ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Международные отношения / Международные документы регионального характера / СНГ / Транспорт / Автомобильный /

Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств-участников СНГ на 2008-2015 годы (Утверждена Решением СГП СНГ от 23 мая 2008 г.)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

УТВЕРЖДЕНА

Решением Совета глав правительств СНГ

о Концепции повышения эксплуатационной надежности

мостовых сооружений на автомобильных дорогах

государств-участников СНГ на 2008-2015 годы

от 23 мая 2008 года



КОНЦЕПЦИЯ

повышения эксплуатационной надежности

мостовых сооружений на автомобильных дорогах

государств-участников СНГ на 2008-2015 годы



Основные термины и определения

1. Основные принципы концепции

2. Целевые показатели

3. Идеология и методическая основа

Приложение 1. Международные

автомобильные дороги СНГ

Приложение 2. Дополнительная информация

к потребительским свойствам мостов

на дорогах СНГ

Приложение 3. Значения износов элементов

мостового полотна при различных дефектах

Приложение 4. Пример определения целевых

показателей для планирования объемов работ

             


ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Грузоподъемность - характеристика сооружения, определяемая максимальной временной подвижной нагрузкой определенного вида, воздействие которой является безопасным для несущих конструкций при расчете по первому предельному состоянию. Для эксплуатируемых сооружений характеризуется предельной массой транспортного средства.


Долговечность - свойство объекта сохранять (с учетом выполненных работ по содержанию и ремонту) работоспособное состояние в течение определенного времени. Характеризуется показателями работоспособности и срока службы.


Износ - снижение показателей состояния элементов мостового сооружения (физический износ) или появление несоответствия сооружения возросшим за период эксплуатации требованиям к потребительским свойствам (моральный износ).


Остаточный ресурс (остаточный срок службы) - календарная продолжительность эксплуатации сооружения от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние (до состояния с предельным износом).


Пропускная способность - максимальное число автомобилей, которое может пропускать данное сооружение за определенное время (обычно - автомобилей в час).


Потребительские свойства моста - характеристики сооружения, определяющие его назначение и качество (долговечность, грузоподъемность, безопасность движения, пропускная способность, архитектурная выразительность).


Работоспособность (работоспособное состояние) - состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют предъявляемым требованиям. Период сохранения работоспособности мостового сооружения соответствует календарной продолжительности его эксплуатации до состояния, при котором сооружение требует ремонта.


Реконструкция - комплекс работ по приведению сооружения в соответствие с изменившимися во времени эксплуатационными характеристиками, прежде всего по ширине проезжей части и грузоподъемности. Работы, включающие частичную или полную замену конструкций.


Ремонт сооружения - комплекс работ, направленный на восстановление и улучшение начальных эксплуатационных характеристик. Основное содержание ремонтных работ - устранение или локализация дефектов и повреждений, замена отдельных элементов.


Срок службы - календарная продолжительность эксплуатации сооружения до состояния, когда восстановление (ремонт) сооружения экономически нецелесообразно, т.е. когда сооружение имеет предельный износ, вследствие чего требуется его замена.



1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНЦЕПЦИИ


1.1. Общие положения

1.2. Цель разработки Концепции

1.3. Требования к потребительским свойствам мостов

на основных автодорожных маршрутах (I группа)

1.4. Требования к потребительским свойствам мостов

на промежуточных автодорожных маршрутах (II группа)

1.5. Требования к потребительским свойствам мостов

на ответвлениях и соединительных дорогах (III группа)

           


1.1. Общие положения


Концепция повышения эксплуатационной надежности мостовых сооружений на автомобильных дорогах государств-участников СНГ на 2008 - 2015 годы (далее - Концепция) основана на положениях Протокола о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1998 года, Меморандума о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в области международных транспортных коридоров от 18 сентября 2003 года и Концепции согласованной транспортной политики государств-участников СНГ на период до 2010 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 15 сентября 2004 года. В частности, в названных документах в качестве приоритетных определены следующие направления сотрудничества:

- развитие транспортной инфраструктуры и унификация ее параметров;

- оснащение международных транспортных коридоров и их инфраструктуры;

- координация деятельности по ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений;

- определение приоритетов, обеспечивающих наиболее эффективное использование финансовых ресурсов в дорожном хозяйстве.

Конкретизируя и дополняя указанные направления положениями, касающимися мостовых сооружений (мосты, путепроводы, эстакады, далее - мосты), учитываются и принятые ранее принципы согласованной дорожной политики, а именно:

- учет специфики и особенностей дорожного хозяйства каждого государства-участника СНГ;

- учет принятых ранее международных договоров государств-участников СНГ.

Эти принципы в полной мере касаются и мостов. Они направлены на обеспечение потребительских свойств мостов, расположенных на автомобильных дорогах, не только относящихся к международным автомобильным дорогам СНГ, но и на дорогах общей сети государств-участников СНГ. К основным потребительским свойствам отнесены грузоподъемность, безопасность и долговечность мостов.

Концепция предусматривает различные подходы по обеспечению потребительских свойств, которые зависят от состояния мостовых сооружений, грузонапряженности международных автомобильных дорог СНГ и возможного увеличения торговых связей с государствами, не входящими в Содружество, тенденций изменений состояния сооружений и уровня финансирования их обслуживания.

В настоящее время состояние мостов в государствах-участниках СНГ различное. В частности, различное количество мостов, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии (от 20 до 70% общего количества сооружений). Парки мостов резко отличаются по долговечности: время эксплуатации без появления дефектов колеблется от 0 до 10 лет, работоспособность сохраняется в течение 10 - 30 лет, велик разброс по срокам службы - от 25 до 90 лет. Различные и условия движения по мостам дорог СНГ: количество мостов, на которых не обеспечиваются расчетные скорости, колеблется в разных государствах от 20 до 80% общего количества мостов. Количество мостов с недостаточной грузоподъемностью составляет 15 - 75% сооружений.

Неблагоприятная, а в некоторых случаях опасная для участников дорожного движения ситуация с мостами на автомобильных дорогах СНГ сдерживает намеченное совершенствование автомобильных дорог СНГ и развитие торговых связей. Преждевременный выход мостов из строя способствует постоянному увеличению количества сооружений, требующих ремонта или реконструкции, т.е. накоплению "недоремонта". Причем для дорог различных категорий темпы подобного накопления различны, а это означает, что и требования к состоянию мостов на дорогах СНГ должны быть дифференцированы между дорогами различных категории и важности.

Остаются сложными и условия финансирования содержания, ремонта и реконструкции мостов. Постоянный недостаток финансирования, зависящий от возможностей государственного бюджета и дорожных фондов, не позволяет не только достичь нормативного состояния сооружений сети, но и обеспечить безопасный проезд по сооружениям наиболее ответственных направлений (МТК, автомагистрали). При определении приоритетности капитальных вложений в национальных планах финансирования не учитывается пока в должной мере необходимость постоянного поддержания в нормальном состоянии сооружений на дорогах СНГ, и в первую очередь на наиболее важных направлениях, определенных существующим Перечнем международных автомобильных дорог СНГ.

Мосты на автомобильных дорогах СНГ разделены по приоритетности на три группы (Приложение 1) с различными требованиями к потребительским свойствам мостов каждой группы:

I группа - мосты, расположенные на основных автодорожных маршрутах;

II группа - мосты, расположенные на промежуточных автодорожных маршрутах;

III группа - мосты, расположенные на ответвлениях и соединительных дорогах.



1.2. Цель разработки Концепции


Концепция направлена на развитие и совершенствование автомобильных дорог, обеспечивающих международные перевозки грузов и пассажиров между государствами-участниками СНГ, отражает политику СНГ в вопросах совершенствования мостов, улучшения их состояния и затрагивает не только требования к сооружениям, но и вопросы совершенствования их содержания и управления их состоянием.

Цель Концепции - повышение эксплуатационной надежности мостовых сооружений (повышение безопасности движения и долговечности, увеличение грузоподъемности), которое будет способствовать сохранению и развитию традиционных хозяйственных и торговых транспортных связей, существенному повышению качества магистральных дорог, включенных в сеть международных автомобильных дорог СНГ, международные транспортные коридоры. Поскольку международные автомобильные дороги СНГ, и в первую очередь основные маршруты, составляют важнейшую часть национальных транспортных сетей и несут значительную нагрузку внутренних транспортных связей, улучшение состояния мостовых сооружений на этих дорогах представляет национальный интерес, в связи с чем достижение поставленной цели позитивно повлияет на экономику государств-участников СНГ.

Реализация Концепции должна сводиться к постепенному достижению единых требований к потребительским свойствам мостов. При этом предполагается, что в национальных планах и программах по ремонту и реконструкции сооружений на 2008 - 2015 годы в числе приоритетных будут и объекты, находящиеся на международных автомобильных дорогах СНГ.



1.3. Требования к потребительским свойствам мостов

на основных автодорожных маршрутах (I группа)


1.3.1. Грузоподъемность

1.3.2. Безопасность движения

1.3.3. Долговечность

           


1.3.1. Грузоподъемность


Грузоподъемность всех эксплуатируемых мостов, расположенных на дорогах, относящихся к основным маршрутам, должна быть такой, чтобы обеспечить безопасный пропуск в неконтролируемом режиме транспортных средств, соответствующих требованиям Соглашения о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанного главами правительств государств-участников СНГ 4 июня 1999 года. Класс нагрузки для этих сооружений должен поддерживаться на уровне А10 - А11.

Более конкретные требования к грузоподъемности мостов на основных маршрутах вытекают из сопоставления проектных нагрузок для эксплуатируемых мостов с пролетами различной длины и анализа грузопотоков на всех дорогах, связывающих государства-участники СНГ, включая выходы на дальнее зарубежье. В частности, на мостах не должно быть сооружений, класс нагрузки которых ниже указанных в табл. 1.




ТАБЛИЦА 1



Минимальный класс мостов по грузоподъемности

(для мостов дорог I группы)

   

Длина загружения, длина разрезных пролетных строений, м

3

6

12

18

21

33

42

50

63

84

>= 105

Класс по грузоподъемности АК (ед. "К", тс) для 2-полосных мостов

11,0

10,5

10,0

10,0

10,0

10,0

10,0

10,5

11,0

11,0

11,0

То же, для 4 - полосных мостов

11,0

10,0

9,5

9,5

9,5

9,5

9,5

10,0

11,0

11,0

11,0

       


Возможности пролетных строений (без дефектов) различной длины по пропуску тяжелых транспортных средств могут быть определены с использованием Дополнительной информации, приведенной в Приложении 2.

Для новых и реконструируемых сооружений, которые будут строиться на дорогах, относящихся к основным маршрутам, в качестве проектных нагрузок целесообразно принимать большие нагрузки, например, по схемам А14 и НК-100, которые планируется ввести в России, а также А14 и НК-180 - в Казахстане или А15 и НК-100, введенным в Украине. Увеличение проектных нагрузок корреспондируется с современными европейскими требованиями и обеспечивает долговременную эксплуатацию сооружений под современные и перспективные транспортные средства.



1.3.2. Безопасность движения


Безопасность движения по эксплуатируемым мостам на основных маршрутах подразумевает постоянное обеспечение расчетных скоростей как по состоянию элементов мостового полотна (покрытие, сопряжения с подходом, ограждения, деформационные швы), так и по пропускной способности (достаточность габарита) и углам перелома в профиле над опорами.

Мосты на основных маршрутах должны быть оборудованы современными безопасными ограждениями удерживающей способностью от 200 до 600 кДж в зависимости от категории дороги и сложности условий движения по ней, наличия или отсутствия тротуаров <*>.


_________

<*> За основу для разработки национальных стандартов или стандарта СНГ может быть принят Российский национальный стандарт ГОСТ Р N 52289-2004.



Для мостов дорог I - III категорий, имеющихся на дорогах I группы, минимальные значения энергоемкости приведены в табл. 2.




ТАБЛИЦА 2


Минимальная энергоемкость ограждений на мостах <*>, кДж


__________

<*> Интервал приведен для различных по сложности условий движения.

   

Категория дороги

При наличии тротуара

Без тротуаров

I (6 полос движения)

350 - 500

400 - 550

Iа и Iб (4 полосы движения)

300 - 450

350 - 500

II

250 - 350

300 - 400

III

200 - 300

250 - 350

     


Углы переломов, вызванные длительными деформациями (прогибами) пролетных строений над опорами, не должны превышать 8 промилле (мосты на дорогах I - III категорий).

Габариты мостов должны обеспечивать движение с расчетными скоростями, т.е. иметь соответствующую ширину проезжей части и нормированные для этой проезжей части полосы безопасности. При этом в отдельных случаях допускается иметь уменьшенную ширину полосы безопасности при наличии соответствующего обоснования (например, в случаях, когда на 20-летнюю перспективу интенсивности не превысят расчетных значений).

Минимальные значения габаритов на дорогах различной категории с различной суточной интенсивностью приведены в табл. 3.




ТАБЛИЦА 3


Минимальные допустимые габариты для мостов I группы

    

Категория дороги

Интенсивность в

физических единицах,

а/с

Минимальный габарит,

м

I (4 полосы движения)

<= 15000

17,0


20000

18,0


> 20000

19,0

II

<= 6000

9,5


10000

10,0


> 10000

11,5

III

<= 2500

9,0


4000

9,5


> 4000

10,0

    


Сооружения, габариты которых не отвечают указанным требованиям, включаются в национальные планы по ремонту или реконструкции в качестве приоритетных.



1.3.3. Долговечность


Долговечность (длительное сохранение грузоподъемности и безопасности) сооружений обеспечивается за счет регулярных и выполняемых в полном объеме работ, в основном по уходу и профилактике при содержании. Под уходом понимают постоянную работу по поддержанию сооружения в нормальном состоянии (нормативная работа) за счет фиксированных средств (из бюджета на содержание) в объеме 0,3 - 0,4% °С , где °С - базовая стоимость строительства моста в существующих размерах. Указанные размеры финансирования обеспечивают безопасную эксплуатацию сооружений до ремонта в течение 30 - 35 лет. Снижение нормативных затрат по ходу до уровня 0,2 - 0,3% °С уменьшает доремонтный период эксплуатации на 10 лет.

Под профилактикой понимают работы с малой периодичностью (2 - 5 лет) по устранению появляющихся дефектов без изменения режима движения по мосту <*>.


_________

<*> Затраты на профилактику мостового сооружения могут составлять 1 - 1,5% °С . С учетом периодичности работ годовые затраты на профилактику целесообразно держать на уровне 0,3% °С .



1.4. Требования к потребительским свойствам мостов

на промежуточных автодорожных маршрутах (II группа)


1.4.1. Грузоподъемность

1.4.2. Безопасность движения

1.4.3. Долговечность

               


1.4.1. Грузоподъемность


Грузоподъемность эксплуатируемых мостов на дорогах, относящихся по приоритетности ко II группе, должна быть такой, чтобы обеспечить безопасный пропуск в неконтролируемом режиме транспортных средств с массой, определенной названным Соглашением о массах и габаритах транспортных средств. Минимальный класс мостов по грузоподъемности представлен в табл. 4.




ТАБЛИЦА 4



Минимальный класс мостов по грузоподъемности

(2-полосные мосты для дорог II группы)

   

Длина загружения, длина разрезных пролетных строений, м

3

6

12

18

21

33

42

50

63

84

>=105

Класс по грузоподъемности АК (ед. "К", тс)

10,5

10,0

9,0

9,0

9,0

9,0

9,5

10,0

10,0

10,0

...
Время: 0.0099
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск