Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Культура/ Охрана и использование объектов культурного наследия/ Закон Республики Узбекистан от 30.08.2001 г. N 269-II "Об охране и использовании объектов культурного наследия"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
30.08.2001 г.
N 269-II
ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ
ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области охраны и использования объектов культурного наследия, являющихся общенациональным достоянием народа Узбекистана.
Статья 2. Законодательство об охране и использовании
объектов культурного наследия
Законодательство об охране и использовании объектов культурного наследия состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Отношения в области охраны и использования объектов культурного наследия в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об охране и использовании объектов культурного наследия, то применяются правила международного договора.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившейся территории группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений общественного, административного, религиозного, научного, учебного, фортификационного, дворцового, жилого, торгового, производственного и другого назначения со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляют историческую, археологическую, архитектурную, эстетическую либо социально-культурную ценность, а также фрагменты исторических планировок и застроек поселений, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);
достопримечательности - совместные творения человека и природы, а также территории, представляющие собой историческую, археологическую, градостроительную, эстетическую, этнологическую или антропологическую ценность, в том числе места бытования народных промыслов, центры исторических поселений или градостроительной планировки и застройки, памятные места, природные ландшафты, связанные с историческими (в том числе военными) событиями, памятниками, жизнью выдающихся исторических личностей, а также культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, поселений, стоянок, места совершения обрядов;
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и с исторически сложившимися территориями указанных построек, зданий и сооружений, а также мемориальные дома, квартиры, некрополи, мавзолеи и отдельные захоронения, произведения монументального искусства, объекты науки и техники (включая военные), материалы антропологии, этнографии, нумизматики, эпиграфики, картографии, фотографии, кинофильмы, аудио-, видеозаписи и записи на других носителях, произведения литературы и искусства, архивные, рукописные и графические документы, книги-манускрипты, инкунабулы, антикварные и редкие издания, ноты, реликвии и предметы мемориального характера, каменные изваяния, наскальные изображения, археологические памятники, представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность;
объекты культурного наследия - объекты материального и нематериального культурного наследия;
объекты материального культурного наследия - представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность ансамбли, достопримечательности и памятники;
объекты нематериального культурного наследия - представляющие собой историческую, научную, художественную или иную культурную ценность обычаи, народное творчество (искусство слова, танца, музыки, представления), а также связанные с ними и народными художественными промыслами и прикладным искусством знания, навыки, инструменты, артефакты, культурные пространства.
Статья 4. Категории объектов материального культурного наследия
Объекты материального культурного наследия подразделяются на следующие категории:
объекты материального культурного наследия республиканского значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры всей страны;
объекты материального культурного наследия местного значения, представляющие историческую, научную, архитектурную, художественную и мемориальную ценность, имеющие особое значение для истории и культуры области, района и города.
II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 5. Органы, осуществляющие государственное управление
в области охраны и использования объектов культурного наследия
Государственное управление в области охраны и использования объектов культурного наследия осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Министерством культуры Республики Узбекистан, Агентством "Узархив" при Кабинете Министров Республики Узбекистан и органами государственной власти на местах.
Статья 6. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан
в области охраны и использования объектов культурного наследия
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
реализует основные направления государственной политики в области охраны и использования объектов культурного наследия;
утверждает государственные программы охраны, сохранения, популяризации и использования объектов культурного наследия;
устанавливает порядок ведения Государственного кадастра объектов материального культурного наследия и Списка объектов нематериального культурного наследия;
устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной, сохранением и использованием объектов культурного наследия;
утверждает режимы использования территорий и зон охраны объектов материального культурного наследия республиканского значения, в том числе включенных в список всемирного культурного наследия;
устанавливает порядок создания и режим содержания историко-культурных заповедников, музеев-заповедников и исторических поселений;
устанавливает порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 7. Полномочия Министерства культуры Республики Узбекистан
в области охраны и использования объектов культурного наследия
Министерство культуры Республики Узбекистан:
осуществляет государственный контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия;
участвует в разработке и реализации государственных программ охраны, сохранения, популяризации и использования объектов культурного наследия;
реализует государственные программы по научному и научно-техническому исследованию, консервации, реставрации и приспособлению для современного использования объектов материального культурного наследия;
обеспечивает выявление, учет, охрану, популяризацию и использование объектов культурного наследия;
осуществляет координацию деятельности органов государственного управления по вопросам охраны и использования объектов культурного наследия;
ведет Государственный кадастр объектов материального культурного наследия и Список объектов нематериального культурного наследия;
организует и осуществляет историко-культурную экспертизу объектов культурного наследия;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 8. Полномочия Агентства "Узархив" при Кабинете Министров
Республики Узбекистан в области охраны и использования
культурного наследия
Агентство "Узархив" при Кабинете Министров Республики Узбекистан в пределах предоставленных полномочий осуществляет учет, охрану и использование документальных объектов культурного наследия, находящихся в Национальном архивном фонде Республики Узбекистан.
Статья 9. Полномочия органов государственной власти на местах
в области охраны и использования объектов культурного наследия
Органы государственной власти на местах в пределах предоставленных полномочий выявляют и осуществляют учет, охрану, сохранение и использование объектов культурного наследия, находящихся на их территории, обеспечивают исполнение законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия, привлекают органы самоуправления граждан и общественные объединения к проведению мероприятий по их охране, сохранению, популяризации и использованию.
III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 10. Обеспечение государственной охраны объектов
культурного наследия
Государственная охрана объектов культурного наследия представляет систему правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических и иных мер, принимаемых органами, осуществляющими государственное управление в области охраны и использования объектов культурною наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия обеспечивается:
государственным учетом объектов, представляющих историко-культурную ценность, и ведением Государственного кадастра объектов материального культурного наследия и Списка объектов нематериального культурного наследия;
развитием научных и научно-технических исследований объектов культурного наследия;
проведением историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия;
разработкой проектов зон охраны объектов материального культурного наследия;
выдачей разрешений на проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в местах расположения объектов материального культурного наследия и сопряженных с ними территориях, работ по сохранению объектов материального культурного наследия, а также на проведение научных и научно-технических исследований на объектах материального культурного наследия;
установлением границ объектов градостроительной деятельности, подлежащих особому регулированию и связанных с охраной объектов материального культурного наследия;
установкой охранных знаков на объектах материального культурного наследия;
осуществлением мониторинга состояния объектов культурного наследия.
Государственная охрана объектов культурного наследия может быть обеспечена и иными мерами в соответствии с законодательством.
Статья 11. Государственный кадастр объектов материального
культурного наследия и Список объектов нематериального
культурного наследия
Государственный кадастр объектов материального культурного наследия является составной частью Единой системы государственных кадастров и представляет собой систему обновляемых сведений и документов о географическом положении, правовом статусе, количественных, качественных характеристиках и оценке объектов материального культурного наследия.
Ведение Государственного кадастра объектов материального культурного наследия включает:
государственную регистрацию права собственности и других прав на объекты материального культурного наследия;
учет количественных и качественных характеристик объектов материального культурного наследия;
качественную и стоимостную оценку объектов материального культурного наследия;
систематизацию, хранение и обновление кадастровой информации;
составление отчетов о состоянии объектов материального культурного наследия;
предоставление соответствующей информации для включения в Единую систему государственных кадастров;
обеспечение пользователей кадастровой информацией в порядке, установленном законодательством.
Список объектов нематериального культурного наследия представляет собой учетный документ, содержащий обновляемые сведения об объектах нематериального культурного наследия.
Ведение Списка объектов нематериального культурного наследия включает:
идентификацию объекта нематериального культурного наследия;
спецификацию отраслей, направлений, жанров и стилей соответствующих объектов нематериального культурного наследия;
указание лиц, групп, постоянно возрождающих объекты нематериального культурного наследия;
систематизацию, хранение и обновление сведений;
определение качественного состояния объектов нематериального культурного наследия и составление отчетов по его результатам.
Порядок ведения Государственного кадастра объектов материального культурного наследия и Списка объектов нематериального культурного наследия устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 12. Включение объекта культурного наследия
в Государственный кадастр объектов материального
культурного наследия или в Список объектов
нематериального культурного наследия
Включение объектов, представляющих историко-культурную ценность, в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия или в Список объектов нематериального культурного наследия осуществляется Министерством культуры Республики Узбекистан на основании предложений органов государственной власти на местах, а также юридических и физических лиц.
Объекты, представляющие историко-культурную ценность, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня получения заключения историко-культурной экспертизы о целесообразности включения данных объектов в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия или в Список объектов нематериального культурного наследия.
Археологические памятники относятся к выявленным объектам материального культурного наследия с момента их обнаружения.
Вновь выявленные объекты материального культурного наследия, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о включении их в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Министерство культуры Республики Узбекистан обязано информировать собственника выявленного объекта материального культурного наследия о включении указанного объекта в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия в течение тридцати дней с момента принятия решения.
Статья 13. Паспорт объекта материального культурного наследия
Объекту материального культурного наследия, включенному в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия, выдается паспорт объекта материального культурного наследия, в который вносят данные, составляющие предмет охраны данного объекта материального культурного наследия, и его основные сведения.
Статья 14. Исключение объекта материального культурного наследия
из Государственного кадастра объектов культурного наследия
Исключение объекта материального культурного наследия из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия осуществляется Министерством культуры Республики Узбекистан на основании заключения историко-культурной экспертизы, если объект полностью утрачен физически или утратил свою ценность в качестве объекта материального культурного наследия.
Решение об исключении объекта материального культурного наследия из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия публикуется в средствах массовой информации.
Статья 15. Историко-культурная экспертиза объектов
культурного наследия
Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия проводится в целях:
обоснования внесения объекта культурного наследия в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия или в Список объектов нематериального культурного наследия;
установления категории объекта материального культурного наследия;
обоснования изменения категории объекта материального культурного наследия;
исключения объекта материального культурного наследия из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия;
определения соответствия проектов зон охраны объектов материального культурного наследия градостроительной и проектной документации, а также намечаемых земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ требованиям сохранения объектов материального культурного наследия.
Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия организуется и осуществляется Министерством культуры Республики Узбекистан.
Объектами историко-культурной экспертизы являются:
земельные участки, подлежащие хозяйственному освоению, если на них находятся объекты материального культурного наследия;
материалы, обосновывающие включение объектов культурного наследия в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия или в Список объектов нематериального культурного наследия;
материалы, обосновывающие исключение объектов материального культурного наследия из Государственного кадастра объектов материального культурного наследия;
материалы, обосновывающие установление или изменение категории объекта материального культурного наследия;
градостроительная и проектная документация в случаях, установленных настоящим Законом;
документация, обосновывающая земляные, землеустроительные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы, которые способны оказать прямое или косвенное воздействие на объекты материального культурного наследия.
Статья 17. Зоны охраны объектов материального культурного наследия
В целях сохранения особенностей объекта материального культурного наследия, не подлежащих изменению, и его исторической среды на сопряженной с ним территории устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.
Границы охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зон охраняемого природного ландшафта и режимы их содержания определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 18. Контроль за состоянием объектов культурного наследия
Министерство культуры Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах обязаны контролировать состояние объектов культурного наследия, включенных в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия или в Список объектов нематериального культурного наследия, и один раз в пять лет проводить обследование состояния и фиксацию объектов материального культурного наследия с целью разработки текущих и перспективных программ по сохранению объектов материального культурного наследия.
Статья 19. Включение объектов культурного наследия в Список
всемирного культурного наследия или в Репрезентативный список
нематериального культурного наследия человечества
Объекты культурного наследия, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, этнологии или антропологии, могут быть отнесены к объектам всемирного культурного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия и Международной конвенцией об охране нематериального культурного наследия, путем включения соответственно в Список всемирного культурного наследия или в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.
На основании заключения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия предложения о включении в Список всемирного культурного наследия или в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества объектов культурного наследия и документация, оформленная в соответствии с требованиями Комитета всемирного наследия и Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия при Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), направляются юридическими и физическими лицами в Национальную комиссию по делам ЮНЕСКО Республики Узбекистан.
Меры по сохранению объектов материального культурного наследия включают в себя их консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление для современного использования, а также связанные с ними научные и научно-технические исследования, проектные и производственные работы.
Консервация объекта материального культурного наследия - комплекс научных и научно-технических исследований, проектных и производственных работ, осуществляемых в целях сохранения объекта материального культурного наследия в существующем виде и предотвращения ухудшения его состояния.
Ремонт объекта материального культурного наследия - комплекс научных и научно-технических исследований, проектных и производственных работ, осуществляемых с целью поддержания в эксплуатационном состоянии объекта материального культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Реставрация объекта материального культурного наследия - комплекс научных и научно-технических исследований, проектных и производственных работ, осуществляемых в целях выявления и сохранения исторической и эстетической ценности объекта материального культурного наследия и обеспечения его сохранности.
Приспособление объекта материального культурного наследия для современного использования - комплекс научных и научно-технических исследований, проектных и производственных работ, осуществляемых в целях создания условий для современного использования объекта материального культурного наследия без изменения его историко-художественной ценности и сохранности на основе реставрации его элементов, представляющих историко-культурную ценность.
Меры по сохранению объектов нематериального культурного наследия включают в себя научные и научно-технические исследования, работы по документированию, популяризации и поощрению.
Работы по сохранению объекта материального культурного наследия осуществляются на основании разрешения, выдаваемого Министерством культуры Республики Узбекистан.
Статья 21. Воссоздание утраченного объекта культурного наследия
Воссоздание утраченного объекта материального культурного наследия осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при особой исторической, научной, художественной, градостроительной или иной общественной ценности утраченного объекта материального культурного наследия.
Воссоздание утраченного объекта нематериального культурного наследия осуществляется путем научных и научно-технических исследований, реставрационных методов в исключительных случаях при особой исторической, научной, художественной или иной общественной ценности утраченного объекта нематериального культурного наследия.
Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан принимает Кабинет Министров Республики Узбекистан по представлению Министерства культуры Республики Узбекистан на основании заключения историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия с учетом мнений заинтересованных органов и организаций.
Ведение исследований (раскопок и разведок) археологических памятников допускается только при наличии разрешений, выдаваемых Министерством культуры Республики Узбекистан по представлению Академии наук Республики Узбекистан.
Лица, осуществляющие исследования археологических памятников, обязаны обеспечить их первичную консервацию и сохранность.
По окончании ведения раскопок и разведок, но не позднее истечения сроков действия разрешений лица, осуществляющие исследования археологических памятников, обязаны предоставить отчет Министерству культуры Республики Узбекистан и передать в установленном порядке государству предметы, обнаруженные в результате раскопок и разведок и представляющие историческую, научную, культурную или иную ценность.
V. ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ И РАСПОРЯЖЕНИЕ
ОБЪЕКТАМИ МАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Статья 23. Особенности владения, пользования и распоряжения
объектами материального культурного наследия
Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта материального культурного наследия с учетом невосполнимости утраты объекта материального культурного наследия и его исторической, научной и культурной ценности.
Владельцы (собственники) земельных участков, на которых расположены объекты материального культурного наследия, могут быть обременены условием сохранять данные объекты, а также иными обязательствами в соответствии с законодательством.
Аренда объекта материального культурного наследия осуществляется на основе договора аренды, который должен содержать требования по сохранению объекта культурного наследия.
Объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, разгосударствлению и приватизации не подлежат.
Статья 24. Использование объектов материального культурного наследия
Юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов материального культурного наследия, обязаны обеспечить их сохранность с обязательным выполнением требований:
сохранения внешнего и внутреннего облика объекта материального культурного наследия в соответствии с данными, включенными как предмет охраны в паспорт объекта материального культурного наследия;
получения разрешения Министерства культуры Республики Узбекистан на проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в местах расположения объектов материального культурного наследия и сопряженных с ними территориях;
обеспечения режима содержания особо охраняемых историко-культурных территорий;
доступности объекта материального культурного наследия на условиях, устанавливаемых собственником объекта материального культурного наследия.
Статья 25. Ограничение прав пользования объектом
материального культурного наследия
Условие пользования объектом материального культурного наследия может быть ограничено Министерством культуры Республики Узбекистан в той мере, в какой это необходимо для обеспечения охраны, сохранения, популяризации и использования данного объекта материального культурного наследия, окружающей его природной среды, соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также государства.
Право пользования объектом материального культурного наследия, находящегося в частной собственности, в случаях, предусмотренных законом, может быть ограничено по решению суда.
В случае устранения обстоятельств или условий, вызвавших необходимость введения ограничения при пользовании объектом материального культурного наследия, право пользования данным объектом восстанавливается в полном объеме.
Статья 26. Прекращение прав собственника на объект
материального культурного наследия
Право собственности на объекты материального культурного наследия может прекращаться в соответствии с законодательством.
Объект материального культурного наследия, находящийся в частной собственности, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, может быть изъят у собственника по решению суда.
Объекты материального культурного наследия, находящиеся в общей собственности, и земельные участки, являющиеся их неотъемлемой частью, разделу не подлежат.
Статья 27. Предоставление объекта материального
культурного наследия, находящегося в государственной
собственности, в безвозмездное пользование
Объектом материального культурного наследия, находящийся в государственной собственности, на условиях договора безвозмездного пользования может предоставляться:
общественным объединениям, целью которых является деятельность по сохранению объектов материального культурного наследия;
детским общественным объединениям;
общественным объединениям лиц с инвалидностью;
Договор безвозмездного пользования объектом материального культурного наследия заключается в установленном законодательством порядке и должен содержать требования по сохранению объекта материального культурного наследия.
Статья 28. Прекращение права пользования объектом
материального культурного наследия
Право пользования объектом материального культурного наследия прекращается в порядке, установленном законодательством, в случаях:
добровольного отказа пользователя от права пользования по истечении срока договора безвозмездного пользования или аренды объекта материального культурного наследия;
смерти пользователя - физического лица;
ликвидации пользователя - юридического лица;
умышленного нанесения пользователем ущерба объекту материального культурного наследия;
изъятия для общественных нужд земельного участка, на котором расположен объект материального культурного наследия.
Право пользования объектами материального культурного наследия может прекращаться и в иных случаях в соответствии с законодательством.
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Статья 29. Создание особо охраняемых историко-культурных территорий
На территории объектов материального культурного наследия, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, внесенных в Государственный кадастр объектов материального культурного наследия, могут быть созданы особо охраняемые историко-культурные территории.
Особо охраняемые историко-культурные территории создаются в виде историко-культурных заповедников, музеев-заповедников, исторических поселений и других видов в соответствии с законодательством.
Порядок создания и режим содержания особо охраняемых историко-культурных территорий устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Историко-культурным заповедником является территория или часть территории достопримечательности с расположенными в его пределах памятниками и ансамблями, на которой устанавливается особый режим, обеспечивающий сохранность объектов материального культурного наследия в единстве с окружающей их исторической средой, территориальную целостность историко-культурного заповедника, а также регулирование строительной и хозяйственной деятельности в границах данной территории.
В случае создания музеев на объектах материального культурного наследия, входящих в состав историко-культурного заповедника, и связанного с ними природного ландшафта, а также при необходимости восстановления бытовавшей на территории историко-культурного заповедника традиционной хозяйственной и иной деятельности данный историко-культурный заповедник является музеем-заповедником.
Статья 31. Граница историко-культурного заповедника
и музея-заповедника
Граница историко-культурного заповедника и музея-заповедника определяется Министерством культуры Республики Узбекистан на основании историко-культурного плана и (или) иных материалов, обосновывающих предлагаемую границу историко-культурного заповедника и музея-заповедника.
Граница историко-культурного заповедника и музея-заповедника может не совпадать с границей достопримечательности.
Историческим поселением является поселение, в пределах территории которого расположены объекты материального культурного наследия, созданные в прошлом, представляющие историческую, эстетическую, социально-культурную, археологическую, архитектурную или градостроительную ценность и имеющие важное значение для сохранения самобытности народа, его вклада в мировую цивилизацию.
В историческом поселении охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и внешний вид зданий и сооружений, характеризуемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами.
В историческом поселении должны быть сохранены соотношение природного и созданного человеком окружения, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные элементы.
Статья 33. Особенности регулирования градостроительной,
хозяйственной и иной деятельности в историческом поселении
Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в пределах территории исторического поселения должна осуществляться при условии сохранения объектов материального культурного наследия и иных ценных характеристик данного поселения.
В целях сохранения объектов материального культурного наследия, а также иных объектов, представляющих историко-культурную или природную ценность, в исторических поселениях устанавливается особый порядок регулирования градостроительной деятельности в соответствии с законодательством.
Особый порядок регулирования градостроительной деятельности и исторических поселений представляет собой систему последовательных и взаимосвязанных мероприятий по охране объектов материального культурного наследия, проводимых под контролем соответствующего органа, осуществляющего государственное управление в области охраны и использования объектов культурного наследия и органов государственного управления в области регулирования архитектурно-градостроительной деятельности. Особый порядок включает в себя составление на основе историко-культурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований историко-культурного опорного плана в границах территории исторического поселения с обоснованием всех градостроительных элементов и сооружений, расположенных на земельных участках, представляющих историко-культурную ценность, как сохранившихся, так и утраченных, характеризующих этапы развития данного исторического поселения, разработку градостроительных регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений, запрета или ограничения размещения автостоянок, рекламы и вывесок и других ограничений, необходимых для сохранения объектов материального культурного наследия.
Статья 34. Финансирование охраны и использования объектов
культурного наследия
Источниками финансирования деятельности по государственной охране объектов культурного наследия являются средства Государственного бюджета Республики Узбекистан и внебюджетные средства.
Финансирование охраны и использования объектов материального культурного наследия, являющихся собственностью юридических и физических лиц, осуществляется за счет средств собственников и пользователей.
Средства, получаемые от предоставления объектов материального культурного наследия в пользование, от оказания услуг, добровольных ассигнований и пожертвований юридических и физических лиц, направляются на охрану, сохранение и популяризацию объектов материального культурного наследия и материальное стимулирование работников, занятых на охране и использовании объектов материального культурного наследия, в соответствии с законодательством.
Споры, возникающие по вопросам охраны и использования объектов культурного наследия, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства
об охране и использовании объектов культурного наследия
Лица, виновные в нарушении законодательства об охране и использовании объектов культурного наследия, несут ответственность в установленном порядке.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Собрание законодательства Республики Узбекистан",
2001 г., N 17, ст. 116
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
2001 г., N 9-10, ст.180