язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Признание предприятия монополистом. Государственный реестр монополистов/ Положение о порядке признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 20.08.2013 г. N 230)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 20.08.2013 г. N 230



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке признания доминирующего положения

хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном

или финансовом рынке и ведения Государственного реестра

хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее

положение на товарном или финансовом рынке



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" определяет порядок и условия признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке, а также порядок ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.


2. В настоящем Положении используются следующие понятия:

товар - продукт деятельности, предназначенный для приобретения и реализации, в том числе работы и услуги (кроме финансовых услуг);


финансовая услуга - услуга, оказываемая банками и другими кредитными, страховыми и иными финансовыми организациями, а также услуга профессиональных участников рынка ценных бумаг и иная услуга, связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств;


границы товарного или финансового рынка - пределы обращения товара или финансовой услуги (в том числе взаимозаменяемых) на территории Республики Узбекистан или ее части, которая может не совпадать с административно-территориальным делением Республики Узбекистан и в границах которой имеется возможность его (ее) приобретения и оказания;


рыночная доля на товарном рынке - соотношение объема реализации произведенного хозяйствующим субъектом или группой лиц товара, к суммарному объему реализации произведенного товара всеми участниками данного товарного рынка в пределах его границ;


рыночная доля на финансовом рынке - соотношение объема финансовой услуги, оказанной хозяйствующим субъектом или группой лиц, к суммарному объему финансовой услуги, оказанной всеми участниками данного финансового рынка в пределах его границ.


3. Признание доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке осуществляется Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан и его территориальными органами (далее - антимонопольный орган) в пределах границ товарного или финансового рынка, независимо от места его (ее) нахождения и государственной регистрации.

4. Установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке осуществляется в следующей последовательности:

определение границ товарного или финансового рынка с учетом взаимозаменяемых товаров или финансовых услуг;

определение рыночной доли хозяйствующего субъекта и (или) группы лиц;

признание доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц.



II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ТОВАРНОГО

РЫНКА И РЫНОЧНОЙ ДОЛИ, А ТАКЖЕ ПРИЗНАНИЕ

ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА ИЛИ ГРУППЫ ЛИЦ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ


5. Антимонопольный орган при соблюдении требований по определению границ товарного рынка, установленных настоящим Положением, имеет право устанавливать границы товарного рынка в целом по республике, отдельно по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту или путем объединения границ двух или более товарных рынков в один.


6. Границы товарного рынка определяются по принципу доступности приобретения потребителями товара. Доступность приобретения товара обеспечивается при наличии следующих условий:

возможность приобретения конкретного товара в соответствующем регионе;

оправданность транспортных затрат относительно стоимости товара;

сохранение качества, надежности и других потребительских свойств товара;

отсутствие ограничений (запретов) купли-продажи, ввоза-вывоза товара;

наличие равных условий конкуренции в пределах границ товарного рынка.


7. Определение рыночных долей хозяйствующих субъектов или группы лиц осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 13 и 14 настоящего Положения, за период не менее одного года.


8. Рыночная доля является показателем участия хозяйствующего субъекта или группы лиц в общем объеме продаж на конкретном товарном рынке.

Для исчисления рыночных долей на товарном рынке принимаются в расчет показатели реализации товаров преимущественно в натуральном выражении, а на рынках услуг - в стоимостном выражении. При отсутствии соответствующих показателей в натуральном выражении применяются данные в стоимостном выражении.


9. Рыночная доля хозяйствующего субъекта или группы лиц определяется как отношение объема реализации произведенного товара данного субъекта или группы лиц к объему товарного рынка и рассчитывается по формуле:


РД = Vо х 100 / Vр, где:


РД - рыночная доля хозяйствующего субъекта или группы лиц;

- объем реализации товара (в том числе взаимозаменяемого товара) хозяйствующего субъекта или группы лиц на территории товарного рынка;

- объем товарного рынка, который рассчитывается следующим образом:


Vр = Vо1 + Vо2 + … + Vоn + Vи, где:


Vо1 - Vоn - объем реализации товаров (в том числе взаимозаменяемых товаров) всеми хозяйствующими субъектами на территории товарного рынка;


- объем реализации импортного товара (в том числе взаимозаменяемого товара) на территории товарного рынка.


10. Доминирующим положением является положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном рынке, дающее ему (ей) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.


11. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, доля товара которого (которой) на соответствующем рынке составляет:

а) пятьдесят процентов и более;

б) в диапазоне от тридцати пяти до пятидесяти процентов при установлении следующих условий:

стабильность доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке в течение не менее одного года, т. е. в течение одного года и более доля хозяйствующего субъекта или группы лиц постоянно находилась в пределах 35 - 50 процентов от товарного рынка;

относительный размер долей на товарном рынке, принадлежащих другим хозяйствующим субъектам (конкурентам), т. е. на рынке отсутствуют другие хозяйствующие субъекты или группы лиц с долей товаров на рынке свыше 20 процентов;

возможность вхождения на этот рынок новых хозяйствующих субъектов (конкурентов).


12. Не признается в течение двух лет доминирующим положение на товарном рынке хозяйствующего субъекта или группы лиц, впервые вступивших на рынок определенного вида товара с производством нового, не имевшего аналога на соответствующем товарном рынке.



III. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО

ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

ИЛИ ГРУППЫ ЛИЦ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ


13. При изучении товарного рынка антимонопольный орган запрашивает соответственно следующую информацию от юридических и физических лиц, органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах:

объемы производства, реализации, импорта и экспорта товаров;

перечень предприятий - производителей товара на соответствующем рынке;

учредительные документы;

копия свидетельства о государственной регистрации хозяйствующего субъекта;

копии договоров, связанных с совместной деятельностью хозяйствующих субъектов;

цены на товары;

копии заключенных договоров на реализацию товаров;

техническую документацию товара (ГОСТ, ТУ и т. д.).


14. Информация представляется в антимонопольный орган не позднее месячного срока со дня получения запроса, в том числе:

Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике и его территориальными органами - о перечне предприятий - производителей товара (работы, услуги) с указанием почтовых адресов, а также о совокупном объеме производства товара (работы, услуги), об экспорте и импорте товара;

Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан и его территориальными органами - о перечне хозяйствующих субъектов, занимающихся импортом и экспортом товара, с указанием их объемов;

хозяйствующими субъектами - о производственной мощности, объемах производства (оказанных услуг), реализации, импорта и экспорта товара, а также учредительные документы, техническая документация;

уполномоченными органами, производителями и (или) потребителями товаров - о взаимозаменяемости товаров по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам.


15. При необходимости и недостаточности информации для определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном рынке антимонопольный орган может дополнительно запросить соответствующую информацию с конкретным указанием его содержания.


16. Хозяйствующий субъект или группа лиц, признанный (признанная) занимающим доминирующее положение на товарном рынке, включается в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, в порядке, предусмотренном настоящим Положением.



IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ

ФИНАНСОВОГО  РЫНКА И РЫНОЧНОЙ ДОЛИ,

А ТАКЖЕ ПРИЗНАНИЕ ДОМИНИРУЮЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ

ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ИЛИ ГРУППЫ ЛИЦ

НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ


17. Антимонопольный орган имеет право устанавливать границы финансового рынка в целом по республике, отдельно по Республике Каракалпакстан, областям и г. Ташкенту или путем объединения границ двух или более финансовых рынков в один.


18. Границы финансового рынка определяются по принципу доступности приобретения для потребителей финансовой услуги. Доступность приобретения финансовой услуги обеспечивается при:

наличии возможности приобретения финансовой услуги в соответствующем регионе с учетом технических возможностей;

экономической целесообразности приобретения финансовой услуги в соответствующем регионе без значительных дополнительных расходов, включая транспортные расходы потребителя на приобретение финансовой услуги в другом регионе;

отсутствии административных ограничений возможности приобретения финансовой услуги в другом регионе.


19. Определение рыночной доли хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 24 и 25 настоящего Положения, за период не менее одного года.


20. Расчет суммарного объема финансового рынка и рыночной доли хозяйствующего субъекта или группы лиц определяется в стоимостном и (или) количественном выражениях, исходя из особенностей оказываемой услуги.


21. Доминирующим положением является положение хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке, дающее ему (ей) возможность осуществлять свою деятельность независимо от конкурирующих хозяйствующих субъектов и оказывать решающее влияние на состояние конкуренции, затруднять доступ на соответствующий рынок другим хозяйствующим субъектам либо иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности.


22. Доминирующим положением на финансовом рынке признается положение хозяйствующего субъекта или группы лиц, рыночная доля которого превышает 35 процентов в пределах границ финансового рынка.


23. Не рассматривается в качестве занимающего доминирующее положение на финансовом рынке в течение двух лет с даты начала оказания финансовых услуг хозяйствующий субъект, впервые вступивший на рынок определенного вида финансовой услуги, не имевшего аналогов в соответствующем финансовом рынке.



V. ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ

ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДОМИНИРУЮЩЕГО

ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ИЛИ

ГРУППЫ ЛИЦ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ


24. Установление наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке осуществляется на основе информации:

органов государственного и хозяйственного управления, органов государственной власти на местах;

соответствующих уполномоченных органов в области регулирования финансовых рынков;

финансовых организаций и других хозяйствующих субъектов, а также потребителей финансовых услуг.


25. Информация, используемая для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке, включает:

объем оказанных финансовых услуг;

перечень хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующем финансовом рынке;

копию свидетельства о государственной регистрации хозяйствующего субъекта;

копий договоров, связанных с совместной деятельностью хозяйствующих субъектов;

цены на финансовые услуги;

копии заключенных договоров на оказание финансовых услуг.

Антимонопольный орган самостоятельно получает необходимые для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке документы и информацию, имеющиеся в других уполномоченных органах, в установленном порядке посредством информационного взаимодействия, в том числе в электронном виде, за исключением документов и информации, предусмотренных настоящим пунктом.

26. При установлении наличия доминирующего положения могут использоваться данные, полученные от информационных агентств и иных источников информации, не запрещенных законодательством, а также по результатам опросов потребителей финансовых услуг.


27. Информация предоставляется по запросу антимонопольного органа в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня получения запроса.


28. При необходимости и недостаточности информации для определения доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на финансовом рынке антимонопольный орган может дополнительно запросить соответствующую информацию с конкретным указанием его содержания.


29. Хозяйствующий субъект или группа лиц, признанный (признанная) занимающим доминирующее положение на финансовом рынке, включается в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, в порядке, предусмотренном настоящим Положением.



VI. ВКЛЮЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

ИЛИ ГРУППЫ ЛИЦ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ   СУБЪЕКТОВ,   ЗАНИМАЮЩИХ

ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА ТОВАРНОМ ИЛИ

ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ, И ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ НЕГО


30. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке (далее - Реестр), ведется для осуществления мониторинга и контроля за деятельностью хозяйствующего субъекта и группы лиц, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, ограничения и пресечения антиконкурентных действий и недопущения злоупотребления ими своим доминирующим положением.


31. Реестр формируется и ведется Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.

32. В Реестр включаются хозяйствующий субъект или группа лиц, признанные Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан или его территориальными органами занимающими доминирующее положение на товарном или финансовом рынке.

34. Решение о включении хозяйствующего субъекта или группы лиц в Реестр или исключении из него оформляется приказом руководителя антимонопольного органа.


35. На основании принятого решения о включении хозяйствующего субъекта или группы лиц в Реестр антимонопольный орган в трехдневный срок со дня принятия решения:

направляет хозяйствующему субъекту или группе лиц, признанным занимающими доминирующее положение на товарном рынке, уведомление по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению, а также сообщает об этом органу ценового регулирования;

направляет хозяйствующему субъекту или группе лиц, признанным занимающими доминирующее положение на финансовом рынке, уведомление по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению, а также сообщает об этом уполномоченному органу в области регулирования финансового рынка.


36. Решение об исключении хозяйствующего субъекта или группы лиц из Реестра принимается при:

изменении положения хозяйствующего субъекта или группы лиц на соответствующем товарном или финансовом рынке до уровня, исключающего их доминирующее положение;

полном прекращении производства и реализации вида продукции (оказываемой услуги), по которому хозяйствующий субъект включен в Реестр;

применении в отношении хозяйствующего субъекта ликвидационного производства.


37. Исключение хозяйствующего субъекта или группы лиц из Реестра оформляется приказом руководителя антимонопольного органа и в трехдневный срок со дня принятия решения хозяйствующему субъекту или группе лиц, органу ценового регулирования и уполномоченным органам в области регулирования финансового рынка направляется уведомление по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.


38. Хозяйствующий субъект, включенный в Реестр, при изменении его наименования или реорганизации обязан в декадный срок известить об этом антимонопольный орган.


39. Внесение изменений в Реестр производится по результатам изучения товарных и финансовых рынков.


40. По результатам изучения товарных и финансовых рынков принимается решение о внесении изменений в Реестр, предусматривающее исключение хозяйствующего субъекта из Реестра и включение его с учетом изменения наименования или реорганизации.


41. Рассмотрение вопроса о включении хозяйствующего субъекта или группы лиц в Реестр или об исключении из него производится антимонопольным органом по результатам собственных изучений товарных или финансовых рынков, а также согласно обращениям хозяйствующих субъектов.



VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


42. За непредставление или несвоевременное представление антимонопольному органу информации, представление недостоверных или ложных сведений хозяйствующие субъекты, органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством.


43. Хозяйствующий субъект или группа лиц, включенных в Реестр по производству товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию, осуществляют утверждение данных цен (тарифов) в органе ценового регулирования в порядке, установленном законодательством.

44. Хозяйствующий субъект или группа лиц по оказанию финансовой услуги включенные в Реестр, представляют на ежеквартальной основе в антимонопольный орган информацию о применяемых ценах на вид услуг, по которому они включены в Реестр, в целях отслеживания их действий по недопущению применения монопольно высоких или монопольно низких цен.


45. Хозяйствующий субъект или группа лиц, включенные в Реестр, вправе:

знакомиться с материалами, на основе которых антимонопольный орган принял решение о включении в Реестр, за исключением сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

обжаловать в установленном порядке решение о включении в Реестр.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Положению



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР

хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее

положение на товарном или финансовом рынке,

по состоянию на ______ год

       

N

        

Наименование

хозяйствующего субъекта

    

Юридический адрес

Наименование монопольного вида товара (услуги)

Дата включения в Реестр

и номер приказа

Хозяйствующие субъекты по производству товаров




  

  




   



    

Хозяйствующие субъекты по оказанию услуг

    




  





  


          

Хозяйствующие субъекты по оказанию финансовых услуг





  





  


     





ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Положению


УВЕДОМЛЕНИЕ N ____

      




(наименование антимонопольного органа)

         

о включении


,


(наименование хозяйствующего субъекта и (или) группы лиц)


         

расположенного по адресу


,


(почтовый адрес)


         

с "___"__________ 20__ года в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, на основании приказа

    


(наименование антимонопольного органа)

        

от "____" __________ 20___ года N _____.


Виды и наименования товаров (услуг), включенных в Реестр:

     

1.


       

2.


    

В связи с данным уведомлением Вам необходимо в течение 30 дней продекларировать в

    


цены (тарифы)

(наименование органа ценового регулирования)

   

на указанный монопольный товар (услугу) (или переоформить ранее утвержденную декларацию), а также проводить декларирование каждого их последующего повышения*.

  

В связи с данным уведомлением Вам необходимо ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представлять в

      


(наименование антимонопольного органа)

   

цены на вышеуказанные товары**.

  

В случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения данного уведомления к Вам будут применены меры, предусмотренные законодательством о конкуренции.

      






(руководитель)


(расшифровка подписи)

         

          

Примечания:


Уведомление направляется на бланке антимонопольного органа.


*) Данный абзац исключается при направлении настоящего уведомления хозяйствующему субъекту, включаемому в Реестр по производству товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые не подлежат государственному ценовому регулированию.


**) Данный абзац исключается при направлении настоящего уведомления хозяйствующему субъекту, включаемому в Реестр по производству товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному ценовому регулированию.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Положению


     

УВЕДОМЛЕНИЕ N ____

      

      

(наименование антимонопольного органа)

о включении


,


(наименование хозяйствующего субъекта и (или) группы лиц)


расположенного по адресу


,


(почтовый адрес)



      

с "___" __________ 20__ года в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, на основании приказа


от "____" __________ 20___ года N _____

(наименование антимонопольного органа)




      

Виды и наименования финансовых услуг, включенных в Реестр:


1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________


В связи с данным уведомлением Вам необходимо ежеквартально до 10 числа первого месяца квартала представлять в


цены на вышеуказанные услуги.

(наименование антимонопольного органа)

          

       

В случае несвоевременного или ненадлежащего исполнения данного уведомления к Вам будут применены меры, предусмотренные законодательством о конкуренции.

       






(руководитель)


(расшифровка подписи)

         


Примечание. Уведомление направляется на бланке антимонопольного органа.






ПРИЛОЖЕНИЕ N 4

к Положению


УВЕДОМЛЕНИЕ N ____

      

      

(наименование антимонопольного органа)

об исключении


,


(наименование хозяйствующего субъекта и (или) группы лиц)


расположенного по адресу


,


(почтовый адрес)



      

с "___" __________ 20__ года из Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном или финансовом рынке, на основании приказа


от "____" __________ 20___ года N _____

(наименование антимонопольного органа)




      

Виды и наименования товаров (услуг), исключенных из Реестра:


1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________


          






(руководитель)


(расшифровка подписи)

         


Примечание. Уведомление направляется на бланке антимонопольного органа.

           


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

26 августа 2013 года, N 34, ст. 456


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2013 г., N 8, ст. 60