Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Инструкция об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (Новая редакция) (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 20.08.2005 г. N 18/1, зарегистрированным МЮ 26.10.2005 г. N 1518)
Инструкция об организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан (Новая редакция) (Утверждена Постановлением правления ЦБ от 20.08.2005 г. N 18/1, зарегистрированным МЮ 26.10.2005 г. N 1518)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
УТВЕРЖДЕНА
Постановлением правления ЦБ
от 20.08.2005 г. N 18/1,
зарегистрированным МЮ
26.10.2005 г. N 1518
об организации работы по денежному обращению
банками Республики Узбекистан
(Новая редакция)
Настоящая Инструкция в соответствии с законами Республики Узбекистан "О Центральном банке Республики Узбекистан", "О банках и банковской деятельности" и постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2005 года N ПП-147 "О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках" устанавливает порядок организации работы по денежному обращению банками Республики Узбекистан.
1. Центральный банк имеет исключительное право на выпуск денежных знаков в обращение в виде банкнот и монет.
2. Центральный банк Республики Узбекистан с целью хранения не выпущенных в обращение денежных знаков организует резервные фонды в Главных территориальных управлениях Центрального банка Республики Узбекистан (далее - ГТУ ЦБ).
3. Во всех филиалах коммерческих банков и в коммерческих банках, не имеющих филиалов, в обязательном порядке организуются оборотные кассы, а также резерв наличных денег для своевременного удовлетворения спроса клиентов в наличных деньгах.
ГТУ ЦБ устанавливает по каждому филиалу коммерческого банка, а также по каждому коммерческому банку, не имеющему филиалов, лимит максимального остатка наличных денег в оборотной кассе, а по резервам наличных денег совместно с коммерческими банками - лимит минимального остатка наличных денежных средств.
НАЛИЧНОГО ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
4. Прогнозирование наличного денежного оборота в Республике Узбекистан осуществляется путем составления прогноза кассовых оборотов банков Республики Узбекистан.
Центральный банк Республики Узбекистан и ГТУ ЦБ, а также коммерческие банки осуществляют прогноз кассовых оборотов по соответствующей территории и анализ состояния денежного обращения.
5. Прогноз кассовых оборотов банков республики составляется на основе показателей прогнозного расчета экономического и социального развития республики и бюджета республики.
6. Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим основным источникам поступлений и направлениям выдачи наличных денег:
Приход |
N символов
|
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации |
02 |
Поступления выручки железнодорожного и воздушного транспорта
|
05 |
Поступления выручки местного транспорта |
06 |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей
|
08 |
Поступления выручки зрелищных предприятий
|
09 |
Поступления выручки предприятий бытового обслуживания
|
11 |
Поступления налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей
|
12 |
Поступления от субъектов сельскохозяйственной деятельности
|
13 |
Поступления вкладов
|
16 |
Поступления от предприятий почтовой связи
|
17 |
Поступления на банковские карты
|
18 |
Возврат микрокредитов
|
29 |
Прочие поступления
|
32 |
Итого по приходу
|
0 |
Превышение расхода над приходом |
Расход
|
|
Выдачи на заработную плату (включая стипендии и командировочные расходы)
|
40 |
Выдачи на приобретение нефтепродуктов
|
43 |
Выдачи на сельскохозяйственные закупки
|
46 |
Выдачи субъектам сельскохозяйственной деятельности
|
47 |
Выдачи на выплату пенсий, пособий и страховых возмещений
|
50 |
Выдачи по банковским картам
|
52 |
Выдачи на прочие цели
|
53 |
Выдачи микрокредитов
|
54 |
Выдачи вкладов
|
55 |
Выдачи подкреплений предприятиям почтовой связи
|
59 |
Итого по расходу |
0 |
Превышение прихода над расходом
|
7. Для составления квартального прогноза кассовых оборотов банки получают кассовые заявки от юридических лиц, имеющих основной депозитный счет до востребования в банке.
8. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, за 30 дней до начала прогнозируемого квартала получают от юридических лиц, обслуживающих их основной депозитный счет до востребования, кассовые заявки по форме приложения N 1.
Воинские части и организации Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы национальной безопасности, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан (за исключением торговых и зрелищных организаций) сообщают банкам данные об общих суммах поступлений и выдач наличных денег в прогнозируемом квартале. Банки включают эти суммы в прогноз кассовых оборотов по статьям "Прочие поступления" и "Выдачи на заработную плату".
Кассовые обороты сводятся в ведомости по форме согласно приложению N 2 по источникам поступлений и структуре расходов.
Суммы выплат, указанные в кассовых заявках, не означают выдачу юридическим лицам наличных денег только в пределах данных заявок.
9. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, рассматривают полученные от юридических лиц кассовые заявки, обращая при этом особое внимание на полноту учета денежных поступлений в кассы юридических лиц, исходя из прогнозных цифр их деятельности, и возможность увеличения денежных поступлений.
По результатам рассмотрения полученных от юридических лиц кассовых заявок банки при необходимости и по согласованию с клиентами вносят в них уточнения.
10. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, распределяют квартальный прогноз кассовых оборотов по месяцам. При этом учитывается:
количество рабочих дней и другие особенности каждого месяца;
возможные изменения по месяцам объема розничного товарооборота, фондов заработной платы (в зависимости от сезонности работы отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, влияния праздников, времени массовых отпусков рабочих и служащих и т. п.);
сроки уплаты населением налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей;
проводимые мероприятия на местах по увеличению поступлений наличных денег в кассы банков.
11. При разработке прогноза кассовых оборотов ГТУ ЦБ используют проекты прогноза кассовых оборотов, представленные филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, отчетные данные о фактических кассовых оборотах за прошлые периоды в динамике.
12. Прогноз кассовых оборотов представляется филиалами коммерческих банков или коммерческими банками, не имеющими филиалов, до 15 числа месяца, предшествующего прогнозируемому кварталу, в ГТУ ЦБ, а последними до 25 числа - в Центральный банк.
Прогноз кассовых оборотов высылается по электронной почте филиалами банков в ГТУ ЦБ - в сотнях тысяч сумов, ГТУ ЦБ Центральному банку - в миллионах сумов.
Одновременно с квартальным прогнозом кассовых оборотов высылается почтой пояснительная записка к нему.
Записка должна быть краткой, в ней даются обоснования прогноза кассовых оборотов в целом и пояснения ожидаемых изменений по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
13. Прогнозные расчеты кассовых оборотов используются при разработке мер по организации налично-денежного обращения, а также при прогнозировании состояния резервов наличности и их использования, маневрирования ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств и завоза наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров ГТУ ЦБ.
ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА
14. Бесперебойная выдача наличных денег населению и хозяйствующим субъектам с депозитных счетов является одним из важнейших оценочных критериев эффективности и надежности деятельности коммерческих банков при подведении итогов их работы за квартал, полугодие и в целом за год.
15. Коммерческие банки постоянно изучают и анализируют состояние денежного обращения и осуществляют практические меры по его укреплению, обеспечивают бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов по их требованию.
16. Коммерческие банки:
принимают меры, направленные на привлечение свободных денежных средств физических лиц во вклады, расширение безналичных перечислений денежных доходов физических лиц во вклады, развитие безналичных расчетов за товары и услуги, в том числе с использованием банковских карт;
устанавливают, по согласованию с юридическими лицами, лимиты остатка наличных денег в их кассах, порядок и сроки сдачи денежной выручки в банк;
осуществляют постоянный мониторинг за ежедневным поступлением наличных денег;
анализируют причины отклонения фактических поступлений и выдач наличных денег от прогнозных расчетов кассовых оборотов и принимают меры к увеличению поступлений наличности;
осуществляют оперативное управление состоянием резервов наличности и их использованием, а также маневрируют ими в целях обеспечения достаточного объема свободных наличных средств.
17. Филиалы коммерческих банков и коммерческие банки, не имеющие филиалов, на основе анализа состояния денежного обращения и показателей, характеризующих его состояние, могут разрабатывать и вносить на рассмотрение органов государственной власти на местах предложения, направленные на стабилизацию денежного обращения, бесперебойное удовлетворение потребностей населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах.
18. Организация работы по денежному обращению, координация и мониторинг за деятельностью коммерческих банков в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте возлагается на ГТУ ЦБ.
19. ГТУ ЦБ:
организуют и проводят работу по денежному обращению на соответствующей территории;
изучают состояние денежного обращения, анализируют кассовые обороты банков, производят накопление и систематизацию показателей, характеризующих состояние денежного обращения;
разрабатывают и вносят на рассмотрение органов государственной власти на местах Республики Каракалпакстан,
...