язык интерфейса

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты/ Деятельность отдельных отраслей/ Энерго-, тепло- и водоснабжение. Бытовое обслуживание населения/ Закон Республики Узбекистан от 06.05.1993 г. N 837-XII "О воде и водопользовании"

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

06.05.1993 г.

N 837-XII



О ВОДЕ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ


ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование водных отношений.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, фермерских, дехканских хозяйств и граждан в области водных отношений.



Статья 2. Водное законодательство

Водные отношения в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства.

Водные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.



Статья 2-1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры;


поверхностные воды - воды, расположенные на поверхности земной коры;


мелиоративные объекты - водохозяйственные объекты, способствующие сбору коллекторно-дренажных и поверхностных сбросных вод и их транспортировке за пределы орошаемых земель, включающие в себя коллекторы и коллекторно-дренажную сеть, скважины вертикального дренажа, мелиоративные насосные станции (агрегаты) и наблюдательную сеть;


воды - совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;


водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;


ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;


водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного или водохозяйственного объекта для удовлетворения собственных нужд;

водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;


охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;


водный режим - изменение во времени уровней, скорости, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах;


водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию;


водное хозяйство - отрасль экономики, охватывающая изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод;


водохозяйственный объект - водный объект, на котором осуществляется водохозяйственная деятельность в целях накопления, управления, транспортировки, использования, потребления, отвода и охраны водных ресурсов;


эксплуатационные организации водного хозяйства - водохозяйственные эксплуатационные организации, использующие водохозяйственные объекты (государственные учреждения "Сув етказиб бериш хизмати", управление ирригационных систем, управления магистральных каналов (систем), управления насосных станций и энергетики, мелиоративные экспедиции, управления эксплуатации водохранилищ и крупных гидротехнических сооружений, Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновые управления ирригационных систем при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан);

водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;


водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;


вредное воздействие вод - размыв, разрушение, заиление, заболачивание, засоление и другие негативные явления отдельных природно-хозяйственных объектов и территорий в результате наводнений, затоплений, подтоплений и иных воздействий вод;


плата за доставку воды и другие водохозяйственные услуги - осуществление платежей на договорной основе за оказываемые услуги по доставке воды (за исключением услуг по доставке воды для сельскохозяйственных нужд, предоставляемых эксплуатационными организациями водного хозяйства), предоставляемые водоснабжающими организациями (водохозяйственные эксплуатационные организации, ассоциации водопотребителей и другие), и другие водохозяйственные услуги (ремонт водохозяйственных объектов, внедрение водосберегающих технологий орошения, содействие в использовании приборов управления и учета воды);

трансграничные водные объекты - водные объекты, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;


трансграничные воды - любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах.



Статья 3. Государственная собственность на воды

Воды являются государственной собственностью - общенациональным богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.


Статья 4. Единый государственный водный фонд

Единый государственный водный фонд включает:

ручьи, саи, реки, водохранилища, озера, моря, воды каналов, коллекторно-дренажных сетей, родников, прудов и другие поверхностные воды;

подземные воды, снежные запасы и ледники.

Право на пользование водами из трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов) устанавливается международными договорами Республики Узбекистан.


ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 5. Компетенция Олий Мажлиса Республики Узбекистан

в области регулирования водных отношений

Ведению Олий МажлисаРеспублики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:

принятие законодательных актов о воде и водопользовании, внесение в них изменений и дополнений;

определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и принятие стратегических государственных водохозяйственных программ;

решение других вопросов, относящихся к ведению Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики

Узбекистан в области регулирования водных отношений

Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:

проведение единой государственной политики в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов;

координация деятельности министерств, ведомств, других юридических лиц в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;

установление порядка образования и использования водного фонда, порядка утверждения нормативов водопользования, водопотребления и лимитов водозабора из водного объекта (далее - лимиты водозабора);

обеспечение ведения государственного учета вод и контроля за использованием и охраной их, ведение государственного водного кадастра и водного мониторинга;

разработка мер по предотвращению и ликвидации крупных аварий, бедствий, экологических кризисов и вредного воздействия вод;

установление порядка платы за пользование водными ресурсами, возмещения за загрязнение и истощение водных объектов;

развитие межгосударственных отношений в сфере водного хозяйства;

реализация мер, направленных на развитие водного хозяйства, рациональное использование воды, эффективное использование воды, смягчение негативных последствий дефицита воды, утверждение других программ по воде и водопользованию;

утверждение порядка государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий;

осуществление иных мер, предусмотренных законодательством.


Статья 7. Компетенция органов государственной власти

на местах в области регулирования водных отношений

Ведению органов государственной власти на местах в области регулирования водных отношений подлежат:

определение основных направлений использования и охраны водных ресурсов на своей территории;

обеспечение законности и правопорядка в области регулирования использования и охраны водных ресурсов;

утверждение лимитов водозабора для сельскохозяйственных нужд водопотребителей в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

учет и оценка состояния водных объектов, контроль за использованием и охраной вод, соблюдением установленных лимитов водозабора, ведением водопользователями учета использования вод;

содействие в формировании и утверждении адресных списков внедрения водосберегающих технологий орошения, а также в их реализации;

обеспечение соблюдения прав и законных интересов ассоциаций водопотребителей, содействие в реализации мероприятий по ремонту и восстановлению оросительной и коллекторно-дренажных сетей и доставке воды приусадебным участкам;

проведение мероприятий по сохранению и улучшению состояния водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия а также загрязнения вод, восстановление объектов, поврежденных в результате аварий, паводков, селей и стихийных бедствий;

регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством.


ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

И  КОНТРОЛЬ  В  ОБЛАСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ВОД

Статья 8. Государственное управление в области

использования вод

Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.

Специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод являются Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) в пределах их компетенции.


Статья 9. Государственный контроль

за использованием и охраной вод

Задача государственного контроля за использованием и охраной вод - обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, фермерскими и дехканскими хозяйствами и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.

Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.

Статья 10. Участие ассоциаций водопотребителей, других

негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан

в осуществлении мероприятий по рациональному использованию,

охране вод и водных объектов

Ассоциации водопотребителей, другие негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими уставами и граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов. Государственные органы при проведении этих мероприятий могут учитывать предложения ассоциаций водопотребителей, других негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан.



ГЛАВА IV. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,

СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ

ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ

ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 11. Условия размещения, проектирования,

строительства, реконструкции, ремонта, восстановления

и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений

и других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, восстановлении и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, а также благоприятный режим отвода коллекторно-дренажных и сточных вод. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.

Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны составляться с учетом возможностей пользования водными объектами для отдыха и спорта.



Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства,

реконструкции и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений

и других объектов на рыбохозяйственных водоемах

При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с соблюдением требований статьи 15 настоящего Закона, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие компенсацию ущерба, наносимого рыбным запасам, другим водным животным и растениям и условиям для их сохранения, восстановления и воспроизводства.



Статья 13. Определение мест строительства, реконструкции,

ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов

Определение мест строительства, реконструкции, ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, согласовывается с организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, а также с другими заинтересованными организациями в соответствии с законодательством.



Статья 14. Согласование и государственная экспертиза

проектов   строительства,   реконструкции,    ремонта

и восстановления предприятий, сооружений и других

объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами, а также проходят государственную экспертизу в соответствии с законодательством.

Проекты по ремонту и восстановлению мелиоративных объектов проходят государственную экспертизу в установленном законодательством порядке.

Не допускается проектирование, строительство и реконструкция прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение и безотходную технологию.



Статья 15. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий,

сооружений и других объектов, влияющих на состояние

вод и водных объектов

Запрещается ввод в эксплуатацию:

новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод, а также оказывающих отрицательное воздействие на состояние вод и водных объектов;

оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;

осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;

водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;

гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;

групповых водозаборов без утвержденных запасов подземных вод;

буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны.

Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.


Статья 16. Согласование проектов строительства,

реконструкции, ремонта и восстановления мостов,

переходов и других транспортных коммуникаций

через водные объекты

Проекты строительства и реконструкции мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты подлежат согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по контролю и надзору за безопасностью водохозяйственных объектов, Министерством по чрезвычайным ситуациям и в необходимых случаях с органами энергетики, по архитектуре и строительству, Министерством транспорта Республики Узбекистан (в части речного транспорта), а также должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, предупреждение их вредного воздействия.

Проекты по ремонту и восстановлению мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами водного хозяйства, а также с другими органами в соответствии с законодательством и должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения и засорения вод.


ГЛАВА V. ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ

НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ,

ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ И ЗОНАХ САНИТАРНОЙ

ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 17. Порядок производства работ на водных

объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах

и зонах санитарной охраны водных объектов

Строительные, ремонтные, восстановительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и иные работы на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющие на состояние вод и водных объектов, производятся в соответствии с законодательством.

Работы, влияющие на состояние вод и водных объектов, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе научно обоснованных норм и правил с учетом интересов сельского и водного, энергетического, рыбного, лесного, бытового и коммунального хозяйств.



ГЛАВА VI. ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ВОДОПОТРЕБИТЕЛИ

И ОБЪЕКТЫ ИХ ПОЛЬЗОВАНИЯ

Статья 18. Водопользователи

Водопользователями могут быть эксплуатационные организации водного хозяйства, ассоциации водопотребителей, предприятия коммунально-бытовой сферы, гидроэнергетики, иные предприятия, учреждения, организации, граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.



Статья 18-1. Водопотребители

Водопотребителями могут быть предприятия, учреждения, организации, фермерские и дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.


Статья 18-2. Ассоциации водопотребителей

Ассоциации водопотребителей создаются преимущественно по гидрографическому принципу или иным условиям, обеспечивающим рациональное управление и использование водных ресурсов.

Учредителями ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские хозяйства, дехканские хозяйства с образованием юридического лица, а также другие водопотребители - юридические лица.

Членами ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские и дехканские хозяйства, органы самоуправления граждан, а также другие водопотребители.

Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими эксплуатационными организациями водного хозяйства и иными юридическими и физическими лицами

...