ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Охрана правопорядка. Безопасность. Административная и уголовная ответственность / Борьба с терроризмом, экстремизмом и легализацией преступных доходов /

Закон Республики Узбекистан от 15.12.2000 г. N 167-II "О борьбе с терроризмом"

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

15.12.2000 г.

N 167-II

О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере борьбы с терроризмом.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение безопасности личности, общества и государства от терроризма, защита суверенитета и территориальной целостности государства, сохранение гражданского мира и национального согласия.



Статья 2. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:


заложник - физическое лицо, захваченное или удерживаемое террористами в целях понуждения органов государственной власти и управления, международных организаций, а также отдельных лиц совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения захваченного или удерживаемого лица;


терроризм - насилие, угроза его применения или иные преступные деяния, создающие опасность жизни, здоровью личности, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов и направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения каких-либо действий, осложнение международных отношений, нарушение суверенитета, территориальной целостности, подрыв безопасности государства, провокацию вооруженных конфликтов, устрашение населения, дестабилизацию общественно-политической обстановки, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом Республики Узбекистан;


финансирование терроризма - деятельность, направленная на обеспечение существования, функционирования, финансирования террористической организации, выезда за границу либо передвижения через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности, подготовку и совершение террористической акции, прямое или косвенное предоставление или сбор любых средств, ресурсов, иных услуг террористическим организациям либо лицам, содействующим или участвующим в террористической деятельности;

террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности, а также осуществившее выезд за границу либо передвижение через территорию Республики Узбекистан для участия в террористической деятельности;

террористическая группа - группа лиц, по предварительному сговору совершившая террористическую акцию, приготовление к террористической акции либо покушение на ее совершение;


террористическая организация - устойчивое объединение двух или более лиц либо террористических групп для осуществления террористической деятельности;


антитеррористическая операция - комплекс согласованных и взаимосвязанных специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции и минимизацию ее последствий, а также обеспечение безопасности физических лиц и обезвреживание террористов;


зона проведения антитеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, воздушное пространство, транспортные средства, здания, строения, сооружения, помещения и прилегающие к ним территории, в пределах которых проводится антитеррористическая операция;


террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку и осуществление террористической акции, подстрекательство к террористической акции, создание террористической организации, вербовку, подготовку и вооружение террористов, их финансирование и материаль но-техническое обеспечение;


террористическая акция - совершение преступления террористического характера в виде захвата или удержания заложников, посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителей национальных, этнических, религиозных, иных групп населения, иностранных государств и международных организаций, захвата, повреждения, уничтожения объектов государственного или общественного значения, в том числе стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывных устройств, радиоактивных, биологических, взрывчатых, химических, других отравляющих веществ, захвата, угона, повреждения, уничтожения наземных, водных и воздушных транспортных средств, создания паники и провоцирования беспорядков в местах скопления населения и при проведении массовых мероприятий, причинения вреда или создания угрозы жизни, здоровью населения, имуществу физических или юридических лиц путем совершения аварий, катастроф техногенного характера, распространения угроз любыми средствами и методами, иных действий террористического характера, установленных законодательством Республики Узбекистан и общепризнанными нормами международного права;

международный терроризм - терроризм, выходящий за пределы территории одного государства.



Статья 3. Законодательство о борьбе с терроризмом

Законодательство о борьбе с терроризмом состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о борьбе с терроризмом, то применяются правила международного договора.


Статья 4. Основные принципы борьбы с терроризмом

Основными принципами борьбы с терроризмом являются:

законность;

приоритетность прав, свобод и законных интересов личности;

приоритетность мер по предупреждению терроризма;

неотвратимость наказания;

сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

единоначалие в руководстве антитеррористической операцией, привлекаемыми силами и средствами.



Статья 5. Предупреждение террористической деятельности

Предупреждение террористической деятельности осуществляется путем проведения комплекса политических, социально-экономических, правовых и других профилактических мер государственными органами, органами самоуправления граждан и общественными объединениями, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

Запрещается:

пропаганда терроризма;

создание и функционирование террористических групп и организаций;

аккредитация, регистрация и функционирование юридических лиц, их отделений (филиалов) и представительств (в том числе иностранных и международных организаций), причастных к террористической деятельности;

въезд в Республику Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства, причастных к террористической деятельности;

сокрытие сведений и фактов о готовящихся или совершенных террористических акциях.


Статья 6. Содействие государственным органам,

осуществляющим борьбу с терроризмом

Органы государственного управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, а также граждане оказывают содействие и необходимую помощь государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.



Статья 7. Международное сотрудничество

Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом

Сотрудничество Республики Узбекистан с иностранными государствами, их правоохранительными органами, специальными службами и международными организациями в сфере борьбы с терроризмом осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.


II. ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

Статья 8. Государственные органы по борьбе с терроризмом

Государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, являются:

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан;

Национальная гвардия Республики Узбекистан;

Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан;

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан;

Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан;

Министерство обороны Республики Узбекистан;

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан;

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Координация деятельности государственных органов, участвующих в борьбе с терроризмом, и обеспечение их взаимодействия по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий осуществляются Службой государственной безопасности Республики Узбекистан.


Статья 9. Полномочия Службы государственной безопасности

Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом

Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:

осуществляет борьбу с терроризмом, в том числе международным, путем предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности;

осуществляет сбор и анализ информации о деятельности террористов, террористических групп и террористических организаций, оценку исходящих от них угроз национальной безопасности, предоставляет необходимую информацию соответствующим министерствам и ведомствам;

обеспечивает защиту и охрану Государственной границы от проникновения террористов на территорию Республики Узбекистан;

принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению незаконного перемещения через Государственную границу Республики Узбекистан оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, биологических, а также химических или других отравляющих веществ, предметов или материалов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористической акции;

выявляет, нейтрализует, а при сопротивлении принимает меры к уничтожению террористов, террористических групп в пограничной полосе и пограничной зоне;

обеспечивает защиту особо важных и категорированных объектов Республики Узбекистан, а также государственных учреждений, находящихся за пределами территории Республики Узбекистан, сотрудников этих учреждений и членов их семей;

сотрудничает с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями в сфере борьбы с международным терроризмом;

обеспечивает организацию работы антитеррористических подразделений по выявлению, нейтрализации и уничтожению террористов, террористических групп и ликвидации террористических организаций;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9-1. Полномочия Национальной гвардии Республики

Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом

Национальная гвардия Республики Узбекистан:

принимает участие в борьбе с терроризмом, обеспечении правопорядка, а также общественного порядка и безопасности;

участвует в устранении последствий террористических актов;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 9-2. Полномочия Государственной службы

безопасности Президента Республики Узбекистан

в сфере борьбы с терроризмом

Государственная служба безопасности Президента Республики Узбекистан:

обеспечивает безопасность и личную неприкосновенность Президента Республики Узбекистан, членов его семьи, а также глав иностранных государств и правительств, руководителей международных организаций и иных лиц, подлежащих охране в период их пребывания на территории Республики Узбекистан;

обеспечивает безопасность объектов постоянного и временного пребывания, а также маршрутов передвижения охраняемых лиц;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 10. Полномочия Министерства внутренних дел

Республики Узбекистан в сфере борьбы с терроризмом

Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:

осуществляет борьбу с терроризмом путем предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

обеспечивает охрану и безопасность особо важных, категорированных и иных объектов;

предоставляет информацию соответствующим органам государственной власти и управления о лицах, группах и организациях, связанных с террористической деятельностью;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 12. Полномочия Государственного таможенного

комитета Республики Узбекистан в сфере борьбы

с терроризмом

Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан:

принимает меры по предупреждению, выявлению и пресечению попыток незаконного перемещения в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан наркотических средств, психотропных и взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов вооружения, оружия и боеприпасов, ядерного, биологического, химического или других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при террористических акциях;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 13. Полномочия Министерства обороны

Республики Узбекистан в сфере борьбы

с терроризмом

Министерство обороны Республики Узбекистан:

