язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебная власть. Правосудие/ Судебная система/ Высший хозяйственный суд/ Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам/ Постановления кассационной инстанции/ По иным вопросам/ Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 18.08.2009 г. N 10-0921/3756(30)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

18.08.2009 г.

N 10-0921/3756(30)


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Действие лицензии прекращается в случаях систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении


Депозитарий ДП "PROGNOZ-PLYUS" (далее - ДП) обратился с иском в хозяйственный суд к Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан (далее - Центр) о признании недействительными постановления комиссии Центра N 08-44/50 и предписания N 08-45/139 от 23 сентября 2008 года, решения комиссии Центра о применении экономических санкций в отношении ДП и предписания N 05-27/01 от 20 января 2009 года и 5 февраля 2009 года.

Также Центр обратился с иском в хозяйственный суд о применении в отношении ДП экономических санкций в размере 708905 сум.

Определением суда от 20 апреля 2009 года дела объединены в одно производство.

Далее со стороны Центра подано дополнение к иску о прекращении действия лицензии N 472, выданной Центром 8 мая 2002 года ДП на право осуществления депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

Со стороны ДП также подано дополнение к иску о признании недействительным предписания Центра N 05-27/04 от 17 марта 2009 года.

Определением суда от 5 мая 2009 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено ОАО "Ангрен нон ва нон махсулотлари ишлаб чикариш".

Определением суда от 18 мая 2009 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ОАКБ "Галлабанк" и АК "Уздонмахсулот".

Решением суда первой инстанции от 1 июня 2009 года в удовлетворении иска ДП отказано, а иск Центра удовлетворен.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 23 июля 2009 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе и в дополнении к ней, а также в отзыве ОАО "Ангрен нон ва нон махсулотлари ишлаб чикариш" ставится вопрос об отмене решения и постановления и принятии нового решения.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнения к ней, а также отзыва, изучив материалы дела, считает решение и постановление подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 23 сентября 2008 года Центр вынес постановление N 08-44/50 о направлении предписания ДП об устранении нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, направлении материалов дела в суд за нарушение установленного порядка учета и отчетности по инвесторам на основании статей 174-1, 242 и 245 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности и передаче материалов дела в Генеральную прокуратуру Республики Узбекистан.

Во исполнение указанного постановления, 23 сентября 2008 года Центром выдано ДП предписание N 08-45/139 об устранении допущенных нарушений и предоставлении информации в Центр об исполнении настоящего предписания со сроком исполнения 30 дней со дня его получения.

16 января 2009 года комиссией Центра было принято решение о направлении за нарушение установленного совершения и регистрации сделок с ценными бумагами письма ДП по досудебному урегулированию спора с установлением срока для осуществления добровольной оплаты экономической санкции в размере 708905 сум, которое было направлено ДП 20 января 2009 года за N 05-22/30.

20 января 2009 года Центром выдано ДП предписание N 05-27/01 об устранении допущенных нарушений и разработке плана мероприятий по недопущению впредь нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, осуществлении обратных проводок по переводу акций, списанных со счета Ш.Исамова, о принятии мер в отношении должностных лиц общества, виновных в допущении нарушений требований законодательства о рынке ценных бумаг, и предоставлении информации в Центр об исполнении данного предписания со сроком исполнения 10 дней со дня его получения.

5 февраля 2009 года Центром выдано предписание ДП за N 05-26/244 об осуществлении обратных проводок по переводу акций, списанных со счета депо Ш.Исамова в порядке, установленном законодательством, до выяснения обстоятельств принадлежности эмиссии списываемых акций АО "Ангрен нон ва нон махсулотлари ишлаб чикариш", с двухдневным сроком исполнения данного предписания.

17 марта 2009 года со стороны Центра выдано ДП и Центральному депозитарию ценных бумаг предписание N 05-27/04 об осуществлении обратных проводок по переводу 396071 штук акций, списанных со счета Ш.Исамова, а также осуществлении перевода 396 071 штук акций в другой депозитарий по решению Ш.Исамова - депонента ценных бумаг. Центральному депозитарию ценных бумаг указано, после перевода указанных акций обеспечить замораживание их в депозитарии, выбранном депонентом, до завершения судебных процессов и по результатам предоставить в Центр информацию об исполнении настоящего предписания с приложением подтверждающих документов, со сроком исполнения данного предписания в течение двух дней со дня его получения.

Не согласившись с действиями Центра, ДП предъявило иск в хозяйственный суд о признании недействительными постановления комиссии Центра N 08-44/50 и предписания N 08-45/139 от 23 сентября 2008 года, решения комиссии Центра о применении экономических санкций в отношении ДП и предписания N 05-27/01 от 20 января 2009 года и 5 февраля 2009 года, а также предписания N 05-27/04 от 17 марта 2009 года.

Из материалов дела следует, что Центром по результатам рассмотрения дела N 08-42/49 о нарушении законодательства Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг, принятого в отношении ДП, на основании решения комиссии по рассмотрению дел о нарушении законодательства Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг, созданной на основании постановления Центра от 3 сентября 2008 года за N 08-42/49 установлено следующее. На основании дополнительно представленных документов со стороны АК "Уздонмахсулот" и Центрального депозитария выявлено, что 14 марта 2005 года Госкомимуществом Республики Узбекистан были переведены государственные доли акций 41 общества (находящихся в структуре АК "Уздонмахсулот"), в том числе ОАО "GALLA-ALTEG" и ОАО "Октошдонмахсулотлари" на счет АК "Уздонмахсулот" для формирования его уставного фонда.

В нарушение пунктов 4.6 и 5.6 "Положения о реестре акционеров акционерного общества", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 16 августа 1996 года за N 274 (утратило силу 17 апреля 2009 года в соответствии с постановлением Госкомимущества, зарегистрированным Министерством юстиции Республики Узбекистан 7 апреля 2009 года за N 274-2) со стороны ОАО "GALLA-ALTEG" и реестродержателя общества ДП в реестр акционеров, закрытый по состоянию на 15 февраля 2005 года была внесена АК "Уздонмахсулот" вместо государства и дивиденды, начисленные ОАО "GALLA-ALTEG" по итогам 2004 года в размере 37201,8 тыс. сум, за удержанием налога (начислено 43766,8 тыс. сум) были перечислены на расчетный счет АК "Уздонмахсулот".

Кроме того, со стороны ДП сверка с депозитарием не проводилась и АК "Уздонмахсулот" была внесена в реестр акционеров ОАО "GALLA-ALTEG", закрытый для проведения общего собрания акционеров по итогам 2004 года без оснований, т.е. на момент закрытия реестра на счету АК "Уздонмахсулот" в Центральном депозитарии ценные бумаги ОАО "GALLA-ALTEG" отсутствовали. В результате со стороны ОАО "GALLA-ALTEG" и реестродержателя общества ДП нанесен ущерб государству в виде дивидендов на общую сумму 37201,8 тыс. сум.

25 февраля 2005 года наблюдательным советом ОАО "Октошдонмахсулотлари" принято решение о закрытии реестра акционеров по состоянию на 28 февраля 2005 года и проведении общего собрания акционеров по итогам 2004 года на 28 марта 2005 года. Председатель наблюдательного совета ОАО "Октошдонмахсулотлари" письмом от 26 февраля 2005 года за N 6 обратился к реестродержателю общества ДП с просьбой закрыть реестр акционеров 28 февраля 2005 года.

Однако, согласно письму ДП от 18 марта 2005 года за N 102 реестр акционеров был закрыт по состоянию на 15 марта 2005 года из-за выявленных расхождений между данными реестра и депозитарного учета. Общее собрание акционеров по итогам 2004 года проведено 28 марта 2005 года, однако, в нарушение статьи 57 Закона Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров", реестр акционеров был закрыт 15 марта 2005 года, т.е. не за 30 дней до официально объявленной даты собрания акционеров. В результате чего ОАО "Октошдонмахсулотлари" были начислены дивиденды АК "Уздонмахсулот" на общую сумму 40259,1 тыс. сум. Из начисленных дивидендов бьжо удержано 6038,9 тыс. сум налога на дивиденды и остаток 34220,2 тыс. сум были перечислены на расчетный счет АК "Уздонмахсулот".

В результате со стороны ОАО "Октошдонмахсулотлари" и реестродержателя общества ДП нанесен ущерб государству в виде дивидендов на общую сумму 34220,2 тыс. сум.

На основании дополнительно представленных документов со стороны АК "Уздонмахсулот" и Центрального депозитария, 4 августа 2005 года Госкомимуществом Республики Узбекистан была переведена государственная доля акций, которая была выпущена 2 июня 2005 года для увеличения государственной доли до 51 % согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2005 года N ПП-90 "Об изменении уставных фондов предприятий, входящих в состав АК "Уздонмахсулот".

Однако в нарушение пунктов 4.6 и 5.6 "Положения о реестре акционеров акционерного общества", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 16 августа 1996 года за N 274 (утратило силу 17 апреля 2009 года), со стороны ОАО "Шурчи дон махсулотлари" и реестродержателя общества ДП в реестр акционеров, закрытый по состоянию на 6 июня 2005 года без оснований была внесена АК "Уздонмахсулот".

Председатель ОАО "Шурчи дон махсулотлари" обратился письмами к реестродержателю общества ДП о закрытии реестра акционеров сначала 1 июня 2005 года, потом 6 июня 2005 года, в связи с проведением общего собрания акционеров по итогам 2004 года 30 июня 2005 года.

Общее собрание акционеров по итогам 2004 года проведено 30 июня 2005 года однако, в нарушение статьи 57 Закона Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров", реестр акционеров был закрыт 6 июня 2005 года, т.е. не за 30 дней до официальной даты собрания акционеров.

Следовательно, дивиденды, начисленные по итогам 2004 года на 137959 штук акций, которые были выпущены для увеличения государственной доли до 51% согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2005 года N ПП-90 в размере 248326,2 тыс. сум за удержанием налога были начислены и перечислены на расчетный счет компании.

В результате, со стороны ОАО "Шурчи дон махсулотлари" и реестродержателя общества ДП нанесен ущерб государству на общую сумму 248326,2 тыс.сум.

Также по результатам рассмотрения дела N Р05-30/13 Центром выявлен ряд нарушений, в том числе то, что без аннулирования в установленном законодательством порядке сделок, заключенных по продаже Ш.Исамову 396071 штук (69,7%) акций эмитента, находившихся во владении Р.Кадирходжаева, А.Кодирходжаева и ДП "Tiger-Plus", а также без аннулирования проспекта эмиссии акций общества, со стороны ДП переведены 396071 штук акций, находящихся на счете депо Ш.Исамова. Кроме того установлено, что в нарушение порядка аннулирования ценных бумаг, установленном пунктами 69.3, 69.4 и 69.5 "Единых правил (стандартов) депозитарного учета и отчетности", зарегистрированных Министерством юстиции Республики Узбекистан 1 декабря 1999 года за N 844, ДП при отсутствии уведомления Центрального депозитария об аннулировании ценных бумаг ОАО "Ангрен нон ва нон махсулотлари ишлаб чикариш" осуществило списание ценных бумаг со счетов депонентов, а также без согласия Центра и Центрального депозитария, который полностью заблокировал движение ценных бумаг ОАО, осуществило перевод акций ОАО.

В соответствии со статьей 57 Закона Республики Узбекистан "Об акционерных обществах и защите прав акционеров" на получение дивиденда имеют право акционеры, зафиксированные в реестре акционеров общества, сформированном для проведения общего собрания акционеров, на котором принято решение об объявлении дивидендов.

В акционерных обществах, преобразованных из государственных предприятий, начисление дивидендов производится на всю сумму эмитированных акций в соответствии с первоначальным размером уставного фонда, включая нереализованную часть акций, принадлежащих государству на момент принятия решений об их выплате.

В соответствии с абзацем четвертым части первой статьи 55 Закона Республики Узбекистан "О рынке ценных бумаг" при нарушении законодательства о ценных

бумагах к участникам рынка ценных бумаг применяются экономические санкции за нарушение установленного порядка совершения и регистрации сделок с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг - в размере 5 процентов от суммы сделки с ценными бумагами, но не более семидесятипятикратного размера минимальной заработной платы, а при повторном совершении данного нарушения в течение одного года - в размере 10 процентов от суммы сделки с ценными бумагами, но не более стократного размера минимальной заработной платы.

Согласно пункту 5 Положения "О Центре по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан" (приложение N 3 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 марта 1996 года N 126) (далее - Положение) одной из основных задач Центра является осуществление контроля за исполнением законодательства о рынке ценных бумаг органами государственного управления, участниками рынка ценных бумаг и в случаях выявления нарушений законодательства о рынке ценных бумаг вынесение по ним заключений и предписаний, являющихся обязательными для исполнения, применение к нарушителям санкций в соответствии с законодательством.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 7 Положения, Центр имеет право в случае нарушения участниками рынка ценных бумаг законодательства Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг обращаться в суд в интересах инвесторов, владельцев ценных бумаг, государства, без уплаты государственной пошлины, о применении экономических санкций, применять указанные санкции в случае признания участниками рынка ценных бумаг вины в совершении правонарушений и добровольной их уплаты, 10 процентов которых поступают в Фонд социального развития и материального поощрения работников Центра, а остальная часть направляется в доход государственного бюджета.

Согласно пункту 39 Положения "О лицензировании профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" (приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июля 2003 года N 308) приостановление и прекращение действия лицензии, аннулирование лицензии производится в случаях и порядке, предусмотренных соответственно статьями 22-24 Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В соответствии с абзацем шестым части первой статьи 23 указанного Закона, действие лицензии прекращается в случаях систематического или однократного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных в лицензионном соглашении.

При таких обстоятельствах, судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права и оснований для их отмены не установлено.

В связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение и постановление оставлению без изменения, с отнесением уплаченных 701000 сум государственной пошлины и 5000 сум почтовых расходов на ДП. Довзыскать с ДП 280400 сум государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 140200 сум за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции и 140200 сум за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, всего определить ко взысканию 560800 сум государственной пошлины.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2009 г., N 12