ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Международные отношения / Международные документы универсального характера / Социальное обеспечение. Здравоохранение /

Венский международный план действий по проблемам старения (Принят в г. Вене 05.08.1982 г. - 06.08.1982 г. Всемирной ассамблеей по проблемам старения)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ВЕНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЛАН

действий по проблемам старения


Вена, 5 - 6 августа 1982 года



Преамбула

Предисловие

I. Введение

II. Принципы

III. Практические рекомендации

IV. Рекомендации по осуществлению




Преамбула


Страны, собравшиеся на Всемирную ассамблею по проблемам старения,

сознавая, что возрастающую часть их населения составляют стареющие,

обсудив совместно стоящие перед ними вопросы, касающиеся стареющих, с учетом достижений, связанных с увеличением продолжительности жизни и вытекающими отсюда задачами и возможностями,

твердо намереваясь индивидуально и коллективно

I) разработать и применять на международном, региональном и национальном уровнях политику с целью активизации жизни стареющих как индивидуумов, с тем чтобы позволить им духовно и физически полно и свободно жить в свои преклонные годы в условиях мира, здоровья и безопасности; а также

II) изучить влияние стареющей части населения на развитие и развития на старение с целью обеспечить условия для полного использования потенциальных возможностей стареющих и ослабить путем соответствующих мер любые отрицательные последствия такого влияния,


1. торжественно подтверждают свою уверенность в том, что основные и неотъемлемые права, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в полной мере и безоговорочно относятся к стареющим; и


2. торжественно признают, что качество жизни не менее важно, чем большая продолжительность жизни, и что поэтому стареющим следует, насколько это возможно, позволить жить в их собственных семьях и общинах плодотворной, здоровой, безопасной и приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.



Предисловие


1. Признавая необходимость уделения всеобщего внимания серьезным проблемам, волнующим все возрастающую часть населения мира, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в Резолюции 33/52 от 14 декабря 1978 года приняла решение провести в 1982 году Всемирную ассамблею по проблемам старения. Целью Всемирной ассамблеи будет обеспечить форум "для разработки международной программы действий, направленной на предоставление гарантий экономического и социального обеспечения лицам пожилого возраста, а также возможности для вклада в национальное развитие." В своей Резолюции 35/129 от 11 декабря 1980 года Генеральная Ассамблея выразила пожелание, чтобы Всемирная ассамблея "способствовала созданию обществ, более полным образом учитывающих социально-экономические последствия старения населения и конкретные потребности лиц пожилого возраста." Именно с учетом этих задач и был задуман настоящий Международный план действий по проблемам старения.


2. План действий должен рассматриваться как составная часть основных международных, региональных и национальных стратегий и программ, которые разработаны в ответ на важные проблемы и потребности мира. Его первоочередные цели состоят в расширении возможности стран эффективно решать проблемы, связанные со старением населения, а также решать особые проблемы и удовлетворять потребности пожилых и, кроме того, в содействии надлежащим усилиям международного сообщества, направленным на решение проблем старения путем действий, направленных на установление нового международного экономического порядка и расширения международного технического сотрудничества, в частности, среди самих развивающихся стран.


3. В соответствии с этими задачами поставлены следующие конкретные цели:

a) способствовать росту понимания на национальном и международном уровнях экономических, социальных и культурных последствий процесса старения населения для процессов развития;

b) способствовать пониманию на национальном и международном уровнях гуманитарных проблем и проблем развития, связанных с процессом старения;

c) предлагать и стимулировать политику и программы практического характера, направленные на гарантирование социального и экономического обеспечения престарелых, а также на предоставление им возможности участвовать в развитии и пользоваться благами, получаемыми в результате развития;

d) предлагать альтернативные решения и варианты политики, соответствующие национальным ценностям и целям, а также признанным в международном масштабе принципам в отношении проблем, связанных со старением населения, и потребностями пожилых; и

e) способствовать развитию соответствующих областей образования, подготовки кадров и исследований в целях решения проблем, связанных со старением населения земного шара, и способствовать международному обмену опытом и знаниями в этой области.


4. План действий следует рассматривать в рамках других международных стратегий и планов. В частности, он подтверждает принципы и цели Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека (Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи), Международных пактов о правах человека (Резолюция 2200 A (XXI) Генеральной Ассамблеи) и Декларации социального прогресса и развития (Резолюция 2542 (XXIV) Генеральной Ассамблеи), Декларации и Программы действий в области установления нового международного экономического порядка (Резолюция 3201 (S-VI) и 3202 (S-VI) Генеральной Ассамблеи), и Международной стратегии развития на Третье десятилетие развития Организации Объединенных Наций (Резолюция 35/56 Генеральной Ассамблеи), а также Резолюций 34/75 и 35/46 Генеральной Ассамблеи, объявивших 80-е годы Вторым десятилетием разоружения.


5. Кроме того, необходимо подчеркнуть значение следующих планов и программ, принятых международным сообществом, поскольку проблема стареющих и проблема старения населения непосредственно связаны с достижением их целей:

a) Всемирный план действий в области народонаселения;

b) Всемирный план действий, направленный на достижение целей Международного года женщины;

c) Программа действий на вторую половину Десятилетия женщины Организации Объединенных Наций;

d) Алма-Атинская декларация (по первичной медико-санитарной помощи);

e) Декларация принципов Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ХАБИТАТ);

f) План действий в области окружающей среды;

g) Венская программа действий по науке и технике в целях развития;

h) Программа действий по борьбе с расизмом и расовой дискриминацией и Программа действий на вторую половину того же Десятилетия;

i) План действий по развитию и осуществлению технического сотрудничества между развивающимися странами, принятый в Буэнос-Айресе;

j) Конвенция N 102 Международной организации труда (МОТ) о минимальных нормах социального обеспечения;

k) Конвенция N 128 и Рекомендация 131 МОТ о пособиях по инвалидности, старости и на случай потери кормильца;

l) Рекомендация N 162 МОТ о рабочих пожилого возраста;

m) Программа действий Всемирной конференции по аграрным реформам и развитию сельских районов;

n) Всемирная программа, явившаяся результатом Международного года инвалидов;

o) Каракасская декларация, принятая Шестым конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;

p) Рекомендация о развитии просвещения взрослых, принятая Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее девятнадцатой сессии (Найроби, 1976 год).

q) Конвенция N 157 МОТ, касающаяся защиты прав в области социального обеспечения, 1982 год.



I. Введение


A. Демографический аспект

B. Гуманитарные аспекты и аспекты развития,

связанные со старением



A. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


6. Лишь в последние несколько десятилетий страны и международное сообщество стали обращать внимание на социальные, экономические, политические и научные проблемы, возникающие в связи с явлением старения в массовом масштабе. До недавнего времени, хотя отдельные лица и могли дожить до преклонного возраста, их число и доля в совокупном населении были невелики. Однако в двадцатом веке во многих районах мира достигнуты успехи в области борьбы со смертностью во время родов и детской смертностью, отмечаются снижение норм рождаемости, улучшение питания, улучшение основных форм медицинского обслуживания и успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями. Все эти факторы привели к увеличению численности и доли лиц, доживающих до преклонного возраста.


7. По данным Организации Объединенных Наций, в 1950 году в мире проживало около 200 миллионов лиц в возрасте 60 лет и старше. К 1975 году это число возросло до 350 миллионов человек. По прогнозам Организации Объединенных Наций, к 2000 году их число возрастет до 590 миллионов, а к 2025 году превысит 1100 миллионов человек, то есть увеличится по сравнению с 1975 годом на 224 процента. Ожидается, что за тот же период численность населения в мире в целом возрастет с 4,1 до 8,2 миллиардов человек, или на 102 процента. Таким образом через 45 лет доля стареющих в общей численности населения земного шара составит 13,7 процента.


8. Кроме того, следует отметить, что в 1975 году немногим более половины (52 процента) всех лиц в возрасте 60 лет и старше проживали в развивающихся странах. Вследствие различных темпов роста ожидается, что к 2000 году более 60 процентов всех лиц пожилого возраста в мире будет проживать в развивающихся странах, и предполагается, что к 2025 году эта доля достигнет примерно трех четвертей (72 процента).


9. Увеличение численности и доли стареющих сопровождается изменением возрастной структуры населения. Уменьшение доли детей во всем населении увеличивает долю пожилых людей. Так, по прогнозам Организации Объединенных Наций, в развивающихся регионах ожидается снижение числа лиц в возрасте до 15 лет в среднем с 41 процента от общей численности населения в 1975 году до примерно 33 процентов в 2000 году и 26 процентов в 2025 году. В этих же регионах ожидается увеличение численности населения в возрасте 60 лет и старше с 6 процентов в 1975 году до 7 процентов в 2000 году и до 12 процентов в 2025 году, что таким образом будет соответствовать уровню, существовавшему в 50-х годах в более развитых регионах. В этих последних регионах ожидается уменьшение доли лиц в возрасте до 15 лет с 25 процентов в 1975 году до 21 процента в 2000 году и 20 процентов в 2025 году; вместе с тем ожидается, что доля лиц в возрасте 60 лет и старше в общей численности населения возрастет с 15 процентов в 1975 году до 18 процентов в 2000 году и 23 процентов в 2025 году. Следует отметить, что эти показатели являются средними для обширных регионов и что между отдельными странами и на внутринациональном уровне существуют значительные различия.


10. Согласно типовым таблицам смертности, увеличение продолжительности жизни при рождении в более развитых регионах может привести к увеличению средней продолжительности жизни в возрасте 60 лет примерно на один год в период между 1975 и 2025 годами. В развивающихся регионах это предполагаемое увеличение составит приблизительно 2,5 года. Таким образом можно ожидать, что к 2025 году в развитых регионах мужчины в возрасте 60 лет будут жить в среднем еще не менее 17 лет, а в развивающихся регионах - еще не менее 16 лет. Ожидается, что для женщин эти показатели составят соответственно 21 год и 18 лет.


11. Следует отметить, что при сохранении существующих тенденций соотношение полов (то есть, число мужчин на 100 женщин) по-прежнему будет несбалансированным в развитых регионах мира, хотя и с небольшим улучшением. Так, например, это соотношение, которое в 1975 году составляло 74 для возрастной группы 60 - 69 лет, к 2025 году увеличится до 78, в возрастной группе лиц старше 80 лет оно возрастет от 48 до 53. В развивающихся регионах это соотношение несколько уменьшится к 2025 году с 96 до 94 для возрастной группы 60 - 69 лет и с 78 до 73 для возрастной группы старше 80 лет. Таким образом, в большинстве случаев женщины все больше будут составлять большинство населения преклонного возраста. Различия по признаку пола в продолжительности жизни могут оказать определенное влияние на жизненные условия, величину дохода, здравоохранение и другие системы поддержки.


12. Другим важным аспектом является тенденция, существующая в распределении городского и сельского населения. В 1975 году в развитых регионах две трети лиц пожилого возраста проживало в городских районах и предполагается, что эта доля к 2000 году будет составлять три четверти. В развивающихся регионах три четверти лиц пожилого возраста проживает в сельских районах. Тем не менее увеличение доли лиц пожилого возраста в городских районах этих стран может быть значительным и превысит к 2000 году 40 процентов. Определенное влияние на эти изменения может оказать миграция.



B. ГУМАНИТАРНЫЕ АСПЕКТЫ И АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ,

СВЯЗАННЫЕ СО СТАРЕНИЕМ


13. Эти демографические тенденции, охарактеризованные выше, окажут значительное влияние на общество. Для достижения непрерывного развития требуется сохранение соответствующего баланса между социальными, экономическими и экологическими факторами и изменениями в области роста, распределения и структуры населения. Чтобы обеспечить оптимальный ход своего развития, страны должны сознавать и учитывать демографические тенденции и изменения в структуре своего населения.


14. Это потребует значительных финансовых расходов соответствующих национальных и международных институтов. Однако экономическое положение большого числа развивающихся стран не позволяет им получить в свое распоряжение необходимые средства и ресурсы для осуществления их планов развития.


15. Чтобы обеспечить указанным странам возможность решать проблемы, связанные с основными потребностями групп населения, включая престарелых, необходимо учредить новый экономический порядок, который основывался бы на новых международных экономических отношениях и на реальном, взаимовыгодном международном сотрудничестве, что создало бы возможность для справедливого и равномерного распределения имеющихся в мире богатств, ресурсов и технологии.


16. В настоящем Международном плане действий по проблемам старения рассматриваются как проблемы старения отдельных лиц, так и проблемы, связанные со старением населения.


17. Вопросы гуманитарного характера - это вопросы, относящиеся к конкретным потребностям стареющего населения. Хотя существует множество проблем и нужд, являющихся общими как для лиц пожилого возраста, так и для всего населения, некоторые из них отражают особый характер и потребности этой группы. Рассматриваемые подтемы включают здравоохранение и питание, жилищные условия и окружающую среду,

...
Время: 0.0208
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск