ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Охрана окружающей природной среды / Управление в области охраны окружающей природной среды /

Правила организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения (Приложение к Постановлению КМ РУз от 03.04.2009 г. N 98)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 03.04.2009 г. N 98



ПРАВИЛА

организации системы государственного учета

и контроля за оборотом источников

ионизирующего излучения


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О государственном санитарном надзоре", "О радиационной безопасности", "Об отходах" определяют порядок организации системы государственного учета и контроля за оборотом источников ионизирующего излучения - ядерных материалов, радиоактивных веществ, содержащих их радиоактивных источников и радиоактивных отходов (далее - система учета и контроля ИИИ).


2. Правила обязательны для субъектов оборота ИИИ, осуществляющих деятельность в сфере добычи, производства, выработки, переработки, использования, хранения, обслуживания, транспортировки, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживания и захоронения ИИИ, а также уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ.



II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


3. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:


ионизирующее излучение - излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и которое при взаимодействии со средой образует ионы разных знаков;


источник ионизирующего излучения (ИИИ) - устройство и (или) радиоактивное вещество, ядерные материалы, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;


субъекты оборота ИИИ - юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере оборота ИИИ по добыче, производству, выработке, переработке, использованию, хранению, обслуживанию, транспортировке, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживанию и захоронению источников ионизирующего излучения на территории Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке;


ядерные материалы - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества, а также не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);


радиоактивный источник - источник ионизирующего излучения, содержащий ядерные материалы или радиоактивные вещества;


радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества в любом агрегатном состоянии, содержащие радионуклиды с активностью, превышающей минимальные значения, установленные нормами и правилами радиационной безопасности;


радиоактивные отходы - вещества в любом агрегатном состоянии, не предназначенные для дальнейшего использования, содержащие радионуклиды с уровнем активности, превышающим значения, установленные в актах законодательства.


III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ИИИ


4. Целями системы учета и контроля ИИИ являются:

определение наличного количества ИИИ;

обеспечение предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения ИИИ;

предоставление, в установленном порядке, объективной и достоверной информации о наличии и перемещении ИИИ.


5. Основными задачами системы учета и контроля ИИИ на всех уровнях являются:

организация ведения государственного учета и контроля ИИИ с оформлением данных для формирования национального реестра ИИИ;

выявление потерь, несанкционированного использования и хищения ИИИ;

разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля ИИИ, включая методики определения количества, активности и радионуклидного состава ИИИ;

организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля ИИИ на базе современных компьютерных технологий;

взаимодействие с единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, государственной системой чрезвычайных ситуаций;

организация обмена информацией в рамках международных договоров Республики Узбекистан.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА

И КОНТРОЛЯ ИИИ


6. Государственному учету и контролю подлежат ИИИ, отвечающие критериям постановки ИИИ на государственный учет и контроль.


7. Критерии, условия и порядок постановки ИИИ на государственный учет и контроль, а также категории ИИИ по потенциальной радиационной опасности определяются законодательством.


8. Категории ИИИ определяются в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля.


9. Система учета и контроля ИИИ делится на республиканский, ведомственный и региональный уровни, включающие уполномоченные государственные органы, инженерно-технические средства и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность в области оборота ИИИ.


10. Уполномоченными государственными органами системы учета и контроля ИИИ являются:

на республиканском уровне - Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан;

на ведомственном уровне - органы государственного и хозяйственного управления и Академия наук Республики Узбекистан, являющиеся субъектами оборота ИИИ;

на региональном уровне - Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.



V. ФУНКЦИИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И СУБЪЕКТОВ

ОБОРОТА ИИИ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ИИИ


11. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан в пределах своих полномочий обеспечивает:

государственный учет и контроль ИИИ на республиканском уровне;

ведение национального реестра ИИИ;

разработку и утверждение в установленном порядке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения государственного учета и контроля ИИИ;

в установленном порядке разработку перечня ИИИ, подлежащих государственному учету и контролю;

совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями разработку критериев, условий и порядка постановки ИИИ на государственный учет и контроль, а также определение категорий ИИИ по их потенциальной радиационной опасности;

проведение мероприятий, связанных с созданием, функционированием, методическим обеспечением и совершенствованием системы учета и контроля ИИИ;

сбор информации для государственного учета и контроля ИИИ на республиканском уровне, ее систематизацию и анализ;

разработку совместно с заинтересованными государственными органами норм и правил государственного учета и контроля ИИИ;

разработку и утверждение в установленном порядке форм учета и контроля ИИИ;

в установленном порядке представление информации о наличии и перемещении ИИИ.


12. Органы государственного и хозяйственного управления и Академия наук Республики Узбекистан, являющиеся субъектами оборота ИИИ, в пределах своих полномочий обеспечивают:

государственный учет и контроль ИИИ на ведомственном уровне;

участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам государственного учета и контроля ИИИ;

в разрезе подведомственных организаций сбор, анализ, систематизацию и обработку информации для государственного учета и контроля ИИИ;

представление информации об учете и контроле ИИИ в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан;

участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля ИИИ.


13. Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента в пределах своих полномочий обеспечивают:

на региональном уровне государственный учет и контроль ИИИ, не предусмотренных в пункте 12 настоящих Правил;

представление информации об учете и контроле ИИИ в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан;

анализ эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности;

согласование зоны наблюдения, ее размеров и границ для радиационных объектов, определяемых субъектами оборота ИИИ;

согласование плана мероприятий по защите граждан и окружающей среды от радиационной аварии и ее последствий;

участие в формировании, поддержании функционирования и совершенствовании системы учета и контроля ИИИ.


14. Субъекты оборота ИИИ:

обеспечивают безопасность и сохранность при обращении с ИИИ;

осуществляют внутренний учет ИИИ;

обеспечивают физическую защиту ИИИ;

представляют информацию об учете и контроле ИИИ в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан;

обеспечивают своевременную передачу не предусмотренных для дальнейшего применения ИИИ специализированной организации, уполномоченной осуществлять деятельность по утилизации, обезвреживанию или захоронению таких ИИИ;

допускают к непосредственной работе с ИИИ лиц, прошедших обучение, отвечающих квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний;

в установленном порядке обеспечивают конфиденциальность информации;

обеспечивают необходимыми средствами защиты и радиационного контроля лиц, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом ИИИ;

заблаговременно информируют Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан о планируемых сделках с ИИИ;

сообщают в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, соответствующий территориальный орган Службы санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и правоохранительные органы о фактах незаконного оборота ИИИ.


VI. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ИИИ


15. При организации системы учета и контроля ИИИ:

учитываются производственные особенности субъектов оборота ИИИ, используются существующие механизмы учета и контроля, а также методы и технические средства для измерения характеристик ИИИ;

предусматривается ограничительный порядок доступа к носителям информации по учету и контролю ИИИ на республиканском, ведомственном и региональном уровнях;

обеспечивается разработка и использование современных научно-технических методов для определения характеристик ИИИ;

осуществляются меры по оснащению уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ современным программным обеспечением и необходимыми техническими средствами;

устанавливаются требования по определению начального и конечного времени контроля за каждой единицей ИИИ;

применяются унифицированные формат и объем представляемой информации;

обеспечивается ведение учетной документации, периодической отчетности и анализ отчетных данных, возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию на основе представления новых отчетных документов;

предусматриваются осуществление учета и контроля ИИИ на основе результатов измерений состава и количества (активности) ИИИ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов определения их параметров), а также требования к системам измерения при учете и контроле ИИИ;

обеспечивается информирование об условиях добычи, производства, выработки, переработки, использования, хранения, обслуживания, транспортировки, включая перемещение через таможенную границу Республики Узбекистан, утилизации, обезвреживания и захоронения ИИИ;

устанавливаются требования к организации и ведению учета и контроля ИИИ;

осуществляется проверка сведений об ИИИ при их получении субъектом оборота ИИИ;

регламентируется порядок информирования уполномоченных государственных органов системы учета и контроля ИИИ и правоохранительных органов в случаях утраты, несанкционированного использования или хищения ИИИ;

с целью определения наличия и характеристик активности ИИИ обеспечивается проведение первичной инвентаризации у субъектов оборота ИИИ;

предусматривается возможность осуществления сотрудничества в рамках международных договоров.


16. Система учета и контроля вводится в действие поэтапно, начиная с наиболее радиационно опасной категории ИИИ.


17. Субъекты оборота ИИИ, использующие в своей деятельности ИИИ, должны обладать финансово-материальными и административными ресурсами, а также техническими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности при обороте ИИИ.



VII. ОТДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧЕТУ

И КОНТРОЛЮ ИИИ


18. При перемещении ИИИ через таможенную границу Республики Узбекистан Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан в соответствии с законодательством осуществляет учет и контроль ИИИ, и в 15-дневный срок представляет информацию об ИИИ в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан по утвержденной форме учета и контроля.

19. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике в пределах своих полномочий ежеквартально на 20-й день по окончании отчетного периода в установленном порядке представляет информацию об экспорте и импорте ядерного материала по утвержденной форме учета и контроля в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан.

20. Получение и передача ИИИ субъектами оборота ИИИ разрешается в установленном порядке Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан при наличии заключения соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологической службы о санитарно-гигиеническом состоянии объектов организаций, связанных с оборотом ИИИ.

О получении и передаче ИИИ субъекты оборота ИИИ в 10-дневный срок представляют информацию в Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан и соответствующий территориальный орган Санитарно-эпидемиологической службы по утвержденным формам учета и контроля.

21. Объем информации учетных единиц в системе учета и контроля ИИИ, отчетных данных определяется в зависимости от типа ИИИ, их категории и отражается в формах, утверждаемых Государственным комитетом промышленной безопасности Республики Узбекистан.

22. ИИИ, изъятые из незаконного оборота, подлежат возврату их законному владельцу или утилизации (захоронению) в соответствии с законодательством.

При изъятии ИИИ из незаконного оборота обеспечиваются их временное хранение, постановка на учет, физическая защита, а также информирование законного владельца или утилизация (захоронение) в установленном законодательством порядке.



VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ИИИ


23. Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан осуществляет деятельность совместно с другими государственными органами и организациями при создании и функционировании государственной системы учета и контроля ИИИ, реализуемую посредством соглашений о взаимодействии, по вопросам:

разработки совместных мероприятий по предотвращению воздействия ядерного материала, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на население и окружающую среду - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям и хокимиятами;

организации поиска утраченных или установления происхождения найденных радиоактивных веществ и радиоактивных отходов - совместно с Министерством внутренних дел и Службой государственной безопасности;

осуществления единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки, государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды, пунктов хранения и захоронения ИИИ, загрязненных радионуклидами территорий - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды и хокимиятами;

организации единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями при обороте ИИИ - совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям;

информационного обмена - с заинтересованными органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах, а также другими организациями.


24. Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан, Служба санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья и Министерство внутренних дел Республики Узбекистан в пределах своих полномочий осуществляют государственное регулирование в области охраны природы, радиационной, ядерной, технической и пожарной безопасности при функционировании системы учета и контроля ИИИ.

25. Министерство внутренних дел и Служба государственной безопасности Республики Узбекистан проводят соответствующие мероприятия по выявлению, предупреждению незаконных действий, пресечению нелегального сбыта, распространения и использования ИИИ.


IX. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ИИИ


26. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 15, ст. 183





































Время: 0.2260
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск