язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Основы государственно-правового устройства/ Утратившие силу акты/ Министерства, государственные комитеты, ведомства/ Положение о Министерстве макроэкономики и статистики Республики Узбекистан (Приложение к Постановлению КМ РУз от 11.10.1997 г. N 474)

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 11.10.1997 г. N 474



ПОЛОЖЕНИЕ

о Министерстве макроэкономики и статистики

Республики Узбекистан


1. Министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан является органом государственного управления, осуществляющим проведение единой государственной социально-экономической и статистической политики.

Главными  задачами  Министерства  макроэкономики  и   статистики являются:

- определение конкретных направлений,  путей и методов  углубления экономических реформ,   обеспечение  рыночных   механизмов   управления экономикой республики;

- разработка   макроэкономических    и   материальных    балансов, прогнозов  и  прогнозных  вариантных  расчетов  социально-экономического развития Узбекистана с использованием системы национальных счетов;

- совместно с  Министерством финансов  формирование и  контроль за реализацией платежных, финансовых и внешнеторговых балансов;

- подготовка и  координация осуществления  инвестиционных программ в  реальном  секторе  экономики,  обеспечивающих  оптимальные  темпы   и пропорции, рациональное использование  минеральных и сырьевых  ресурсов, устойчивое   развитие    и    интеграцию   экономики    Узбекистана    в мирохозяйственные связи;

- развитие и углубление  современных  индикативных,  аналитических и статистических методов  и инструментов учета  и контроля за  развитием экономики, культуры, повышением уровня жизни и благосостояния народа.


2.   Министерство   макроэкономики   и   статистики   в    своей деятельности   руководствуется   Конституцией   и   законами  Республики Узбекистан, решениями Олий  Мажлиса, указами, распоряжениями  Президента Республики  Узбекистан,   постановлениями  и   распоряжениями   Кабинета Министров Республики Узбекистан и настоящим Положением.


3. Министерство макроэкономики и статистики выполняет  следующие функции:


а) в  области прогнозирования  социально-экономического развития и регулирования экономики:

- организует     разработку     и     осуществляет     обоснование социально-экономической политики  государства, приоритетных  направлений развития экономики,  определяет пути  и методы  углубления экономических реформ,   обеспечения   рыночных   механизмов   управления    экономикой республики;

- определяет  и  обосновывает  механизмы  реализации  выработанных принципов и приоритетов реформирования экономики, организует  разработку прогнозных   вариантов    макроэкономических   балансов    и    программ социально-экономического развития Узбекистана на соответствующий  период с  использованием  эконометрических   моделей,  основанных  на   системе национальных счетов;

- разрабатывает  национальную  стратегию  устойчивого  развития на основе   интеграции   социальных,   экономических     и    экологических приоритетов,   обеспечивающую   укрепление   связей   с    международным сообществом,  и  выполнения  международных  обязательств  республики   по обеспечению устойчивого развития. Осуществляет координацию  деятельности министерств и ведомств в этих вопросах;

- обосновывает  государственную  структурную  политику, определяет основные  направления  и  пути  осуществления  индустриальной и аграрной политики, развитие средств коммуникаций и экспортного потенциала страны, обеспечивающих оптимальные темпы и пропорции, рациональное использование минеральных  и  сырьевых  ресурсов,  устойчивое  развитие  и  интеграцию экономики   Узбекистана   в   мирохозяйственные   связи,  подготавливает предложения   по   стимулированию   развития   производства,   механизма регулирования деловой активности и поддержки предпринимательства;

- организует разработку государственной инвестиционной политики  и мер  по   стимулированию  инвестиционной   активности,  изучение   рынка инвестиций, конкурсный  отбор, реализацию  и контроль  за осуществлением проектов  с  использованием  централизованных  капитальных  вложений   и иностранных  инвестиций,  подготавливает  и  координирует  осуществление инвестиционных  программ  в  реальном  секторе экономики, обеспечивающих последовательную  реализацию   целей  и   задач  структурной    политики государства,   проводит   сводную   экспертизу   важнейших   и   крупных инвестиционных  проектов,   включая  проекты,   финансирование   которых осуществляется с участием иностранного капитала;

- в     установленном     порядке     формирует    государственную инвестиционную  программу  и  осуществляет  согласование соответствующих адресных списков строек;

- принимает участие в:

- подготовке  предложений   по  общим   направлениям   финансовой, денежно-кредитной,  валютной  и  ценовой  политики,   совершенствованию механизма  регулирования  цен  и  тарифов  на продукцию, товары и услуги формировании  и   контроле  за   реализацией  платежных,   финансовых  и внешнеторговых балансов;

- разработке  предложений  по   экономической  политике  в   сфере международного     экономического     сотрудничества,     развитию     и совершенствованию механизмов  регулирования внешнеэкономических  связей, взаимовыгодному экономическому  сотрудничеству с  зарубежными странами и осуществлению совместных проектов и программ;

- формировании  и  реализации   позиции  республики  по  вопросам, связанным   с   участием   Узбекистана   в   деятельности  международных экономических организаций;

- разработке и обеспечении реализации государственной политики  по привлечению  иностранных  инвестиций  и  размещению инвестиций субъектов республики  за  рубежом,  а  также  в  сотрудничестве  с  международными финансовыми   организациями   в   инвестиционной   сфере   и  экспертизе предложений в области международного инвестиционного сотрудничества;

- подготавливает  годовые   и  ежеквартальные  доклады о состоянии экономики республики, выявляет диспропорции  в ее развитии и  определяет пути  их  устранения,  а  также  осуществляет  контроль  за  выполнением принимаемых   Президентом   Республики   Узбекистан    и  Правительством Республики  Узбекистан  решений  по  развитию  экономики  и   проведению экономической реформы;

- организует  изучение  платежеспособного спроса и  предложения на товарных рынках и  разрабатывает прогнозные материальные  балансы спроса и  предложения  по  важнейшим  видам  продукции, прогнозирует  ресурсную базу  страны,  подготавливает  предложения  по  экономическому механизму рационального использования природных ресурсов и ресурсосбережения;

- в  установленном  порядке  формирует  и обеспечивает контроль за выполнением государственного  оборонного заказа,  мобилизационного плана экономики страны;

- участвует  в  реализации  военно-экономического сотрудничества с зарубежными странами,  разработке мероприятий  по развитию  производства военной техники и  другого военного имущества,  в создании и  сохранении мобилизационных мощностей;

- разрабатывает принципы управления экономикой в особый период и в чрезвычайных  ситуациях,  осуществляет  организационное  и  методическое обеспечение  мобилизационной  подготовки  страны,  участвует  в развитии системы   государственного   материального   резерва,   в    обеспечении выполнения мероприятий по гражданской защите;

- формирует в  установленном порядке  объемы и  структуру поставок продукции (выполнения работ  и услуг) для  государственных нужд за  счет централизованных  источников  финансирования,  включая   государственное бронирование важнейших видов  материально-технических ресурсов для  нужд обороны и  безопасности страны,  государственный материальный   резерв и резерв  Правительства   Узбекистана  и   организовывает  работы   по  их осуществлению;

- участвует   в    разработке   и    осуществлении    региональной экономической  политики,  разрабатывает   региональный  аспект  прогноза социально-экономического  развития   республики,  стратегии   размещения производительных  сил  и  совершенствования  территориальной   структуры экономики;

- участвует в разработке и  реализации политики в области  доходов и потребления населения;

- участвует   в   формировании   и   реализации    государственной экологической  политики  и  разработке  мер по обеспечению экологической безопасности Узбекистана;


б) в области статистики:

- разрабатывает   и   обеспечивает   реализацию    государственной статистической   политики,   организует   на   основе   единой   научной методологии  функционирование   статистической  информационной   системы республики,  проводит  работу  по  планомерному  расширению  гласности и доступности  экономической  и  социальной  информации,  превращения ее в важнейший фактор формирования общественного мнения;

- разрабатывает  национальные  счета   и  итоговые   экономические балансы государства  и, с  учетом требований  к ним,  проводит поэтапное реформирование  статистической  системы  республики,  приведение  ее   в соответствие  с  международными  нормами  и стандартами, обеспечивающими развитие  и   углубление  современных   индикативных,  аналитических   и статистических  методов  и  инструментов  учета  и контроля за развитием экономики, культуры, повышением уровня жизни и благосостояния народа;

- систематически совершенствует  единую технологическую  систему и программное  обеспечение   сбора,  обработки,   накопления,  хранения  и передачи  статистической  информации,  координирует  деятельность   сети вычислительных   центров    и   других    организаций    государственной статистической системы;

- обеспечивает   достоверность,   объективность,    оперативность, стабильность,  комплексность  и  системность статистических показателей, всесторонне  характеризующих  процессы,  происходящие  в экономической и социальной жизни;

- организует  электронный  обмен   статистической  информацией  со статистическими   службами   зарубежных   государств   и  международными статистическими  организациями  и  ведет  соответствующие информационные банки;

- формирует   и   поддерживает   единое   пространство  социально- экономической   информации   на    территории   республики   на    общей методологической основе;

- осуществляет    ведение    государственного    регистра     всех хозяйствующих  субъектов,  расположенных  на  территории  республики,  и системы экономико-статистических классификаторов;

- проводит  межгосударственные  и  межрегиональные  статистические сопоставления по основным показателям функционирования экономики;

- организует  и  проводит   статистическое  наблюдение  за   ходом выполнения  государственных  программ  социально-экономического развития республики, ее  регионов и  отраслей народного  хозяйства, постановлений Олий Мажлиса,  указов Президента,   постановлений и  других  нормативных актов  Кабинета  Министров  Республики  Узбекистан  по  экономическим  и социальным вопросам;

- осуществляет   статистические   наблюдения   и    подготавливает обобщенную информацию о:

- процессах  воспроизводства,   состоянии  финансов   государства, предприятий  и  отраслей  народного  хозяйства,  денежном  обращении   и кредитной системе, динамике цен и уровне инфляции;

- ходе   экономических   реформ,   институциональных   изменениях, становлении рыночных отношений и инфраструктуры рынка;

- конъюнктуре  рынков  труда,   инвестиционных  и  потребительских товаров и услуг, динамике товарных запасов и экономической   конъюнктуре в целом;

- демографических  процессах,   динамике  и   структуре   трудовых ресурсов, оплате труда и его условий, уровне незанятого населения;

- уровне   материальной   обеспеченности   жизни   населения    по социальным  группам   и  группам   доходности,  прожиточном    минимуме, состоянии  жилищных  условий,  здравоохранении,  образовании,  культуре, правопорядке и экологической обстановке;

- динамике  функционирования   секторов  и  отраслей экономики, их научно-технического потенциала;

- внешнеэкономической    деятельности    и    торговом     балансе государства;

- разрабатывает   методическую   базу,   организует   и   проводит тематические   переписи,    цензовые   обследования,    мониторинг    по социально-экономическим вопросам;

- формирует  и  обеспечивает  выполнение государственной программы статистических работ на предстоящий период (государственный заказ);

- организует    совместно    с    министерствами,     ведомствами, хозяйственными    объединениями,     Советом    Министров     Республики Каракалпакстан,   хокимиятами   областей   и   г.   Ташкента,    другими заинтересованными  органами  работу  по  обеспечению  всех хозяйствующих субъектов   (статистических   единиц),    находящихся   на    территории республики,   бланками    (формами)    государственной    статистической отчетности,  централизованной  в  органах  государственной статистики, и инструкциями по их заполнению;

- обеспечивает,  в  соответствии  с  планом  статистических работ, республиканские и местные  органы государственной власти  статистической информацией,   соответствующей   направлениям    их   деятельности     и информационной потребности, в установленном порядке.


4.  Министерство  макроэкономики  и  статистики  представляет  в Кабинет Министров Республики Узбекистан:

- прогноз    макроэкономических    показателей    и     социально- экономического развития страны на предстоящий период;

- материальные  балансы  по  важнейшим  видам  сырья,  материалов, готовой продукции и продовольственным товарам;

- мероприятия   по    формированию    государственного    резерва, мобилизационной подготовки страны и гражданской защите;

- объемы и структуру закупок продукции для государственных нужд;

- инвестиционную программу на предстоящий период;

- государственную  программу  статистических  работ на предстоящий год (государственный заказ на проведение статистических работ);

- годовые  и   ежеквартальные  доклады   о  состоянии    экономики Узбекистана;

- экономически  обоснованные  заключения  по: 

вопросам   развития отдельных  отраслей,  регионов  страны  и  жизнеобеспечения   населения;

проектам  межправительственных   договоров  и   соглашений  в    области внешнеэкономических  связей,  использованию  централизованных   валютных ресурсов,  товарному  наполнению  иностранных  кредитов,  получаемых под правительственные   гарантии;   

регулированию   денежного    обращения, улучшению состояния  денежных расчетов  в экономике,  формированию рынка ценных бумаг и движению  акционерного капитала;

основным направлениям  и методологии  приватизации,  демонополизации,   развития  конкуренции   и управления      государственным      имуществом;      

совершенствованию нормативно-правового   обеспечения   экономической   реформы;  

развитию инфраструктуры рынка и новых  организационных форм рыночной экономики  и другим вопросам, относящимся  к компетенции Министерства  макроэкономики и статистики.


5. Министерство  макроэкономики и  статистики при  осуществлении своих  задач  и  функций  взаимодействует  с  другими   государственными органами и местными органами исполнительной власти.


6. Министерству  макроэкономики и  статистики для  осуществления возложенных на него функций предоставляется право:

- координировать    в    установленном    порядке     деятельность республиканских   экономических    органов,    министерств,    ведомств, корпораций,   концернов,   ассоциаций,   компаний,   Совета    Министров Республики  Каракалпакстан,   местных  органов   управления  в   области прогнозирования,   статистики,    определения    перспектив   социально- экономического развития республики и регулирования экономики;

- запрашивать  и  получать  в  установленном  порядке  от  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций  материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

- издавать  в   пределах  своей   компетенции  нормативные   акты, подлежащие  обязательному  выполнению  органами  исполнительной  власти, предприятиями,  учреждениями  и  организациями.  В  случае необходимости решения принимаются Министерством макроэкономики и статистики  совместно или по согласованию с другими органами исполнительной власти;

- разрабатывать   методические   материалы   и   рекомендации   по вопросам, входящим в его компетенцию;

- представлять по  поручению   Правительства Узбекистана  интересы Республики  Узбекистан  на  международном   уровне  в  части   вопросов, входящих  в  его  компетенцию,  участвовать  в  подготовке  и заключении торгово-экономических   соглашений    с   иностранными    государствами, торгово-экономическими  союзами,  в  работе международных экономических, финансовых   и   статистических   организаций,   узбекистанских   частей межправительственных  комиссий  по   экономическому   сотрудничеству   с иностранными государствами;

- определять  в  пределах   средств,  выделяемых  министерству   на научные  исследования,  перечень  важнейших   научных  работ  в  области макроэкономики  и  статистики,  привлекать  в  установленном порядке для разработки  вопросов,  входящих  в  его  компетенцию, научные учреждения Академии  наук  Республики  Узбекистан,  другие научно-исследовательские учреждения,  предприятия,  отдельных  ученых  и  специалистов,  а  также участвовать в распределении  бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на эти цели через Государственный комитет по науке и технике и  Академию наук Республики Узбекистан;

- утверждать инструкции и формы по вопросам статистики и учета  на основе  единых  статистических  стандартов,  классификаций, методологий, обязательные   для   исполнения    всеми   министерствами,  ведомствами, предприятиями,   учреждениями   и   организациям,   независимо   от   их подчиненности  и  форм  собственности,  местными  органами управления, а также гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

- осуществлять    контроль    за    выполнением    министерствами, ведомствами, корпорациями,  концернами, ассоциациями,  Советом Министров Республики   Каракалпакстан,   хокимиятами    областей   и   г. Ташкента мероприятий   по   мобилизационной   подготовке   народного    хозяйства республики,   проводить   (при   необходимости)   экспертизу    проектов размещения  крупных   объектов  промышленности,   транспорта  и   других отраслей  материального  производства  на  их  соответствие  требованиям устойчивости  функционирования  экономики  в  особый  период и вносить в Кабинет Министров предложения по этим вопросам;

- получать на безвозмездной основе государственную  статистическую отчетность,     необходимые     данные     и     материалы     по   всем учетно-статистическим  работам  в  объемах  и  установленные  сроки   от министерств, ведомств, в том числе финансовых, банковских, таможенных  и иных  ведомств  и  служб,   местных  органов  управления,   предприятий, учреждений,  организаций,  других  юридических  лиц  независимо  от   их подчиненности и форм собственности,  а также от граждан,  осуществляющих предпринимательскую деятельность;

- созывать  в   установленном  порядке   совещания  по   вопросам, входящим в его компетенцию, с привлечением руководителей и  специалистов других   органов   исполнительной   власти    и   крупных  хозяйствующих субъектов;

- осуществлять издательскую деятельность;

- осуществлять    контроль    за    выполнением    министерствами, ведомствами,     местными     органами     управления,    предприятиями, организациями,   другими   юридическими   лицами,   независимо   от   их подчиненности и форм  собственности, законодательных и нормативных актов по вопросам статистики и учета;

- проверять достоверность отчетности и состояние первичного  учета в  министерствах,   ведомствах,  на   предприятиях,  в   учреждениях   и организациях, независимо от их подчиненности и форм собственности;

- в   случае   выявления   искажений   обязывать   соответствующих юридических  и  физических  лиц  вносить  исправления  в первичный учет, бухгалтерский  баланс  и другие взаимосвязанные  документы, а в  случаях выявления   преднамеренных   искажений   государственной  статистической отчетности  ходатайствовать  о  применении  к   виновным   установленных законодательством    Республики    Узбекистан    мер     дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности:

- заключать  в  предусмотренном  законодательством  порядке  и   в соответствии   с   международными    правовыми   нормами   договоры    о сотрудничестве  со  статистическими  ведомствами  других  государств  по вопросам   совершенствования   методологии   и   практики    статистики, использования  новых  технологий  электронной  обработки  статистической информации в  экономической, демографической,  социальной, экологической областях.


7.    Министерство    макроэкономики    и    статистики    несет ответственность за повышение научного уровня, совершенствование  методов и улучшение  организации статистики  и прогнозирования  экономического и социального развития республики.

Министерство макроэкономики и  статистики в рамках  действующего законодательства   правомочно   принимать   все   необходимые   меры  по обеспечению  качественного  и  своевременного  выполнения возложенных на него задач.


8. Решения Министерства макроэкономики и статистики, принятые  в пределах  его   полномочий,  являются   обязательными  для    исполнения центральными  экономическими   органами,  министерствами,   ведомствами, местными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами.


9.   Назначение   и    освобождение   от   должности    министра макроэкономики   и   статистики   осуществляется   в   соответствии    с Конституцией Республики Узбекистан.

Министр   макроэкономики   и   статистики   несет   персональную ответственность  за  выполнение  возложенных  на  министерство  задач  и осуществление  им  своих  функций,  устанавливает  степень  персональной ответственности  руководителей  структурных  подразделений  центрального аппарата   за   руководство   отдельными   направлениями    деятельности министерства.

Министр   макроэкономики   и   статистики   имеет   двух  первых заместителей   министра,   четырех   заместителей   министра - начальников департаментов. Первые заместители  министра приравниваются к  министрам, заместители  министра - начальники департаментов - к  первым  заместителям министра.

Министр  макроэкономики  и  статистики  издает  приказы  и  дает указания,  обязательные  для  исполнения  подразделениями   центрального аппарата  Министерства  и   подведомственными  организациями,  а   также утверждает  принимаемые  в  пределах  полномочий  Министерства  решения, обязательные для исполнения всеми  юридическими и физическими лицами  на территории республики.


10.  В  Министерстве  макроэкономики  и  статистики   образуется коллегия  в   количестве  11   человек,  персональный   состав   которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях  рассматривает крупные  народнохозяйственные  проблемы,  определяющие  пути   ускорения социально-экономического развития  республики, конкретные  направления и методы   углубления   экономических   реформ,   формирования    рыночных механизмов  управления  экономикой,  обеспечения ее сбалансированности и становления многоукладности, развития  рыночной инфраструктуры, а  также вопросы   улучшения   методологии    и   организации    прогнозирования, совершенствования статистического учета  и отчетности, введения  системы национальных  счетов,   повышения  уровня  организации  работы  аппарата Министерства, подбора и расстановки кадров.

Решения  коллегии   проводятся  в   жизнь  приказами    министра макроэкономики и статистики.


11.   Основными   структурными   подразделениями    Министерства макроэкономики  и   статистики  являются   департаменты,   возглавляемые заместителями министра - начальниками департамента, и отделы.

Начальники  отделов  Министерства  макроэкономики  и  статистики назначаются  на   должность  и   освобождаются  от   должности  решением министра.


12.   Министерство   макроэкономики   и   статистики   руководит деятельностью находящихся при нем:

Института макроэкономических и социальных исследований,

Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков,

Учебно-консалтингового центра рыночных отношений,

Редакции   журнала   "Иктисод   ва   хисобод"   ("Экономика    и статистика").

Министерство экономики  и статистики  Республики Каракалпакстан, главные  управления  экономики  и  статистики  областей и г. Ташкента, а также  отделы  экономики  и  статистики  в  городах и районах республики подведомственны     соответственно     Совету     министров   Республики Каракалпакстан, хокимиятам  областей, городов  и районов  и Министерству макроэкономики и статистики Республики Узбекистан.

Методическое   руководство   и   координацию   их   деятельности осуществляет  Министерство   макроэкономики  и   статистики   Республики Узбекистан.

Назначение  руководителей  областных  и  Ташкентского городского главных  управлений  экономики  и  статистики,  а  также   руководителей входящих в их состав управлений статистики осуществляется  Министерством макроэкономики  и  статистики  Республики  Узбекистан  по  представлению хокимов  областей  и  г. Ташкента,  а руководителей районных и городских отделов  экономики   и  статистики   -  соответственно,   областными   и Ташкентским  городским  главными  управлениями  экономики  и статистики по представлению хокимов районов и городов.

Руководители  районных   и  городских   центров  статистики    и вычислительных   работ   назначаются   на   должность    Государственным департаментом  статистики  Министерства  макроэкономики  и статистики по представлению начальников  управлений статистики  Министерства экономики и  статистики  Республики   Каракалпакстан,  областных  и   Ташкентского городского главных управлений экономики и статистики.

Центры  статистики  и  вычислительных  работ  районов  (городов) находятся  в  прямом   подчинении  управлений  статистики   Министерства экономики  и  статистики  Республики  Каракалпакстан, главных управлений экономики и статистики областей и г. Ташкента.

На территориальные органы экономики и статистики возлагается:

- разработка  и  реализация  мер  по  углублению рыночных реформ в регионах:

- подготовка территориальных балансов, предложений по  обеспечению комплексного  развития  регионов,  рациональному использованию природных ресурсов;

- определение  направлений  и  конкретных  путей  повышения уровня жизни  населения  на  основе  обеспечения  его трудозанятости, насыщения потребительского   рынка   товарами   и   услугами,   развития  отраслей социальной сферы;

- внедрение методов сбора  и обработки статистической  информации, отвечающих  международным  нормам  и  стандартам,  обеспечение полноты и оперативности статистического учета и анализа процессов, происходящих  в экономической и социальной жизни региона.


13.  Структура  и  численность  работников центрального аппарата Министерства   макроэкономики   и   статистики   утверждается  Кабинетом Министров.  Министр  макроэкономики  и  статистики  имеет  право вносить изменения в  утвержденную структуру  центрального аппарата  Министерства макроэкономики  и  статистики  в  пределах  установленной  численности и фонда оплаты труда.

Штатное   расписание   центрального   аппарата   Министерства  и положение  о  его  структурных  подразделениях  утверждаются   министром макроэкономики и статистики.


14.   Министерство   макроэкономики   и   статистики    является юридическим лицом,  имеет печать  с изображением  Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.