ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Земля и иные природные ресурсы. Охрана окружающей среды / Вода, водопользование и водное хозяйство / Водное хозяйство. Водохозяйственные и гидротехнические сооружения и объекты /Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений и государственной экспертизе декларации безопасности (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 16.11.1999 г. N 499)
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Постановлению КМ РУз
от 16.11.1999 г. N 499
о декларировании безопасности
гидротехнических сооружений
и государственной экспертизе
декларации безопасности
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О безопасности гидротехнических сооружений", определяет содержание, порядок составления деклараций безопасности гидротехнических сооружений (далее именуется - декларация безопасности) и осуществления их государственной экспертизы.
2. Декларация безопасности гидротехнических сооружений - документ, обосновывающий безопасность гидротехнических сооружений.
3. Декларация безопасности особо важных гидротехнических сооружений по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Республики Узбекистан, представляется для экспертизы в Инспекцию по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием (далее - специальный уполномоченный государственный орган).
4. Декларация безопасности гидротехнических сооружений составляется в период эксплуатации, реконструкции, ремонта, а также консервации, ликвидации гидротехнических сооружений - эксплуатирующими организациями, а при вводе в эксплуатацию гидротехнических сооружений - организациями-заказчиками (далее - декларанты).
К составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений привлекаются высококвалифицированные и опытные специалисты и специализированные организации.
5. Декларация безопасности гидротехнических сооружений составляется в 3-х экземплярах, которые хранятся у специального уполномоченного органа, эксплуатирующей организации, территориальных управлений специального уполномоченного органа.
6. Декларация безопасности гидротехнических сооружений должна отвечать следующим требованиям:
- полноты и обеспечения достоверности представляемой информации;
- всестороннего и полного выявления опасностей аварий и повреждений;
- обоснованности применяемых подходов и методов анализа опасностей и риска;
- полноты и достоверности выполненных расчетов по анализу опасностей, всестороннего полного учета всех факторов, влияющих на результаты расчетов;
- достаточности планируемых мер безопасности и их соответствия положениям действующих нормативных и правовых документов.
7. При разработке декларации безопасности следует учитывать требования Закона Республики Узбекистан "О безопасности гидротехнических сооружений" и других нормативных актов.
8. Составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений должны предшествовать осмотр технического состояния сооружения, наблюдения за техническим состоянием сооружения, а для вновь вводимых сооружений используются данные наблюдений строительного периода.
9. Декларация безопасности должна содержать:
а) титульный лист, на котором приводятся следующие сведения: регистрационный номер декларации, гриф утверждения (регистрации) декларации, наименование объекта декларации;
б) общую информацию, включающую данные о ГТС и природных условиях их административного, географического и гидрографического расположения, сейсмических условиях, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями специального уполномоченного государственного органа, основные сведения об эксплуатирующей организации;
в) анализ и оценку безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности и его готовности к недопущению или снижению последствий чрезвычайных ситуаций;
г) результаты наблюдений за техническим состоянием сооружений с определением критериев безопасности гидротехнических сооружений и уровня безопасности сооружения в целом;
д) данные о системе охраны объектов и обеспечение их безопасности в особый период;
е) порядок незамедлительного информирования республиканских и местных органов исполнительной власти, а также других организаций о риске возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях, а также населения о плане работ и действиях оперативных сотрудников при чрезвычайных ситуациях;
ж) оценку уровня безопасности гидротехнических сооружений, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
з) акт приемки государственной комиссии законченного строительством ГТС;
и) сведения о балансовой стоимости гидротехнических сооружений, водоохранных зонах, прибрежных полосах, а также санитарных охранных зонах и санитарно-защитных территориях гидротехнических сооружений.
В составе декларации безопасности гидротехнических сооружений должны содержаться следующие дополнительные сведения:
а) справка о состоянии ГТС с актом обследования;
б) план размещения водоема гидротехнических сооружений, сооружений с прилегающими территориями, попадающими в зону затопления;
в) схема экономических сетей, расположенных на данном водотоке;
г) линейная схема каналов;
д) чертежи характерных продольных и поперечных разрезов по основным ГТС;
е) схема размещения контрольно-измерительного оборудования и точек наблюдения на основных ГТС;
ж) план инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ГТС.
10. Декларация безопасности гидротехнических сооружений подписывается руководителем эксплуатирующей организации. Руководители эксплуатирующей организации и организации-заказчика (декларанты) несут персональную ответственность за полноту и достоверность информации, представленной в декларации безопасности гидротехнических сооружений.
