ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Борьба с терроризмом, экстремизмом и легализацией преступных доходов /

Правила внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения для членов бирж (Утверждены Постановлением от 13.10.2009 г. Госкомимущества N 01/19-18/24 и Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре N 43, зарегистрированным МЮ 06.11.2009 г. N 2038)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению от 13.10.2009 г.

Госкомимущества N 01/19-18/24

и Департамента по борьбе

с НВП и ЛПД N 43,

зарегистрированному МЮ

06.11.2009 г. N 2038



ПРАВИЛА

внутреннего контроля по противодействию

легализации доходов, полученных от преступной

деятельности, финансированию терроризма

и финансированию распространения оружия

массового уничтожения для членов бирж

Настоящие Правила в соответствии с законами Республики Узбекистан "О биржах и биржевой деятельности" и "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" определяют порядок организации и осуществления членами бирж (за исключением членов фондовых бирж и фондовых отделов иных бирж) внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.


I. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия:


бенефициарный собственник - физическое лицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или реально контролирует клиента, в том числе юридическое лицо, в интересах которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом;


биржа - юридическое лицо, создающее условия для торговли биржевыми товарами путем организации и проведения публичных и гласных биржевых торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время, имеющее лицензию на право осуществления биржевой деятельности, выданную Комитетом по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Комитет по конкуренции), предоставляющее юридическим лицам право участия в биржевых сделках и определяющее порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращения членства, права, обязанности и имущественную ответственность членов биржи;

внутренний контроль - деятельность членов бирж по выявлению операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;


государства, не участвующие в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, - государства и территории, определенные в официальных заявлениях Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), которые представляют угрозу международной финансовой системе и у которых система противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, имеет стратегические недостатки;

идентификация клиента - определение членами бирж данных о клиентах на основе предоставленных ими документов в целях осуществления надлежащей проверки клиента;


идентификация бенефициарного собственника - определение членами бирж собственника или лица, контролирующего клиента - юридическое лицо, путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, определенных законодательством (устава и (или) учредительного договора, положения);


клиент - физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами члена биржи;


надлежащая проверка клиента - проверка личности и полномочий клиента и лиц, от имени которых он действует, идентификация бенефициарного собственника путем изучения структуры собственности и управления на основании учредительных документов, а также проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности;


операции, подлежащие сообщению - совершаемые и подготавливаемые операции с денежными средствами или иным имуществом, признанные членами биржи подозрительными в ходе проведения внутреннего контроля;


подозрительная операция - операция с денежными средствами или иным имуществом, находящаяся в процессе подготовки, совершения или уже совершенная, в отношении которой у члена биржи при реализации настоящих Правил возникли подозрения об ее осуществлении с целью легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

риск - риск совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения;

специально уполномоченный государственный орган - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан;

член биржи - юридическое лицо, купившее или получившее в установленном биржей порядке брокерское место на этой бирже;


публичные должностные лица - лица, назначаемые или избираемые постоянно, временно или по специальному полномочию, выполняющие организационно-распорядительные функции и уполномоченные на совершение юридически значимых действий в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе, в том числе военных структурах иностранного государства либо в международной организации, а также руководители государственных организаций иностранных государств, известные политики и известные члены политических партий иностранных государств (включая бывших);

лица, близкие к публичным должностным лицам, - физические лица, непосредственно связанные с публичными должностными лицами по социальным и профессиональным признакам;

приостановление операции - приостановление исполнения поручений клиента;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в террористической деятельности, - физическое или юридическое лицо, которое участвует или подозревается в участии в террористической деятельности, прямо или косвенно является собственником или контролирует организацию, осуществляющую или подозреваемую в осуществлении террористической деятельности, а также юридическое лицо, которое находится в собственности или под контролем физического лица либо организации, осуществляющих или подозреваемых в осуществлении террористической деятельности;

лицо, участвующее или подозреваемое в участии в распространении оружия массового уничтожения, - физическое или юридическое лицо, определенное резолюциями Совета Безопасности ООН и международно-правовыми документами, признанными Республикой Узбекистан, направленными на предотвращение распространения оружия массового уничтожения;

Перечень - перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, формируемый специально уполномоченным государственным органом на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, и другими компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.

замораживание денежных средств и иного имущества - запрет на перевод, конверсию, распоряжение или перемещение денежных средств или иного имущества;

иностранная структура без образования юридического лица - организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления);

третья сторона - организации, зарегистрированные в Республике Узбекистан и осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в статье 12 Закона Республики Узбекистан "О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

2. Внутреннему контролю подлежат:

биржевые операции, одной из сторон которых являются лица, перечисленные в пункте 32 настоящих Правил;

биржевые операции по купле-продаже биржевых товаров и со срочными биржевыми инструментами ("фьючерс", "опцион" и другие деривативы).

3. Целями внутреннего контроля являются:

эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма или финансирование распространения оружия массового уничтожения;

недопущение умышленного или неумышленного вовлечения членов бирж в преступную деятельность;

выявление, оценка, документальное фиксирование и снижение рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение неукоснительного соблюдения членами бирж требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также внутренних документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.

4. Задачами внутреннего контроля являются:

осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами;

идентификация бенефициарных собственников, принятие доступных мер по проверке их личности и определению источников денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операций;

выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных пунктом 30 настоящих Правил;

своевременное предоставление в специально уполномоченный государственный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля;

безотлагательно и без предварительного уведомления приостановление операций, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступающих на лицевой счет юридического или физического лица, и (или) замораживание денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, и информирование специально уполномоченного государственного органа о такой операции в день ее приостановления;

обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;

оперативное и систематическое обеспечение руководства членов бирж достоверной информацией и материалами, необходимыми для принятия соответствующих решений;

формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и другими организациями в соответствии с законодательством;

выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового уничтожения;

принятие соответствующих мер по выявлению, оценке, документальному фиксированию и снижению рисков в рамках деятельности членов биржи;

осуществление углубленного мониторинга операций, проводимых публичными должностными лицами, членами их семей и лицами, близкими к публичным должностным лицам;

выявление среди участников операции лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения, путем сверки с Перечнем;

своевременное исполнение предписаний специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом.

4-1. Биржи должны обеспечить членов бирж возможностью самостоятельно приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступающих на лицевой счет юридического или физического лица, и (или) замораживать денежные средства или иное имущество, а также предоставлять доступ к ним и возобновлять приостановленные операции.


II. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


5. Организация и реализация внутреннего контроля осуществляется в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и правилами биржевой торговли, устанавливаемыми соответствующими биржами.


6. В целях организации и осуществления противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения правила биржевой торговли, утверждаемые биржами, должны предусматривать:

внедрение и реализацию членами бирж системы внутреннего контроля;

выполнение требований законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и настоящих Правил;

меры по надлежащей проверке и идентификации клиентов и иных участников операции;

критерии и признаки подозрительных операций, подлежащих сообщению в специально уполномоченный государственный орган;

определение и оценка рисков в рамках деятельности членов биржи, а также мер по их снижению;

применение соразмерных санкций в отношении членов биржи, не исполняющих требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

документальное фиксирование подозрительных операций и сообщение о них в специально уполномоченный государственный орган;

меры по недопущению злоупотребления технологическими достижениями в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и (или) финансирования распространения оружия массового уничтожения;

квалификационные требования и процедуры по отбору сотрудников;

квалификационные требования к подготовке и обучению кадров;

обучение сотрудников члена биржи процедурам внутреннего контроля и мерам по надлежащей проверке клиентов;

требования по хранению информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля;

право биржи запрашивать необходимые документы и информацию по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения, в целях осуществления мониторинга и контроля без вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность члена биржи;

иные процедуры, учитывающие специфику деятельности члена биржи.


6-1. В случае, когда одна или несколько организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, находятся под контролем либо значительным влиянием биржи и членов биржи, внутренние правила должны разрабатываться на основании группового подхода и включать:

правила и процедуры обмена данными, необходимыми для управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, финансированием терроризма и (или) финансированием распространения оружия массового уничтожения, и надлежащей проверки клиентов;

обеспечение на уровне группы комплаенс контроля, аудита и (или) функций по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, получения в случаях, необходимых для целей противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и (или) финансированию распространения оружия массового уничтожения, сведений от филиалов и дочерних предприятий об их клиентах, счетах и операциях;

защита конфиденциальности и использования данных на достаточном уровне.

7. Система внутреннего контроля организуется с учетом особенностей функционирования членов бирж, основных направлений их деятельности, клиентской базы и уровня рисков, связанных с клиентами и их операциями.


7-1. Зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства членов бирж при осуществлении мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения должны соблюдать международные стандарты и требования страны, в которой они находятся.

В случае если актами законодательства страны пребывания предусмотрены менее строгие меры внутреннего контроля по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения зарубежные дочерние предприятия, филиалы и представительства членов бирж должны руководствоваться настоящими Правилами.

7-2. Члены биржи обязаны требовать от своих зарубежных дочерних предприятий, филиалов и представительств информировать головной офис члена биржи, в случае невозможности соблюдения соответствующих мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, из-за запрета соответствующих мер в законодательстве страны, в которой они находятся. В свою очередь, головной офис члена биржи должен уведомлять об этом специально уполномоченный государственный орган.

8. В целях организации противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения членами бирж назначается лицо, ответственное за соблюдение настоящих Правил (далее - ответственное лицо). Для координации работы ответственных лиц на бирже назначается уполномоченный сотрудник биржи.

8-1. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, уполномоченный сотрудник биржи должен идентифицировать и изучать деловую репутацию руководителей, бенефициарных собственников и аффилированных лиц (если имеются) членов биржи и сверять их с Перечнем.

Уполномоченный сотрудник биржи при полном совпадении руководителей, бенефициарных собственников или аффилированных лиц (если имеется) членов биржи с Перечнем обязан незамедлительно информировать об этом специально уполномоченный государственный орган, Комитет по конкуренции и руководителя биржи.

9. Ответственное лицо назначается приказом руководителя и непосредственно подчиняется руководителю исполнительного органа члена биржи. Сведения о назначенном ответственном лице представляются уполномоченному сотруднику биржи.

9-1. Лицо, назначаемое на должность ответственного лица должно знать международные стандарты, законодательство Республики Узбекистан по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также правила биржевой торговли.

9-2. Следующие лица не могут быть назначены на должность ответственного лица:

продемонстрировавшие в своей деятельности и личном поведении неправильное управление вверенным подразделением или нечестное ведение дел;

лицо, ранее привлекавшееся судом к уголовной ответственности за преступления в сфере экономики, против порядка управления, преступления, связанные с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности и финансированием терроризма.

10. Биржи ежегодно до 15 января представляют в специально уполномоченный государственный орган и Комитет по конкуренции списки ответственных лиц и обеспечивают информирование об изменениях в данных списках в течение пяти рабочих дней с момента, когда стало известно об этом.

11. В целях противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения ответственное лицо выполняет следующие функции:

организует внедрение и осуществление процедур внутреннего контроля и надлежащей проверки клиентов в соответствии с настоящими Правилами;

разрабатывает и вносит на утверждение руководства программы мер по осуществлению внутреннего контроля исходя из специфики деятельности члена биржи;

обеспечивает своевременную передачу сообщений в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях или действиях клиентов, выявленных в ходе осуществления процедур внутреннего контроля, а также исполнение запросов специально уполномоченного государственного органа о предоставлении дополнительной информации по таким операциям;

осуществляет мониторинг по организации системы внутреннего контроля и устранению недостатков, выявленных в деятельности члена биржи в ходе проведения проверок полномочными представителями Комитета по конкуренции, специально уполномоченного государственного органа, а также работниками службы внутреннего аудита организации и внешними аудиторами;

обеспечивают конфиденциальность процесса реализации настоящих Правил и программ внутреннего контроля;

иные функции в соответствии с законодательством.


12. Ответственное лицо вправе:

истребовать от руководителей и сотрудников своей организации распорядительные, бухгалтерские и иные документы, необходимые для целей осуществления внутреннего контроля;

снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных, локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах организации, в целях осуществления внутреннего контроля;

вносить руководству предложения по дальнейшим действиям в отношении операции, подлежащей сообщению (в том числе по приостановлению проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиенте или операции).

Ответственное лицо может иметь иные права в соответствии с законодательством.


13. Ответственное лицо обязано:

осуществлять надлежащую проверку клиентов;

принимать меры по идентификации бенефициарных собственников и доступные меры по проверке их личности;

запрашивать у клиентов сведения о цели и предполагаемом характере деловых отношений, а также информацию о происхождении денежных средств в необходимых случаях;

письменно фиксировать результаты и выводы надлежащей проверки по всем операциям, не имеющим явного экономического смысла, не соответствующим целям и видам деятельности клиента, предусмотренным его учредительными документами или свидетельством о государственной регистрации, которые приобщаются к материалам надлежащей проверки клиента;

отказать клиенту в совершении сделки в случаях невозможности завершения идентификации или получения по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с клиентом деловых отношений;

принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, документально фиксировать эти риски и принимать меры по их снижению;

при выявлении подозрительных операций ставить в известность руководство члена биржи для передачи информации в установленном порядке в специально уполномоченный государственный орган;

соблюдать конфиденциальность полученной информации;

обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля;

своевременно исполнять предписания специально уполномоченного государственного органа о приостановлении на срок не более тридцати рабочих дней операции с денежными средствами или иным имуществом;

принимать участие в учебных мероприятиях по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и доводить информацию, полученную в учебных мероприятиях до сотрудников - членов биржи, участвующих в биржевой деятельности.

Ответственное лицо может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.


13-1. Данные об операциях должны быть оформлены таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно восстановить все детали операции.

14. Обучение и повышение квалификации всех сотрудников, в том числе ответственных лиц членов бирж, с целью повышения их информированности о последних новинках, включая информацию по современной технике легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, методах и тенденциях, и четкого разъяснения всех аспектов законодательства и обязательств по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения проводится по учебным программам, согласованным со специально уполномоченным государственным органом и Комитетом по конкуренции.

Обучение проводится регулярно, не реже одного раза в год.

15. Ответственное лицо подготавливает и представляет уполномоченному сотруднику биржи не реже одного раза в год отчеты о результатах своей деятельности.

Биржи не реже одного раза в год направляют отчеты о деятельности ответственных лиц в специально уполномоченный государственный орган и Комитет по конкуренции.

15-1. Каждый член биржи на основании законодательства и настоящих Правил должен разработать, утвердить и ввести в действие положение, определяющее задачи, права и ответственность ответственного лица.

Указанное положение должно содержать следующие требования, предъявляемые к ответственному лицу:

его цели и задачи;

способы обеспечения его независимости от других подразделений;

его взаимоотношения с руководством, в том числе с бенефициарными собственниками;

право получать информацию, необходимую для реализации своих функций, а также обязанность сотрудников членов бирж по вопросам предоставления этой информации;

право проводить изучение нарушений требований законодательства и внутренних документов;

право свободно выражать и раскрывать полученные сведения руководителю;

обязанность представлять соответствующий отчет руководителю;

обязанность информирования руководителя об изменениях в этой области;

квалификационные требования и процедуры по отбору сотрудников;

обязанность регулярного прохождения обучения на специализированных курсах по повышению квалификации.


III. НАДЛЕЖАЩАЯ ПРОВЕРКА КЛИЕНТОВ


16. Члены биржи принимают меры по надлежащей проверке клиентов при:

установлении деловых отношений;

осуществлении разовых сделок, сумма которых превышает 500-кратный размер базовой расчетной величины;

наличии любых подозрений на причастность проводимых операций к целям легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

наличии сомнений в подлинности и достоверности ранее полученных для идентификации данных.

Члены бирж обязаны принимать усиленные меры надлежащей проверки в случае, если одной из сторон операции является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне.

16-1. Усиленные меры по надлежащей проверке клиента включают:

получение дополнительной информации о клиенте (род деятельности, размер активов, информация, доступная через открытые базы данных, и т. д.) и более частое обновление данных по клиенту и бенефициарному собственнику;

получение от клиента информации об источниках его денежных средств или источниках финансового состояния;

получение информации о причинах запланированных или проведенных операций;

проведение усиленного мониторинга деловых отношений, путем увеличения количества и частоты проверок и выявления характера операций (сделок), которые требуют дополнительной проверки.

16-2. Меры по надлежащей проверке клиента обязательно включают:

проверку личности и полномочий клиента и лиц, действующих от имени клиента, на основании соответствующих документов;

идентификацию бенефициарного собственника клиента;

проведение на постоянной основе изучения деловых отношений и операций, осуществляемых клиентом, в целях проверки их соответствия сведениям о таком клиенте и его деятельности.

При отсутствии возможности идентифицировать бенефициарного собственника клиента члены биржи должны идентифицировать руководителя клиента.

Помимо применения вышеуказанных мер по надлежащей проверке клиента, в отношении публичных должностных лиц, их членов семей или лиц, близких к публичным должностным лицам, выступающих в качестве клиента или бенефициарного собственника клиента, сотрудники членов биржи должны:

применять разумные меры для проверки сведений о статусе публичного должностного лица и определения источника денежных средств или иного имущества по операции;

устанавливать (или продолжать с существующими клиентами) деловые отношения с публичным должностным лицом, его членами семьи или лицами, близкими к публичному должностному лицу, только с разрешения руководства члена биржи;

осуществлять постоянный мониторинг деловых отношений.

16-3. Члены биржи могут доверять результатам надлежащей проверки клиента, проведенной третьими сторонами, по мерам надлежащей проверки, указанным в абзацах втором - пятом пункта 16-2 настоящих Правил. В таких случаях конечную ответственность по надлежащей проверке клиента несет член биржи. При этом член биржи должен удостовериться:

в возможности по запросу незамедлительного получения копий идентификационных данных и других соответствующих документов по надлежащей проверке клиентов;

о том, что третья сторона руководствуется настоящими Правилами.

В случае несоблюдения одного из вышеуказанных требований данного пункта, члены биржи должны самостоятельно принимать меры по надлежащей проверке клиентов.

17. Надлежащая проверка клиентов должна осуществляться на всех направлениях и этапах оказания услуг на биржевом рынке, в том числе в отношении уже существующих клиентов.

Идентификация клиента и бенефициарного собственника клиента осуществляется на основе информации, предусмотренной приложениями NN 1 и 2 к настоящим Правилам, а также документов, являющихся основанием совершения операций и иных сделок, и другой необходимой информации.

Наряду с идентификацией клиента или бенефициарного собственника необходимо проверять их полномочия на совершение операции с использованием документов, предоставляемых ими в соответствии с законодательством.


17-1. Член биржи, в случае невозможности применения мер по надлежащей проверке клиента обязан отказать во вступлении в деловые отношения с клиентом и (или) прекратить уже имеющиеся, а также направить сообщение о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган.

18. При единовременном или однократном обращении клиента с поручением об осуществлении операций на биржевом рынке члены биржи обязаны:

идентифицировать клиента или других заинтересованных лиц в проведении данной операции в соответствии с законодательством;

изучить ранее проводившиеся операции данного клиента в течение прошлого отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, года), если сведения о таких операциях имеются в распоряжении;

определить вид операции и степень ее соответствия целям и видам деятельности клиента - юридического лица, закрепленным в его учредительных документах;

определить вид операции и степень ее соответствия видам деятельности клиента - физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, указанную в его свидетельстве о государственной регистрации.


19. Идентификация клиента - физического лица осуществляется на основании документа (паспорта или приравненного к нему документа), удостоверяющего личность. В случае если физическое лицо является индивидуальным предпринимателем, должно быть изучено также его свидетельство о государственной регистрации.


20. При идентификации клиента - юридического лица члены биржи должны проверить соответствующие документы о государственной регистрации, сведения об организационно-правовой форме, местонахождении, руководителях, а также сведения, указанные в учредительных документах.


21. В целях более тщательного изучения клиента - юридического лица необходимо уделять особое внимание:

оформлению учредительных документов (включая все зарегистрированные изменения и дополнения) клиента и документов, подтверждающих государственную регистрацию клиента;

структуре органов управления клиента и их полномочиям;

размеру зарегистрированного уставного фонда (капитала) клиента.


22. Член биржи обязан проверять представляемую клиентом информацию посредством:

использования сведений о клиенте, полученных от государственных органов и других организаций;

изучения взаимоотношений клиента с другими членами биржи;

сбора информации о деловой репутации клиента.


23. В процессе идентификации юридических и физических лиц должны предприниматься обоснованные и доступные меры по идентификации бенефициарных собственников клиента, в том числе путем изучения структуры собственности клиента.

Сведения, полученные в результате надлежащей проверки и идентификации клиентов, должны обновляться исходя из значимости и рисков и при наличии изменений в сведениях клиента, но не реже одного раза в год в случаях, когда член биржи оценивает риск как высокий, в иных случаях не реже одного раза в два года.

23-1. В случае, если принятие мер по надлежащей проверке клиента в отношении существующего клиента, по которому имеются обоснованные подозрения в его причастности к легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, может привести к тому, что клиент будет осведомлен о принятии в отношении него мер по надлежащей проверке клиента, допускается направление сообщения о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган без принятия мер по надлежащей проверке клиента.

24. Член биржи отказывает клиентам в совершении операций при непредставлении ими документов, необходимых для идентификации.



IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА УРОВНЯ РИСКА

25. Член биржи должен принимать меры по определению, оценке и снижению уровня риска совершения клиентами операций в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее - уровень риска).

Уровень риска определяется и оценивается ответственным сотрудником ежегодно на основании представленной клиентом информации с учетом видов операций, совершаемых клиентом, критериев, определенных настоящими Правилами, и результатов надлежащей проверки клиента и других необходимых сведений.

Результаты оценки рисков должны оформляться в письменном виде и представляться в специально уполномоченный государственный орган или Комитет по конкуренции.

25-1. Комитет по конкуренции совместно с биржами не реже одного раза в год, а также при изменениях в биржевой торговле или законодательстве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения изучает уровень возможных рисков в деятельности членов бирж.

26. К категории высокого уровня риска член биржи обязан отнести клиентов, отвечающих изначально следующим критериям, и проявлять в отношении них повышенное внимание:

лица, включенные в Перечень либо находящиеся под контролем лица, включенного в Перечень, либо прямо или косвенно являющиеся собственником или контролирующие организацию, включенную в Перечень;

лица, постоянно проживающие, находящиеся или зарегистрированные в государстве (на территории), не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, либо в оффшорной зоне;

резиденты и нерезиденты, имеющие счета в оффшорных зонах;

организации и индивидуальные предприниматели, фактическое местонахождение которых не соответствует сведениям, указанным в учредительных или регистрационных документах;

организации и индивидуальные предприниматели, период деятельности которых не превышает одного квартала финансового года;

организации, бенефициарным собственником которых является лицо, указанное в абзацах втором и третьем настоящего пункта;

клиенты, осуществляющие подозрительные операции на систематической основе (более двух раз в течение трех месяцев подряд);

публичные должностные лица, члены их семей и лица, близкие к публичным должностным лицам.

27. При установлении высокого уровня риска член биржи должен принимать усиленные меры по надлежащей проверке клиента и осуществлять постоянный мониторинг совершаемых им операций.


28. Если работа с клиентами не связана с высоким уровнем риска, то данные клиенты относятся к категории клиентов с низким уровнем риска.


29. По мере изменения характера проводимых клиентом операций член биржи при необходимости должен пересматривать уровень риска работы с ним.

Члены биржи должны уделять повышенное внимание всем сложным, необычно крупным операциям, а также всем необычным схемам совершения операций, не имеющим явной экономической или видимой законной цели.

29-1. Члены биржи должны принимать меры по недопущению использования технологических достижений в целях легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирования терроризма или финансирования распространения оружия массового уничтожения. В этих целях члены биржи должны определять и оценивать уровни риска, которые могут возникнуть в связи:

с разработкой новых видов услуг и новой деловой практики;

с использованием новых или развивающихся технологий как для новых, так и для уже существующих видов услуг.

Такая оценка риска должна проводиться до запуска новых видов услуг, деловой практики либо использования новых или развивающихся технологий.

Члены биржи должны принимать соответствующие меры для мониторинга и снижения этих рисков.


V. КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ


30. Операция с денежными средствами или иным имуществом может быть признана подозрительной в следующих случаях:

немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений, запрашиваемых в связи с необходимостью, в том числе о доверителе (если клиент выступает в качестве поверенного);

пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг, а также предложение клиентом необычно высокого вознаграждения, заведомо отличающегося от обычно оплачиваемого при оказании такого рода услуг на бирже;

наличие нестандартных или сложных положений по порядку проведения расчетов по биржевой операции, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом или от обычной биржевой практики;

предложение клиентом осуществить возврат своих денежных средств по расторгнутым биржевым сделкам третьим лицам или на счета в банках-нерезидентах;

неоправданная задержка в предоставлении клиентом документов и информации или предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить, либо данная проверка является слишком дорогостоящей;

излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении совершаемой сделки на бирже;

необоснованная поспешность в проведении определенной операции на бирже, на которой настаивает клиент;

если сумма депонированных клиентом денежных средств, внесенных в наличной форме, в течение одного или тридцати дней превышает сумму, эквивалентную 1000-кратному размеру базовой расчетной величины;

совершение единичных операций по купле-продаже клиентами на сумму более 1000-кратного размера базовой расчетной величины с оплатой наличными денежными средствами;

проведение операций по переуступке денежных средств, аккумулированных на индивидуальных номерах пользователей (далее - ИНП) в расчетно-клиринговых палатах бирж, между резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан на сумму, превышающую в эквиваленте 1000-кратный размер базовой расчетной величины, как при проведении разовых операций, так и нескольких операций, проведенных в течение трех месяцев;

поручение на открытие ИНП для юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных территориях и в государствах, не участвующих в международном сотрудничестве в области противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

поручение на открытие ИНП гражданами Республики Узбекистан по доверенностям иностранных организаций;

заключение биржевых сделок по оказанию услуг или выполнению работ на сумму, превышающую 1000-кратный размер базовой расчетной величины;

невозможность завершения идентификации или получение по результатам надлежащей проверки данных, указывающих на нецелесообразность установления с пользователем деловых отношений;

совершение сделок, по итогам которых владельцы денежных средств или иного имущества не меняются, но создается впечатление об активности данных участников биржевых торгов;

наличие признаков манипулирования ценами на биржевых торгах, установленных в правилах биржевой торговли;

заключение в течение 30 дней биржевых сделок на покупку товаров на сумму, превышающую 5000-кратный размер базовой расчетной величины;

заключение биржевых сделок на покупку товаров на сумму, превышающую 2500-кратный размер базовой расчетной величины клиентом, период деятельности которого не превышает одного квартала финансового года;

поручение на проведение биржевой операции от клиента, расположенного в другом регионе;

несоответствие операции характеру и виду деятельности клиента;

во всех иных случаях, при наличии обоснованных подозрений на причастность проводимых операций для целей легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

30-1. Члены бирж могут применять методические рекомендации по раннему выявлению подозрительной операции, разрабатываемые Комитетом по конкуренции по согласованию со специально уполномоченным государственным органом.

31. Признание операции подозрительной осуществляется в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа, проводимого с использованием критериев подозрительности, установленных настоящими Правилами, а также в зависимости от риска, определяемого типом клиента, его репутацией, характером деловых отношений, основаниями, целями, размером и видом сделки, схемой ее совершения и на основании других обстоятельств, имеющих значение для правильного определения подозрительности операций.


32. Члены биржи при проведении операций обязаны сверять идентификационные данные их участников с Перечнем.

Операция с денежными средствами или иным имуществом безотлагательно и без предварительного уведомления подлежит приостановлению и (или) денежные средства и иное имущество замораживанию в случаях, если:

установлено полное совпадение всех идентификационных данных клиента или одного из участников операции с лицом, включенным в Перечень;

один из ее участников действует от имени или по поручению лица, включенного в Перечень;

денежные средства или иное имущество, используемые для проведения операции, полностью или частично принадлежат лицу, включенному в Перечень;

юридическое лицо - участник операции, находится в собственности или под контролем физического или юридического лица, включенного в Перечень.

При приостановлении операции и (или) замораживании денежных средств или иного имущества лица, включенного в Перечень, члены биржи обязаны направить сообщение об этом в специально уполномоченный государственный орган.

Члены биржи возобновляют проведение приостановленной операции и предоставляют доступ к замороженным денежным средствам и иному имуществу в порядке, установленном Положением о порядке приостановления операций, замораживания денежных средств или иного имущества, предоставления доступа к замороженному имуществу и возобновления операций лиц, включенных в перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения (рег. N 3327 от 19 октября 2021 года).

32-1. Сообщению в специально уполномоченный государственный орган подлежат операции, если одной из ее сторон является лицо, постоянно проживающее, находящееся или зарегистрированное в государстве, не участвующем в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

33. В случае признания операции клиента подозрительной член биржи принимает решение о дальнейших действиях в отношении клиента, в том числе:

сообщении о подозрительной операции в специально уполномоченный государственный орган;

необходимости уделения особого внимания к проведению операций с клиентом;

прекращении отношений с клиентом в соответствии с законодательством или заключенным с ним договором.


34. Сообщения о подозрительных операциях передаются членом биржи в специально уполномоченный государственный орган не позднее одного рабочего дня с момента признания операции подозрительной согласно форме, утверждаемой Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Информация о каждом сообщении касательно подозрительной операции заносится в специальный журнал, который ведется ответственным лицом в бумажном и (или) электронном виде.


35. Член биржи должен также незамедлительно сообщать в специально уполномоченный государственный орган любую информацию, которая может подтвердить или снять подозрения с соответствующей операции.


VI. ОФОРМЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ,

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ


36. По операциям, подлежащим сообщению в специально уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и настоящими Правилами, документально оформляются:

вид операции и основания ее совершения;

дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;

сведения, необходимые для идентификации представителя (поверенного) физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операциям с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.


36-1. В целях ограничения доступа ко всем документам (перепискам с Комитетом по конкуренции и специально уполномоченным государственным органом, в том числе бумажным и электронным копиям переданных сообщений, бумажным и электронным анкетам клиентов, журналам и др.), использованным в деятельности ответственного сотрудника, такие документы и их опись должны храниться непосредственно этим сотрудником в специально обустроенном помещении или в несгораемом и опечатываемом сейфе.

36-2. Электронные версии документов должны архивироваться программным способом, записываться на электронные носители информации и храниться ответственным сотрудником вместе с их описью в несгораемом и опечатываемом сейфе.

37. Члены бирж обязаны хранить информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационные данные и материалы по надлежащей проверке клиентов, включая деловую переписку и результаты любых проведенных анализов, в течение сроков, установленных законодательством, но не менее пяти лет после осуществления операции или прекращения отношений с клиентами.

Информация о клиенте, полученная в процессе надлежащей проверки клиента, указывается в анкете клиента согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.

37-1. Биржи могут хранить электронные копии всех документов при соблюдении требований по их неразглашению и сроков хранения.

38. Члены бирж ограничивают доступ к информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, обеспечивают ее нераспространение и не вправе информировать юридических и физических лиц о предоставлении сообщений об их операциях в специально уполномоченный государственный орган.

38-1. Информация по надлежащей проверке клиента, в том числе из анкеты клиента, может быть передана третьим сторонам по их запросу.

39. Члены бирж обеспечивают неразглашение (либо использование в личных целях или интересах третьих лиц) их сотрудниками информации, полученной в процессе выполнения ими функций по внутреннему контролю.


39-1. Настоящие Правила, а также иные документы, регламентирующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, должны быть доведены до сведения всех сотрудников биржи и членов бирж.


VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


40. Мониторинг и контроль за соблюдением биржами требований настоящих Правил осуществляется Комитетом по конкуренции и специально уполномоченным государственным органом.

Мониторинг и контроль за соблюдением членами бирж требований настоящих Правил осуществляется биржами и специально уполномоченным государственным органом.

Биржи, в рамках своих полномочий, устанавливают и принимают меры в отношении членов биржи, нарушивших требования настоящих Правил.

Требования, установленные настоящими Правилами, также распространяются на иностранные структуры без образования юридического лица.

40-1. Мониторинг эффективности системы внутреннего контроля члена биржи осуществляется службой внутреннего аудита или внешним аудитом.

41. Лица, виновные в сокрытии фактов нарушений законодательства в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в установленном законодательством порядке.

42. Настоящие Правила согласованы с Узбекской Республиканской товарно-сырьевой биржей, Республиканской универсальной агропромышленной биржей, Республиканской биржей недвижимости, Ташкентским городским муниципальным биржевым центром.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации физических лиц



1. Фамилия, имя и отчество.


2. Дата и место рождения.


3. Данные о гражданстве.


4. Персональный идентификационный номер физического лица или идентификационный номер налогоплательщика.


5. Место постоянного и (или) временного проживания.


6. Паспорт гражданина или документ, удостоверяющий его личность (серия и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ).


7. Номер мобильного телефона (если имеется).






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

необходимая при идентификации юридических

лиц и индивидуальных предпринимателей



1. Информация, необходимая при идентификации юридических лиц:

а) полное, а также сокращенное наименование, если оно указано в свидетельстве о государственной регистрации;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) местонахождение (почтовый адрес), а также адрес зарегистрированного офиса и адрес головного офиса, если он отличается от первого;

д) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации;

е) информация об имеющихся лицензиях на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию: вид деятельности, номер и дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия;

ж) данные об идентификации физических лиц, имеющих право подписи или физического лица, действующего от имени юридического лица;

з) информация об учредителях (крупных акционерах, участниках) и об их долевом участии в уставном фонде (капитале) юридического лица;

и) информация о величине зарегистрированного и оплаченного уставного фонда (капитала);

к) информация об органах управления юридического лица (структура и персональный состав органов управления юридического лица);

л) номера телефонов.


2. Информация, необходимая при идентификации индивидуальных предпринимателей:

а) информация, предусмотренная приложением N 1 к настоящим Правилам;

б) информация о государственной регистрации: дата, номер, наименование регистрирующего органа;

в) место осуществления деятельности;

г) информация об имеющихся свидетельствах и лицензиях на осуществление видов деятельности: вид деятельности, номер, дата выдачи, кем выдана, срок действия;

д) номера телефонов;

е) другие данные, указанные в свидетельстве о государственной регистрации.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Правилам



ИНФОРМАЦИЯ,

указываемая в анкете клиента



1. Информация, полученная в процессе идентификации клиента, указанная в приложениях NN 1 и 2 к настоящим Правилам.


2. Данные о бенефициарном собственнике клиента.


3. Отметка о том, является ли клиент публичным должностным лицом (членом его семьи или лицом, близким к публичному должностному лицу).


4. Информация об уровне риска, включая обоснование оценки риска.


5. Результаты дополнительных мероприятий, проведенных членом биржи при идентификации клиента.


6. Дата начала отношений с клиентом.


7. Дата заполнения и внесения изменений в анкету клиента.


8. Фамилия, имя, отчество и должность сотрудника, ответственного за работу с клиентом.


9. Подпись сотрудника, заполнившего анкету клиента на бумажном носителе (с указанием фамилии, имени и отчества, должности) или фамилия, имя и отчество, должность сотрудника, заполнившего анкету клиента в электронном виде (с использованием электронной цифровой подписи члена биржи).


10. Иные данные, определяемые внутренними правилами.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2009 г., N 46, ст. 501







































Время: 0.2178
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск