Налоги: Вопросы и ответы
Нормативно-правовые акты / Предпринимательство / Природопользование. Охрана окружающей среды /Закон Республики Узбекистан от 06.05.1993 г. N 837-XII "О воде и водопользовании"
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.05.1993 г.
N 837-XII
О ВОДЕ И ВОДОПОЛЬЗОВАНИИ
Целью настоящего Закона является регулирование водных отношений.
Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, охрана вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также защита прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, фермерских, дехканских хозяйств и граждан в области водных отношений.
Водные отношения в Республике Узбекистан регулируются настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами водного законодательства.
Водные отношения в Республике Каракалпакстан регулируются также и законодательством Республики Каракалпакстан.
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
подземные воды - воды, находящиеся ниже уровня земной поверхности в толщах горных пород земной коры;
поверхностные воды - воды, расположенные на поверхности земной коры;
мелиоративные объекты - водохозяйственные объекты, способствующие сбору коллекторно-дренажных и поверхностных сбросных вод и их транспортировке за пределы орошаемых земель, включающие в себя коллекторы и коллекторно-дренажную сеть, скважины вертикального дренажа, мелиоративные насосные станции (агрегаты) и наблюдательную сеть;
воды - совокупность всех вод, сосредоточенных в водных объектах;
водопотребление - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;
ассоциация водопотребителей - негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями - юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;
водопотребитель - юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного или водохозяйственного объекта для удовлетворения собственных нужд;
водный объект - естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;
охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов;
водный режим - изменение во времени уровней, скорости, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах;
водные ресурсы - воды водных объектов, доступные или подлежащие к использованию;
водное хозяйство - отрасль экономики, охватывающая изучение, учет, управление, использование, охрану водных ресурсов и водных объектов, а также борьбу с вредным воздействием вод;
водохозяйственный объект - водный объект, на котором осуществляется водохозяйственная деятельность в целях накопления, управления, транспортировки, использования, потребления, отвода и охраны водных ресурсов;
эксплуатационные организации водного хозяйства - водохозяйственные эксплуатационные организации, использующие водохозяйственные объекты (отделы ирригации районов, управление ирригационных систем, управления магистральных каналов (систем), управления насосных станций и энергетики, мелиоративные экспедиции, управления эксплуатации водохранилищ и крупных гидротехнических сооружений, Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан, бассейновые управления ирригационных систем при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан);
водопользование - использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
водопользователь - юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
вредное воздействие вод - размыв, разрушение, заиление, заболачивание, засоление и другие негативные явления отдельных природно-хозяйственных объектов и территорий в результате наводнений, затоплений, подтоплений и иных воздействий вод;
плата за доставку воды и другие водохозяйственные услуги - осуществление платежей на договорной основе за оказываемые услуги по доставке воды, предоставляемые водоснабжающими организациями (водохозяйственные эксплуатационные организации, ассоциации водопотребителей и другие), и другие водохозяйственные услуги (ремонт водохозяйственных объектов, внедрение водосберегающих технологий орошения, содействие в использовании приборов управления и учета воды);
трансграничные водные объекты - водные объекты, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах;
трансграничные воды - любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы двух и более государств или расположенные на таких границах.
Воды являются государственной собственностью - общенациональным богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством.
Единый государственный водный фонд включает:
ручьи, саи, реки, водохранилища, озера, моря, воды каналов, коллекторно-дренажных сетей, родников, прудов и другие поверхностные воды;
подземные воды, снежные запасы и ледники.
Право на пользование водами из трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов) устанавливается международными договорами Республики Узбекистан.
ГЛАВА II. КОМПЕТЕНЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 5. Компетенция Олий Мажлиса Республики Узбекистан
в области регулирования водных отношений
Ведению Олий МажлисаРеспублики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:
принятие законодательных актов о воде и водопользовании, внесение в них изменений и дополнений;
определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных ресурсов и принятие стратегических государственных водохозяйственных программ;
решение других вопросов, относящихся к ведению Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 6. Компетенция Кабинета Министров Республики
Узбекистан в области регулирования водных отношений
Ведению Кабинета Министров Республики Узбекистан в области регулирования водных отношений подлежат:
проведение единой государственной политики в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов;
координация деятельности министерств, ведомств, других юридических лиц в области комплексного и рационального использования, управления и охраны водных ресурсов, а также предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод;
установление порядка образования и использования водного фонда, порядка утверждения нормативов водопользования, водопотребления и лимитов водозабора из водного объекта (далее - лимиты водозабора);
обеспечение ведения государственного учета вод и контроля за использованием и охраной их, ведение государственного водного кадастра и водного мониторинга;
разработка мер по предотвращению и ликвидации крупных аварий, бедствий, экологических кризисов и вредного воздействия вод;
установление порядка платы за пользование водными ресурсами, возмещения за загрязнение и истощение водных объектов;
развитие межгосударственных отношений в сфере водного хозяйства;
реализация мер, направленных на развитие водного хозяйства, рациональное использование воды, эффективное использование воды, смягчение негативных последствий дефицита воды, утверждение других программ по воде и водопользованию;
утверждение порядка государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий;
осуществление иных мер, предусмотренных законодательством.
Статья 7. Компетенция органов государственной власти
на местах в области регулирования водных отношений
Ведению органов государственной власти на местах в области регулирования водных отношений подлежат:
определение основных направлений использования и охраны водных ресурсов на своей территории;
обеспечение законности и правопорядка в области регулирования использования и охраны водных ресурсов;
учет и оценка состояния водных объектов, контроль за использованием и охраной вод, соблюдением установленных лимитов водозабора, ведением водопользователями учета использования вод;
содействие в формировании и утверждении адресных списков внедрения водосберегающих технологий орошения, а также в их реализации;
обеспечение соблюдения прав и законных интересов ассоциаций водопотребителей, содействие в реализации мероприятий по ремонту и восстановлению оросительной и коллекторно-дренажных сетей и доставке воды приусадебным участкам;
проведение мероприятий по сохранению и улучшению состояния водных объектов, предупреждению и ликвидации вредного воздействия а также загрязнения вод, восстановление объектов, поврежденных в результате аварий, паводков, селей и стихийных бедствий;
регулирование других вопросов, предусмотренных законодательством.
ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ВОД
Статья 8. Государственное управление в области
использования вод
Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.
Специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования использования вод являются Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (подземные воды) в пределах их компетенции.
Статья 9. Государственный контроль
за использованием и охраной вод
Задача государственного контроля за использованием и охраной вод - обеспечить соблюдение всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, фермерскими и дехканскими хозяйствами и гражданами установленного порядка пользования водами, выполнение обязанностей по охране вод, предупреждению и ликвидации их вредного воздействия, правил ведения учета вод, а также иных правил, установленных водным законодательством.
Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан, Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан, Инспекция по контролю за использованием питьевой воды при Министерстве жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Участие ассоциаций водопотребителей, других негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов
Ассоциации водопотребителей, другие негосударственные некоммерческие организации в соответствии со своими уставами и граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию, охране вод и водных объектов. Государственные органы при проведении этих мероприятий могут учитывать предложения ассоциаций водопотребителей, других негосударственных некоммерческих организаций, а также граждан.
ГЛАВА IV. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ,
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ,
ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ДРУГИХ
ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ
ВОД И ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 11. Условия размещения, проектирования,
строительства, реконструкции, ремонта, восстановления
и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений
и других объектов, влияющих на состояние
вод и водных объектов
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте, восстановлении и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны обеспечиваться рациональное использование вод с соблюдением требований охраны здоровья и первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, а также благоприятный режим отвода коллекторно-дренажных и сточных вод. При этом предусматриваются мероприятия, обеспечивающие учет забираемой из водных объектов и возвращаемой в них воды, охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, предупреждение вредного воздействия вод, ограничение затопления земель до минимально необходимых размеров, охрану земель от засоления, подтопления или иссушения, а также сохранение благоприятных природных условий и ландшафтов.
Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, должны составляться с учетом возможностей пользования водными объектами для отдыха и спорта.
Статья 12. Условия размещения, проектирования, строительства,
реконструкции и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений
и других объектов на рыбохозяйственных водоемах
При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, наряду с соблюдением требований статьи 15 настоящего Закона, должны быть своевременно осуществлены мероприятия, обеспечивающие компенсацию ущерба, наносимого рыбным запасам, другим водным животным и растениям и условиям для их сохранения, восстановления и воспроизводства.
Статья 13. Определение мест строительства, реконструкции,
ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других
объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов
Определение мест строительства, реконструкции, ремонта и восстановления предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, согласовывается с организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, а также с другими заинтересованными организациями в соответствии с законодательством.
Статья 14. Согласование и государственная экспертиза
проектов строительства, реконструкции, ремонта
и восстановления предприятий, сооружений и других
объектов, влияющих на состояние
вод и водных объектов
Проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами по экологии и охране окружающей среды, по геологии и минеральным ресурсам и другими органами, а также проходят государственную экспертизу в соответствии с законодательством.
Проекты по ремонту и восстановлению мелиоративных объектов проходят государственную экспертизу в установленном законодательством порядке.
Не допускается проектирование, строительство и реконструкция прямоточных систем водоснабжения промышленных предприятий, которые по условиям производства не могут быть переведены на оборотное водоснабжение и безотходную технологию.
Статья 15. Запрещение ввода в эксплуатацию предприятий,
сооружений и других объектов, влияющих на состояние
вод и водных объектов
Запрещается ввод в эксплуатацию:
новых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами, предотвращающими загрязнение и засорение вод, а также оказывающих отрицательное воздействие на состояние вод и водных объектов;
оросительных и обводнительных систем, водохранилищ и каналов до проведения предусмотренных проектами мероприятий, предотвращающих затопление, подтопление, заболачивание, засоление земель и эрозию почв;
осушительных систем до готовности водоприемников и других сооружений в соответствии с утвержденными проектами;
водозаборных сооружений без рыбозащитных устройств в соответствии с утвержденными проектами;
гидротехнических сооружений до готовности устройств для пропуска паводковых вод и рыбы в соответствии с утвержденными проектами;
групповых водозаборов без утвержденных запасов подземных вод;
буровых скважин на воду без оборудования их водорегулирующими устройствами и установления в соответствующих случаях зон санитарной охраны.
Запрещается наполнение водохранилищ до осуществления предусмотренных проектами мероприятий по подготовке ложа.
Статья 16. Согласование проектов строительства,
реконструкции, ремонта и восстановления мостов,
переходов и других транспортных коммуникаций
через водные объекты
Проекты строительства и реконструкции мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты подлежат согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, по контролю и надзору за безопасностью водохозяйственных объектов, Министерством по чрезвычайным ситуациям и в необходимых случаях с органами энергетики, по архитектуре и строительству, Министерством транспорта Республики Узбекистан (в части речного транспорта), а также должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения, засорения и истощения вод, предупреждение их вредного воздействия.
Проекты по ремонту и восстановлению мостов, переходов и других транспортных коммуникаций через водные объекты, влияющих на состояние вод и водных объектов, подлежат согласованию с органами водного хозяйства, а также с другими органами в соответствии с законодательством и должны предусматривать проведение мероприятий, обеспечивающих пропуск паводковых вод, режим эксплуатации водных объектов, предотвращение загрязнения и засорения вод.
НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, В ВОДООХРАННЫХ ЗОНАХ,
ПРИБРЕЖНЫХ ПОЛОСАХ И ЗОНАХ САНИТАРНОЙ
ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Статья 17. Порядок производства работ на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов
Строительные, ремонтные, восстановительные, дноуглубительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых и водных растений, прокладка кабелей, трубопроводов и других коммуникаций, рубка леса, буровые, сельскохозяйственные и иные работы на водных объектах, в водоохранных зонах, прибрежных полосах и зонах санитарной охраны водных объектов, в зонах формирования подземных вод, влияющие на состояние вод и водных объектов, производятся в соответствии с законодательством.
Работы, влияющие на состояние вод и водных объектов, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Закона на основе научно обоснованных норм и правил с учетом интересов сельского и водного, энергетического, рыбного, лесного, бытового и коммунального хозяйств.
ГЛАВА VI. ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛИ, ВОДОПОТРЕБИТЕЛИ
И ОБЪЕКТЫ ИХ ПОЛЬЗОВАНИЯ
Водопользователями могут быть эксплуатационные организации водного хозяйства, ассоциации водопотребителей, предприятия коммунально-бытовой сферы, гидроэнергетики, иные предприятия, учреждения, организации, граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.
Водопотребителями могут быть предприятия, учреждения, организации, фермерские и дехканские хозяйства, а также граждане Республики Узбекистан, граждане других государств и лица без гражданства.
Ассоциации водопотребителей создаются преимущественно по гидрографическому принципу или иным условиям, обеспечивающим рациональное управление и использование водных ресурсов.
Учредителями ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские хозяйства, дехканские хозяйства с образованием юридического лица, а также другие водопотребители - юридические лица.
Членами ассоциаций водопотребителей могут быть фермерские и дехканские хозяйства, органы самоуправления граждан, а также другие водопотребители.
Водные отношения между ассоциацией водопотребителей и ее членами, находящимися в зоне ее обслуживания, а также другими эксплуатационными
...