Статья 1. Кабинет Министров Правительство
Республики Узбекистан
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
06.05.1993 г.
N 818-XII
О КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 1. Кабинет Министров Правительство
Республики Узбекистан
Кабинет Министров - Правительство Республики Узбекистан является органом исполнительной власти Республики Узбекистан, обеспечивающим руководство эффективным функционирования экономики, социальной и духовной сферы, исполнение законов, иных решений Олий Мажлиса, указов, постановлений и распоряжений Президента Республики Узбекистан.
Кабинет Министров возглавляет систему органов государственного управления и создаваемых им органов хозяйственного управления, обеспечивает их согласованную деятельность.
Кабинет Министров правомочен решать все вопросы государственного и хозяйственного управления, отнесенные к ведению Республики Узбекистан, входящие в его компетенцию согласно Конституции Республики Узбекистан и настоящему закону.
Кабинет Министров обладает правом законодательной инициативы.
Статья 2. Основные принципы деятельности
Кабинета Министров
Кабинет Министров в своей деятельности руководствуется принципами коллегиальности, демократии и законности, учета интересов всех наций и народностей, населяющих Республику Узбекистан.
Статья 3. Взаимоотношения Кабинета Министров
с общественными объединениями
Кабинет Министров по вопросам, входящим в его компетенцию, взаимодействует с общественными объединениями и в соответствии с действующим законодательством оказывает им необходимое содействие.
Статья 4. Состав Кабинета Министров и порядок его
формирования
В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, первый заместитель и заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов Республики Узбекистан, руководители других органов государственного и хозяйственного управления.
Премьер-министр, его заместители, члены Кабинета Министров назначаются и освобождаются от должности Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом.
В состав Кабинета Министров Республики Узбекистан входит по должности Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан.
Кабинет Министров слагает свои полномочия перед вновь избранным Олий Мажлисом.
Председателем Кабинета Министров в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан является Президент Республики Узбекистан.
Председатель Кабинета Министров осуществляет руководство деятельностью Правительства Республики Узбекистан и принимает меры для эффективного осуществления им своих полномочий.
III. ОТНОШЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ С ОЛИЙ
МАЖЛИСОМ И ДРУГИМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Статья 6. Отношения Кабинета Министров с Олий
Мажлисом Республики Узбекистан
Вновь образованный Кабинет Министров представляет на рассмотрение Олий Мажлиса программу деятельности на период своих полномочий.
Кабинет Министров разрабатывает основные направления экономического и социального развития Республики Узбекистан, основные параметры бюджета Республики Узбекистан и его изменения и представляет на утверждение Олий Мажлису.
Кабинет Министров отчитывается о своей работе перед Олий Мажлисом.
Олий Мажлис может заслушивать отчет отдельного члена Кабинета Министров по вопросам деятельности руководимого им органа государственного или хозяйственного управления и при необходимости внести на рассмотрение Президента предложение о его отставке.
Члены Кабинета Министров вправе присутствовать и быть заслушанными на заседании Олий Мажлиса, заседаниях его комитетов и комиссий.
В случае постановки депутатами Олий Мажлиса вопросов, касающихся деятельности Кабинета Министров или отдельных его членов, Премьер-министр вправе получать и давать необходимые разъяснения по этим вопросам.
Кабинет Министров рассматривает рекомендации и предложения комитетов и комиссий Олий Мажлиса по вопросам деятельности Правительства Республики Узбекистан и принимает по ним меры. О результатах рассмотрения рекомендаций и предложений и о принятых мерах Кабинет Министров сообщает соответствующим комитетам и комиссиям Олий Мажлиса в согласованный им срок.
Статья 7. Ответы на запросы депутатов, комитетов
и комиссий Олий Мажлиса
Кабинет Министров или член Правительства Республики Узбекистан, к которому на заседании Олий Мажлиса обращен запрос депутата, группы депутатов, комитетов и комиссий Олий Мажлиса, касающийся деятельности Правительства Республики Узбекистан или подведомственных ему органов государственного или хозяйственного управления, обязан дать устный либо письменный ответ на заседании Олий Мажлиса не позднее чем в трехдневный срок.
Статья 8. Отношения Кабинета Министров с Советом
Министров Республики Каракалпакстан
Кабинет Министров:
взаимодействует с Советом Министров Республики Каракалпакстан, заслушивает сообщения о выполнении им законов Республики Узбекистан, иных решений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан и других актов по вопросам хозяйственного и социально-культурного строительства;
рассматривает предложения Совета Министров Республики Каракалпакстан по вопросам, входящим в компетенцию Кабинета Министров;
обеспечивает соблюдение министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления прав Республики Каракалпакстан в осуществлении важнейших комплексных межотраслевых и региональных программ, решает возникающие при этом спорные вопросы;
в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений Совета Министров Республики Каракалпакстан, противоречащих Конституции Республики Узбекистан, законам Республики Узбекистан, указам Президента Республики Узбекистан и решениям Кабинета Министров.
При решении Кабинетом Министров вопросов, касающихся экономического, социально-культурного и национального развития, рационального использования природных богатств Республики Каракалпакстан, учитывается мнение Совета Министров Республики Каракалпакстан.
При Кабинете Министров состоит Постоянное Представительство Совета Министров Республики Каракалпакстан.
Статья 9. Отношения Кабинета Министров с местными
органами исполнительной власти
Кабинет Министров в пределах своей компетенции:
осуществляет координацию деятельности местных органов исполнительной власти в вопросах, связанных с обеспечением экономического и социально-культурного развития территорий;
рассматривает предложения хокимов областей и г. Ташкента по вопросам, требующим решения Кабинета Министров, контролирует ход выполнения постановлений, распоряжений и поручений Кабинета Министров, вправе приглашать и заслушивать информации руководителей местных органов исполнительной власти по их реализации;
обеспечивает взаимодействие министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления с хокимами областей и г. Ташкента, решает возникающие при этом спорные вопросы;
утверждает основные показатели экономического и социального развития территорий, устанавливает предельную численность и примерную структуру аппарата исполнительной власти на местах;
вправе приостанавливать и отменять решения и распоряжения хокимов областей и г. Ташкента, противоречащие законодательству Республики Узбекистан.
Статья 10. Основные полномочия Кабинета Министров в сфере
экономического и социально-культурного развития
Кабинет Министров в пределах своих полномочий:
управляет экономическими, социально-культурными процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе сочетания и равенства всех форм собственности, демонополизации экономики, реализации правового механизма рыночной экономики;
содействует созданию и укреплению новых форм хозяйствования - концернов, консорциумов, межотраслевых объединений, различных ассоциаций и других аналогичных организаций, направляет и координирует их деятельность, исходя из необходимости удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения;
способствует осуществлению мер по укреплению денежной и кредитной системы в Республике Узбекистан, разрабатывает и реализует меры по проведению единой политики цен, обеспечению установленных гарантий размера оплаты труда и уровня социального обеспечения;
организует разработку и исполнение республиканского бюджета, а также прогнозов и важнейших программ экономического и социального развития Республики Узбекистан;
разрабатывает предложения о совершенствовании структуры управления, об образовании, реорганизации и упразднении министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления Республики Узбекистан;
осуществляет меры развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов;
принимает меры к обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд, совершенствует систему социального обеспечения;
определяет основные направления развития и совершенствования здравоохранения, народного образования, способствует развитию культуры;
содействует осуществлению мер по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности, охране государственных границ Республики Узбекистан, защите интересов государства, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан;
координирует работу органов государственного управления по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ республиканского и международного значения, принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, а также стихийных бедствий;
обеспечивает представительство Республики Узбекистан в иностранных государствах и в международных организациях, заключает межправительственные договора и соглашения, принимает меры к их исполнению;
осуществляет руководство в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.
Статья 11. Общие вопросы руководства органами
государственного и хозяйственного управления
Кабинет Министров координирует и направляет работу министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления.
Положения о министерствах, государственных комитетах, ведомствах и других органах государственного управления утверждаются Кабинетом Министров.
Кабинет Министров устанавливает предельную численность работников центрального аппарата министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного управления, находящихся на государственном бюджете, и размер ассигнований на их содержание.
Кабинет Министров назначает на должность и освобождает от должности заместителей министров, заместителей председателей государственных комитетов, руководителей и заместителей руководителей главных управлений и других органов государственного управления;
Кабинет Министров утверждает руководителей органов хозяйственного управления и членов коллегий министерств, государственных комитетов, ведомств, а также членов правлений органов государственного и хозяйственного управления, создаваемых Правительством Республики Узбекистан.
Кабинет Министров в случае необходимости может передавать решение отдельных вопросов государственного управления, входящих в его компетенцию, министерствам, государственным комитетам и другим подведомственным ему органам государственного управления, если решение этих вопросов не отнесено законодательством к исключительной компетенции Правительства Республики Узбекистан.
Статья 12. Контроль Кабинета Министров
за деятельностью министерств, государственных комитетов,
ведомств и других органов государственного и
хозяйственного управления
Кабинет Министров осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного управления.
Кабинет Министров имеет право отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления в случае противоречия их действующему законодательству.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
Статья 13. Вопросы, решения по которым принимаются
исключительно на заседаниях Кабинета Министров
На заседаниях Кабинета Министров решаются наиболее важные вопросы государственного управления, хозяйственного и социально-культурного строительства.
Исключительно на заседаниях Кабинета Министров рассматриваются:
вопросы подготовки и исполнения бюджета Республики Узбекистан, а также формирования и использования государственных и внебюджетных фондов, находящихся в ведении Правительства Республики Узбекистан;
вопросы совершенствования структуры управления, проекты программ экономического и социально-культурного развития Республики Узбекистан и ее отдельных регионов;
предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг и пределах увеличения государственного внутреннего и внешнего долга Республики Узбекистан;
предложения об установлении и изменении ставок налогообложения и государственных пошлин;
проекты программ приватизации объектов государственной собственности и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации;
номенклатура продукции, товаров и услуг, на которые применяются фиксированные государственные цены;
проекты законов Республики Узбекистан, вносимые в Олий Мажлис в порядке законодательной инициативы;
предложения о подписании межгосударственных договоров и соглашений.
Статья 14. Порядок проведения заседаний
Кабинета Министров
Заседания Кабинета Министров проводятся не реже одного раза в квартал.
Заседания Кабинета Министров проводят Председатель Кабинета Министров или по его поручению Премьер-министр.
Порядок подготовки и проведения заседаний Кабинета Министров, определяется регламентом Кабинета Министров.
Премьер-министр организует работу Кабинета Министров.
Премьер-министр:
распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра с последующим утверждением Председателем Кабинета Министров;
по поручению Президента Республики Узбекистан представляет Правительство Республики Узбекистан в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;
принимает решения по вопросам государственного и хозяйственного управления, не требующим рассмотрения на заседании Кабинета Министров;
по поручению Председателя Кабинета Министров решает и другие вопросы.
В случае отсутствия Премьер-министра его обязанности выполняет первый заместитель.
Заместители Премьер-министра согласно распределению обязанностей несут ответственность за состояние дел в руководимой отрасли, осуществляют координацию деятельности соответствующих министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления, контроль за их работой и дают им поручения, предварительно рассматривают предложения и проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Кабинет Министров.
Члены Кабинета Министров:
несут ответственность за порученную им сферу деятельности;
принимают участие в рассмотрении вопросов на заседаниях Кабинета Министров;
могут вносить в Кабинет Министров предложения о рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию Кабинета Министров, выступать с инициативой разработки решений Кабинета Министров;
не вправе занимать другие оплачиваемые должности на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
В качестве постоянного органа Кабинета Министров действует Президиум Кабинета Министров в составе Премьер-министра, его заместителей. По решению председателя Кабинета Министров в состав Президиума Кабинета Министров могут быть включены и другие члены Правительства Республики Узбекистан.
Решения Президиума Кабинета Министров издаются в форме постановлений, распоряжений и протокольных решений.
Статья 19. Постоянные, временные комиссии
и другие рабочие органы Кабинета Министров
Кабинет Министров образует постоянные комиссии и определяет их задачи, функции и порядок деятельности.
Для подготовки предложений по отдельным вопросам государственного и хозяйственного управления, разработки проектов решений Кабинета Министров, а также для выполнения отдельных поручений Кабинета Министров могут создаваться временные комиссии и другие рабочие органы Кабинета Министров.
Статья 20. Постановления и распоряжения
Кабинета Министров
Кабинет Министров в соответствии с действующим законодательством издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики Узбекистан всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Решения Кабинета Министров, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений Кабинета Министров
Решения по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Кабинета Министров.
Постановления Кабинета Министров подписываются Председателем Кабинета Министров или по его поручению Премьер-министром.
Распоряжения Кабинета Министров подписываются Председателем Кабинета Министров, Премьер-министром или его первым заместителем.
Постановления и распоряжения Кабинета Министров вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах.
Кабинет Министров осуществляет контроль за исполнением принятых им решений непосредственно или через министерства, государственные комитеты, ведомства и другие органы государственного и хозяйственного управления.
Постановления Кабинета Министров, имеющие нормативный характер, публикуются в Собрании постановлений Правительства Республики Узбекистан, а при необходимости широкого и немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации.
Для подготовки заседаний Кабинета Министров и его Президиума, проектов соответствующий решений, аналитических, информационных и других материалов, систематической проверки исполнения решений Кабинета Министров действует аппарат Кабинета Министров.
Положение об аппарате Кабинета Министров и его отделах утверждается Кабинетом Министров.
Руководители основных структурных подразделений аппарата Кабинета Министров назначаются на должности Председателем Кабинета Министров по представлению Премьер-министра.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1993 г., N 5, ст. 202