язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам/ Постановления кассационной инстанции с комментариями/ По иностранным инвестициям/ По спору о применении налоговых льгот в отношении иностранных инвестиций

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ

НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ОТНОШЕНИИ

ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ


Опубликовано в НТВ N 47 (487) от 19 ноября 2003 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 7 декабря 2001 года N 320-II (вступил в силу 19 января 2002 года) в Налоговый кодекс были внесены изменения, в соответствии с которыми для предприятий, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов, были упорядочены льготы по уплате налогов: на доход (прибыль), добавленную стоимость, на имущество, земельного, экологического, за пользование водными ресурсами. С вступлением в силу Закона N 320-II от уплаты этих налогов освобождались не все указанные предприятия, а только находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана".


СУТЬ ДЕЛА


Налоговая инспекция провела проверку финансово-хозяйственной деятельности совместного предприятия. По ее итогам было принято решение о взыскании неуплаченных им НДС, земельного налога. ГНИ выставила инкассовое поручение обслуживающему банку о списании с расчетного счета предприятия этих сумм. СП не согласилось с решением налогового органа и обратилось в хозяйственный суд о признании решения ГНИ недействительным.


ПОЗИЦИЯ СП


Представитель СП пояснил, что оно является производственным предприятием с иностранными инвестициями, при этом число инвалидов на предприятии составляет более 50 процентов общего состава работников. В соответствии с законодательством оно освобождено от уплаты всех налогов, за исключением налога за пользование недрами. Отмена данных льгот для СП (поскольку оно не находится в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана") является условием, ухудшающим инвестирование. Поэтому в течение 10 лет с момента внесения таких изменений оно может не уплачивать налоги, в том числе земельный и НДС.



ПОЗИЦИЯ ГНИ


Госорган заявил, что отмена льгот для СП не ухудшает условия инвестирования для иностранных участников, поскольку для последних никакие льготы по уплате налогов не отменялись. СП является резидентом Узбекистана и не относится к иностранным инвесторам. Его уставный фонд на момент отмены налоговых льгот полностью сформирован. Поэтому 10-летняя гарантия применения законодательства, сохраняющего положение иностранного инвестора в случае ухудшения условий его инвестирования, на СП не распространяется.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

- СП было зарегистрировано до внесения в Налоговый кодекс изменений, отменяющих льготы, предусмотренные ранее для предприятий, использующих труд инвалидов;

- численность работников-инвалидов на предприятии составляла 53,7 процента от общего числа работников;

- в соответствии с частью второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года СП было полностью освобождено от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами;

- на момент внесения в Налоговый кодекс изменений СП в полной мере пользовалось льготами по освобождению от уплаты земельного налога и НДС;

- отмена льгот для СП по уплате налогов влечет за собой увеличение продажной стоимости выпускаемой продукции, цен на внутреннем рынке, снижение экспортного потенциала. В результате иностранные учредители СП недополучат более 100 млн сумов, убытки для них составят более 200 млн сумов;

- в соответствии с частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I к иностранным инвестициям, в данном случае в течение 10 лет с момента инвестирования, применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

На основании изложенного суд решил удовлетворить требования СП и отменил решение налогового органа, признав за СП право не уплачивать налоги, от которых оно было освобождено, в течение 10 лет с даты инвестирования, поскольку это ухудшает условия инвестирования.

ГНИ не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляцию с просьбой отменить его. Апелляционная инстанция полностью поддержала позицию суда первой инстанции и отказала ГНИ в удовлетворении ее требования. При этом дополнительно было указано, что поскольку в части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов" для предприятий, на которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общего числа работников, предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты всех налогов (за исключением налога за пользование недрами), то СП вправе согласно статье 12 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" воспользоваться данным положением как более благоприятным для иностранных учредителей предприятия.

ГНИ не согласилась с позицией апелляционной инстанции, но просрочив срок подачи кассационной жалобы, обратилась в Высший хозяйственный суд с просьбой принести надзорный протест. ВХС, изучив материалы дела, отказал ГНИ, мотивировав это тем, что выводы судов обеих инстанций верны, соответствуют законодательству, поэтому оснований для принесения протеста нет.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Предприятия с иностранными инвестициями, прошедшие государственную регистрацию до вступления в силу Закона N 320-II, в общей численности которых работает не менее 50 процентов инвалидов (кроме предприятий, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), как резиденты Республики Узбекистан имеют право пользоваться льготами, которые были им предоставлены законодательством ранее. Согласно положениям статей 31, 71, 92, 102, 113, 119 Налогового кодекса (до внесения в него изменений в соответствии с Законом N 320-II) указанная категория предприятий была освобождена от уплаты в бюджет налога на доход (прибыль), НДС, налога на имущество, земельного, экологического налогов, а также налога за пользование водными ресурсами.

Согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" в случае, если последующее законодательство Узбекистана ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

В рассмотренном случае были отменены льготы для производственного предприятия с иностранными инвестициями.

Действующее законодательство не дает определения "ухудшению условий инвестирования". Однако в данном случае суд исходил прежде всего из положений Закона "Об иностранных инвестициях" от 30 апреля 1998 года N 609-I. Так, согласно статье 3 указанного Закона иностранными инвестициями на территории Узбекистана признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода). Согласно второму и третьему абзацам статьи 5 Закона в числе форм осуществления иностранных инвестиций в Узбекистане является долевое участие иностранных инвесторов в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан, а также создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.

При признании отмены льгот для предприятия с иностранными инвестициями ухудшением условий инвестирования для иностранных инвесторов суд исходил прежде всего из имущественных интересов последних. А поскольку при отмене льгот чистая прибыль предприятия при прочих неизменных условиях снижается, то, соответственно, доход иностранного инвестора от участия в его уставном фонде также уменьшается. Данное обстоятельство следует признать ухудшением условий инвестирования для иностранных учредителей.

Поэтому совместные предприятия, зарегистрированные до вступления в силу Закона N 320-II, то есть до 19 января 2002 года, которые используют труд инвалидов, как было описано выше, имеют право пользоваться предоставленными им ранее льготами по уплате налогов в течение 10 лет с момента регистрации предприятия и обращаться в хозяйственный суд за защитой своих прав.

При этом суд, как было показано выше, полностью признал правильной позицию СП, правомерно применив положения законодательства, гарантирующие иностранным инвесторам СП условия их инвестирования.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству