язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Международные отношения/ Международные документы регионального характера/ СНГ/ Образование и функционирование СНГ/ Общие вопросы/ Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (Одобрена Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 г.)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ОДОБРЕНА

Решением Совета глав государств

Содружества Независимых Государств

от 5 октября 2007 года



КОНЦЕПЦИЯ

дальнейшего развития Содружества

Независимых Государств



Преамбула

              

I. Общие положения

              

II. Основные цели Содружества

             

III. Общее видение путей достижения целей СНГ

            

IV. Приоритетные направления деятельности Содружества

          

V. Механизмы функционирования Содружества и его

организационное совершенствование

           

План основных мероприятий по реализации

концепции дальнейшего развития СНГ



Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (далее - Концепция) представляет собой совокупность согласованных взглядов государств-участников Содружества, отражающих их общее видение СНГ, цели и направления его эволюции.

Государства - участники Содружества Независимых Государств подтверждают приверженность принципам, зафиксированным в Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, Протоколе к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств от 21 декабря 1991 года, Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 года и Уставе Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 года, которые сохраняют свое значение и в современных условиях.

Опираясь на эти принципы, они будут взаимодействовать в соответствии со своими реальными практическими потребностями и эффективно обеспечивать национальные интересы каждого государства - участника Содружества.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Содружество Независимых Государств - это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.

СНГ представляет собой важный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров в целях согласования и реализации в рамках Содружества направлений многостороннего сотрудничества.


1.2. Содружество Независимых Государств играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия двенадцати суверенных государств в различных сферах.

Ограниченное участие отдельных государств - участников СНГ в деятельности его органов и принимаемых документах, обусловленное особенностями национальных интересов, воспринимается в Содружестве с пониманием и уважением. Это не будет препятствовать рассмотрению государствами - участниками СНГ всех вариантов дальнейшего развития Содружества.


1.3. Влияние процессов глобализации, повышение значения регионального сотрудничества и интеграции как фактора обеспечения стабильности и процветания государств в современном мире, а также появление новых рисков и вызовов диктуют государствам - участникам Содружества потребность во все более тесном взаимодействии.


1.4. Государства -  участники СНГ будут стремиться к увеличению количества проектов и программ, в реализации которых заинтересованы все государства Содружества и которые призваны служить обеспечению их суверенитета и национальных интересов.

Наряду с этим в Содружестве реализуются разноуровневые и разноформатные модели взаимодействия, учитывающие специфику национальных интересов и внешнеполитического курса государств - участников СНГ.


1.5. При принятии решений в рамках СНГ сохраняется принцип консенсуса.



II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СОДРУЖЕСТВА


2.1. Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.


2.2. Государства - участники Содружества придерживаются ценностей, зафиксированных в Уставе ООН. В современных условиях Содружество представляет собой инструмент недопущения на пространстве СНГ межцивилизационных конфликтов, что возлагает особую ответственность на государства - участники Содружества. Сотрудничество в рамках СНГ основывается на уважении общечеловеческих гуманистических ценностей, являющихся основой для противодействия идеологии экстремизма, нетерпимости и терроризма, которые угрожают стабильности не только государств - участников Содружества, но и мира в целом.


2.3. Исходя из объективных интересов государств - участников СНГ в создании благоприятных условий для дальнейшего развития национальных экономик и обеспечения безопасности, укрепления благосостояния граждан, вовлечения в мировые политические и экономические процессы, следует определить в кратко- и среднесрочной перспективах следующие основные цели развития СНГ:

- поддержание социально-экономической стабильности и международной безопасности;

- укрепление добрососедских отношений между государствами - участниками СНГ, основанных на уважении интересов друг друга;

- повышение конкурентоспособности государств-участников, обеспечение вхождения в мировое хозяйство в целях достижения прогресса и процветания на пространстве Содружества и в государствах-участниках СНГ;

- достижение максимальной эффективности в совместном решении проблем, порождаемых глобализацией, использование ее преимуществ;

- повышение уровня жизни и благосостояния граждан государств - участников СНГ;

- способствование вхождению каждого государства - участника СНГ во Всемирную торговую организацию;

- противодействие традиционным и новым угрозам и вызовам;

- развитие сотрудничества в гуманитарной сфере;

- реализация основополагающих международных принципов и стандартов в области демократии и прав человека;

- дальнейшее сближение национальных законодательств государств - участников Содружества в различных сферах многостороннего сотрудничества на основе общепризнанных принципов и норм международного права;

- обеспечение эффективной диалоговой площадки на всех уровнях для реализации перечисленных выше целей и подготовки Содружества к новым этапам углубленного сотрудничества.



III. ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ ПУТЕЙ

ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СНГ


3.1. При выработке путей дальнейшего развития СНГ государства-участники исходят из необходимости сохранения достигнутого и укрепления имеющегося позитивного опыта. Необходимы постепенность и поэтапность в достижении качественно нового уровня взаимодействия. На каждом этапе на Содружество будет возлагаться тот объем работы, с которым оно может успешно справиться в интересах всех государств-участников. При этом будет сохранен многопрофильный характер СНГ, не ограниченный отдельными областями сотрудничества. Будет обеспечено гармоничное развитие всех имеющихся и новых областей взаимодействия.

Государства-участники будут гибко подходить к временным ориентирам и конкретным формам развития СНГ, учитывать интересы и взгляды всех партнеров.


3.2. Повышение эффективности деятельности Содружества будет основной задачей наступающего этапа развития СНГ. Потребуется выход на единое понимание по вопросам правового статуса решений органов СНГ, обеспечения выполнения государствами взятых обязательств, мониторинга их реализации.


3.3. Постоянное реформирование органов СНГ должно быть заменено адаптацией их структур, форм и методов работы к новым задачам Содружества.


3.4. Важным условием успешного развития СНГ будет урегулирование имеющихся в нем конфликтов на основе укрепления взаимного доверия и принципов и норм международного права.


3.5. Объективной потребностью для решения задач Содружества является учет мирового опыта развития, налаживание контактов и взаимовыгодного сотрудничества с другими региональными организациями и интеграционными объединениями.



IV. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДРУЖЕСТВА


4.1. Приоритетом СНГ сегодня является экономическое сотрудничество. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств - участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития государств Содружества.

Экономические связи на пространстве СНГ должны основываться на рыночных принципах, взаимном уважении и взаимной выгоде. Экономической целью СНГ на современном этапе должно стать завершение формирования зоны свободной торговли и дальнейшее ее совершенствование согласно принципам, правилам и нормам ВТО.

Необходимы комплексные действия в данной сфере и выработка Стратегии экономического развития СНГ, механизма экономического сотрудничества государств - участников СНГ с выделением приоритетов, направленных на содействие развитию национальных экономик, тесное сотрудничество во взаимовыгодных сферах экономики, создание принципиально новой инвестиционной и технической базы производства, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в экономике, усиление научно-технического потенциала государств Содружества.

При этом основная роль должна отводиться деятельности по следующим приоритетным направлениям:

- завершение введения полномасштабного режима свободной торговли;

- либерализация условий и дальнейшее развитие взаимной торговли, отмена действующих ограничений и изъятий из режима свободной торговли, в том числе касающихся импорта сырья и экспорта готовой продукции, в целях обеспечения свободного доступа товаров национальных производителей на рынки государств - участников СНГ;

- разработка согласованной линии относительно использования энергетических ресурсов и транспортных услуг, развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной продукции;

- развитие взаимодействия в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров на пространстве СНГ; повышение эффективности тарифной политики и устранение влияния на национальном уровне фискально-административных барьеров при осуществлении международных грузовых перевозок; повышение уровня взаимодействия между различными видами транспорта при транзитных перевозках; гармонизация национальных систем организации воздушного движения государств СНГ в соответствии с нормами и требованиями международных организаций гражданской

...