язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Антимонопольная политика. Естественные монополии/ Инструкция о порядке контроля за приобретением более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта (Зарегистрирована МЮ 31.03.1999 г. N 685, утверждена Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции при МФ 28.01.1999 г. N 1)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ЗАРЕГИСТРИРОВАНА

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

31.03.1999 г.

N 685



УТВЕРЖДЕНА

КОМИТЕТОМ

ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ

И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ

ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

28.01.1999 г.

N 1



СОГЛАСОВАНА

ЦЕНТРОМ

ПО КООРДИНАЦИИ И КОНТРОЛЮ

ЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ РЫНКА ЦЕННЫХ

БУМАГ ПРИ ГОСКОМИМУЩЕСТВЕ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ИНСТРУКЦИЯ

о порядке контроля за приобретением

более 35 процентов акций хозяйствующего

субъекта


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящая Инструкция определяет порядок контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении инвестором более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта лицом, группой лиц, разработана в соответствии с Законами Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "  О механизме функционирования рынка ценных бумаг", "О естественных монополиях", "Об акционерных обществах и защите нрав акционеров", "О ценных бумагах и фондовой бирже", а также постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 мая 1996 года N 188 "О вопросах организации деятельности Комитета по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан" с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 марта 1997 года N 165 "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и от 7 августа 1997 года N 392 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан".


2. Настоящая Инструкция не распространяется:

на приобретение привилегированных акций, если по Уставу эмитента они не имеют права голоса;

на учредителей хозяйствующего субъекта при его образовании, за исключением случаев создания финансово-промышленных групп, холдинговых компаний;

на эмитентов, выкупающих собственные акции, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Узбекистан;

на приобретение более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта лицом, группой лиц, в случаях, если сумма балансовой стоимости активов, участвующих в соответствующей сделке лиц, не превышает четырехтысячекратный размер минимальной заработной платы, кроме случаев, когда одним из участников сделки является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного хозяйствующего субъекта.


3. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства распространяется на биржевые и внебиржевые сделки купли-продажи более 35 процентов акций одного эмитента.


4. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о ценных бумагах и фондовой бирже в процессе указанных выше приобретений осуществляется путем получения предварительного согласия государственного антимонопольного органа - Комитета по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан (далее Комитет) или его территориальных органов.


5. Для целей настоящей инструкции применяются следующие основные понятия:


акция - ценная бумага без установленного срока действия, удостоверяющая внесение юридическим или физическим лицом определенного вклада в уставный фонд акционерного общества, подтверждающая участие ее владельца в собственности данного общества и дающая ему право на получение дивиденда и, как правило, на участие в управлении этим обществом;


эмитент акций - юридическое лицо, выпускающее акции и несущий от своего имени обязательства по ним перед владельцами акций;


инвестор - физическое или юридическое лицо, либо группа лиц, связанных между собой соглашением, приобретающее акции от своего имени и за свой счет;


хозяйствующие субъекты - юридические лица всех организационно- правовых форм, в том числе иностранные, занимающиеся деятельностью по производству, реализации, приобретению товаров и оказанию услуг, их объединения, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;


субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятое производством (реализацией) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии;

доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее "влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет 65 процентов и более.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет в диапазоне от 35 до 65 процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом на основании:

стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

других критериев, характеризующих определенный товарный рынок;


группа лиц - совокупность лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:

лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения или согласованных действий имеют право прямо или косвенно распоряжаться, в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, совместной деятельности, поручения, аренды или иных сделок, контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;

между двумя или более лицами заключен договор, в силу которого получено право определять условия ведения предпринимательской деятельности одного или нескольких участников договора или иных лиц либо осуществлять функции их исполнительного органа;

лицо имеет право назначения более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

одни и те же физические лица представляют собой более 50 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.

В соответствии с антимонопольным законодательством группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект.



II. ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ЗА ПРИОБРЕТЕНИЕМ

БОЛЕЕ 35 ПРОЦЕНТОВ АКЦИЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО

СУБЪЕКТА


6. Возможность приобретения более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта лицом, группой лиц рассматривается:


а) Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов:

- при приобретении акций акционерных обществ, занимающих доминирующее положение на республиканском рынке, включенных в Республиканский Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, субъектов естественной монополии, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке республики;

- при приобретении акций хозяйствующими субъектами (инвесторами), расположенными в разных областях и являющимися группой лиц.

б) Территориальными органами Комитета:

- при приобретении акции акционерных обществ, занимающих доминирующее положение на областном рынке, включенных в областной Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, субъектов естественной монополии, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке области.


7. При приобретении более 35 процентов акций какого-либо эмитента лицом, группой лиц учитывается совокупность количества акций данного эмитента, приобретенная инвестором ранее.


8. Предварительное согласие на приобретение более 35 процентов акций какого-либо эмитента лицом, группой лиц должно быть получено до момента регистрации сделки с ценными бумагами. В противном случае сделка может быть признана недействительной.


9. Инвестиционные институты (за исключением инвестиционного консультанта), осуществляющие регистрацию сделок с ценными бумагами, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан и его территориальные отделы информируют в 3-дневный срок с момента обнаружения нарушения, государственный антимонопольный орган о наличии сделки, противоречащей статье 15  Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статье 9 Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже".


10. Инвестор при приобретении более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта представляет в государственные антимонопольные органы заявление, к которому прилагаются следующие документы и сведения необходимые для принятия решения;

- заявка на регистрацию;

- учредительные документы (учредительный договор, устав) эмитента и инвестора (копии);

- списки лиц, входящих в состав исполнительных и выборных органов управления инвестора и эмитента. В числе лиц, входящих в исполнительные органы, указываются также главные бухгалтеры либо исполняющие их обязанности;

- копии бухгалтерских балансов эмитента и инвестора;

- экономическое обоснование совершаемой сделки (ТЭО, либо бизнес-план либо копии договоров на инвестирование в производство эмитента);

- другие сведения по запросу государственного антимонопольного органа, являющиеся открытой информацией и касающиеся непосредственно рассматриваемой сделки.

Сведения, перечисленные в настоящем пункте, запрашиваются у лиц, непосредственно владеющих указанной выше информацией.


11. В случае участия физического лица в исполнительных органах, советах директоров или наблюдательных советах двух и более хозяйствующих субъектов, суммарная балансовая стоимость активов которых превышает двухтысячекратный размер минимальной заработной платы, или хозяйствующих субъектов, внесенных в реестр по одной и той же товарной группе, либо внесенных в реестр по группам товаров различных стадий одного и того же производственно-сбытового процесса, необходимо уведомление государственного антимонопольного органа этим лицом в пятнадцатидневный срок после вхождения или избрания в указанные органы или советы.


12. Определение доли эмитента и инвестора на товарных рынках, а также принадлежность их к естественной монополии осуществляется в порядке, установленном антимонопольным законодательством Республики Узбекистан.


13. Основаниями для отказа в выдаче согласия на приобретение более 35 процентов акций какого-либо эмитента лицом, группой лиц могут быть:

- если эмитент нанимает доминирующее положение на рынке товара и удовлетворение ходатайства может привести к усилению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, группы лиц или ограничению конкуренции;

- если инвестор занимает доминирующее положение на том же рынке определенного товара, что и эмитент;

- если приобретение акций, приводит эмитента и инвестора совокупности к доминирующему положению на рынке определенного товара;

- в случае экономической неэффективности совершаемой сделки;

- в случае представления ложной или недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения.

Однако, государственный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, способствующий улучшению условий торговли на рынке, повышению конкурентоспособности товара, представляющий ощутимые выгоды покупателям, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.


14. Мотивированный отказ государственного антимонопольного органа на приобретение более 35 процентов акций является основанием для отказа в регистрации сделки с акциями, а в случае ее регистрации - признания сделки недействительной в соответствии со статьей 15 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", статье 9 Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже" и статьями 114-116 Гражданского кодекса.


15. Государственные антимонопольные органы не позднее 10 дней с момента получения заявления сообщают заявителю в письменной форме о своем решении (согласии или отказе).

Если в даче согласия будет отказано по мотивам, которые заявитель сочтет необоснованными, он вправе, в течение месяца со дня вынесения решения обратиться в соответствующий суд с заявлением о признании отказа необоснованным. (При несогласии с принятым решением территориальных управлений по демонополизации и развитию конкуренции заявитель может обратиться в вышестоящий антимонопольный орган и в соответствующий суд).


16. Сделки или действия, совершенные в нарушение порядка, установленного статьей 15 Закона Республики Узбекистан " О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и статьей 9 Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже", приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения или ограничению конкуренции, могут быть признаны недействительными.

При установлении фактов регистрации сделок в нарушение данных требований в адрес инвестора направляется запрос о необходимости представления в государственный антимонопольный орган необходимых материалов для рассмотрения вопроса и принятия соответствующего решения.

Государственный антимонопольный орган в течение 10 дней рассматривает представленные материалы, и в случае принятия решения о нецелесообразности сохранения совершенной сделки в адрес инвестора направляется предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о ценных бумагах и фондовой бирже (приложение N 1).

О принятом решении антимонопольный орган информирует органы регистрации сделки, совершенной на биржевых торгах, Фондовую биржу, Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг и его территориальные отделы. При совершении внебиржевых сделок информация направляется в адрес соответствующего регистратора (приложение N 2).

В случае невыполнения предписания по устранению нарушений действующего законодательства вопрос о признании сделки недействительной решается в судебном порядке.

При условии непредставления требуемой для принятия решения информации или невыполнения предписания по устранению нарушений законодательства, государственный антимонопольный орган вправе применять штрафные санкции согласно статье 18 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".


17. При совершении сделок на биржевом рынке ценных бумаг антимонопольный контроль осуществляется следующим образом:

- на биржевых торгах фиксируется сделка (т.е. выдается регистрационная карточка);

- все необходимые данные по зафиксированной сделке направляются брокером-покупателем в государственные антимонопольные органы;

- государственные антимонопольные органы рассматривают предоставленные документы и в недельный срок дают согласие или мотивированный отказ;

- при согласии осуществляется регистрация сделки в соответствующих службах биржи. В случае регистрации, на договоре ставится дата выдачи регистрационной карточки.


18. Сделки, совершенные до принятия Закона Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", регулируются законодательством, действующим на тот момент.



III. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


19. Государственные антимонопольные органы имеют следующие права и обязанности:

- осуществлять проверку полноты, объективности документов и сведений, представленных на рассмотрение с целью недопущения монопольных действий на рынке и в интересах защиты прав потребителей;

- при наличии претензий к документам или неполному представлению возвращать их на доработку с указанием конкретных недостатков и неточностей в письменной форме не позднее 7 рабочих дней со дня получения документов;

- по запросу контролирующих органов представлять информацию о наличии согласования или отказа на совершение сделок по приобретению более 35 процентов акций одного эмитента.


20. Эмитент, реестродержатель, депозитарий и владелец ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации о владении более 35 процентов акций.


21. Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан, Национальный депозитарий " Вакт" и его органы на местах по запросу государственных антимонопольных органов представляют информацию, необходимую для принятия решения:

- количество акций данного эмитента, приобретенных ранее инвестором;

- исторические выписки по движению акций эмитента;

- наличие аннулированных сделок;

- иную информацию, необходимую для принятия решения о приобретении контрольного пакета акций (свыше 35 процентов), предоставление которой не противоречит действующему законодательству.


22. Должностные лица государственных антимонопольных органов несут установленную законодательством ответственность за:

- несвоевременное и некачественное рассмотрение представленных на получение разрешения документов и сведений;

- несвоевременное рассмотрение и принятие мер по жалобам и протестам акционеров и инвесторов в случае нарушения действующего законодательства по ценным бумагам и настоящей Инструкции.


23. Государственные антимонопольные органы несут установленную законодательством ответственность за соблюдение коммерческой тайны по предоставленным им сведениям.


С введением в действие настоящей Инструкции утрачивает силу "Инструкция о порядке контроля за приобретением более 35 процентов акций хозяйствующего субъекта", утвержденная Комитетом по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан 22.05.1998 г. N 03-92, согласованная с Центром по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан 25.05.1998 г. и зарегистрированная Министерством юстиции Республики Узбекистан 10.07.1998 г. N 452.



Председатель

Комитета по демонополизации

и развитию конкуренции

при Министерстве финансов                                                   Д. Ахмедов






ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к Инструкции



N ______________                 от_______________199 ___ г.


___________________________________________________

(наименование хозяйствующего субъекта)



ПРЕДПИСАНИЕ

о приведении сделок в соответствие

с законодательством



Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан, рассмотрев материал


___________________________________________________________________


___________________________________________________________________


___________________________________________________________________

                                          (описание рассмотренного материала)


установил: ________________________________________________________


___________________________________________________________________


___________________________________________________________________

                                                         (описание нарушения)


В связи с вышеизложенным, на основании статьи 15 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статьи 9 Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже") предлагаем указанную(ые) сделку(и) привести в соответствие с законодательством, о чем сообщить Комитету в срок до 10 дней. За неисполнение данного предписания несете ответственность в соответствии со статьей 18 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".



Руководитель __________________      __________________________

                                           фамилия                                                (подпись)


Исполнитель ____________________________________тел. ________


Получил ________________________________________ тел. ________






ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Инструкции



N _________________                 от___________________199 __ г.


Центр по координации и контролю за функционированием

рынка ценных бумаг


_____________________________________________________

(Ф.И.О. руководителя)



УВЕДОМЛЕНИЕ

о направлении предписаний для приведения

сделок купли-продажи акций в соответствие

с законодательством



Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан, рассмотрев вопрос о приобретении


___________________________________________________________________


___________________________________________________________________

                    (количество приобретенных акций инвестором у эмитента)


установил: данная сделка(и) осуществлена(ы) без согласования с антимонопольным органом, что является нарушением статьи 15 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (или статьи 9 Закона Республики Узбекистан "О ценных бумагах и фондовой бирже").

В связи с вышеизложенным ставлю Вас в известность, что для приведения сделок в первоначальное положение, в соответствии с законодательством, направлено предприятие в адрес


___________________________________________________________________

                                                    (наименование инвестора)



Руководитель __________________      __________________________

                                           фамилия                                                (подпись)


Исполнитель ____________________________________тел. ________


Получил ________________________________________ тел. ________