ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о неуказании ИНН в счетах-фактурах

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕУКАЗАНИИ ИНН

В СЧЕТАХ-ФАКТУРАХ

         

Опубликовано в НТВ N 05 (601) от 31 января 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Орган государственной налоговой службы при плановой проверке финансово-хозяйственной деятельности юридического лица выявил нарушение правил оформления счетов-фактур. На это было указано в акте, составленном по результатам проверки. Принято решение о наложении штрафа на 10 млн сумов. Юридическое лицо с этим не согласилось и обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Являясь плательщиком налога на добавленную стоимость, при оказании услуг оно выписывало счета-фактуры в соответствии со всеми установленными законодательством требованиями. Во многих из этих документов не проставлялись идентификационные номера налогоплательщиков-заказчиков. Налоговое законодательство за нарушение порядка заполнения счетов-фактур предусматривает ответственность как за неуказание собственных реквизитов, обязательных для отражения в первичных документах. Все реквизиты, включая данные о своем ИНН, юридическое лицо вписывало, как того требуют нормативно-правовые акты. Поэтому нет оснований для привлечения его к финансовой ответственности по пункту 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса. Решение налогового органа незаконно и подлежит признанию недействительным.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Законодательством установлена определенная форма счета-фактуры и предусматривается перечень сведений, которые должны быть в нем указаны поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при его оформлении. В их число входит и ИНН покупателя (заказчика), который юридическое лицо не указывало, в связи с чем выписывало счета-фактуры по неустановленной форме. Этим нарушены требования налогового законодательства, за что оно правомерно привлечено к финансовой ответственности по пункту 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса. Наложение штрафа соответствует закону, оснований для признания решения налогового органа недействительным не имеется.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска. Постановлением апелляционной инстанции оно было оставлено без изменения. Не согласившись с принятыми актами, юридическое лицо подало кассационную жалобу.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:

- на основании решения налогового органа у юридического лица проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности на предмет соблюдения им налогового законодательства, правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- юридическое лицо оказывало услуги, выписывало счета-фактуры, в некоторых из них отсутствовали идентификационные номера налогоплательщиков-заказчиков;

- все требуемые законодательством сведения о самом юридическом лице (ИНН, код ОКОНХ и пр.) в счетах-фактурах были указаны полностью;

- юридическому лицу вменено нарушение пункта 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса, и за несоблюдение установленной формы счетов-фактур наложен штраф.

Проанализировав положения законодательства, коллегия определила:

- по договорам с контрагентами на оказание услуг плательщиком НДС являлось само юридическое лицо;

- согласно статье 31 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14 декабря 2000 года N 160-II положения нормативно-правового акта должны применяться в практике буквально, а толкование может осуществляться только в установленных законом случаях и специально уполномоченным госорганом. Налоговый орган не имел права толковать положения пункта 10 части первой статьи 135 НК и должен был исходить из буквального смысла содержащихся в нем требований;

- в соответствии с пунктом 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы за каждый неправильно составленный счет-фактуру мог быть наложен на юридическое лицо в случае неуказания им собственного идентификационного номера налогоплательщика, а отсутствие в оформляемых счетах-фактурах ИНН заказчиков не может являться основанием для привлечения юридического лица к финансовой ответственности по данному нормативно-правовому положению.

На основании изложенного судебная коллегия сочла неправомерным наложение штрафа на юридическое лицо и признала решение налогового органа недействительным.




К О М М Е Н Т А Р И Й


В рассмотренном споре хозяйственному суду необходимо было определить:

1)  основные  требования, предъявляемые к форме счета-фактуры, и какие сведения должны быть в нем указаны;

2) состав налогового правонарушения, вмененного юридическому лицу, и в каких случаях за неуказание ИНН субъект может нести финансовую ответственность как за оформление счетов-фактур по неустановленной форме;

3) правомерно ли толкование положений Налогового кодекса об ответственности, в каких случаях и кем разрешается толкование законов.

Статьей 76 Налогового кодекса предусматривается обязанность плательщика налога на добавленную стоимость, производящего отгрузку товаров, выполняющего работы и оказывающего услуги, облагаемые НДС, выставлять лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру по форме, установленной законодательством. Лицо, которое не является плательщиком налога на добавленную стоимость, обязано выписывать счета-фактуры с отметкой "без налога на добавленную стоимость". Такое же требование предъявляется к счетам-фактурам, выписанным по товарам (работам, услугам), освобожденным от НДС.

Счет-фактура - это финансовый документ, основным предназначением которого является определение суммы НДС, начисленной на облагаемый оборот и подтверждение права выписывающего его лица на зачет сумм НДС, подлежащих уплате по полученным им счетам-фактурам за фактически поступившие в течение отчетного периода товары (работы, услуги), в том числе импортированные, которые будут использоваться для облагаемого оборота, включая оборот по нулевой ставке.

В соответствии с пунктом 46 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по производимым и реализуемым товарам (работам, услугам) (в новой редакции, утвержденной постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета, зарегистрированным Министерством юстиции 29 апреля 2003 года N 1238) счет-фактура составляется предприятием-поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на имя предприятия-покупателя (заказчика) не менее чем в двух экземплярах, первый из которых не позднее даты отгрузки товара (выполнения работы, оказания услуги) представляется поставщиком покупателю и дает право последнему на зачет (возмещение) сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном главой X Инструкции. Второй экземпляр счета-фактуры остается у поставщика.

Инструкция предусматривает следующий перечень требований, предъявляемых к форме любого счета-фактуры:

- к реквизитам самого счета-фактуры (номер, дата, сведения о товарно-отгрузочных документах, к которым он выписывается);

- к реквизитам поставщика (подрядчика, исполнителя) и покупателя (заказчика) (их наименования, адреса, телефоны, номера расчетных счетов и сведения о банках, в которых они открыты, идентификационные номера налогоплательщиков и коды по общереспубликанскому классификатору отраслевой принадлежности);

- к удостоверяющим реквизитам (ФИО руководителя и главного бухгалтера поставщика (подрядчика, исполнителя), их подписи, ФИО и подписи лиц, уполномоченных поставщиком отпустить товар, а покупателем - его принять, сведения о доверенности последнего).

Поскольку обязанность выписывать счета-фактуры с соблюдением всех обязательных требований, предъявляемых к его форме, возлагается на поставщика (подрядчика, исполнителя), то именно от него законодательство требует заполнения всех предусмотренных для этого граф, и, в первую очередь, отведенных под реквизиты. Неуказание им предусмотренных обязательных реквизитов является нарушением Инструкции.

Согласно пункту 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса за оформление счетов-фактур по неустановленной форме (неуказание или недостоверное указание идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и других реквизитов налогоплательщика в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное их наличие) взыскивается штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы за каждый неправильно составленный документ. В соответствии с указанным положением к финансовой ответственности привлекаются юридические лица, выписывающие счета-фактуры по неустановленной форме.

Перечень действий, которые могут образовать состав данного правонарушения, следующий:

- неуказание реквизитов налогоплательщика: наименования, ИНН, кода ОКОНХ, номера расчетного счета и пр.;

- недостоверное указание обязательных реквизитов налогоплательщика, под которым понимается приведение неточных цифровых данных ИНН, ОКОНХ или расчетного счета, ошибочное указание месторасположения юридического лица или банка, в котором оно обслуживается, и т.д.

В правоприменительной практике возник вопрос о том, может ли лицо, выписывающее счет-фактуру, нести ответственность по пункту 10 части первой статьи 135 НК в случае неуказания какого-либо из реквизитов своего покупателя (заказчика)?

Содержание указанного нормативно-правового положения в части идентификации субъекта правонарушения неоднозначно. В рассмотренном споре налоговый орган посчитал, что под "сведениями о налогоплательщике", указываемыми в счетах-фактурах, выписываемых исполнителем, понимаются данные как о самом исполнителе, так и о заказчике. Это означало, что выписавшее счет-фактуру юридическое лицо подлежало привлечению к финансовой ответственности как в случае неуказания собственного ИНН, так и отсутствия в документе ИНН заказчика. В данном случае налоговый орган применил расширенное толкование понятия "сведения о налогоплательщике".

Хозяйственный суд исходил из того, что в целях применения пункта 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса под налогоплательщиком следует понимать только юридическое лицо, выписавшее счет-фактуру, поскольку, во-первых, на нем лежит обязанность по его оформлению, во-вторых, плательщиком НДС в данном случае явилось именно оно.

Основной тезис сделанного хозяйственным судом вывода: юридическое лицо, выписавшее счет-фактуру, может быть привлечено к ответственности по пункту 10 части первой статьи 135 НК только в случае неуказания собственного идентификационного номера налогоплательщика, и на него нельзя наложить штраф на том основании, что оно не указало ИНН своего заказчика.

Правомерность сделанного хозяйственным судом вывода определяется совокупностью следующих факторов. Во-первых, к содержанию нормативно-правового акта предъявляется ряд требований, одним из которых является единообразность и ясность содержащихся в нем терминов и формулировок. Согласно части первой статьи 19 Закона "О нормативно-правовых актах" "текст нормативно-правового акта излагается лаконично, простым и ясным языком. Используемые в нормативно-правовом акте понятия и термины применяются единообразно в соответствии с их значением, принятым в действующем законодательстве, исключающем возможность различного толкования".

Во-вторых, излагаемые в нормативно-правовом акте нормы должны применяться в практике буквально и в точном соответствии с тем содержанием, которое в них заложено.

В-третьих, произвольное толкование нормативно-правовых положений не допускается. Толкование разрешено только в отдельных случаях, предусмотренных законом. Согласно части первой статьи 31 Закона "О нормативно-правовых актах" оно осуществляется: при обнаружении неясностей в нормативно-правовом акте; неправильной или противоречивой практике его применения.

В соответствии с частью второй указанной статьи "толкование законов дает Конституционный суд Республики Узбекистан".

В-четвертых, органы государственной налоговой службы не наделены компетенцией в толковании законов.

В рассмотренном споре, вынеся решение о квалификации правонарушения в соответствии с составом, предусмотренным пунктом 10 части первой статьи 135 Налогового кодекса, налоговый орган, по мнению хозяйственного суда, фактически осуществил толкование понятия "сведения о налогоплательщике", охватив им и ИНН заказчика. Поэтому наложение штрафных санкций на юридическое лицо, выписавшее счета-фактуры без указания в них ИНН контрагента, было признано незаконным.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству








Время: 0.0296
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск