Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Образование. Наука. Культура/ Образование/ Высшее образование (бакалавриат, магистратура)/ Комплекс мероприятий по оптимизации направлений и специальностей по подготовке высококвалифицированных кадров, дальнейшему усовершенствованию государственных образовательных стандартов на период 2011-2016 годы (Приложение N 2 к Постановлению Президента РУз от 20.05.2011 г. N ПП-1533)Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Постановлению Президента РУз
от 20.05.2011 г. N ПП-1533
КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ
по оптимизации направлений и специальностей
по подготовке высококвалифицированных кадров,
дальнейшему усовершенствованию государственных
образовательных стандартов на период
2011-2016 годы
N |
Мероприятия |
Сроки испол- нения |
Источники финансиро- вания
|
Основные характеристики и параметры |
Ответственные исполнители |
I. ОПТИМИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ, КАРДИНАЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
|
|||||
1 |
Разработка обновленного Классификатора направлений и специальностей высшего образования.
|
Июнь 2011 г. |
- |
Уменьшение количества направлений образования бакалавриата с 228 до 165, специальностей магистратуры - с 1200 до 500 за счет объединения родственных по своему содержанию специальностей и ликвидации невостребованных специальностей в отраслях экономики и социальной сфере.
|
Минэкономики, Минвуз, ГЦТ, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
2 |
Оптимизация показателей приема в ВУЗы путем увеличения квоты приема студентов по направлениям в области "Инжиниринг, производственные и строительные отрасли" за счет уменьшения приема по другим направлениям, включая "Образование", "Экономика и бизнес", "Право" и другие социально-гуманитарные науки.
|
2011- 2015 гг. |
- |
Поэтапное увеличение доли студентов, обучающихся по направлениям в области "Инжиниринг, производственные и строительные отрасли", в общей квоте приема бакалавров с 23% в 2010/2011 учебном году до 36% в 2015/2016 учебном году за счет сокращения показателей приема по направлениям: "Образование" с 31,1% до 24,6%, "Экономика и бизнес" - с 8,7% до 5,7%, "Право" - с 1,3% до 0,9% и другим направлениям - с 35,5% до 32,7%.
|
Минэкономики, Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
3 |
Оптимизация удельного веса грантовых мест по всем направлениям образования, при неизменности общей квоты приема студентов.
|
2011- 2015 гг. |
- |
Сокращение удельного веса грантовых мест по всем направлениям образования с 35% в 2010/2011 учебном году до 33% в 2015/2016 учебном году при неизменности общей квоты приема студентов в бакалавриат. Поэтапное увеличение доли грантовых квот по "Инжинирингу, производственным и строительным отраслям", а также научным и естественнонаучным специальностям с 35% в 2010/2011 учебном году до в среднем 40-45% в 2015/2016 учебном году за счет сокращения удельного веса грантовых квот по направлениям "Экономика и бизнес" и "Право" с 31,5% до в среднем 15-20%.
|
Минэкономики, Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
4 |
Поэтапная оптимизация показателей приема студентов в высшие образовательные учреждения республики в региональном разрезе.
|
2011- 2015 гг. |
- |
Реализация комплекса мер, предусматривающего: поэтапное увеличение квот приема в региональные ВУЗы, по востребованным в каждом конкретном регионе направлениям подготовки специалистов, за счет сокращения количества студентов ВУЗов г.Ташкента с 38,9% в 2010/2011 учебном году до 36,3% в 2015/2016 учебном году; оптимизацию квот приема в ВУЗы г.Ташкента, исключив подготовку по дублирующимся в нескольких ВУЗах направлениям подготовки специалистов; прекращение подготовки специалистов по несовместимым направлениям непрофильных отраслей в рамках специализации ВУЗа.
|
Минэкономики, Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
5 |
Совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ высшего образования.
|
2011- 2015 гг. |
- |
Исходя из вносимых изменений и дополнений в Классификатор направлений и специальностей высшего образования поэтапное усовершенствование Государственных образовательных стандартов (665), учебных планов (665) и программ (6000).
|
Минвуз, Минэкономики, Узстандарт, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
6 |
Улучшение обеспеченности ВУЗов современной учебной и учебно-методической литературой.
|
2011- 2013 гг. |
Государ- ственный бюджет, средства ВУЗов |
Разработка новых 400 учебников для ВУЗов (из них 180 по инженерным специальностям) и 800 учебно-методических пособий (из них 360 по инженерным специальностям), с учетом самых последних достижений в области науки и технологий.
|
Минвуз, Минэкономики, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
7 |
Улучшение качества образовательного процесса за счет внедрения современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.
|
2011- 2015 гг. |
Государ- ственный бюджет, средства ВУЗов |
Создание 6000 современных учебно-методических комплексов на основе мультимедийных средств и дистанционных форм обучения, а также дальнейшее развитие методики преподавания информатики и информационных технологий с применением передовых педагогических технологий.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
8 |
Реализация комплекса мер по обеспечению владения на высоком уровне выпускниками высших образовательных учреждений иностранными языками, преимущественно английским, а также передовыми навыками использования компьютерных технологий и сети Интернет.
|
Начиная с 2011 г., постоянно |
- |
Совершенствование учебных программ по соответствующим предметам с учетом специфики направлений образования и специальностей, пересмотр количества часов преподавания, создание и обновление учебно-методических пособий, а также внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий изучения иностранных языков.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ, ИХ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ СТАЖИРОВОК МОЛОДЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КАДРОВ В ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
|||||
9 |
Совершенствование программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала ВУЗов.
|
постоянно |
В пределах средств, выделя- емых на эти цели |
Обновление программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и осуществление мер по повышению квалификации преподавательского и учебно-вспомогательного персонала высших образовательных учреждений по овладению ими навыками эксплуатации, эффективного использования и хранения технических средств обучения и лабораторного оборудования.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения |
10 |
Оптимизация количества образовательных учреждений переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
|
Август 2011 г. |
В пределах бюджетных средств, выделя- емых на эти цели |
Организация 5 региональных и 10 отраслевых центров переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров при ведущих высших образовательных учреждениях и головного научно-методического центра организации переподготовки и повышения квалификации кадров в г.Ташкенте взамен существующих 45 учреждений соответствующего профиля.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения, Минэкономики и Минфин |
Улучшение качества учебного процесса в образовательных учреждениях повышения квалификации преподавателей и инженерно-технического персонала соответствующих отраслей.
|
2011- 2016 гг. |
Средства высших образова- тельных учреждений, Фонда развития материально- технической базы высших учебных заведений
|
Внедрение современных педагогических технологий, основанных на использовании компьютерных и мультимедийных средств обучения, а также дистанционного обучения.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения |
|
12 |
Совершенствование системы тарификации профессорско-преподавательского состава ВУЗов на основе оптимизации категорий должностей преподавателей и усиление дифференциации между размерами оплаты труда соответствующих категорий преподавателей.
|
Август 2011 г. |
- |
Разработка и утверждение положения об оплате труда работников высших образовательных учреждений, предусматривающего: введение 6-уровневой системы установления базовых должностных окладов профессорско-преподавательскому составу с отменой действующей 9-уровневой системы установления базовых должностных окладов в зависимости от наличия ученой степени; доведение разницы между размерами оплаты труда соответствующих категорий профессорско-преподавательского состава в среднем до 70,0 тыс. сум., что обеспечит повышение значимости присвоения ученых званий.
|
Минфин, Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения |
13 |
Совершенствование классификатора должностей профессорско-преподавательского состава ВУЗов. |
Июль 2011 г. |
Государ- ственный бюджет, средства ВУЗов |
Разработка и утверждение новой классификации должностей профессорско-преподавательского состава ВУЗов с введением должности преподавателя вместо ассистента.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения, Минфин
|
14 |
Совершенствование порядка установления базовых должностных окладов профессорско-преподавательского состава по категориям должностей. |
Август 2011 г. |
- |
Разработка объективных критериев оценки реального вклада профессорско-преподавательского состава в совершенствование учебно-методической, духовно-просветительской и воспитательной работы, научно-исследовательской деятельности с учетом стажа научно-педагогической работы для установления их базовых должностных окладов. Увеличение размера должностного оклада профессоров в среднем на 28%, доцентов - на 11-13%.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения |
15 |
Усиление квалификационных требований к претендентам на получение ученых званий в соответствии с международными стандартами. |
Август 2011 г. |
- |
Разработка и утверждение Положения о присвоении ученых званий в новой редакции, предусматривающего введение дополнительных требований к результатам учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы.
|
ВАК, ККРНТ, Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
16 |
Внедрение системы поощрения отличившихся преподавателей высшего образовательного учреждения путем осуществления им выплаты ежемесячных надбавок за счет средств ректорского фонда. |
Август 2011 г. |
- |
Разработка и утверждение положения о ректорском фонде, предусматривающего: создание на базе фонда материального стимулирования ВУЗов ректорского фонда поощрения отличившихся преподавателей, распределяемого по каждому факультету и включаемого в фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава; выплаты ежемесячных надбавок в размере до 30% от должностного оклада за профессионализм и конкретный вклад отличившихся преподавателей в учебный процесс, высокую результативность и качество обучения, эффективную воспитательную работу, с охватом до 35% от общего контингента преподавателей; использование средств ректорского фонда на стимулирование отличившихся преподавателей на основе ходатайств кафедр с последующим их одобрением ученым советом факультета и утверждением ректором ВУЗа.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения, Минфин
|
17 |
Совершенствование системы приема педагогических работников на работу в высшие образовательные учреждения. |
Август 2011 г. |
- |
Разработка и утверждение положения о порядке приема педагогических работников на работу в высшие образовательные учреждения на конкурсной основе (в новой редакции) с учетом вводимых новых квалификационных категорий профессорско-преподавательского состава ВУЗов.
|
Минвуз, ВАК, ККРНТ, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения
|
18 |
Существенное расширение практики организации стажировок молодых перспективных кадров в ведущих зарубежных научных и образовательных учреждениях. |
2011- 2016 гг. |
Средства высших образова- тельных учреждений, благотво- рителей и Государ- ственного бюджета
|
Увеличение в 2011-2016 гг. количества стажировок в ведущих зарубежных научных и образовательных учреждениях: стажеров-исследователей-соискателей - с 20 до 30, или в 1,5 раза; магистров - с 35 до 60, или в 1,7 раза; преподавателей - с 120 до 210, или в 1,7 раза.
|
Минвуз, министерства и ведомства, имеющие подведомственные высшие образовательные учреждения, Минфин
|