ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Контроль за уплатой налогов и других обязательных платежей /

Порядок проведения проверок исполнения банковского и налогового законодательства в банках Республики Узбекистан, оформления и направления материалов о нарушениях законности в следственные и налоговые органы (Утвержден Прокуратурой 11.07.1996 г. N 7/15-96, ЦБ 12.07.1996 г. N 229, ГНК 11.07.1996 г. N 96-58)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРОКУРАТУРА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.07.1996 г

N 7/15-96

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

12.07.1996 г.

N 229


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

НАЛОГОВЫЙ КОМИТЕТ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

11.07.1996 г.

N 96-58


ПОРЯДОК

проведения проверок исполнения банковского и

налогового законодательства в банках Республики

Узбекистан, оформления и направления материалов о

нарушениях законности в следственные и

налоговые органы

Настоящий  порядок  разработан  в  целях  обеспечения соблюдения законов   Республики   Узбекистан   "О   Центральном   банке  Республики Узбекистан",   "О банках   и   банковской   деятельности",   "О   валютном регулировании",  "О  прокуратуре",  "О  взыскании  не  внесенных  в срок налогов и других обязательных  платежей" и других законодательных  актов Республики Узбекистан при проверке банков.

Данный  порядок  регулирует  отношения,  связанные  с  проверкой банков   подразделениями   Центрального   банка,   налоговыми  органами, прокуратурой и передачей материалов о выявленных нарушениях  следственным и налоговым органам.


1.  Центральный  банк  осуществляет  надзорные  функции согласно ст.  51  Закона  "О  Центральном  банке  Республики Узбекистан" и ст. 44 Закона "О банках и банковской деятельности".

Центральному  банку  предоставлено  право  издания   нормативных актов, регулирующих деятельность банков Республики Узбекистан.

Свои  надзорные  функции  Центральный  банк  осуществляет  путем дистанционного надзора и проведения инспекторских проверок на местах.

Инспекторские     проверки      осуществляются      полномочными представителями Центрального банка, при  наличии у них удостоверения  на проверку,   которое    действительно   при    предъявлении    служебного удостоверения  и   при  наличии   задания,  утвержденного   руководством Центрального банка или начальниками его соответствующих  территориальных Главных управлений.

Центральный   банк   имеет   право   привлекать   к   проведению инспекторских проверок аудиторов, определяемых им самим.

Центральный банк вправе получать информацию о деятельности банка непосредственно  от  него,  а  так  же у аудиторов, осуществляющих аудит банков.


2. В соответствии с п.3 Постановления Кабинета Министров РУз  от 9.11.95  г.  N  427  "О  мерах реализации комплексной программы развития банковской  системы  Узбекистана",  Государственный  налоговый   комитет совместно с Центральным банком обеспечивает строгий контроль за  целевым использованием  Ассоциацией  банков  и  коммерческими  банками  средств, высвобожденных от налогов.

В связи с этим налоговым органам предоставлено право  проверять правильность    расчетов    отчислений    средств,    высвобожденных   от налогообложения, их целевое использование банками.

В  соответствии  с  п.п.  4  и  5  Указа  Президента  Республики Узбекистан  от  12  мая  1995  г.  "О мерах по повышению ответственности руководителей предприятий  и организаций  за своевременность  проведения расчетов  в   народном  хозяйстве"   налоговые  органы   по  поступившим материалам банков налагают  административные штрафы на  руководителей и главных   бухгалтеров   филиалов    коммерческих   банков,    нарушивших установленные  сроки  проведения  платежей,  при наличии соответствующих средств на счетах предприятий.

Постановлением Кабинета Министров от 11.03.1996 г. N 88 контроль за валютными и  экспортно-импортными операциями и  обязательной продажей части выручки  по ним  Центральному банку  возложен на  соответствующее управление Государственного налогового комитета.

В целях осуществления валютного контроля по  экспортно-импортным операциям Центральный банк,  уполномоченные банки, Министерство  внешних экономических связей, Государственный  налоговый комитет и  Министерство финансов  Республики  Узбекистан  могут  производить проверки в пределах компетенции.

Центральным банком производятся проверки в уполномоченных банках по  вопросу  осуществления  последними  функций  валютного  контроля   в соответствии с действующим законодательством.

Производимыми   проверками,    на   основании    соответствующих удостоверений  Центрального  банка,  производится  изучение  поступления экспортной  выручки  и  импортного  товара,  осуществления  обязательной продажи  и  обоснованности  платежей  в  иностранной валюте по операциям клиентов банка, а также соблюдения банком нормативных актов по валютному регулированию.

В соответствии с Законом  Республики Узбекистан "О взыскании  не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей" и Положением "О Государственных  налоговых  органах  Республики  Узбекистан"   налоговые органы   проверяют   обеспечение   банками   своевременности  исполнения платежных поручений клиентов по  платежам в бюджет, за  задержки которых начисляется пеня  в размере  0,5 процентов  за каждый  день просрочки  и применяется административный штраф к руководству банка.

Указанные проверки  в банках  осуществляются только  в отношении самого банка как налогоплательщика  и допускаются только при  наличии у налогового  инспектора  распоряжения  (приказа)  на  проверку,   которое действительно при предъявлении служебного удостоверения.


3. Банки и его филиалы являются объектом прокурорского  надзора. При  проведении  проверок  соблюдения  законов  в  деятельности   банков работники прокуратуры  в соответствии  с полномочиями,  предоставленными ст. 7, 24 Закона "О Прокуратуре", имеют право:

-  по  предъявлению  служебного  удостоверения  беспрепятственно входить  на  территорию  и  в  помещение  банка,  а  в  кассовые  узлы и кассовые хранилища - только в порядке, установленном Центральным  банком Республики Узбекистан;

-  доступа к документам и материалам, необходимым для проверок;

- требовать  для  проверки  решения,  распоряжения, инструкции, приказы, акты и другие документы;

- получать информацию о  состоянии законности банком и  мерах по ее обеспечению;

- при  необходимости назначать  аудиторские проверки  банковских операций через аудиторские фирмы, имеющие лицензию (сертификат) Центрального банка Республики Узбекистан на право проведения аудита в коммерческих банках на территории Республики Узбекистан.

Требование прокурора обязательно для исполнения.

Центральный банк Республики Узбекистан направляет в  Прокуратуру Республики Узбекистан принимаемые нормативно-правовые акты.


4.  В  соответствии  со  ст.  38  Закона  "О банках и банковской деятельности"  справки  по  операциям  и  счетам  юридических лиц и иных организаций  выдаются:  самим  организациям,  прокурору,  судам,  а  при наличии  возбужденного  уголовного  дела  также  следственным  органам и органам  дознания  (в  том  числе  органам  Государственной  налоговой и таможенной службы).

Справки  по  счетам  и  вкладам  физических  лиц  выдаются самим клиентам  и  их  законным  представителям;  судам;  органам  дознания  и следствия по делам, находящимся в  их производстве, в случаях, когда  на денежные средства и иные ценности  клиентов, находящихся на счетах и  во вкладах,  может  быть  наложен  арест,  обращено взыскание или применена конфискация имущества.

Справки по операциям и  счетам клиентов выдаются по  официальным письменным запросам.

Органы дознания  и следственные  органы при  осуществлении своих функций в банке, связанных с производством выемки предметов,  документов и    обыска    должны    руководствоваться    требованиями    Уголовного процессуального кодекса Республики Узбекистан (ст. 157 - 164).


5. Коммерческие банки осуществляют проверки соблюдения  кассовой дисциплины   на   предприятиях   и   организациях.   Материалы  проверок хозяйствующих субъектов  с выявленными  нарушениями кассовой  дисциплины банков и их филиалов направляют одновременно налоговым органам и органам прокуратуры  для  принятия  к  их  руководителям  мер   административно- правового воздействия.

В  этих  целях  в  срок  не  позднее двух недель после окончания проверки за  весь обследуемый  период предоставляются  первые экземпляры справок о кассовых операциях,  акты о выявленных нарушениях,  письменные объяснения нарушителей (или акт об отказе) и сопроводительное письмо.

Налоговые органы и прокуратура обязаны в недельный срок сообщить банкам о принятых мерах по установленным нарушениям.


6. В соответствии с Указами Президента Республики Узбекистан  от 12  мая  1995  г.  "О  мерах  по повышению ответственности руководителей предприятий и организаций за современность  проведения  расчетов  в народном  хозяйстве" и 24 января  1996  года "О мерах по укреплению платежной дисциплины и системы взаиморасчетов" руководители коммерческих банков осуществляют  контроль за  состоянием дебиторской  и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов.

В случае непринятия  хозяйствующими субъектами мер  по погашению просроченной   дебиторской   задолженности   (непередача   материалов  в хозяйственный  суд,  отсутствие  актов  сверок)  по данным расшифровок к квартальным бухгалтерским балансам, в соответствии с п.4 Указа Президента Республики Узбекистан от 12 мая 1995 года коммерческие банки до 10 числа месяца, следующего за отчетным, направляют информацию  налоговым органам для   наложения    на    руководителей   предприятий    и    организаций административных   штрафов,   а   также   передают   материалы   органам прокуратуры.

Информация,  передаваемая  в  налоговые  органы  и  прокуратуры, должна содержать  необходимые данные  по каждому  конкретному хозоргану, не принявшему мер  по взысканию просроченной  дебиторской задолженности, т.е.  должны  быть  приведены   полное  наименование  предприятия,   его ведомственная  подчиненность,  инициалы  руководителей,  адрес, телефон, полная   расшифровка   просроченной    дебиторской   задолженности    по предприятиям - дебиторам с указанием даты образования долга, его суммы.

Банки  с  выходом  на  предприятия  и  организации  осуществляют проверки  состояния   учета  и   расчетов  дебиторской   и  кредиторской задолженности.  В  случае  установления  фактов  отпуска  продукции  без предварительной оплаты  или отпуска  продукции при  наличии просроченной задолженности,  а   также  неприятия   мер  по   взысканию  просроченной дебиторской  задолженности  в  течении  30  дней  и  другим  нарушениям, коммерческие  банки  должны  передавать  материалы  налоговым  органам и органам  прокуратуры   для  принятия   соответствующих  мер   в  течении 10 рабочих дней.

При  этом  банки  представляют  в  органы  прокуратуры  письмо с указанием конкретного  нарушения и  ссылкой на  пункт Указов  Президента Республики  Узбекистан   и  прилагают   один  экземпляр   акта  проверки хозяйствующего субъекта,  подписанный руководителем предприятия, главным бухгалтером и работниками банка.

Органы прокуратуры  и налоговые  органы осуществляют  проверки с выходом  на  предприятия,  с  целью  изучения  достоверности отражения в балансах дебиторской и кредиторской задолженности.

При  непоступлении  валютной  выручки  на  счет  предприятия   в установленные  сроки,  коммерческими  банками  материал  направляется  в налоговые органы  и органы  прокуратуры. В  материале, представляемом  в налоговые органы, указывается наименование предприятия, номер контракта, стоимость  контракта,  с  кем  он  заключен,  дата  отгрузки по грузовой таможенной  декларации,  номер  расчетного  счета, предполагаемая сумма, которая должна поступить на счет.


6.1. Государственная регистрация аудиторов и аудиторских фирм осуществляется согласно Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 июня 1993 года N 293 в Министерстве юстиции. Лицензия на занятие аудиторской деятельностью предоставляется Министерством финансов Республики Узбекистан.

Однако наличие лицензии Министерства финансов на занятие аудиторской деятельностью не является достаточным условием для проведения аудита банков. В соответствии со статьей 43 Закона Республики Узбекистан ”О банках и банковской деятельности” деятельность банков подлежит ежегодной проверке аудиторами, имеющими лицензию на осуществление таких проверок в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Узбекистан ”О мерах по развитию системы банковского аудита в республике” от 24 июня 1996 года N УП-1500 Центральный банк выдает аудиторским фирмам и аудиторам, функционирующим на территории республики, соответствующие сертификаты и квалификационные сертификаты на право проведения аудиторских проверок в банках.

Порядок предоставления лицензии (сертификата) на осуществление банковского аудита установлен в ”Положении о выдаче, аннулировании сертификата на право проведения банковского аудита и квалификационной аттестации аудиторов”, утвержденном Центральным банком 20 июля 1996 года N 237.

На основании этого Положения для получения права на проведение аудита в банках аудиторская фирма (аудитор) после получения лицензии Министерства финансов должны получить также и лицензию (сертификат) на проведение банковского аудита в Центральном банке.

В соответствии с пунктом вторым указанного Положения перечень аудиторских фирм и аудиторов, имеющих право проведения банковского аудита на территории Республики Узбекистан определяется Центральным банком. Аудиторские компании и аудиторы, не располагающие лицензией (сертификатом) Центрального банка на проведение банковского аудита, не вправе проводить аудиторские проверки в банках. Результаты аудита, проведенные такими аудиторами, считаются недействительными, и все доходы от этой деятельности подлежат изъятию в бюджет.

6.2. По результатам аудиторской проверки составляется отчет независимых аудиторов (аудиторское заключение) в двух экземплярах.

Аудиторское заключение - документ, подписываемый аудитором, заверенный печатью и содержащий его мнение о соответствии отчетности банка требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и составлению публичной годовой финансовой отчетности.

7.  При  выявлении  контрольно - ревизионными  подразделениями (внутренними   аудитами)   банковских   учреждений и аудиторскими фирмами,  имеющими лицензию (сертификат) Центрального банка Республики Узбекистан на право проведения аудита в коммерческих банках на территории Республики Узбекистан, самостоятельно  или совместно  с  другими  контролирующими  и  правоохранительными  органами фактов недостач,  хищений денежных средств и валюты, а также должностных и  иных  злоупотреблений  со  стороны  руководителей и других работников коммерческих  банков,  обменных  пунктов,  предприятий,  организаций   и учреждений,  в  том  числе  коммерческих,  в  двухнедельный  срок со дня окончания  проверки  руководитель  соответствующего  банка  передает   в следственные органы по месту совершения нарушения следующие материалы:

7.1.  Акт  ревизии  (инвентаризации)  и сличительную ведомость к нему;

7.2. Объяснения лиц, у  которых были выявлены злоупотребления  и нарушения;

7.3. Заключение ревизора  (проверяющего) по существу  объяснений руководителей и других лиц;

7.4.  Копии  платежных  и  иных  документов, а также необходимые справки, подтверждающие факты, изложенные в акте;

7.5.   Объяснения,   представленные   работниками    проверяемой организации (предприятия), а  также пояснение ревизором  (проверяющим) и пояснения ревизора о причинах отказа в принятии этих документов;

7.6.  Копии  письменного  договора  (контракта)  о  материальной ответственности;

7.7. Копии приказа о зачислении на работу.


8. Органы прокуратуры  в соответствии со  ст. 329 УПК Республики Узбекистан  по  поступившим  материалам  обязаны принять соответствующее решение  и  о  принятом  решении  сообщить  органу (должностному лицу), направившему материал.


9.  По  итогам  каждого  полугодия  (два  раза  в  год)   органы прокуратуры и  банки проводят  взаимосверку по  переданным материалам  и принятым по ним решениям.



И.о. Генерального прокурора,

Государственный советник

юстиции 1 класса


Б.М.Мустафаев



Председатель

Центрального банка


Ф.М.Муллажонов

Председатель Государственного налогового

комитета, Главный государственный

налоговый советник


Ш.К.Гатаулин

Время: 0.2228
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск