ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о применении нулевой ставки НДС

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ

НУЛЕВОЙ СТАВКИ НДС


Опубликовано в НТВ N 35 (631) от 29 августа 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Налоговый орган провел плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. По ее результатам составил акт, в котором отразил выявленные нарушения и произвел доначисление сумм налогов. На его основании проверяемому было направлено предписание об их устранении и предложено добровольно уплатить финансовые санкции. Юридическое лицо отказалось это сделать, и налоговый орган обратился в хозсуд с иском о привлечении проверяемого к финансовой ответственности.

Суд первой инстанции исковые требования налогового органа удовлетворил. На основании его решения на расчетный счет юридического лица было выставлено инкассовое поручение. Не согласившись с этим, оно подало кассационную жалобу, в которой просило отменить решение и признать инкассовое поручение не подлежащим исполнению.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


За период с 2003 года до июля 2004 года при оказании нерезидентам услуг за свободно конвертируемую валюту юрлицо применяло нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость. В последующем в связи с тем, что это право было предоставлено только тем организациям, которые оказывали их вне территории республики, юридическое лицо стало начислять НДС в размере 20 процентов. Доначисление суммы налога за предыдущий период неправомерно, наложение финансовых санкций не соответствует законодательству, а инкассовое поручение не подлежит исполнению.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Юридическое лицо не могло применять нулевую ставку по НДС, поскольку оно оказывало услуги нерезидентам на территории республики. Доначисление налога за период с 2003 до июля 2004 года произведено правомерно, применение финансовых санкций соответствует законодательству.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:

- юридическое лицо оказывало консалтинговые услуги иностранным юридическим лицам;

- к оборотам по этим операциям оно применяло нулевую ставку налога на добавленную стоимость;

- начиная с июля 2004 года, НДС исчислялся им по общеустановленной ставке 20 процентов.

Проанализировав положения законодательства, коллегия определила:

- юридическое лицо, руководствуясь вторым абзацем статьи 72 Налогового кодекса, действовавшей в редакции до внесения в нее изменений Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 30 апреля 2004 года N 621-II, правомерно применяло нулевую ставку НДС;

- после вступления в силу указанного закона согласно его пункту 4 раздела XII юридическое лицо начисляло НДС по ставке 20 процентов от облагаемого оборота;

- финансовые санкции по статье 135 Налогового кодекса не могли быть наложены на юридическое лицо, так как оно, применяя нулевую ставку НДС, не нарушило налоговое законодательство.

Коллегия признала законным и обоснованным обложение юридическим лицом до июля 2004 года собственных оборотов по реализации услуг по нулевой ставке НДС и отменила принятое судом первой инстанции решение.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость основано на статье 72 Налогового кодекса. В соответствии с действующей сегодня ее редакцией по нулевой ставке облагаются:

- экспорт за свободно конвертируемую валюту товаров, а также выполняемых (оказываемых) вне территории республики работ (услуг), включая поставки в страны Содружества Независимых Государств, если иное не предусмотрено международными договорами Узбекистана;

- товары (работы, услуги), реализуемые для официального пользования иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними, если они не являются гражданами республики и не проживают в республике постоянно, при условии применения иностранной стороной принципа взаимности;

- работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим "переработка на таможенной территории", выполняемые (оказываемые) за свободно конвертируемую валюту;

- услуги по перевозке иностранных грузов через территорию Узбекистана (транзитные перевозки);

- коммунальные услуги, оказываемые населению по водоснабжению, теплоснабжению и газоснабжению.

В части экспорта услуг за свободно конвертируемую валюту второй абзац указанной статьи на момент совершения юридическим лицом данных операций предусматривал общее положение, согласно которому нулевую ставку были вправе применять субъекты, оказывающие услуги на экспорт. Единственное на тот момент определение экспорту услуг содержалось в девятом абзаце раздела I Положения о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках (зарегистрировано Министерством юстиции 9 августа 2000 года N 954). Им признавалось совершение операций по оказанию резидентом республики ее нерезиденту транспортных, строительных, страховых, информационных, финансовых, посреднических, консультационных, в области связи, рекламы, туризма, культуры и отдыха и других видов услуг. Как видим, определяющим критерием отнесения услуг к разряду экспортируемых определен субъектный состав сделки: заказчиком должен быть нерезидент, а исполнителем - резидент республики. Место оказания услуг для квалификации их в качестве экспортируемых в соответствии с названным определением значения не имело.

Хозяйственный суд указал, что поскольку статья 72 Налогового кодекса не содержала территориального критерия признания услуг экспортируемыми, то применение нулевой ставки юридическим лицом было правомерно.

В соответствии с пунктом 4 раздела XII Закона от 30 апреля 2004 года N 621-II в указанную статью было внесено дополнение, согласно которому введен территориальный критерий правомерности применения нулевой ставки НДС. Закон вступил в силу в июле 2004 года. С этого времени Налоговый кодекс предусматривает существенное условие применения рассматриваемого льготного налогообложения: место реализации услуг. Оно определяется, в частности, по месту:

- нахождения недвижимого имущества, если услуги связаны непосредственно с ним;

- фактического осуществления услуг, если они связаны с движимым имуществом;

- фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности;

- фактического осуществления перевозок, если услуги непосредственно связаны с этими перевозками;

- экономической деятельности заказчика - если он имеет место нахождения в одном государстве, а исполнитель - в другом.

Нулевую ставку по налогу субъект вправе применить, если место реализации услуг находится за пределами республики, за исключением услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Узбекистана по обслуживанию иностранных воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. Они, в силу специального указания на это в двенадцатом абзаце пункта 32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам) (новая редакция, утверждена постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета, зарегистрированным Министерством юстиции 29 апреля 2003 года N 1238), приравниваются к экспортным и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость также по нулевой ставке.

Ставка в размере 0 процентов при экспорте услуг, оказываемых вне территории республики, применяется при наличии:

- контрактов с иностранным лицом;

- актов, справок или других документов, подписанных заказчиком и исполнителем;

- платежных документов, подтверждающих оплату иностранным лицом оказанных ему услуг.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0171
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск