Поступления на банковские карты

         

18

Возврат микрокредитов

          

29

Прочие поступления

     

32

Итого по приходу

    

0

Превышение расхода над приходом



              

              

Расход

    


Выдачи на заработную плату (включая стипендии и командировочные расходы)

       

40

Выдачи на приобретение нефтепродуктов

           

43

Выдачи на сельскохозяйственные закупки

    

46

Выдачи субъектам сельскохозяйственной деятельности

          

47

Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений

        

50

Выдачи по банковским картам

        

52

Выдачи на прочие цели

          

53

Выдачи микрокредитов

         

54

Выдачи вкладов

             

55

Выдачи подкреплений предприятиям почтовой связи

           

59

Итого по расходу


0

Превышение прихода над расходом

       


              

7. Для составления квартального прогноза кассовых оборотов банки получают кассовые заявки от юридических лиц, имеющих основной депозитный счет до востребования в банке.


8. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, за 30 дней до начала прогнозируемого квартала получают от юридических лиц, обслуживающих их основной депозитный счет до востребования, кассовые заявки по форме приложения N 1.

Воинские части и организации Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (за исключением торговых и зрелищных организаций) сообщают банкам данные об общих суммах поступлений и выдач наличных денег в прогнозируемом квартале. Банки включают эти суммы в прогноз кассовых оборотов по статьям "Прочие поступления" и "Выдачи на заработную плату".

Кассовые обороты сводятся в ведомости по форме согласно приложению N 2 по источникам поступлений и структуре расходов.

Суммы выплат, указанные в кассовых заявках, не означают выдачу юридическим лицам наличных денег только в пределах данных заявок.


9. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, рассматривают полученные от юридических лиц кассовые заявки, обращая при этом особое внимание на полноту учета денежных поступлений в кассы юридических лиц, исходя из прогнозных цифр их деятельности, и возможность увеличения денежных поступлений.

По результатам рассмотрения полученных от юридических лиц кассовых заявок банки при необходимости и по согласованию с клиентами вносят в них уточнения.


10. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, распределяют квартальный прогноз кассовых оборотов по месяцам. При этом учитывается:

количество рабочих дней и другие особенности каждого месяца;

возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота, фондов заработной платы (в зависимости от сезонности работы отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, влияния праздников, времени массовых отпусков рабочих и служащих и т. п.);

сроки уплаты населением налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей;

проводимые мероприятия на местах по увеличению поступлений наличных денег в кассы банков.


11. При разработке прогноза кассовых оборотов ГТУ ЦБ используют проекты прогноза кассовых оборотов, представленные филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, отчетные данные о фактических кассовых оборотах за прошлые периоды в динамике.


12. Прогноз кассовых оборотов представляется филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, до 15 числа месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, в ГТУ ЦБ, а последними до 25 числа - в Центральный банк.

Прогноз кассовых оборотов высылается по электронной почте филиалами банков в ГТУ ЦБ - в сотнях тысяч сумов, ГТУ ЦБ Центральному банку - в миллионах сумов.

Одновременно с квартальным прогнозом кассовых оборотов высылается почтой пояснительная записка к нему.

Записка должна быть краткой, в ней даются обоснования прогноза кассовых оборотов в целом и пояснения ожидаемых изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.


13. Прогнозные расчеты кассовых оборотов используются при разработке мер по организации налично-денежного обращения, а также при прогнозировании состояния резервов наличности и их использования, маневрирования ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств и завоза наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров ГТУ ЦБ.



III. РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА


14. Бесперебойная выдача наличных денег населению и хозяйствующим субъектам с депозитных счетов является одним из важнейших оценочных критериев эффективности и надежности деятельности коммерческих банков при подведении итогов их работы за квартал, полугодие и в целом за год.


15. Коммерческие банки постоянно изучают и анализируют состояние денежного обращения и осуществляют практические меры по его укреплению, обеспечивают бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов по их требованию.


16. Коммерческие банки:

принимают меры, направленные на привлечение свободных денежных средств физических лиц во вклады, расширение безналичных перечислений денежных доходов физических лиц во вклады, развитие безналичных расчетов за товары и услуги, в том числе с использованием банковских карт;

устанавливают, по согласованию с юридическими лицами, лимиты остатка наличных денег в их кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки в банк;

осуществляют постоянный мониторинг за ежедневным поступлением наличных денег;

анализируют причины отклонения фактических поступлений и выдач наличных денег от прогнозных расчетов кассовых оборотов и принимают меры к увеличению поступлений наличности;

осуществляют оперативное управление состоянием резервов наличности и их использованием, а также маневрируют ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств.


17. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, на основе анализа состояния денежного обращения и показателей, характеризующих его состояние, могут разрабатывать и вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения, направленные на стабилизацию денежного обращения, бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах.


18. Организация работы по денежному обращению, координация и мониторинг за деятельностью коммерческих банков в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте возлагается на ГТУ ЦБ.


19. ГТУ ЦБ:

организуют и проводят работу по денежному обращению на соответствующей территории;

изучают состояние денежного обращения, анализируют кассовые обороты банков, производят накопление и систематизацию показателей, характеризующих состояние денежного обращения;

разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах Республики Каракалпакстан,

...