Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Биржи и биржевая деятельность. Внебиржевые торги/ Закон Республики Узбекистан от 02.07.1992 г. N 625-XII "О биржах и биржевой деятельности"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
02.07.1992 г.
N 625-XII
О БИРЖАХ И БИРЖЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Старая редакция)
Настоящий Закон определяет порядок организации бирж и правовое регулирование биржевой деятельности.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Биржа - это предприятие, являющееся юридическим лицом, создающее условия для свободной оптовой торговли биржевыми товарами путем проведения публичных торгов на основе установленных правил в заранее определенном месте и в определенное время.
Биржевая деятельность представляет собой совокупность действий, направленных на создание оптового рынка биржевых товаров на основе выявления реального соотношения спроса и предложения и формирования с учетом этого цен.
1. Биржевым товаром являются имущество, в том числе недвижимое, услуги, договоры на поставку продукции, интеллектуальная собственность, ценные бумаги, валютные средства и другой товар, допускаемый к гражданскому обороту.
2. Биржевым товаром не могут быть земля, ее недра, воды, иные природные ресурсы, национальные, культурные и исторические ценности и другие виды товаров, перечень которых определяется Кабинетом министров при Президенте Республики Узбекистан.
Участниками биржевой деятельности являются предприятия, организации всех форм собственности, брокерские и дилерские фирмы (конторы), брокеры, дилеры, другие юридические и физические лица, в том числе иностранные.
Отношения, связанные с созданием биржи и биржевой деятельностью, регулируются Законом Республики Узбекистан "О предприятиях в Республике Узбекистан", настоящим Законом, другими законодательными актами Республики Узбекистан, а на территории Республики Каракалпакстан - и законодательством Республики Каракалпакстан.
Действие настоящего Закона не распространяется на биржи труда.
РАЗДЕЛ II. УЧРЕЖДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИРЖИ
1. Биржа учреждается как юридическими, так и физическими лицами, в том числе иностранными, на основе добровольного соглашения между ними. Учреждение биржи оформляется учредительным договором, в котором указываются задачи и предмет деятельности биржи, состав ее учредителей, размер уставного фонда, доля каждого учредителя в уставном фонде, сроки и порядок ее внесения.
Размер уставного фонда биржи не может быть менее 500 минимальных размеров заработной платы.
Минимальный размер уставного фонда подлежит ежегодной индексации в соответствии с изменением уровня цен в порядке, определенном законодательством.
Предельный срок формирования уставного фонда биржи в размере, предусмотренном учредительными документами, не должен превышать одного года с момента государственной регистрации биржи, если иное не предусмотрено законодательством.
2.Учредителями биржи не могут быть:
высшие и местные органы государственной власти и управления;
государственные банки и государственные кредитные учреждения (банки могут быть учредителями фондовых и валютных бирж);
государственные страховые и государственные инвестиционные компании и фонды;
общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;
физические лица, которые в соответствии с законодательством не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
3. Биржа приобретает право на проведение биржевых торгов после ее регистрации в установленном порядке.
4.Ликвидация и реорганизация биржи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Биржи могут создаваться в форме хозяйственных обществ: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, и иных формах, предусмотренных законодательством.
1. По характеру специализации биржи могут быть:
товарные, в том числе универсальные и специализированные;
фондовые;
валютные;
товарно-фондовые;
по торговле объектами интеллектуальной собственности;
смешанные.
2.Специфика деятельности фондовых и валютных бирж, фондовых отделов товарно-фондовых бирж регулируется специальным законодательством.
1. Биржи могут объединяться в союзы (иттифоки), ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности, решения других задач развития биржевого движения.
2. Запрещаются объединения и признаются недействительными соглашения и действия бирж, направленные на устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.
1. Биржа вправе осуществлять деятельность, связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.
2. Биржа не может непосредственно осуществлять торговую, торгово-посредническую деятельность.
Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции и быть учредителем предприятий, учреждений и организаций, которые ставят своей целью осуществление производственной (выпуск продукции и товаров), торговой и торгово-посреднической деятельности, а также имеющих брокерские места на бирже.
Биржа может быть учредителем предприятий, оказывающих содействие эффективной организации биржевых торгов и образующих биржевую инфраструктуру (консалтинговые, рекламные и другие виды услуг).
Управление биржей осуществляется в соответствии с ее уставом. Биржа самостоятельно определяет структуру, формы и методы управления.
Биржа осуществляет свою деятельность на основе устава, утверждаемого ее учредителями.
В уставе биржи должны быть определены:
наименование биржи и ее вид;
местонахождение (почтовый адрес) биржи;
предмет и цели деятельности биржи;
размер уставного фонда, порядок и сроки внесения учредителями вкладов в ее фонд;
порядок распределения дохода и возмещения ее возможных убытков;
имущественная ответственность учредителей и членов биржи;
органы управления биржей, порядок их образования и компетенция;
порядок разработки и принятия правил биржевой торговли;
порядок приема в члены биржи, приостановления, прекращения членства, права и обязанности членов биржи;
порядок реорганизации и ликвидации биржи.
В уставе могут предусматриваться и другие положения, не противоречащие законодательству.
1. Биржа имеет право принимать на основе настоящего Закона и своего устава правила биржевой торговли и требовать их исполнения от всех участников биржевых торгов.
Биржа вправе создавать дочерние предприятия с правами юридического лица, филиалы и другие обособленные подразделения, формирующие биржевую инфраструктуру.
2. Биржа обязана:
создавать условия для проведения биржевой торговли;
регулировать биржевые операции;
осуществлять котировку цен на основе соотношения спроса и предложения на товары;
предоставлять членам и посетителям биржи организационные и иные услуги;
регулярно (не реже одного раза в неделю) публиковать информацию о котировке, индексах и динамике цен, времени торговли, товарах, объеме сделок, размерах контрактов и других показателях, аналитические обзоры о состоянии рынка товаров и прогнозах его развития.
1. Имущество биржи состоит из основных фондов и оборотных средств, а также из иного имущества, принадлежащего бирже на правах частной собственности.
Имущество биржи передается в ее собственность либо в аренду ее участниками в счет учредительных паев и вступительных взносов, а также приобретается биржей в собственность за счет доходов от ее деятельности.
2. Порядок использования имущества биржи определяется общим собранием ее членов.
3. Государство гарантирует защиту имущественных прав биржи. Изъятие имущества биржи не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Убытки, причиненные бирже нарушением ее имущественных прав, незаконным вмешательством в ее деятельность, возмещаются в порядке, установленном законодательством.
Членами биржи являются юридические и физические лица, которые участвуют в уставном капитале (учредители) либо вносят в имущество биржи иные взносы.
Членами биржи не могут быть юридические и физические лица, перечисленные в пункте 2 статьи 6 настоящего Закона, а также служащие данной биржи.
Биржевая деятельность осуществляется на принципах:
обеспечения эффективности биржевых торгов путем регламентации их заранее определенным местом и временем проведения;
формирования рынка биржевых товаров;
свободно складывающихся рыночных цен;
гласного и публичного проведения торгов;
свободного заключения биржевых сделок на основе утверждаемых правил и регистрации этих сделок;
проведения котировки цен на товары и публикации информации о них;
соблюдения антимонопольного законодательства.
Статья 17. Участники биржевой торговли и
их участие в биржевых торгах
Участниками биржевой торговли могут быть члены биржи, биржевые посредники, а также посетители биржи.
Право на непосредственное участие в биржевых торгах дает наличие брокерского места либо уплата сбора за посещение торгов постоянными и разовыми посетителями.
Члены биржи, не владеющие брокерским местом, участвуют в биржевых торгах на договорной основе с брокерскими фирмами (конторами) и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже.
Посредничество в биржевой деятельности осуществляется исключительно биржевыми посредниками - брокерами и дилерами, брокерскими и дилерскими фирмами (конторами).
Брокер - лицо, выполняющее посреднические функции при совершении сделок купли-продажи по поручению и от имени своих клиентов.
Дилер - лицо, осуществляющее посредничество на бирже от своего имени и за собственный счет.
1. Правила биржевой торговли утверждаются общим собранием членов биржи или уполномоченным им органом управления биржей.
2. В правилах биржевой торговли в обязательном порядке должны получить отражение:
виды биржевых операций, осуществляемых на бирже;
состав участников биржевых торгов и совокупность предъявляемых к ним требований;
порядок осуществления и регистрации биржевых операций;
порядок котировки цен биржевых товаров;
порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
размер платы за пользование услугами биржи и порядок его определения;
положения об ответственности участников и работников биржи за невыполнение или ненадлежащее выполнение правил биржевой торговли.
3. Правилами биржевой торговли запрещаются:
купля-продажа товаров (контрактов) одним лицом непосредственно или через подставных лиц с целью оказания влияния на динамику цен;
какие бы то ни было согласованные действия участников биржевой торговли, могущие повлечь за собой изменение или фиксацию текущих биржевых цен;
распространение ложных сведений, могущих стать причиной искусственного изменения конъюнктуры рынка.
4. Органы государственного управления, осуществляющие регистрацию и выдачу лицензий на занятие биржевой деятельностью, вправе потребовать внесения изменения в правила биржевой торговли в соответствии с требованиями статьи 16 настоящего Закона в случаях, когда выполнение правил может причинить ущерб экономике республики.
1. Биржевой операцией признается сделка, заключенная между биржевыми посредниками по купле-продаже товаров, представленных к обороту на данной бирже, осуществленная в соответствии с правилами биржевой торговли и зарегистрированная на бирже в установленном порядке.
2. Сделки, зарегистрированные на бирже, не подлежат нотариальному удостоверению, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
3. Содержание биржевой сделки (за исключением наименования товара, количества, цены, места и срока исполнения) не подлежит разглашению. Информация о содержании биржевой сделки может быть предоставлена только по требованию органов следствия и суда.
4. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи.
На биржах могут совершаться сделки:
купли и продажи реального товара, в том числе сделки с немедленной передачей или поставкой товара или с передачей документов на право собственности на товар;
форвардные сделки, т.е. сделки купли и продажи реального товара с отсроченным сроком его поставки;
фьючерсные сделки - сделки купли и продажи стандартных контрактов;
опционные сделки - сделки купли и продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров;
другие сделки купли и продажи товаров, контрактов или прав, предусмотренные правилами биржевой торговли.
Биржа, осуществляющая торговлю форвардными и фьючерсными контрактами и опционами, обязана гарантировать исполнение сделок через свои расчетные (клиринговые) центры.
По требованию участника биржевой торговли биржа обязана организовать экспертизу качества реальных товаров, реализуемых через биржевые торги.
Биржа ведет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей деятельности, а также статистическую отчетность в порядке, определяемом законодательством.
Должностные лица биржи, виновные в искажении или непредставлении в определенные сроки государственной статистической отчетности, несут ответственность, установленную законодательством.
РАЗДЕЛ IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 24. Государственное регулирование
биржевой деятельности
Государственное регулирование биржевой деятельности осуществляется путем:
государственной регистрации биржи и участников биржевой деятельности (юридических лиц);
выдачи лицензий;
налогового регулирования биржевой деятельности;
контроля за соблюдением биржевого законодательства.
Вмешательство негосударственных структур в регистрацию и лицензирование бирж и участников биржевой деятельности не допускается.
Статья 25. Государственная регистрация биржи и
участников биржевой деятельности
1. Государственная регистрация биржи осуществляется Министерством юстиции Республики Узбекистан, а участников биржевой деятельности - в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О предприятиях в Республике Узбекистан". За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в фиксированной сумме, установленной Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
2. Перерегистрация бирж осуществляется только при изменении ее учредительных документов (учредительного договора и устава).
3. Необоснованный отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.
Торговые операции с ценными бумагами, валютой, недвижимостью, интеллектуальной собственностью осуществляются участниками биржевой деятельности на основе лицензий.
Порядок выдачи лицензий на биржевую деятельность определяется Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
Лицензии выдаются участникам биржевой деятельности после их государственной регистрации органами, уполномоченными Кабинетом Министров при Президенте Республики Узбекистан.
Статья 27. Налоговое регулирование
биржевой деятельности
Налоговое регулирование биржевой деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан о налогах с предприятий, объединений и организаций.
Статья 28. Контроль за соблюдением
биржевого законодательства
Органы государственного управления, осуществляющие государственную регистрацию бирж и выдачу лицензий участникам биржевой деятельности, контролируют соблюдение ими биржевого законодательства.
Биржа осуществляет внешнеэкономическую деятельность после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Законом и действующим законодательством. Экспорт и импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги, осуществляются биржевыми посредниками.
Статья 30. Государственные гарантии
деятельности биржи
Государством гарантируется охрана прав собственности по всем видам биржевых сделок, не противоречащих законодательству. Органы государственного управления не вправе вмешиваться в деятельность участников биржевой деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
РАЗДЕЛ V. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ
БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Споры, возникающие между участниками биржевой деятельности, а также между участниками биржевой деятельности и органами государственной власти и управления, разрешаются судом или хозяйственным судом.
2. Споры, возникающие между участниками биржевых сделок по вопросам, предусмотренным правилами биржевой торговли, разрешаются биржевой конфликтной комиссией, а при несогласии с ее решением одной из сторон - соответствующим хозяйственным судом.
Взимание сборов за рассмотрение споров на конфликтных комиссиях запрещается.
Статья 32. Ответственность биржи
и участников биржевой деятельности
1. Органы, осуществляющие государственную регистрацию бирж и выдачу лицензий участникам биржевой деятельности, вправе приостановить деятельность биржи и действие лицензии на срок до трех месяцев в случаях нарушения положений, предусмотренных статьями 1, 2, 6 (пункт 2), 9 (пункт 2), 10, 13 (пункт 2, абзац четвертый), 15 (пункт 2), 19 (пункт 3), 29.
2. В случае, если биржей продолжается нарушение положений настоящего Закона, контролирующие органы вправе предъявить в Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан иск о ликвидации биржи.
3. К нарушителям положений данного Закона могут быть также применены следующие меры ответственности:
предупреждение в письменном или устном виде должностному лицу предприятия-участника биржевой деятельности об устранении в 15-дневный срок нарушений биржевого законодательства;
взыскание штрафов с юридических лиц-участников биржевой деятельности в размере до 200 минимальных размеров заработной платы;
взыскание штрафов с должностных лиц предприятий-участников биржевой деятельности в размере до 20 минимальных размеров заработной платы.
Определение вида ответственности за допущенное нарушение биржевого законодательства входит в компетенцию органов, осуществляющих контроль за соблюдением биржевого законодательства.
Штрафные санкции взыскиваются контролирующим органом без соблюдения претензионного порядка путем предъявления иска в суд или хозяйственный суд.
4. Органы государственного управления, предъявляющие в суд или хозяйственный суд иски о взыскании штрафов за нарушение биржевого законодательства и правил биржевой торговли, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
5. Суммы штрафов, взысканные в соответствии с настоящей статьей, полностью перечисляются в соответствующий бюджет.
6. Размеры штрафов подлежат индексации в соответствии с изменением уровня цен.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан",
1992 г., N 10, ст. 394