язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Налоги. Обязательные платежи/ Общие положения налогообложения/ Регулирование деятельности налоговых органов/ Закон Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 474-I "О государственной налоговой службе"

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

29.08.1997 г.

N 474-I

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЕ

Статья 1. Цель настоящего закона


Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов государственной налоговой службы.

Органы государственной налоговой службы создаются в целях обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей (далее - налоги).


Статья 2. Налоговый контроль

Налоговый контроль представляет собой единую систему учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, а также контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налоговый контроль осуществляется органами государственной налоговой службы посредством учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, поступлений в бюджет и государственные целевые фонды, налоговых проверок и иных форм, предусмотренных налоговым законодательством.


Статья 3. Органы государственной налоговой службы

Органами государственной налоговой службы являются Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также государственные налоговые инспекции районов, городов и районов в городе.

В составе Государственного налогового комитета Республики Узбекистан создаются специальное контрольно-ревизионное подразделение, осуществляющее надзорные и документальные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а также специальное подразделение по режиму и кадровой работе в органах государственной налоговой службы с их территориальными подразделениями.

Органы государственной налоговой службы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом, другими актами законодательства, а также международными договорами Республики Узбекистан.

Органы государственной налоговой службы осуществляют свою деятельность независимо от органов государственного управления, органов государственной власти на местах в соответствии с законодательством.

Решения, принимаемые органами государственной налоговой службы в пределах их компетенции, являются обязательными для всех налогоплательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Органы государственной налоговой службы являются юридическими лицами, содержатся за счет средств республиканского бюджета, имеют печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.

Структура центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан с предельной численностью его работников утверждается Президентом Республики Узбекистан. Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, а также типовая структура государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственных налоговых инспекций районов, городов и районов в городе утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 4. Основные задачи органов государственной

налоговой службы

Основными задачами органов государственной налоговой службы являются:

реализация государственной налоговой политики и обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов;

обеспечение полноты и своевременности поступления налогов в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды в соответствии с налоговым законодательством;

обеспечение своевременного и достоверного учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, совершенствование механизмов полноты их охвата посредством широкого внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования;

анализ и выработка действенных мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов, осуществление мер по повышению собираемости налогов, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, реализация комплексных мероприятий по профилактике, выявлению и пресечению налоговых правонарушений;

пресечение источников незаконного оборота денежных средств, обеспечение систематического контроля за полнотой и своевременностью сдачи наличной денежной выручки юридическими и физическими лицами, осуществляющими денежные расчеты с населением;

осуществление мер по совершенствованию работы с налогоплательщиками, в том числе путем перехода на бесконтактное электронное обслуживание налогоплательщиков;

оказание всемерного содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств;

совершенствование работ по повышению правовой культуры налогоплательщиков, направленных на обеспечение добровольной уплаты налогов;

внесение предложений по совершенствованию законодательства по стимулированию деятельности хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц, предоставлению им необходимых льгот и преференций;

осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью рынков и торговых комплексов, соблюдением ими налогового законодательства и по выявленным на их территории правонарушениям проведение доследственной проверки с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы;

взаимодействие с органами государственного и хозяйственного управления, а также органами государственной власти на местах по вопросам формирования государственного бюджета;

осуществление, в пределах своей компетенции, контроля за соблюдением законодательства при осуществлении юридическими и физическими лицами валютных и экспортно-импортных операций;

осуществление системной работы по подбору и расстановке кадров, укомплектованию налоговых органов квалифицированными работниками, обладающими высокими морально-нравственными качествами, решительному искоренению фактов коррупции и формального отношения к делу, а также обеспечение профилактики правонарушений среди работников и создания для них достойных условий несения службы.



Статья 5. Права органов государственной налоговой службы


Органы государственной налоговой службы в пределах своей компетенции имеют право:


1) производить у налогоплательщиков проверки финансовых документов, договоров (контрактов), планов, смет, деклараций о доходах и иных документов, в том числе электронных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, внесением обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, а также документов, связанных с экспортно-импортными операциями;

2) при проведении налоговых проверок:

обследовать территорию, производственные, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

производить инвентаризацию имущества и контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг;

опечатывать кассы и места хранения товарно-материальных ценностей и документов (в том числе в электронном виде);

истребовать документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;

изымать документы (копии, а также подлинники), в том числе электронные документы, а также предметы (образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов), за исключением документов и предметов, изъятие которых приводит к приостановлению деятельности налогоплательщика. Изъятие документов и предметов, приводящее к приостановлению деятельности налогоплательщика, производится только на основании решения суда;

получать объяснения от налогоплательщика, а также от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников налогоплательщика;

привлекать переводчика, эксперта и назначать экспертизу;

требовать устранения выявленных нарушений налогового законодательства;

совершать другие действия, предусмотренные Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами законодательства;

3) осуществлять проверки соблюдения правил торговли, отпуска товаров и оказания платных услуг, а также своевременной сдачи наличной денежной выручки в банк;

4) при проведении налоговых проверок использовать данные, хранящиеся в контрольно-кассовой машине с фискальной памятью;

5) самостоятельно определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет и государственные целевые фонды, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации;

6) начислять или пересмотреть начисленную сумму налогов в течение срока исковой давности по налоговому обязательству;

7) контролировать государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию налогов, в отношении правильности исчисления, полноты взимания и своевременности перечисления налогов в бюджет и государственные целевые фонды;

8) принимать в судебном порядке меры по приостановлению операций по банковским счетам (за исключением выявленных случаев легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения) в случаях воспрепятствования налогоплательщиком проведению налоговой проверки или отказа в допуске должностных лиц органа государственной налоговой службы для обследования территорий, помещений, в том числе мест, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

8-1) временно приостановить на срок до пяти банковских дней операции по банковским счетам хозяйствующих субъектов, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) без оформления приходных документов;

8-2) приостановить операции по счетам налогоплательщика в банках в случаях отсутствия налогоплательщика по заявленному адресу, а также непредставления в установленный срок налогоплательщиком налоговой и (или) финансовой отчетности, обоснования расхождений либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля. Решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках должно содержать условия, до наступления которых приостановлены операции по счетам в банках;

9) рассматривать в установленном законодательством порядке дела:

о налоговых правонарушениях и применять к юридическим и физическим лицам финансовые санкции. Финансовые санкции к хозяйствующим субъектам применяются в судебном порядке, за исключением случаев признания ими вины в совершенном правонарушении и добровольной уплаты сумм финансовых санкций;

об административных правонарушениях и применять административные взыскания;

10) обращать в доход государства в установленных законодательством случаях и порядке товарно-материальные ценности по выявленным фактам налоговых правонарушений. Обращение в доход государства товарно-материальных ценностей налогоплательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке;

11) предъявлять в суд иски к налогоплательщикам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств;

12) направлять налогоплательщику требование о необходимости исполнения его обязательства и о принимаемых мерах принудительного взыскания налоговой задолженности;

13) самостоятельно представлять соответствующим финансовым органам заключение о проведении зачетов сумм излишне уплаченных налогов в счет погашения налоговой задолженности, пени и штрафов по другим видам налогов при непредставлении налогоплательщиком письменного заявления, в том числе заявления, направляемого через персональный кабинет налогоплательщика, в течение десяти дней с даты представления налоговой отчетности;

14) в случаях, установленных Налоговым кодексом Республики Узбекистан, потребовать перевода документов на государственный язык с нотариальным заверением, если они составлены на иностранном языке;

15) пересчитать текущие платежи налога на прибыль юридических лиц исходя из фактической суммы налога с начислением пени в случае занижения суммы налога на прибыль юридических лиц, исчисленной исходя из предполагаемой налогооблагаемой прибыли, по сравнению с суммой налога на прибыль юридических лиц, подлежащей уплате в бюджет за отчетный период, более чем на 10 процентов.

16) проводить краткосрочные проверки на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств в части полноты поступления и учета сдачи разового сбора, арендной платы, применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, расчетных терминалов по приему платежей по пластиковым карточкам, а также соблюдения правил торговли и оказания услуг;

17) проводить доследственные проверки по фактам совершения правонарушений в финансово-экономической и налоговой сферах, выявленным на территориях рынков, торговых комплексов и прилегающих к ним местах временного хранения автотранспортных средств, возбуждать по ним уголовные дела с передачей уголовных дел по подследственности в правоохранительные органы.

Органы государственной налоговой службы имеют и другие права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Права, предусмотренные пунктами 1-7 части первой настоящей статьи, в установленном порядке предоставляются должностным лицам органов государственной налоговой службы, пунктами 8-15 - только начальникам органов государственной налоговой службы и их заместителям, а пунктами 16 и 17 - должностным лицам уполномоченных законодательством подразделений органов государственной налоговой службы.

Органы государственной налоговой службы освобождаются от платы за услуги (работы), оказываемые государственными статистическими, информационными, архивными, справочными и иными организациями по выдаче данных о налогоплательщиках.


Статья 6. Обязанности органов государственной

налоговой службы

Органы государственной налоговой службы обязаны:


1) осуществлять государственный контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет и государственные целевые фонды, а также за правильностью и полнотой исчисления и своевременностью внесения обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, соблюдать требования настоящего Закона и иных актов законодательства;

2) защищать права и охраняемые законом интересы налогоплательщиков;

3) обеспечивать полный и своевременный учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, начисленных и уплаченных налогов, а также контроль за соблюдением порядка занятия предпринимательской деятельностью физическими лицами;

4) сообщать налогоплательщикам об их правах и обязанностях при проведении налоговых проверок, а также соблюдать требования законов и других нормативно-правовых актов по упорядочению проверок;

5) сообщать налогоплательщикам о результатах проведенных проверок;

6) своевременно доводить до налогоплательщиков акты налогового законодательства;

7) проводить сбор, анализ и оценку фактов нарушения налогового законодательства и вносить в соответствующие органы предложения об устранении причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;

8) разрабатывать и реализовывать совместно с правоохранительными органами долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми правонарушениями;

9) проводить проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства;

10) вести учет, оценку и контроль передачи кладов и имущества, перешедшего по праву наследования государству или органам самоуправления граждан;

11) вести контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств в доход государства от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также учет имущества, переданного безвозмездно в государственные органы;

12) передавать органам прокуратуры, внутренних дел, службы государственной безопасности и судам материалы по фактам нарушения законодательства в случаях, когда решение вопроса выходит за пределы компетенции органов государственной налоговой службы;

13) осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением налогоплательщиками - юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами установленного порядка совершения валютных и экспортно-импортных операций;

14) соблюдать тайну сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством;

15) осуществлять контроль за деятельностью подведомственных подразделений;


16) по требованию налогоплательщика составлять акт сверки исполнения налогового обязательства по уплате налогов;

17) направлять письменное уведомление дебитору налогоплательщика, в том числе уведомление через его персональный кабинет налогоплательщика, о наличии у него кредиторской задолженности с приложением акта сверки взаимных расчетов для подписания и копий документов, представленных налогоплательщиком в подтверждение этой задолженности;

18) производить самостоятельно зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения пени и штрафов по этому виду налога без заявления налогоплательщика и в течение трех рабочих дней со дня осуществления зачета уведомлять налогоплательщика в письменной форме, в том числе через его персональный кабинет налогоплательщика;

19) взыскивать в бесспорном порядке суммы налоговой задолженности в соответствии с законодательством;

20) обращать взыскание на суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов;

21) осуществлять постановку юридического и физического лица, включая нерезидентов Республики Узбекистан, индивидуального предпринимателя на учет, в том числе в качестве плательщиков страховых взносов в государственные целевые фонды (для субъектов, являющихся плательщиками в соответствующие государственные целевые фонды), присваивать им идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и официально сообщать его в статистические и регистрирующие органы;

22) при выявлении налогоплательщиков, не вставших на учет в органах государственной налоговой службы, предъявлять им требование о постановке на учет в установленном порядке;

23) передавать все материалы при изменении постоянного места жительства физического лица, касающиеся данного налогоплательщика, в орган государственной налоговой службы по новому месту жительства;

24) по требованию налогоплательщика выдать справку, подтверждающую постановку на учет данного налогоплательщика, в том числе с указанием измененных учетных данных;

25) при принятии налоговой отчетности, представляемой явочным порядком, по требованию налогоплательщика сделать на копии налоговой отчетности отметку о дате принятия отчетности, а при принятии налоговой отчетности в виде электронного документа по телекоммуникационным сетям - передать налогоплательщику подтверждение о приеме отчетности в электронном виде;

26) предоставлять по запросу кредитных бюро информацию об учетных данных налогоплательщиков, а также их финансовой отчетности;

27) сообщать наследнику (наследникам) о наличии налоговой задолженности в случае смерти физического лица, имеющего налоговую задолженность, в течение тридцати дней с момента получения информации о наследнике (наследниках) умершего по месту постановки на учет физического лица и (или) месту нахождения его имущества.

Органы государственной налоговой службы несут и иные обязанности в соответствии с законодательством.



Статья 7. Взаимодействие органов государственной

налоговой службы с иными органами и организациями


Органы государственной налоговой службы исполняют возложенные на них задачи во взаимодействии с другими государственными органами управления, органами государственной власти на местах, органами самоуправления граждан, правоохранительными, статистическими и финансовыми органами, банками и другими организациями. Указанные органы и организации обязаны оказывать содействия органам государственной налоговой службы в осуществлении государственного контроля за соблюдением налогового законодательства и в борьбе с налоговыми правонарушениями.

Органы государственной налоговой службы, правоохранительные, финансовые органы, банки в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга, в том числе с использованием межведомственного электронного взаимодействия, об имеющихся материалах по налоговым правонарушениям и о принятых мерах по их пресечению, о проводимых проверках, а также осуществляют обмен другой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в пределах своей компетенции принимает нормативно-правовые акты, затрагивающие вопросы налогообложения, в соответствии с налоговым законодательством.

В целях обеспечения учета налогоплательщиков и контроля за соблюдением налогового законодательства банки:

1) могут открывать расчетные и иные счета хозяйствующим субъектам только при предъявлении документа о постановке их на учет в органах государственной налоговой службы, и сообщают не позднее следующего дня этому органу об открытии указанных счетов;

2) при невыполнении хозяйствующими субъектами своих обязательств перед бюджетом закрывают расчетные и иные счета этих субъектов в соответствии с решением суда;

3) исполняют распоряжения (инкассовые поручения) органов государственной налоговой службы о бесспорном взыскании с налогоплательщиков-клиентов сумм налогов и штрафных санкций, не внесенных в установленные сроки пропорционально по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований, вытекающих из трудовых правоотношений, о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;

4) при наличии средств у налогоплательщика-клиента зачисляют суммы налогов и штрафных санкций в доход бюджета в день совершения операций по списанию средств с его расчетного или иного счета;

6) по письменному требованию органов государственной налоговой службы приостанавливают операции по выдаче, перечислению или списанию денежных средств с расчетных или иных счетов налогоплательщиков-клиентов. Приостановление операций по счетам в банках осуществляется в судебном порядке, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 8 части первой статьи 5 настоящего Закона;

7) в установленном законодательством порядке допускают должностных лиц органов государственной налоговой службы к проверке совершенных операций по:

расчетным или иным счетам юридических лиц;

депозитным и иным счетам физическим лиц;

8) представляют органам государственной налоговой службы по их письменному запросу данные об операциях, совершенных с расчетных или иных счетов налогоплательщиков-клиентов, в течение запрашиваемого периода и о наличии денежных средств на этих счетах;

9) представляют по письменному запросу органов государственной налоговой службы сведения об исполнении экспортно-импортных контрактов и другую информацию, установленную законодательством.

10) предоставляют информацию в течение трех рабочих дней с даты закрытия счетов предприятий в связи с неосуществлением ими финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговыми и торгово-посредническими предприятиями - в течение трех месяцев) в орган государственной налоговой службы по месту постановки их на учет для проработки в установленном порядке вопросов о целесообразности дальнейшего продолжения их деятельности.

11) в случаях, предусмотренных законом, представляют в органы государственной налоговой службы также иную информацию.

Банкам запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков-клиентов на перечисление налогов, а также сумм штрафных санкций.

В случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка поручения налогоплательщика-клиента или органа государственной налоговой службы на перечисление налогов с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5 процента за каждый день просрочки от неперечисленной суммы налогов.


Статья 8. Должностные лица органов государственной

налоговой службы


Должностные лица органов государственной налоговой службы при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти. Требования должностных лиц органов государственной налоговой службы по соблюдению налогового законодательства обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

Никто не вправе вмешиваться в законную деятельность должностных лиц органов государственной налоговой службы. Воспрепятствование выполнению должностными лицами органов государственной налоговой службы своих служебных обязанностей, оскорбление их чести и достоинства, сопротивление, угроза, насилие или посягательство на жизнь, здоровье и имущество в связи с осуществлением ими служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством.


Статья 9. Участковый налоговый инспектор


В целях обеспечения полноты и своевременности учета налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, в органах государственной налоговой службы организуется институт участковых налоговых инспекторов. Границы участков, а также численность участковых налоговых инспекторов определяются по нормативам, устанавливаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Участковые налоговые инспектора на закрепленном участке проводят соответствующую работу по учету физических лиц - плательщиков налога на имущество и земельного налога, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и осуществляют контроль за своевременностью уплаты ими причитающихся налогов.


Статья 10. Назначение должностных лиц органов

государственной налоговой службы

Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан утверждается Президентом Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.

Заместители председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, начальники государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан.

Должностные лица Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, заместители начальников государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, начальники отделов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, начальники государственных налоговых инспекций назначаются приказом председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.

Должностные лица органов государственной налоговой службы, не перечисленные в частях первой - третьей настоящей статьи, назначаются руководителем соответствующего органа государственной налоговой службы.



Статья 11. Специальные звания должностных лиц

органов государственной налоговой службы


Должностным лицам органов государственной налоговой службы присваиваются в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы следующие специальные звания:

главный государственный советник налоговой службы;

государственный советник налоговой службы I ранга;

государственный советник налоговой службы II ранга;

государственный советник налоговой службы III ранга;

советник налоговой службы I ранга;

советник налоговой службы II ранга;

советник налоговой службы III ранга;

инспектор налоговой службы I ранга;

инспектор налоговой службы II ранга;

инспектор налоговой службы III ранга;

инспектор налоговой службы.

Порядок присвоения и лишения специальных званий определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 12. Обжалование действий и решений должностных

лиц органов государственной налоговой службы


Обжалование действий и решений должностных лиц органов государственной налоговой службы осуществляется в порядке, установленном законодательством.


Статья 13. Ответственность должностных лиц

государственной налоговой службы

Должностные лица государственной налоговой службы несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан, за:

неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей, нарушение исполнительской дисциплины;

несоблюдение требований настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Узбекистан;

причинение материального и морального ущерба гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в силу неправомерных действий (бездействия);

снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов в силу своих неправомерных действий (бездействия);

принятие решений, не соответствующих законодательству Республики Узбекистан;

иные правонарушения.

Убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов при осуществлении налогового контроля, подлежат возмещению в установленном законом порядке.

Превышение работниками государственных налоговых органов своих служебных полномочий, а также неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей влекут за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан


Статья 14. Социальная защита, охрана имущественных и

личных неимущественных прав должностных лиц

органов государственной налоговой службы


Государство гарантирует социальную защиту должностных лиц органов государственной налоговой службы.

Должностные лица органов государственной налоговой службы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.

В случае нанесения телесных повреждений должностным лицам органов государственной налоговой службы или их гибели в связи с осуществлением ими служебной деятельности, соответственно семье погибшего или должностному лицу органов государственной налоговой службы выплачивается единовременное пособие в порядке и размерах, определяемых законодательством.

Ущерб, причиненный имуществу должностного лица органов государственной налоговой службы в связи с осуществляемой им служебной деятельностью, возмещается из средств республиканского бюджета с последующим взыскиванием этой суммы с виновных лиц.


Статья 15. Материальное и социальное обеспечение

должностных лиц органов государственной налоговой службы

Заработная плата должностных лиц органов государственной налоговой службы состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет и других доплат, определяемых в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Лица, которым присвоены специальные звания, обеспечиваются бесплатной форменной одеждой, образец которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан, по установленным нормам.

В органах государственной налоговой службы может создаваться специальный фонд, порядок образования которого определяется законодательством.

Должностным лицам органов государственной налоговой службы предоставляются ежегодные оплачиваемые отпуска продолжительностью тридцать календарных дней. Должностным лицам органов государственной налоговой службы, имеющим стаж работы свыше пятнадцати лет, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью пять календарных дней, а свыше двадцати пяти лет - десять календарных дней.


Статья 15-1. Обеспечение должностных лиц органов

государственной налоговой службы жилой площадью

Должностные лица органов государственной налоговой службы, признанные нуждающимися в жилье и в улучшении жилищных условий, в установленном порядке имеют право на получение жилой площади.

Органы государственной налоговой службы могут иметь служебный жилищный фонд.

Должностным лицам органов государственной налоговой службы за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается денежная компенсация в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Должностным лицам органов государственной налоговой службы предоставляется право приобретения индивидуальных жилых домов или квартир с использованием льготных долгосрочных ипотечных кредитов в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


Статья 16. Международное сотрудничество


Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан может устанавливать связи с налоговыми и иными органами иностранных государств с целью обмена опытом, изучения и внедрения методов контроля за соблюдением налогового законодательства, обучения кадров и по другим вопросам.



Президент

Республики Узбекистан                                                                   И. Каримов



"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

1997 г., N 9, ст. 232