язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебная власть. Правосудие/ Утратившие силу акты / Судебная система. Судоустройство. Избрание и назначение судей. Народные заседатели/ Закон Республики Узбекистан от 02.09.1993 г. N 924-XII "О судах" (Новая редакция, утверждена Законом РУз от 14.12.2000 г.)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

02.09.1993 г.

N 924-XII

О СУДАХ

(Новая редакция)


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная система

В Республике Узбекистан действуют:

Конституционный суд Республики Узбекистан;

Верховный суд Республики Узбекистан;

военные суды;

суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областные и Ташкентский городской суды по гражданским делам;

суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областные и Ташкентский городской суды по уголовным делам;

экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента;

межрайонные, районные (городские) суды по гражданским делам;

районные (городские) суды по уголовным делам;

межрайонные, районные (городские) экономические суды;

районные (городские) административные суды.

В Республике Узбекистан может осуществляться специализация судов по категориям дел.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Узбекистан определяются отдельным законом.


Статья 2. Задачи суда

Суд в Республике Узбекистан призван осуществлять судебную защиту прав и свобод граждан, провозглашенных Конституцией и другими законами Республики Узбекистан, международными актами о правах человека, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций.

Деятельность суда направлена на обеспечение верховенства закона, социальной справедливости, гражданского мира и согласия.


Статья 3. Осуществление правосудия

Правосудие в Республике Узбекистан осуществляется только судом.


Статья 4. Независимость судебной власти

Судьи независимы, подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Судебная власть в Республике Узбекистан действует независимо от законодательной и исполнительной властей, политических партий, иных общественных объединений.


Статья 5. Обязательность актов суда

Акты суда обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Узбекистан.


Статья 6. Равенство перед законом и судом

Все граждане Республики Узбекистан равны перед законом и судом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Предприятия, учреждения и организации также равны перед законом и судом.


Статья 7. Гласность судопроизводства

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.


Статья 8. Язык судопроизводства

Судопроизводство в Республике Узбекистан ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.


Статья 9. Право на судебную защиту

Граждане Республики Узбекистан, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на судебную защиту от любых неправомерных действий (решений) государственных и иных органов, должностных лиц, а также от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы. Право на судебную защиту имеют также предприятия, учреждения и организации.

В целях обеспечения эффективной судебной защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций на всех стадиях судебного разбирательства и при рассмотрении судами вопросов о практике применения законодательства участвует прокурор.



Статья 10. Обеспечение права на защиту.

Презумпция невиновности

Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому обеспечивается право на защиту. Право на профессиональную юридическую помощь гарантируется на любой стадии судопроизводства.

Обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Никто не может быть подвергнут заключению под стражу иначе как на основании решения суда.

Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему достоинство человека обращению.


Статья 11. Организационное и материально-техническое

обеспечение деятельности судов

Организационное обеспечение деятельности судов осуществляется Высшим судейским советом Республики Узбекистан в строгом соответствии с принципами независимости судей и подчинения их только закону.

Полномочия и порядок организации деятельности Высшего судейского совета Республики Узбекистан определяются законом.

Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов осуществляется Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан, положение о котором утверждается Президентом Республики Узбекистан.

Департамент по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан:

организует работу по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов, а также подготавливает предложения по ее совершенствованию;

обеспечивает эффективное освоение средств, выделенных на строительство и ремонт зданий судов, принимает меры по созданию надлежащих условий для  деятельности судов;

разрабатывает предложения по улучшению условий труда, материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов;

анализирует на системной основе текущее состояние материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов, подготавливает долгосрочные комплексные программы развития материально-технического и финансового обеспечения деятельности судов;

организует работу по обеспечению безопасности судей и судебных процессов.

Статья 12. Законодательная инициатива Верховного суда

Республики Узбекистан

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан Верховному суду Республики Узбекистан принадлежит право законодательной инициативы в Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРА СУДОВ

ГЛАВА 1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 13. Полномочия Верховного суда

Республики Узбекистан

Верховный суд Республики Узбекистан является высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного, экономического и административного судопроизводства.

Верховный суд Республики Узбекистан обладает правом надзора за судебной деятельностью нижестоящих судов.

Верховный суд Республики Узбекистан рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и в порядке надзора. Дела, рассмотренные Верховным судом Республики Узбекистан по первой инстанции, могут быть рассмотрены им в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке. Дело, рассмотренное в апелляционном порядке, не подлежит рассмотрению в кассационном порядке.

Верховный суд Республики Узбекистан:

осуществляет контроль за выполнением судами разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

осуществляет системный анализ судебной практики и судебной статистики;

организует повышение квалификации кадров судов.

Статья 14. Состав Верховного суда Республики Узбекистан

Верховный суд Республики Узбекистан состоит из председателя, его первого заместителя - председателя судебной коллегии по уголовным делам и заместителей - председателей судебных коллегий по гражданским, административным и экономическим делам, судей Верховного суда Республики Узбекистан и действует в составе:

Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

Судебной коллегии по уголовным делам;

Судебной коллегии по гражданским делам;

Судебной коллегии по административным делам;

Судебной коллегии по экономическим делам.

Статья 15. Пленум Верховного суда Республики Узбекистан

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан действует в составе судей Верховного суда Республики Узбекистан и председателей судов Республики Каракалпакстан.

В заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан принимает участие Генеральный прокурор Республики Узбекистан. В заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан могут участвовать председатель Конституционного суда, председатель Высшего судейского совета, министр юстиции Республики Узбекистан, судьи, члены научно-консультативного совета при Верховном суде Республики Узбекистан.

Статья 16. Порядок созыва Пленума Верховного суда

Республики Узбекистан

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан созывается не реже одного раза в четыре месяца. Проекты документов по обсуждаемым общим вопросам направляются членам Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, Генеральному прокурору Республики Узбекистан за двадцать дней до заседания.



Статья 17. Полномочия Пленума Верховного суда

Республики Узбекистан

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан правомочен при наличии не менее двух третей его состава.

Пленум Верховного суда Республики Узбекистан:

рассматривает материалы обобщения судебной практики и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

рассматривает представление председателя Верховного суда Республики Узбекистан об обращении Верховного суда Республики Узбекистан в Конституционный суд Республики Узбекистан, инициированном судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле;

утверждает по представлению председателя Верховного суда Республики Узбекистан состав научно-консультативного совета при Верховном суде Республики Узбекистан;

утверждает по представлениям председателя Верховного суда Республики Узбекистан состав Президиума Верховного суда Республики Узбекистан, состав судебных коллегий, а также секретаря Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

заслушивает сообщения о работе Президиума, а также доклады о деятельности судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан;

заслушивает доклады председателей судов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентских городских судов, Военного суда Республики Узбекистан о практике применения законодательства, а также о выполнении разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства;

утверждает состав редакционной коллегии печатного органа Верховного суда Республики Узбекистан;

утверждает регламент Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 19. Постановление Пленума Верховного суда

Республики Узбекистан

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан вступает в законную силу с момента принятия.

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан подписывается председателем Верховного суда Республики Узбекистан и секретарем Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.



Статья 20. Протокол заседания Пленума Верховного суда

Республики Узбекистан

В заседаниях Пленума Верховного суда Республики Узбекистан ведется протокол.

Протокол заседания Пленума Верховного суда Республики Узбекистан подписывается председателем Верховного суда Республики Узбекистан и секретарем Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.



Статья 21. Рассмотрение Пленумом Верховного суда Республики

Узбекистан вопросов, отнесенных к его компетенции

Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Верховного суда Республики Узбекистан председателем Верховного суда Республики Узбекистан, Генеральным прокурором Республики Узбекистан или председателем Высшего судейского совета Республики Узбекистан, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан принимается открытым голосованием большинством голосов членов Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, участвующих в заседании, и вступает в силу с момента принятия.

Разъяснения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по вопросам применения законодательства обязательны для судов, других органов, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, применяющих законодательство, по которому дано разъяснение.



Статья 22. Секретарь Пленума Верховного суда

Республики Узбекистан

Секретарь Пленума Верховного суда Республики Узбекистан наряду с выполнением обязанностей судьи Верховного суда Республики Узбекистан, осуществляет организационное обеспечение работы по подготовке заседания Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, ведению протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан постановлений.



Статья 23. Состав Президиума Верховного суда

Республики Узбекистан

Президиум Верховного суда Республики Узбекистан является высшей судебной инстанцией и образуется из числа судей Верховного суда Республики Узбекистан в количестве, определяемом Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан.

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан, его первый заместитель и заместители входят в состав Президиума Верховного суда Республики Узбекистан по должности.

Заседания Президиума Верховного суда Республики Узбекистан проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума Верховного суда Республики Узбекистан.


Статья 24. Полномочия Президиума Верховного суда

Республики Узбекистан

Президиум Верховного суда Республики Узбекистан:

рассматривает дела в порядке надзора;

рассматривает материалы обобщения судебной практики;

заслушивает доклады председателей судов Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентских городских судов, Военного суда Республики Узбекистан о деятельности этих судов и о практике применения законодательства;

рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного суда Республики Узбекистан;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 25. Судебные коллегии Верховного суда

Республики Узбекистан

Судебные коллегии Верховного суда Республики Узбекистан:

рассматривают дела по первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора;

изучают и обобщают судебную практику;

разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства;

анализируют судебную статистику;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 26. Председатель Верховного суда

Республики Узбекистан

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан:

осуществляет организационное руководство деятельностью Верховного суда Республики Узбекистан;

вносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления судов;

истребует судебные дела для проверки в порядке надзора;

приостанавливает в предусмотренном законом порядке исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов;

созывает Пленум и Президиум Верховного суда Республики Узбекистан и председательствует на их заседаниях;

организует работу по осуществлению контроля за выполнением постановлений Пленума и Президиума Верховного суда Республики Узбекистан по общим вопросам;

решает вопрос о передаче дела из одного суда в другой суд;

вносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их компетенции;

вносит в Пленум Верховного суда Республики Узбекистан представления о несоответствии законодательству разъяснений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

вносит представления в Конституционный суд Республики Узбекистан по вопросам, требующим толкования законов;

вносит на рассмотрение Пленума Верховного суда Республики Узбекистан представление об обращении Верховного суда Республики Узбекистан в Конституционный суд Республики Узбекистан, инициированном судами, о соответствии Конституции Республики Узбекистан нормативно-правовых актов, подлежащих применению в конкретном деле;

вносит представления в Пленум Верховного суда Республики Узбекистан о составе Президиума Верховного суда Республики Узбекистан, о составах судебных коллегий и Высшей квалификационной коллегии судей;

возбуждает дела о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Узбекистан;

распределяет обязанности между заместителями председателя;

заключает и прекращает трудовые договоры с работниками Верховного суда Республики Узбекистан;

вносит изменения в структуры судов в пределах общей численности управленческого персонала по согласованию с Высшим судейским советом Республики Узбекистан;

утверждает штатное расписание Верховного суда Республики Узбекистан;

издает приказы и распоряжения;

ведет личный прием граждан и организует работу по рассмотрению заявлений и жалоб;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


Статья 27. Первый заместитель, заместители председателя -

председатели судебных коллегий Верховного суда

Республики Узбекистан

Первый заместитель, заместители председателя - председатели судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан:

вносят протесты на решения, приговоры, определения и постановления судов всех инстанций, кроме Президиума Верховного суда Республики Узбекистан;

осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан;

представляют Пленуму Верховного суда Республики Узбекистан доклады о деятельности судебных коллегий;

председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий Верховного суда Республики Узбекистан;

истребуют судебные дела для проверки в порядке надзора;

оказывают содействие в организации деятельности соответствующих нижестоящих судов;

организуют работу по обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

приостанавливают исполнение решений, приговоров, определений и постановлений судов, по которым они вправе вносить протесты;

организуют работу по повышению квалификации судей и других работников суда;

руководят в соответствии с распределением обязанностей работой структурных подразделений Верховного суда Республики Узбекистан;

ведут личный прием граждан;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

В случае отсутствия председателя Верховного суда Республики Узбекистан его полномочия осуществляет первый заместитель председателя, а при отсутствии и первого заместителя -  один из заместителей председателя.


ГЛАВА 2. СУД РЕСПУБЛИКИ КАРАКАЛПАКСТАН,

ОБЛАСТНОЙ СУД, ТАШКЕНТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Статья 29. Состав суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Суд Республики Каракалпакстан по уголовным делам, областной, Ташкентский городской суды по уголовным делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей, народных заседателей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Суд Республики Каракалпакстан по гражданским делам, областной, Ташкентский городской суды по гражданским делам состоят из председателя, заместителя председателя, судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Экономические суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Административные суды Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента состоят из председателя и судей и действуют в составе президиума суда и судебных коллегий.

Статья 30. Полномочия суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Суд Республики Каракалпакстан, областной суд, Ташкентский городской суд:

рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном, кассационном порядке;

осуществляет надзор за судебной деятельностью межрайонных, районных (городских) судов, обобщает судебную практику;

осуществляет системный анализ судебной практики и судебной статистики;

организует повышение квалификации кадров судов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

Статья 31. Президиум суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Президиум суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда действует в составе судей этого суда.

Заседания президиума суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда проводятся не реже двух раз в месяц и правомочны при наличии большинства членов президиума суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда.

Постановления президиума суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда принимаются большинством голосов членов президиума суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда, участвовавших в голосовании, и подписываются председателем соответствующего суда.



Статья 32. Полномочия президиума суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Президиум суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

рассматривает материалы обобщения судебной практики;

заслушивает доклады о деятельности судебных коллегий, доклады председателей межрайонных, районных (городских) судов о деятельности этих судов и о практике применения законодательства;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 33. Судебные коллегии суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Судебные коллегии суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

рассматривают в пределах своих полномочий дела по первой инстанции;

рассматривают дела в апелляционном или кассационном порядке по выбору лиц, имеющих право на обжалование (опротестование) в апелляционном или кассационном порядке. Дело, рассмотренное в апелляционном порядке, не подлежит рассмотрению в кассационном порядке;

обобщают судебную практику;

осуществляют иные полномочия в соответствии с законом.



Статья 34. Председатель суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Председатель суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

осуществляет организационное руководство деятельностью суда;

созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

организует работу по осуществлению контроля за выполнением постановлений президиума суда;

председательствует на судебных заседаниях;

оказывает содействие в организации деятельности соответствующих нижестоящих судов;

организует работу по повышению квалификации судей, других работников суда и народных заседателей;

организует работу по обобщению судебной практики и ведению судебной статистики;

ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

вносит представления в Высшую квалификационную коллегию судей на решения квалификационной коллегии судей;

представляет не реже одного раза в год в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областной, Ташкентский городской Кенгаш народных депутатов информацию о деятельности суда по осуществлению судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций;

организует встречи судей с населением на местах не реже одного раза в месяц, а также через средства массовой информации информирует общественность о деятельности суда;

руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 35. Заместитель председателя суда Республики Каракалпакстан,

областного суда, Ташкентского городского суда

Заместитель председателя суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда:

организует работу судебных коллегий;

председательствует на заседаниях судебной коллегии;

представляет президиуму суда доклады о деятельности судебных коллегий;

ведет личный прием граждан;

в случае отсутствия председателя суда осуществляет его полномочия;

осуществляет иные полномочия в соответствии c законодательством.

При отсутствии заместителя председателя суда Республики Каракалпакстан, областного, Ташкентского городского судов его полномочия по решению Высшей квалификационной коллегии судей могут быть возложены на одного из судей.


ГЛАВА 3. МЕЖРАЙОННЫЙ, РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ)

СУД ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ. РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ)

СУД ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ. МЕЖРАЙОННЫЙ, РАЙОННЫЙ

(ГОРОДСКОЙ) ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД. РАЙОННЫЙ

(ГОРОДСКОЙ) АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД

Статья 36. Состав межрайонного, районного (городского) суда

по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным

делам, межрайонного, районного (городского) экономического

суда, районного (городского) административного суда

Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам состоит из председателя и судей.

Районный (городской) суд по уголовным делам состоит из председателя, судей и народных заседателей.

Межрайонный, районный (городской) экономический суд состоит из председателя и судей.

Районный (городской) административный суд состоит из председателя и судьи.



Статья 37. Полномочия межрайонного, районного

(городского) суда по гражданским делам, районного

(городского) суда по уголовным делам, межрайонного,

районного (городского) экономического суда, районного

(городского) административного суда

Межрайонный, районный (городской) суд по гражданским делам рассматривает гражданские дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) суд по уголовным делам рассматривает уголовные дела и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции, а также ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста либо о продлении срока содержания под стражей или домашнего ареста, об отстранении обвиняемого от должности, о помещении лица в медицинское учреждение либо о продлении срока пребывания обвиняемого в медицинском учреждении, об эксгумации трупа, об аресте почтово-телеграфных отправлений, об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела либо об освобождении от наказания осужденного на основании акта амнистии.

Межрайонный, районный (городской) экономический суд рассматривает споры, возникающие в гражданско-правовых отношениях между хозяйствующими субъектами, и корпоративные споры, а также дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.

Районный (городской) административный суд рассматривает административные споры по жалобам и заявлениям на действия (решения) государственных органов, органов самоуправления граждан, а также их должностных лиц, вытекающим из публично-правовых отношений, и дела об административных правонарушениях, отнесенные законом к его компетенции.


Статья 38. Председатель межрайонного, районного

(городского) суда по гражданским делам, районного

(городского) суда по уголовным делам, межрайонного,

районного (городского) экономического суда,

районного (городского) административного суда

Председатель межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда:

председательствует на судебных заседаниях;

ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению заявлений и жалоб;

представляет не реже одного раза в год в соответствующий Кенгаш народных депутатов информацию о деятельности суда по осуществлению судебной защиты прав и свобод граждан, а также прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций;

организует встречи судей с населением на местах не реже одного раза в месяц, а также через средства массовой информации информирует общественность о деятельности суда;

руководит работой аппарата суда, заключает и прекращает трудовые договоры с работниками суда;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

При отсутствии председателя межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда его полномочия по решению соответствующей квалификационной коллегии судей могут быть возложены на одного из судей.



ГЛАВА 4. ВОЕННЫЕ СУДЫ

Статья 39. Система военных судов

Система военных судов Республики Узбекистан состоит из Военного суда Республики Узбекистан и территориальных военных судов.


Статья 40. Состав военных судов

Военный суд Республики Узбекистан действует на правах областного суда и состоит из председателя, судей и народных заседателей.

Территориальные военные суды действуют на правах районного суда и состоят из председателя, народных заседателей.


Статья 41. Подсудность дел военным судам

Военные суды Республики Узбекистан рассматривают:

дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Министерства обороны, Службы государственной безопасности, Государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан, Национальной гвардии, Министерства по чрезвычайным ситуациям, войск Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и других воинских формирований, создаваемых в соответствии с законодательством, а также военнообязанными во время прохождения ими учебных сборов;

гражданские дела по искам военнослужащих к командованию воинских частей, соединений и объединений, органов военного управления и жалобы на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих права и свободы военнослужащих;

все гражданские и уголовные дела в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют суды;

дела, касающиеся государственных секретов;

иные дела в соответствии с законодательством.


Статья 42. Организация деятельности военных судов

Организация деятельности военных судов определяется законодательством.


РАЗДЕЛ IV. СТАТУС СУДЕЙ

ГЛАВА 7. СУДЬИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

Статья 60. Судьи

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с законом полномочиями осуществлять правосудие.

Все судьи в Республике Узбекистан обладают единым статусом.

Председатели, заместители председателей судов одновременно являются судьями.



Статья 61. Требования к кандидатам в судьи

Судьей межрайонного, районного (городского) суда по гражданским делам, районного (городского) суда по уголовным делам, межрайонного, районного (городского) экономического суда, районного (городского) административного суда, территориального военного суда может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности, прежде всего в правоохранительных органах, не менее пяти лет.

Судьей суда Республики Каракалпакстан, областного суда, Ташкентского городского суда, Военного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее семи лет, в том числе, как правило, не менее двух лет в качестве судьи.

Судьей Верховного суда Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее десяти лет, в том числе, как правило, не менее пяти лет в качестве судьи.

Лица, состоящие в резерве кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, проходят обязательное обучение в Высшей школе судей при Высшем судейском совете Республики Узбекистан. На период прохождения обучения они освобождаются от исполнения трудовых обязанностей без сохранения среднемесячной заработной платы по основному месту работы, но за ними на весь период обучения сохраняется место работы (должность).


Статья 62. Народные заседатели

Народным заседателем может быть гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, избранный открытым голосованием на собрании граждан по месту жительства или работы сроком на два с половиной года.

Народным заседателем военного суда может быть гражданин Республики Узбекистан, состоящий на действительной военной службе, достигший ко дню выборов тридцатипятилетнего возраста, избранный открытым голосованием на собраниях военнослужащих воинских частей сроком на два с половиной года.

Количество народных заседателей для каждого суда устанавливается соответствующими квалификационными коллегиями судей.

Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности не более чем на две недели в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью закончить рассмотрение судебного дела, начатого с их участием. За этот период им сохраняется средний заработок по месту работы.


Статья 63. Порядок избрания и назначения судей

Председатель, заместители председателя, судьи Верховного суда Республики Узбекистан избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан.

Председатели и заместители председателей судов областей и города Ташкента, председатель Военного суда Республики Узбекистан назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Председатели и заместители председателей судов Республики Каракалпакстан избираются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, согласованному с Президентом Республики Узбекистан, на основании заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Судьи судов Республики Каракалпакстан, председатели и судьи межрайонных, районных (городских) судов Республики Каракалпакстан назначаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Судьи военных судов, судов областей и города Ташкента, председатели и судьи межрайонных, районных (городских) судов назначаются на должность и освобождаются от должности Высшим судейским советом Республики Узбекистан.

Статья 63-1. Срок полномочий судьи и порядок его исчисления

Судья в установленном порядке назначается или избирается на первоначальный пятилетний срок, очередной десятилетний срок и последующий бессрочный период пребывания в должности.

Судья в период срока его полномочий может переназначаться на должность судьи военного суда, суда области и города Ташкента, председателя и судьи межрайонного, районного (городского) суда Высшим судейским советом Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - на должность судьи суда Республики Каракалпакстан, председателя и судьи межрайонного, районного (городского) суда Республики Каракалпакстан Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан. При этом срок пребывания в должности судьи в одном суде не должен быть менее двух лет.

Вопрос о переназначении судьи вносится по рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей на основании его заявления.

Срок полномочий судьи исчисляется исходя из его общего стажа пребывания на судейской должности.



Статья 63-2. Срок полномочий председателей судов

Председатели судов избираются или назначаются сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть избрано или назначено председателем суда в соответствующем суде более двух сроков подряд.

Председатель суда по окончании срока полномочий в качестве председателя с его согласия продолжает свою деятельность в должности судьи в том же суде либо с его согласия избирается или назначается на другую судейскую должность на оставшийся срок полномочий.



Статья 64. Присяга судьи

Лицо, впервые избранное или назначенное на должность судьи, приступает к исполнению обязанностей после принесения присяги следующего содержания:

"Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным, объективным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

Присяга приносится судьей в торжественной обстановке перед Государственным флагом Республики Узбекистан, а в Республике Каракалпакстан - также и перед Государственным флагом Республики Каракалпакстан.

Приносят присягу судьи:

Верховного суда Республики Узбекистан, областных, Ташкентских городских судов, межрайонных, районных (городских) и военных судов - на заседании Пленума Верховного суда Республики Узбекистан;

судов Республики Каракалпакстан - на заседании президиума соответствующих судов Республики Каракалпакстан.



Статья 65. Права судей

Судьи имеют право:

требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением правосудия;

получать от должностных и иных лиц информацию, необходимую для осуществления правосудия;

объединяться в ассоциации.

Судьи могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Государственные органы, должностные лица, общественные объединения, другие юридические и физические лица обязаны беспрекословно выполнять требования и распоряжения судей, связанные с осуществлением правосудия. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, предоставляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.


Статья 66. Обязанности судей

Судьи при рассмотрении дел в пределах своей компетенции обязаны неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы Республики Узбекистан, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, их чести, достоинства и имущества, прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций, быть беспристрастными и справедливыми.

Судьи обязаны строго соблюдать честь судьи, правила этического поведения судей, воздерживаться от действий, которые могут умалить авторитет правосудия, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности.

Судьи не вправе разглашать тайну совещания судей и сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний.

Судьи не могут быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти.

Судьи не могут состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической.

Статья 66-1. Предельный возраст пребывания в должности судьи

Предельный возраст пребывания в должности судьи для судей Верховного суда Республики Узбекистан составляет семьдесят лет, для судей других судов - шестьдесят пять лет.

Предельный возраст пребывания в должности судьи Верховного суда Республики Узбекистан может быть продлен с его согласия до пяти лет Президентом Республики Узбекистан, а судьи других судов - Высшим судейским советом Республики Узбекистан.

Судья сохраняет за собой право выхода на пенсию при достижении пенсионного возраста или наличии других оснований выхода на пенсию, установленных законодательством.



ГЛАВА 8. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ

НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ

Статья 67. Обеспечение независимости судей

Независимость судей обеспечивается:

установленным законом порядком их избрания, назначения и освобождения;

их неприкосновенностью;

строгой процедурой осуществления правосудия;

тайной совещания судей при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения;

ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел, нарушение неприкосновенности судей;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.


Статья 68. Ответственность за неуважение к судье

Государственные и иные органы, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, граждане обязаны уважать и соблюдать независимость судей.

Проявление неуважения к судье, а равно совершение действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к нему, влекут ответственность в соответствии с законом.


Статья 69. Недопустимость вмешательства

в разрешение судебных дел

Вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо.

Воздействие в какой бы то ни было форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела либо добиться вынесения незаконного судебного решения влечет уголовную ответственность в соответствии с законом.

Запрещается требовать от судьи каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на суд.


Статья 69-1. Распределение дел между судьями

В судах дела распределяются с учетом нагрузки и специализации судей в порядке, исключающем влияние на распределение дел между судьями лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, с использованием автоматизированной информационной системы.

Порядок автоматического распределения дел в судах утверждается Президиумом Верховного суда Республики Узбекистан.



Статья 70. Неприкосновенность судей

Личность судьи неприкосновенна. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.

В целях обеспечения личной безопасности судей им выдается огнестрельное оружие по списку, определяемому соответственно председателем Верховного суда, министром юстиции Республики Узбекистан. В необходимых случаях по постановлению председателя соответствующего суда органом внутренних дел судье и его семье предоставляется вооруженная охрана.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан и без согласия Пленума Верховного суда Республики Узбекистан.

Судья не может быть привлечен к административной ответственности без получения заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр и личный обыск судьи, а равно досмотр, изъятие или выемка его корреспонденции, принадлежащих ему вещей и документов могут производиться не иначе как с санкции прокурора Республики Каракалпакстан, прокурора области, города Ташкента, Военного прокурора Республики Узбекистан либо по решению суда.

Уголовное дело в отношении судьи межрайонного, районного (городского) суда, территориального военного суда подсудно вышестоящему суду, а в отношении судей других судов - Верховному суду Республики Узбекистан.

На народных заседателей в период исполнения ими обязанностей в суде распространяются все гарантии неприкосновенности судей.


Статья 71. Приостановление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливаются в случае привлечения его к уголовной ответственности.

Полномочия судьи приостанавливаются по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан решением соответствующей квалификационной коллегии судей в случаях, если:

судья занимается деятельностью, несовместимой с его должностью;

судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера;

судья был признан безвестно отсутствующим решением суда.

Полномочия судьи приостанавливаются до отпадения оснований к их приостановлению.

Судья вправе обжаловать решение квалификационной коллегии судей в порядке, установленном законодательством.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев, когда к судье в качестве меры пресечения было избрано заключение под стражу, не влечет за собой приостановления выплаты этому судье заработной платы или уменьшения ее размера, снижения уровня его обеспечения и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом.


Статья 72. Досрочное прекращение полномочий судьи

Полномочия судьи досрочно прекращаются в случаях:

1) нарушения им присяги судьи;

2) подачи им письменного заявления;

3) продолжения им деятельности, несовместимой с должностью судьи, после сделанного ему соответствующей квалификационной коллегией судей предупреждения или приостановления его полномочий;

4) признания его в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) утраты им гражданства Республики Узбекистан;

6) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

7) смерти или объявления его умершим решением суда;

8) его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

9) истечения срока полномочий председателя суда, если он не дает согласие на занятие другой судейской должности.

При наличии оснований, предусмотренных в настоящей статье, полномочия судьи досрочно прекращаются в следующем порядке:

судьи Верховного суда Республики Узбекистан - Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;

председателя и заместителя председателя судов областей и города Ташкента, председателя Военного суда Республики Узбекистан - Президентом Республики Узбекистан по представлению Высшего судейского совета Республики Узбекистан;

судьи военных судов, судов областей и города Ташкента, председателя и судьи межрайонных, районных (городских) судов - Высшим судейским советом Республики Узбекистан;

судьи судов Республики Каракалпакстан - Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, вносимому на основании заключения Высшего судейского совета Республики Узбекистан.

Досрочное прекращение полномочий судьи в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 и 8 части первой настоящей статьи, допускается на основании решения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья вправе обжаловать решение квалификационной коллегии судей в порядке, установленном законодательством.

Полномочия народных заседателей прекращаются досрочно по основаниям, указанным в части первой настоящей статьи, за исключением оснований, указанных в пунктах 1, 3 и 9 части первой настоящей статьи.


Статья 73. Дисциплинарная ответственность судей

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности лишь по решению квалификационной коллегии судей:

за нарушения законности при осуществлении правосудия;

за упущения в организации судебной работы вследствие небрежности или недисциплинированности, а также за совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи и ущемляющего авторитет суда;

за нарушение правил этического поведения судей.

Отмена или изменение судебного решения само по себе не влечет ответственности судьи, участвовавшего в вынесении решения суда, если при этом им не были допущены преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия.

Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан


Статья 74. Квалификационные коллегии судей

Квалификационные коллегии судей создаются для рассмотрения следующих вопросов:

дисциплинарной ответственности судьи;

приостановления или досрочного прекращения полномочий судьи;

обеспечения неприкосновенности судьи;

присвоения судье квалификационного класса;

организации работы по подбору и проведению выборов народных заседателей;

контроля за соблюдением судейской присяги и правил этического поведения судей.

Квалификационные коллегии судей содействуют Высшему судейскому совету Республики Узбекистан в выполнении возложенных на него задач.

Высшая квалификационная коллегия судей избирается Пленумом Верховного суда Республики Узбекистан сроком на пять лет.

Квалификационные коллегии судей Военного суда Республики Узбекистан, судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента избираются сроком на пять лет на конференциях судей соответствующих судов.

Порядок организации деятельности квалификационных коллегий судей определяется положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.


ГЛАВА 9. МАТЕРИАЛЬНОЕ

И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДЕЙ

Статья 75. Материальное обеспечение судей

Заработная плата судьи состоит из должностного оклада, доплат за квалификационный класс, выслугу лет в размерах, устанавливаемых законодательством.

Судьям предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью тридцать шесть рабочих дней.


Статья 76. Меры социальной защиты судей и членов их семей

Жизнь и здоровье судьи находятся под особой защитой государства и подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судьи в период работы либо после истечения срока полномочий, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, его наследникам - в размере пятидесятимесячной заработной платы судьи;

причинения судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающего дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере двадцатипятимесячной заработной платы судьи;

причинения судье телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей и не повлекших стойкой утраты трудоспособности, которые бы исключали дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере пятимесячной заработной платы судьи.

В случае причинения судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между заработной платой и назначенной пенсией без зачета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.

В случае гибели (смерти) судьи вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без зачета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Выплаты по возмещению вреда, предусмотренные частями второй, третьей, четвертой и пятой настоящей статьи, производятся за счет средств республиканского бюджета с последующим взысканием их с виновных лиц в установленном законом порядке.



Статья 76-1. Гарантии, предоставляемые судьям после окончания

их полномочий

За судьями, у которых истек срок полномочий, сохраняется среднемесячная заработная плата в период рассмотрения их документов для переизбрания или переназначения на новый срок полномочий либо до трудоустройства на новом рабочем месте, но не свыше трех месяцев.

Судьям после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), занимаемая ими до избрания или назначения на должность судьи, а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность).


РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 77. Аппарат суда

Аппарат суда обеспечивает его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, а также по выполнению других функций суда.

Работники аппарата суда проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом председателем Верховного суда Республики Узбекистан.

Порядок установления и присвоения классных чинов работникам аппарата суда определяется положением, утверждаемым Олий Мажлисом Республики Узбекистан.


Статья 78. Структура и штаты судов

Структура и штатная численность судов Республики Узбекистан утверждаются Президентом Республики Узбекистан.

Штатное расписание судов утверждается председателем Верховного суда и Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан.

Председатель Верховного суда Республики Узбекистан при необходимости вносит изменения в штатное расписание судов в пределах штатной численности и фонда оплаты труда.



Статья 79. Финансирование и материально-техническое

обеспечение судов

Финансирование, материально-техническое и иное обеспечение судов, охрана и содержание их зданий осуществляются за счет средств республиканского бюджета и Фонда развития судов и органов юстиции. Размер ассигнований утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Распределение выделенных ассигнований осуществляется:

судам Республики Каракалпакстан, областным, Ташкентским городским судам, межрайонным, районным (городским) судам и военным судам - Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Республики Узбекистан;

Верховному суду Республики Узбекистан - Верховным судом Республики Узбекистан.

Каждый суд обеспечивается отдельным зданием, охраной и автотранспортом.



Статья 80. Печатные органы Верховного суда

Республики Узбекистан

Верховный суд Республики Узбекистан имеет свои печатные органы.



Статья 81. Научно-консультативный совет

при Верховном суде Республики Узбекистан

При Верховном суде Республики Узбекистан образуется научно-консультативный совет, который является совещательным органом и действует на общественных началах. В его задачу входит разработка научно обоснованных рекомендаций по вопросам применения законодательства, возникающим в судебной практике.


Статья 82. Печать судов

Суды имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим наименованием.


Статья 83. Государственные символы в судах

На здании суда поднимается Государственный флаг и помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан, а в зале судебных заседаний - помещается изображение Государственного герба Республики Узбекистан.


Статья 84. Специальная одежда судей

При осуществлении правосудия судьи заседают в специальной одежде.

Описание и образцы специальной одежды судьи утверждаются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.


Статья 85. Удостоверение судьи

Председателю, заместителям председателя и судьям Верховного суда Республики Узбекистан удостоверения выдаются Президентом Республики Узбекистан.

Судьям судов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, военных судов, межрайонных, районных (городских) судов удостоверения выдаются председателем Верховного суда Республики Узбекистан.


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2000 г., N 11, ст. 155


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2001, N 1-2, ст. 10