обеспечивает безопасность воздушного пространства Республики Узбекистан, защиту и охрану административных, промышленно-экономических центров и районов страны, важных военных и других объектов от ударов с воздуха;

осуществляет охрану и оборону подведомственных ему военных объектов;

участвует в антитеррористических операциях;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14. Полномочия Министерства по чрезвычайным

ситуациям Республики Узбекистан в сфере

борьбы с терроризмом

Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан:

координирует деятельность министерств, ведомств и органов государственной власти на местах и проводит мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций, устойчивому функционированию особо важных, категорированных и иных объектов, находящихся в зоне действия террористов, а также ликвидации последствий террористических акций;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.



Статья 14-1. Полномочия Департамента по борьбе

с экономическими преступлениями при Генеральной

прокуратуре Республики Узбекистан в сфере борьбы

с терроризмом

Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан:

осуществляет мониторинг операций с денежными средствами или иным имуществом для выявления и пресечения фактов финансирования терроризма;

принимает решение о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;

осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.


III. ПРОВЕДЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

ОПЕРАЦИИ

Статья 15. Пресечение террористической акции

Для пресечения террористической акции в соответствии с законодательством применяются необходимые меры, в том числе проводятся антитеррористические операции.


Статья 16. Руководство и управление

антитеррористической операцией

Руководство и управление антитеррористической операцией в каждом конкретном случае определяется с учетом масштабов угроз и опасности террористической акции и возлагается на соответствующие силовые структуры.

При необходимости создаются штабы по координации усилий силовых структур и подразделений, привлекаемых для нейтрализации и ликвидации угроз терроризма.



Статья 17. Ведение переговоров с террористами

В зависимости от характера террористической акции с террористами могут проводиться переговоры в целях сохранения жизни и здоровья физических лиц, материальных ценностей, освобождения заложников, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы.

К ведению переговоров с террористами допускаются лица, специально уполномоченные руководителем по проведению антитеррористической операции.

Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные преступные деяния.

В случае, если в ходе переговоров с террористами цель переговоров не может быть достигнута по причинам их несогласия прекратить террористическую акцию и сохраняется реальная угроза жизни и здоровью физических лиц, принимаются необходимые меры по нейтрализации и уничтожению террористов.



Статья 18. Границы зоны проведения антитеррористической

операции

Границы зоны проведения антитеррористической операции определяются руководителями по проведению антитеррористической операции с учетом характера и условий местности, а также масштабов и степени общественной опасности террористической акции.



Статья 19. Права лиц, проводящих антитеррористическую

операцию в зоне ее проведения

В зоне проведения антитеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

принимать, при необходимости, меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств, консульских учреждений и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также отбуксировке транспортных средств, на которые отсутствуют специальные пропуска;

проверять у физических лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать их для установления личности;

задерживать и доставлять в соответствующие органы лиц, совершивших правонарушения либо действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих антитеррористическую операцию, а также связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции;

беспрепятственно, в любое время суток входить (проникать) на территорию и в помещения предприятий, учреждений и организаций, в жилые и иные помещения, земельные участки, транспортные средства для пресечения террористической акции, преследования лиц, подозреваемых в ее совершении, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье физических лиц, безопасность общества и государства;

производить при входе (въезде) в зону проведения антитеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр физических лиц, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них грузов, в том числе с применением технических и иных средств контроля;

использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, а также транспортные средства, принадлежащие физическим или юридическим лицам (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения террористической акции, преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию или подозреваемых в ее совершении, для проезда к месту происшествия, доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения;

применять в отношении террористов имеющиеся виды вооружения, боевой техники и специальные средства.



Статья 20. Взаимодействие со средствами массовой информации

В зоне проведения антитеррористической операции деятельность представителей средств массовой информации осуществляется во взаимодействии с руководителями по проведению антитеррористической операции на местах.

Не допускается распространение информации:

раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения антитеррористической операции;

способной затруднить проведение антитеррористической операции, создать угрозу жизни и здоровью физических лиц;

способствующей пропаганде или оправданию терроризма;

о сотрудниках подразделений при проведении антитеррористической операции, а также о лицах, оказывающих содействие в ее проведении.



Статья 21. Прекращение антитеррористической операции

Антитеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью физических лиц, находящихся в зоне проведения антитеррористической операции.


IV. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА И СОЦИАЛЬНАЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ

В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ

Статья 22. Возмещение вреда, причиненного в результате

террористической акции

Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится в порядке, установленном законодательством.


Статья 23. Возмещение вреда, причиненного в результате

проведения антитеррористической операции

Вред, причиненный личности или имуществу физических или юридических лиц в результате проведения антитеррористической операции, возмещается государством в порядке, установленном законодательством.

Не подлежит возмещению вред, причиненный лицу в связи с пресечением его участия в террористической акции.



Статья 24. Социальная реабилитация лиц, пострадавших

в результате террористической акции

Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях возвращения их к нормальной жизнедеятельности и включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство, предоставление им в необходимых случаях благоустроенного жилья и другую помощь, предусмотренную законодательством.

Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористической акции, определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.



V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ,

УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Статья 25. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом,

подлежащие правовой и социальной защите

Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства.

Правовой и социальной защите подлежат:

военнослужащие, сотрудники и специалисты государственных органов, непосредственно участвующие в борьбе с терроризмом;

лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с терроризмом, в предупреждении, выявлении, пресечении, расследовании террористической деятельности и минимизации ее последствий;

члены семей лиц, перечисленных в абзацах втором и третьем настоящей части, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием указанных лиц в борьбе с терроризмом.

Лицам, непосредственно участвующим в борьбе с терроризмом, оказывающим содействие в борьбе с терроризмом, а также членам их семей, в случае угрозы их жизни и здоровью, могут осуществляться по их просьбе изменение облика, фамилии, имени и отчества, а также места работы и жительства за счет средств, выделяемых на содержание органов по борьбе с терроризмом.



Статья 26. Возмещение вреда, причиненного жизни

и здоровью лиц, участвовавших в борьбе с терроризмом

В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции, членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, в соответствии с законодательством выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия в связи с потерей кормильца.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой потерю трудоспособности и наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие и назначается пенсия по инвалидности в соответствии с законодательством.

В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении антитеррористической операции получило ранение, не повлекшее потерю трудоспособности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в соответствии с законодательством.



Статья 27. Льготное исчисление выслуги лет

Военнослужащим и сотрудникам государственных органов, проходящим службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий один день службы засчитывается за два дня, а во время участия в проведении антитеррористической операции один день службы - за три дня.

Специалистам и иным лицам, привлеченным к участию в проведении антитеррористической операции, в стаж работы для назначения пенсии один день участия засчитывается за три дня.

Порядок исчисления льготной выслуги лет определяется законодательством.



VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ

В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Статья 28. Ответственность за участие в террористической

деятельности

Лица, участвующие в террористической деятельности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В случае добровольного отказа от участия в террористической деятельности, сообщения об этом соответствующим государственным органам и активного способствования предотвращению наступления тяжких последствий и реализации целей террористов лицо может быть освобождено от ответственности в соответствии с законодательством.


Статья 29. Ответственность организации за террористическую

деятельность

Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда.

При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в собственность государства.

В случае признания судом Республики Узбекистан международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Республики Узбекистан, террористической, деятельность данной организации (ее отделения, филиала, представительства) на территории Республики Узбекистан запрещается, и она (ее отделение, филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ей (ее отделению, филиалу, представительству) имущество, находящееся на территории Республики Узбекистан, конфискуется и обращается в собственность государства.



Статья 30. Освобождение от ответственности

за причинение вреда

Военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в антитеррористической операции, освобождаются от ответственности за вынужденный вред, причиненный при проведении такой операции.



Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства

о борьбе с терроризмом

Лица, виновные в нарушении законодательства о борьбе с терроризмом, несут ответственность в установленном порядке.


Президент

Республики Узбекистан                                                                                И. Каримов



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2000 г., N 11, ст. 158


"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",

2001, N 1-2, ст. 15





























Время: 0.0028
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск