ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Образование. Наука. Культура / Образование / Общие положения /Положение о государственных образовательных стандартах (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 05.01.1998 г. N 5)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 05.01.1998 г. N 5
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственных образовательных стандартах
1.1. В соответствии со статьей 34 Закона Республики Узбекистан "Об образовании" в республике устанавливаются государственные образовательные стандарты (ГОС), обязательные для всех видов государственных образовательных учреждений, независимо от ведомственной подчиненности.
1.2. ГОС устанавливают нормы и требования к объекту стандартизации и утверждаются в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О стандартизации".
1.3. ГОС определяют требования к качеству подготовки кадров, содержанию образования; необходимый и достаточный уровень подготовленности обучающихся и квалификационные требования к выпускникам образовательных учреждений; необходимый объем учебной нагрузки; процедуры и механизмы оценки деятельности образовательных учреждений и качества подготовки кадров.
ГОС являются основой для создания других нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс и оценку деятельности образовательных учреждений.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
2.1. Введение государственных образовательных стандартов предусматривает реализацию следующих целей:
обеспечение высокого качества образования и подготовки кадров, отвечающих требованиям осуществляющихся в стране глубоких экономических и социальных преобразований, построения развитого демократического государства;
регламентацию содержания подготовки кадров, исходя из перспектив социального и экономического развития страны, потребностей общества, современных достижений науки, техники и технологий;
демократизацию, гуманизацию, гуманитаризацию и повышение уровня правовых и экономических знаний обучающихся, а также эффективность образовательного процесса;
предоставление качественных образовательных услуг, защиту интересов личности, общества и государства в сфере образования и подготовки кадров;
определение критериев и регламентацию оценки качества подготовки кадров и образовательной деятельности;
обеспечение преемственности и непрерывности образовательного процесса и подготовки кадров, оптимизации учебно-воспитательного процесса во всех видах и ступенях образования;
обеспечение конкурентоспособности на рынке труда и образовательных услуг.
2.2. Задачи государственных образовательных стандартов:
установление оптимальных требований к качеству образования и подготовки кадров, номенклатуре предоставляемых образовательных услуг;
создание нормативной базы, устанавливающей соответствующие требования к образованию и его конечным результатам, порядка и процедуры периодической оценки уровня знаний и профессиональных умений обучающихся, а также контроля за качеством образовательной деятельности;
внедрение эффективных форм и методов духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей;
согласование и взаимоувязка содержания, воспитания и обучения во всех видах образования, обеспечение преемственности в системе непрерывного образования и подготовки кадров;
установление норм и требований к учебно-воспитательному и образовательному процессам, к педагогическим технологиям и информационному обеспечению системы непрерывного образования, контроля уровня образования, квалификации обучающихся и выпускников образовательных учреждений;
введение объективной системы оценки качества образования и подготовки кадров, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
обеспечение эффективной интеграции образования, науки и производства для целевой и качественной подготовки кадров;
обеспечение гармонизации требований национальных стандартов с международными требованиями к качеству образования и подготовки кадров.
3. СТАНДАРТИЗИРУЕМЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. ГОС устанавливается для следующих видов образования:
общее среднее и среднее специальное образование;
профессиональное образование;
высшее образование.
3.2. Для внешкольного, послевузовского образования, переподготовки кадров и повышения квалификации государственные требования образования разрабатываются и утверждаются уполномоченными органами государственного управления в сфере образования.
Государственный стандарт дошкольного образования и воспитания для дошкольного образования разрабатывается и утверждается Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан.
4. ОБЪЕКТЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Объектами стандартизации в образовании являются:
4.1. Структура, содержание образовательных дисциплин и предметов, объем учебной нагрузки, уровень квалификации и качества подготовки обучаемых и выпускников.
4.2. Требования, нормы и правила, педагогические и информационные технологии, методы и средства обучения, а также термины, понятия и категории, используемые в системе образования.
4.3. Процедуры диагностики уровня знаний и профессиональных умений обучающихся, оценки качества выпускников, образовательной деятельности, педагогических и научно-педагогических кадров.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Основными требованиями, предъявляемыми к разработке ГОС, являются:
5.2 Учет в образовательных и профессиональных программах принципов национальной независимости, демократии, богатых национальных культурных традиций, интеллектуального потенциала народа и общечеловеческих ценностей.
5.3. Обеспечение формирования у обучающихся глубоких знаний, самостоятельного мышления, высокой профессиональной квалификации.
5.4. Научная обоснованность образовательных стандартов с учетом международного опыта, уровня развития техники, технологий, науки, запросов практики к подготовке кадров.
5.5. Согласованность и преемственность стандартов по видам и ступеням образования, обеспечение их комплексности с учетом всестороннего развития личности.
5.6. Направленность на оптимизацию учебной нагрузки, учет возможности дифференциации обучения в зависимости от способностей и потребностей обучающихся.
5.7. Определение критериев и процедур оценки качества подготовки обучающихся и выпускников, образовательной деятельности.
5.8. Технологичность стандарта - возможность контроля его выполнения и пресечения нарушений его норм и требований;
5.9. Включение в стандарты опережающих норм образовательной деятельности, прошедших опытную проверку.
5.10. Государственные образовательные стандарты должны удовлетворять требованиям положений Государственной системы стандартизации Республики Узбекистан.
6. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВВЕДЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
6.1. Разработка ГОС осуществляется уполномоченными органами государственного управления в сфере образования.
6.2. Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в целях разработки государственных образовательных стандартов определяет базовые государственные учреждения высшего образования и профессионального образования.
6.3. ГОС утверждаются соответствующими уполномоченными органами государственного управления в сфере образования.
6.4. ГОС вводятся в действие с даты их утверждения и принимаются к обязательному исполнению уполномоченными органами управления образованием и образовательными учреждениями.
6.5. В соответствии с утвержденными ГОС министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, разрабатывают соответственно квалификационные требования, учебные планы, учебные программы и осуществляют их практическое освоение.
6.6. Дифференциация учебных нагрузок в зависимости от способностей и потребностей обучающихся, определение содержания образования сверх норм, установленных ГОС, находится в компетенции уполномоченных органов государственного управления в сфере образования.
6.7. Внесение изменений в ГОС осуществляется уполномоченными органами государственного управления в сфере образования по мере изменения требований к уровню образования и подготовки кадров в соответствии с социально-экономическим развитием республики.