11. Декларация безопасности гидротехнических сооружений представляется декларантом в специальный уполномоченный государственный орган не реже одного раза в 5 лет, а также по решению специального уполномоченного государственного органа или по инициативе декларанта в следующих случаях:
при возникновении опасности снижения уровня обеспечения безопасности и надежной работы гидротехнического сооружения или ограничении имеющихся возможностей для предотвращения чрезвычайных ситуаций - в течение трех месяцев с момента обнаружения опасности;
при изменении действующих требований (норм и правил) в области безопасности гидротехнических сооружений, их приостановке и ликвидации при чрезвычайных ситуациях - в срок не позднее 6 месяцев после введения в действие соответствующих нормативных актов;
за месяц до истечения срока действия декларации безопасности гидротехнических сооружений;
после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ.
14. Специальный уполномоченный государственный орган:
а) устанавливает дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности и методику их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности ГТС различных видов в зависимости от их назначения, класса капитальности, особенности конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности;
б) изучает формы деклараций безопасности;
в) устанавливает график представления деклараций безопасности;
г) принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении декларации безопасности гидротехнических сооружений.
16. Целью государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, в том числе анализ данных, обосновывающих безопасность гидротехнических сооружений, определение степени опасности чрезвычайных ситуаций, достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер нормам и правилам.
17. Организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения, и организации-заказчики (декларанты) представляют декларацию безопасности особо важных гидротехнических сооружений (согласно утвержденному списку) в специальный уполномоченный государственный орган для проведения государственной экспертизы.
Декларация безопасности гидротехнических сооружений рассматривается специальным уполномоченным государственным органом с организацией ее экспертизы.
18. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений проводится за плату, осуществляемую декларантом.
19. Срок проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений не должен превышать 3-х месяцев со дня оплаты декларантом авансовых средств в соответствии с действующим порядком.
20. При проведении государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений специальным уполномоченным государственным органом создается состав экспертов.
20-1. Специальный уполномоченный государственный орган определяет квалификационные требования, предъявляемые к экспертам, и порядок их работы.
20-2. Для проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений в качестве эксперта на договорной основе привлекаются высококвалифицированные и опытные проектировщики и специалисты.
20-3. Экспертами, привлеченными для проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, подготавливается сводное заключение.
21. Сводные заключения по государственной экспертизе декларации безопасности гидротехнических сооружений направляются членам Экспертного совета.
21-1. Члены Экспертного совета после рассмотрения сводных заключений по государственной экспертизе декларации безопасности гидротехнических сооружений представляют секретарю Экспертного совета свои предложения и замечания.
21-2. С учетом предложений и замечаний, представленных членами Экспертного совета, подготавливается проект решения Экспертного совета об утверждении (или об отказе в утверждении) декларации безопасности гидротехнических сооружений.
21-3. Специальный уполномоченный государственный орган рассматривает декларацию безопасности гидротехнических сооружений и заключение экспертов, а также эти документы обсуждаются на заседании Экспертного совета в течение одного месяца со дня поступления специальному уполномоченному государственному органу, после чего принимается соответствующее решение.
21-4. Специально уполномоченным государственным органом на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
22. В случае принятия Экспертным советом отрицательного заключения декларант вправе потребовать проведения повторной государственной экспертизы. Специальный уполномоченный государственный орган рассматривает соответствующее мотивированное заявление декларанта и сообщает ему свое решение в 2-месячный срок со дня поступления заявления, за исключением случаев, указанных в пункте 25 настоящего Положения.
23. Специальный уполномоченный государственный орган рассматривает декларацию безопасности и заключение Экспертного совета и выносит решение об утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в специальный уполномоченный государственный орган.
24. В случае, если при рассмотрении специальным уполномоченным государственным органом декларации безопасности и заключения Экспертного совета выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности, специальный уполномоченный государственный орган проводит инспекторскую проверку ГТС и рассматривает представленную декларацию безопасности с учетом результатов проверки. При этом срок рассмотрения и утверждения декларации безопасности может быть увеличен до 4-х месяцев.
25. При снижении уровня безопасности ГТС, а также невыполнении мероприятий по обеспечению их безопасности специальный уполномоченный государственный орган вправе сократить срок действия декларации безопасности.
26. Декларация безопасности, утвержденная органом надзора, является основанием для внесения ГТС в государственный кадастр и выдачи этим органом разрешений на эксплуатацию, ввод и вывод из эксплуатации, реконструкцию, консервацию и ликвидацию ГТС.
27. Эксплуатирующие организации могут обжаловать решение специального уполномоченного государственного органа об отказе в утверждении декларации безопасности гидротехнических сооружений в судебном порядке.
28. Специальный уполномоченный государственный орган формирует и ведет базу данных декларации безопасности, контролирует сроки предоставления деклараций безопасности.
28-1. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном актами законодательства.