Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Отдельные отрасли экономики / Утратившие силу акты / Общие вопросы экономики /

Программа углубления экономических реформ в строительстве на 1998-2000 годы (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 03.09.1998 г. N 375)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Постановлению КМ РУз

от 03.09.1998 г. N 375



ПРОГРАММА

углубления экономических реформ в

строительстве на 1998-2000 годы


1. ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УГЛУБЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ


Цель Программы углубления экономических реформ в строительстве  создание организационных, экономических и правовых условий формирования рыночных отношений в капитальном строительстве, совершенствование системы управления строительным комплексом на основе рыночных принципов и механизмов.

Основными направлениями углубления экономических реформ в строительстве на период 1998 - 2000 годы являются:

дальнейшее углубления процессов приватизации и акционирования подрядных строительных организаций и предприятий строительной индустрии, разукрупнение и демонополизация строительных управленческих структур;

стимулирование создания частных строительных фирм, развития в сфере строительства средних и малых предприятий и организаций, рыночной инфраструктуры;

формирование рынка подрядных и проектных работ в капитальном строительстве, усиление роли договорных отношений в строительной деятельности, повсеместное внедрение тендерных торгов при размещении заказов, осуществление строительства преимущественно на условиях ”под ключ”;

повышение уровня подготовки и совершенствование порядка формирования, рассмотрения и утверждения технико-экономических обоснований инвестиционных проектов, обновление нормативно-технической базы строительства;

совершенствование структуры управления строительным комплексом с переходом преимущественно на одно-двухзвенную систему управления;

осуществление институциональных преобразований во всех звеньях управления отрасли, сокращение аппарата управления и непроизводительных расходов;

совершенствование форм и механизма организации производства и труда в подрядных строительных организациях на основе внедрения бригадного подряда, оплаты по завершенным этапам работ;

сокращение сроков и снижение себестоимости строительных работ.



2. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ПОДРЯДНЫХ РАБОТ


Ключевая роль в углублении экономических реформ в строительстве принадлежит формированию рынка подрядных работ.

В этих целях предусматривается осуществить:

поэтапный переход на повсеместное внедрение конкурсного (тендерного) отбора заказчиком исполнителя проектных и строительных работ (генерального подрядчика);

укрепление договорных отношении как единственно возможной формы регулирования производственно-хозяйственных и другие взаимоотношении субъектов инвестиционном деятельности;

внедрение различных форм и механизмов ответственности за обеспечение обязательств при исполнении договоров подряда.

В целях ускоренного формирования рынка подрядных работ предусматривается осуществлять дальнейшее углубление процессов приватизации и демонополизации, создание конкурентной среды между проектными и строительными организациями, основанными на различных формах собственности.

Продолжится процесс приватизации государственных строительных предприятий и организации, акционирования производств, который в основном будет завершен к началу 2000 года. При этом в государственной собственности останутся только некоторые особо важные для экономики страны крупные строительно-монтажные организации нефтегазового, энергетического и других специальных видов строительства.

Формирование частных компаний и фирм в сфере строительного бизнеса будет осуществляться как путем создания новых предприятий, так и на основе продажи физическим и юридическим лицам убыточных и бесперспективных строительных организаций.

Другими важнейшими механизмами демонополизации и формирования конкурентной среды станут:

ликвидация или принудительное разукрупнение объединений предприятий и организаций различного типа, монополизировавших отдельные виды строительно-монтажных и других работ, связанных с инвестиционно-строительной деятельностью,

создание самостоятельных строительно-хозяйственных систем на базе трестов как основного первичного звена в строительстве, ликвидация надстроечных структур;

внедрение системы конкурсного (тендерного) размещения заказов на проектирование и строительство объектов, в том числе со сдачей объектов ”под ключ”

Для практического осуществления повсеместного перехода к тендерному методу отбора подрядных организаций предусматривается:


1. До конца 1998 года обеспечить разработку всей необходимой нормативно-правовой документации по механизму проведения тендерных торгов.

В зависимости от специфики предмета торгов будет разработана документация для тендерного отбора подрядчиков или консультантов при:

выполнении проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских и других подготовительных работ;

строительстве и техническом перевооружении предприятий, здании и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе на условиях ”под ключ”;

поставке комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях ”под ключ”;

управлении проектом, консультировании, надзоре


2. Осуществление организационных и нормативно-правовых мер, направленных на создание благоприятных условий для повсеместного проведения тендерных торгов.


3. Создание независимых консалтинговых организации, оказывающих консультативную помощь заказчикам при проведении тендерных торгов, и оформлении тендерной документации, предоставлении неконфиденциальной информации о подрядных строительных организациях, ценах на строительные материалы и подрядные работы, в проведении тендерных торгов в качестве их организатора и т.п.


4. Установление четких границ для органов государственною управления, определяющих их право выступать в качестве заказчиков только по объектам государственною заказа, финансируемым за счет централизованных источников.

Укрепление договорных отношении в подрядной деятельности направлено на повышение ответственности всех участников инвестиционного процесса за конечные результаты их труда. Законодательной основой формирования договорных отношений служит Гражданский кодекс Республики Узбекистан, Положение об организации строительства на контрактной основе и строительства объектов ”под ключ”, другие нормативные акты, устанавливающие механизм взаимоотношении заказчика и подрядчика.

При этом заключение договора, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству республики, будет являться исключительной компетенцией самих субъектов инвестиционной деятельности.

Предусматривается введение жестких санкций при неисполнении договорных обязательств и связанных с этим подзаконных актов. Получит должное развитие заключение предконтрактных соглашений как необходимой формы отношений между подрядчиком, участником тендерных торгов и субподрядчиком, производителями товаров и услуг, поставщиками.

В качестве форм обеспечения обязательств при исполнении договоров подряда будут широко использоваться внедряемые на договорной основе:

поручительство; гарантии, выдаваемые банками или иными специальными финансовыми институтами; страхование рисков; залог; задаток; неустойка; удержание имущества; другие формы обеспечения.

В целях повышения уровня конкуренции на рынке подрядных работ предусматривается широкое участие на нем иностранных проектных и строительных компании. Их участие на рынке подрядных работ осуществляется преимущественно на тендерной основе. При объявлении тендера или конкурса па проектные или строительно-монтажные работы иностранным участником подается заявка и готовятся предложения, согласно тендерным условиям.

Для участия на тендерных торгах но крупным или специальным инвестиционным проектам иностранная подрядная организация должна предоставить гарантийные обязательства исполнения договора со стороны первоклассного зарубежного банка и получить разрешение от уполномоченного государственного органа управления па право осуществления подрядной строительной деятельности на территории республики.

Взаиморасчеты с иностранными организациями осуществляются на основе действующего законодательства.



3. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА СТРОИТЕЛЬНЫХ

МАТЕРИАЛОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ


С целью создания конкуренции в сферах комплектации строительного производства и привлечения для его ведения специализированных организаций намечается:

продолжение демонополизации в сфере производства строительных материалов и комплектующих, отказ от ведомственного подхода подчиненности предприятий строительной индустрии;

широкое применение подрядчиками тендерного метода отбора отечественных и зарубежных поставщиков строительных материалов и изделий из числа непосредственных производителей;

организация оптовых рынков строительных материалов, регулярное проведение ярмарочных торгов, расширение реализации строительных материалов и комплектующих через товарно-сырьевые биржи;

создание специализированной строительно-инвестиционной биржи;

предоставление полной самостоятельности в выборе подрядчиками субподрядных организаций и предприятий-поставщиков строительных материалов и комплектующих изделий, конструкции и оборудования в пределах определенной договором сметной стоимости строительства;

свободное участие отечественных предприятий-производителей строительных материалов и конструкции, специализированных предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности, на рынке предоставляемых услуг подрядным организациям.



4. РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ

ОБОСНОВАНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ


Обязательным условием строительства объектов является наличие соответствующей проектной документации и подтвержденных источников финансирования.

Повышение качества инвестиционных проектов базируется на кардинальном улучшении процессов разработки бизнес-планов и технико-экономических обоснований (ТЭО) инвестиционного проекта. Разработка бизнес-планов и ТЭО инвестиционных проектов осуществляется инвесторами (инвесторами-заказчиками) самостоятельно или по их заказу на договорных условиях консалтинговыми или инжиниринговыми компаниями.

Предусматривает введение обязательного экспертного заключения официальными организациями или независимой экспертной организации о целесообразности осуществления соответствующих крупных инвестиционных проектов, независимо от источников их финансирования. В случаях, если заказчик сам не является инвестором, будет вводиться механизм, когда заказчик принимает от инвестора заказ на осуществление инвестиционного проекта только при наличии экспертного заключения.

Подрядчик по согласованию с заказчиком может самостоятельно заключать договор на составление проектно-сметной документации.

Отбор компаний по разработке проектно-сметной документации осуществляется на тендерной основе по инициативе заказчика (инвестора-заказчика).

Предусматривается повышение ответственности подрядных проектных организаций, выигравших тендерные торги, за своевременное и качественное исполнение договоров на разработку необходимой проектно-сметной документации.

По крупным инвестиционным проектам, вошедшим в Республиканскую инвестиционную программу и финансируемым полностью или частично за счет централизованных источников, утверждение проектно-сметной документации осуществляется соответствующими решениями Кабинета Министров

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инвестиционные проекты за счет кредитных ресурсов банков, предусматривается возможность разработки проектно-сметной документации как в общеустановленном порядке, так и на основе типовых проектов, разработанных инжиниринговыми компаниями и одобренных экспертными комиссиями уполномоченных банков.



5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

И ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА


В целях сокращения стоимости строительства предусматривается внести принципиальные изменения в сложившуюся систему ценообразования в строительстве путем создания предпосылок для рыночной саморегуляции цен на подрядные работы и материально-технические ресурсы, необходимые для их выполнения, что не исключает по мере необходимости государственное воздействие на антимонопольное регулирование цен.

Приоритетное значение придается размещению заказов на строительство, проектирование, закупку материалов, конструкции и оборудования через систему тендерных торгов, с установлением фиксированной конечной цены за объект или услугу.

Финансовая ответственность за окончательные результаты возлагается на подрядчика, а экономия, достигнутая в результате снижения фактической стоимости, остается в его распоряжении и служит стимулом для снижения фактических затрат и сроков строительства.

Расчеты с подрядчиками предполагается осуществлять оговоренными в контрактах авансовыми платежами до определенного процента стоимости контракта. Окончательный расчет предусмотрен после завершения строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.

В целях уменьшения стоимости строительства:

во всех тендерных предложениях на осуществление проектно-изыскательских и подрядных строительных работ стартовая стоимость проектных и строительных работ в соответствующие конкурсные предложения участников тендера будут определяться только в фиксированных размерах,

с 1 января 2000 года будет полностью отменено применение индексов удорожания строительства, и стоимость всех инвестиционных проектов будет определяться в действующих ценах;

оплата заказчиком услуг за разработку проектно-сметной документации будет производиться после проведения независимой экспертизы;

предусматривается строгая регламентация сроков строительства объектов с возмещением подрядными организациями материального ущерба за несвоевременное исполнение договоров;

если по вине заказчика своевременно не представлена проектно-сметная документация и не осуществлена поставка оборудования и не выполнены другие обязательства, то заказчик несет ответственность и возмещает причиненный подрядчику материальный ущерб;

размер материального ущерба за несвоевременное исполнение договоров и все сверхсметные расходы будут определяться по средним ценам тендерных торгов за предшествующий период, либо по биржевым ценам;

при строительстве объектов социально-культурной сферы (жилье, здравоохранение, образование) будут широко использоваться типовые проекты;

будут приняты меры по резкому сокращению накладных расходов в строительстве как за счет совершенствования нормативной базы, так и за счет упорядочения структуры управления строительными организациями.

В целях сокращения сроков строительства предусматривается развитие вахтового метода строительства без ограничения сменности работ.

В регионах республики предполагается создание информационно-аналитических хозрасчетных маркетинговых фирм для формирования банка данных стоимости строительства, регистрации и анализа реального уровня цен на строительные материалы, конструкции, транспорт, строительные механизмы и рабочую силу.

Создаются сети оптовых специализированных снабженческо-сбытовых фирм по торговле строительными материалами с гибкой системой цен, учитывающей сезонные и технологические изменения спроса на строительные материалы и конструкции.



6. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

НОРМАТИВНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

СТРОИТЕЛЬСТВА


Основными направлениями совершенствования нормативно-технической базы строительства являются:

формирование национальной системы норм проектирования, разработки технико-экономических обоснований, нормативной и технической документации в строительстве;

разработка новых ресурсосберегающих методов и технологий строительства на основе широкого применения прогрессивных строительных материалов, экономичных объемно-планировочных и технических решений;

воссоздание и расширение фонда проектной продукции массового применения на принципиально новой методологической основе с первоочередным обеспечением малого и среднего предпринимательства;

повышение эффективности строительных работ, конкурентоспособности отечественных подрядных строительных организаций на основе удешевления стоимости строительства и повышения его качества;

содействие организации центров сертификации проектной продукции и материалов, инженерных изыскании.



7. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

И СОБЛЮДЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ


Для повышения качества проектных и строительно-монтажных работ, обеспечения безопасности предусматривается:

введение механизма независимой экспертизы на всех стадиях инвестиционного цикла - от разработки бизнес-плана и ТЭО до приемки готового строительного объекта;

введение в договора подряда на проведение строительных работ срочных гарантийных обязательств подрядчика по устранению неисправностей и прочих нарушений, которые по объективным причинам не могли быть обнаружены приемочной комиссией в период приемки готового объекта;

совершенствование нормативно-технической документации, строительных норм и правил, стандартов.



8. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В КАПИТАЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ


В 1998 2000 голы предусматривается осуществить разграничение функций государственного и хозяйственного управления строительством, обеспечить переход от узковедомственного, основанного на административно-командных методах, к функциональному управлению проектной и строительной деятельностью путем:


1. Сокращения звенности хозяйственного управления отраслью с переходом, как правило, на одно- двухзвенную систему управления.


2. Децентрализации и преодоления ведомственного характера деятельности подрядных строительных организаций и предприятий строительной индустрии.


3. Придания самостоятельного статуса всем проектным организациям.


4. Возложения на Госкомархитектстрой следующих основных функции по государственному управлению строительной деятельностью:

проведение государственной политики и области строительства, архитектуры и  градостроительства, формирование концепции развития отрасли;

проведение единой научной и технической политики в строительном производстве, в создании информационной базы капитального строительства;

разработку форм и методов государственного регулирования строительной деятельностью;

осуществление мониторинга за деятельностью независимых фирм по экспертизе качества инвестиционных проектов и строительных работ;

разработка и обеспечение мониторинга нормативно-правовых актов в строительстве;

осуществление мер по стандартизации и сертификации и строительной деятельности, совершенствованию системы ценообразования в строительстве;

осуществление экспертизы качества инвестиционных проектов и строительных работ;

осуществление лицензирования установленных законодательством видов проектных, строительно-монтажных, ремонтных и эксплуатационных работ.

В регионах функции органов государственного управления по вопросам, входящим в компетенцию Госкомархитектстроя, осуществляют его территориальные органы, а по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов - подчиненные им управления и отделы капитального строительства

С целью перехода к 2000 году, как правило, на одно- двухзвенную систему управления строительными организациями намечено:

осуществить поэтапную ликвидацию надстроечных структур в виде республиканских и областных органов хозяйственно-административного управления;

ликвидировать или принудительно разукрупнить объединения и организации, монополизировавшие отдельные сферы строительства, в первую очередь системы Узколхозстроя, Узагростроя и Узпромгражданстроя;

создать самостоятельные строительно-хозяйственные организации на базе трестов без надстроечных структур;

углубить процессы приватизации государственных предприятий и организации путем создания частных строительных организаций, в том числе на базе недействующих и (или) излишних производственных мощностей и площадей, обанкротившихся, убыточных и хронически низко рентабельных предприятий, предоставления самостоятельного статуса юридического лица первичным строительным подразделениям;

содействовать формированию мобильных строительных компаний в форме финансово-строительных групп, с участием банковского капитала, способных конкурировать на рынке подрядных работ с зарубежными компаниями не только в республике, но и за рубежом.

Основными субъектами первичного хозяйствующего звена и подрядной строительной деятельности будут являться следующие организационно-правовые структуры:

частные строительные фирмы и другие хозяйственные общества и товарищества в форме малых предприятий и организаций;

строительные тресты и форме акционерных обществ, в том числе с участием иностранного капитала.

В ходе институциональных изменений в отрасли из подчинения республиканских отраслевых структур намечается вывести проектные и научно-исследовательские институты с правом самостоятельной работы на рынке услуг по проектированию.

Получит дальнейшее развитие используемая в мировой практике система активного управления проектами (проект менеджмент). Ключевая роль в формировании такой системы принадлежит заказчикам проектов.



9. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ

ПЕРСПЕКТИВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Важнейшим направлением научных и технических изысканий в области капитального строительства является создание в республике отечественною производства современных видов строительных материалов, на базе максимальною использования местного сырья и высокоэффективных технологий.

Основными направлениями перспективных технологий являются:

сокращение применения сборных железобетонных конструкций за счет строительства зданий и сооружений монолитным способом;

внедрение конструкций облегченного типа, удовлетворяющих спрос на рынке частного строительства;

улучшение дизайна и ресурсо-энергосберегающих показателей санитарно-технического оборудования, водоснабжения и биохимической очистки стоков;

применение принципиально новых строительных материалов, удешевляющих строительство и улучшающих его качественные характеристики.
























Время: 0.0051
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск