Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Разработка, принятие и систематизация нормативно-правовых актов /

Закон Республики Узбекистан от 30.08.1997 г. N 481-I "О подготовке законодательных актов Республики Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

30.08.1997 г.

N 481-I




О ПОДГОТОВКЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Настоящий  Закон  определяет  порядок подготовки законодательных актов, принимаемых Олий Мажлисом Республики Узбекистан.



Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на деятельность органов и  лиц, обладающих  правом  законодательной  инициативы,  а  также  министерств, ведомств,  других  государственных  органов  и общественных объединений, осуществляющих разработку  проектов законодательных  актов по  поручению или  рекомендации  Президента  Республики  Узбекистан, Олий Мажлиса, его Кенгаша, Кабинета  Министров Республики  Узбекистан либо  по собственной инициативе.



Статья 3. Демократические начала подготовки

проектов законодательных актов

Законодательные  акты  должны  выражать  волю  народа Республики Узбекистан,  обеспечивать  компромисс  интересов  различных политических сил, социальных слоев и групп общества.

Подготовка  проектов  законодательных  актов  осуществляется  на основе гласности,  изучения и  учета общественного  мнения, при  участии депутатов,  партийных  фракций  (блоков)  Олий  Мажлиса, государственных органов и общественных  объединений. К подготовке  проектов привлекаются научные   учреждения,   учебные   заведения,   ученые,   специалисты   и юридические службы соответствующих отраслей народного хозяйства.

Проекты   законодательных   актов   могут   быть   вынесены   на всенародное обсуждение.



Статья 4. Основные направления законотворческой

деятельности Олий Мажлиса

Олий  Мажлис  в  своей   деятельности  разрабатывает и принимает перспективные   и  текущие  планы  законотворческой  работы по следующим основным направлениям:

1)  соблюдение  прав  человека  и  дальнейшее  внедрение в жизнь демократических принципов;

2) государственное строительство;

3) становление рыночной экономики;

4) развитие международных отношений.



Статья 5. Обеспечение соответствия проектов

законодательных актов принципам законодательства

и международным договорам Республики Узбекистан

При  подготовке   проектов  законодательных   актов  учитываются система  и  принципы  законодательства,  а  также международные договоры Республики Узбекистан.



Статья 6. Обеспечение качества проектов

законодательных актов

Государственные  органы,   общественные  объединения   и   лица, осуществляющие  разработку   проекта  законодательного   акта,   обязаны обеспечить качественную и своевременную его подготовку в соответствии  с требованиями настоящего Закона.

Проект   законодательного   акта    должен   быть    всесторонне обоснованным,  исходить  из  принципов  приоритетности  прав   человека, отражать интересы общества и государства.



Статья 7. Изучение эффективности законодательства

Комитеты  и  комиссии  Олий  Мажлиса,  а  также  министерства  и ведомства  Республики  Узбекистан  в  порученных  им  отраслях или сфере управления, руководящие органы республиканских общественных  объединений в  соответствии  со  своими   уставными  задачами  организуют   изучение практики  применения  законодательства  и   его  эффективности  и,   при необходимости, разрабатывают предложения по его совершенствованию.



II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ

ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 8. Деятельность Кенгаша Олий Мажлиса

по подготовке проектов

Кенгаш Олий Мажлиса:

1)  организует  планирование  работы  по  подготовке   проектов, осуществляет общий контроль за выполнением планов;

2)  дает   поручения  и   рекомендации  о   разработке  проектов комитетам  и   комиссиям  Олий   Мажлиса,  государственным   органам   и общественным объединениям;

3) рассматривает концепции по проектам законодательных актов;

4) заслушивает сообщения  комитетов и комиссий,  государственных органов и общественных объединений о ходе подготовки проектов;

5)  оказывает  депутатам  Олий  Мажлиса  помощь  и  содействие в работе по подготовке проектов;

6)  в  необходимых  случаях   выносит  проекты  на   всенародное обсуждение;

7)  передает  проекты  для  предварительного или дополнительного рассмотрения в соответствующие комитеты и комиссии Олий Мажлиса;

8) заслушивает сообщения государственных органов и  общественных объединений  о   практике  применения   и  эффективности    действующего законодательства;

9)   осуществляет   контроль   за   своевременным   обеспечением депутатов  Олий  Мажлиса  проектами  законодательных  актов, вносимых на рассмотрение  Олий   Мажлиса,  другими   необходимыми  материалами    по проектам;

10)  возвращает  проект  законодательного  акта органу, внесшему его, в случае нарушения требований настоящего Закона;

11)  в  необходимых  случаях  объявляет  конкурс  по  подготовке проектов законодательных актов.

Кенгаш Олий Мажлиса в связи с организацией работы по  подготовке проектов осуществляет и иные полномочия.



Статья 9. Деятельность комитетов и комиссий

Олий Мажлиса по подготовке проектов

Комитеты и комиссии Олий Мажлиса:

1) разрабатывают  проекты законодательных  актов по  собственной инициативе или  по поручению  Олий Мажлиса,  его Кенгаша  и вносят их на рассмотрение Олий Мажлиса;

2)  создают   специальные  комиссии   или  рабочие   группы  для подготовки или предварительного рассмотрения проектов;

3)    запрашивают    по проектам    мнение    соответствующих государственных органов, общественных объединений и научных учреждений;

4)   обобщают   и   рассматривают   поступившие   по    проектам предложения.

Комитеты и комиссии Олий  Мажлиса в связи с  организацией работы по подготовке проектов осуществляют и иные полномочия.



Статья 10. Деятельность депутата Олий Мажлиса

по подготовке проектов

Депутат Олий Мажлиса:

1) может  вносить в  Олий Мажлис,  его Кенгаш  или в  комитеты и комиссии Олий Мажлиса предложения о разработке проектов;

2) вправе обращаться в соответствующие государственные органы  и общественные  объединения,  которые  обязаны  оказать  ему  содействие в разработке   проекта,   обеспечить    информационными   и    справочными материалами;

3) участвует в работе комиссии и рабочих групп, образуемых  Олий Мажлисом или его органами для подготовки проектов;

4)  учитывает   мнение  избирателей   при  подготовке   проектов законодательных актов.

Депутат  Олий  Мажлиса   в  связи  с   организацией  работы   по подготовке проектов осуществляет и иные полномочия.



Статья 11. Деятельность Кабинета Министров

по подготовке  проектов

Кабинет Министров:

1)  осуществляет  разработку  проектов  законодательных актов по собственной  инициативе   либо  по   поручению  Президента    Республики Узбекистан, Олий  Мажлиса или  его Кенгаша  и вносит  их на рассмотрение Олий Мажлиса;

2)  дает  поручения  министерствам  и  ведомствам  о  подготовке проектов, объединяет и направляет работу по их подготовке;

3)  запрашивает  мнение  государственных  органов,  общественных объединений и научных учреждений по проектам законодательных актов;

4)  вносит   в  Олий   Мажлис  предложения   о  целесообразности вынесения проекта на всенародное обсуждение;

5)  заслушивает  сообщения  министерств  и  ведомств  о практике применения  действующего  законодательства  и  результатах  изучения его эффективности.

Кабинет Министров  в связи  с организацией  работы по подготовке проектов осуществляет и иные полномочия.



Статья 12. Деятельность Министерства юстиции

Республики Узбекистан по подготовке проектов

Министерство юстиции Республики Узбекистан:

1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области законотворчества и правоприменительной практики;

2) подготавливает по поручению вышестоящих органов и по собственной инициативе проекты законодательных актов, участвует совместно с другими государственными органами и общественными объединениями в подготовке проектов;

3) осуществляет предварительное согласование вопросов необходимости подготовки проектов законов органами государственного управления;

4) в соответствии с поручениями Олий Мажлиса и его органов или Кабинета Министров дает юридические заключения по проектам законодательных актов;

5) координирует работу министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих подготовку проектов законодательных актов;

6) осуществляет методическое руководство деятельностью органов государственного управления в вопросах законотворчества;

7) информирует Олий Мажлис, его органы и Кабинет Министров по вопросам разработки проектов законодательных актов.

Министерство    юстиции    Республики    Узбекистан    в   связи с организацией  работы    по  подготовке    проектов  осуществляет     и иные полномочия.



III. ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 13. Образование комиссий или рабочих групп

по подготовке проектов

Для подготовки проекта  законодательного акта могут  создаваться подготовительные комиссии, рабочие и редакционные группы.

В состав  подготовительных комиссий,  образуемых Олий  Мажлисом, его Кенгашем  или комитетами  и комиссиями,  могут включаться  депутаты, представители   государственных   органов,   общественных   объединений, научных учреждений, учебных заведений, специалисты и ученые.

Государственный  орган  или  общественное  объединение, которому поручена подготовка  проекта законодательного  акта, может  образовывать комиссию  из  представителей  органов  -  участников разработки проекта, других   заинтересованных   государственных   органов   и   общественных объединений, научных учреждений, специалистов и ученых.

До начала работы над проектом комиссией либо органом (органами), осуществляющим     его     подготовку,     разрабатывается     концепция законодательного   акта,   определяется   его   цель,   сфера  действия, структура, место в системе законодательства.

Министерства и  ведомства, предприятия,  учреждения, организации по  просьбе  органа,  ведущего  подготовку  проекта,  дают заключения по проекту,  выделяют  специалистов   для  консультирования,   представляют необходимые материалы.



Статья 14. Изучение практики применения законодательства

и общественного мнения при подготовке проекта

При  подготовке   проекта  законодательного   акта  комитеты   и комиссии   Олий   Мажлиса,   государственные   органы   и   общественные объединения:

1)  изучают   и  учитывают   практику  применения   действующего законодательства по  теме проекта,  выявляют общественную  потребность в правовом  регулировании,  причины  и  условия, влияющие на эффективность законодательства;

2) обобщают и  используют предложения государственных  органов и общественных  объединений,  трудовых  коллективов   и граждан, материалы средств массовой информации,  рекомендации научных учреждений,  ученых и специалистов  о   совершенствовании  законодательства,   данные   других средств выявления общественного мнения;

3)  учитывают  опыт  законодательного  регулирования  в   других государствах.



Статья 15. Вид законодательного акта

В  зависимости   от  характера   и  особенностей    регулируемых отношений проект законодательного  акта подготавливается в  виде проекта закона Республики Узбекистан или постановления Олий Мажлиса.



Статья 16. Направление проекта на отзыв

Проект  может   направляться  органом,   ответственным  за   его подготовку,  на   отзыв  заинтересованным   государственным  органам   и общественным  объединениям,  а  также  научным  учреждениям  и   учебным заведениям, которые сообщают свои предложения и замечания.

Предложения   и   замечания,   внесенные   на    предварительном обсуждении проекта или изложенные  в отзывах на него,  рассматриваются и обобщаются при дальнейшей работе над проектом.



Статья 17. Разработка проектов нормативных актов,

связанных с принятием законодательного акта

Проекты   нормативных   актов,   необходимые   для    применения законодательного акта (о порядке введения в действие,  правительственные и ведомственные нормативные акты и т.п.), предложения о  соответствующих изменениях, дополнениях  или признании  утратившими силу  ранее принятых актов  законодательства  разрабатываются,  как  правило,  одновременно с проектом  законодательного  акта.   Эти  нормативные  акты   принимаются одновременно с  принятием нового  законодательного акта  или до введения его в действие либо в возможно короткий срок после его принятия.



Статья 18. Независимая экспертиза

проекта законодательного акта

Проекты  законодательных  актов  могут  подвергаться  экспертной оценке. Экспертиза проводиться после  завершения  работы над проектом  в комитете, комиссии Олий Мажлиса.

К   проведению   экспертизы   проекта   законодательного    акта привлекаются  высококвалифицированные  специалисты  из  числа   ученных, практических работников и иных лиц.

По   результатам   экспертизы   проекта   эксперты  представляют соответствующее заключение.

Если    будет    признано,    что    подготовительный     проект законодательного  акта  не  отвечает  поставленным  перед разработчиками задачами, Олий  Мажлис и  его органы  могут принять  решение о  роспуске комиссии  или  рабочей  группы  по   подготовке  данного  проекта  и   о сформировании ее в новом составе.



Статья 19. Проведение законодательного эксперимента

Олий Мажлис по  своей  инициативе  или по предложению  органов и лиц, обладающих правом  законодательной инициативы, может  решить вопрос о  временном  введении  в  порядке  эксперимента нового законодательного регулирования  на   отдельной  территории   либо  в   отрасли  народного хозяйства в целях изучения его эффективности.



IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

Статья 20. Содержание и структура проекта

В   проекте   законодательного   акта   нормативные  предписания излагаются  в  виде  статей.  К  статьям  кодексов и других законов, как правило, даются заголовки.

Проекты   законодательных   актов    могут   иметь    преамбулу, подразделяться на разделы, подразделы, главы и параграфы, а статьи -  на части,  пункты  и  подпункты.  Разделы,  главы,  статьи, части, пункты и подпункты  статей  располагаются  в  последовательности,  обеспечивающей логическое развитие темы проекта.

Положения проекта  законодательного акта  должны быть  четкими и ясными.   Используемые   в   проекте   понятия   и  термины  применяются единообразно  в  соответствии  с  их  значением,  принятым в действующем законодательстве,  исключающим  возможность  различного  толкования.   В необходимых  случаях дается  краткое определение специальных  терминов и понятий, применяются общепринятые  сокращения и даются  пояснения других сокращений.



Статья 21. Реквизиты проекта

Проект   законодательного   акта   должен   содержать  следующие реквизиты: обозначение вида акта; наименование, отражающее его  основное содержание; наименование должности лица, подписывающего акт.

В   проекте   законодательного   акта   в   необходимых  случаях указываются срок и порядок вступления его в силу.



V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Право законодательной инициативы

Органы  и  лица,  обладающие  правом законодательной инициативы, вносят проекты  законодательных актов  на рассмотрение  Олий Мажлиса.  В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан право  законодательной инициативы в Олий Мажлисе принадлежит Президенту Республики  Узбекистан, Республике  Каракалпакстан  в  лице  ее  высшего  органа государственной власти,  депутатам  Олий  Мажлиса,  Кабинету Министров, Конституционному суду,  Верховному  суду,   Высшему  хозяйственному  суду,   Генеральному прокурору Республики Узбекистан.

Проекты  законодательных  актов,  подготовленные министерствами, ведомствами  и  другими  органами  или  общественными  объединениями, не обладающими   правом  законодательной   инициативы,  представляются   на рассмотрение Кабинета Министров,  если иное не  предусмотрено поручением о подготовке проекта.

Проект    законодательного    акта    с    учетом    результатов предварительного рассмотрения,  а также  в случае   нарушения требований настоящего Закона может быть возвращен для доработки.



Статья 23. Обоснование проекта

При  внесении  в  Олий  Мажлис  проекта  законодательного   акта представляется обоснование необходимости его принятия, а также  перечень государственных органов  и общественных  объединений, с  которыми проект согласован.  При  представлении  проекта,  реализация которого потребует дополнительных     материальных     и     иных     затрат,   прилагается финансово-экономическое обоснование.

Руководитель   государственного    органа   или    общественного объединения - участник подготовки  проекта, имеющий возражения по  нему, представляет мотивированное мнение по  существу положений, с которыми он не согласен.



Статья 24. Обсуждение проектов законодательных актов

в Олий Мажлисе

Обсуждение проектов законодательных актов, внесенных в Олий Мажлис, осуществляется  в соответствии  с  положениями Регламента Олий Мажлиса.



Президент

Республики Узбекистан                                      И. Каримов



Гор. Ташкент



Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан,

1997, N 9, ст. 237



























Время: 0.2349
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск