Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Основы государственно-правового устройства / Утратившие силу акты / Олий Мажлис Республики Узбекистан (Парламент) /

Закон Республики Узбекистан от 31.10.1990 г. N 154-XII "О статусе народных депутатов в Республике Узбекистан"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.10.1990 г.

N 154-XII



О СТАТУСЕ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН *


В Республике Узбекистан народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов в лице избранных им депутатов. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

Настоящий Закон закрепляет статус всех народных депутатов в Республике Узбекистан, их важнейшие полномочия и гарантии депутатской деятельности, ответственность депутатов перед избирателями, создание необходимых условий для эффективной депутатской работы.



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Участие депутата в осуществлении

государственной власти

Осуществление Советом народных депутатов государственной масти основывается на инициативном и активном участии в его работе каждого депутата.

Участвуя в работе Верховных Советов Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов и их органов, депутаты решают важнейшие вопросы государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, принимают законы и другие решения Советов, контролируют работу государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.

В своей деятельности депутаты выражают и защищают интересы своих избирателей, а также учитывают экономические, культурные, национальные и иные особенности Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, административно территориального образования, на территории которых депутаты осуществляют свои полномочия.

Депутат строит свою работу в соответствии с законами Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, а также на основе решений соответствующих Советов народных депутатов, наказов избирателей, добивается выполнения своей предвыборной программы.



Статья 2. Законодательство о статусе депутатов

Статус народных депутатов в Республике Узбекистан определяется Конституцией Республики Узбекистан, Конституцией Республики Каракалпакстан, настоящим Законом, а также законодательством Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан.



Статья 3. Возникновение и срок полномочий депутатов

Полномочия депутата начинаются со дня его избрания народным депутатом Республики Узбекистан, народным депутатом Республики Каракалпакстан либо соответствующего местного Совета народных депутатов. Избираемая Верховным Советом Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местным Советом народных депутатов мандатная комиссия проверяет полномочия депутатов. Соответствующий Совет по представлению его мандатной комиссии принимает решение о признании полномочий депутатов, а в случае нарушения законодательства о выборах - о признании выборов отдельных депутатов недействительными.

Полномочия депутата заканчиваются в день избрания народных депутатов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местного Совета народных депутатов нового созыва либо в случаях, предусмотренных статьей 8 настоящего Закона.

Полномочия народного депутата в Республике Узбекистан не подлежат передаче другому лицу.



Статья 4. Сочетание депутатской деятельности с выполнением

производственных и служебных обязанностей

Депутат осуществляет свои полномочия, как правило, не порывая с производственной или служебной деятельностью.

Народный депутат Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан вправе освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей на срок, необходимый ему для осуществления депутатских полномочий.

Народный депутат Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, избранный соответственно в состав постоянной комиссии или комитета Верховного Совета Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по решению соответствующего Совета, постоянной комиссии или комитета в порядке перевода на срок, устанавливаемый этими органами.

Порядок оформления освобождения народного депутата Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан от выполнения производственных или служебных обязанностей для работы в избирательном округе, выполнения поручений Верховного Совета Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан, их органов и в других случаях определяется соответственно Верховным Советом Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан.

Депутат местного Совета народных депутатов может освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей для осуществления своих депутатских полномочий на срок и в порядке, определяемым соответствующим Советом.



Статья 5. Взаимоотношения депутата с избирателями

Депутат поддерживает связи с избирателями, с коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, а также с коллективами других предприятий, учреждений, организаций, государственными и общественными органами, расположенными на территории его избирательного округа.

Избиратели дают наказы своим депутатам. Депутаты добиваются, претворения в жизнь наказов избирателей.

Депутат ответственен перед избирателями и им подотчетен.

Депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть отозван в установленном законом порядке.



Статья 6. Взаимоотношения депутата с Советом и его органами

Депутат, являясь членом коллегиального представительного органа государственной власти, обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета, образуемых им комитетов, постоянных комиссий, других органов, несет обязанности перед Советом, выполняет поручения Совета и его органов.

Совет вправе заслушать сообщения депутатов об их работе и Совете, о выполнении ими решений и поручений Совета и его органов. В случае невыполнения депутатом своих обязанностей в Совете, нарушения им установленного порядка работы представительного органа вопрос о поведении депутата может быть рассмотрен Советом либо по его поручению президиумом, соответствующей комиссией, комитетом Совета.

Президиумы, исполнительные и распорядительные органы соответствующих Советов народных депутатов оказывают депутатам необходимую помощь в их работе, информируют депутатов о деятельности Совета и его органов, о ходе выполнения плана (программ) экономического и социального развития, реализации наказов избирателей, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутатов, содействуют изучению депутатами советского законодательства, опыта работы Совета, общественного мнения.



Статья 7. Депутатская этика

Народный депутат в Республике Узбекистан должен строго соблюдать нормы этики и морали. Недопустимо использование депутатом своего статуса в ущерб интересам государства, общества, граждан.

В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата рассматривается соответствующим Советом народных депутатов или по его поручению президиумом, комиссией, комитетом Совета.



Статья 8. Досрочное прекращение полномочий депутата

Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета, принимаемому в связи с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий, либо в связи с вступившим в законною силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом, а также о случае утраты депутатом гражданства Республики Узбекистан.

Полномочия депутата могут быть прекращены досрочно по решению Совета, принимаемому в связи с личным заявлением депутата об отставке в виду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо иным личным причинам.

Полномочия народного депутата в Республике Узбекистан прекращаются досрочно также вследствие отзыва его избирателями в установленном законом порядке.

В исключительных случаях полномочия народного депутата Республики Узбекистан могут быть прекращены досрочно по решению Верховного Совета Республики Узбекистан. Основанием для рассмотрения такого вопроса могут быть поведение, порочащее высокое звание народного депутата, совершение им антиконституционных действий, направленных на подрыв основ государственного устройства, дестабилизацию общественно-политической обстановки, или призыв к таким действиям, а также против принятых в соответствии с законом решений органов государственной и исполнительной властей, прав и свобод граждан. Соответствующее решение Верховного Совета Республики Узбекистан принимается с учетом мнений Комиссии по депутатской этике и Комитета по правам человека Верховного Совета Республики Узбекистан.


II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА

В СОВЕТЕ

Статья 9. Участие депутата в работе Совета

На сессиях Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан и местных Советов депутаты на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают важнейшие вопросы, отнесенные к ведению соответствующего представительного органа государственной власти.

Депутат обязан присутствовать на сессиях Совета и заседаниях его органов, в состав которых он избран, активно участвовать в их работе. В случае невозможности прибыть на заседание или сессию депутат сообщает об этом соответственно в президиум Совета или его председателю.

Президиумы Советов народных депутатов, а в городских (городов районного подчинения), поселковых и кишлачных Советах - их председатели заблаговременно в сроки, установленные законодательством Республики Узбекистан и регламентами соответствующих Советов, сообщают депутату о времени созыва и месте проведения сессии Совета, о вопросах, вносимых на их рассмотрение, и заблаговременно представляют ему все необходимые материалы по этим вопросам.



Статья. 10. Права депутата на сессии Совета

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии соответствующего Совета.

Депутат вправе:

избирать и быть избранным в органы Совета;

предлагать вопросы для рассмотрения Советом;

вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправки к ним;

высказывать мнения по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом;

участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчику и председательствующему, требовать ответы и давать им оценку;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

вносить предложения о заслушивании на сессии отчета или информации любого органа, либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету;

ставить вопрос о доверии составу образованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им должностным лицам;

предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Узбекистан, выполнения решений соответствующего Совета государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;

оглашать обращения граждан, имеющие общественное значение.

Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний для включения в протокол сессии.

Депутат, не согласный с решением Совета или его органа, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на заседании.

Народный депутат в Республике Узбекистан не может быть привлечен к ответственности за выраженную им позицию в выступлении и при голосовании по рассматриваемым вопросам на заседании Совета или его органов.

Порядок осуществления указанных прав определяется настоящим Законом и регламентом соответствующего Совета, другими законодательными актами Республики Узбекистан.



Статья 11. Право законодательной инициативы

народных депутатов Республики Узбекистан,

Республики Каракалпакстан

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан обладает правом законодательной инициативы в соответствующем Верховном Совете, которое может быть реализовано в форме постановки вопроса о необходимости разработки нового закона, внесения на рассмотрение Верховного Совета проектов новых законов, проектов законов об изменениях действующих законов, а также в форме предложений о внесении изменений в действующие законы.

Право законодательной инициативы осуществляется в порядке, установленном законами Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан.



Статья 12. Депутатский запрос

Депутатский запрос - заявляемое на сессии Совета требование к государственным органам и должностным лицам дать официальное разъяснение или изложить позицию по вопросам, имеющим общественное значение.

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан на сессиях соответствующего Верховного Совета имеет право обратиться с запросом соответственно к Президенту Республики Узбекистан, к Председателю Верховного Совета Республики Узбекистан и Правительству Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, к министрам, к руководителям других государственных органов, образуемых или избираемых соответственно Верховным Советом Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан.

Народный депутат Республики Узбекистан имеет также право обратиться с запросом к руководителям расположенных на территории Республики предприятий, учреждений и организаций общесоюзного подчинения по вопросам, относящимся к компетенции Республики Узбекистан, а народный депутат Республики Каракалпакстан - также к руководителям расположенных на территории Республики Каракалпакстан предприятий, учреждений и организаций республиканского (Республики Узбекистан) подчинения по вопросам, отнесенным к ведению Республики Каракалпакстан.

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан в соответствии с законодательством республики может внести запрос к местным органам государственной власти и управления.

Депутат местного Совета имеет право обратиться с запросом к президиуму Совета, к председателю Совета, к исполнительному комитету, руководителям его отделов и управлений, а также к руководителям, расположенных на территории Совета предприятий, учреждений и организаций по вопросам, отнесенным к ведению соответствующего Совета.

Запрос может быть внесен депутатом или группой депутатов в письменной или устой фирме. Запрос, внесенный в письменной форме, подлежит оглашению на сессии Совета.

Государственный орган или должностное лицо, к которым обращен запрос, обязаны дать устным или письменный ответ на запрос на сессии Совета, но не позднее чем в трехдневный срок или иной срок, установленный Советом. Депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения в связи с запросом принимается постановление Совета. Запрос, ответ на него и принятое Советом по результатам рассмотрения запроса решение обнародуются.

Совет вправе обязать государственный орган или должностное лицо представить к установленному Советом сроку отчет о выполнении решения по запросу депутата.



Статья 13. Рассмотрение предложений и замечаний депутатов,

внесенных на сессии Совета

Предложения и замечания, высказанные депутатами на сессии Совета или переданные в письменной фирме председательствующему на сессии, рассматриваются Советом, его комитетами или комиссиями либо направляются на рассмотрение соответствующим государственным, общественным органам и должностным лицам.

Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Совета, обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть эти предложения и замечания и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также соответственно президиуму или председателю Совета, Правительству, исполнительному комитету Совета.

Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется соответственно президиумом Совета, его постоянными комиссиями и комитетами, Правительством, исполнительным комитетом Совета.



Статья 14. Деятельность депутата в органах Совета

Депутат, входящий в состав президиума Совета, комитета, постоянной комиссии и других органов Совета, вправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение указанных органов, участвовать в подготовке их к рассмотрению, в их обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь решений Совета и его органов и в контроле за выполнением.

Депутат, не согласный с решением органа Совета, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Совета или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.

Народный депутат в Республике Узбекистан, избранный в состав комитета или постоянной комиссии Совета, участвует в работе комитета или постоянной комиссии с правом решающего голоса.

Народный депутат Республики Узбекистан, не являющийся членом комитета или постоянной комиссии, может участвовать в заседании комитета или постоянной комиссии с правом совещательного голоса.

Депутат может быть выведен из состава комитета или комиссии за систематическое неучастие в их работе.



Статья 15. Участие депутата в проверках работы

государственных и общественных органов, предприятий,

учреждений и организаций по поручению Совета и его органов

По поручению Совета или его органов депутат может участвовать в проверках работы расположенных на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению Совета, знакомиться с необходимыми документами, проводить депутатское расследование. О результатах проверки депутат информирует Совет или его органы, а также соответствующие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и, в случае необходимости, вносит предложения об улучшении их работы, устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины и законности.

Депутат вправе возбуждать в Совете и его органах вопрос о необходимости проведения проверок работы государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, о проведении в установленном законом порядке расследований по любому вопросу.



Статья. 16. Депутатское расследование

По решению Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан и их органов либо по инициативе группы народных депутатов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан численностью не менее 30 человек может назначаться депутатское расследование. Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования по требованию народного депутата Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан или депутатской комиссии, ведущей расследование, обязаны беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Уклонение от дачи объяснений влечет ответственность, установленную законом.

Результаты расследования доводятся до сведения соответственно Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан или их органов.



III. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПУТАТА

В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 17. Права депутата в связи с работой

в избирательном округе

В целях осуществления своих полномочий в избирательных округах депутаты имеют право:

участвовать при рассмотрении в органах государственного управления любых вопросов, затрагивающих существенные интересы граждан в избирательных округах; эти органы обязаны заблаговременно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов;

проверять по собственной инициативе с привлечением при необходимости представителей государственных органов, общественности и народных контролеров ставшие им известными из обращений граждан, организаций и иных источниках сведения о нарушениях законов, прав и законных интересов граждан и организаций, проявления волокиты и бюрократизма, получать необходимую для этого информацию, требовать от соответствующих органов и должностных лиц устранений выявленных нарушений;

проводить собрания, конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и местными органами общественных организаций, движений;

участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, общественных организаций и движений, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Народный депутат в Республике Узбекистан имеет преимущественное право выступать по вопросам своей депутатской деятельности в органах печати, учреждаемых соответствующими Советами, по телевидению и радио. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

Народные депутаты в Республике Узбекистан равны между собой в осуществлении права выступления в средствах массовой информации.



Статья 18. Обязанности депутата в связи с работой

в избирательном округе

В своих избирательных округах депутаты обязаны:

регулярно информировать население о работе Верховного Совета Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, о выполнении планов и программ экономического и социального развития, решений Советов, наказов избирателей, а также своих предвыборных программ;

участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов;

изучать общественное мнение, нужды и запросы населения, сообщать о них Совету и его органам, вносить предложения и принимать иные меры для их удовлетворения;

способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление государственными и общественными делами.



Статья 19. Рассмотрение депутатом предложений,

заявлений и жалоб граждан

Депутат рассматривает в порядке, установленном законодательством, поступившие к нему предложения, заявления и жалобы избирателей, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению; регулярно ведет прием граждан в населенных пунктах своего избирательного округа. Он вправе приглашать для участия в приеме граждан должностных лиц государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, которые по просьбе депутата обязаны участвовать в приеме.

Депутат изучает причины, порождающие жалобы, и при необходимости вносит свои предложения в Верховный Совет Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан, местный Совет народных депутатов, в другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации.

Депутат вправе осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственных и общественных органах, предприятиях, учреждениях и организациях, расположенных на территории Совета, и принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности.



Статья 20. Отчет депутата перед избирателями

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан периодически, но не реже одного раза в год, а депутат местного Совета - не реже двух раз в год обязан отчитываться о своей работе, ходе выполнения предвыборной программы, наказов, о работе Совета и тех его органов, в которые он избран, перед избирателями, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом в депутаты. Отчет депутата может быть проведен по требованию группы избирателей численностью, установленной соответствующим Советом.

Отчеты депутата проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей, а также на конференциях делегатов от избирателей данного избирательного округа.

Собрание, конференция, на которых заслушивается отчет депутата, принимает решение, содержащее предложения и замечания избирателей депутату, которое доводится до сведения избирателей округа.

Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, общественными организациями, обеспечивают освещение отчетов народных депутатов в Республике Узбекистан.



Статья 21. Содействие депутату в проведении отчетов

и встреч с избирателями

Собрания, конференции избирателей для проведения отчетов депутатов и встреч с ними созываются президиумами Советов, советами трудовых коллективов, органами общественного самоуправления.

Депутату обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями. По его просьбе президиум или исполнительный комитет соответствующего Совета, администрация и общественные организации предприятий, учреждений, организаций выделяют помещения, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями, приема депутатом граждан, направляют по приглашению депутата для участия в приемах и встречах своих ответственных представителей, а также принимают другие меры по оказанию депутату содействия в его работе на местах.

Справочные и информационные материалы, необходимые для отчетов и выступлений, предоставляются депутату по его просьбе соответственно президиумом Совета или исполнительным комитетом того Совета, депутатом которого он является, президиумами или исполнительными комитетами Советов, расположенных на территории избирательного округа.



Статья 22. Участие депутата в работе нижестоящих Советов

Депутат на территории Совета, в состав которого он избран, вправе участвовать с совещательным голосом в заседаниях нижестоящих Советов и их органов.



Статья 23. Право депутата требовать устранения

нарушения законности

Встретившись с нарушением прав и охраняемых законом интересов граждан или иным нарушением законности, депутат как представитель государственной власти вправе на месте потребовать прекращения нарушения, а в необходимых случаях обратиться с требованием к соответствующим органам и должностным лицам пресечь такие нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию - представителем соответствующего правоохранительного или контрольного органа.

Должностные лица государственных и общественных органов, администрация предприятий, учреждений и организаций, а также работники милиции, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения и при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. В случае непринятия мер должностные лица несут дисциплинарную или уголовную ответственность в установленном законом порядке.



Статьи 24. Право депутатов на объединение

в депутатские группы и депутатские клубы

Для совместной работы в Совете, избирательных округах, трудовых коллективах по осуществлению своих полномочий депутаты могут на основе их взаимного согласия объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы.

Порядок деятельности депутатских групп и клубов, их права определяются регламентом соответствующего Совета, законодательными актами Республики Узбекистан, регулирующими вопросы депутатской деятельности.



IV. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

С НАКАЗАМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Статья 25. Наказы народным депутатам

Наказами являются поручения, принятые при встречах с кандидатами в народные депутаты собраниями или конференциями, представляющими избирателей округа, с обязательным учетом мнения самого кандидата в депутаты. Перечень принятых наказов фиксируется в протоколе собрания или конференции избирателей.

В качестве наказов народным депутатам Республики Узбекистан рассматриваются только такие поручения, реализация которых относится к ведению республиканских органов, а народным депутатам Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов - к ведению соответствующих органов автономной республики или местных органов.

Кандидат в депутаты вправе не принять в качестве наказа предложение, внесенное собранием или конференцией избирателей, если оно противоречит его предвыборной программе или действующему законодательству, что также отражается в протоколе собрания или конференции избирателей.



Статья 26. Обобщение и рассмотрение наказов

Обобщение и предварительное рассмотрение наказов народным депутатам Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов осуществляется соответственно Президиумами Верховных Советов и Правительством Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, президиумами и исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов с учетом предложений и замечаний комитетов и постоянных комиссий Советов народных депутатов.

Правительство Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, исполнительный комитет местного Совета народных депутатов с учетом заключений комитетов и постоянных комиссий соответствующего Совета вносит сводный план мероприятий по выполнению наказов соответственно на рассмотрение Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местного Совета народных депутатов, Советы народных депутатов принимают решения о принятии наказов к исполнению. Совет вправе принять мотивированное решение о нецелесообразности или невозможности выполнения отдельных наказов.

Советы народных депутатов учитывают наказы при разработке планов и программ экономического и социального развития и составлении бюджета, а также при подготовке решений по другим вопросам. Меры по их реализации выделяются в планах и бюджете в специальный раздел.



Статья 27. Организация выполнения наказов

Выполнение наказов, принятых к исполнению Верховными Советами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан, местными Советами народных депутатов, обеспечивают их исполнительные и распорядительные, другие республиканские и местные органы.

Предложения, содержащиеся в наказах кандидатам, не избранным в ходе выборов депутатами, направляются в соответствующие органы и должностным лицам для рассмотрения и принятия мер. О результатах рассмотрения и реализации таких предложений республиканские органы, президиумы местных Советов народных депутатов непосредственно информируют граждан.



Статья 28. Контроль за выполнением наказов

Контроль за выполнением наказов, данных народным депутатам Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, осуществляется соответственно Верховными Советами Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, их комитетами и постоянными комиссиями, народными депутатами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан; депутатам местных Советов народных депутатов - соответствующими Советами народных депутатов, их комитетами и постоянными комиссиями, депутатами.

Комитеты и постоянные комиссии Советов рассматривают вопросы, связанные с выполнением мероприятий по наказам, заслушивают сообщения руководителей исполнительных и распорядительных органов Советов, других государственных органов и должностных лиц.

Исполнительные и распорядительные органы не реже одного раза в год докладывают Советам народных депутатов о ходе выполнения решений по наказам.



Статья 29. Участие народного депутата в работе с наказами

Народный депутат участвует в обобщении наказов, разработке и обсуждении мероприятий по их реализации, осуществляет контроль за их исполнением, информирует избирателей о ходе выполнения наказов.

По поручению Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местного Совета или их органов, а также по своей инициативе с привлечением при необходимости специалистов народный депутат проводит проверки исполнения наказов. О результатах проверок народный депутат информирует соответственно Верховный Совет Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местный Совет или их органы, а также избирателей.



Статья 30. Гласность в работе с наказами

Решения Верховных Советов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, принятые по наказам, подлежат обнародованию.

Средства массовой информации освещают ход выполнения наказов избирателей.



V. ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 31. Гарантии реализации права законодательной

инициативы народного депутата Республики Узбекистан,

Республики Каракалпакстан

Право законодательной инициативы народного депутата Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан гарантируется:

обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан с принятием одного из следующих решений: принятие закона; принятие решения о начале разработки нового законопроекта; направление предложенного законопроекта на доработку в соответствующие комитеты и постоянные комиссии; обоснованное отклонение законодательной инициативы;

обязательной постановкой на голосование предложений, а также всех поправок к закону, внесенных народным депутатом Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан.



Статья 32. Защита прав, чести и достоинства депутата

В Республике Узбекистан каждому депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защищаются его права, честь и достоинство.

Лица, посягающие на честь и достоинство депутата, подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с законом. Публичное оскорбление народного депутата в Республике Узбекистан, а равно клевета в отношении его влекут ответственность, установленную законом.

Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, не выполняющие своих обязанностей перед депутатом, препятствующие его работе, предоставляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантии депутатской деятельности, подлежат дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности либо административной или уголовной ответственности в соответствии с законом.

Воздействие в какой бы то ни было форме на народного депутата в Республике Узбекистан с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу наказывается в установленном законом порядке.



Статья 33. Право депутата на безотлагательный прием

должностными лицами

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного, по предъявлению депутатского удостоверения, посещения на территории Совета государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.

Порядок посещения депутатами организаций, деятельность которых связана с государственной или иной охраняемой законом тайной, устанавливается законом.



Статья 34. Обязанности должностных лиц по рассмотрению

обращений депутата

Депутат вправе обращаться во все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов. Указанные органы и должностные лица обязаны дать депутату ответ на его обращение безотлагательно, а при необходимости в дополнительном изучения или проверке - не позднее чем в месячный срок.

Обращения депутатов по наиболее важным вопросам, в том числе о необходимости принятия, изменения или отмены решения соответствующего органа, подлежат рассмотрению соответственно президиумами Советов, исполнительными комитетами Советов, коллегиями министерств, государственных комитетов и ведомств, Правительством. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно.



Статья 35. Обеспечение условий для осуществления

депутатом его полномочий

Совет, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица обеспечивают условия для осуществления депутатом его полномочий.

Президиум Совета, исполнительный и распорядительный орган Совета обеспечивают депутатам возможность пользоваться помещениями для участия в работе соответственно Верховного Совета Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местного Совета народных депутатов, их комитетов и постоянных комиссий, депутатских групп, а также библиотечными фондами и архивами Совета, средствами связи, электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техникой, имеющимися в Советe.

Предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Совета, содействуют депутату в использовании имеющейся у них электронно-вычислительной, организационной, копировально-множительной и печатной техники для обеспечения депутатской деятельности.

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации содействуют народным депутатам Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан при осуществлении депутатской деятельности в организации их поездок по избирательному округу, в предоставлении им транспорта, в обеспечении их во внеочередном порядке гостиницами.

Президиумы, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов предоставляют народному депутату Республики Узбекистан отдельное оборудованное, оснащенное средствами связи помещение для осуществления депутатских полномочий.

Народному депутату Республики Узбекистан, избранному в органы Верховного Совета Республики Узбекистан и освобожденному в связи с этим от выполнения производственных или служебных обязанностей, не имеющему постоянного места жительства в Ташкенте, предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания совместно с членами семьи.

Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется.

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан для более тесной связи с населением, получения постоянной помощи в работе может иметь помощников на общественных началах, в том числе из работников аппаратов местных Советов народных депутатов.

Порядок обеспечения деятельности народных депутатов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан определяется соответственно Верховными Советами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан.



Статья 36. Освобождение депутата от производственных

или служебных обязанностей и возмещение расходов,

связанных с депутатской деятельностью

На время сессий Верховного Совета или местного Совета народных депутатов, а также для осуществления депутатских полномочий в других случаях, предусмотренных законом, депутат освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей с возмещением ему расходов, связанных с депутатской деятельностью, за счет средств соответствующего государственного или местного бюджета.

Случаи, порядок и размеры возмещения народным депутатам Республики Узбекистан расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, а также порядок предоставления отпусков народным депутатам Республики Узбекистан, ведущим в Верховном Совете Республики Узбекистан постоянную работу, определяются Верховным Советом Республики Узбекистан.

Народному депутату Республики Узбекистан, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей и переведенному на работу в Верховный Совет Республики Узбекистан или его органы, за время выполнения депутатских обязанностей выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Верховным Советом Республики Узбекистан.



Статья 37. Право депутата на получение

информации и консультаций

Президиум Совета, исполнительный комитет Совета обеспечивают депутата документами, принятыми Верховным Советом или местным Советом народных депутатов, официальными изданиями, информационными и справочными материалами Совета и его органов.

Президиум и исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, другие государственные и общественные органы,  администрация предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, обязаны по просьбе депутата обеспечить его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, и предоставить безотлагательно, а при отсутствии такой возможности - не позднее чем в месячный срок необходимую ему информацию.

Порядок предоставления депутату информации, содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну, устанавливается законом.



Статья 38. Оказание народному депутату юридической помощи

Президиумы Советов народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, администрация предприятий, организаций, научных, юридических учреждений, учебных заведений, правоохранительные органы оказывают народному депутату помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности.



Статья 39. Право депутата на бесплатный проезд

Народный депутат Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан на территории соответствующей республики пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, автомобильным, воздушным внутренним путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а также правом внеочередного приобретения проездных документов.

Депутат областного, районного, городского, районного в городе, поселкового и кишлачного Совета пользуется соответственно на территории области, района, города, поселка и кишлачного Совета правом бесплатного проезда на автомобильном транспорте республиканского подчинения и на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси), а депутат областного, районного Совета - также на железнодорожном транспорте.

Порядок и условия бесплатного проезда народных депутатов Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, местных Советов народных депутатов, порядок связанных с этим расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатами личного автотранспорта в связи с осуществлением депутатской деятельности определяются Правительством Республики Узбекистан и Советом Министров Республики Каракалпакстан.



Статья 40. Гарантия трудовых прав народного депутата

в Республике Узбекистан, прав народного депутата из числа

военнослужащих и других категорий граждан, служба

которых регулируется уставами и положениями

Народный депутат в Республике Узбекистан в период своих полномочий не может быть по инициативе администрации уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без предварительного согласия Совета, а в период между сессиями - его президиума.

Народный депутат из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, не может быть по инициативе администрации или командования уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, а также перемещен по службе без его согласия. Ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности.

Народному депутату, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей для осуществлении депутатских полномочий, после окончания этого срока предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Освобожденный от выполнения служебных обязанностей народный депутат из числа военнослужащих и других служащих, чья деятельность регулируется уставами и положениями, прикомандировывается к Совету с оставлением его на действительной военной или другой службе, а по окончании срока освобожденной работы в Совете и его органах направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой, равной или высшей должности с его согласия.

Время работы народного депутата, освобожденного от выполнения производственных или служебных обязанностей, в Совете или его органах засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.

С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом, заключается срочный трудовой договор, который расторгается при возвращении депутата на прежнюю работу.



Статья 41. Отпуска народным депутатам Республики Узбекистан

Народному депутату Республики Узбекистан предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрен более продолжительный отпуск. Порядок оплаты отпуска устанавливается Верховным Советом Республики Узбекистан.



Статья 42. Неприкосновенность народных депутатов

Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан

Народный депутат Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован пли подвергнут мерам административного изыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Узбекистан, а в период между сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан, о чем должно быть доведено до сведения депутатов на очередной сессии.

Народный депутат Республики Каракалпакстан на территории автономной республики, а также на всей территории Республики Узбекистан не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Республики Каракалпакстан, а в период между сессиями без согласия Президиума Верховного Совета Республики Каракалпакстан, о чем должно быть доведено до сведения депутатов на очередной сессии.

Уголовное дело в отношении народного депутата Республики Узбекистан может быть возбуждено только Прокурором Республики Узбекистан, а в отношении народного депутата Республики Каракалпакстан - Прокурором Республики Узбекистан или Республики Каракалпакстан.

Не допускается привод, задержание, а равно досмотр личных вещей, багажа, транспорта, жилого или служебного помещения народного депутата Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан.



Статья 43. Неприкосновенность депутатов

местных Советов народных депутатов

Депутат областного, районного, городского, районного в городе, поселкового, кишлачного Совета народных депутатов не может быть на территории соответствующего Совета привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответствующего Совета, а в период между сессиями - без согласия его президиума, о чем должно быть доведено до сведения депутатов на очередной сессии.

Уголовное дело в отношении депутата областного и Ташкентского городского Совета может быть возбуждено прокурором соответствующей области, гор. Ташкента или вышестоящим прокурором, а в отношении депутата районного, городского, кишлачного (аульного), поселкового Совета - прокурором соответствующего района, города или вышестоящим прокурором.



Статья 44. Порядок получения согласия Совета

на привлечение депутата к ответственности

Для получения согласия Совета, а в период между сессиями - его президиума, на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, соответствующий прокурор вносит в Совет представление. Оно может быть внесено и вышестоящим прокурором.

Представление вносится перед предъявлением депутату обвинения или дачей санкции на арест, или направлением дела об административном правонарушении в суд.

Вышестоящий прокурор может отозвать представление о получении согласия на привлечение депутата к ответственности, внесенное в Совет нижестоящим прокурором.

Совет  или его президиум рассматривает представление прокурора не позднее чем в месячный срок и может запросить от прокурора дополнительные материалы, необходимые для решения вопроса, поставленного в представлении. Совет или его президиум принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем прокурора. При наличии к тому оснований Совет, президиум может пересмотреть свое решение. Депутат вправе участвовать в рассмотрении Советом, президиумом вопроса о его депутатской неприкосновенности.

При несогласии с решением местного Совета народных депутатов или его президиума, вышестоящий прокурор вправе войти соответственно в вышестоящий Совет с представлением об отмене решения и передаче вопроса на повторное рассмотрение соответствующего Совета. С представлением об отмене решения кишлачного, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета и о передаче вопроса на повторное рассмотрение вправе войти соответственно в районный, городской Совет также районный или городской прокурор. Если Совет подтвердит первоначальное решение, вопрос может быть решен по существу областным, Ташкентским городским Советом народных депутатов по представлению прокурора области, города Ташкента или республики.

Если представление прокурора, внесенное в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не рассмотрено местным Советом народных депутатов в месячный срок, вышестоящий Совет по представлению соответствующего или вышестоящего прокурора принимает меры к обеспечению незамедлительного его рассмотрения.

Прокурор, вносивший представление в Совет, в трехдневный срок со для окончания производства по делу обязан сообщить Совету, давшему согласие на привлечение депутата к ответственности и его арест, о результатах расследования или рассмотрения дела.

Получение согласия на привлечение депутата местного Совета народных депутатов к уголовной ответственности, арест или применение мер административного изыскания, налагаемых в судебном порядке, не требуется, если преступление или административное правонарушение совершено депутатом вне территории того Совета, в состав которого он избран, а народным депутатом Республики Каракалпакстан - вне территории Республики Узбекистан, а сам депутат находится вне этой территории. В тех случаях, когда к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, об аресте или применении мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, депутат местного Совета народных депутатов находится на территории Совета, в состав которого он избран, а народный депутат Республики Каракалпакстан - на территории Республики Узбекистан получение такого согласия осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.



Статья 45. Депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата

Депутат имеет депутатское удостоверение и нагрудный знак депутата, которые выдаются ему после признания Советом полномочий депутата. Депутатским удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.

Положение об удостоверениях и нагрудных знаках народных депутатов, а также образцы удостоверений и нагрудных знаков утверждаются:

для народных депутатов Республики Узбекистан, депутатов местных Советов народных депутатов - Верховным Советом Республики Узбекистан;

для народных депутатов Республики Каракалпакстан - Верховным Советом Республики Каракалпакстан.



Президент

Республики Узбекистан                                                       И. Каримов



"Ведомости Верховного Совета УзССР",

1990 г., N 31-33, ст. 373



___________

*) Слова "Узбекской ССР" заменены словами "Республики Узбекистан" в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.09.1991 г. N 364-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) Узбекской ССР".

Название "Республика Каракалпакстан" приведено в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан и Конституцией Республики Каракалпакстан.









































Время: 0.0057
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск