язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам/ Постановления кассационной инстанции/ По иным вопросам/ Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 04.01.2011 г. N 10-1116/1435

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

04.01.2011 г.

N 10-1116/1435


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Государство отвечает (может нести ответственность) по обязательствам юридического лица только в том случае, когда оно является учредителем данного юридического лица



Коллегия адвокатов "Shayhontohur Advokatlari" обратилась в хозяйственный суд с исковым заявлением к ответчику ЧОАК "Alp Jamol Bank" и соответчикам - Центральному банку Республики Узбекистан и Министерству финансов Республики Узбекистан о взыскании 44 817 509,60 сум.

Решением суда первой инстанции производство по делу в части исковых требований о взыскании денежных средств с ликвидируемого ЧОАК "Alp Jamol Bank" прекращено. В удовлетворении исковых требований в части взыскания денежных средств с Центрального банка Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы вместе с материалами дела, находит кассационную жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, постановлением Центрального банка Республики Узбекистан N 11/1 от 13 марта 2010 года выданная лицензия ЧОАК "Alp Jamol Bank" на совершение банковских операций была отозвана.

Согласно пункту 1.4 Положения "О порядке ликвидации банков", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан N 626 от 11 февраля 1999 года, отзыв Центральным банком лицензии на совершение банковских операций является основанием для ликвидации банков.

Пунктом 1.9 данного Положения предусмотрено, что со дня принятия постановления правления Центрального банка об отзыве лицензии и до завершения процесса ликвидации банка устанавливаются следующие ограничения:

а) приостанавливаются полномочия общего собрания акционеров, других органов и должностных лиц банка, в т.ч. по распоряжению имуществом и погашению обязательств, а также их права по управлению банком. При этом у общего собрания акционеров остается право совещательного обсуждения отчетов ликвидатора;

б) действия, совершаемые от имени или за счет ликвидируемого банка, могут иметь юридическую силу лишь в случае, если они совершены ликвидатором;

в) сроки всех долговых обязательств банка считаются истекшими;

г) прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности ликвидируемого банка;

д) в установленном законодательством порядке прекращаются споры имущественного характера с участием ликвидируемого банка, рассматривавшиеся в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу;

е) все требования имущественного характера, относящиеся к банку, могут быть предъявлены только на имя ликвидатора и рассмотрены в порядке, предусмотренном настоящим Положением и действующим законодательством;

ж) исполнительные документы судов по решениям, принятым ими до начала ликвидационного процесса и касающиеся имущественных требований к ликвидируемому банку, передаются ликвидационной комиссии для исполнения в порядке очередности, установленной законодательством.

Пунктом 6 постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 27 января 2006 года N 142 "О некоторых вопросах применения хозяйственными судами Закона Республики Узбекистан "О банкротстве" судам разъяснено, что если при рассмотрении дела в исковом порядке будет установлено наличие дела о банкротстве, возбужденного в отношении ответчика, то производство по хозяйственному спору подлежит прекращению согласно пункту 1 статьи 86 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Узбекистан.

В данном случае судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о прекращении производства по делу в части исковых требований о взыскании денежных средств с ликвидируемого ЧОАК "Alp Jamol Bank".

Также истцом заявлены требования о привлечении к ответственности Центрального банка Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан.

В соответствии с частью первой статьи 50 Закона Республики Узбекистан "О Центральном банке" Центральный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков, кредитных союзов, микрокредитных организаций и ломбардов с целью поддержания стабильности финансово-банковской системы, обеспечения защиты интересов вкладчиков, заемщиков и кредиторов, а также мониторинг и контроль за соблюдением ими правил внутреннего контроля и порядка предоставления информации, связанной с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма, в специально уполномоченный государственный орган. В силу статьи 55 вышеуказанного Закона Центральный банк и банки не несут ответственности по обязательствам друг друга, за исключением случаев, когда они сами приняли на себя такую обязанность.

В соответствии со статьями 20 и 31 Закона Республики Узбекистан "О банках и банковской деятельности" банки в Республике Узбекистан независимы при принятии ими решений, связанных с проведением банковских операций.

Отношения между банками и их клиентами осуществляются на основе договоров.

Кроме того, истцом заявлено требование о привлечении к ответственности Министерства финансов Республики Узбекистан.

Согласно пунктам 1 и 2 Положения "О Министерстве финансов Республики Узбекистан", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан N 553 от 23 ноября 1992 года, Министерство финансов является органом государственного управления Республики Узбекистан.

Министерство финансов как центральный финансово-экономический орган республики проводит в жизнь финансовую, антимонопольную, ценовую политику Республики Узбекистан и осуществляет общее руководство организацией финансов и ценообразования на всей ее территории.

В данном случае судебные инстанции обоснованно исходили из анализа требований статей 48, 53-56 Гражданского кодекса Республики Узбекистан о том, что государство отвечает (может нести ответственность) по обязательствам юридического лица только в том случае, когда оно является учредителем данного юридического лица.

При изложенных обстоятельствах судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований в части взыскания денежных средств с Центрального банка Республики Узбекистан и Министерства финансов Республики Узбекистан, в связи с чем решение суда первой инстанции от 26 сентября 2011 года и постановление суда апелляционной инстанции от 10 ноября 2011 года подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2012 г., N 6